СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Зелёные друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА      "Зеленые друзья"

 

Пояснительная записка  

     Каждый человек хочет, чтобы дома у него было красиво и уютно. Для этого он строит, красит, ремонтирует, покупает новую мебель. Но этого недостаточно. Чтобы было ещё красивей, человек выращивает на подоконниках комнатные растения. Как бы мы не старались, без цветов дома всё равно не так уютно и красиво. Наверное, поэтому в каждом доме обязательно есть хотя бы один комнатный цветок.

     Школа –интернат это второй дом для наших детей, поэтому хочется, чтобы в родной школе им было комфортно. Большинство воспитанников  интерната из неблагополучных семей. Зачастую они просто лишены домашнего тепла и уюта. Поэтому нашей главной задачей является не только воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья, но и создание  теплой, домашней атмосферы Чтобы всегда там было красиво и никогда не хотелось бы уходить.

     Раньше у нас в школе было много цветов, но большинство из них погибли. Причина их гибели в том, что за ними не было правильного ухода. Опросив учеников и учителей школы, мы выяснили, что многие согласны с тем, что в школе нужна работа по выращиванию комнатных цветов. Мы решили, что нужно создать кружок любителей-цветоводов, которые серьёзно будут работать по озеленению школы. Но для этого надо найти или деньги, или людей, которые могут нам помочь. Мы решили узнать, кто у нас в деревне выращивает цветы, и смогут ли они нам помочь.

     Целый месяц мы вели работу в этом направлении, смогли заинтересовать своих друзей и взрослых и создали кружок любителей-цветоводов.

     Для того, чтобы кружок начал работу, мы разработали план мероприятий по озеленению школы и привлечению к данной деятельности учащихся, учителей школы  и родителей.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель программы

                        Создать условия по озеленению школы.

 

Задачи:

Образовательные - расширить знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека.

Воспитательные – осуществление экологического и природоохранного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций.

Развивающие – развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе.

Формы работы – экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой.

Программа кружка рассчитана на 1 ч в неделю, всего 36 часов.

Возраст учащихся 5-6 класс.

 

                               Сроки реализации программы 

 

Март 2010года – март 2011 года

 

Разработчики программы

 

Финаева Ольга Сергеевна – учитель начальных классов

             

Участники программы

 

 Члены кружка любителей-цветоводов

 Учащиеся ГОУ Новобрянской СКОШи VIII вида

 Учителя  ГОУ Новобрянской СКОШи    VIII вида      

 Родители

 Библиотекарь

                             Этапы реализации программы

 

         Подготовительный:    март – апрель  2010 года.

                    Основной:     сентябрь 2010 года – февраль 2011 года.

                        Заключительный:     март 2011года.

 

 

Этапы реализации программы 

  1. Подготовительный этап

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

Познакомиться с литературой о комнатных цветах.

 

Разработать план мероприятий.

 

Составить вопросы для викторины. 

Создать кружок «Фантазии природы»

Подборка материала для сценариев.

Март - апрель 2010 года

 

Март 2010года

 

Март 2010 г.

 

В течение периода

 

В течение периода

 

Библиотекарь

 

 

Рук-ль кружка,

 

Рук-ль кружка ,

 

Рук-ль  кружка,

 

Рук-ль кружка

 

 

    

2.  Основной этап

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1.

 

 

2.

 

 

3.

4.

 

5.

 

 6.

 

7.

 

8.

 

 

9.

 

10.

 

11.

 

12.

 

13.

 

14.

 

15.

 

 

 

Классный час на тему «Зелёные растения на каждом подоконнике нашей школы».

Конкурс рисунков и сочинений «Мой любимый цветок на подоконнике».

Викторина о комнатных цветах.

Конкурс на лучший эскиз озеленения школы.

Акция «Подари цветок школе!»

 

Игра «Кто хочет стать цветоводом?»

Конкурс проектов «Цветник рождается на подоконниках».

Изготовление памяток по уходу за цветами.

Конференция «Самое красивое растение на подоконнике нашего класса».

Освещение в СМИ о проводимой работе.

Брошюра о комнатных цветах с рекомендациями.

Пресс-конференция «Опасные для жизни комнатные растения».

Работа кружка «Юный цветовод».

 

Конкурс фотографий «Экзотика на подоконнике».

 

Утренник «Ах эти милые цветы!»

 

Сентябрь 2010г.

 

 

Октябрь

2010 г.

 

 

Март-Апрель 2011 г.

 

 

Ноябрь 2010г.

 

Сентябрь – октябрь

В течение года

 

Февраль 2011 г.

 

Ноябрь 2010 г.

 

В течение года

 

Декабрь 2010 г.- Февраль 2011 г.

Январь 2010 г.

 

Февраль 2010 г.

 

 

Кл. рук-ли

 

 

Учителя рисования, рус. яз. и лит-ры

Рук-ль кружка

Активы классов

 

Актив кружка

 

Актив кружка

Актив  кружка

 

Актив кружка

 

Актив кружка

 

Актив кружка

 

 

Актив кружка

 

 

Активы классов, учитель биологии

Админ. школы

 

Актив кружка

 

Актив кружка

 

 

Актив кружка

 

учитель биологии

Актив, кружка

 

учитель биологии

Актив кружка

 

 

 

 

                      Заключительный этап

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

4.

 

 

5.

Организация выставки фотографий «Экзотика на подоконнике».

 

 Смотр-конкурс кабинетов на лучшее озеленение.

 

Организация выставки рисунков и сочинений «Мой любимый цветок на подоконнике».

 

Организация выставки проектов.

 

Подведение итогов смотра-конкурса кабинетов.

 

Разработка плана мероприятий на следующий год.

 

Март 2011 г.

 

 

Март 2011 г.

Апрель 2011 г.

 

 

 

Март 2011г.

 

Март 2011 г.

 

 

Март 2011 г.

 

 

  Актив кружка

 

 

Актив кружка

 

 

 

Актив кружка

 

Адм. школы

 

 

Руководитель и актив кружка

 

 

Ожидаемые результаты 

  1. Повышение положительного отношения к комнатным растениям.
  2. Умение учеников нашей школы различать опасные для здоровья растения.
  3. Повышение интереса учащихся к изучению комнатных растений.
  4. Развитие работы в школе кружка «Зеленые друзья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема 1. Вводное занятие (1 ч)

Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Выборы старосты.

Тема 2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека (1 ч)

Экскурсия в цветочный магазин, на пришкольный участок; ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения.

Тема 3. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений (2ч)

Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; их биологические особенности; способы выращивания.

Практические работы: Сбор и изучение строения семян однолетних-цветочно-декоративных растений; выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки.

Изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников.

Тема 4. Биологические особенности комнатных растений (1ч)

Значение комнатных растений; их группировка; биологические особенности. Практические работы. Знакомство с комнатными растениями; проведение паспортизации растений.

Изготовление наглядных пособий: карты родины комнатных растений; проведение викторины по распознаванию комнатных растений.

Тема 5. Уход за комнатными растениями (2 ч)

Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с его биологическими особенностями растений и временами года.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.

Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.

 

 

 

Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.

Тема 6 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (1 ч)

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.

Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.

Тема 7. Семена однолетников и подготовка их к посеву (2 ч)

Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

Практические работы: Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

Наблюдение за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий: коллекции семян однолетников.

Тема 8. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (4 ч)

Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.

Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.

Тема 9. Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками (3 ч)

Биологические обоснование размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками.

Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков.

Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.

 

Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.

Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.

Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.

Тема 10. Выращивание рассады однолетников (3 ч)

Для озеленения территории школы.

Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.

Практические работы: Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой.

Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады.

Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений. Постановка опытов по выяснению лучших способов выращивания рассады.

Изготовление наглядных пособий: засушивание и зарисовка растений на разных стадиях развития.

Тема 11. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения (1 ч)

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Практические работы: Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.

Тема 12. Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт (2 ч)

Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян.

Практические работы: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; разбивка делянок; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место.

Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов и уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений.

Тема 13. Высадка рассады в грунт (2ч)

 

 

Практические работы: Распределение клумб, рабаток, грядок между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой.

Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.

Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов высадки рассады в грунт.

Тема 14. Общественно полезный труд в весенний период (1 ч)

Размножение комнатных растений для озеленения помещений школы, детского сада.

Выращивание цветочной рассады однолетников для озеленения улиц, дворов; высадка цветов на территории школы, на улицах, во дворах, детских садах и уход за ними; участие в дне леса.

.Тема 17. Проведение Праздника цветов (1 ч)

Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты кружка; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.

Тема 18. Сбор и хранение семян (5 ч)

Признаки созревания плодов и семян; правила их сбора; правила сушки и хранения семян.

Практические работы. Отбор растений для семенников; сбор и сушка плодов; очистка семян. Наблюдения за созреванием плодов и семян однолетников.

Проведение опытов по влиянию прищипки, удалению части соцветий на сроки созревания плодов и семян однолетников.

Подведение итогов опытнической работы.

Учет результатов опытов; оформление записей дневников; изготовление наглядных пособий.

Тема 19. Подведение итогов работы кружка (4 ч)

Фотографирование объектов живой природы Экскурсия

Материально-техническая база

Коллекции образцов растений, почвы, вредителей, насекомых

Набор удобрений

Торф

Приборы для демонстрации

Таблицы

Лупы

Модели

Горшки

Вёдра

Совки

 

Ящики посевные и другой необходимый инвентарь

Используемая литература

1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.

Аксёнов Е.С., Аксёнова Н.А. Декоративные растения. Т. II. (Травянистые растения).

Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.

Гончарова Т.А. Энциклопедия лекарственных растений: (лечение травами): Т.1.- М.: Изд. Дом МСП,1997. – 560 с.

Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.

Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.

Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.

Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.

Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.

Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951

Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – Л.: Колос. Ленингр. Отделение, 1982. – 192 с.

Цветы круглый год. - СПб.: Дельта - С.П.: 1999.-192с., ил.

Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Зелёные друзья"»

ПРОГРАММА      "Зеленые друзья"

 

Пояснительная записка  

Каждый человек хочет, чтобы дома у него было красиво и уютно. Для этого он строит, красит, ремонтирует, покупает новую мебель. Но этого недостаточно. Чтобы было ещё красивей, человек выращивает на подоконниках комнатные растения. Как бы мы не старались, без цветов дома всё равно не так уютно и красиво. Наверное, поэтому в каждом доме обязательно есть хотя бы один комнатный цветок.

Школа –интернат это второй дом для наших детей, поэтому хочется, чтобы в родной школе им было комфортно. Большинство воспитанников интерната из неблагополучных семей. Зачастую они просто лишены домашнего тепла и уюта. Поэтому нашей главной задачей является не только воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья, но и создание теплой, домашней атмосферы Чтобы всегда там было красиво и никогда не хотелось бы уходить.

Раньше у нас в школе было много цветов, но большинство из них погибли. Причина их гибели в том, что за ними не было правильного ухода. Опросив учеников и учителей школы, мы выяснили, что многие согласны с тем, что в школе нужна работа по выращиванию комнатных цветов. Мы решили, что нужно создать кружок любителей-цветоводов, которые серьёзно будут работать по озеленению школы. Но для этого надо найти или деньги, или людей, которые могут нам помочь. Мы решили узнать, кто у нас в деревне выращивает цветы, и смогут ли они нам помочь.

Целый месяц мы вели работу в этом направлении, смогли заинтересовать своих друзей и взрослых и создали кружок любителей-цветоводов.

Для того, чтобы кружок начал работу, мы разработали план мероприятий по озеленению школы и привлечению к данной деятельности учащихся, учителей школы и родителей.













Цель программы

Создать условия по озеленению школы.

 

Задачи:

Образовательные - расширить знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека.

Воспитательные – осуществление экологического и природоохранного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций.

Развивающие – развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе.

Формы работы – экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой.

Программа кружка рассчитана на 1 ч в неделю, всего 36 часов.

Возраст учащихся 5-6 класс.

 

  Сроки реализации программы 

 

Март 2010года – март 2011 года

 

Разработчики программы



Финаева Ольга Сергеевна – учитель начальных классов

Участники программы



 Члены кружка любителей-цветоводов

 Учащиеся ГОУ Новобрянской СКОШи VIII вида

 Учителя ГОУ Новобрянской СКОШи VIII вида

Родители

 Библиотекарь

       Этапы реализации программы

 

         Подготовительный: март – апрель 2010 года.

          Основной:     сентябрь 2010 года – февраль 2011 года.

Заключительный:     март 2011года.

 



Этапы реализации программы 

  1. Подготовительный этап

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

Познакомиться с литературой о комнатных цветах.

 

Разработать план мероприятий.

 

Составить вопросы для викторины. 

Создать кружок «Фантазии природы»

Подборка материала для сценариев.

Март - апрель 2010 года

 

Март 2010года

 

Март 2010 г.

 

В течение периода

 

В течение периода

 

Библиотекарь

 

 

Рук-ль кружка,



Рук-ль кружка ,



Рук-ль кружка,



Рук-ль кружка

 

 

    

2.  Основной этап

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1.

 

 

2.

 



3.

4.

 

5.



 6.



7.



8.



 

9.

 

10.

 

11.

 

12.

 

13.

 

14.

 

15.

 

 


Классный час на тему «Зелёные растения на каждом подоконнике нашей школы».

Конкурс рисунков и сочинений «Мой любимый цветок на подоконнике».

Викторина о комнатных цветах.

Конкурс на лучший эскиз озеленения школы.

Акция «Подари цветок школе!»

 

Игра «Кто хочет стать цветоводом?»

Конкурс проектов «Цветник рождается на подоконниках».

Изготовление памяток по уходу за цветами.

Конференция «Самое красивое растение на подоконнике нашего класса».

Освещение в СМИ о проводимой работе.

Брошюра о комнатных цветах с рекомендациями.

Пресс-конференция «Опасные для жизни комнатные растения».

Работа кружка «Юный цветовод».

 

Конкурс фотографий «Экзотика на подоконнике».



Утренник «Ах эти милые цветы!»

 

Сентябрь 2010г.

 

 

Октябрь

2010 г.

 



Март-Апрель 2011 г.

 

 

Ноябрь 2010г.



Сентябрь – октябрь

В течение года

 

Февраль 2011 г.

 

Ноябрь 2010 г.

 

В течение года

 

Декабрь 2010 г.- Февраль 2011 г.

Январь 2010 г.

 

Февраль 2010 г.

 

 

Кл. рук-ли

 

 

Учителя рисования, рус. яз. и лит-ры

Рук-ль кружка

Активы классов

 

Актив кружка

 

Актив кружка

Актив кружка



Актив кружка



Актив кружка



Актив кружка

 

Актив кружка



 

Активы классов, учитель биологии

Админ. школы

 

Актив кружка



Актив кружка



 

Актив кружка

учитель биологии

Актив, кружка



учитель биологии

Актив кружка

 

 




Заключительный этап



№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

4.

 

 

5.

Организация выставки фотографий «Экзотика на подоконнике».



 Смотр-конкурс кабинетов на лучшее озеленение.



Организация выставки рисунков и сочинений «Мой любимый цветок на подоконнике».

 

Организация выставки проектов.

 

Подведение итогов смотра-конкурса кабинетов.

 

Разработка плана мероприятий на следующий год.

 

Март 2011 г.

 

 

Март 2011 г.

Апрель 2011 г.

 

 

 

Март 2011г.

 

Март 2011 г.

 

 

Март 2011 г.

 

 

  Актив кружка

 

 

Актив кружка

 

 

 

Актив кружка

 

Адм. школы

 

 

Руководитель и актив кружка

 

 

Ожидаемые результаты 

  1. Повышение положительного отношения к комнатным растениям.

  2. Умение учеников нашей школы различать опасные для здоровья растения.

  3. Повышение интереса учащихся к изучению комнатных растений.

  4. Развитие работы в школе кружка «Зеленые друзья».

 
































Календарно-тематическое планирование

Тема 1. Вводное занятие (1 ч)

Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Выборы старосты.

Тема 2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека (1 ч)

Экскурсия в цветочный магазин, на пришкольный участок; ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения.

Тема 3. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений (2ч)

Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; их биологические особенности; способы выращивания.

Практические работы: Сбор и изучение строения семян однолетних-цветочно-декоративных растений; выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки.

Изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников.

Тема 4. Биологические особенности комнатных растений (1ч)

Значение комнатных растений; их группировка; биологические особенности. Практические работы. Знакомство с комнатными растениями; проведение паспортизации растений.

Изготовление наглядных пособий: карты родины комнатных растений; проведение викторины по распознаванию комнатных растений.

Тема 5. Уход за комнатными растениями (2 ч)

Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с его биологическими особенностями растений и временами года.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.

Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.







Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.

Тема 6 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (1 ч)

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.

Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.

Тема 7. Семена однолетников и подготовка их к посеву (2 ч)

Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

Практические работы: Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

Наблюдение за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий: коллекции семян однолетников.

Тема 8. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (4 ч)

Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.

Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.

Тема 9. Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками (3 ч)

Биологические обоснование размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками.

Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков.

Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.



Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.

Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.

Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.

Тема 10. Выращивание рассады однолетников (3 ч)

Для озеленения территории школы.

Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.

Практические работы: Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой.

Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады.

Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений. Постановка опытов по выяснению лучших способов выращивания рассады.

Изготовление наглядных пособий: засушивание и зарисовка растений на разных стадиях развития.

Тема 11. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения (1 ч)

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Практические работы: Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.

Тема 12. Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт (2 ч)

Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян.

Практические работы: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; разбивка делянок; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место.

Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов и уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений.

Тема 13. Высадка рассады в грунт (2ч)





Практические работы: Распределение клумб, рабаток, грядок между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой.

Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.

Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов высадки рассады в грунт.

Тема 14. Общественно полезный труд в весенний период (1 ч)

Размножение комнатных растений для озеленения помещений школы, детского сада.

Выращивание цветочной рассады однолетников для озеленения улиц, дворов; высадка цветов на территории школы, на улицах, во дворах, детских садах и уход за ними; участие в дне леса.

.Тема 17. Проведение Праздника цветов (1 ч)

Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты кружка; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.

Тема 18. Сбор и хранение семян (5 ч)

Признаки созревания плодов и семян; правила их сбора; правила сушки и хранения семян.

Практические работы. Отбор растений для семенников; сбор и сушка плодов; очистка семян. Наблюдения за созреванием плодов и семян однолетников.

Проведение опытов по влиянию прищипки, удалению части соцветий на сроки созревания плодов и семян однолетников.

Подведение итогов опытнической работы.

Учет результатов опытов; оформление записей дневников; изготовление наглядных пособий.

Тема 19. Подведение итогов работы кружка (4 ч)

Фотографирование объектов живой природы Экскурсия

Материально-техническая база

Коллекции образцов растений, почвы, вредителей, насекомых

Набор удобрений

Торф

Приборы для демонстрации

Таблицы

Лупы

Модели

Горшки

Вёдра

Совки



Ящики посевные и другой необходимый инвентарь

Используемая литература

1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.

Аксёнов Е.С., Аксёнова Н.А. Декоративные растения. Т. II. (Травянистые растения).

Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.

Гончарова Т.А. Энциклопедия лекарственных растений: (лечение травами): Т.1.- М.: Изд. Дом МСП,1997. – 560 с.

Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.

Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.

Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.

Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.

Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.

Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951

Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – Л.: Колос. Ленингр. Отделение, 1982. – 192 с.

Цветы круглый год. - СПб.: Дельта - С.П.: 1999.-192с., ил.

Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.

















Правила цветовода


  1. Правильно ухаживайте за каждым растением. Прочитайте о секретах успеха в выращивании и особенностях ухода за понравившимся растением.


  1. Выбирайте растение правильно. Растению должны подходить условия, которые вы можете ему предоставить. Опытный цветовод не сможет вырастить тенелюбивое растение на солнечной стороне.



  1. Не переусердствуйте с поливом. Корням нужна не только вода, но и воздух.


  1. Растения любят покой. Почти всем комнатным растениям зимой нужен покой, т. е. их нужно реже поливать, меньше подкармливать и содержать при более низкой температуре. Чем в течение периода активного роста.



  1. Создайте влажную атмосферу. Зимой воздух в комнате сухой, как в пустыне. Увеличить влажность можно с помощью опрыскивания.

  1. Научитесь пересаживать. Спустя год-два после приобретения растение нужно пересадить в больший горшок.



  1. Внимание! Вредители! Одну - две щитовки, как только они появились, легко уничтожить. Когда же они покрыли все растение, с ними невозможно справиться.












Правила ухода за комнатными растениями.


Температура воздуха.


Температурный режим для различных комнатных растений неодинаков. Благоприятной считается температура 13-23 градусов по Цельсию, самой высокой, пи которой растут и нормально развиваются растения, - 28 град., наименьшей – 5 град. Необходимо исключить резкие перепады температуры в помещении, зимой рекомендуется утеплять окна, а в сильные морозы с во время проветривания убирать растения с подоконников.

Для тропических видов подходит круглогодичная температура 18-25 град. Но существуют такие растения, которые зимой нуждаются в прохладе и в хорошо отапливаемом помещении могут зачахнуть, - это гиппеаструмы и глоксинии, лавр, мирт, пальмы и другие субтропические растения.


Освещенность.


Для хорошего роста растениям требуется 12-16- часовой световой день, при освещении менее 12 часов они приостанавливают свой рост и впадают в период покоя.

Освещенность зависит от степени удаленности от окна и максимальна непосредственно у окон, выходящих на юг. В ярком освещении прямыми солнечными лучами нуждаются многие растения, но от прямых солнечных лучей их необходимо притенять.

Чтобы стебли не искривлялись и все части растения получали одинаковое количество света, необходимо периодически. 1-2 раза в месяц, поворачивать его, за исключением периода формирования бутонов и фазы активного цветения.


Влажность воздуха.


Помещения с центральным отоплением из-за чрезмерной сухости воздуха не самое благоприятное место для большинства растений, которым необходима влажность 40-60%. Самый простой и наиболее распространенный – это опрыскивание с помощью распылителя. Не всем растениям необходимо опрыскивание, для растений с ворсистыми листьями оно даже губительно. В этом случае нужно увлажнять не само растение, а пространство рядом с ним.

На подоконниках, под которыми расположены радиаторы, желательно размещать растения в невысоких, с бортиками до 5 см высотой, поддонах с трехсантиметровым слоем гальки, не полностью покрытой водой. Это позволит повысить влажость воздуха возле растений, защитит их от пересыхания и переувлажнения.


Полив.


Частота и обильность полива зависит от ряда факторов: времени года; температуры помещения; фазы развития растения; размера горшка; структуры субстрата.

Противопоказан полив холодной водой (ниже 18 град) – растение получает холодный шок, нарушается всасывательная функция корней, застоявшаяся вода приводит к загниванию корневой системы; лучше, если температура воды на 2-3 град. выше комнатной.



























Значимость комнатных растений

Каждый человек стремится создать уют в своем доме или на рабочем месте. Особенно это касается жителей города, ведь люди в среднем более 20 часов в сутки проводят в помещении. Значимость растений в интерьере для них очевидна. Пусть даже в запыленном офисе, на рабочем месте среди кучи бумаг будет пробиваться маленький кактус, как из-под снега пробивается подснежник, и то будет умилять взор. Как оказывается, зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность. А так же растения очищают воздух помещений, выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы.
Но за всеми цветами надо ухаживать. Цветок в горшке или букет в вазе, каждый хочет радоваться им как можно дольше.
Так вот, подаренные Вам цветы уже конечно специально обработаны флористом, и Вы можете, ничего не делая, просто поставить их в воду. Но, если Вы хотите, чтобы цветы простояли как можно дольше, то приведенная здесь информация будет Вам полезна. Естественно, что в срезанном виде одни цветы живут дольше других, однако существует ряд основных правил продления жизни срезанных цветов и сохранения их краски.
Во-первых, избегайте быстро переносить цветы из прохладного воздуха в теплый: внезапная смена температуры может привести к тому, что цветы быстро завянут. Если Вы приносите цветы с улицы в обогреваемый дом, то надо “приучать” цветы к повышению температуры постепенно, оставляя их сначала в вестибюле, где прохладнее. Только после этого можно приступить к обрабатыванию стеблей специальными методами, чтобы повысить их водопоглощающие свойства.
Принимая в подарок цветы, вы можете быть уверены в том, что их стебли аккуратно подрезаны, а с нижней части удалены все листья. В то же время цветы, купленные в букете чаще всего бывают обезвожены. Убедитесь в том, что Вы даете цветам достаточно воды. Необходимо под струей воды обновить срезы, аккуратно удалить нижние листья и поставить цветы в теплую воду, чтобы они впитали достаточно влаги.
У растений с мягким стеблем делают длинный косой срез, что позволит цветам лучше впитывать воду.
Регулярно проверяйте цветы и подливайте свежую воду. Особенно это важно в жару или в домах с центральным отоплением, поскольку вода не только поглощается растениями, но и испаряется.
Если Вы добавляете в воду раствор аммония, который можно приобрести в цветочных магазинах, дезинфицирующие средства и удобрения для срезанных цветов и сахар, то это так же может продлить жизнь цветов.
Вы так же должны следить за тем, чтобы вода в вазе была чистая. Испорченная вода (что часто вызывается гниением листьев в воде) приводит к тому, что цветы быстро вянут. Кроме того, важное значение имеет постоянная умеренная температура. Никогда не ставьте композиции поблизости от радиаторов, или под прямые солнечные лучи.
Растения, имеющие на стебле несколько цветков, проживут дольше, если Вы будете удалять засохшие.
Благодаря этому бутоны полностью раскрываются.
Цветы с длинными тычинками дольше живут, если тычинки удаляют. Выдерните их пальцами, или отрежьте их острыми ножницами. Благодаря этому лепестки не будут испачканы пыльцой.
Опрыскивание букета водой придаст ему свежесть и аромат, поможет дольше его сохранить. Только следите за тем, чтобы на бархатистые соцветия не попадала вода, поскольку они очень быстро покрываются пятнами.

С комнатными же растениями куда больше мороки. Выращивание цветов в комнатах относится к занятиям, требующим определенных усилий. Пересадка, связанная с подготовкой нужной земельной смеси, опрыскивание и полив, проветривание, затенение - это лишь часть работы с комнатными растениями. Однако никакая работа не будет неприятной, если она доставляет удовольствие. Это занятие может служить своеобразным активным отдыхом для людей, живущих в век стрессовых ситуаций. Декоративный эффект, полученный в результате этого занятия, доставит подлинную радость.




















Основные виды комнатных растений


Красивоцветущие растения. Это сравнительно небольшая группа растений. Длительно и обильно цветут пеларгонии, сенполия. Большинство же растений цветут недолго, причем многие из них потом теряют декоративность (клубневые и луковичные). Красивоцветущие растения цветут и летом и зимой.


Декоративно-лиственные растения. В эту группу входят крупные древесные растения или кустарники, травянистые растения с зелеными листьями, например папоротники, маранты, бегонии, колеусы и др. Многие растения этой группы цветут, но очень кратковременно и невзрачно, поэтому их выращивают не ради цветов, а из-за листовой массы.


Лианы. Эти растения для нормального роста нуждаются в опоре, за которую они цепляются усиками или с помощью воздушных корней. Но нельзя рассчитывать только на способности самого растения, обычно им приходится помогать, то есть прикреплять к вертикальной опоре.


Ампельные растения. Это растения со свисающими побегами. Их выращивают в подвесных кашпо или корзинках. Как ампельные, используют небольшие лианы, а также растения с поникающими побегами и розеточные, у которых имеются побеги с длинными междоузлиями. Эффектно смотрятся и некоторые папоротники.


Суккуленты. Это растения с сочными стеблями или сочными мясистыми листьями. Они происходят из областей с длительным периодом засухи, на время которой они запасают влагу в стеблях и листьях.












Лечебная энергия растений

В настоящее время, ни для кого не секрет о существовании лечебной энергии растений.

При стрессе очень эффективен гиппеаструм. Находясь в одной комнате с этим растением, мы ощущаем свежесть и не поддаемся нервозности. Аналогичное действие оказывают и некоторые другие растения, например алоэ, кротон, хамедорея изящная, хлорофитум, адиантум, гибискус.

Если вы не уверенный в себе человек обзаведитесь комнатным плющом, который придаст вам чувство уверенности в себе, подобный эффект связан с его внешним видом и энергетическим полем. Такой же эффект оказывает орхидея венерин башмачок и папоротник адиантум.

Растения, как зантедеския или калла, жасмин, толстянка и миниатюрная роза, оказывают мягкое бодрящее действие. Они рассеивают депрессию и апатию.

Цикламены излучают энергию, которая толкает нас на новые идеи, помогает нам преодолеть стереотипы мышления и помогают вспыльчивым людям справиться с эмоциями, дарят чувство защищенности. К подобным растениям относятся гибискус, декоративный ананас, бугенфиллея и орхидея венерин башмачок.

Существуют определенные растения удивительным образом настраивают людей на мирный лад и даже помогают разрешать конфликты. Узумбарские фиалки, апельсиновые деревца, жасмин, драцена, монстера, лавр и маранта оказывают подобное воздействие.

Антуриум обладает очень большой энергией, которая позволяет побороть робость. На столе или на подоконнике вы можете расставить и другие “посты”, например бальзамин или импатиенс, гелкcину, мирт, хавортию, пуансеттию.








Цветы с характером

Не только животные бывают с характером, цветы с характером тоже достаточно частое явление. В Пенсильванском университете пришли к выводу, что растения запоминают и излучают информационные поля в том же диапазоне, что и мозг человека. Цветы имеют свои глаза - белки, тонко реагирующие на любое излучение, свои вкусовые рецепторы, а мозг, как предполагается, находится у них в корневой шейке, способной сокращаться наподобие сердечной мышцы.

С цветами связано много суеверий, что надо либо не знать их вовсе, либо верить на все сто. В Сибири комнатные растения издавна считают громоотводами и оберегами от дурного глаза. Есть цветы, ревнующие человека к семейному благополучию: плющ известен склонностью выживать из дома мужчин, традесканция - приносить несчастья. Папоротник, наоборот, принято ставить там, где часто ссорятся. На защиту семьи становятся также монстера и “денежное дерево”, кактусы оберегают дом от грабителей, фикус ограждает от нужды.

Всем известно “оздоравливающие” свойства комнатных растений. Все без исключения цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Причем амариллис расправляется с бактериями даже быстрее, чем чеснок. Так что мода на цветы предлагает нам изысканный предмет интерьера, талисман и народный “целитель” в одном горшке-флаконе.





















Энергетическое влияние комнатных растений.

Многие люди недооценивают значение комнатных цветов, думая о них лишь как об украшении дома, лекарстве или средстве улучшения микроклимата квартиры, и даже не предполагают, что цветы способны открыть перед человеком целый мир гармонии, очистить дом и защитить его от неприятностей. Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на сердечно-сосудистую систему и на физическое, психологическое и энергетическое состояние человека в целом.

Комнатные цветы минимизируют вредоносное воздействие бытовой техники и синтетических материалов в помещении, очищая пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта, защищают помещение от нежелательных влияний.
Главное, о чём нужно помнить - о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод.
У цветка основным органом, воздействующим на пространство, являются листья, которые выполняют очищающее действие. Другие части растения формируют энергетику дома и человека, усиливая или ослабляя определённые энергии, привлекая их из пространства или, наоборот, не давая им проникнуть в квартиру, трансформируя или приводя в равновесие энергии и вибрации.

Азалия поддерживает в доме энергетику бодрости, помогая сконцентрироваться на главном и не обращать внимание на мелочи. Азалия защищает от сплетен, лжи и суеты, нервозности и неуверенности.

Алоэ древовидное хорошо иметь там, где люди часто болеют, что говорит об ослабленном биополе дома. Алоэ защищает квартиру от проникновения болезнетворных энергий и вибраций, очищает и укрепляет энергетику пространства.

Аспарагус густоцветковый и спаржевый, плющ помогают “залатать чёрные дыры”, которые создают в энергетическом пространстве своей квартиры слабохарактерные люди, и предотвратить напрасную растрату энергий: через “чёрные дыры” вытекает энергия, предназначенная для свершения каких-то дел. Эти растения, как и цикламен, защищают от разочарования, поднимают настроение и придают уверенности в собственных силах.

Бальзамин создаёт вокруг себя мощный вибрационный поток радости и гармонии, сглаживая последствия конфликтных ситуаций. Бальзамин заряжает атмосферу помещения солнечной энергией; притягивает творческие энергии. Создаваемая бальзамином благожелательная атмосфера способствует проявлению в людях лучших качеств.

Бегония королевская подходит общительным, гостеприимным людям, являясь одним из сильнейших защитных растений. Бегония королевская не только трансформирует отрицательные вибрации в положительные, но ещё и упорядочивает их, приводя атмосферу в доме к равновесию и гармонии.

Бегония декоративноцветущая нейтрализует негативную энергию от ссор между близкими людьми, сглаживает конфликты и противоречия, нервозность и напряжённость (выраженную не только словами, но и имеющуюся у людей подсознательно); защищает дом от вторжения внешних вибраций.

Герань служит “огнетушителем” для негативных энергий, агрессивных нападок, эмоций гнева и раздражения. Вибрации гнева - одни из самых опасных и разрушающих благоприятную атмосферу; чем дольше агрессивная эмоция сохраняется в пространстве, тем активнее влияет на людей. Герань смягчает энергию гнева; её защитная способность распространяется большей частью на хозяев дома.

Калла может служить оберегом счастья в доме. Калла не просто приводит противоположные энергии к золотой середине, но и трансформирует их в единый поток радости. Энергетика каллы противостоит вибрациям унылости, пессимизма, тоски, печали, подавленности и депрессии. Калла повышает иммунитет человека против эмоционального истощения и стрессов, наполняя атмосферу дома радостью и бодростью.

Кактусы многолики, но действуют приблизительно одинаково: притягивают и вбирают в себя отрицательные для человека энергии, трансформируют вибрации ненависти, злобы и раздражения, работая “громоотводом”. Кактусы не пускают в дом негативную энергию, поэтому их рекомендуется ставить на окна или напротив входной двери.

Каланхоэ защищает от апатичности и упадка сил и противостоит внутренним отрицательным энергиям. Уныние - один из семи смертных грехов, его энергии отяжеляют атмосферу и закупоривают каналы радости, сводя на нет любое положительное начало. Каланхоэ Мангина не даёт энергии уныния слиться с атмосферой квартиры, защищает от депрессии и помогает выстоять в любых жизненных неурядицах.

Камелия японская является прекрасным очистителем пространства от любой негативно энергии, привлекая из пространства энергии покоя и уравновешенности, приводя к равновесию и гармонии. Камелия служит надёжным щитом от вмешательств извне тем, кто не терпит суеты и шума и стремится вести спокойную, размеренную, созерцательную жизнь.

Монстера нужна там, где обстановка отличается крайней хаотичностью, где под влиянием обстоятельств всё идёт вверх ногами. Монстера поглощает вибрации беспорядка, концентрирует все энергии на покое и равновесии, служит своеобразным “камертоном” для присутствующих в пространстве энергий, расставляя всё по местам мягко и гибко, даже нежно.

Папоротник - растение “золотой середины”, он идеально подходит для приведения в гармонию энергетических потоков внешнего мира (окружающего пространства) и внутреннего мира (собственного вибрационного поля человека). Ни одно другое растение не способно уравновесить два этих энергетических вектора, а также способствовать проявлению паранормальных способностей и пробуждению скрытых сил человека. Папоротник приводит людей к компромиссу и создаёт в атмосфере помещения чувство меры.

Сциндапсус золотистый нужен в помещении, где наблюдается “свинцовая” атмосфера - когда люди зацикливаются на материальных проблемах и бытовых мелочах, поэтому в атмосферу не могут проникнуть творческие энергии - там создаётся энергетический вакуум и психика людей начинает работать на износ. Такая же ситуация возникает, когда в помещении или по соседству находится человек, не умеющий и не желающий радоваться жизни, во всём видящий только плохое и вечно брюзжащий. Сциндапсус обладает свойством очищать пространство от застоявшихся негативных энергий и трансформировать тяжёлую энергию пассивности и лени в лёгкую энергию созидания.

Традесканция нейтрализует зависть и полезна тем, кто живёт рядом с завистливыми людьми. Традесканция обладает такими же защитными свойствами, как и эхмея сверкающая.

Узамбарская фиалка (сенполия) оказывает успокаивающее воздействие на атмосферу дома, создаёт вокруг себя уют и атмосферу блаженства и покоя. Но покоя не сонного, когда хочется замереть и не шевелиться, а радостного, когда люди не переживают по мелочам, а внутренне знают, что всё будет хорошо. Белые фиалки очищают пространство от вибраций тяжёлых мыслей и скверных чувств; они хороши для квартир, в которых живут маленькие дети, для их защиты от негативных вибраций. Фиалки с розовыми и красными цветками очищают пространство от замкнутости энергий и напряжения, в котором люди легко могут заболеть; они облегчают энергетику квартиры.

Фикус работает как “пылесос”, очищающий пространство от пыли тревог, сомнений, переживаний. Печали и беспокойства ослабляют энергетику квартиры и нарушают вибрационное равновесие. Фикус не только очищает пространство, поглощая отрицательные энергии и трансформируя их в положительные, но и препятствует проникновению негативных вибраций извне, которых особенно много в крупном городе.

Фуксия очищает квартиру от застоявшейся “заболоченной” энергии, поддерживает энергетику помещения в естественном подвижном состоянии, обеспечивая постоянный приток новых энергий творчества, помогая вырваться из замкнутого круга неприятностей.

Цикламен полезно иметь в доме, где живут или часто бывают эмоциональные люди с мягким, переменчивым, слабым характером, сильно зависящие от своего настроения или мнения окружающих. В атмосфере дома присутствуют негативные вибрации страха от их неуверенности в собственных силах, а это может быть причиной дискомфорта и болезней домочадцев. Цикламен раскрепощает замкнутую энергию, вносит в атмосферу энергию вдохновения, которого так не хватает слабохарактерным людям. Благодаря цикламену поднимается настроение, появляется желание что-то делать; цикламен защищает от разочарования.

Эхмея полосатая имеет по-женски нежный, мягкий и успокаивающий характер. Она поддерживает в доме состояние покоя и доброжелательности, и в то же время не даёт унылому настроению слиться с атмосферой, очищая пространство от отрицательной энергии апатичности и тоски. Эхмея подходит для людей с частым уныло-обиженным состоянием, или если в дом приходят любители поплакать.

Эхмея сверкающая защищает от отрицательной энергии, исходящей от завистливых и жадных людей. Зависть и жадность нарушают гармонию, образуют в энергетическом пространстве “пробоину”, через которую утекает жизненная энергия. Лучшим защитным средством в такой ситуации, кроме эхмеи сверкающей, также является традесканция.