Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №14»

« В поисках сокровищ….»
Составитель программы:
учитель начальных классов
Салихова С.А.
Пермь 2016
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Общеобразовательное учреждение |
Юридический адрес |
Контактные телефоны |
Директор школы |
Название программы |
Автор Программы |
Сроки реализации |
Форма реализации |
Участники программы |
Кадровое обеспечение Программы |
Взаимодействие с заинтересованными в деятельности Лагеря структурами |
Содержание программы:
Пояснительная записка ……………………………………………………………...4
Цель и задачи программы ………………………………………………………..….5
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены …5
Направления и виды деятельности …………………………………………………6-7
Механизм реализации программы …………………………………………………8-10
Условия реализации программы ……………………………………………………11
Ожидаемые результаты ……………………………………………………….…......12
Список используемой литературы………………………………………………… 13
Приложение 1.…………………………………………………………………………14-15
Приложение 2.Тематический план……………………………………………............16-19
Приложение 3. Оформление…………………………………………………………...20
Пояснительная записка
Летние каникулы набирают ход, и конечно, нам, взрослым, очень хотелось бы, чтобы отдыху детей уделялось особое внимание. Лагерь дневного пребывания является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребёнка. С уходом стройной системы организации работы в пионерских лагерях, стали возникать проблемы в организации даже «режимных моментов», например «линейки» и т. д. На наш взгляд эти вопросы содержания основных дел могут быть решены за счёт организации «тематических» смен в Лагере. Главное, чтобы игра и творчество воспитывали всех, чтобы любое дело было эмоционально привлекательным.
Ежегодно, в период летних каникул для обучающихся 1-5 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа» работает лагерь дневного пребывания. Для того чтобы отдых детей сделать полноценным была разработана программа лагеря дневного пребывания «В поисках сокровищ» (далее – Программа).
Необходимость разработки данной Программы была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала младших школьников и педагогов в реализации цели Программы.
Центром воспитательной работы Лагеря является ребёнок и его стремление к самореализации. Пребывание в Лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Принимая во внимание эмоционально-психические перегрузки детей в Школе и семье, а также неблагоприятную экологическую обстановку, перед коллективом Лагеря стоит цель – создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга школьников во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала детей, их индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учётом их интересов, наклонностей и возможностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
проводить работу с детьми, сочетающую развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей;
развивать творческие способности;
воспитывать культуру поведения, формировать у ребят навыки общения и толерантности;
прививать навыки здорового образа жизни.
Цель программы – создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи программы:
организация активного отдыха и оздоровление детей;
развитие творческих способностей школьников;
воспитание культуры поведения;
формирование у школьников навыков общения и лидерских качеств;
привитие навыков здорового образа жизни;
расширение экологического кругозора.
Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря «В поисках сокровищ» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления и виды деятельности
В течение смены планируется реализация программы по направлениям:
Интеллектуальное;
Организационное;
Спортивно-оздоровительный;
Творческое;
Экологическое;
Патриотическое;
Название направления | Краткое описание |
Интеллектуальное | Направлено на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности. Развитие интеллектуальных способностей детей, Развитие мышления, памяти, внимания. Эрудит-шоу Интеллектуальная игра « ». |
Спортивно-оздоровительное | Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей; Утренняя гимнастика; Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей; Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток); Организация пешеходных экскурсий; Организация здорового питания детей; Организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр; Культурно – массовые и спортивные мероприятия |
Творческое | Направлено пробуждать в детях чувство прекрасного; Формировать навыки культурного поведения и общения; Прививать детям эстетический вкус. Коллективно – творческие дела ( в соответствие с ежегодным планом): Концертно – развлекательные программы; Игры – развлечения, викторины, соревнования |
Экологическое | Беседы, мероприятия; Экологические марафоны, рейд; Выставки рисунков и поделок; Конкурс «Знатоки родного края» Развлекательная программа «Угадай животное» |
Патриотическое | Беседа «Россия – мы дети твои»; Конкурсная программа к юбилею района День памяти (22 июня) Конкурс рисунков «Мой город!»; Праздник «День России» |
Организационное | Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания; Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; Принятие в коллективе сверстниками и взрослым; Определение места (статуса) в коллективе; Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов; Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу; Формирование групповых норм, ценностей и традиций. Название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итога дня. Игры на сплочение Кружки по интересам |
Содержание Программы.
1 этап – Подготовительный:
2 этап – Организационный:
создание программы «В поисках сокровищ »;
выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
сплочение коллектива детей;
формирование законов и условий совместной работы;
3 этап – Основной:
4 этап – Заключительный:
анализ результатов работы – отчёт о работе Лагеря;
творческий отчёт ( фотогазета, презентация, обработка видеоматериалов).
Механизм реализации программы.
Программа «В поисках сокровищ» – комплексная, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы: оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях Лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуемой в течение одной лагерной смены продолжительностью 21 день – с 01.06.2016 по 27.06.2016 (суббота, воскресенье – выходной день)
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В сюжете игры ребята попадают на остров в поисках сокровищ. Старый пират спрятал главные сокровища острова очень далеко, чтобы найти подсказку, необходимо каждый день, находясь на острове, открывать новые сокровища: сокровища дружбы, безопасности, родного края, книг, игр и т.д.(. тематическое планирование) Награда – ключи, чтобы их получить необходимо активно участвовать в делах отряда и всего лагеря. «Ключи» - это подсказки к поиску главного сокровища, чем их больше, тем больше получит отряд подсказок в последний день лагерной смены. Ключики выдаются белыми, каждый отряд раскрашивает их по цвету-настроения: «жёлтый» - отлично, «зелёный» - хорошо, «синий» - грустно, далее приклеивают их в свой отрядный уголок, с сундуком сокровищ.
На главном стенде лагеря вывешена карта острова с сундуками сокровищ ( 1 день – 1 сундук), после прохождения сундуки переворачиваются на другую сторону, где изображается ключ, бортовые журналы отрядов, с итоговым количеством набранных «Ключей», подробный план мероприятий на неделю.
Словарь лагеря:
«Поднять паруса» - отряды строятся на линейку
«Адмирал на борту!» - сдача рапортов командирами отрядов
«Вахта» - дежурные по лагерю
«Вахтенный журнал» - итоги отрядов на главном стенде и отрядных уголках
«Кают – компания» - кабинеты отрядов
«Камбуз» - кухня
«Все наверх!» - сбор всех отрядов в актовом зале
«Драить палубу» - сделать уборку кабинета в конце дня
План – сетка, тематическое планирование, режим дня, законы лагеря, оформление стенда (приложение)
Формы отслеживания результатов.
Массовая форма отслеживания.
Все учащиеся делятся на отряды. По итогам мероприятий выявляется победитель. Ежедневно подводятся итоги работы каждого отряда, оформлением карты острова. Каждому отряду выдаётся такое количество ключей, сколько отряд заработал за день смены. В конце смены ключи суммируются.
Индивидуальная форма отслеживания.
Кроме общей карты успеха отряда существует своя карта успеха, где отображают личные результаты каждого участника отряда. В конце дня, при подведении итогов, в ней отмечают отличившегося участника.
К окончанию лагерной смены каждый участник накапливает некоторое количество ключей, что стимулирует творческую деятельность детей. По результатам на закрытие лагеря самых активных награждают грамотами.
По результатам набранных баллов в карте лагеря, выявляется отряд-победитель.
Критерии:
Структура смены
Самоуправление на острове сокровищ
Детское самоуправление является основой воспитательной системы лагеря и основывается на следующих определениях:
Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной общности в управлении собственными делами.
Самоуправление детское – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.
Основные принципы работы самоуправления:
Открытость и доступность
Добровольность и творчество
Равенство и сотрудничество
Непрерывность и перспективность
На время лагерной смены все дети – искатели сокровищ объединяются в отряды - экипажи
Актив лагеря – Большой Совет острова, в который входят начальник лагеря, старший вожатый, воспитатели, создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.
В Малый Совет острова – вожатые, командиры отрядов.
Цели и задачи Малого совета:
Малый Совет, как форма взаимодействия детей по защите прав и интересов, действует в целях:
- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно – массовых мероприятий и творческих дел;
- создание в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
- содействия в создании благоприятного психологического климата.
Права и обязанности
Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов и прав.
Каждый член актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуру поведения.
Малый совет страны:
Командиры отрядов.
Активисты (отвечают за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников);
Вахтенные (дежурные по столовой)
Здоровяк (физорг)
Корреспонденты(редколлегия)
Условия реализации программы
Участники реализации Программы.
Программа ориентирована на школьников 1-5 классов. При комплектовании Лагеря особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Кадровое обеспечение Программы.
Из числа педагогических работников Школы приказом директора школы
назначаются: начальник лагеря, старший воспитатель, воспитатели.
Начальник лагеря руководит его деятельностью, ведёт документацию, отвечает за организацию питания воспитанников, охрану труда в Лагере.
Старший воспитатель и воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану Лагеря: организуют трудовую деятельность, проводят досуговые мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной и антитеррористической безопасности; вожатые являются помощниками воспитателей, оказывают помощь в проведении досуговых мероприятий, несут ответственность за соблюдение режима дня.
Медицинский работник, назначенный приказом МУЗ ЦРБ, осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями к организации безопасного пребывания детей в Лагере.
Охрана жизни и здоровья детей.
Весь персонал Лагеря несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в Лагере.
Педагогические сотрудники, работающие в Лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план работы, положения охраны труда, правила пожарной и антитеррористической безопасности.
Начальник Лагеря проводит инструктаж по охране труда для сотрудников, воспитатели проводят инструктаж для детей с последующей регистрацией в журналах установленного образца.
Организация питания осуществляется на базе столовой Школы.
Материально-техническое обеспечение Программы.
Спортивное оборудование (спортивная площадка, мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи).
Настольно-игровое оборудование (шашки, шахматы, канцелярские принадлежности, настольные игры).
Музыкальный центр, компьютер, принтер.
Финансовое обеспечение Программы.
Финансовое обеспечение деятельности Лагеря осуществляется за счёт выделенных муниципалитетом средств (питание) и родительских средств (транспортные расходы).
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации данной программы ожидается:
Укрепление и оздоровление детского организма:
- формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены)
- развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости)
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
Личностный рост участников смены.
Литература
«Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.
«С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.
Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
Газета: «Последний звонок» за 2000-2009 год.
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
«Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.
Приложение 1 Режим дня
9.00-9.15 Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9.15-9.30 Линейка (Построение)
На линейку быстро стройся!
9.30-10.00 Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00-11.00 Занятия по интересам
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши!
.
11.00-13.00 Отрядные, лагерные дела
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
13.00-13.20 Отрядные дела, итоги дня
.
13.20-13.50 Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
13.50- 14.00 Общий сбор, подведение итогов дня
А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!
Законы и правила лагеря «В поисках сокровищ»
Закон хозяина.
Лагерь - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Приложение 2 Тематический план
Дата | Мероприятия | Ответственный |
01.06 | "Добро пожаловать на остров" Торжественная линейка. Открытие лагеря. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ. Формирование отрядов. Анкетирование. Игры на знакомство и взаимодействие. День защиты детей. Конкурс рисунков на асфальте Рефлексия дня. Линейка. | Начальник лагеря, воспитатели, вожатые, инструктор физ.воспитания. |
02.06 | "Особо не опасен – сокровища ЗОЖ" Зарядка. Линейка. Оформление отрядных уголков и уголка лагеря. Театр «Дом вверх дном» Игра «Особо не опасен» по безопасности ( правила безопасности, знакомство с профессиями МЧС) Минутка здоровья "Мой рост и вес". Игры на свежем воздухе. Рефлексия дня. Линейка. | Воспитатели, вожатые, инструктор физ.воспитания. Медицинский работник. |
03.06 | "Сокровища талантов - Знай наших!" Зарядка. Линейка. Учебная эвакуация «Знай наших!» – концертная программа талантов Игры на свежем воздухе или в спортзале. Рефлексия дня. Линейка. | Воспитатели, вожатые, инструктор физ.воспитания,. |
06.06 | "Сокровища театра" Зарядка. Линейка. Правила ПДД Поездка в ДК им. Кирова ТЮЗ « Сказки Оле – Лукойе» Рисуем театр – рисуем фильм- сказку. Рефлексия дня. Линейка. | Воспитатели, вожатые |
07.06 | "Сокровища спорта: раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть" Зарядка. Линейка. Открытие творческих объединений: работа кружков. ЦДТ Исток: «Игры нашего двора» Малые олимпийские игры на улице и в отрядах Рефлексия дня. Линейка. | Воспитатели, вожатые, инструктор физ.воспитания. |
08.06 | "Сокровища спорта: раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть" 1.Зарядка. 2.Линейка. 3. Работа кружков. 4.ЦДТ Исток: «Игры нашего двора» 5.Малые олимпийские игры на улице и в отрядах 6.Рефлексия дня. 7. Линейка. | Начальник лагеря, воспитатели, вожатые, |
09.06 | "Сокровища родного края" Зарядка. Линейка. Правила ТБ. Поездка в Хохловку. Рефлексия дня. Линейка. | Воспитатели, вожатые, инструктор физ.воспитания. медицинский работник. |
10.06 | "День России – сокровища родной страны" Зарядка. Линейка. Работа кружков Познавательная программа «Моя Родина» с просмотром видеофильма Конкурс рисунков «Мой край родной», « Профессии моих родителей» Игры на свежем воздухе, прогулка. Рефлексия дня. 7. Линейка. | Начальник лагеря, воспитатели, вожатые, инструктор физ.воспитания. |
14.06 | "Сокровища Фантазии и Юмора" Зарядка. Линейка. Правила ПДД «Иллюзион – шоу» развлекательная программа "Юмор в спорте важен, не спорьте!" (юмористические эстафеты). Рефлексия дня. 6. Линейка. | Воспитатели, вожатые, инструктор физ.воспитания. |
15.06 | "Сокровища родного края" Зарядка. Линейка. Минутка здоровья «Опасные растения», правила ПДД Работа кружков Экскурсия в выставочный зал «Фотография Закамска» Познавательно- игровая программа «Загадки древних племён» Рефлексия дня. Линейка. | Воспитатели, вожатые. |
16.06 | "Сокровища родного края" 1.Зарядка. 2.Линейка. Правила ПДД 3. Работа кружков 4.Экскурсия в выставочный зал «Фотография Закамска». 5. Профессия фотограф. Конкурс «Фотокадр» 6.Познавательно- игровая программа «Загадки древних племён» 7.Рефлексия дня. 8.Линейка. | Воспитатели, вожатые. |
17.06 | "Сокровища города" Зарядка. Линейка. Правила ПДД и ТБ Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь». Квест –игра «Сокровища Перми» Подвижные игры на воздухе. Рефлексия дня. Линейка. | Воспитатели, вожатые, медицинский работник. |
20.06 | "Сокровища книг" Зарядка. Линейка. Работа кружков. Экскурсия в детскую библиотеку. Профессия библиотекарь. (1,2,3 отряды) "Школа журналистов" (интервью, репортажи о своих отрядах, выпуск бортовых газет). Прогулка, игры на свежем воздухе. Рефлексия дня. Линейка. | Начальник лагеря, воспитатели, вожатые, |
21.06 | "Сокровища книг" 1.Зарядка. 2.Линейка. 3.Работа кружков. 4.Экскурсия в детскую библиотеку. Профессия библиотекарь(4,5 отряды) 5."Школа журналистов" (интервью, репортажи о своих отрядах, выпуск бортовых газет). 6.Прогулка, игры на свежем воздухе. 7.Рефлексия дня. 8.Линейка. | Воспитатели, вожатые |
22.06 | "Сокровища Памяти" Зарядка. Линейка. "Страницы истории" (мероприятие, посвящённое началу ВОВ, военные профессии) Игра «Лазертаг» Рефлексия дня. | Воспитатели, вожатые, инструктор |
23.06 | "Сокровища Мастеров" Зарядка. Линейка. Минутка здоровья «Правила поведения на воде» Игра-турнир по экологии "Что? Где? Когда?" КТД «Остров» Поделки из природного материала Игры на свежем воздухе. Рефлексия дня. 7.Линейка. | Начальник лагеря, воспитатели, вожатые. |
24.06 | "Сокровища острова – подведение итогов" Зарядка. Линейка. Игровая программа «Покоритель стихий» Подготовка к закрытию лагеря Подвижные игры на воздухе или в спортзале. Рефлексия дня. Линейка. | Воспитатели, вожатые, инструктор физ.воспитания. |
27.06 | "Сокровища лета" 1.Зарядка. 2.Линейка. 3. Игровая программа «В поисках сокровищ» - закрытие лагерной смены, Просмотр фильма о лагере «Сокровища лета» 4. Танцевальный марафон «Летний экспресс» | Воспитатели, вожатые. |
Приложение 3. Оформление
Карта «Острова сокровищ»


Конкурс плакатов «Я люблю свой край». К 75-летию Кировского района.


Кружки по интересам

