Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат №4 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
| УТВЕРЖДАЮ: Директор школы-интерната № 4 ______________________________ Приказ № ____________________ |
Рабочая программа для обучающихся 1х классов
по КСК «Волшебный пластилин»
Срок реализации: 8 занятий
Возраст детей: с 7-9 лет
Количество детей: 12 человек
Автор-составитель: учитель Бердышева С.А.
г. Пермь 2016 год
Пояснительная записка
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Категория учащихся, для которой предназначена данная программа – группа учащихся параллели 1-х классов до 12 человек.
Количество часов – 8.
Организационные условия реализации программы:
Цель программы:
организация досуговой деятельности детей.
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
обучение выполнению сборки и оформлению работы.
Задачи:
совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов;
развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
воспитание усидчивости аккуратности, трудолюбия;
создание условий для самостоятельного творчества;
развивать мелкую моторику рук, глазомер;
В результате обучения школьники должны знать:
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки
на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, проявлять самостоятельность.
Предполагаемый результат обучения:
будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
повысится уровень развития мелкой моторики рук младших школьников;
увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная
групповая
выставка
творческий конкурс.
Ещё одной формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Педагогические приёмы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования.
Навыки, приобретённые воспитанниками:
умение свободно владеть лепным материалом.
знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;
знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;
правильное понятие о пропорциях и соразмерности;
умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
видение пропорций и объемов;
развитие фантазии и объемного мышления.
Тематическое планирование краткосрочного курса «Волшебный пластилин»
№ п/п | Темы курса | Количество часов |
1 | Свойства пластилина. «Колобок» | 1 |
2 | Бревнышки для мостика. | 1 |
3 | Угощение к чаю. | 1 |
4 | Заяц с морковкой. | 1 |
5 | Мухомор и улитки. | 1 |
6 | Ёжик с грибами. | 1 |
7 | Рамка для картинки. | 1 |
8 | Свободное творчество. Выставка работ. | 1 |
| Итого: | 8 |
Методическая литература:
1. Развивающее издание. Серия «Чудо – мастерская». Пластилин. Посмотри и повтори. Программно методический комплекс «Диалог». Изд-во: ООО «Дрофа», 2013г.