СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружковой деятельности "Белошвейка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружковой деятельности школьников «Белошвейка» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. «Белошвейка» рассчитана на обучающихся от 11-13 лет и направлена на их подготовку к самостоятельной трудовой деятельности, ориентацию на профессии швейного производства, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творчески инициативной личности. Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива изделий, традиционные и свободные техники шитья, изготавливают стёганое изделие.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружковой деятельности "Белошвейка"»

Содержание программы






  1. Пояснительная записка __________________________________ 3-7

  2. Учебно-тематический план _______________________________7-9

  3. Содержание программы _________________________________9-18

  4. Методическое обеспечение программы ____________________17-19

  5. Список литературы _____________________________________19

  6. Календарно-тематическое планирование___________________19-27




















Пояснительная записка


Программа кружковой деятельности школьников «Белошвейка» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Учебный план кружка построен на основе типовой программы кружка швейного дела (под редакцией М.Б.Коваля), рекомендованной Управлением внеклассных и внешкольных учреждений Министерства просвещения СССР, 1988г. C целью усовершенствования элементарных творческих навыков учащихся при моделировании изготовлении одежды взяты темы «История художественного оформления одежды», «Художественное проектирование одежды» из учебника Ермиловой В.В. «Моделирование и художественное оформление одежды»: Учебное пособие для учреждений среднего профессионaльного обрaзования. Москва; Издательский центр «Академия»; Высшaя школа 2001 год.

Нормативные документы используемые при разработке программы:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральная целевая программа «развитие дополнительного образования детей в Российской Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726 – р;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

Санитарно – эпидемиологические требования, к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 от 13.10.2014 г.).

Актуальность создания программы.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать

для себя волшебный мир прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая мисси – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Учебный план кружка построен на основе типовой программы кружка швейного дела (под редакцией М.Б.Коваля), рекомендованной Управлением внеклассных и внешкольных учреждений Министерства просвещения СССР, 1988г. C целью усовершенствования элементарных творческих навыков учащихся при моделировании изготовлении одежды взяты темы «История художественного оформления одежды», «Художественное проектирование одежды» из учебника Ермиловой В.В. «Моделирование и художественное оформление одежды»: Учебное пособие для учреждений среднего профессионaльного обрaзования. Москва; Издательский центр «Академия»; Высшaя школа 2001 год.

Внеклассные занятия по данной программе тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые изделия, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.

Программа «Белошвейка» рассчитана на обучающихся от 11-13 лет и направлена на их подготовку к самостоятельной трудовой деятельности, ориентацию на профессии швейного производства, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творчески инициативной личности.

Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива изделий, традиционные и свободные техники шитья, изготавливают стёганое изделие.

Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков обучающихся.

Программа рассчитана на три года обучения. Объём учебной нагрузки в неделю составляет: 1год обучения - 1 час; 2 год обучения - 1 час; 3 год обучения – 1час.

Количество учебных часов в год: 1год -34часа; 2 год – 34часа; 3-год – 34 часа.

Цель программы: Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания изделий.

Задачи программы:

Образовательные:

-научить традиционным и свободным приёмам шитья, используя разные техники пошива;

- осваивать технологические знания, технологической культуры по изготовлению одежды, предметов быта;

-обучить приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

- совершенствовать умение и формировать навыки работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями по обработке ткани;

Личностные:

- развивать потребности творческого отношения к своей личности;

- обеспечивать гармоничное эстетическое и физическое развитие;

Воспитательные:

-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

-формировать технологическую культуру;

-формировать качества личности-настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

-овладевать методами конструктивного взаимодействия и взаимопонимания с людьми.

Планируемые результаты

Предметные

В познавательной сфере:

Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.

В трудовой сфере:

Планирование технологического процесса и процесса труда;

Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектирования объектов труда;

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии

Метапредметные

Определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов;

Соблюдение норм и правил культуры труда;

Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Личностные

Проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности;

Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

Самооценка умственных и физических способностей;

Осознание необходимости общественного полезного труда;

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальная работа,

- групповая работа,

- консультативная работа,

- творческая мастерская.

- наглядная демонстрация образцов, дидактического материала;

- практическая работа;

- выставки готовых изделий.

Рекомендуемое количество детей в группе 10 человек.

Формы организации учебного занятия

На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические. Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике шитья.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Дети учатся изготавливать изделия, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с тканью, ищут более рациональные варианты их использования.

Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.

Формы контроля:

Одним из наиболее сложных и трудовых элементов учебного процесса является организация систематического контроля и учёта знаний и умений обучающихся. Надо стремиться к тому, чтобы на занятиях проверялось всё, чему обучающиеся учащиеся.

Наиболее распределёнными формами контроля теоретических знаний являются беседы, опрос, заполнение инструкционных карт

Система контроля

На занятиях по шитью используются разные виды контроля:

- Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в выставках- конкурсах.

Помещение и оборудование

Занятия по шитью одежды проводятся в помещении, оборудованном в соответствии с требованиями, предъявляемыми к швейным мастерским. Ежегодно, перед началом занятий проверяют санитарно-гигиеническое состояние мастерской и условия, обеспечивающие охрану труда обучающихся в мастерской имеется система общего освещения люминесцентными лампами. Для выполнения всех разделов программы по годам обучения имеются бытовые швейные машины с электрическим приводом, оверлок. Швейные машины установлены так, чтобы свет падал слева. Для утюжильных работ оборудовано рабочее место учёт требований техники безопасности, пожарной и электробезопасности. Все рабочие места расположены так, что учащиеся находятся постоянно в поле зрения педагога


Учебный план

1год обучения



№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие


1

1



2

Беседы: «История декоративно-прикладного искусства», «История одежды»

1

1



3

Материаловедение. Свойства бумаги и ткани.

5

3

2


4

Ручные, швейные и утюжильные работы.

4

2

2


5

Цветоведение. Объёмные игрушки из лоскута.

6

2

4


6

Типы фигур, их измерение. Изготовление одежды на кукол. Формы, пропорции.

4

2

2


7

Изготовление изделий из хлопчатобумажных тканей


10

5

5


8

Экскурсии, выставки


2

1

1


9

Итоговое занятие


1


1


10

Всего:


34




Учебный план

2год обучения



№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие


1

1



2

История одежды


5

3

2


3

Материаловедение. Аппликация.


4

2

2


4

Машиноведение


6

2

4


5

Изготовление изделий прямоугольной формы.


4

2

2


6

Изготовление плечевого изделия

10

5

5


7

Изготовление юбки (клиньевой, юбки-солнце)


2

1

1


8

Работа с хлопчатобумажными и шёлковыми тканями


1


1


9

Изготовление изделия по выбору обучающихся






10

Организация выставок, экскурсии






11

Итоговое занятие





12

Всего:

34




Учебный план

3 год обучения



№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие


2

2



2

Беседы о культуре одежды


4

4



3

Материаловедение


6

2

4

зачет

4

Машиноведение

6

2

4

зачет

5

Отделка изделий


4

2

2


6

Изготовление изделий на конкретную фигуру из тканей, лёгких в шитье (средней плотности)


10

5

5

творческая работа

7

Итоговая модель по собственному выбору


1


1

выставка

8

Итоговое занятие


1


1


9

Всего:

34

17

17




Содержание программы

1 год обучения.

I. Вводное занятие

Комплектование группы, ознакомление учащихся с программой, правилами внутреннего распорядка, техникой безопасности. Экскурсия по ЦДТ.

II. История одежды

Иллюстрированный рассказ об истории возникновения одежды.

Костюм как вид искусства. Зарождение кроя, появление различия в назначении костюма. Функции одежды. Роль ДПИ в современной жизни. Виды, значение практической работы: знакомство с предметами ДПИ.

III. Материаловедение. Общие сведения о тканях

Виды тканей. Нетканые материалы. Отличие тканых и нетканых материалов по внешнему виду. Долевая и поперечная нити. Свойства нитей основы, учёт их при раскрое и изготовлении швейных изделий.

Формирование отличительных особенностей тканей, основных гигиенических, технологических, эксплуатационных свойств.

Познавательные сведения о тканях, демонстрация наглядных пособий, коллекций тканей. Краткие сведения о профессиях ткацкого и швейного производства. Свойства бумаги. Сравнительная характеристика ткани и бумаги.

Практическая работа:

создание альбома с образцами тканей; изготовление бумажных кружев, гирлянд; понятие симметрии и асимметрии;

подбор материала, фурнитуры;

создание изделия «по образцу».

IV. Ручные, швейные и утюжильные работы

Терминология ручных, утюжильных работ. Ознакомление с предметами, необходимыми для ручного труда. Сравнить их между собой: ножницы с ножом, см – ленту с линейкой, иглу ручную и машинную.

Понятие стежка, строчки (шва), их виды, назначение, применение. История появления предметов труда: иглы, ножниц, напёрстка. Обучение владению иглой. Правильное использование инструментов и приспособлений. Усвоение правил и приемов отмеривания ниток, завязывания узелка, закрепления конца ниток на ткани. История возникновения пуговицы. Экономное расходование материала.

Терминология влажно-тепловых работ. Требования к ним и последовательность выполнения. История создания утюга. Техника безопасности при работе с электроутюгом. Правильное использование инструментов и приспособлений.

Практическая работа:

заготовка лекал;

раскрой и изготовление изделий с применением швов временного, постоянного назначения и отдельных швов;

пришивание пуговиц, определение формы и размера петли;

выполнение влажно-тепловых работ;

игра в «лото» на усвоении терминов.

V. Объёмные игрушки из лоскута. Цветоведение.Значение игрушки в современной жизни людей. Символические и традиционные образы в игрушке. Единство функционального и эстетического значения. Зависимость формы и материала. Рекомендации по выбору отделки. Цвет и тон. Цвет как средство выразительности в оформлении. Холодные и теплые цвета.

Практическая работа:

выполнение выкроек на изделие;

подбор материала, фурнитуры;

оформление изделий в разном колористическом решении.

раскрой и соединение деталей;

изготовление игрушек, кукол, сувениров.

VI. Измерение фигур. Изготовление одежды на кукол

Основные условные линии при измерении фигур. Измерение типовой и конкретной фигуры. Сравнительная характеристика мерок полуобхватов и длин. История появления кукол, их виды, значение в жизни людей. Виды одежды и её назначение. Последовательность изготовления одежды. Рекомендации по выбору ткани, раскрою, обработки.

Расширение знаний о чертёжных инструментах и приспособлениях. Понятия о рисунке, чертеже и эскизе.

Практическая работа:

измерение на манекене и конкретной фигуре;

построение выкроек на куклу;

разметка с использованием условных обозначений, линий чертежа, масштаба;

изготовление нарядной и повседневной одежды для дома, отдыха и спорта на кукол;

ассортимент тканей для различных видов одежды;

экскурсия в ателье.

Итогом данной темы может быть конкурс «Моя Барби», составление комплектов одежды, проведение тестов и подведение итогов вместе с учащимися.

VII. Изготовление цветов

Краткие сведения из истории цветов из ткани, ленты. Их применение в одежде и предметах быта. Единство функционального и эстетического значения. Последовательность и особенности выполнения цветов из различных материалов.

Практическая работа:

изготовление цветов для брошей, заколок, одежды, настенных панно;

экскурсия на выставку «Весенний вернисаж» в художественный музей.

Организация и проведение выставок:

- итоговой выставки,

VIII. Изготовление изделий из хлопчатобумажных тканей

Выбор модели, изготовление лекал. Раскладка выкроек на ткань.

Припуски на швы. Раскрой. Последовательность изготовления.

Практическая работа.

Подбор ткани и фурнитуры. Раскладка выкроек. Обмеловка. Раскрой. Смётывание. Примерка, исправление дефектов. Соединение деталей, обработка срезов, ВТО.

IX. Итоговое занятие.

Анализ положительных и отрицательных сторон готовых работ. Советы и рекомендации учащимся.

Стартовый уровень аттестации учащихся 1 года обучения:

-Имеет представление о выбранном предмете

-Умеет разбираться в применяемых материалах и инструментах

-Имеет первичные навыки по технологии

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения

Должны знать:

Материаловедение. Основные свойства тканей.

Технология. Основные понятия терминологии ручных, швейных работ.

Конструирование. Особенности строения фигуры человека (куклы), основные структурные линии.

Должны уметь:

Соблюдать правила техники безопасности.

Выбирать и применять при изготовлении и оформлении изделий ручные швы и стежки.

Экономно производить раскладку выкроек, соблюдать правила раскроя.

Осуществлять подбор материалов, фурнитуры, орудий труда.

2 год обучения.

I. Вводное занятие

Правила для учащихся. Цели и содержание работы. Общие правила безопасных приёмов труда.

II. История одежды

Основные сведения об изготовлении одежды. Требования, предъявляемые к современной одежде. Разновидность одежды по способу крепления.

Практическая работа:

работа с журналами мод;

упражнения по определению вида и назначения одежды.

III. Материаловедение. Аппликация.

Классификация тканей по назначению. Сравнительная характеристика текстиля и трикотажа. Правила ухода за одеждой.

Практическая работа:

подбор коллекций тканей на темы: «В гостях», «На работу», и т. п.;

изготовление изделия по «собственному замыслу»;

выполнение эскиза, изготовление выкроек, подбор ткани, раскрой и соединение деталей;

оформление работ.

Виды, способы выполнения, образование узора. Художественные народные традиции. Основные средства выразительности (форма, пропорции, цвет). Приёмы и принципы стилизации животных, растений, предметов быта (орнаментальная стилизация, стилизация матрешки).

Аппликация из бумаги и ткани. Способы выполнения, значение в быту (клееная, пришивная, печатная). Знакомство с профессией дизайнера.

Практическая работа: изготовление бумажных и тканевых шаблонов. Прикрепление стилизованных изображений на подготовленный фон. Изготовление панно, открыток, коробочек, валентинок, сувениров. Дизайнерское решение предметов быта: разделочная доска, оформление прихватки, новогодние игрушки.

IV. Машиноведение

История возникновения швейной машины. Назначение и принцип действия ножной швейной машины. Правила подготовки машины к работе. Техника безопасности при работе на швейной машинке. Приёмы работы на швейной машине. Машинные строчки.

Практическая работа:

намотка нитки на шпульку;

заправка верхней и нижней нитей;

выполнение машинных строчек;

регулировка длины стежка;

выполнение закрепок.


V. Изготовление изделий прямоугольной формы

Общие сведения об оформлении эскиза изделия. Виды отделки. Ручная и машинная обработка изделия.

Практическая работа:

работа с пособиями, журналами;

изготовление фартуков, прихваток, наволочек, салфеток (состоящие из одной или нескольких деталей, соединённые между собой стачными двойными и накладными швами).

VI. Изготовление плечевого изделия

1. Конструирование

Краткая характеристика систем конструирования одежды. Общие сведения о построении и оформлении чертежей изделий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок, условные обозначения.

Практическая работа.

Построение чертежа плечевого изделия для младших и средних школьников на конкретную фигуру в М 1:4, М 1:1.

2. Моделирование

Моделирование. Фасон. Понятие о композиции костюма.

Практическая работа.

Моделирование жилетов, топиков, сарафанов, халатов (без рукава) на застежке.

Моделирование горловины. Расширение по линии низа.

3. Технология изготовления

Последовательность изготовления плечевого изделия, обработка, исправление дефектов.

Практическая работа:

работа с инструкционными картами;

экономная раскладка выкроек на ткани и раскрой;

прокладывание контурных и контрольных линий;

обработка деталей кроя;

соединение деталей швейного изделия;

проведение примерки;

выполнение отделочных работ, влажно-тепловая обработка.

VII. Работа с хлопчатобумажными и шёлковыми тканями

Сравнительная характеристика тканей. Свойства материалов, способы обработки. Рекомендации по комбинированию и отделке. Нормы расхода ткани.

Практическая работа:

выполнение эскиза и выкройки;

обмеловка, раскрой;

соединение деталей;

примерка, исправление дефектов;

отделка и ВТО изделия.

IX. Итоговая выставка.

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения

Должны знать:

Материаловедение. Сравнительную характеристику свойств текстиля и трикотажа.

Конструирование. Общие сведения о снятии мерок, оформлении чертежей.

Машиноведение. Назначение и принцип действия ножной бытовой швейной машины.

Технология. Последовательность изготовления швейных изделий.

Должны уметь:

Соблюдать правила техники безопасности.

Организовывать свое рабочее место.

Выполнять снятие основных мерок и делать их запись.

Выполнять прямую и зигзагообразную строчку, остановку и поворот с подъёмом прижимной лапки, заправить верхнюю и нижнюю нитки на швейной машине


3 год обучения.


I. Вводное занятие Правила для учащихся. Приёмы безопасной работы. Планирование работы. Беседа «Из истории швейных принадлежностей»

II. Культура одежды

Беседы: «Направления молодежной моды»

«Что такое хороший вкус»

«Одежда и гигиена»

«Умение носить одежду и ухаживать за ней».

Практическая работа:

знакомство с источниками модных направлений одежды (журналы, каталоги, видеозаписи);

работа с ярлыками швейных изделий для определения режима ухода за одеждой;

удаление пятен на одежде.

III. Материаловедение

Нетканые материалы. Свойства, применение. Лоскутная картотека. технологическая обработка. Сравнительные характеристики. Условия хранения.

Практическая работа: изготовление изделий с использованием нетканых материалов (ватин, синтепон, флизелин, клеевая паутинка).

IV. Машиноведение

Спец приспособления к швейной машине: лапка запошиватель, лапка с линейкой, двойная игла.

Практическая работа:

прошивание образцов с использованием вспомогательных лапок;с журналами и готовыми образцами (определение видов швов и соответствующих им лапок для обработки).

V. Отделка изделий

Виды отделки, значение. Технология изготовления. Изготовление сувенира, поделки с отделкой по выбору.

Практическая работа:

знакомство с видами отделки, прошивание образцов;

разработка эскиза;

самостоятельный подбор ткани, фурнитуры, отделки;

изготовление выкройки, раскрой;

работа с инструкционными и технологическими картами;

обработка и отделка изделия; поэтапная ВТО; контроль качества.

Выставка работ.

VI. Изготовление изделия на конкретную фигуру (х/б, поплин, рубашечные, льняные ткани) Выбор модели. Нормы расхода ткани. Особенности работы с тканями средней плотности. Обработка срезов простейшими способами. Последовательность изготовления.

Практическая работа:

работа с инструкционными и технологическими картами;

изготовление выкроек, настил ткани;

раскладка выкроек, обмеловка, раскрой;

перенос припусков, 1-я примерка, внесение исправлений;

стачивание и обработка срезов, 2-я примерка;

поэтапная ВТО, обработка деталей и узлов;

окончательная отделка и ВТО готового изделия;

поэтапный и итоговый контроль.

Демонстрация моделей.

VII. Итоговая модель по собственному выбору

Самостоятельный выбор модели. Рекомендации по подбору ткани и фурнитуры.

Практическая работа:

работа с алгоритмами, журналами, технологическими картами, образцами поузловой обработки;

изготовление выкроек, настил трикотажного полотна;

раскладка выкроек, обмеловка, раскрой;

перенос припусков, 1-я примерка, внесение исправлений;

стачивание и обработка срезов, 2-я примерка;

поэтапная ВТО, обработка деталей и узлов;

окончательная отделка и ВТО готового изделия;

поэтапный и итоговый контроль.

Подготовка к дефиле.

Демонстрация моделей.

VIII. Итоговое занятие .

Анализ положительных и отрицательных сторон готовых работ. Советы и рекомендации учащимся.


Ожидаемые результаты к концу третьего года обучения

Должны знать:

Материаловедение. Свойства нетканых материалов.

Конструирование. Общие и специальные знания для построения чертежей.

Машиноведение. Назначение спецприспособлений к бытовой швейной машине.

Технология. Виды отделок, способы поузловой обработки. Правила проведения примерки.

Должны уметь:

Соблюдать правила по технике безопасности.

Выбирать ткань для изготовления швейного изделия с учетом её свойств.

Соблюдать технологию обработки швейных изделий.

Осуществлять поэтапный самоконтроль при изготовлении изделий.


Методическое обеспечение программы

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;

деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение обучающихся, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных обучающихся в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно;

необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию обучающихся, взаимозависимость, сотрудничество обучающихся и взрослых.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

воспитывающего характера труда;

научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);

связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);

систематичности и последовательности;

доступности и посильности;

сознательности и активности;

наглядности;

прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

-обязательное формирование у обучающихся положительной мотивации к творческой деятельности;

-получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;

-обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;

-обретение трудовых умений и навыков без принуждения;

-занятость каждого обучающегося в течение всего занятия.

Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце обучающийся видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

В процессе обучения у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические.

2.обще трудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские.

3. специальные: обработка ткани, вышивка лентой, вышивка крестом и пр.


Список литературы:

 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

2. Хворостов А.С «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М: 1981г.

3 Симоненко В.Д. Технология 5-11классы Вентана-Граф., 2000-2005.

4. Труханова А.Т. «Справочник молодого швейника». Москва «Высшая Школа» 1985г.

5. Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани». Москва « Просвещение» 1998г.

6. Воробьева Л.И. «Обслуживающий труд». Минск «Народная» 1970г.

7. Рачинская Е.И, Сидоренко В.И. «Моделирование и художественное оформление одежды». Ростов – на – Дону «Феникс» 2002г.

8. http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.

9. http://tehnologiya.ucoz.ru/

10. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.

11.Оборудование кабинета « Технология» (швейные машины, манекен, электрический утюг, справочные таблицы)



















Приложение№1

Календарно-тематическое планирование

1год обучения

Класс-5





п\п

Тема занятия

Дата проведения

планируемая

фактическая

1

Вводное занятие


с 04.09.17. по 08.09.17


2

Беседы: «История декоративно-прикладного искусства», «История одежды»

с 11. 09. 17 по 15. 09. 17


3

Материаловедение. Свойства бумаги и ткани.

с 18. 09. 17 по 22. 09. 17


4

Материаловедение. Виды тканей. Нетканые материалы. Отличие тканых и нетканых материалов по внешнему виду.

с 25. 09. 17 по 29. 09. 17


5

Материаловедение. Долевая и поперечная нити. Свойства нитей основы, учёт их при раскрое и изготовлении швейных изделий.


с 02 .10. 17 по 06. 10. 17


6

Материаловедение. Формирование отличительных особенностей тканей, основных гигиенических, технологических, эксплуатационных свойств.


с 09. 10. 17 по 13. 10. 17


7

Материаловедение. Познавательные сведения о тканях, демонстрация наглядных пособий, коллекций тканей.

с 16. 10. 17 по 20. 10. 17


8

Ручные, швейные и утюжильные работы.

с 23. 10. 17 по 27. 10. 17


9

Ознакомление с предметами, необходимыми для ручного труда.

с 06. 11. 17 по 10. 11. 17


10

Понятие стежка, строчки (шва), их виды, назначение, применение.

с 13. 11. 17 по 17. 11. 17


11

Обучение владению иглой.

с 20. 11. 17 по 24. 11. 17


12

Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Практическая работа.

Пришивание пуговиц, определение формы и размера петли.

с 27. 11. 17 по 01. 12. 17


13

Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Практическая работа.

Выполнение влажно-тепловых работ.


с 04. 12. 17 по 08.12. 17


14

Объёмные игрушки из лоскута. Цветоведение.

с 11. 12. 17 по 15. 12. 17


15

Значение игрушки в современной жизни людей. Символические и традиционные образы в игрушке

с 18. 12. 17 по 22. 12. 17


16

Зависимость формы и материала. Рекомендации по выбору отделки. Цвет и тон.

с 25. 12. 17 по 28. 12. 17


17

Цвет как средство выразительности в оформлении. Холодные и теплые цвета.


с 15.01.17 по 19 .01.18


18

Типы фигур, их измерение.

с22. 01. 18 по 26. 01. 18


19

Основные условные линии при измерении фигур. Измерение типовой и конкретной фигуры

с 29. 01. 18 по 02. 02. 18


20

История появления кукол, их виды, значение в жизни людей.

с 05. 02. 18 по 09. 02.18


21

Виды одежды и её назначение

с 12. 02. 18 по 16. 02.18


22

Последовательность изготовления одежды.

с 19. 02. 18 по 22. 02. 18


23

Рекомендации по выбору ткани, раскрою, обработки.


с 26. 02. 18 по 02. 03. 18


24

Правила техники безопасности. Практическая работа.

Измерение на манекене и конкретной фигуре.

построение выкроек на куклу;


с 05. 03. 18 по 07. 03. 18


25

Построение выкроек на куклу.


с 12. 03. 18 по 16. 03. 18


26

Изготовление нарядной и повседневной одежды для дома, отдыха и спорта на кукол.


с 19. 03. 18 по 23. 03. 18


27

Ассортимент тканей для различных видов одежды;


с 04. 04. 18 по 06. 04. 18


28

Изготовление цветов

Краткие сведения из истории цветов из ткани, ленты.

с 09. 04. 18 по 13. 04. 18


29

Последовательность и особенности выполнения цветов из различных материалов.


с 16.04.18 по 20.04.18


30

Правила техники безопасности. Практическая работа. Изготовление цветов для брошей, заколок, одежды, настенных панно.


с 23.04.18 по 28.04. 18


31

Изготовление изделий из хлопчатобумажных тканей


с 03. 05. 18 по 04. 05. 18


32

Изготовление изделий из хлопчатобумажных тканей


с 07. 05. 18 по 11. 05. 18


33


Организация и проведение итоговой выставки.


с 14. 05. 18 по 18. 05. 18


34

Итоговое занятие.


с 21.05. 18. по 25.05.18













Приложение№2

Календарно-тематическое планирование

2год обучения

Класс-6





п\п

Тема занятия

Дата проведения

планируемая

фактическая

1

Цели и содержание работы. Общие правила безопасных приёмов труда.


с 04.09.17. по 08.09.17


2

Основные сведения об изготовлении одежды. Требования, предъявляемые к современной одежде. Разновидность одежды по способу крепления.


с 11. 09. 17 по 15. 09. 17


3

Работа с журналами мод.

Упражнения по определению вида и назначения одежды.


с 18. 09. 17 по 22. 09. 17


4

Аппликация.

Классификация тканей по назначению. Сравнительная характеристика текстиля и трикотажа. Правила ухода за одеждой.


с 25. 09. 17 по 29. 09. 17


5

Практическая работа. Выполнение эскиза, изготовление выкроек,

с 02 .10. 17 по 06. 10. 17


6

Практическая работа. Подбор ткани, раскрой и соединение деталей;


с 09. 10. 17 по 13. 10. 17


7

Виды, способы выполнения, образование узора.

с 16. 10. 17 по 20. 10. 17


8

Художественные народные традиции. Основные средства выразительности (форма, пропорц цвет).

с 23. 10. 17 по 27. 10. 17


9

Аппликация из бумаги и ткани. Способы выполнения (клееная, пришивная, печатная).

с 06. 11. 17 по 10. 11. 17


10

Изготовление панно, открыток, коробочек, валентинок, сувениров.(по выбору)

с 13. 11. 17 по 17. 11. 17


11

Дизайнерское решение предметов быта: разделочная доска, оформление прихватки, новогодние игрушки.


с 20. 11. 17 по 24. 11. 17


12

История возникновения швейной машины. Назначение и принцип действия швейной машинышвейной машины.

с 27. 11. 17 по 01. 12. 17


13

Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Практическая работа.


с 04. 12. 17 по 08.12. 17


14

Машинные строчки.


с 11. 12. 17 по 15. 12. 17


15

Правила техники безопасности. Практическая работа.

Намотка нитки на шпульку, заправка верхней и нижней нитей.


с 18. 12. 17 по 22. 12. 17


16

Правила техники безопасности. Практическая работа. Выполнение машинных строчек,

регулировка длины стежка, выполнение закрепок.


с 25. 12. 17 по 28. 12. 17


17

Изготовление изделий прямоугольной формы


с 15.01.17 по 19 .01.18


18

Общие сведения об оформлении эскиза изделия.

с22. 01. 18 по 26. 01. 18


19

Виды отделки. Ручная и машинная обработка изделия.


с 29. 01. 18 по 02. 02. 18


20

Правила техники безопасности. Практическая работа. Работа с пособиями, журналами.


с 05. 02. 18 по 09. 02.18


21

Правила техники безопасности. Практическая работа. Изготовление фартуков, прихваток, наволочек, салфеток (по выбору)

с 12. 02. 18 по 16. 02.18


22

Правила техники безопасности. Практическая работа. Изготовление фартуков, прихваток, наволочек, салфеток по выбору)

с 19. 02. 18 по 22. 02. 18


23

Правила техники безопасности. Практическая работа. Изготовление фартуков, прихваток, наволочсалфеток по выбору)

с 26. 02. 18 по 02. 03. 18


24

Изготовление плечевого изделия. Краткая характеристика систем конструирования одежды. Общие сведения о построении и оформлении чертежей изделий.

с 05. 03. 18 по 07. 03. 18


25

Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок, условные обозначения.


с 12. 03. 18 по 16. 03. 18


26

Моделирование. Моделирование. Фасон. Понятие о композиции костюма.



с 19. 03. 18 по 23. 03. 18


27

Ассортимент тканей для различных видов одежды;


с 04. 04. 18 по 06. 04. 18


28

Технология изготовления. Последовательность изготовления плечевого изделия, обработка, исправление дефектов.



с 09. 04. 18 по 13. 04. 18


29

Экономная раскладка выкроек на ткани и раскрой,

прокладывание контурных и контрольных линий.


с 16.04.18 по 20.04.18


30

Обработка деталей кроя.

соединение деталей швейного изделия.


с 23.04.18 по 28.04. 18


31

Работа с хлопчатобумажными и шёлковыми тканями.

Сравнительная характеристика тканей. Свойства материалов, способы обработки.

с 03. 05. 18 по 04. 05. 18


32

Отделка и ВТО изделия.


с 07. 05. 18 по 11. 05. 18


33


Организация и проведение итоговой выставки.


с 14. 05. 18 по 18. 05. 18


34

Итоговое занятие.


с 21.05. 18. по 25.05.18




Приложение№3


Календарно-тематическое планирование

3год обучения

Класс-7





п\п

Тема занятия

Дата проведения

планируемая

фактическая

1

Вводное занятие.

Правила для учащихся. Приёмы безопасной работы.

с 04.09.17. по 08.09.17


2

Планирование работы. Беседа «Из истории швейных принадлежностей»


с 11. 09. 17 по 15. 09. 17


3

Культура одежды. Беседа: «Направления молодежной моды»

Знакомство с источниками модных направлений одежды (журналы, каталоги, видеозаписи)


с 18. 09. 17 по 22. 09. 17


4

Культура одежды. Умение носить одежду и ухаживать за ней. Работа с ярлыками швейных изделий для определения режима ухода за одеждой;



с 25. 09. 17 по 29. 09. 17


5

Культура одежды. Одежда и гигиена. Удаление пятен на одежде.



с 02 .10. 17 по 06. 10. 17


6

Культура одежды. Что такое хороший вкус

с 09. 10. 17 по 13. 10. 17


7

Материаловедение. Нетканые материалы. Свойства, применение.

с 16. 10. 17 по 20. 10. 17


8

Материаловедение. Лоскутная картотека. технологическая обработка.

с 23. 10. 17 по 27. 10. 17


9

Материаловедение. Изготовление изделий с использованием нетканых материалов

с 06. 11. 17 по 10. 11. 17


10

Материаловедение. Изготовление изделий с использованием нетканых материалов

с 13. 11. 17 по 17. 11. 17


11

Материаловедение. Ватин, синтепон, флизелин, клеевая паутинка

с 20. 11. 17 по 24. 11. 17


12

Материаловедение. Ватин, синтепон, флизелин, клеевая паутинка

с 27. 11. 17 по 01. 12. 17


13

Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Практическая работа.

Выполнение влажно-тепловых работ.


с 04. 12. 17 по 08.12. 17


14

Правила техники безопасности. Практическая работа. Изготовление изделий с использованием нетканых материалов (ватин, синтепон, флизелин, клеевая паутинка).


с 11. 12. 17 по 15. 12. 17


15

Машиноведение. Спец. приспособления к швейной машине: лапка запошиватель, лапка с линейкой, двойная игла.


с 18. 12. 17 по 22. 12. 17


16

Машиноведение. Правила техники безопасности. Практическая работа.

Прошивание образцов с использованием вспомогательных лапок.

с 25. 12. 17 по 28. 12. 17


17

Машиноведение. Правила техники безопасности. Практическая работа.

Прошивание образцов с использованием вспомогательных лапок.

с 15.01.17 по 19 .01.18


18

Машиноведение. Виды отделки, значение. Технология изготовления. Изготовление сувенира, поделки с отделкой по выбору.


с22. 01. 18 по 26. 01. 18


19

Машиноведение. Изготовление сувенира, поделки с отделкой по выбору.


с 29. 01. 18 по 02. 02. 18


20

Машиноведение. Изготовление сувенира, поделки с отделкой по выбору.


с 05. 02. 18 по 09. 02.18


21

Подбор ткани, фурнитуры, отделки;


с 12. 02. 18 по 16. 02.18


22

Последовательность изготовления одежды.

с 19. 02. 18 по 22. 02. 18


23

Обработка и отделка изделия; поэтапная ВТО.


с 26. 02. 18 по 02. 03. 18


24

Изготовление изделия. Выбор модели. Нормы расхода ткани.

с 05. 03. 18 по 07. 03. 18


25

Изготовление изделия. Особенности работы с тканями средней плотности.

с 12. 03. 18 по 16. 03. 18


26

Изготовление изделия. Обработка срезов простейшими способами.

с 19. 03. 18 по 23. 03. 18


27

Изготовление изделия. Последовательность изготовления.


с 04. 04. 18 по 06. 04. 18


28

Изготовление изделия. Раскладка выкроек, обмеловка, раскрой.


с 09. 04. 18 по 13. 04. 18


29

Изготовление изделия. Перенос припусков, примерка, внесение исправлений.


с 16.04.18 по 20.04.18


30

Изготовление изделия. Обработка деталей и узлов.


с 23.04.18 по 28.04. 18


31

Изготовление изделия. Обработка деталей и узлов.


с 03. 05. 18 по 04. 05. 18


32

Изготовление изделия. Окончательная отделка и ВТО готового изделия.



с 07. 05. 18 по 11. 05. 18


33


Организация и проведение итоговой выставки.


с 14. 05. 18 по 18. 05. 18


34

Итоговое занятие.


с 21.05. 18. по 25.05.18
















Календарно-тематическое планирование

по программе «Белошвейка»



Приложение№1-5класс

Приложение №2-6класс

Приложение №3-7класс

Руководитель кружка «Белошвейка –Рассказенкова Т.В.











2017-2018уч.г.

28