Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Объединение
«Кордовые автомодели»
(первого года обучения)
возраст обучающихся 12 -16 лет,
срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Никитин Николай Пименович,
педагог дополнительного образования
г. Ханты-Мансийск
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Кордовые автомодели» составлена на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012 г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБОУДОД СЮТ, письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Международной Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г.
Данная программа предусматривает изучение сведений о практическом применении электричества, о современных технологиях обработки различных материалов (дерева, металла, резины, пластмассы), об основах рационализаторской работы и истории техники производства, рабочих и инженерно-технических профессий.
Программа модифицированная, имеет научно- техническую направленность составлена на 1 год обучения, предполагает обучение учащихся от 11 до 15 лет, рассчитана на 126 часов, (4 часа в неделю – 2 раза по 2 часа). Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 7 - 8 человек.
Автомоделизм — массовый технический вид спорта, конструирование и испытание разнообразных моделей автомобилей. Различают спортивный и экспериментальный автомоделизм, хотя такое деление в значительной степени условно. Спортивные модели часто появляются на свет в результате большой экспериментальной работы, а экспериментальные подчас выступают в соревнованиях.
Десятки тысяч школьников, студентов, рабочих и инженеров, увлекающихся интереснейшим техническим видом спорта автомоделизмом. Суть его в создании собственными руками моделей автомобилей и выступлении с этими моделями на соревнованиях. Каких только автомоделей ни конструируют энтузиасты этого вида спорта!
Занятия автомоделизмом способствуют удовлетворению интереса к техническим видам творчества, углублению полученных в школе знаний, в частности по физике (динамика и механика), химии (составление топливных смесей), технологии (обработка различных материалов) и т. д.
Осуществление межпредметных связей:
- с математикой (геометрические фигуры, вычисления);
- с черчением (линии чертежа, технический рисунок, чертеж);
- с физикой (понятия о механизмах и машинах; материаловедения);
- с технологией (технологические процессы, оборудования, инструмент)
Благодаря своей простоте и доступности объединение кордового моделизма может работать в школе, в учреждениях дополнительного образования. Главное условие для работы такого объединения – наличие просторного помещения или ровной асфальтированной площадки.
По мере изготовления модели можно испытать в спортзале, а в последующем принимать участие в соревнованиях.
Так же положительным в занятиях автомоделизмом является доступность материалов для изготовления моделей (не нужны дефицитные материалы, дорогостоящая аппаратура радиоуправления и аккумуляторы питания).
На своих занятиях в объединении учащиеся изготовляют самоходные автомобили с микроэлектродвигателями, проводят их испытания, доводку, готовят модели к соревнованиям. При этом каждый работает индивидуально над своей моделью. В объединении могут создаваться одновременно модели разных классов. Используется разная форма обучения:
Методы:
Формы:
Игровая
Тренировочная
Групповая
Соревновательная
Цель программы: формирование устойчивого интереса учащихся к спортивно-техническому творчеству и к знаниям в области автомобилестроения, автомодельного спорта.
Задачи программы
Обучающие:
дать знания по истории автомобилестроения, автомоделизма и автотрассового моделизма;
научить детей работать с ручным инструментом и различными материалами;
обучить детей работать на станочном оборудовании, дать знания об его устройстве;
научить работать в компьютерных программах для расчета скоростей автотрассовых моделей;
научить детей самостоятельно строить несложные автомодели;
дать знания в области основ специальных дисциплин: физики (механика, динамика, электричество), математики, химии, экологии, правил дорожного движения.
Развивающие:
развивать у учащихся логическое и техническое мышление;
сформировать и развить навыки самостоятельной работы при изготовлении и управлении автомоделью;
развивать память, внимание, различные формы сенсорного восприятия, мелкой моторики пальцев рук при изготовлении автомоделей;
развивать любознательность, воображение, смелость в выдвижении гипотез, умение принимать нестандартные решения;
сформировать и развить организационно-управленческие умения и навыки (планирование своей деятельности и получение своего результата; определение проблем в собственной учебной деятельности и установление их причин);
развить у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (способность адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
способствовать развитию творческих способностей одаренных детей;
содействовать формированию эстетического вкуса при создании моделей;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес учащихся к поисковой творческой деятельности через внедрения на занятиях новых технологий.
Воспитывающие:
сформировать уважительное отношение к различным видам ручного труда;
воспитать у обучающихся терпение, волю, трудолюбие, самоорганизованность;
содействовать формированию чувства взаимопомощи и коллективизма, воспитать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда;
познакомить учащихся с профессиями инженерно- технических работников;
сформировать ориентацию на продолжение обучения в сфере технического профессионального образования.
Тематика работ в объединении по мере подготовленности детей расширяется и усложняется. Это достигается внедрением элементов экспериментально-исследовательской деятельности учащихся, связанной с усовершенствованием микроэлектродвигателя, механизмов передачи и управления моделью, с разработкой и изготовлением различных автоматических устройств по управлению моделями, электронных пультов управления.
Построить несложную кордовую модель автомобиля под силу ученику 4-5 класса. А построив модель, можно участвовать в увлекательных соревнованиях.
Чтобы проверить готовность кордовых моделей среди учащихся проводятся соревнования.
При всех существующих трудностях в системе дополнительного образования сегодня открывается новые возможности для развития и самоопределения личности. Программа включает профориентационную работу по обеспечению профессионального самоопределения подростка на технические виды деятельности:
владение профессиональными навыками работы на сверлильном, токарном станке;
применение на практике проектно-исследовательских и других технологий;
участие в акциях, конкурсах, соревнованиях;
получение навыков по паяльным работам;
формирование представлений об избранной сфере профессиональной деятельности и соотнесения себя с этой деятельностью;
владение компьютерными и информационными технологиями.
Влияние новых технологий на образовательный процесс, творческий рост и самоопределение учащихся в объединении лежит в едином, комплексном образовательном пространстве города.
В дни массовых мероприятий, экскурсий, слетов автотрассовая лаборатория с показательными выступлениями учащихся является настоящим центром пропаганды технического творчества школьников.
Социальный эффект программы
Занятия автомоделизмом приобщает детей к миру техники и моделизма, прививает интерес к творчеству, стремление заложить основы по подготовке к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональному самоопределению.
Ребята, занимающиеся в объединении автомоделизма, не только познают радость творчества; это их дисциплинирует, развивает чувство ответственности за порученное дело. Умение всё делать своими рукам даёт возможность поверить в свои силы, обрести самостоятельность в выборе того или иного решения, что в конечном итоге даёт возможность сориентироваться в выборе будущей профессии.
В дни массовых мероприятий, экскурсий, слетов автомодельная лаборатория с показательными выступлениями кружковцев является настоящим центром пропаганды технического творчества школьников
На базе лаборатории проводятся городские автомодельные соревнования, реализуются проекты: «Перекресток», «Город мастеров», «Азбука безопасности», «Выбор», «Минуты радости». За год автомодельную лабораторию посещают около 3000 детей.
-
-
- Тематический план
- (первый год занятий)
| Тема | | Количество часов | |
всего | на теоретические занятия | на практические занятия |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Разработка и изготовление контурной модели из бумаги и картона. | 20 | 2 | 18 |
3. | Основы электричества. Электродвигатели. | 6 | 1 | 5 |
4. | Разработка и изготовление объемной модели автомобиля с электродвигателем. | 30 | 2 | 28 |
5. | Охрана природы и экология. | 4 | 2 | 2 |
6. | Основы знаний по химическим материалам. Применение клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей. | 6 | 1 | 5 |
7. | Разработка и изготовление простейших кордовых моделей с электродвигателем. | 50 | 6 | 44 |
8. | Устройство центральной кордовой стойки для моделей электромобилей. Разработка и совершенствование центральной кордовой стойки. | 6 | 1 | 5 |
9. | Заключительное занятие. Основные правила дорожного движения. Подготовка и проведение Соревнований. | 2 | 1 | 1 |
| Всего: | 126 | 17 | 109 |
-
- Календарно-тематический план
- (первый год занятий)
Дата (сроки) | Раздел | Всего часов | Теоретическая часть | Количество часов | Практическая часть | Количество часов |
сентябрь | 1.Вводное занятие. | 2 | Цели и задачи кружка на первом году занятий. Ознакомление автотрассовым кабинетом. Распределения заданий на год. | 1 | Показательные выступления лучших моделей прошлого года | 1 |
сентябрь-октябрь | 2. Разработка и изготовление контурной модели из бумаги и картона. | 20 | Понятие о контурных моделях. Контуры существующих автомобилей. Выбор марки автомобиля и чертежа. | 2 | 1.Изготовление чертежей, деталей и узлов контурной модели. 2.Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели. 3.Понятие о контурных моделях. Техника безопасности при работе с инструментами. 4.Изготовление чертежей, деталей и узлов контурной модели. 5.Установка кузова на раму Проведение соревнований с изготовленной моделью. 6.Выбор конструкции и определение порядка изготовления деталей модели. Подбор материалов для изготовления модели Составление плана (графика) изготовления модели. 7.Изготовление необходимой технологической оснастки. 8.Особенности конструкции рамы. Изготовление ходовой части автомобиля | 18 2 4 2 4 2 2 2 2 |
ноябрь | 3.Основы электричества. Электродвигатели. | 6 | Понятие о постоянном и переменном электрическом токе. Источники тока. Сила тока, напряжение, сопротивление. Приборы для измерения электрических величин. Применение электричества. Правила техники безопасности при работе с источниками тока и с электроприборами. | 1 | 1.Понятие о постоянном и переменном электрическом токе. Правила техники безопасности при работе с источниками тока и с электроприборами. Сборка и разборка электрических цепей 2.Источники тока. Сила тока, напряжение, сопротивление. Сборка модели электродвигателя постоянного тока. Приборы для измерения электрических величин 3.Работы по измерению электрических величин | 5 2 2 2 |
декабрь | 4.Разработка и изготовление объемной модели автомобиля с электродвигателем. | 30 | Понятие о технических требованиях к объемным моделям. Выбор конструкции и определение порядка изготовления деталей модели. Составление плана (графика) изготовления модели. Особенности конструкции рамы, подвески шасси и подшипника скольжения объемной модели. | 2 | 1.Понятие о технических требованиях к объемным моделям. Изготовление чертежей, деталей и узлов объемной модели. 2.Выбор конструкции и определение порядка изготовления деталей модели. Подбор материалов для изготовления модели. 3.Составление плана (графика) изготовления модели. Изготовление необходимой технологической оснастки. 4.Конструкции рамы, подвески шасси и подшипника. 5.Технологическая оснастка ходовой части Особенности скольжения объемной модели. 6.Изготовление кузова для объемной модели. 7.Зачистка и шпаклевка кузова для модели. Виды наждачной бумаги 8.Техника безопасности при работе с паяльником. Установка электродвигателя на раму. | 28 2 4 2 2 2 2 4 2 2 |
декабрь | | | | | 9.Правило работы на токарном станке Вытачивание колес для объемной модели автомобиля. 10Крепление осей на ходовую часть автомобиля. 11.Сборка и оформление объемной модели автомобиля. 12.Испытание модели запуск и отладка ходовой части. Проведение соревнований с моделью Виды наждачной бумаги | 2 2 2 |
январь | 5. Охрана природы и экология. | 4 | Роль автотранспорта в народном хозяйстве. Источники энергии для автомобилей. Экологически чистый автотранспорт. Электромобили, автомобили с водородным двигателем. | 2 | 1.Изготовление деталей моделей из вторичных материалов. 2.Демонтаж радиоаппаратуры | 2 2 |
январь-февраль | 6.Основы знаний по химическим материалам. Применение клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей. | 6 | Виды лакокрасочных материалов. Химические основы лакокрасочных материалов. Совместимость разных видов клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей при размешивании. | 1 | 1.Покраска деталей и узлов моделей разными видами красок. Обработка поверхности деталей перед покраской. 2.Растворение загустевших красок и лаков различными видами растворителей и разбавителей. 3.Пробы на совместимость лакокрасочных материалов, разных видов клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей при размешивании. | 5 2 2 2 |
Февраль- март - апрель | 7. Разработка и изготовление простейших кордовых моделей с электродвигателем. | 50 | Понятие о технических требованиях к кордовым моделям. Выбор конструкции и определение порядка изготовления деталей модели. Составление плана (графика) изготовления модели. Особенности конструкции рамы, подвески шасси и подшипника скольжения объемной модели. Устройство токосъемника модели | 6 | 1.Выбор конструкции и определение порядка изготовления деталей модели. 2.Изготовление деталей и узлов кордовых моделей. 3.Изготовление передней подвески из полосок жести (использование жестяных банок из под консервов). Техника безопасности при работе с жестью. 4.Крепление подвески к раме алюминиевыми заклепками. Техника безопасности при работе на сверлильном станке. 5.Изготовление рамы из полистирола (полистирол берется из списанной аппаратуры). Демонтаж аппаратуры. 6.Крепления задних (ведущих) колес винтами. 7.Изучение устройства токосъемника. 8.Пайка проводов 9.Установка токосъемника 10.Сборка кордовой модели и проверка ходовой части 11.Изготовление деталей и узлов кордовых моделей. 12.Разметка чертилкой по жести Техника безопасности при работе с паяльником. Обработка и обезжиривание жести. Пайка кузова. 13.Изготовление рамы из полистирола (полистирол берется из списанной аппаратуры). 14.Демонтаж аппаратуры 15.Испытание модели | 44 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 2 4 4 2 |
май | 8.Устройство центральной кордовой стойки для моделей электромобилей. Разработка и совершенствование центральной кордовой стойки. | 6 | Устройство центральной кордовой стойки для моделей электромобилей. Технические требования по напряжению для источника электрического тока. Правила техники безопасности при работе с источниками тока и с электроприборами. Леерное ограждение. | 1 | 1.Изготовление деталей и узлов токосъемника для кордовой модели. Сборка и разборка леерного ограждения. 2.Сборка и разборка кордовых нитей для электромоделей. 3.Усовершенствование центральной кордовой стойки для моделей электромобилей. | 5 2 2 2 |
май | 9.Заключительное занятие. Основные правила дорожного движения Подготовка и проведение соревнований | 2 | Основные правила дорожного движения для пешеходов. Закон инерции. Зависимость длины тормозного пути автотранспорта от скорости и массы автомобиля. Классификация соревнований и правила их проведения. Итоги работы объединения за год. Поощрение и награждение лучших учащихся. | 1 | Упражнения по вождению модели автомобиля на автотрассе, резкое торможение на поворотах, на спуске с горки, замер длины тормозного пути. | 1 |
| | 126 | | 17 | | 109 |
Программа
- (первый год занятий)
Вводное занятие - 2 часа.
Теоретическая часть.
Цели и задачи кружка на первом году занятий. Ознакомление автотрассовым кабинетом. Распределение заданий на год.
Практическая работа. Показательные выступления лучших моделей прошлого года.
Разработка и изготовление контурной модели из бумаги и картона. - 20 часов.
Теоретическая часть. Понятие о контурных моделях. Контуры существующих автомобилей. Выбор марки автомобиля и чертежа.
Практическая работа. Изготовление чертежей, деталей и узлов контурной модели. Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели.
Основы электричества. Электродвигатели. - 6 часов.
Теоретическая часть.
Понятие о постоянном и переменном электрическом токе. Источники тока. Сила тока, напряжение, сопротивление. Приборы для измерения электрических величин. Применение электричества. Правила техники безопасности при работе с источниками тока и с электроприборами.
Практическая работа. Сборка и разборка электрических цепей. Сборка модели электродвигателя постоянного тока. Работы по измерению электрических величин.
Разработка и изготовление объемной модели автомобиля с электродвигателем. - 30 часов.
Теоретическая часть.
Понятие о технических требованиях к объемным моделям. Выбор конструкции и определение порядка изготовления деталей модели. Составление плана (графика) изготовления модели. Особенности конструкции рамы, подвески шасси и подшипника скольжения объемной модели.
Практическая работа. Изготовление чертежей, деталей и узлов объемной модели. Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели.
Охрана природы и экология. - 4 часа.
Теоретическая часть.
Роль автотранспорта в народном хозяйстве. Источники энергии для автомобилей. Экологически чистый автотранспорт. Электромобили, автомобили с водородным двигателем.
Практическая работа. Изготовление деталей моделей из вторичных материалов.
Основы знаний по химическим материалам. Применение клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей. - 6 часов.
Теоретическая часть.
Виды лакокрасочных материалов. Химические основы лакокрасочных материалов. Совместимость разных видов клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей при размешивании.
Практическая работа. Покраска деталей и узлов моделей разными видами красок. Растворение загустевших красок и лаков различными видами растворителей и разбавителей. Пробы на совместимость лакокрасочных материалов.
Разработка и изготовление простейших кордовых моделей с электродвигателем. – 50 часов.
Теоретическая часть. Понятие о технических требованиях к кордовым моделям. Выбор конструкции и определение порядка изготовления деталей модели. Составление плана (графика) изготовления модели. Особенности конструкции рамы, подвески шасси и подшипника скольжения объемной модели. Устройство токосъемника модели.
Практическая работа. Изготовление деталей и узлов кордовых моделей. Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели в зале с центральной кордовой стойкой.
Устройство центральной кордовой стойки для моделей электромобилей. Разработка и совершенствование центральной кордовой стойки. - 6 часов.
Теоретическая часть. Устройство центральной кордовой стойки для моделей электромобилей. Технические требования по напряжению для источника электрического тока. Правила техники безопасности при работе с источниками тока и с электроприборами. Леерное ограждение.
Практическая работа. Изготовление деталей и узлов токосъемника для кордовой модели. Сборка и разборка леерного ограждения. Сборка и разборка кордовых нитей для электромоделей. Усовершенствование центральной кордовой стойки для моделей электромобилей.
9.Заключительное занятие. Основные правила дорожного движения. Подготовка и проведение соревнований- 2 часа
Теоретическая часть.
Основные правила дорожного движения для пешеходов. Закон инерции. Зависимость длины тормозного пути автотранспорта от скорости и массы автомобиля. Классификация соревнований и правила их проведения.
Практическая работа.
Упражнения по вождению модели автомобиля на автотрассе, резкое торможение на поворотах, на спуске с горки, замер длины тормозного пути. Проведение соревнований.
Дети будут знать:
явления электромагнетизма;
основные определения постоянного и переменного электрического тока (напряжения, силы тока, сопротивления, электрической мощности);
единицы измерения электрических величин;
приборы для измерения электрических величин, принцип работы приборов;
закон Ома; пользоваться им в любом необходимом случае;
закон Ньютона (закон инерции);
формулу для вычисления скорости модели.
Дети будут уметь:
выполнять различные виды пайки монтажных проводов;
вычислять скорость модели автомобиля;
вытачивать диски и колёса для автомобилей;
работать на токарном и сверлильном станках;
применять безопасные приёмы труда;
выполнять правила производственной санитарии и организации рабочего
места.
Литература для детей.
Гусев Е.М., Осипов М.С. Пособие для автомоделистов. Москва.
Издательство ДОСААФ СССР, 1980 г.
Драгунов Г.Б. Автомодельный кружок. Москва. Издательство ДОСААФ
СССР, 1988 г.
Алексеев Ю.Г. Люди и автомобили. Москва. Патриот, 1990 г.
Захаров В.М. Эти быстрые автомобили. Москва. Издательство ДОСААФ
СССР, 1986 г.
Правила дорожного движения. Москва, 1998 г.
В.С.Цыбин. Легковые автомобили. Москва. Просвещение. 1993г.
Н.Б.Коростелев. От А до Я. Москва. Меедицина. 1987г.
М.А.Бендюков. И.Л.Соломин. Твой компас на рынке труда (что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы). Санкт-Петербург. 2000г.
Литература для педагога.
Трудовое обучение – 6. Москва. Просвещение, 1989 г.
Преподавание слесарного дела в средней школе. Учпедгиз. 1962г.
Общетехнический справочник. Москва. Машиностроение, 1989 г.
Справочник по авиационным материалам. Москва. Издательство
Транспорт, 1972 г.
Боровиков Ю.А., Легорнев С.Ф. Технический справочник учителя труда.
Москва. Просвещение, 1980 г.
Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. Москва. Просвещение, 1990 г.
Автомодельный спорт (правила соревнований). Москва. ДОСААФ СССР. 1989г.
Журнал «Дополнительное образование и воспитание», приложение № 6. Москва. 2011г.
Учебно – методическое сопровождение занятий объединения «Кордовые автомодели»
Дидактические материалы | Методические материалы | Программно – технические средства |
Инструкционные карты и схемы: Плакаты Стенды Таблицы Карточки Перфокарты Шаблоны Чертежи Инструкционные карты Технологические карты Разработки чертежей: | Методическая разработка на тему: "Применение инерционных механизмов в самоделках кружковцев". Методическая разработка на тему:»Технические требования к автотрассовым моделям» Методические рекомендации на тему:»Изготовление кордовой модели автомобиля с электродвигателем «ФОРМУЛА -1» Методическая разработка на тему : "Установка электромотора на модели машин» Методическая разработка на тему: "Учись выпиливать" Методическая разработка на тему: «Оптимальное размещение автотрассы» Методические рекомендации на тему: "Обработка резины" Методические рекомендации на тему: "Сверление отверстий". Методическая рекомендация на тему: "Дизайн и оформление моделей машин» | Компьютер, ДВД, музыкальный центр, интерактивная доска. |
Информационно – справочные материалы | Разработки | Видеоматериалы |
"О свойствах полистирола и пластмассы" "Т.Б. при работе с инструментом" "Из чего все машины сделаны?" "Машины – наши помощники" "Машины на стройке" "Авиаконструкторы" "Есть ли жизнь на Луне?" .Подборка бесед при прохождении темы: "Автомоделировании". .Подборка материала при прохождении темы: "Спецтранспорт" Беседы о жизни замечательных людей "Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники". Сто тысяч "почему". Интересные факты обо всём. | Т.Б.при работе с лобзиком и фанерой "Сверление отверстий". разметка с помощью циркуля. "Что и чем клеить. Знакомство с клеями". "Знакомство с геометрическими фигурами". "Знакомство с измерительным инструментами". Полезные советы при сборке гоночных, легковых, военных автомобилей Полезные советы при оформлении моделей гоночных автомобилей. | Слайдовые презентации: «Правила дорожного движения знай и соблюдай»; «Внимание дети»; «Достопримечательности нашего города»; «Путешествие в страну дорожных знаков» |
Инструменты и оборудование | Контрольно – измерительные и диагностические материалы: | Материалы используемые на занятиях |
Бумага, картон, ДВП, ДСП, фанера, дерево, пластилин, пенопласт проволока, жесть, резина, лаки – краски, кнопки, скрепки, иголки, нитки, булавки, гвозди шурупы, винтики, болтики гайки, шайбы металлический и пластмассовый конструктор |
Карандаш, линейка, чертилка шило, резак, ножницы, лобзик, пилки, струбцины, ключи для лобзиков, дрель, сверла, плоскогубцы бокорезы, кусачки, надфили напильники, молотки, стамески отвёртки, сверлильный станок шлифмашинка, рубанки, электролобзик, шлифовальный, фрезерный, токарный, точильный станок | Уровень знаний и умений обучающихся; Достижения обучающихся; Возрастная категория детей; Тесты по разделу программы « Инструменты и материалы»; Критерии оценивания выполнения самостоятельных работ по графической подготовке; Критерии оценивания знаний, умений, навыков по разделу: «Электричество» |