РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Мир вокруг нас»
(предшкольная подготовка)
0,5 часа (всего 4,5 часа)
Составители:
учитель начальных классов Кузенкова Е.В.
первая квалификационная категория
Железногорск-Илимский
2017год
Пояснительная записка
к программе "Мир вокруг нас"
(ознакомление с окружающим миром)
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» имеет культурологическую направленность. Программа составлена в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа России».
Программа «Мир вокруг нас» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки детей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашивание и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Целью разработки данной программы является формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.
Программа предусматривает решение следующих задач:
продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением.
развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки; развивать смысловую сторону речи; разворачивать сюжет истории.
ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями.
создавать условия для развития проектной деятельности.
Также важнейшая цель курса «Окружающий мир» для дошкольников – знакомство с родным языком. Специфика преподавания любого предмета для детей этого возраста определяется тремя важнейшими ограничениями:
дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением учебника, записью в тетрадях и на доске;
личный жизненный опыт учеников ограничен их ближайшим окружением;
рефлексия – осознание и без того крайне ограниченного опыта находится в зачаточном состоянии.
Первое из этих ограничений порождает необходимость замены в книгах традиционных текстов изображениями. По необходимости, используя пиктографический метод представления учебного материала, мы старались применять его в максимальном объеме. Прежде всего, пиктограмма – это ребус, то есть игра. Но при помощи такой игры, оказывается, возможно научить ребят понимать и «прочитывать» задание, сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос.
При обучении используются следующие технологии: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода.
Принципиальной задачей предлагаемого курса является, именно, развитие культурологической направленности и развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Основные методы обучения:
Возраст детей, обучающихся по программе «Мир вокруг нас» составляет 6-7 лет.
Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.
Прогнозируемые результаты
В результате используемых форм и методов работы, используя заявленные принципы обучения, опираясь на знания психологических особенностей обучающихся дошкольного возраста, обучение по программе курса «Мир вокруг нас» будет способствовать их развитию и формированию культурологической направленности.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий.
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться отличать верно, выполненное задание, от неверного.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные звуки и предметы.
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других.
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Мир вокруг нас» являются формирование следующих умений
-расширение кругозора дошкольников в области окружающего мира
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
Программа данного курса рассчитана на 4 месяца обучения. Программа рассчитана на 9 часов.
Планируемые результаты.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;
- проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;
- видеть друг в друге сходные черты и различия;
- определять сезонные изменения в природе;
- выполнять на слух инструкции для обучающихся.
Основные группы общеучебных умений:
- интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
- организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
- коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
- оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).
Учебно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Содержание | Коли-чество часов |
1 | Вводное занятие. Что изучает окружающий мир? | Знакомство с понятием – окружающий мир. | 0,5 |
2 | Я и общество | Закрепление и расширение знаний детей о символики Росси. | 0,5 ч |
3-4 | Мы живем в городе. Прогулка по городу. | Закрепление и расширение знаний детей о городе. Уточнение и расширение знаний о видах транспорта. Расширение представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. | 0,5ч 0,5ч |
5 | Я и моё здоровье. | Уточнить у обучающихся понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Провести беседу «Береги свое здоровье с детства». Провести игру «Кто вырастит здоровым?» | 0,5ч |
6 | Воздух невидимка | Познакомить со значением воздуха, его некоторыми свойствами. | 0,5ч |
7 | Моя семья. | Уточнение знаний детей о родственных связях. Учимся видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. | 0,5ч |
8-9 | Времена года. | Закрепление знаний детей об основных признаках времен года, сравнение и наблюдение. | 0,5ч 0,5ч |
| Итого | | 4,5 |
Формы проведения занятий
Общая схема организации занятия
(Продолжительность занятия 30 минут)
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3 мин.).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе её в деятельности ребёнка не возникало затруднения (дети 6-7 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – чёткое объяснение правил игры. В результате каждый ребёнок должен:
1) понимать, что от него требуется в игре;
2) определить, может он играть в эту игру или не может;
3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
Материалы для организации дидактической игры можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это ещё не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят её, используя новый способ действия.
Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (5 - 7 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребёнком нового материала. Происходит самооценка ребёнком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответствующих пособиях .
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.
Примечание. Во время занятия дети работают за столами 5 - 10 минут. Всё остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.