1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Программа для младших школьников «Шахматы, шашки» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы и шашки.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной и шашечной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Предметные результаты
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Для обучения детей шахматам применяются технологии развивающего обучения, позволяющие сделать обучение радостным, поддерживать интерес к занятиям, использовать разнообразие форм обучения. Предусматривается широкое использование занимательного материала, организация игровых ситуаций, конкурсы решения задач, комбинаций и этюдов, организация шахматных турниров.
Средствами обучения игре в шахматы служат книги, компьютер, демонстрационная шахматная доска, диаграммы с задачами, этюдами и комбинациями.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
3.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | История шашек и шахмат. Название фигур. | 1 | 07.09. | |
2 | Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур. | 1 | 14.09. | |
3-4 | Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия». | 2 | 21.09. 28.09. | |
5 | Начало партий: «Кол», «Обратный кол» | 1 | 05.10. | |
6 | Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка. | 1 | 12.10. | |
7 | Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка. | 1 | 19.10. | |
8 | Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка. | 1 | 26.10. | |
9 | Шашечные окончания. Четыре дамки против одной. | 1 | 09.11. | |
10 | Шашечные окончания. Три дамки против одной. | 1 | 16.11. | |
11-12 | Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур. | 2 | 23.11. 30.11. | |
13-14 | Шах и мат. Ничья. | 2 | 07.12. 14.12. | |
15 | Начало партии «Детский мат» | 1 | 21.12. | |
16 | Начало партии «Скандинавская партия» | 1 | 11.01. | |
17 | Начало партии «Сицилианская защита» | 1 | 18.01. | |
18-19 | Мат одинокому королю. Ладейные окончания. | 2 | 25.01. 01.02. | |
20-21 | Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля. | 2 | 08.02. 15.02. | |
22-23 | Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур. | 2 | 22.02. 01.03. | |
24 | Пешечные окончания. | 1 | 15.03. | |
25 | Слоновые окончания. | 1 | 22.03. | |
26 | Коневые окончания. | 1 | 05.04. | |
27 | Ферзь против пешки. | 1 | 12.04. | |
28 | Ладья против пешки. | 1 | 19.04. | |
29 | Ферзь против ладьи. | 1 | 26.04. | |
30-31 | Учебные игры в шахматы. | 2 | 03.05. 10.05. | |
32 | Начало партии в игре шашки. Повторение начало «Городская партия», «Обратная городская партия», «Кол» и «Обратный кол» | 1 | 17.05. | |
33 | Ловушки в начале партии в игре шашки. Шашечные окончания. | 1 | 24.05. | |
34 | Повторение. | 1 | | |
К концу изучения курса дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя начальных классов
Сантаболаевой Лейли Леммаровны
по курсу внеурочной деятельности
«Шахматы в школе»
в 3 классе
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведе-ния по плану | Причина корректировки | Корректирую- щее мероприятие | Дата проведе-ния по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
7