
Методический конкурс
педагогов образовательных организаций
Костромской области
Муниципальный этап
Программа лагеря с дневным пребыванием детей
«Матрёшка»

Автор: Макарова Татьяна Викторовна,
заместитель директора по воспитательной работе МОУ гимназия
Нерехта
2
016 год
Анкета-заявка
на участие в методическом конкурсе
педагогов образовательных организаций Костромской области в 2016 году
ФИО участника | Макарова Татьяна Викторовна |
дата рождения | 06.06.1980 |
домашний адрес | 157800, Костромская область, г. Нерехта, ул. Фадеева, 64-1 |
номер телефона | 8 905 153 40 92 |
электронный адрес | [email protected] |
место работы | Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (далее – МОУ гимназия) 157800, Костромская область, г. Нерехта, ул. Школьная, д.3 телефон 8 (49431) 7-56-27 |
должность | Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе |
педагогический стаж | 10 лет |
преподаваемый предмет | Русский язык и литература |
ФИО руководителя образовательной организации | Степаничев Сергей Юрьевич |
название номинации | программа лагеря для детей и молодежи |
тема работы | Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Матрёшка» |
детское объединение, с которым осуществляется деятельность | Лагерь с дневным пребыванием детей |
______________Т.В. Макарова
Информационная карта программы
Полное название программы | Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Матрёшка» |
ФИО автора (разработчика) программы, должность | Макарова Татьяна Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ гимназия муниципального района город Нерехта и Нерехтский район |
Контактный телефон, электронный адрес | 8 (905) 153 40 92 [email protected] |
Основания для разработки программы | 1) Федеральный закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ”; 2) "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989); 3) нормативно-правовые акты администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области |
Направленность программы | Гражданственно-патриотическая |
Характеристика целевой группы | Общее количество участников программы - 100 - 110 человек Особых требований к контингенту и уровню подготовки участников программы нет. |
Краткая аннотация содержания программы | Программа направлена, в первую очередь, на гражданственно-патриотическое воспитание детей. Содержание деятельности лагеря направлено на формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. |
Обоснование актуальности программы | Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Основная деятельность лагеря дневного пребывания «Матрёшка» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. |
Оценка эффективности программы | Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, анкетирования. |
Цель и задачи программы | Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие. Задачи: Оздоровительные: Создать условия для укрепления здоровья детей; Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность; Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе; Воспитательные: 1) Создать условия для личностного развития каждого ребёнка; 2) Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни; 3) Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся; 4) Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины; 5) Создание условий для воспитания культуры общения. Образовательные: 1) Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области истории, экологии, биологии; 2) Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности; Развивающие: 1) Создания условия для развития детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление. |
Предполагаемые результаты реализации программы | 1) приобретение новых знаний о родном крае, традициях русского народа; 2) оздоровление воспитанников, укрепление здоровья детей, профилактика заболеваний; 3) повышение социальной активности детей; 4) снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей, профилактика правонарушений несовершеннолетних; 5) укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей. |
Кадровое обеспечение программы | Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов. Педагогический коллектив представлен педагогами МОУ гимназия - людьми, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания. Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры, медицинский работник. Музыкальные праздники (также музыкальное сопровождение мероприятий) организуются с участием учителя музыки. Так как большое внимание в лагере уделяется традиционным видам деятельности мужчин и женщин на Руси (вышивание, столярничество, гончарное ремесло) привлекаются педагоги дополнительного образования детей (как педагоги школы, так и привлеченные специалисты). Кадровый состав: начальник лагеря с дневным пребыванием детей – 1 человек; педагог-организатор – 1 человек; инструктор по физической культуре и спорту – 1 человек; музыкальный руководитель – 1 человек; педагоги дополнительного образования – 2 человека воспитатели – 5 человек помощники воспитателей – 10 человек медицинский работник – 1 человек В помощь воспитателям с каждым отрядом работают вожатые. Это старшеклассники, прошедшие «Школу вожатых», действующую в течение всего года в МОУ гимназия. В мае для педагогов проводятся семинары по теме «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания». |
Система организации контроля над исполнением программы | Осуществляется начальником лагеря и заместителем директора школы по воспитательной работе |
Схема управления программой | Для организации работы по реализации программы смены: -проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых; -составляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня; -сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тематических мероприятий и т. д.; -проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма. В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме Совета дружин (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является Совет дружин. Обязанности командира дружины: -посещать сбор совета дружин и доводить до дружины всю информацию, полученную на совете; -планировать совместно с вожатыми работу своей дружины; -следить за выполнением режимных моментов; -отвечать за одно из направлений работы. |
Финансовое обеспечение | Лагерь содержится за счет средств бюджета муниципального района. Также могут быть привлечены спонсорские средства. |
Учебно-методическое оснащение программы | Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г. Афанасьев С., Коморин С. «Чем занять детей или сто отрядных дел», Кострома, 1998г. Байбородова Л.В., Рожков М.И. «Воспитательная работа в загородном лагере», Ярославль, 2003 г. Балашова Т.Д. «В помощь организатору детского оздоровительного лагеря», Москва, 2000г. Гончарова В.И. «Школьный летний лагерь», Москва, 2004 г. Григоренко Ю.Н. «Кипарис – 2», Москва, 2002г. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г. Загребина Г. «Давай устроим праздник!», Ярославль, 2005г. Капустина Ю. «Детям до шестнадцати вход разрешён», Ярославль, 2004г. Лазарева Л.Г. «Летняя радуга», Москва, 2002г. Левина И.Д. «Досуговая деятельность в детском оздоровительном лагере», Москва, 1999г. Лобачёва В.И. «Загородный летний лагерь», Москва, 2006 г. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г. Слуцкая Н.Б. «Нескучные каникулы», Ростов-на-Дону, 2004г. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и Сысоева М.Е. «Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря», Москва, 1999г. подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г. Титов С.В. «Ура, каникулы!», Москва, 2002г. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г. Юзефавичус Т.А. «Советы бывалого вожатого», Москва, 2005 г. http://ot1do3.ru/skazka-zhili-byli-matreshki-na-konkurs-volshebnyh-skazok http://www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor |
Пояснительная записка
Актуальность программы | Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, создания системы гражданско-патриотического воспитания. Летний лагерь с дневным пребыванием детей - это, прежде всего, отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и реализация творческих способностей. |
Новизна программы | Основная идея программы «Матрёшка» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа направлена, в первую очередь, на патриотическое воспитание детей. Содержание деятельности лагеря направлено на формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. |
Краткая характеристика участников программы | Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 16 лет различных социальных групп: дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации дети-инвалиды дети, находящиеся под опекой |
Цель программы | создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие. |
Задачи программы | Оздоровительные: Создать условия для укрепления здоровья детей; Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность; Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе; Воспитательные: 1) Создать условия для личностного развития каждого ребёнка; 2) Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни; 3) Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся; 4) Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины; 5) Создание условий для воспитания культуры общения. Образовательные: 1) Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области истории, экологии, биологии; 2) Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности; Развивающие: 1) Создания условия для развития детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление. |
Концептуальная идея. Педагогические основы программы | Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами. Основными формами и видами деятельности становятся детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность. Принципы организации педагогического процесса в рамках программы: 1. принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников; 2. принцип коллективной деятельности; 3. принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря; 4. принцип самостоятельности. |
Особенности организации образовательного процесса по программе | Образовательная и воспитательная деятельность в рамках смены «Матрёшка» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием, воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине, изучение традиций и истории родного края. Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона. Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий. Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка. Основными методами организации деятельности являются: 1. Метод игры (игры отбираются в соответствии с поставленной целью); 2.Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы); 3. Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности); 4. Метод коллективной творческой деятельности (КТД). |
Механизм реализации программы | Этапы реализации программы: 1.Подготовительный: -подбор кадров; -подготовка методических материалов; -подготовка материально-технической базы. 2. Организационный: -формирование дружин; -знакомство с режимом работы лагеря и правилами; -оформление уголков дружин. 3. Основной: -образовательная деятельность; - воспитательная деятельность; -оздоровительная деятельность; -культурно-досуговая деятельность; -методическая работа с воспитателями, вожатыми. 4. Заключительный: -закрытие смены (последний день смены); -сбор отчетного материала; -анализ реализации программы. |
Сюжет смены
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Она является олицетворением самой России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями.
Участникам смены «Матрёшка» предстоит «перенестись» на несколько веков назад: поселиться в русской усадьбе, символом которой является национальная русская игрушка Матрешка.
Именно она, её волшебная сила поможет постичь тайны народной мудрости. Для этого ребятам предстоит узнать и познакомиться с русскими народными традициями, праздниками, обрядами, связанными с природой (лес, река, земля); народными промыслами. Каждая куколка имеет свое значение (по цвету наряда и платка):
Красная – силы и ловкости
Синяя – дружбы
Оранжевая - ремесла
Зеленая – природы
Голубая – творчества (песни и танца)
Ребятам за смену необходимо собрать игрушку Матрешку целиком. Они могут это сделать, участвуя в мероприятиях.
Лагерь оформляется в русском народном стиле и становится Усадьбой, каждый отряд – дружиной и живет в Тереме, столовая называется Трапезной и т.д. Отрядом управляют старейшины (воспитатели и вожатые).
Отряды выбирают себе название, девиз, символику в русском стиле.
Ребята постигают тайны народной мудрости через различные виды деятельности:
- «Песенный венок» - разучивание песен (русских народных и лагерных)
- «Переплясы» - занятия по народному танцу
- «Город мастеров» – ремесленные мастерские бисероплетения, резьбы по дереву, лепки из глины, вышивки и др.
- Игрища – спортивные соревнования и конкурсы
Таким образом, выделяются 5 направлений программы:
Тайны народной мудрости (направления программы):
«Народная мудрость» (гражданственно-патриотическое)
«Ловкость и сила» (физкультурно-оздоровительное)
«Пояс дружбы» (духовно-нравственное)
«Красота земли» (экологическое)
«Ремесло» (трудовое)
1 направление «Народная мудрость» (гражданственно-патриотическое)
Цель: воспитать школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими историю своей страны, культуру, традиции своей семьи; познакомить детей с русскими народными традициями, праздниками, играми, обычаями, бытом русского народа.
Виды деятельности
- Театр Петрушки (кукольный театр)
- Музыкально-танцевально-театральные мероприятия:
«Песенный венок» (Спевки)
«Русские посиделки» (с конкурсами, песнями, народными играми, забавами)
Хороводы, переплясы
Шумовой оркестр или ансамбль народных инструментов (балалайка, рожок, трещотка, бубен, ложки и др.)
«Скоморошина»
2 направление «Ловкость и сила» (физкультурно-оздоровительное)
Цель: привлекать детей в различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности, к здоровому образу жизни, формировать правильное отношение детей к заботе о собственном здоровье.
Реализуется через следующие виды деятельности:
- Зарядка (в 1е дни зарядку проводят вожатые – зарядка-сюрприз; с 3го дня зарядку начинают проводить отряды по очереди)
В зарядке есть соревновательный элемент: отряды собирают какое-либо слово (по тематике смены). Зарядка оценивается по двум критериям (5 баллов за каждый):
1. Организованность
2. Выполнение
Таким образом, за зарядку отряд может получить максимально 10 баллов. Если они набирают 10 баллов, то отряд получает букву от слова.
Мотивация: нужно как можно быстрее собрать слово, тогда отряд награждается сладким пирогом (возможны варианты). Как только собрано одно слово, оно меняется.
- Спортивные народные игры: Лапта, Городки, Прятки, Жмурки, Салки, Горелки, Чижик и др.
- Спортивные мероприятия («внутренние» - внутри лагеря, «внешние» - с ребятами другого лагеря с дневным пребыванием детей, с футбольной секцией и т.д.)
Молодецкие (богатырские) забавы
Футбол (с/к «Старт» и др.)
Поход
Состязания «Ловкость, сила, мудрость»
Защита Усадьбы
3 направление «Пояс дружбы» (духовно-нравственное)
Цель: формировать навыки культурного поведения, общения.
Главной педагогической задачей является то, чтобы ребята подружились между собой, чувствовали единение, плечо друга. Взаимодействию ребят друг с другом, сплочению коллектива будут способствовать:
- Народные, спортивные игры
- Совместное занятие в ремесленных мастерских (глина, бисероплетение, изготовление народных кукол)
- Театральные, танцевальные и музыкальные занятия (кукольный спектакль, танец, спевки)
- Поход
- Работа во временных творческих коллективах
Т.е. программа предполагает участие ребенка в разных временных коллективах:
- своими отрядами (представление своего отряда «Вечер знакомств», вечер «Легенды острова Буяна», «Веселая скоморошина» и т.д.),
- девочки – мальчики (вечер взаимных сюрпризов, русские посиделки),
- конкурсные программы-экспромты (весь лагерь перемешан: Защита Усадьбы, Молодецкие забавы, Театр Петрушки, Ярмарка)
4 направление «Красота земли» (экологическое)
Цель: воспитание экологической культуры у детей (привить навыки правильного, бережного природопользования)
Осуществляя это направление, нужно не только расширить представление ребят о лесе, реке, поле, рассказать о полезных свойствах растений, но и воспитать уважение к природным богатствам, научить их любоваться лесным ручейком, кочками да пенёчками, радоваться летнему дождю и найденному в траве грибочку.
Экологические мероприятия:
Поход по родному краю (туристические навыки, организация стоянки)
Путешествие «По лесным тропинкам»/ День «наедине с природой» (Ребята уходят утром в мини-поход: строят шалаш, прокладывают экологическую тропу).
Музейные программы:
День русской березки/Семик
«Веник для бани» (ребята познакомятся со свойствами разных деревьев + народная медицина)
5 направление «Ремесло» (трудовое)
Цель: познакомить детей с разными видами народного ремесла; попробовать свои силы и в лепке, и в росписи по дереву, и в бисероплетении и т.д.
Ремесленные мастерские рассчитаны и на раздельный труд: мужской и женский, и на совместный.
- Мастерские:
Вышивка (эмблема, украшение собственного костюма, рушника)
Народная кукла (соломенная, обрядовая, оберег, Петрушка)
Бисер (украшения, игрушки, сувениры)
Плетение из бересты
Глина (игрушка, глиняная картина)
План-сетка смены
время | 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день |
08.30 – 09.00 | Сбор детей, зарядка | выходной |
09.00 – 09.15 | Утренняя линейка |
09.15 – 09.50 | Завтрак |
9.50 – 10.00 | Минутка безопасности «Правила дорожного движения» | Беседа медработника «Если хочешь быть здоров…» | Минутка безопасности «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий» | Минутка безопасности «Правила пожарной безопасности» | Беседа медработника «Мой рост, мой вес» | Минутка безопасности «Правила поведения детей при прогулках и походах» |
10.00 – 11.00 | Знакомство с "Хлеб-соль, дорогие гости!" | «Песенный венок» (спевка) | Город мастеров (творческие мастерские) | «Перепляс» (занятия по народному танцу) | «Песенный венок» (спевка) | Краеведческий музей "Праздник русской березки" |
11.00 – 11.30 | Отрядное время | Отрядное время | Отрядное время | Отрядное время | Отрядное время |
11.30 – 13.00 | Интерактивная программа «В гостях у Матрены» (Лавровская фабрика худож. росписи) | Вечер знакомств "Поясок дружбы" (представление своего отряда) | Спортивные состязание "Ловкость, сила, мудрость" | Конкурсная программа "Русские посиделки" | День взаимных сюрпризов (отряд в гостях у отряда) |
13.00 – 14.00 | обед |
14.00-14.30 | Отрядные дела. Подведение итогов дня. Уход детей домой |
| 8 день | 9 день | 10 день | 11 день | 12 день | 13 день | 14 день |
08.30 – 09.00 | Сбор детей, зарядка | выходной |
09.00 – 09.15 | Утренняя линейка |
09.00 – 09.15 | Завтрак |
9.50 – 10.00 | Минутка безопасности «Один дома» | Минутка безопасности «Правила при поездках в автотранспорте» | Беседа медработника «Меры доврачебной помощи» | Минутка безопасности «Правила поведения с незнакомыми людьми» | Беседа медработника «Как беречь глаза?» | Минутка безопасности «Правила безопасного поведения на водных объектах» |
10.00 – 11.00 | «Перепляс» (занятия по народному танцу) | Концерт ансамбля русской песни "Росинка" и русских народных инструментов "Забава" | Город мастеров (творческие мастерские) | «Песенный венок» (спевка) | Город мастеров (творческие мастерские) | Защита Усадьбы (военно-спортивное мероприятие) |
11.00 – 11.30 | Отрядное время | Отрядное время | Отрядное время | Отрядное время |
11.30 – 13.00 | Конкурс "Веселая скоморошина" | Спортивно-развлекательная игра "Каруселица" | Интеллектуальная игра «Ларец мудрости» | "Лукошко сказок" (инсценирование русской сказки) |
13.00 – 14.00 | обед |
14.00-14.30 | Отрядные дела. Подведение итогов дня. Уход детей домой |
| 15 день | 16 день | 17 день | 18 день | 19 день | 20 день | 21 день |
08.30 – 09.00 | Сбор детей, зарядка | выходной |
09.00 – 09.15 | Утренняя линейка |
09.00 – 09.15 | завтрак |
9.50 – 10.00 | Минутка безопасности «Правила поведения на водоемах» | Минутка безопасности «Если в лесу пожар» | Беседа медработника «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя» | Минутка безопасности «Правила поведения в лесу» | Беседа медработника «Моё здоровье» | Минутка безопасности «Правила дорожного движения» |
10.00 – 11.00 | «Песенный венок» (спевка) | Поход по родному краю | «Перепляс» (занятия по народному танцу) | Город мастеров (творческие мастерские) | «Песенный венок» (спевка) | Веселая ярмарка (забавы, развлечения) |
11.00 – 11.30 | Отрядное время | Отрядное время | Отрядное время | Отрядное время | Отрядное время |
11.30 – 13.00 | Викторина «Маленькие тайны большой природы» | Посиделки «В гостях у Самовара» | Театр Петрушки (кукольный театр) | Танцевальный вечер "А у нас перепляс!" | Закрытие смены |
13.00 – 14.00 | обед |
14.00-14.30 | Отрядные дела. Подведение итогов дня. Уход детей домой |
Приложение
Экологическая интеллектуальная игра «Маленькие тайны большой природы»
Ведущая: Добрый вечер, ребята! Мир природы очень разнообразен и загадочен. Мы сегодня вас приглашаем на увлекательное путешествие «Маленькие тайны большой природы». Перед тем как начать игру, давайте познакомимся с правилами. Вы играете не каждый за себя, а своей дружиной, и за каждый правильный ответ на вопрос получаете баллы. Вы должны ответить правильно на заданный вопрос, если ответа нет, то вопрос снимается. Судить сегодня нас будет строгое, но справедливое жюри! Игра будет состоять из 4 конкурсов.
Итак, первый конкурс - разминка. Я буду по очереди задавать вопросы каждой из команд. Будьте внимательны.
(вопросы)
1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
2. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)
4. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)
5. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)
6. Птица-гадалка. (Кукушка.)
7. Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.)
8. Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)
9. Из нее выводятся головастики… (Икра.)
10. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)
11. Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он питается не только грызунами, но и поедает падаль.)
12. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)
13. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)
14. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)
15. Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.)
16. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)
17. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)
18. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)
19. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)
20. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)
21. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)
22. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
23. Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.)
24. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)
25. Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
26. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)
27. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)
28. Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)
29. Самая маленькая птичка планеты. (Колибри. Ее размер не превышает полутора-двух сантиметров.)
30. Наука о животных. (Зоология.)
31. Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)
32. Самый чистоплотный зверек. (Барсук)
33. Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.)
34. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)
35. Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)
36. Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде?(Рысь.)
37. Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы?
(Заяц.)
38. Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)
39. Когда ежи не колются? (Едва родившись.)
40. Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему? (Зайца. За его необычную – раскосую – форму глаз.)
41. Какое животное является обладателем самого громкого голоса? (Крокодил.)
42. Какую коровку «доят» муравьи? (Тлю-коровку.)
43. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?
(Все ноги у жирафа одинаковой величины.)
44. Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»? (Стрекозу.)
45. Какая рыба названа именем человека? (Карп.)
46. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата.)
47. Сколько ног у паука? (Восемь.)
48. А сколько ног у жука? (Шесть.)
49. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»?
(Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)
50. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)
51. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)
52. Какой зверь считается самым маленьким? (Землеройка. Ее рост – 3,5 см.)
53. Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить.)
54. Какая лесная птица считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни двести лет и более.)
55. Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха.)
Ведущая: А знаете ли вы голоса природы - птиц и зверей? А сейчас мы это выясним! Каждой дружине я буду давать задание, а вы будете их отгадывать какие голоса птиц или зверей звучат.
(Фонограмма «Голоса птиц и зверей»)
Ведущая: И с этим заданием вы успешно справились! Молодцы! Природа скрывает от нас множество тайн, я думаю, вы с легкостью их разгадаете. И наш следующий конкурс «Мозговой штурм». Я буду задавать вопросы каждой команде, и на них надо будет ответить более полно. Время на подготовку у вас будет 15 секунд.
«Мозговой штурм»
Почему иву в народе называют плакучей?
У ивы длинные гибкие ветви, которые опускаются до самой земли. Поэтому она имеет такой грустный, «плакучий» вид. Но существует и другое, научное объяснение «плакучести» дерева. Оказывается, что «плачем» ива предсказывает перемену погоды. Порой с ее листьев капли падают так часто, что под деревьями земля становится мокрой.
Оказывается, за несколько часов до дождя «плачут» и осокори, избавляясь от лишней влаги. Дело в том, что в растениях много воды, которая все время испаряется. При большой влажности воздуха, перед дождем, испарение слабее. Поступающая из земли влага начинает капать с листьев. Быть может, по этой самой причине дерево и прозвали в народе «ивушка плакучая».
Откуда у снегиря его снежное имя?
Снегирь – птица снежная. Она прилетает к нам с первым снегом. С таянием снега, ранней весной, эта птица улетает в родные леса, на север.
Для чего птицам перья?
Перья для птицы все равно что одежда для человека – они согревают в холода, спасают от жары. Защищают от врагов: цвет оперения некоторых птиц помогает избежать опасности, является своего рода камуфляжем. Кроме того, перья помогают птице летать, спасают ее от ушибов и царапин.
Почему растение валерианы называют в народе растением здоровья?
Благодаря ее целебным свойствам, которые уже известны людям не одно тысячелетие. Валериана использовалась веками в народной медицине. Ее уважали и ценили за чудодейственные свойства, помогающие излечивать многие недуги. Валерианы много видов, но лечебными свойствами обладает лишь валериана лекарственная.
Сколько лет живут птицы?
Долгожительницей считается ворона, ее максимальный возраст может достигнуть 120 лет; орел-беркут живет около 104 лет; филин – 71; лебедь – 70; аист и сова – 60; чайка серебристая – 45 лет; соловей и чайка озерная – около 25 лет; жаворонок – приблизительно 24 года, щегол – 23 года.
Почему в русских народных сказках рыжую лису называют по имени-отчеству?
Оказывается, если верить преданиям, дошедшим из далекого прошлого до нас, примерно 600 лет назад жил на Руси князь Патрикей Наримунтович. Он прославился своей невероятной изворотливостью и хитростью. Быть может, благодаря отрицательным качествам характера князя имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец».
Почему муравья в народе считают хранителем леса?
Потому что муравьи приносят огромную пользу лесу – уничтожают вредных и губительных для растений насекомых. Между прочим, муравей никогда не забредет в чужой муравейник, знаете почему? Оказывается, муравьи великолепно различают запахи и по ним находят дорогу в свой дом-муравейник.
Почему росомаху прозвали северным санитаром?
Почему северным, понятно. Из-за среды ее обитания. Росомаха живет в глухих северных лесах, в сибирской тайге и даже встречается в заснеженной тундре. А вот санитаром ее прозвали за то, что она, истребляя больных животных, мешает распространению заразы. Хотя росомаха и считается хищным животным, однако от нее природе есть своя польза, к тому же она является естественным регулятором численности животных.
Ведущая: А сейчас с помощью топографических знаков вам предстоит нарисовать карту из текста, который я вам раздам. После того, как вы нарисуете карту, вам нужно будет рассказать ситуацию, с помощью топографических знаков объяснить, что и где находится.
(Карта)

Ведущая: И вот настал долгожданный момент подведение итогов. Слово предоставляется жюри!
И вот настал долгожданный момент подведение итогов. Слово предоставляется жюри!
Творческий конкурс «Скоморошина»
Музыка. Выбегают два скомороха Фома и Ерема
Ведущие | Ход мероприятия |
Ерема: | Здравствуйте, честной народ! Представление начинается, «Скоморошина» открывается! Ну- ка, друг, ты не зевай-ка, заиграй на балалайке. Мы пришли к вам оба: Фома да Ерема.(показывают друг на друга, кланяются, теряют колпаки) Низко поклонились, колпаки свалились! (одевают колпаки) |
Фома: | Колпак одеваем- |
Ерема: | Снова начинаем. |
Вместе: | Здравствуйте, честной народ! Мы пришли к вам оба -Фома да Ерема. |
Фома: | Людей посмотреть, |
Ерема: | Себя показать. |
Вместе: | Да небылицы вам рассказать!(садятся на скамейку) |
Фома: | Подвинься. |
Ерема: | Нет, ты подвинься! |
Фома: | Подвинься. |
Ерема: | Нет, ты подвинься! Фома вредный, голос медный, сам с кувшин, голова – с аршин! (смеется) |
Фома: | Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой. Ерему поднимали - животы надорвали! (отворачиваются друг от друга) Начинай! (толкает локтем) |
Ерема: | Нет, ты начинай! |
Фома: | Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из- под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабою в руке, И давай дубасить коня на мужике. |
Ерема: | Лошадь ела сало, а мужик- овёс. Лошадь села в сани, а мужик повез. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь подгоняла мужика кнутом! |
Фома: | Ты, Ерема, посмотри, какие девицы и добры молодцы пришли! Выступление дружины |
Ерема: | Фома, а ты на ярмарке бывал? |
Фома: | Бывал! |
Ерема: | А велика- ли? |
Фома: | Не мерил! |
Ерема: | А сильна- ли? |
Фома: | Не боролся! |
Ерема: | А видел там хоть кого- нибудь? |
Фома: | Конечно, бабушку одну! |
| игра с залом «Купила бабушка» |
Ерема: | Да, на ярмарке весело, а у нас веселее! Вон, там, посмотри-ка, потешные молодцы на нашу скоморошину пожаловали! Выступление дружины |
Фома: | А умеете ли вы скороговорки говорить? А сумеете- ли повторить? |
Ерема: | Тогда слушайте, запоминайте, быстро, складно повторяйте. ТРИ СОРОКИ ТАТАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ. Кто попробует повторить и не ошибиться? |
| Скороговорка. |
Фома: | «Скоморошина» не кончается, а выступлением продолжается. Выступление дружины |
Ерема: | Раз- два- три- четыре- пять, собрались мы поиграть! К нам сорока прилетела, и тебе водить велела! |
| Игра - кричалка «В бане веники мочены» |
Фома: | К нам лебедушки плывут, очень- очень вас тут ждут! Выступление дружины |
| Номер «Коробка сюрпризов» |
Фома: | Пока веселились, плясали, да пели, поцелуйная скамейка освободилась |
| Игра «Поцелуйная скамейка» |
Фома: | Мы сегодня все старались, и шутили, и смеялись, |
2 вожатых | Входит поводырь с медведем |
Ерема. | Расступись, народ честной, Идет медведюшка со мной. Много знает он потех, Будет шутка, будет смех. |
Ерема | Медведюшка, ты петь умеешь? Медведь утвердительно кивает головой. |
Ерема | Спой, медведюшка, да погромче. Поводырь (подает медведю гармошку). |
| Медведь берет гармонь, начинает играть. Поет беззвучно, широко раскрывая рот. |
Ерема | Больно тихо ты поешь. Медведюшка, спой погромче. |
Ерема | А теперь покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, зеркальце смотрятся, прихорашиваются. Медведь садится на пол, смотрится, прихорашивается. |
Ерема | А как бабушка блины печь собралась, да только руки обожгла. |
Ерема | Покажи всем, как Дуняша в круг заходит и лихо пляшет. Медведь надевает на голову косынку, берется за ее копны и под мелодию русской народной песни «Из-под дуба» пляшет. |
Ерема | Уж Мишутка утомился. (Медведь встает.) И народу поклонился. Медведь кланяется. Поводырь уводит медведя. |
Фома: | На прощанье у ворот запевай дружней, народ! |
| Песня «Как у наших у ворот» |
Ерема: Фома: | Принимать вас не забота, Не тяжелая работа. Принимать мы вас готовы, Будьте счастливы, здоровы. |