Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новокурлакская средняя общеобразовательная школа
Программа курса внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС НОО
«Страна мастеров»
Разработчик рабочей программы:
учитель начальных классов
Мещерякова Галина Викторовна, I К К
Новый Курлак 2016
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Страна мастеров» разработана на основе Требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, Программы формирования универсальных учебных действий, Программы внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по социальному направлению и направлена на работу с интересами учащихся, профориентацию, развитие их личностных компетенций, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих обеспечить полноту и цельность содержания программ по предметам, углублять знания в определённой образовательной области.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий.
Занятия курса «Страна мастеров» развивают творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивно творческой деятельности.
Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи:
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, пряжи, бросового и природного материала;
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Планируемые результаты освоения программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
Внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
Выраженной познавательной мотивации;
Устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Планировать свои действия;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться, приходить к общему решению;
Соблюдать корректность в высказываниях;
Обучающийся получит возможность научиться:
Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
Владеть монологической и диалогической формой речи;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
Анализировать объекты, выделять главное;
Осуществлять синтез;
Проводить сравнение и классификацию;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
Осознанно строить сообщения в различных формах;
Использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
Оказывать посильную помощь в оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать навыки работы с информацией.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название мастерской | Содержание | Формы организации и виды деятельности |
| Мастерская безопасного труда | Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. | Беседа, презентация «Правила по технике безопасности» |
| Мастерская природы | Происхождение природных материалов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала. Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. | Изучают природный материал, учатся пользоваться инструментами и принадлежностями, знать технику безопасности |
| Мастерская игротеки | Виды бумаги Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги. Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой. | Действуют по плану. Составляют композиции, фантазируют при оформлении своих работ. |
| Мастерская лепки | Пластилин, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений. | Оформляют результаты своей работы. |
| Мастерская кукольного театра | Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. | Обсуждение образца в сборе, а не в деталях, обучение чтению эскиза на базе анализа образца и его технического рисунка |
| Мастерская Деда Мороза | Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой. | Работа по образцу. Групповые задания. |
| Мастерская коллекции идей | Картон. Соединение. Игрушки с подвижными деталями | Ход действий при изготовлении игрушки |
| Мастерская дизайна | Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна. Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами. | Изготовление поделок, украшение. |
| Мастерская изонити | Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для работы. Приемы безопасного использования инструментов | Работа по плану. |
| Мастерская конструирования и моделирования | Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги | Обсуждают тему с учителем и вырабатывают план действий. |
| Мастерская творческих поделок | Выставка. Правила поведения в выставочном зале. | Подготовка поделок и оформление выставки |
Тематическое планирование
№ п/п | Название мастерской | Тема занятия | Планируемый объект | Форма организации | Кол-во часов |
| Мастерская безопасного труда | Безопасность труда. Личная гигиена. | Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. | Коллективная | 1 |
| Мастерская природы | Поделки из природного материала | Аппликация из листьев Поделки из шишек | Индивидуальная Индивидуальная | 2 |
| Мастерская игротеки | Игрушки из картона | Танграм Лягушонок | Индивидуальная Групповая | 2 |
| Мастерская лепки | Лепка посуды | Чудо-посуда | Индивидуальная | 2 |
| Мастерская кукольного театра | Куклы из сукна и драпа, куклы из цветной бумаги | Куклы из драпа для сказки «Курочка Ряба» Объемные куклы из геометрических фигур «Театр любимых игрушек» | Групповая Индивидуальная | 4 |
| Мастерская лепки | Лепка людей, животных | Куклы из пластилина для сказки «Три медведя» | Групповая | 2 |
| Мастерская Деда Мороза | Новогодние игрушки из цветной бумаги, картона | Дед Мороз и Снегурочка из гофрированного картона Снежинки | Групповая Групповая | 3 |
| Мастерская коллекции идей | Игрушки с подвижными деталями | Слоненок подвижный | Групповая | 3 |
| Мастерская дизайна | Украшение коробок, панно, рамок для фотографий | Украшение коробок яичной скорлупой Панно-тарелка из пуговиц Украшение рамки для фотографий Бусы из фантиков | Индивидуальная Групповая Индивидуальная Индивидуальная | 5 |
| Мастерская изонити | Декоративные композиции из ниток | Композиции «Цыпленок» | Индивидуальная | 3 |
| Мастерская конструирования и моделирования | Игрушки из поролона, ткани | Игрушка «Осьминог» | Групповая | 5 |
| Мастерская творческих поделок | Выставка работ. Экскурсия | Выставка для родителей. | Коллективная | 2 |
| | | | ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п урока | Дата | Тема урока | Планируемый объект |
план | факт |
| | | Безопасность труда. Личная гигиена. | ТБ на занятиях |
| | | Коллаж из природного материала | коллаж |
| | | Поделки из природного материала | ёжики |
| | | Игрушки из картона | танграм |
| | | Игрушки из картона | лягушонок |
| | | Лепка посуды | чудо-посуда |
| | | Лепка посуды | чудо-посуда |
| | | Куклы из сукна и драпа | кукла |
| | | Куклы из сукна и драпа | кукла |
| | | Куклы из цветной бумаги | куклы |
| | | Куклы из цветной бумаги | куклы |
| | | Лепка людей, животных | Герои сказок |
| | | Лепка людей, животных | Герои сказок |
| | | Новогодние игрушки | Дед Мороз |
| | | Новогодние игрушки | Снегурочка |
| | | Новогодние игрушки | Снежинки |
| | | Игрушки с подвижными деталями | Слоненок подвижный |
| | | Игрушки с подвижными деталями | Слоненок подвижный |
| | | Игрушки с подвижными деталями | Слоненок подвижный |
| | | Украшение коробок яичной скорлупой | коробка |
| | | Панно-тарелка из пуговиц | панно |
| | | Панно-тарелка из пуговиц | панно |
| | | Рамка для фотографий | рамка |
| | | Бусы из фантиков | бусы |
| | | Декоративные композиции из ниток | цыплёнок |
| | | Декоративные композиции из ниток | цыплёнок |
| | | Декоративные композиции из ниток | цыплёнок |
| | | Игрушки из поролона | осьминог |
| | | Игрушки из поролона | осьминог |
| | | Игрушки из поролона | осьминог |
| | | Мягкие игрушки | мышка |
| | | Мягкие игрушки | мышка |
| | | Выставка поделок | выставка |
| | | Экскурсия. Мастера нашего села | экскурсия |