Рабочая программа по курсу
«Экономика английский»
7-9 класс
Срок реализации программы: 102 часа
Калининград
-2016-
I. Пояснительная записка
В это стремительно развивающееся и меняющееся время, когда наша страна перешла на рыночные отношения, последовал подъем деловой активности и установление контактов с зарубежными партнерами, появилась проблема грамотной деловой коммуникации на английском языке, которая коснулась представителей деловых кругов, лиц, отправляющихся в зарубежные командировки, специалистов, ищущих работу в зарубежных компаниях. Поэтому, знание основ обмена деловой информацией и владение навыками деловых отношений становятся востребованными на современном этапе.
В концепции модернизации Российского образования ставится задача создания системы специальной подготовки в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию и социализацию учащихся.
В современном обществе актуальным становится компетентностный подход. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции, а также готовность к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни сегодня признаны необходимым условием для успешной реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности.
Данный курс рекомендован будущим специалистам, чья деятельность будет связана с деловой сферой.
Программа курса расширяет и углубляет знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.
Этот курс построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность в межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения.
Практическая часть курса позволит развивать коммуникативную и социокультурную компетенцию обучающихся, обогатить речевой запас дополнительной лексикой, совершенствовать умения и навыки необходимые для успешного взаимодействия с деловыми партнерами, а также сформировать умения и навыки работы с деловыми документами.
Предлагаемый курс представлен как курс практико-ориентированной деятельности и предназначен для профильной подготовки учащихся экономического направления. Курс рассчитан на 34 часа обучения в 10-м классе по 1 часу в неделю и 34 часа обучения в 11-м классе по 1 часу в неделю.
Актуальность данной программы обусловлена концепцией модернизации российского образования, предусматривающей создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся.
Тематика и содержание данного элективного курса имеют социальную и личностную значимость с точки зрения, как индивидуального развития, так и подготовки конкурентоспособных кадров и расширяют возможности социализации и адаптации учащихся.
В основу данного курса делового английского языка положен учебно-методический комплект из серии “Career Paths” “Business English” издательства Экспресс Паблишинг, разработанный авторами John Taylor,Jeff Zeter, 2011.
Новизна данного курса заключается в том, что само учебное пособие комбинирует несколько подходов, которые помогают учителю вести курс делового английского для разноуровневых групп и содействовать учащимся в достижении соответствующих языковых знаний, навыков и умений. Материал учебника представлен 3-мя разделами, в каждом из которых по 15 уроков. Тематика уроков распределена от простых базовых принципов организации работы в офисе до более сложных финансовых и маркетинговых проблем. В учебнике представлены аутентичные разноуровневые тексты и упражнения на бизнес-тематику, что позволяет задействовать учащихся с различным уровнем знаний. Наличие open-ended activities (открытые задания без вариантов ответов) позволяет учащимся отвечать в соответствии с их собственным уровнем знаний. В программу обучения включено освоение грамматики английского языка, специальной лексики делового английского языка, совершенствование навыков аудирования, чтения, делового письма. Простые грамматические структуры и письменные задания, представленные в первых разделах, сменяются более сложными и комплексными в последующих.
Тексты и статьи, взятые из деловых печатных и интернет-изданий, соответствуют современным реалиям и помогают расширить лексический запас. Послетекстовые задания в каждом разделе представлены упражнениями на закрепление и употребление предложенного материала в новых условиях.
Значительная часть работы над лексикой ориентирована на общеупотребительную терминологию делового общения. Знание делового английского расширит границы доступной информации: с ним у учащихся появится гораздо больше источников знаний, включая чтение иностранной прессы и неформальное общение. В программу обучения включены многочисленные диалоги, которые позволяют развивать разговорные навыки.
Программа состоит из двух частей. На изучение материала каждой части отводится до 34 академических часов.
Цели курса
- усвоение основ общеэкономических знаний, необходимых каждому гражданину общества с рыночной экономикой;
- формирование практических умений и навыков, необходимых для успешных взаимоотношений с деловыми партнерами в будущей профессиональной деятельности;
- совершенствование иноязычной компетенции в единстве всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной.
Задачи курса
- обучить основам делового общения в устных и письменных формах;
- создать банк информации деловой лексики и деловых писем;
- научить пользоваться электронной почтой и отправлять электронное сообщение.
Содержание курса
Программа не дублирует содержание государственных стандартов по иностранным языкам, содержит новые знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.
Данный курс включает тексты и диалоги, снабженные лингвокоммерческими, общеобразовательными и грамматическими комментариями с всесторонней информацией об англоязычных странах, а также образцы деловой корреспонденции.
Материал курса позволит учащимся создать свой банк деловой лексики и деловой корреспонденции, впоследствии модернизировать его и адаптировать к реальным условиям. Предметные задачи состоят в совершенствовании умений учащихся во всех видах речевой деятельности и аспектах языка, а именно:
В области письма – обучить школьников формам делового письма. Блок упражнений построен на написании рассуждений по разным аспектам деловой тематики, изложений бизнес-статей, составлении и анализе деловых писем, разного рода рекламных объявлений и т.д. для того, чтобы в итоговом проекте предложить план продвижения того или иного товара.
В области чтения – развить у учащихся навыки «эффективного» чтения. Для этого в предлагаемом учебном пособии предусмотрены следующие упражнения в рамках развития технологий ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового чтения:
на развитие беглости чтения для быстрого ознакомления с текстом;
на умение моментально опознавать смысл текста по ключевым словам (включает в себя игнорирование незнакомых слов, понимание их смысла из контекста);
на узнавание словарных эквивалентов.
В области аудирования и устной речи – научить воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. Данная задача реализуется с учетом введения аудирования в данном курсе как одного из основных видов речевой деятельности. Учащимся предоставляются разнообразные аутентичные аудиотексты с различными технологиями прослушивания как цель и средство обучения на определенном этапе. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют упражнения по восстановлению диалога, после чего проходит закрепление прослушанного в форме составления диалогов.
В области лексики – расширить активный и пассивный словарный запас. Для решения данной задачи учебниками предусмотрена работа обучающихся с упражнениями по использованию предложенной лексики .
В области фонетики – развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи на слух посредством прослушивания аутентичных аудиотекстов бизнес-тематики.
В области грамматики – познакомить учащихся с наиболее часто употребительными в ситуациях делового общения грамматическими явлениями и структурами. Развитие лингвистической компетенции происходит опосредовано в рамках грамматических явлений и структур английского языка, употребляемых в контексте ситуаций делового общения.
В области проектной деятельности данная программа предполагает работу в сотрудничестве как один из наиболее оптимальных приемов обучения. Исходя из этого, учащимся предстоит как научиться планировать свою индивидуальную работу, так и прогнозировать работу всей группы, ставить и выполнять задачи проекта, используя все виды речевой деятельности.
Метапредметные задачи:
Развить у учащихся навыки логического изложения мысли.
Развить у учащихся критическое мышление.
Развить у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
Развить у учащихся навыки исследовательской работы при написании школьниками статей и писем, выполнении проектных работ.
Развить у учащихся навык самооценки выполненной работы.
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
Развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи в реальных ситуациях делового общения.
Научить планировать свою деятельность, проектировать и прогнозировать.
Личностные задачи:
Сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
Воспитать у учащихся готовность и способность к саморазвитию.
Сформировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации на профессиональном фронте.
Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащегося.
Объяснить учащимся значимость коллективной работы, т.е. научить их быть ответственной единицей общего дела.
Научить принимать критику и противоположную точку зрения.
Основные методы и приемы работы по курсу
Процесс обучения данному курсу предполагает использование различных приемов и форм организации речевой деятельности:
- знакомство с новой лексикой;
- выполнение тренировочных упражнений;
- аудирование и обсуждение прослушанного;
- чтение и обсуждение прочитанного;
- комментирование понятий;
- перевод деловой документации;
- написание личных и деловых писем;
- драматизацию деловых ситуаций;
- работу с электронной почтой.
Каждый урок учебника содержит задания по всем видам деятельности:
1) разминка (Warm-up) и чтение (Reading)
2) работа с лексикой (Vocabulary),
3) аудирование (Listening),
4) говорение (Speaking), письмо (Writing),
В «Разминке» (Warm-up) для обсуждения представлена основная тема раздела. Следующее задание «Чтение» (Reading) – это аутентичный текст для чтения с использованием различных технологий с дальнейшими послетекстовыми упражнениями. Упражнения отличаются продуктивным характером по заполнению пропусков в мини-текстах, по составлению диалогов по образцу или открытого типа. В конце урока всегда предлагается «Письмо» (Writing) - задания для развития навыков и умений в письме, такие как написание краткого изложения, составление плана, тезисов, личных и деловых писем. В задании «Аудирование» (Listening) учащиеся прослушивают аутентичные аудиотексты, которые представляют определенные бизнес-концепции и идеи. Работа над заданиями по аудированию плавно переходит в выполнение задания по «Говорению» (Speaking). Задания отрытого характера опираются на материал заданий по аудированию, что снимает сложности в выполнении задания по говорению, не делая его, тем не менее, элементарным воспроизведением предложенного диалога.
Структура урока учебника |
1 этап | Разминка (Warm-up) состоит из вопросов, обсуждение которых выводит на проблему урока. |
Чтение (Reading) представляет собой аутентичный текст и послетекстовые задания. Эти задания включают в себя упражнения на нахождение соответствия, множественный выбор и упражнения с кратким ответом. Все задания двухуровневые для групп (а) high beginner и (b) low intermediate. |
2 этап | Лексика (Vocabulary) представляет собой упражнения по закреплению предложенной в тексте лексики. |
3 этап | Аудирование (Listening) и Говорение (Speaking) представляет собой аутентичный аудиотекст, соответствующий теме раздела, послетекстовые задания соответствующего уровня сложности и дискуссию на тему прослушанного материала. |
4 этап. | Письмо (Writing) завершает урок, предлагает выполнить задание коммуникативного характера. Задание можно использовать как домашнюю или проверочную работу. |
Требования к уровню усвоения курса
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- специфические особенности содержания и оформления деловой корреспонденции;
- основные принципы этикета ведения делового общения;
- стиль и язык деловых разговоров;
должны уметь:
- написать различные виды деловой корреспонденции;
- оформлять электронные сообщения;
- читать и переводить различные деловые документы;
- вести разговоры согласно ситуации делового общения.
Критерии оценки работы
При оценке устной и письменной речи необходимо учитывать критерии, соответствующие:
- международному стандарту;
- требуемому стилю;
- требуемому варианту английского языка;
- теме и целям изучаемого материала.
Учебно-тематический план
Часть I (7класс)
№ п./п. | Содержание | Всего часов | Тема | Форма контроля |
Теория | Практика |
1. | Цели и задачи курса «Деловой английский» | 1 | 1 | Цели и задачи курса «Деловой английский» | |
2. | Приветствие. | 1 | 1 | Приветствие. Традиции приветствия. | Диалог. Написать записку-инструкцию. |
3. | Знакомство. | 1 | 1 | Правила этикета. | Диалог. |
4. | Беседа. | 1 | 1 | Темы для бесед. | Диалог. Письмо по электронной почте. |
5. | Завершение диалога. | 1 | 1 | Варианты завершения беседы в вежливой форме. | Диалог. |
6. | Важность чисел. | 1 | 1 | Правила использования порядковых числительных. Ориентиры в указании направления. | Письмо. |
7. | Цифры бизнеса. | 1 | 1 | Оценивание результатов бизнеса. | Диалог. |
8. | Расписание. | 1 | 1 | Правильная организация рабочего времени. | Диалог. |
9. | Время. | 1 | 1 | Использование фраз по указанию времени. | Составление плана дня. |
10. | Отдых. | 1 | 1 | Заполнение анкеты по предоставлению отпуска. | Диалог. |
11 | Лидерство. | 1 | 1 | Качества характера, необходимые лидеру | Монологическое высказывание |
12 | Ежедневное общение в офисе. | 1 | 1 | Фразы повседневного общения. Рассмотрение разных ситуаций, возникающих в процессе делового общения | Ролевая игра |
13 | Деловая этика. | 1 | 1 | Особенности официального стиля английского языка. Использование лексики и правил поведения при деловом общении | Сравнительный анализ: неофициального и официального стиля |
14 | Виды работы. | 1 | 1 | Особенности полной и частичной занятости | Письмо-запрос |
15. | Совместимость учебы с работой. | 1 | 1 | Способы выбора работы. | Заполнение теста на психологическую совместимость с работой. |
16. | Как добираться до работы? | 1 | 1 | Способы добраться до работы. | Диалог. |
17. | Обобщение материала | 1 | 1 | Презентация итоговых проектов | Защита проектов |
| Всего | 34 | | |
Учебно-тематический план Часть II. 8 класс |
1 | Навыки и образование | 1 | 1 | Лексический материал по темам «Образование», «Профессии» | Отработка лексического материала в упражнениях |
2 | Промышленное производство и экономика | 1 | 1 | Основные понятия | Составить словарь |
3 | Реклама | 1 | 1 | Особенности рекламного стиля | Написать рекламное объявление |
4 | Описание продукции. | 1 | 1 | Выпуск новой продукции. | Написать пресс-релиз. |
5 | Продажа товаров. | 1 | 1 | Новые формы продажи товаров. | Написать описание популярного товара. |
6 | Возврат или обмен товара. | 1 | 1 | Условия возврата или обмена товара. | Диалог. |
7. | Разговор по телефону. | 1 | 1 | Этикет телефонных разговоров. | Диалог. |
8. | Письма по электронной почте. | 1 | 1 | Особенность писем по э-почте. | Написать письмо сотруднику. |
9. | Деловое письмо. | 1 | 1 | Требования к оформлению делового письма. | Написать деловое письмо клиенту. |
10. | Факс. | 1 | 1 | Правила пользования факсом. | Диалог. |
11. | Совещания. | 1 | 1 | Условия успешных совещаний. | Диалог. |
12 | Отчет | 1 | 1 | Правила написания отчета. Фразы и лексика | Написать отчет о работе |
13 | Глобальная экономика. | 2 | 2 | Изучение литературы. Составление таблиц | Подготовка проекта |
14 | Подготовка проектов к презентации | 2 | 2 | Анализ изученного материала. Подготовка презентаций.. | Просмотр проектов |
15 | Защита проектов. | | 2 | Представление результатов проектной работы. | Защита проектов. |
| Всего | 34 урока | | |
Учебно-тематический план
Часть III (9 класс)
№ п./п. | Содержание | Всего часов | Тема | Форма контроля |
1. | Правила совещаний. | 1 | Условия успешности совещаний. | Написать инструкции по правилам совещаний. |
2. | Презентации на совещании. | 1 | Принципы подготовки презентации. | Составить план подготовки презентации. |
3. | Организация рабочего времени. | 1 | Правила организации времени.
| Диалог. |
4. | Переговоры. | 2 | Успешные переговоры. Основные умения успешного участника переговоров. | Диалог. Написать советы для коллеги по успешному ведению переговоров. |
5. | Обслуживание клиентов. | 2 | Принципы работы с клиентами. | Диалог. |
6. | Заказ билетов. | 2 | Особенности деловых поездок. | Написать подтверждение заказа поездки. |
7. | Подготовка к поездкам. | 1 | Обязательные предметы в поездке. | Диалог. |
8. | Стратегия компании. | 1 | Обсуждение основных ценностей компании. | Написать статью для вебсайта о ценностях компании. |
9. | Зарубежный бизнес. | 1 | Особенности общения заграницей. | Диалог. |
10. | Стили ведения бизнеса. | 1 | Влияние стиля на успех компании. | Диалог. |
11. | Создание команды. | 1 | Принципы создания команды. | Написать инструкцию по созданию команды. |
12. | Производство. | 1 | Ответственность производителя. | Написать письмо о приёме на работу. |
13. | Рынок. | 1 | Исследования рынка как условия успешного бизнеса. | Написать письмо по продвижению товара. |
15. | Финансы. | 1 | Важность финансового отчёта. | Диалог. |
16. | Продажа. | 1 | Навыки по продаже товаров. | Написать письмо о необходимости семинара по продажам. |
17. | Качество. | 1 | Стандарт качества. | Написать инструкцию по подготовке к сертификации. |
18.. | Достижение совершенства. | 1 | Условия роста бизнеса. | Написать письмо с объяснением результатов проведённого исследования. |
19. | Стратегия бизнеса. | 1 | Влияние стратегии на успех. | Диалог. |
20. | Конкуренция. | 1 | Влияние конкуренции на бизнес. | Диалог. |
21. | Инновации. | 1 | Реклама как инновация. | Диалог. |
22. | Глобальная экономика. | 1 | Кому выгодна глобализация? | Диалог. |
23. | Глобальная торговля. | 1 | Влияние ВТО на экономику. | Написать мнение о влиянии ВТО на мировую торговлю. |
24-27 | Организация проектной деятельности. | 4 | Выбор тем проектов. Изучение литературы. Планирование проектов. | |
28-29 | Подготовка проектов. | 2 | Анализ изученного материала. Подготовка презентаций.. | |
30-31 | Защита проектов. | 2 | Представление результатов проектной работы. | Защита проектов. |
| Всего | 34 урока | | |
Темы проектов на выбор:
Стили ведения бизнеса.
Технологии продажи товаров.
Влияние стратегии на рост бизнеса.
Инновации в бизнесе.
Глобальная экономика.
Влияние ВТО на экономику России.
III. Методическое обеспечение и условия реализации программы
В основу построения программы курса «Экономика и английский» положен принцип деятельностного подхода в обучении английскому языку.
Технология деятельностного метода – инструмент позволяющий решить задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую, т.е. построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Для достижения результатов в разноуровневых группах учитель должен выбирать такие виды деятельности с соответствующими им темпами работы и планировать такие методы обучения, которые помогут каждому учащемуся достичь максимальных результатов. Учитель должен использовать разнообразные материалы, которые будут привлекательны для учащихся с разными интересами.
Учитель также должен стараться способствовать парной, групповой и совместной (проектной) работе, стимулировать работу над ошибками и работу по самооценке достижений. Индивидуальный подход – ключевой принцип, благодаря которому все учащиеся будут чувствовать себя включенными в работу посредством содержательного обучения, разноуровневых текстов и творческой деятельности.
Согласно основным идеям и положениями ФГОС второго поколения, основной подход, используемый при обучении, системно-деятельностный, личностно-ориентированный. Обязательным требованием является формирование у учащихся понимания предметного содержания деятельности, а также формирование навыков самооценки и самоконтроля.
Для реализации целей и задач курса учащимся предлагается изучить материал учебно-методического комплекта (УМК) издательства Express Publishing Business English, в состав которого входят учебник, книга для учителя, CD с аудиотекстами.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
интеграция основных речевых умений и навыков;
коммуникативная направленность заданий;
контекстуальное введение лексики;
применение полученных умений и навыков на практике в ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям мира бизнеса;
темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Каждое занятие строится по определенному плану, предлагаемому авторами УМК, в полном соответствии с основными методическими принципами преподавания английского языка в школе:
сознательности и активности,
постоянного речевого взаимодействия,
сочетания рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности,
наглядности,
последовательности,
посильности,
прочности,
научности,
доступности.
Занятия подразумевают творческие формы работы: диспуты, дискуссии, обсуждение проблематик в группе, подготовку проектных работ по пройденным аспектам. После изучения каждого раздела рекомендуется дать учащимся задание для самостоятельной оценки своих знаний, а также подготовить презентации выполненных письменных работ с последующим обсуждением сильных и слабых сторон работы. Данный вид деятельности особенно полезен для развития у учащихся адекватного восприятия иной точки зрения, уважения к чужому мнению, мотивации к дальнейшему изучению языка.
Грамматические структуры и явления вводятся в контексте. Набор языковых понятий и структур определен особенностями изучаемого аспекта экономической и бизнес-деятельности. Таким образом ученики эффективно повторяют изучаемый материал на основных уроках английского языка, четко определяя для себя цель изучения и дальнейшего использования того или иного знания. Изучаемые грамматические структуры и явления, будучи уже знакомыми по занятиям базового английского языка, находят в глазах учащихся новое применение в различных ситуациях в контексте мира экономики и бизнеса.
Занятия по программе «Деловой английский» проходят в кабинете английского языка, оснащенном следующим необходимым оборудованием: экран (доска), аудиомагнитофон или музыкальный центр. Кроме того, при желании сделать уроки интереснее и разнообразнее, а также при проведении дебатов можно использовать мультимедийный проектор, интерактивную доску, компьютер, принтер (при необходимости).
IV. Список литературы
Литература для педагога:
John Taylor, Jeff Zeter . Business English. – Express Publishing, 2011.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Конобеев А.В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика. АЯШ 2/18.
Андрюшкин А.П. Business English. Деловой английский язык. СПб.: Норинт, 2000.
Кумарова М.Г. Новый бизнес-английский (Курс деловой лексики английского языка) – М.: Акалис, 1997.
Yeliseyeva A.G., Yershova I.A. English Words and How to Use Them. – M.: Higher School Publishing House, 1996.
Интернет-ресурсы:
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/prof_soder.asp – примерные требования к программам элективных курсов.
Вопросы профильного обучения в старшей школе, нормативные документы, статьи на сайте "Профильное обучение в старшей школе" http:// www.profile-edu.ru/.
Нормативные документы по профильному обучению на сайте РГПУ имени А. И. Герцена http://edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=12603.
Портал "Российское образование" www.edu.ru – программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы
Список литературы для ученика:
John Taylor, Jeff Zetter “Business English”. - Экспресс Паблишинг, 2011.
21