СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Мир вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса по предшкольной подготовке. Расчитана для детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Мир вокруг нас"»




























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Мир вокруг нас»

(предшкольная подготовка)

0,5 часа (всего 4,5 часа)







Составители:

учитель начальных классов Кузенкова Е.В.

первая квалификационная категория













Железногорск-Илимский

2017год

Пояснительная записка

к программе "Мир вокруг нас"

(ознакомление с окружающим миром)

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» имеет культурологическую направленность. Программа составлена в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа России».

Программа «Мир вокруг нас» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
      В основу подготовки детей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашивание и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Целью разработки данной программы является формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное   и личностное развитие ребёнка.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением.

  • развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки; развивать смысловую сторону речи; разворачивать сюжет истории.

  • ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями. 

  • создавать условия для развития проектной деятельности.

Также важнейшая цель курса «Окружающий мир» для дошкольников – знакомство с родным языком. Специфика преподавания любого предмета для детей этого возраста определяется тремя важнейшими ограничениями:

  • дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением учебника, записью в тетрадях и на доске;

  • личный жизненный опыт учеников ограничен их ближайшим окружением;

  • рефлексия – осознание и без того крайне ограниченного опыта находится в зачаточном состоянии.

Первое из этих ограничений порождает необходимость замены в книгах традиционных текстов изображениями. По необходимости, используя пиктографический метод представления учебного материала, мы старались применять его в максимальном объеме. Прежде всего, пиктограмма – это ребус, то есть игра. Но при помощи такой игры, оказывается, возможно научить ребят понимать и «прочитывать» задание, сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос.

При обучении используются следующие технологии: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода.

Принципиальной задачей предлагаемого курса является, именно, развитие культурологической направленности и развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.


Основные методы обучения:

  • беседа;

  • игра;

  • практическая работа;

  • проблемно-ситуационные методы обучения


Возраст детей, обучающихся по программе «Мир вокруг нас» составляет 6-7 лет.

Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.


Прогнозируемые результаты


В результате используемых форм и методов работы, используя заявленные принципы обучения, опираясь на знания психологических особенностей обучающихся дошкольного возраста, обучение по программе курса «Мир вокруг нас» будет способствовать их развитию и формированию культурологической направленности.


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий.

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

-учиться отличать верно, выполненное задание, от неверного.

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные звуки и предметы.


Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-слушать и понимать речь других.

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса «Мир вокруг нас» являются формирование следующих умений

-расширение кругозора дошкольников в области окружающего мира

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

Программа данного курса рассчитана на 4 месяца обучения. Программа рассчитана на 9 часов.


Планируемые результаты.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;

- понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;

- проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

- видеть друг в друге сходные черты и различия;

- определять сезонные изменения в природе;

- выполнять на слух инструкции для обучающихся.

Основные группы общеучебных умений:

- интеллектуальные  (умение отличать новое от уже известного;  сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
- организационные (определять цель деятельности,  планировать ее,  работать по предложенному плану или алгоритму,  оценивать полученный результат);
- коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
- оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).


Учебно-тематическое планирование.


Тема занятия

Содержание

Коли-чество часов

1

Вводное занятие. Что изучает окружающий мир?

Знакомство с понятием – окружающий мир.

0,5

2

Я и общество

Закрепление и расширение знаний детей о символики Росси.

0,5 ч

3-4

Мы живем в городе. Прогулка по городу.

Закрепление и расширение знаний детей о городе. Уточнение и расширение знаний о видах транспорта. Расширение представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.

0,5ч

0,5ч

5

Я и моё здоровье.


Уточнить у обучающихся понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Провести беседу «Береги свое здоровье с детства». Провести игру «Кто вырастит здоровым?»

0,5ч

6

Воздух невидимка

Познакомить со значением воздуха, его некоторыми свойствами.

0,5ч

7

Моя семья.

Уточнение знаний детей о родственных связях. Учимся видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.

0,5ч

8-9

Времена года.

Закрепление знаний детей об основных признаках времен года, сравнение и наблюдение.

0,5ч

0,5ч


Итого


4,5


Формы проведения занятий

Общая схема организации занятия

(Продолжительность занятия 30 минут)

     1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3 мин.).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе её в деятельности ребёнка не возникало затруднения (дети 6-7 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – чёткое объяснение правил игры. В результате каждый ребёнок должен:
1) понимать, что от него требуется в игре;
2) определить, может он играть в эту игру или не может;
3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
Материалы для организации дидактической игры можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

     2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это ещё не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят её, используя новый способ действия.
Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (5 - 7 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребёнком нового материала. Происходит самооценка ребёнком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

  5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответствующих пособиях .

6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.
    Примечание. Во время занятия дети работают за столами 5 - 10 минут. Всё остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.