СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Капитошка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Летние каникулы - самая лучшая и незабыва­емая пора для развития творческих способ­ностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя­зи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­требностей. Именно такие возможности для каждого ре­бенка открывают детские оздоровительные лагеря.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать.

В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор дела­ет он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.

Организация летнего отдыха – один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

Летняя детская площадка выполняет  важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения  личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития творчества.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье. Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

     Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

     Пришкольный лагерь экологического направления “Капитошка”  поможет  ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.

Лагерь размещается       на    базе муниципального       бюджетного общеобразовательного        учреждения         «Крапивинская        начальная

общеобразовательная  школа».

Продолжительность смены 18 рабочих дней. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов в количестве 50 человек. Руководство смены осуществляется начальником лагеря. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.

Актуальность программы.

При создании программы летнего лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые мы и приводим:

·         летний  лагерь помогает использовать период летнего отдыха обучающихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями;

·         такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта обучающегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности;

·         создаются большие возможности для организации и развития самостоятельности ребят, воспитания личностных качеств, формирования активности, обучения разнообразным умениям и навыкам;

·         большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, как  мощная превентивная форма против безнадзорности, ассоциального поведения.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

 Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

·    повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях  деревни;

·   необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

·   обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

·   необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Основная идея программыРеализация мероприятий, направленных на создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей в летний период.

Принципы программы  лагеря с дневным пребыванием детей «Капитошка»:

1.Принцип природосообразности: учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;

2. Принцип гуманистической направленности: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.

3. Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного характера в лагере с дневным пребыванием детей «Капитошка» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

4. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по организации отдыха и деятельности учащихся школы в летний период:

  • физкультурно-оздоровительная деятельность;
  • образовательно –содержательное направление (экологическое воспитание);
  • художественно-творческая деятельность.

Физкультурно – оздоровительная деятельность:

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
  • утренняя гимнастика;
  • соблюдение режима проветривания отрядного помещения и режима питья детей;
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере);
  • организация пешеходных экскурсий;
  • организация здорового питания детей;
  • организация спортивно – массовых  мероприятий и подвижных игр;

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

· вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

· выработка и укрепление гигиенических навыков;

·  расширение знаний об охране здоровья.

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Образовательно-содержательное направление

(экологическое воспитание).

     Образовательная часть включает теоретические и практические занятия.     Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует систематизации и обобщению знаний по экологии, формирует у учащихся обязательный минимум знаний.

     Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств.  Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения экологических экскурсий, с учётом возрастных особенностей.

     Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке экологического мировоззрения в целом.

Художественно – творческая деятельность.

     Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

     Творческая деятельность – это особая сфера человеческой   активности, в    которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

· изобразительная деятельность;

· конкурсные программы;

· творческие конкурсы;                                 

·  игровые творческие программы;

·  концерты; праздники;

·  творческие игры;

·  выставки (рисунков, поделок и т.д.)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Цель программы

Обеспечение оздоровления обучающихся и их занятости экологической и спортивной деятельностью во время ка­никул.

Задачи программы

  • способствовать укреплению здоровья детей;
  • способствовать укреплению навыков ЗОЖ;
  • способствовать развитию самостоятельности и активности;
  • формировать опыт социального взаимодействия;
  • развивать творческий потенциал детей, включая их в коллективную и индивидуальную деятельность;
  • воспитать любовь к родному краю, экологическую культуру.

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Основной состав лагеря – это обучающиеся начальной школы в возрасте 7 – 11 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в двух отрядах.  Количество детей в лагере – 50 человек.

 

Законы и правила лагеря «Капитошка»

  Закон хозяина.

«Капитошка» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.

Закон точности.

Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.

Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.

Закон поднятых рук.

Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

Верь в себя и свои силы.

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.

Механизм реализации программы

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

I этап - подготовительный (апрель-май 2014)

II этап - организационный (июнь 2014г.)

  1. этап - содержательно-деятельностный (июнь 2014г.)
  2. этап - контрольно-аналитический (июль 2014г.)

I этап – подготовительный

Этот этап характеризуется тем, что за  месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

· проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;

· издание приказа по школе о проведении летней кампании;

· разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей

· подготовка методического материала для работников лагеря;

· отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап – организационный

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

· встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

· запуск программы «Капитошка»;

· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап – содержательно-деятельностный

Основной деятельностью этого этапа является:

· реализация основной идеи смены;

· вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.

IV этап – аналитический

Основной идеей этого этапа является:

· подведение итогов смен;

· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

 

Критерии эффективности программы.

  Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
  • Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Ожидаемый конечный результат

1. Организация   полноценного  отдыха обучающихся,    общее оздоровление и укрепление их здоровья.

2. Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

3. Формирование  культуры  общения  среди  детей, навыков  взаимодействия  друг  с  другом, активное  обогащение  личности.

4. Приобретение обучающимися экологических и природоохранительных знаний, формирование умений правильного поведения в природе.

5. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

6. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

7. Расширение кругозора детей.

8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.