Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебное тесто» рассчитана на детей с 10 до 15 лет.
Работа в кружке «Волшебное тесто» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Кружковцы знакомятся с новым материалом, его свойством, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ним, что влияет на умственное развитие. Школьникам постоянно раскрываю возможности применения тех или иных материалов, их многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.
Для передачи контура наиболее трудных фигур предлагаю использовать трафареты, вырезанные из плотной бумаги. Обведя фигуру по контуру на кальку, ребенок самостоятельно расчленяет ее на части, решая как дальше осуществить работу. Таким образом, дети практически воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения.
Цель кружка: Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
совершенствовать эстетический вкус детей;
развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма- одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи
с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Структура программы
Программа кружка «Волшебное тесто» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е.теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных). Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
эскиз;
воплощение в материале;
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
Практическим: упражнения, практические работы, практикумы.
Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов.
Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие.
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Условия реализации программы
Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете начальных классов.
Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материал
Тематическое планирование октябрь
144 часа
№ | Содержание работы | Кол-во часов | Дата |
Раздел | Изделие |
-
| Экскурсия на природу | Сбор природного материала | 2 | октябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Грибы: мухомор, белый | 2 | октябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Лепка фруктов | 4 | октябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Покрытие лаком | 2 | октябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Лепка фасоли | 2 | октябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Покрытие лаком | 2 | октябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Лепка ёжика | 2 | октябрь |
-
| Работа с соленым тестом | Панно | 4 | октябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Лепка подковы | 2 | ноябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Лепка подковы | 2 | ноябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Лепка подковы | 2 | ноябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Лепка | 2 | ноябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Собачка | 2 | ноябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Продолжение работы | 2 | ноябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Домовой | 2 | ноябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Розы | 2 | ноябрь |
-
| Работа с соленым тестом | Работа на свободную тему | 2 | ноябрь |
-
| Работа с солёным тестом | Ёлка | 2 | декабрь |
-
| Работа с солёным тестом | Снеговик | 2 | декабрь |
-
| Работа с солёным тестом | Дед Мороз, Снегурочка | 2 | декабрь |
-
| Работа с солёным тестом | Покрытие лаком | 4 | декабрь |
-
| Работа с солёным тестом | Овечка, заяц, лягушка | 4 | декабрь |
-
| Работа с солёным тестом | Изготовление новогодних символов | 5 | декабрь |
-
| Работа с солёным тестом | Новогодние коллекции | 2 | январь |
-
| Работа с солёным тестом | Итоговое занятие | 2 | январь |
-
| Работа с солёным тестом | Сова | 2 | январь |
-
| Работа с солёным тестом | Аппликация «Зимний лес» | 4 | январь |
-
| Работа с солёным тестом | Покраска, покрытие лаком, | 3 | январь |
-
| Работа с солёным тестом | Оформление в рамку | 3 | январь |
-
| Работа с солёным тестом | Защита своих работ | 2 | январь |
-
| Работа с солёным тестом | «Валентинки» | 4 | февраль |
-
| Работа с солёным тестом | Покраска, покрытие лаком | 2 | февраль |
-
| Работа с солёным тестом | Зимние забавы | 2 | февраль |
-
| Работа с солёным тестом | Подарки папам | 6 | февраль |
-
| Работа с солёным тестом | Оформление в рамку | 4 | февраль |
-
| Работа с солёным тестом | Цветы из теста: розы, ромашки | 4 | март |
-
| Работа с солёным тестом | Панно «Весна» | 4 | март |
-
| Работа с солёным тестом | Подарки мамам | 4 | март |
-
| Работа с солёным тестом | Покраска и покрытие лаком | 2 | март |
-
| Работа с солёным тестом | Вареники из теста | 2 | март |
-
| Работа с солёным тестом | Пасхальный подарок | 4 | апрель |
-
| Работа с солёным тестом | Пасхальное яйцо | 4 | апрель |
-
| Работа с солёным тестом | Панно «Церковь» | 4 | апрель |
-
| Работа с солёным тестом | Цветы | 4 | апрель |
-
| Работа с солёным тестом | Экскурсии на природу | 2 | май |
-
| Работа с солёным тестом | Подарки выпускникам | 6 | май |
-
| Работа с солёным тестом | Покраска и покрытие лаком | 6 | май |
-
| Работа с солёным тестом | Итоговая работа | 2 | май |