СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Основы права"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса: показать важность выработки единых правил жизни общества на основе критического осмысления гражданских прав, свобод и обязанностей в демократическом обществе.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Основы права"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И. Францева»







Принято Утверждено

на Педагогическом совете приказом директора

31.08.2017 г. протокол №1 01.09.2017 г. №












Рабочая программа

элективного курса

«Основы права»

9 класс




Учителя истории

Кустовой С.А.

первая квалификационная категория





Чернушка, 2017





Пояснительная записка

Начало XXI века ознаменовало новыми тенденциями в правовом образовании школьников: 
- практико-ориентированный подход в изложении содержания правовых курсов;
- опора на социальный опыт ученика, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
- формирование активной гражданской позиции личности;
- уважение к правам человека и нормам международного права;
- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника.

Элективный курс «Основы права» создан в рамках организации предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями концепции профильного обучения, а также с учётом требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Предполагается, что для изучения курса “ Основы права ” ученик должен иметь базовый уровень знаний курсов “Обществознание”(8 -9 класс).
Элективный курс разработан на основе правового курса «Человек имеет право» Н.И.Чеботаревой.

Программа курса рассчитана на 68 часов. В основу программы положены следующие принципы: научность, доступность, преемственность.

Цель курса: показать важность выработки единых правил жизни общества на основе критического осмысления гражданских прав, свобод и обязанностей в демократическом обществе.

Задачи:

- способствовать воспитанию правовой культуры обучающихся, развитию гражданина демократического правового государства;

- вызвать познавательный интерес учащихся к основам права и правовой системы Российской Федерации через сведения о правах человека и гражданина, о Конституции РФ;

- углубить знания учащихся о власти, о правовом государстве и гражданском обществе, об основных отраслях права, о правах ребёнка;

- способствовать формированию навыков исследовательской работы через работу с текстами документов и дополнительной литературой;

- способствовать подготовке учащихся к практической жизни, сознательному выбору профессии, формированию активной гражданской позиции;

- способствовать углублению знаний учащихся по обществознанию.

Содержание курса может быть использовано для: 
- выбора учащимися профиля обучения в старшем звене;

- подготовки и представления творческих работ, выступлений;

- подготовки к сдаче экзамена по обществознанию.

Структура курса представляет собой сюжетную модель. Сквозной сюжет курса – это работа Всемирного конгресса, в котором участвуют представители (группы) разных стран, с целью разработки универсальной Декларации прав человека.

Формы и методы обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки – защиты тематических заданий, творческих работ, самостоятельная работа, решение тестов, задач, проблемных ситуаций, выполнение творческих проектов.

Формы контроля:

при текущем контроле: фронтальный опрос, индивидуальные задания, тестирование, самостоятельные и практические работы, мини-проекты;

при итоговом контроле: защита творческих проектов.

Система оценивания: в основе — накопительная рейтинговая система.

Ожидаемый результат реализации программы

Предполагается, что, усвоив программу курса, учащиеся познакомятся с основными нормами права, регулирующих правовые отношения в России и в мировом сообществе.

По завершению элективного курса учащиеся должны:
1. Иметь представление:   
1.1. О причинах совершения правонарушений и преступлений;
1.2. Об юридической ответственности за совершение противоправных действий;
1.3. О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.
2. Знать:
2.1. Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности;
2.2. Что за любые виды преступлений наступает ответственность;
2.3. Об организации правосудия в нашей стране.
3. Уметь:
3.1. Отличать правонарушение от преступления;
3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы;
3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях. 
4. Приобрести опыт:
4.1. Работы со специальной справочной литературой;
4.2. Работы с нормативно-правовыми документами РФ;
4.3. Коллективной работы в группах.

Литература для учителя:


  1. Володина С.И. Основы правовых знаний: Учебник для 8 – 9 классов. В 2-х книгах. / С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская и др. - М.: Вече, 2009.

  2. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». М.: Вече, 2009.

  3. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний». М.: Вече, 2009.




Литература для учащихся:


  1. Словарь исторических и общественно – политических терминов /Автор – составитель Васильев В.И. – М.: ОЛМА – ПРЕСС. Образование, 2009.

  2. Конституция Российской Федерации.

  3. Конвенция о правах ребёнка.

  4. Семейный кодекс РФ.

  5. Трудовой кодекс РФ.

  6. Уголовный кодекс РФ.

  7. Гражданский кодекс РФ.

































Учебно-тематическое планирование курса


п/п

Название темы

Содержание

Формы работы

Часы

1

Что такое право. Источники и отрасли права.

Понятие «право», взаимосвязь права и морали

Учебная лекция, решение познавательных задач

2

2

Источники и отрасли права.

Формы, источники и отрасли права

Учебная лекция, решение познавательных задач

2

3

Правоотношения. Правоспособность.

Правовые отношения, их виды. Сущность понятия «правоспособность»

Учебная лекция, решение познавательных задач

2

4

Дееспособность.

Сущность понятия «дееспособность»

Практическое занятие «Дееспособность несовершеннолет-них»

2

5

Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство, гражданское общество, их признаки

Учебная лекция, тестирование

2

6

Конституция РФ.

Основы конституционного строя России, государственное устройство

Учебная лекция, практическое занятие «Конституция РФ», тестирование

2

7

Права человека.

Права человека и гражданина. Нормативно- правовые документы о правах человека. Виды прав.

Учебная лекция, практическое занятие «Виды прав»

2

8

Права ребёнка

Права ребёнка. Нормативно- правовые документы о правах ребенка.

Учебная лекция, практическое занятие «Защита прав ребёнка»

2

9

Семейное право.

Семья, брак, условия заключения и расторжения брака, имущественные отношения в браке. Формы брака. Семейный кодекс РФ

Учебная лекция, решение познавательных задач

2

10

Семья и брак.

Семья, брак, условия заключения и расторжения брака, имущественные отношения в браке. Права и обязанности родителей и детей

Практическое занятие по Семейному кодексу РФ

2

11

Трудовое право.

Трудовая дисциплина, трудовой договор, льготы несовершеннолетних в сфере трудовых отношений

Учебная лекция, решение познавательных задач, тестирование

2

12

Трудовой договор.

Льготы несовершеннолетних в сфере трудовых отношений

Практическое занятие по Трудовому кодексу РФ, работа с образцами документов

2

13

Уголовное право.

Уголовная ответственность, преступление, проступок, неотвратимость наказания.

Учебная лекция, решение познавательных задач

2

14

Правонарушения, их виды.

Сущность понятий «правонарушение», «юридическая ответственность», виды правонарушений

Учебная лекция, тестирование

2

15

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Сущность понятия «уголовная ответственность», Уголовный кодекс РФ

Практическое занятие по Уголовному кодексу РФ

2

16

Вина и ответственность.

Вина и ответственность.

Практическая работа с УК РФ.Ст.24-28. Выполняют текущий тест.

1

17

Ответственность за правонарушение против  личности.

Уважение к важнейшим правам человека – на жизнь и неприкосновенность личности.

Участие в беседе, работа в группах, пишут сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни».

2

18

Ответственность за правонарушение против собственности.

Формирование негативного отношения к посягательствам на чужую собственность.

Практическая работа с УК РФ. Ст.158-168.

2

19

Как не стать жертвой преступления.

Сформировать представление учащихся о безопасном поведении.

Конспектирование, обогащение словаря.

1

20

Групповые правонарушения несовершеннолетних.

Показать механизмы, приводящие подростков в преступные группы.

Групповая работа

1

21

Правопорядок и полиция.

Способствовать пониманию реальных законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств.

Готовят сообщение о деятельности полиции, работают в группах. Экскурсия в отделение полиции.

2

22

Правовая культура человека, её составные части.

Правовая культура, условия её формирования.

Учебная лекция

2

23

Судебное заседание.

Предупреждение асоци-ального поведения, формирование целост-ного представления о личной ответственности человека за антиобщест-венные деяния.

Участие в ролевой игре.

2

24

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся


Работа в группах, консультации

1

25

Защита проектов


Ученическая

конференция

2

Итого

46