Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571
тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН9109008822_

РАССМОТРЕНО на заседании МО руководитель МО ________ З.А. Ибраимова Протокол № _______ от ______2017г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР _________ Э.М. Кутя _________ 2017г. | УТВЕРЖДЕНО приказ № _________ от _________ 2017г. Директор школы ______Н.Б.Федорченко | | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
кружка «Эрудит»
для 1-4 классов
Учитель: Джаббарова Нияра Сеитнебиевна
Доброе, 2017г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельностикружка «Эрудит» для учащихся 1-4 классов, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Положением об организации внеурочной деятельности МБОУ «Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского».авторской программы «Эрудит» Ибраимовой З.А., учителя начальных классов МБОУ «Добровская школа – гимназия имени Я.М. Слонимского». Доброе, 2017г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Основной результат обучения -расширение зоны ближайшего развития ребѐнка и последовательный перевод еѐ в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных и метапредметных результатов:
Личностные результаты:
Целостное восприятие окружающего мира;
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществления;
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ выполнения, определятьнаиболее эффективные способы достижения результата;
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными ипознавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатурыкомпьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления 8 аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения;
Определение общей цели и путей еѐ достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебныхпредметов;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях, участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн-ринги; Математические турниры и т.д.)
Содержание курса внеурочной деятельности
Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир».
Основные виды деятельности на занятиях кружка: игровая, познавательная.
Принцип построения программы «от простого - к сложному».
Раздел 1.Природа вокруг нас. Конкурс загадок об осени.Игра «Юный эколог».Игра «Экологическое ассорти».Загадки, экологические конкурсы и задания.Поделка из природных материалов.Вода. Значение воды. Игра «Водой не разольѐшь».Кроссворды о природе. Викторина «Мир, в котором мы живем». Проекты «Земля – наш общий дом».«Экологический светофор».
Раздел 2. Логика, задания на внимание.Игра «Логическая цепочка». Математические головоломки.Сравнение рисунков, нахождение различий. Дорисовывание картинок.Играна внимание «Потерянное слово».Игра «Что изменилось?». Разгадывание и составление кроссворда.
Раздел 3.Занимательная математика и геометрия.Познавательная игра «В мире цифр».Знакомство с историей появления цифр. Загадки о цифрах. Раскрашивание рисунка по цифрам ивычислительным действиям.Игра «Геометрический конструктор» Конструирование из геометрических фигур.Загадки о геометрических фигурах и телах.Римские цифры. Викторина «Занимательная геометрия».Математические головоломки.
Раздел 4. Занимательная грамматика.Грамматика в стихах. Веселый диктант.Страна Словария. Игра «Доскажи словечко». Веселые конкурсы «В стране грамотеев».Познавательная игра «На ошибках учатся».Занимательные игра «Играй, смекай, угадывай!». Шарады. Ребусы. Составление анаграмм.
Раздел 5.Интеллектуальные игры.«Турнир смекалистых».Познавательная игра «Профессии от А до Я».Конкурс «Еѐ величество –Математика».«Знатоки русского языка». «Аукцион знаний».«Умники и умницы».
Раздел 6.Проектная деятельность.Мини-проекты: «Забытые профессии»,«Моя родословная», «История моей фамилии».Проекты: «Нет –загрязнению планеты!»,«Словесные раскопки. История возникновения слов», «Можно ли сломать язык? Работа со словарем С.И.Ожегова».
Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Природа вокруг нас | 8 | 6 | 6 | 5 |
2 | Логика, задания на внимание | 6 | 8 | 8 | 7 |
3 | Занимательная математика и геометрия | 6 | 6 | 7 | 8 |
4 | Занимательная грамматика | 6 | 8 | 7 | 8 |
5 | Интеллектуальные игры | 4 | 4 | 4 | 4 |
6 | Проектная деятельность | 3 | 2 | 2 | 2 |
Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
Плану | Факт |
| | | Природа вокруг нас (5ч.) | |
-
| 01.09 | | Экологический слет «Мы твои дети, природа!».Крым – уникальная сокровищница. | |
-
| 08.09 | | Викторина «Мир, в котором мы живем». | |
-
| 15.09 | | Охрана природы и рациональное природопользование. Охрана экосистем. | |
-
| 22.09 | | Разработка памятки «Кодекс поведения в лесу».Проект «Земля – наш общий дом». | |
-
| 29.09 | | Познавательная игра «Экологический светофор» | |
| | | Логика, задания на внимание (7ч.) | |
-
| 06.10 | | Как люди научились считать. Решение ребусов и логических задач. | |
-
| 13.10 | | Решение занимательных задач в стихах. Задачи на разрезание. | |
-
| 20.10 | | Геометрические головоломки. Построение фигур по заданным координатам. | |
-
| 27.10 | | Приемы быстрого счета. Математические фокусы. | |
-
| 10.11 | | Головоломки со спичками. Математические кроссворды. | |
-
| 17.11 | | История вычислительной техники. Первый компьютер. Задачи-шутки на внимание. | |
-
| 24.11 | | Логические задачи. Игра "Магические квадраты". | |
| | | Занимательная математика и геометрия (8ч.) | |
-
| 01.12 | | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. | |
-
| 08.12 | | Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел. Числа и равенства из спичек. Игры со спичками. | |
-
| 15.12 | | Из истории дробей. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | |
-
| 22.12 | | Из истории геометрических фигур. Загадки о геометрических фигурах. Математика и конструирование. | |
-
| 12.01 | | Задачи на разрезание и складывание фигур. Китайская головоломка "Танграмм". | |
-
| 19.01 | | Старинные меры измерений. Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат». | |
-
| 26.01 | | Открытие нуля. Игра «Крестики-нолики». | |
-
| 02.02 | | Числа-великаны. Действия с многозначными числами. Игра «Цифры в буквах». | |
| | | Занимательная грамматика (8ч.) | |
-
| 09.02 | | Путешествие в страну Слов. Чудесные превращения слов. | |
-
| 16.02 | | Секреты орфографии | |
-
| 02.03 | | Занимательное словообразование | |
-
| 16.03 | | В гостях у слов- родственников | |
-
| 23.03 | | Крылатые слова. Почему они так называются. | |
-
| 06.04 | | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Игротека“Грамматическое домино”. | |
-
| 13.04 | | Синонимы, антонимы , омонимы в русском языке. Игра «Читай слова наоборот» | |
-
| 20.04 | | Чтение зашифрованных скороговорок. Разгадывание кроссвордов | |
| | | Интеллектуальные игры (4 ч.) | |
-
| 27.04 | | КВН по русскому языку. | |
-
| 28.04 | | Конкурс «Знатоки природы» | |
-
| 04.05 | | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | |
-
| 11.05 | | Аукцион знаний «Самый умный» | |
| | | Проектная деятельность (2 ч.) | |
-
| 18.05 | | Мини - проект: «Нет – загрязнению планеты!» | |
-
| 25.05 | | Проект «Словесные раскопки. История возникновения слов». | |
Итого: | 34 ч. |