СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Шахматы в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса  внеурочной деятельности "Шахматы в школе"

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Шахматы в школе"»




1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.


Программа для младших школьников «Шахматы, шашки» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Цели программы:

  1. Обучить правилам игры в шахматы и шашки.

  1. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

  1. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

  1. Научить ориентироваться на шахматной и шашечной доске.

  1. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

  1. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами.

  1. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

  1. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

  1. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур.

  1. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

  1. Сформировать умение записывать шахматную партию.

  1. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

  1. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.



Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.






2. Содержание курса внеурочной деятельности.


Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Для обучения детей шахматам применяются технологии развивающего обучения, позволяющие сделать обучение радостным, поддерживать интерес к занятиям, использовать разнообразие форм обучения. Предусматривается широкое использование занимательного материала, организация игровых ситуаций, конкурсы решения задач, комбинаций и этюдов, организация шахматных турниров.

Средствами обучения игре в шахматы служат книги, компьютер, демонстрационная шахматная доска, диаграммы с задачами, этюдами и комбинациями.

Весь учебный материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.




















3.Календарно-тематическое планирование

п/п

Название

темы

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1

История шашек и шахмат. Название фигур.

1

07.09.


2

Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур.

1

14.09.


3-4

Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия».

2

21.09.

28.09.


5

Начало партий: «Кол», «Обратный кол»

1

05.10.


6

Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка.

1

12.10.


7

Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка.

1

19.10.


8

Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка.

1

26.10.


9

Шашечные окончания. Четыре дамки против одной.

1

09.11.


10

Шашечные окончания. Три дамки против одной.

1

16.11.


11-12

Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур.

2

23.11.

30.11.


13-14

Шах и мат. Ничья.

2

07.12.

14.12.


15

Начало партии «Детский мат»

1

21.12.


16

Начало партии «Скандинавская партия»

1

11.01.


17

Начало партии «Сицилианская защита»

1

18.01.


18-19

Мат одинокому королю. Ладейные окончания.

2

25.01.

01.02.


20-21

Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля.

2

08.02.

15.02.


22-23

Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур.

2

22.02.

01.03.


24

Пешечные окончания.

1

15.03.


25

Слоновые окончания.

1

22.03.


26

Коневые окончания.

1

05.04.


27

Ферзь против пешки.

1

12.04.


28

Ладья против пешки.

1

19.04.


29

Ферзь против ладьи.

1

26.04.


30-31

Учебные игры в шахматы.

2

03.05.

10.05.


32

Начало партии в игре шашки. Повторение начало «Городская партия», «Обратная городская партия», «Кол» и «Обратный кол»

1

17.05.


33

Ловушки в начале партии в игре шашки. Шашечные окончания.

1

24.05.


34

Повторение.

1




К концу изучения курса дети должны знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.





































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»

муниципального образования Красноперекопский район

Республики Крым




ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

учителя начальных классов

Сантаболаевой Лейли Леммаровны

по курсу внеурочной деятельности

«Шахматы в школе»

в 3 классе


п/п

Название раздела, темы

Тема урока

Дата проведе-ния по плану

Причина

корректировки

Корректирую-

щее

мероприятие

Дата проведе-ния по факту

































































































































































7