СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа математического клуба "Юный математик"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа

математического клуба

«Юный математик»

 

 

 

Для учащихся 7-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа математического клуба "Юный математик"»





Программа

математического клуба

«Юный математик»




Для учащихся 7-9 классов





Алёшинская

основная общеобразовательная

школа


Руководитель: Киселёва Н.Н.

Пояснительная записка


Основной задачей математики является обеспечение прочного и сознательного овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых члену современного общества. Содержание данной программы предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентации на профессии, существенным образом связанных с математикой. В программу клуба включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека, новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Темы, раскрывающиеся на занятиях клуба вызывают затруднения у учащихся на уроках математики. Поэтому включение такого материала в программу клуба помогает учащимся полностью разобраться и усвоить материал, подготовиться к выпускным экзаменам.

Направленность программы – научно-эстетическая.

Новизна программы состоит в том, что на занятиях клуба даются новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Актуальность программы в том, что при новой форме сдачи экзаменов и поступлении в учебные заведения учащимся не достаточно знаний базовой программы, поэтому содержание программы клуба восполняет эти знания.


Цели программы:

  1. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем

  2. Восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность

  3. Сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчётов в реальной жизни,

  4. Показать некоторые нестандартные приёмы решения задач на основе свойств квадратного трёхчлена и графических соображений

  5. Помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: преобразование выражений, содержащих модуль, решение уравнений и неравенств, содержащих модуль, построение графиков элементарных функций, содержащих модуль.

  6. Создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.

  7. Познакомить с некоторыми видами комбинаторных задач


Задачи:

  1. Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности

  2. Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов

  3. Научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности

  4. Овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования

  5. Научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль

  6. Научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль

  7. Научить строить графики, содержащие модуль

  8. Закрепление основ знаний о функциях и их свойствах

  9. Расширение представлений о свойствах функций

  10. Формирование умений «читать» графики и называть свойства по формулам

  11. Познакомить учащихся с элементами комбинаторики и теории вероятностей


Режим занятий:

1 занятие в неделю


Исторические принципы работы:

  • Репродуктивный – приобретение новых знаний деятельности по образцам

  • Эвристический – самостоятельное приобретение знаний

  • Креативный – творческая деятельность

  • Досуговый – время отдыха и развлечения



Результаты обучения в объединении

Учащиеся должны:

  1. Понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины

  2. Уметь соотносить процент с соответствующей дробью

  3. Знать широту процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов

  4. Уверенно находить корни квадратного трёхчлена, выбирая при этом рациональные способы решения

  5. Преобразовывать квадратный трёхчлен

  6. Проводить самостоятельное исследование корней квадратного трёхчлена

  7. Решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трёхчлена

  8. Преобразовывать выражения, содержащие модуль

  9. Решать уравнения и неравенства, содержащие модуль

  10. Строить графики элементарных функций, содержащих модуль

  11. Правильно употреблять функциональную терминологию

  12. Исследовать функцию и строить график

  13. Находить по графику функции её свойства

  14. Уметь решать комбинаторные задачи

  15. Решать задачи на движение, работу, смеси и сплавы







Содержание программы


Процентные расчёты на каждый день (8 ч)

Проценты. Основные задачи на проценты (2 ч)

Процентные расчёты в жизненных ситуациях (2 ч)

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию (2 ч)

Решение разнообразных задач по всему курсу (2 ч)


Задачи на движение (2 ч)


Задачи на совместную работу (2 ч)


Мир функций (3 ч)

Свойства функций

Преобразование графиков функций

Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований


Алгебра модуля (7 ч)

Модуль: Общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль (1 ч)

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль (3)

Решение уравнений и неравенств графическим способом

Модуль в заданиях ЕГЕ (2)


Уравнение второй степени с параметром (6 ч.)

Квадратные уравнения (1 ч)

Неполные квадратные уравнения (1 ч.)

Теорема Виета (1 ч)

Знаки корней квадратного уравнения (1 ч)

Расположение корней квадратного трёхчлена в зависимости от параметра (1 ч)

Наибольшее и наименьшее значение квадратичной функции (1 ч)


Элементы комбинаторики и теории вероятностей (6)

Подстановки (1 ч)

Размещения (1 ч)

Сочетания (1 ч)

Частота и вероятность (1 ч)

Сложение вероятностей (1 ч)

Умножение вероятностей (1 ч)






































Технологическая карта

Тема занятия

Цель занятия

Метод обучения

Дата проведения



Процентные расчёты на каждый день (8 ч)


Проценты. Основные задачи на проценты.(2 ч)




  1. Проценты в прошлом и настоящем

  2. Основные задачи на проценты





Процентные вычисления в жизненных ситуациях (2ч)


  1. Распродажа, тарифы, штрафы

  2. Банковские операции



Задачи на смеси, сплавы, растворы (2 ч)







Решение задач по всему курсу (2 ч)





Задачи на движение (2 ч)






Задачи на совместную работу (2 ч)






Мир функций (3 ч)


  1. Свойства функций

  2. Преобразование графиков функций

  3. Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований



Алгебра модуля (7 ч)

  1. Модуль: Общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль

  2. Решение уравнений, содержащих модуль

  3. Решение неравенств, содержащих модуль

  4. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

  5. Решение уравнений и неравенств графическим способом

  6. Модуль в заданиях ЕГЕ (2)



Уравнение второй степени с параметром (6 ч.)

  1. Квадратные уравнения (1 ч)

  2. Неполные квадратные уравнения (1 ч.)

  3. Теорема Виета (1 ч)

  4. Знаки корней квадратного уравнения (1 ч)

  5. Расположение корней квадратного трёхчлена в зависимости от параметра (1 ч)

  6. Наибольшее и наименьшее значение квадратичной функции (1 ч)


Элементы комбинаторики и теории вероятностей (6)

Подстановки (1 ч)

Размещения (1 ч)

Сочетания (1 ч)

Частота и вероятность (1 ч)

Сложение вероятностей (1 ч)

Умножение вероятностей (1 ч)







Сообщить историю появления процентов, привести примеры повседневного использования процентных вычислений в настоящее время, устранить пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: нахождение процента от величины, нахождение величины по его проценту, нахождение процента одной величины от другой.

Ввести понятия «простой процентный рост», «сложный процентный рост»; систематизировать знания учащихся, связанные с понятием процента, решение основных



Познакомить учащихся с понятием «скидка», «распродажа», «бюджет», «Тарифы», «пеня»; сформировать умение применять знания процентов в жизненных ситуациях; закрепить умение применять знания процентов в жизненных ситуациях; закрепить умение решать основные задачи на проценты.



Сформировать умение работать с законом сохранения массы, обеспечить усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора, обобщить полученные знания при решении задач на проценты.



Углубить и систематизировать знания учащихся по всему изученному курсу




Отработать умения решать задачи на движение.







Отработать умения решать задачи на совместную работу.







Сформировать понятие чётности и нечётности функций, «возрастание» и «убывание» функций, научить находить промежутки монотонности по графику и формулам, ввести понятие «ограниченность» функций, «наибольшее и наименьшее значения функций».

Познакомить учащихся с преобразованием графиков: перенос вдоль оси ординат, перенос вдоль оси абсцисс, сжатие (растяжение) вдоль оси ординат, сжатие (растяжение) вдоль оси абсцисс.


Научить учащихся строить графики, содержащие модуль, закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений.






Повторить и уточнить знания учащихся, рассмотреть свойства модуля, познакомить учащихся с решением некоторых типов уравнений и неравенств, содержащих модуль.

Научить учащихся строить графики вида: │у│= f(х), │у│=│F(х)│.

Познакомить учащихся с решением некоторых типов заданий ЕГЕ, содержащих модуль.















Познакомить с определением уравнения с параметром. Области определения уравнения с параметром, определением квадратного трёхчлена и квадратного уравнения, решение уравнений выделением квадрата двучлена, решение квадратных уравнений по формуле, познакомить с алгоритмом нахождения наименьшего и наибольшего значений квадратичной функции












Познакомить учащихся с некоторыми видами комбинаторных задач, а также с начальными сведениями из теории вероятностей.






Лекция, беседа, объяснение, устные упражнения, письменные упражнения










Беседа, устные и письменные упражнения.

Выполнение тренировочных упражнений




Рассказ, объяснение, практическая работа





Беседа





Беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа



Беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа




Беседа, практикум, тестирование

















Беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа



















Беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа















Беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа



Литература



  1. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей: учеб. Пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразов. учреждений/Ю.Н. Макарычев. Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. – 5-е изд. – М.; просвещение. 2007. – 78 с.

  2. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов /авт.-сост. В, Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 205 с.

  3. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике: Общие положения, структура портфолио, программа курсов, сценарии занятий/Данкова И.Н., Бондаренко Т.Е., Емелина л.Л.. Плетнёва О.К. – М.: «5 за знания». 2006. – 128 с

  4. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 7-9 классы./ авт.-сост. В.Н. Студенецкая. Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2006. – 428 с.

  5. Сборник задач по алгебре: Учебн. пособие для 8-9 кл. с углубл. Изучением математики/ М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 271.