«Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И. Францева»
31.08.2017 г. протокол №1 01.09.2017 г. №
Кустовой С.А.
Начало XXI века ознаменовало новыми тенденциями в правовом образовании школьников:
- практико-ориентированный подход в изложении содержания правовых курсов;
- опора на социальный опыт ученика, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
- формирование активной гражданской позиции личности;
- уважение к правам человека и нормам международного права;
- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника.
Элективный курс «Основы права» создан в рамках организации предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями концепции профильного обучения, а также с учётом требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Предполагается, что для изучения курса “ Основы права ” ученик должен иметь базовый уровень знаний курсов “Обществознание”(8 -9 класс).
Элективный курс разработан на основе правового курса «Человек имеет право» Н.И.Чеботаревой.
Программа курса рассчитана на 68 часов. В основу программы положены следующие принципы: научность, доступность, преемственность.
- способствовать воспитанию правовой культуры обучающихся, развитию гражданина демократического правового государства;
- вызвать познавательный интерес учащихся к основам права и правовой системы Российской Федерации через сведения о правах человека и гражданина, о Конституции РФ;
- углубить знания учащихся о власти, о правовом государстве и гражданском обществе, об основных отраслях права, о правах ребёнка;
- способствовать формированию навыков исследовательской работы через работу с текстами документов и дополнительной литературой;
- способствовать подготовке учащихся к практической жизни, сознательному выбору профессии, формированию активной гражданской позиции;
- способствовать углублению знаний учащихся по обществознанию.
- подготовки к сдаче экзамена по обществознанию.
Предполагается, что, усвоив программу курса, учащиеся познакомятся с основными нормами права, регулирующих правовые отношения в России и в мировом сообществе.
По завершению элективного курса учащиеся должны:
1. Иметь представление:
1.1. О причинах совершения правонарушений и преступлений;
1.2. Об юридической ответственности за совершение противоправных действий;
1.3. О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.
2. Знать:
2.1. Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности;
2.2. Что за любые виды преступлений наступает ответственность;
2.3. Об организации правосудия в нашей стране.
3. Уметь:
3.1. Отличать правонарушение от преступления;
3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы;
3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях.
4. Приобрести опыт:
4.1. Работы со специальной справочной литературой;
4.2. Работы с нормативно-правовыми документами РФ;
4.3. Коллективной работы в группах.
№ п/п | Название темы | Содержание | Формы работы | Часы |
1 | Что такое право. Источники и отрасли права. | Понятие «право», взаимосвязь права и морали | Учебная лекция, решение познавательных задач | 2 |
2 | Источники и отрасли права. | Формы, источники и отрасли права | Учебная лекция, решение познавательных задач | 2 |
3 | Правоотношения. Правоспособность. | Правовые отношения, их виды. Сущность понятия «правоспособность» | Учебная лекция, решение познавательных задач | 2 |
4 | Дееспособность. | Сущность понятия «дееспособность» | Практическое занятие «Дееспособность несовершеннолет-них» | 2 |
5 | Правовое государство и гражданское общество. | Правовое государство, гражданское общество, их признаки | Учебная лекция, тестирование | 2 |
6 | Конституция РФ. | Основы конституционного строя России, государственное устройство | Учебная лекция, практическое занятие «Конституция РФ», тестирование | 2 |
7 | Права человека. | Права человека и гражданина. Нормативно- правовые документы о правах человека. Виды прав. | Учебная лекция, практическое занятие «Виды прав» | 2 |
8 | Права ребёнка | Права ребёнка. Нормативно- правовые документы о правах ребенка. | Учебная лекция, практическое занятие «Защита прав ребёнка» | 2 |
9 | Семейное право. | Семья, брак, условия заключения и расторжения брака, имущественные отношения в браке. Формы брака. Семейный кодекс РФ | Учебная лекция, решение познавательных задач | 2 |
10 | Семья и брак. | Семья, брак, условия заключения и расторжения брака, имущественные отношения в браке. Права и обязанности родителей и детей | Практическое занятие по Семейному кодексу РФ | 2 |
11 | Трудовое право. | Трудовая дисциплина, трудовой договор, льготы несовершеннолетних в сфере трудовых отношений | Учебная лекция, решение познавательных задач, тестирование | 2 |
12 | Трудовой договор. | Льготы несовершеннолетних в сфере трудовых отношений | Практическое занятие по Трудовому кодексу РФ, работа с образцами документов | 2 |
13 | Уголовное право. | Уголовная ответственность, преступление, проступок, неотвратимость наказания. | Учебная лекция, решение познавательных задач | 2 |
14 | Правонарушения, их виды. | Сущность понятий «правонарушение», «юридическая ответственность», виды правонарушений | Учебная лекция, тестирование | 2 |
15 | Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. | Сущность понятия «уголовная ответственность», Уголовный кодекс РФ | Практическое занятие по Уголовному кодексу РФ | 2 |
16 | Вина и ответственность. | Вина и ответственность. | Практическая работа с УК РФ.Ст.24-28. Выполняют текущий тест. | 1 |
17 | Ответственность за правонарушение против личности. | Уважение к важнейшим правам человека – на жизнь и неприкосновенность личности. | Участие в беседе, работа в группах, пишут сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни». | 2 |
18 | Ответственность за правонарушение против собственности. | Формирование негативного отношения к посягательствам на чужую собственность. | Практическая работа с УК РФ. Ст.158-168. | 2 |
19 | Как не стать жертвой преступления. | Сформировать представление учащихся о безопасном поведении. | Конспектирование, обогащение словаря. | 1 |
20 | Групповые правонарушения несовершеннолетних. | Показать механизмы, приводящие подростков в преступные группы. | Групповая работа | 1 |
21 | Правопорядок и полиция. | Способствовать пониманию реальных законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств. | Готовят сообщение о деятельности полиции, работают в группах. Экскурсия в отделение полиции. | 2 |
22 | Правовая культура человека, её составные части. | Правовая культура, условия её формирования. | Учебная лекция | 2 |
23 | Судебное заседание. | Предупреждение асоци-ального поведения, формирование целост-ного представления о личной ответственности человека за антиобщест-венные деяния. | Участие в ролевой игре. | 2 |
24 | Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся | | Работа в группах, консультации | 1 |
25 | Защита проектов | | Ученическая конференция | 2 |
Итого | 46 |