СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Загадки Синкса"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы кружка по биологии для 5-6 классов 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Загадки Синкса"»











Программа кружка

«Загадки сфинкса»



Кречетова Ирина Владимировна

Атеева Юлия Александровна























Пояснительная записка

В настоящее время становятся востребованными специалисты с биологическими знаниями, а это значит, что большое внимание следует уделять универсальным учебным действиям (знаниям, умениям и навыкам), приобретённым в школе на уроках биологии.

Биологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности. Они помогают осознать жизнь, как величайшую ценность, вооружают человека пониманием единства и взаимосвязи живой природы, побуждают не делать ошибок, приводящих к катастрофам.

Общебиологические знания формируются на уроках биологии и хорошо закрепляются в практической деятельности учеников. Поэтому так важно обеспечить практическую направленность изучения природы. Глубокое изучение биологии в школе возможно путем использования целой системы (комплекса) различных форм организации обучения. Основной формой организации обучения, конечно же, является урок, но более полную практическую направленность можно осуществить на факультативах, биологических кружках, различных курсах и внеклассных мероприятиях. Очень важно полученные знания связать с жизнью, чтоб был реальный пример, где и как можно использовать свои биологические знания.

Школьная программа по биологии предусматривает изучение школьниками растений, грибов, бактерий, вирусов, животных и человека. На изучение этих организмов отводится достаточно часов, как в поурочном планировании, так и в планировании факультативов, кружков и курсов. Существует множество различных программ по углублённому изучению этих организмов. Учитель может подобрать любую с учётом своих возможностей, уровня подготовленности детей и материальной базой школы или адаптировать её по своему усмотрению.

Однако в биологии есть сравнительно мало изученные организмы, которым в школьной программе уделяется недостаточно внимания. Эти организмы лишайники. Мало кто из взрослых людей знает, что лишайники – это не растения, а особая группа организмов. В современной литературе их называют лихенизированными грибами, а традиционно – симбиозом гриба и водоросли. Лишайники изучаются в 6 классе, а в последующих классах о них практически ничего не упоминается. Тема изучается под конец учебного года, а зачастую может не изучаться вообще в связи с невыполнением программы учителем по разным причинам. Это является большим пробелом в знаниях многих людей.

Лишайники необычные организмы, в которых уживаются вместе гриб и водоросль. Отношения между этими двумя организмами сложные. Раньше отношения гриба и водоросли называли симбиозом, но многие учёные считают по-разному, и вопрос до сих пор остаётся спорным. Лишайники имеют небольшие размеры и разнообразную форму, они очень медленно растут. У них своеобразный обмен веществ и специфические продукты обмена – лишайниковые кислоты. Доказано, что лишайники являются индикаторами чистоты воздуха, они имеют большое значение как для природы, так и для человека. Поэтому эти удивительные организмы находятся под пристальным вниманием учёных.

Актуальность программы обусловлена: необходимостью углублённого изучения лишайников с целью устранения пробелов в знаниях учеников, с опорой на практическую деятельность. Важность изучения обусловлена малоизученностью лишайников деревни Паршакова и близлежащей территории.

Цель кружка: более подробное, чем в школьной программе, изучение грибов и лишайников как особой группы организмов.

Задачи кружка: изучить особенности строения, организации и жизнедеятельности грибов и лишайников, выявить связь лишайников с грибами, собрать и определить коллекцию лишайников деревни Паршакова и близлежащей территории.

Среди отличительных особенностей данной программы можно назвать следующие:

•Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

•Добавлено изучение лишайников деревни Паршакова и близлежащей территории как неотъемлемой части любого биоценоза.

Программа кружка «Загадки сфинкса» предназначена для учащихся 6 классов. Содержание кружка знакомит с особенностями внешнего и внутреннего строения грибов и лишайников, их разнообразием, особенностями питания, размножения, экологическими группами, значением в природе и практической деятельности человека. Тематика кружка вооружает учащихся знаниями, необходимыми в повседневной жизни, расширяют кругозор, имеет практическое значение, предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические работы, экскурсии, а также имеет занимательный характер, что, безусловно, способствует развитию познавательного интереса к предмету.

Содержание кружка «Загадки сфинкса» вызывает у учащихся стремление к активному умственному труду, развивает интеллектуальные способности, дисциплинированность и ответственность (т.к. коллективная и групповая формы работы – это неотъемлемая часть организации курса), совершенствует знания, умения, навыки. Изучаемый учебный материал доступен, научен, интересен, имеет межпредметные связи с химией, медициной, экологией, зоологией, экономикой и другими науками. Организованы занимательные практические работы по следующим темам: “Изготовление влажных препаратов грибов”, «Исследование состава лишайников», «Зарисовка способов размножения лишайников», «Изучение плесневых грибов». Кружок развивает творческий подход учащихся к изготовлению демонстрационного материала (влажные препараты шляпочных грибов, создание коллекции лишайников, оформление буклетов.). Интеграция изучаемого материала с химией, микологией и медициной ориентирует учащихся на профессии, связанные с данными науками, позволяет повысить уровень общей культуры учащихся, расширить их представления об использовании грибов в фармакологии, народной медицине.

Программа кружка

Введение. «Этот удивительный неподвижный мир» (1 час).

Многообразие грибов и растений. Лишайники как организмы, содержащие в своём теле грибы и водоросли. Разнообразие лишайников.

Тема 1. В царстве грибов (3 часа).

Классификация, строение, мицелий, виды микоризы, размножение, отличительные особенности грибов, способы питания, экологические группы грибов, местообитание.

Тема 2. В гостях у родственников (3 часа).

Строение, разнообразие лишайников, экология. Разные точки зрения на взаимоотношения гриба и водоросли. Симбиоз. Паразитизм.

Тема 3. Размножение лишайников (2 часа).

Половое и бесполое размножение.

Тема 4. Значение грибов в природе и жизни человека (4 часа).

Ядовитые грибы, грибы паразиты, съедобные грибы, плесень, сахарные грибы (дрожжи), целительные грибы.

Тема 5. Значение лишайников в природе и жизни человека (2 часа).

Индикаторы воздуха. Ягель – олений мох. Съедобные лишайники. Лекарственные лишайники.

Тема 6. Сбор коллекции лишайников (6 часов).

Методика сбора лишайников. Экскурсии по сбору лишайников. Листоватые, кустистые и накипные лишайники. Определение лишайников.

Обобщение (3 часа).

Создание презентаций и исследовательских работ.

Таблица 1.

Тематический план (составлена автором)

п/п

Тема курса

Виды деятельности

Введение. «Этот удивительный неподвижный мир»

Знакомство с многообразием грибов, лишайников, растений (в частности водорослей). Показ презентации, муляжей, натуральных объектов. Демонстрация одноклеточных водорослей в микроскоп.

В царстве грибов.

Лекция.

В царстве грибов.

Природоведческая экскурсия. Работа с программированными карточками – заданиями по теме “Грибы”. Фототчет по экскурсии. Практическая работа “Изготовление влажных препаратов грибов”.

В царстве грибов.

Составление словаря терминов по теме “Грибы”

В гостях у родственников.

Рассказ. Практическая работа «Исследование состава лишайников».

В гостях у родственников.

Сообщения учащихся.

В гостях у родственников.

Природоведческая экскурсия. Работа с программированными карточками – заданиями по теме “Субстраты лишайников”. Создание буклета.

Размножение лишайников.

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа «Зарисовка способов размножения лишайников».

Размножение лишайников.

Урок – игра.

Значение грибов в природе и жизни человека.

Самостоятельная работа с дополнительным материалом. Работа в малых группах.

Значение грибов в природе и жизни человека.

Урок – суд.

Значение грибов в природе и жизни человека.

Практическая работа «Изучение плесневых грибов». Просмотр видеофильма «Плесень».

Значение грибов в природе и жизни человека.

Анкетирование.

Значение лишайников в природе и жизни человека.

Лекция.

Значение лишайников в природе и жизни человека.

Семинар.

Сбор коллекции лишайников.

Экскурсия «Сбор коллекции кустистых лишайников».

Сбор коллекции лишайников.

Определение кустистых лишайников.

Сбор коллекции лишайников.

Экскурсия «Сбор коллекции листоватых лишайников».

Сбор коллекции лишайников.

Определение листоватых лишайников.

Сбор коллекции лишайников.

Экскурсия «Сбор коллекции накипных лишайников».

Сбор коллекции лишайников.

Фотоотчёт по работе.

Обобщение.

Создание презентаций.

Обобщение.

Урок – конференция.

Обобщение.

Защита исследовательских работ.

Итого:

  1. часа.


Формы и методы учебных занятий

При проведении кружка учитель должен:

- нацеливать учащихся на развитие биолого-экологической компетенции;

- проводить сравнительно-сопоставительный анализ грибов и лишайников, лишайников и растений.

- использовать Интернет-ресурсы и другие средства наглядности.

- использовать разные формы занятий: путешествия, лекции, конференции, игры, проекты, презентации, а также уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся.

Формы занятий:

* Информационные занятия предполагают лекции и беседы, в ходе которых учитель комментирует новый материал, что позволяет учащимся сориентироваться в информации.

* Исследовательские занятия помогают под руководством учителя доказывать, анализировать, обобщать строение и состав лишайников, грибов, способов размножения лишайников.

* Творческие задания требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

* Работа в малых группах – дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

* Лекция-беседа является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения в учебный процесс. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей обучаемых.

К участию в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачивание слушателей вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала.

* Разработка проекта (метод проектов) — основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимися, возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

* Просмотр и обсуждение видеофильмов. На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.

Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.

Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.

В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.

* Экскурсия – одна из эффективных форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы.

Целесообразно проводить экскурсии после изучения курса, темы.

Перед учащимися можно поставить конкретные учебные задачи, познакомить с планом экскурсии.

* Проблемное задание – учебное задание, сформулированное в виде проблемного вопроса, задачи, создающих состояние затруднения, стимулирующих поисковую активность.

Целью проблемных заданий должно быть теоретическое осмысление реальных проблем, поиск путей их практического решения.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

* понимание важности изучения грибов и лишайников как живых организмов;

* понимание необходимости бережного отношения к лишайникам и осторожного обращения с некоторыми грибами;

*овладение на уровне общего образования системой знаний о царстве грибов и отделе лишайников, а так же навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

* умение работать с разными источниками информации;

* умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки грибов и лишайников;

* умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями биологической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

* умение применять биологические знания в повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7. умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

Личностные результаты. По окончании изучения данного факультатива, учащиеся должны владеть следующими компетенциями:

  • знать особенности строения грибов, таксономические характеристики данного царства, их значение, области применения, владеть спец. терминологией;

  • знать особенности строения и состава лишайников как организмов, относящихся к царству грибов;

  • уметь ориентироваться в царстве грибов с определителем и без него, изготавливать влажные препараты грибов, собирать коллекции лишайников, иметь представление о жизнедеятельности плесневых, дрожжевых, хищных и паразитических грибов, лишайников, их значении в природе и жизни человека;

  • овладеть навыком самостоятельной, групповой и коллективной творческой работы.