Программа объединения «Русская поэзия» адресована учащимся 6 - 7 классов и предназначена для использования в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через знакомство с лучшими поэтическими образцами 19-20 века и сочинение собственных стихотворений об окружающем мире помогает ребенку реализовать свои возможности.
Программа кружка «Русская поэзия» призвана ввести учащихся 6-7 классов в сложный и увлекательный мир русской классической литературы, проникнуть в тайны живого слова, в историю появления разных поэтических направлений, что будет способствовать развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Кроме того, занятия кружка позволят проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, литературы, с целью развития и реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Программа способствует воспитанию личности, гражданской позиции, отвечает условию последовательной индивидуализации обучения, помогает учащимся научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый опыт деятельности в реальной жизни, за рамками образовательного процесса.
Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования.
В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся более подготовленными к участию в конкурсах чтецов различного уровня, овладевают основными навыками написания творческих работ. В результате работы в кружке учащиеся обогащают словарный запас, развивают когнитивные способности, овладевают нормами грамотной устной речи; формируется интерес к познанию тайн родного языка и уважение к родной речи, к истории русского народа, русской литературы в целом.
Программа рассчитана на 1 год обучения 1 час в неделю, 34 часа в год.
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Домашний адрес, телефон.
3. Любимые увлечения.
4. Любимые поэты.
5. Знаком ли с творчеством поэтов - земляков?
6. Какие поэты не нравятся и почему?
7. Бывал ли на вечерах поэзии?
8. Хотел бы ты участвовать в конкурсах стихов и сочинений?
9. Какие журналы читаешь регулярно?
10. Пишешь ли стихи и о чём?
11. Какие телевизионные передачи смотришь систематически?
12. Какие кинофильмы, спектакли, пьесы произвели на тебя наибольшее впечатление?
13. Чем бы ты хотел заниматься в кружке? (пожелания, предложения).
Список использованной литературы для учителя.
Список использованной литературы для учащихся.
1. Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2007
2. Е. И. Никитина. Русская речь. Развитие речи.
3. Т. М. Воителева. Русский язык. Дидактические материалы.
4. Н. В. Смолякова. Литература. Рабочая тетрадь.
5. В. А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе.
6. Т. В. Матвеева. От звука до текста.
№ п/п | Тема занятия | Основные элементы содержания | Практика | Планируемые результаты обучения | Планируемые сроки/ дата проведения |
1 | Введение. Золотой век русской поэзии. | Понятие «поэты пушкинской поры», хронологические рамки возникновения «Золотого века русской поэзии». Проблематика и пафос «золотого века». | Анализ стихотворений: К. Батюшкова «Подражание древним», «К Дашкову»; А.С.Пушкина «Баллада», «Осень» и др., П. Вяземского «Моя вечерняя звезда» | Понимание тематики и проблематики поэтических текстов | |
2 | Пушкин – это эпоха. | Пушкин как символ духовной жизни русского общества. Универсальный гений А.С. Пушкина. Основные мотивы творчества поэта. | Анализ стихотворений: «Ангел», «Анчар», «Зимнее утро», «Няне», «К ***», «Пророк» и др. А.С. Пушкина | Понимание тематики и проблематики поэтических текстов | |
3 | Забытые имена. ( О русских поэтах 19 века). | Прекрасный мир Аполлона Майкова. Трагический мир Аполлона Григорьева. Огарев – лирический брат Лермонтова. Эволюция лирики Федора Глинки. | Выразительное чтение и анализ стихотворений Майкова, Григорьева, Огарёва, Глинки и др. | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. Умение корректировать выразительное чтение стихотворений. | |
4 | «Есть в осени первоначальной…» (Обучение анализу стихотворения). | Тема и идея (основная мысль) стихотворения. Образ лирического героя. Настроение стихотворения. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и др.). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание и др. Размер стихотворения. Способ рифмовки. | Выразительное чтение и анализ стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, составление алгоритма подробного анализа стихотворения | Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом. | |
5 | К юбилею М.Цветаевой «Я бренная пена морская» | Своеобразие поэтического языка Марины Цветаевой. Пушкинская тема в лирике Цветаевой. Анализ стихотворения. | Выразительное чтение и анализ стихотворений «Юнге», «У кроватки», «Волшебник», «Белоснежка» и др. | Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом. | |
6-7 | Теория литературы. Рифма и её разновидности | Способы рифмовки (перекрёстная, кольцевая, парная). Алгоритм определения вида рифмовки в заданном тексте. | Работа со стихотворениями, определение видов рифмовок | Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте. | |
8 | Теория литературы. Система рифмовки | Понятие о женской и мужской рифме, как определить систему рифмовки. | Работа со стихотворениями, определение видов и систем рифмовок | Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте. | |
9-10 | Практикум. Разнообразие стихотворных форм и видов рифмы в поэзии «серебряного века». | Обобщение знаний по видам размеров и рифм в стихотворениях И.Серевянина, А. Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского, А.Блока, Н.Гумилёва. | Работа со стихотворениями, определение видов и систем рифмовок | Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте. Понимание стихотворного размера, умение его определить в незнакомом тексте. | |
11-12 | Пейзажная осенняя лирика русских поэтов 19 века | Чувство красоты у Пушкина, природа как средство успокоения, исцеления душевных ран у Некрасова, символический философский смысл пейзажей Тютчева. | Выразительное чтение и анализ стихотворений «К морю», «Осень» А.С.Пушкина, «Есть в осени первоначальной...» Ф.И. Тютчева, «На Родине» Н.А. Некрасова | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. Умение выражать свои эмоции от прочитанного, ценить окружающий мир. | |
13-14 | Пейзажная зимняя лирика русских поэтов 20 века | Символы в пейзажной лирике А.Блока, И.Никитина, Б.Пастернака. Пейзажная лирика поэтов-бардов. Традиции серебряного века в творчестве Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Ахмадуллиной | Выразительное чтение и анализ стихотворений А.Блока «Ветхая избушка», И.Никитина «Встреча зимы», Б.Пастернака «Зимнее небо», «Третий снег» Е.Евтушенко, Б.Ахмадуллиной «Декабрь» и др. | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. Умение выражать свои эмоции от прочитанного, видеть красоту слова. | |
15 | Теория литературы. Строфа (четверостишия, октавы). | Понятие строфы. Виды строф: четверостишия и октавы. | Работа со стихотворениями собственного сочинения | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. | |
16 | Практикум. Поэты-лирики. | Создание собственных текстов на заданную тему. Выразительное авторское чтение. | Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам. | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. | |
17-18 | «Поэтическая энциклопедия русской жизни» В.Высоцкого. | Тематическое разнообразие и эстетическое единство произведений Высоцкого; авторская концепция мира и человека в творчестве поэта | Прослушивание авторских песен в исполнении В.Высоцкого. Чтение и анализ любимых стихотворений поэта | Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом. | |
19 | Стихотворения о войне. Жанр поэмы. Р.Рождественский. «210 шагов. Война» | Жанр поэмы. Специфика темы войны в поэзии на примере поэмы Р.Рождественского «210 шагов. Война» | Работа с поэмой. Коллективное чтение поэмы, разбивка текста на смысловые части. Выразительное чтение | Умение анализировать и корректировать свою работу. Умение работать в группе. | |
20-21 | Теория литературы. Требования к слогу писателя (ясность речи, точность речи, синонимы). | Понятие о стиле поэта. Ясность, точность речи – основные требования к слогу писателя. | Работа со стихотворениями собственного сочинения, чтение и анализ «Сказок в стихах» Галины Дядиной | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. | |
22 | Теория литературы. Изобразительность речи. Эпитеты. | Выразительность речи как основа в поэзии. Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Эпитеты. | Работа со стихотворениями А. Усачёва. Чтение и анализ стихотворений: «Русский дом», «О чтении», «Матушка природа» | Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом. | |
23 | Теория литературы. Сравнения. | Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Сравнения. | Работа со стихотворениями | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. | |
24 | Эпитеты и сравнения в поэзии Э.Асадова. | Торжество нравственных ценностей в творчестве Э.Асадова. Нелегкий жизненный путь поэта. | Выразительное чтение и анализ стихотворений «Стихи о рыжей дворняге», «Доброта», «Любить – это прежде всего отдавать», «Улыбка и слеза» | Умение анализировать свои поступки. Коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными | |
25 | Весна – прекрасная пора. Работа с текстами. (О. Мандельштам, С. Есенин, Н. Клюев) | Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, О.Мандельштама, Н.Клюева, особенности изображения весенней природы. Понятие о настроении в стихотворении. | Работа со стихотворениями: «Весна на радость не похожа…» С.Есенина, «Мне холодно. Прозрачная весна…» О.Мандельштама, « Весна отсияла…» Н.Клюева Работа с иллюстрациями. | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. Возникновение чувства гордости за родную землю, радости за её красоту и силу. | |
26-27 | Теория литературы. Тропы (метафора, олицетворение, аллегория). | Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Тропы. Метафора, олицетворение, аллегория. | Работа со стихотворениями собственного сочинения. Прослушивание аудиозаписей актерского чтения стихов Г.Шпаликова, А.Вознесенского, Б.Окуджавы | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. | |
28-29 | Теория литературы. Тропы (метонимия, синекдоха, ирония). | Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Метонимия, синекдоха, ирония. | Работа со стихотворениями | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. | |
30 | Теория литературы. Фигуры (повторение, восклицание, антитеза). | Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Синтаксические фигуры. Повторение. Восклицание. Антитеза. | Работа со стихотворениями. Контрольная работа по поиску примеров в текстах. | Умение анализировать и корректировать свою работу. | |
31 | Летние пейзажи (М.Ю. Лермонтов, М.Цветаева, С.Есенин, А.Блок) | Особенности изображения летней природы на примере стихотворений М.Ю.Лермонтова, М.Цветаевой, С.Есенина. Понятие о настроении стихотворения. | Работа со стихотворениями. (М.Ю. Лермонтов «Вечер после дождя», А. Блок «Летний вечер», М.Цветаева «Бузина», С.Есенин «С добрым утром» и др). Словесное рисование. | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом. | |
32 | Практикум. Летние пейзажи. | Создание собственных стихотворных произведений по заданной теме. | Написание текстов. Выразительное чтение. | Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. | |
33-34 | Подведение итогов. Встреча с поэтами Волгоградской области. Создание сборника. | Проблематика современной поэзии. Редактирование собственных стихотворных произведений по заданной теме | Редактирование собственных стихотворных произведений по заданной теме | Возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и ученика-читателя при знакомстве с лирическим текстом. | |