СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа литературного кружка

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант программы на 34 часа, где ребята приобщаются к красоте русского слова через чтение и изучение лучших образцов русской поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Программа литературного кружка»

Пояснительная записка


Программа объединения «Русская поэзия» адресована учащимся 6 - 7 классов и предназначена для использования в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через знакомство с лучшими поэтическими образцами 19-20 века и сочинение собственных стихотворений об окружающем мире помогает ребенку реализовать свои возможности.

Программа кружка «Русская поэзия» призвана ввести учащихся 6-7 классов в сложный и увлекательный мир русской классической литературы, проникнуть в тайны живого слова, в историю появления разных поэтических направлений, что будет способствовать развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе.  Кроме того, занятия кружка позволят проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, литературы, с целью развития и реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Программа способствует воспитанию личности, гражданской позиции, отвечает условию последовательной индивидуализации обучения, помогает учащимся научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый опыт деятельности в реальной жизни, за рамками образовательного процесса.

Цель: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русской литературе и культуре, развитие навыков речевой интуиции, воспитание интереса к родному языку, ценнейшему народному достоянию; литературе, важнейшей части культурного богатства человечества.


Задачи программы:


  • воспитание интереса к литературе как к учебному предмету;

  • развитие мотивации к чтению и изучению жизни и творчества русских поэтов;

  • развитие созидательных способностей, критического мышления;

  • совершенствование общего языкового развития и коммуникативной культуры учащихся;

  • расширение и углубление знаний по теории литературы;

  • воспитание читательского вкуса, культуры обращения с книгой;

  • обогащение опыта разнообразных читательских переживаний, развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • формирование у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • развитие умений пользоваться словарями, осуществлять поиск информации в сети Интернет по литературе и литературоведению.

В основу отбора текстов для чтения и интерпретации на занятиях кружка положены следующие критерии:


  • соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам образования;

  • эмоциональная ценность произведения, опора на предыдущий читательский опыт учащихся;

  • психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы школьников определенной возрастной группы.

Умения и навыки учащихся

       Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования. 

Ожидаемый результат 

В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся более подготовленными к участию в конкурсах чтецов различного уровня, овладевают основными навыками написания творческих работ. В результате работы в кружке учащиеся обогащают словарный запас, развивают когнитивные способности, овладевают нормами грамотной устной речи; формируется интерес к познанию тайн родного языка и уважение к родной речи, к истории русского народа, русской литературы в целом.


Программа рассчитана на 1 год обучения 1 час в неделю, 34 часа в год.

Анкета
участника поэтического кружка "Русская поэзия".


1. Фамилия, имя, отчество.
2. Домашний адрес, телефон.
3. Любимые увлечения.
4. Любимые поэты.
5. Знаком ли с творчеством поэтов - земляков?
6. Какие поэты не нравятся и почему?
7. Бывал ли на вечерах поэзии?
8. Хотел бы ты участвовать в конкурсах стихов и сочинений?
9. Какие журналы читаешь регулярно?
10. Пишешь ли стихи и о чём?
11. Какие телевизионные передачи смотришь систематически?
12. Какие кинофильмы, спектакли, пьесы произвели на тебя наибольшее впечатление?
13. Чем бы ты хотел заниматься в кружке? (пожелания, предложения).


Список использованной литературы для учителя.

    1. И. Е. Каплан. Анализ произведений русской классики.
      2. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности.
      3. Е. И. Никитина. Уроки развития речи.
      4. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя.
      5. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты.
      6. Д. Д. Воронцов, А. П. Маслов. Любителям российской словесности.
      7. Е. Эткинд. Разговор о стихах.
      8. Е. В. Карсалова. "Стихи живые сами говорят…"


Список использованной литературы для учащихся.

1. Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2007

2. Е. И. Никитина. Русская речь. Развитие речи.
3. Т. М. Воителева. Русский язык. Дидактические материалы.
4. Н. В. Смолякова. Литература. Рабочая тетрадь.
5. В. А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе.
6. Т. В. Матвеева. От звука до текста.


№ п/п

Тема занятия

Основные элементы содержания

Практика

Планируемые результаты обучения

Планируемые сроки/ дата проведения

1

Введение. Золотой век русской поэзии.

Понятие «поэты пушкинской поры», хронологические рамки возникновения «Золотого века русской поэзии».

Проблематика и пафос «золотого века».

Анализ стихотворений: К. Батюшкова «Подражание древним», «К Дашкову»; А.С.Пушкина «Баллада», «Осень» и др.,

П. Вяземского

«Моя вечерняя звезда»

Понимание тематики и проблематики поэтических текстов


2

Пушкин – это эпоха.

Пушкин как символ духовной жизни русского общества. Универсальный гений А.С. Пушкина. Основные мотивы творчества поэта.

Анализ стихотворений: «Ангел», «Анчар», «Зимнее утро», «Няне», «К ***», «Пророк» и др. А.С. Пушкина

Понимание тематики и проблематики поэтических текстов


3

Забытые имена.

( О русских поэтах 19 века).

Прекрасный мир Аполлона Майкова.

Трагический мир Аполлона Григорьева. Огарев – лирический брат Лермонтова. Эволюция лирики Федора Глинки.

Выразительное чтение и анализ стихотворений Майкова, Григорьева, Огарёва, Глинки и др.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. Умение корректировать выразительное чтение стихотворений.


4

«Есть в осени первоначальной…» (Обучение анализу стихотворения).

  1. Тема и идея (основная мысль) стихотворения.

  2. Образ лирического героя.

  3. Настроение стихотворения.

  4. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и др.). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание и др.

  5. Размер стихотворения.

  6. Способ рифмовки.

  1. Выразительное чтение и анализ стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, составление алгоритма подробного анализа стихотворения

Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом.


5

К юбилею М.Цветаевой «Я бренная пена морская»

  1. Своеобразие поэтического языка Марины Цветаевой. Пушкинская тема в лирике Цветаевой. Анализ стихотворения.

  1. Выразительное чтение и анализ стихотворений «Юнге», «У кроватки», «Волшебник», «Белоснежка» и др.

Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом.


6-7

Теория литературы. Рифма и её разновидности

Способы рифмовки (перекрёстная, кольцевая, парная). Алгоритм определения вида рифмовки в заданном тексте.

Работа со стихотворениями, определение видов рифмовок

Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте.


8

Теория литературы. Система рифмовки

Понятие о женской и мужской рифме, как определить систему рифмовки.

Работа со стихотворениями, определение видов и систем рифмовок

Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте.


9-10

Практикум. Разнообразие стихотворных форм и видов рифмы в поэзии «серебряного века».

Обобщение знаний по видам размеров и рифм в стихотворениях И.Серевянина, А. Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского, А.Блока, Н.Гумилёва.

Работа со стихотворениями, определение видов и систем рифмовок

Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте.

Понимание стихотворного размера, умение его определить в незнакомом тексте.


11-12

Пейзажная осенняя лирика русских поэтов 19 века

Чувство красоты у Пушкина, природа как средство успокоения, исцеления душевных ран у Некрасова, символический философский смысл пейзажей Тютчева.

Выразительное чтение и анализ стихотворений «К морю», «Осень» А.С.Пушкина, «Есть в осени первоначальной...» Ф.И. Тютчева, «На Родине» Н.А. Некрасова

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. Умение выражать свои эмоции от прочитанного, ценить окружающий мир.


13-14

Пейзажная зимняя лирика русских поэтов 20 века

Символы в пейзажной лирике А.Блока, И.Никитина, Б.Пастернака.


Пейзажная лирика поэтов-бардов.

Традиции серебряного века в творчестве Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Ахмадуллиной


Выразительное чтение и анализ стихотворений А.Блока «Ветхая избушка», И.Никитина «Встреча зимы», Б.Пастернака «Зимнее небо», «Третий снег» Е.Евтушенко, Б.Ахмадуллиной «Декабрь» и др.


Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. Умение выражать свои эмоции от прочитанного, видеть красоту слова.


15

Теория литературы. Строфа (четверостишия, октавы).

Понятие строфы. Виды строф: четверостишия и октавы.

Работа со стихотворениями собственного сочинения

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.


16

Практикум.

Поэты-лирики.

Создание собственных текстов на заданную тему. Выразительное авторское чтение.

Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.


17-18

«Поэтическая энциклопедия русской жизни» В.Высоцкого.

Тематическое разнообразие и эстетическое единство произведений Высоцкого; авторская концепция мира и человека в творчестве поэта

Прослушивание авторских песен в исполнении В.Высоцкого.

Чтение и анализ любимых стихотворений поэта

Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом.


19

Стихотворения о войне. Жанр поэмы. Р.Рождественский. «210 шагов. Война»

Жанр поэмы. Специфика темы войны в поэзии на примере поэмы Р.Рождественского «210 шагов. Война»

Работа с поэмой. Коллективное чтение поэмы, разбивка текста на смысловые части. Выразительное чтение


Умение анализировать и корректировать свою работу.

Умение работать в группе.


20-21

Теория литературы. Требования к слогу писателя (ясность речи, точность речи, синонимы).

Понятие о стиле поэта. Ясность, точность речи – основные требования к слогу писателя.

Работа со стихотворениями собственного сочинения, чтение и анализ «Сказок в стихах» Галины Дядиной

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.


22

Теория литературы. Изобразительность речи. Эпитеты.

Выразительность речи как основа в поэзии. Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Эпитеты.

Работа со стихотворениями А. Усачёва. Чтение и анализ стихотворений:

«Русский дом», «О чтении», «Матушка природа»

Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом.


23

Теория литературы. Сравнения.

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Сравнения.

Работа со стихотворениями

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.


24

Эпитеты и сравнения в поэзии Э.Асадова.

Торжество нравственных ценностей в творчестве Э.Асадова. Нелегкий жизненный путь поэта.

Выразительное чтение и анализ стихотворений «Стихи о рыжей дворняге», «Доброта», «Любить – это прежде всего отдавать», «Улыбка и слеза»

Умение анализировать свои поступки. Коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными


25

Весна – прекрасная пора. Работа с текстами. (О. Мандельштам, С. Есенин, Н. Клюев)

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, О.Мандельштама, Н.Клюева, особенности изображения весенней природы. Понятие о настроении в стихотворении.

Работа со стихотворениями: «Весна на радость не похожа…» С.Есенина,

«Мне холодно. Прозрачная весна…» О.Мандельштама, « Весна отсияла…» Н.Клюева

Работа с иллюстрациями.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.


Возникновение чувства гордости за родную землю, радости за её красоту и силу.


26-27

Теория литературы. Тропы (метафора, олицетворение, аллегория).

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Тропы. Метафора, олицетворение, аллегория.

Работа со стихотворениями собственного сочинения.

Прослушивание аудиозаписей актерского чтения стихов Г.Шпаликова, А.Вознесенского,

Б.Окуджавы

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.



28-29

Теория литературы. Тропы (метонимия, синекдоха, ирония).

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Метонимия, синекдоха, ирония.


Работа со стихотворениями

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.


30

Теория литературы. Фигуры (повторение, восклицание, антитеза).

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Синтаксические фигуры. Повторение. Восклицание. Антитеза.

Работа со стихотворениями.

Контрольная работа по поиску примеров в текстах.

Умение анализировать и корректировать свою работу.


31

Летние пейзажи (М.Ю. Лермонтов, М.Цветаева, С.Есенин, А.Блок)

Особенности изображения летней природы на примере стихотворений М.Ю.Лермонтова, М.Цветаевой, С.Есенина. Понятие о настроении стихотворения.

Работа со стихотворениями. (М.Ю. Лермонтов «Вечер после дождя», А. Блок «Летний вечер», М.Цветаева «Бузина», С.Есенин «С добрым утром» и др).  Словесное рисование.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом.


32

Практикум. Летние пейзажи.

Создание собственных стихотворных произведений по заданной теме.

Написание текстов. Выразительное чтение.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.


33-34

Подведение итогов. Встреча с поэтами Волгоградской области. Создание сборника.

Проблематика современной поэзии. Редактирование собственных стихотворных произведений по заданной теме

Редактирование собственных стихотворных произведений по заданной теме

Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом.




Примерный план сочинения-анализа лирического произведения

  • Название стихотворения и его автор.

  • Ведущая тема. (О чем стихотворение?)

  • Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

  • Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?)

  • Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

  • Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание.

  • Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?