УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ №9»
___________Л.Н. Гафурова
«____»_____________2016г.
Программа «Дружный класс. Без агрессии»
Рассчитана на 2016-2019гг.
Координатор –социальный педагог Андросенко Ю.В.
Классы 7-9 .
г. Воскресенск
2016 год
Пояснительная записка
Программа «Дружный класс. Без агрессии» - это многоступенчатая школьная политика, которая обращена не только к ученикам, но и к целым группам заинтересованных лиц, это:
- весь школьный персонал:
педагогический;
обслуживающий;
технический;
- ученики:
агрессор (обидчик);
жертва;
“средняя” группа учеников (свидетелей агрессивного поведения, которые не являясь инициаторами агрессивных действий, не встают на сторону жертвы, а иногда даже помогают агрессору;
- родители.
Многоступенчатая политика выработана следующим образом:
А. Действия на уровне школы.
Б. Действия на уровне класса.
В. Действия на уровне каждого ученика.
Г. Действия на уровне семьи.
Основные цели программы:
1. Улучшение психологического климата в школе.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).
3. Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.
4. Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.
В программе использованы материалы серии рабочих тетрадей «Ты не один» (проект «Ты не один», институт «Открытое образование» и опыт бельгийских ППМС-центров).
Для реализации основных целей программы «Дружный класс. Без агрессии» необходимо решить ряд задач:
1. Информировать о проблеме агрессивного поведения.
2. Увеличивать причастность детей и взрослых к этой проблеме.
3. Реагировать и сигнализировать (выявление случаев проявления агрессивного поведения (агрессивное поведение не должно быть оставлено без внимания), обсуждение их, предупреждение более тяжелых последствий).
4. Вмешиваться (помогать учащимся, принимать меры в случаях проявления агрессии, развивать социальные навыки и др.).
Работа по программе включает в себя следующие направления:
работу с учениками;
работу с родителями;
работу с учителями.
В ходе реализации программы «Дружный класс. Без агрессии» необходимо увеличивать причастность детей и взрослых к проблеме агрессии, агрессивного поведения, чтобы от агрессивных действий нельзя было отмахнуться, как от несуществующей или малозначимой проблемы.
Так как данная программа – это многоступенчатая школьная политика, то вся школа должна всерьез подходить к проблеме агрессивного поведения; причастность всех участников образовательного процесса(директора, администрации, учителей, классных руководителей, сотрудников психолого-педагогического медико-социального центра, других работников школы, а также родителей и учеников) будет иметь различное влияние на психологический климат школы, школьную культуру.
Реагировать и сигнализировать очень важно, для того, чтобы:
поднять проблему агрессивного поведения на более высокий нравственный уровень;
показать ученикам серьезность намерений школы в отношении запрета на агрессивное поведение;
активизировать обсуждение проблемы агрессивного поведения в школе;
побуждать жертву агрессии к разговору с родителями и работниками школы.
Реализовывать программу «Дружный класс. Без агрессии» можно посредством информирования и увеличения эмоциональной причастности педагогов, родителей и детей; через систему специальных занятий с учащимися, направленных на развитие навыков эффективного общения, повышение коммуникативной культуры, результатом проведения которых может быть договор и принятие правил поведения, исключающих агрессивное поведение, использование «ящика сообщений» и другое.
Занятия по программе проводятся со всем классом, группой учеников или по желанию индивидуально с учеником (в форме индивидуальных бесед о конкретном случае, о возможных вариантах поведения, о поддержке, об оказании помощи), так как индивидуальный подход (сопровождение ученика) очень важен для системного вмешательства (или предупреждения раздробленного подхода), обеспечения непрерывности.
Содержание программы состоит из следующих блоков:
1. Информационный блок
Данный блок включает в себя:
- проведение системно-ориентированной диагностики
учеников, родителей и учителей;
- информирование учеников об агрессии и агрессивном
поведении;
- информирование работников школы об агрессии и
агрессивном поведении;
- информирование родителей об агрессии и агрессивном
поведении.
2. Практический блок включает в себя:
- разработку рекомендаций для педагогов, родителей по
проблеме профилактики агрессивного поведения;
консультирование педагогов, родителей по проблеме
агрессивного поведения;
- обучение учащихся выбору адекватной стратегии
поведения в конфликте, тренинг социальных навыков.
Ф о р м ы а г р е с с и и
Прямая форма - открытое наступление на жертву: | Непрямая форма (косвенная агрессия) |
вербальная (словесная) - когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т.д. физическая агрессия - когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы ... материальная агрессия - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т. д. | частичное игнорирование - непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т. д.); полное игнорирование - бойкот; другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.) |
Агрессивное поведение - взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).
Агрессор – тот, что умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д.
Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.
Зрители – группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.
КУДА МОЖЕТ БЫТЬ НАПРАВЛЕНА АГРЕССИЯ?

АГРЕССИЯ - это:
- любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу;
- явно злонамеренное поведение.
АГРЕССИЯ предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.
АГРЕССИВНОСТЬ - свойство личности, она является как результатом генетической предрасположенности, так и влияния среды.
Основой агрессивного состояния является ГНЕВ
Что вызывает у человека гнев, злость?

Содержание занятий по программе
“Дружный класс. Без агрессии” 1 вариант
№ занятия | Примерное содержание занятия: |
Информационный блок |
1 занятие | 1. Введение. О чем будем говорить на занятиях: о добрых взаимоотношениях в классе; о том, как важно уважать себя и других; о том, как не позволять обижать себя и других. 2. Примеры ситуаций, фильм. 3. Анкетирование. |
2 -3 занятия Работа в группах | 1. Обсуждение результатов анкетирования 2. Агрессия и агрессивное поведение: что такое, формы, чем опасна агрессия; как различать шутку, игру и агрессивные действия? 3. Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? За что дразнят (примеры) фрагмент к/ф “Чучело”, “Адажио” - результаты анкетирования 4. Кто и почему становится агрессором? 5. Анкета . |
Практический блок |
4 занятие Работа в группах | 1. Что можно сделать, чтобы остановить агрессию? Результаты анкетирования А. Как помочь жертве? Б. Как помочь агрессору исправиться? В. Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Возможные способы: адекватные стратегии поведения; договор (условия); ящик сообщений; правила класса (предложения, принятие) |
5 - 7 занятие Работа в группах | 1. Принятие правил. Работа с “Правилами” М/ф “Крошка Енот”, правило крошки Енота: 1) каким образом можно выполнять правило? 2) иллюстрирование (по подгруппам) 2. Обучение выбору адекватной стратегии поведения. А.Тренинг социальных навыков. Б. Методика “Город разных точек зрения” |
Заключительное, 8 Занятие | Договор с классом. Листок самонаблюдения “Проверь себя”. Анкета “Обратная связь” |
Содержание занятий- 2 вариант
Занятие 1.
1. Введение. О чем будем говорить на занятиях?
о добрых взаимоотношениях в классе;
о том, как важно уважать себя и других;
о том, как не позволять обижать себя и других.
2. Примеры ситуаций, фильм
(фрагмент к/ф режиссера Р. Быкова “Чучело”).
3. Анкетирование (анкета 1)
Занятие 2.
1. Обсуждение результатов анкетирования
2. Агрессия и агрессивное поведение:
что такое агрессия, формы (примеры),
чем опасна агрессия; работа в группах
как различать шутку, игру и агрессивные действия?
Занятие 3.
1. Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? За что дразнят?
- результаты анкетирования;
- фрагмент к/ф “Чучело”, “Адажио”;
поиск слабого;
непохожесть;
новичок.
2. Кто и почему становится агрессором?
3. Анкета 2.
Занятие 4
Что можно сделать, чтобы остановить агрессию?
1. Результаты анкетирования
2. Работа в группах:
А. Как помочь жертве?
Б. Как помочь агрессору исправиться?
В. Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Обсуждение - возможные способы:
Занятие 5.
Принятие правил класса
1. Просмотр м/ф “Крошка Енот” -правило крошки Енота
2. Работа в группах
3. Обсуждение и принятие правил всем классом
Занятие 6.
Работа с правилами.
1. Работа в группах:
а) иллюстрирование (коллективный рисунок)
б) обсуждение в группе: каким образом можно выполнять это правило?
2. Представление группами результатов работы.
Обмен мнениями
Занятие 7.
Обучение выбору адекватной стратегии поведения.
Методика “Город разных точек зрения”
Занятие 8.
Обобщение.
Тренинг социальных навыков проводится с группами учащихся после окончания работы с классом.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
(заполняется каждый месяц в течение полугода).
- согласен / да;
- не совсем согласен / не всегда;
- не согласен / нет.
Я, ______________ _______________, (фамилия, имя) | нояб. | дек. | янв. | февр. | март | апр. |
1.Считаю, что обижать нельзя никого, нигде и никогда (согласен, не совсем согласен, не согласен) | | | | | | |
2. Считаю, что участвовать в агрессивных действиях также плохо, как быть их инициатором (согласен, не совсем согласен, не согласен) | | | | | | |
3. Я отказываюсь от поведения агрессора и (или) участника агрессивных действий (да, нет, не всегда) | | | | | | |
4. Я встаю на сторону жертвы (да, нет, не всегда) | | | | | | |
5. Я выбираю правильные стратегии поведения - реагирования на агрессию (юмор, уход, договор и др.) - да, нет, не всегда | | | | | | |
6. Я отказываюсь от мести - не отвечаю агрессией на агрессию (да, нет, не всегда) | | | | | | |
7. Я играю по правилам (да, нет, не всегда) | | | | | | |
8. Я не мешаю другим в игре (да, нет, не всегда) | | | | | | |
9. Я вежлив со всеми одноклассниками (да, нет, не всегда) | | | | | | |
10. Я могу отличить игру от агрессивных действий (да, нет, не всегда) | | | | | | |
11.Я признаю неприкосновенность личных вещей моих одноклассников (да, нет, не всегда) | | | | | | |
12. Я называю всех учеников по имени (да, нет, не всегда) | | | | | | |
13. Я сообщаю взрослым о случаях агрессивного поведения, если я и мои друзья не можем справиться с агрессией самостоятельно (да, нет, не всегда) | | | | | | |
А Н К Е Т А 1.
Дорогие ребята! Просим вас ответить на следующие вопросы:
1. Есть ли в твоем классе ребята, которых обижают (дразнят и т. д.) одноклассники, ученики других классов?------------------------------------------
2. Дружишь (общаешься) ли ты с ребятами, которых часто обижают (дразнят и т. д.)?
3. Как к ним относятся другие ребята?--------------------------------------
4. За что чаще всего дразнят, обижают?
а) внешность------------------------------;
б) личные качества---------------------;
в) “смешная” фамилия---------------;
что-то еще (напиши)------------------------------------------------------------
5. Обижали ли тебя когда-нибудь твои одноклассники или друзья? Как?-----------------------------------------------------------------------------------------
6. Что ты чувствовал(а) при этом?------------------------------------------
Спасибо за участие!
Результаты анкетирования (анкета 1) учеников______класса по программе “Дружный класс. Без агрессии”
Опрошено______человек. Дата________________-
Вопрос | Варианты ответов |
1. | да нет не знаю |
2. | да нет когда как |
3. | да нет когда как |
4. | внешность______; личные качества_______ что-то еще___________________________________ |
5. | да нет редко |
6. | |
А Н К Е Т А 2.
Дорогие ребята! Просим вас ответить на следующие вопросы:
1. Когда твои одноклассники обижают кого-нибудь в твоем присутствии, что делаешь ты:
а) стоишь в стороне и наблюдаешь за происходящим------------------
б) встаешь на сторону обидчиков--------------------------------------------
в) защищаешь жертву-----------------------------------------------------------
г) что-то еще-----------------------------------------------------------------------
2. Что чаще всего делает тот, кого обижают?------------------------------
3. Помогает ли это остановить обидчиков?--------------------------------
4. Кто, по-твоему, виновен:
а) те, кто обижает, дразнит----------------;
б) тот, кого обижают, дразнят-------------;
в) и те, и другие----------------------------;
г) кто-то (что-то) еще-----------------------------------------------------------
5. Можете ли вы (ты сам и твои одноклассники) остановить обидчиков без посторонней помощи?-------------------------------------------------
6. Если нет, то кто мог бы вам в этом помочь?---------------------------
7. Хотел бы ты помочь тем ребятам. которых обижают, дразнят?----
8. Как ты думаешь, что могут сделать ребята (ты и твои одноклассники), чтобы улучшить взаимоотношения в классе-------------------
Спасибо за участие!
Результаты анкетирования (анкета 2) учеников______класса по программе “Дружный класс. Без агрессии”
Опрошено______человек. Дата________________-
Вопрос | Варианты ответов |
1. | стою в стороне______; опыт. остан.________; сам участвую в агр. Действиях____________ |
2. | |
3. | да нет иногда |
4. | агрессор жертва др. вариант |
5. | да нет не знаю иногда |
6. | учителя родители друзья др. вариант |
7. | да нет не знаю |
8. | |
А Н К Е Т А 3.
Дорогие ребята! На наших занятиях мы говорили о том, как правильно выстраивать взаимоотношения; о взаимоуважении и способах противостояния агрессии.
Для нас очень важно узнать ваше мнение об эффективности (полезности) таких уроков. Пожалуйста, выскажите ваше мнение, ваши замечания и (или) вопросы: ________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Спасибо!
К Л А С С Н Ы Е П Р А В И Л А
(образец)
“В НАШЕМ КЛАССЕ ВСЕ ПРОТИВ АГРЕССИИ!”
1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.
2. Не поддерживаем агрессора(обидчика). Когда говорят: “Давай подразним (и т.д.) вместе!”; каждый из нас отвечает: ”Нет!”
3. Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло (круг, клубок агрессии)
4. Каждый ставит себя на место жертвы.
5. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать.
6. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают.
7. Честное поведение в игре – все соблюдают правила (только тогда нет беспорядка).
8. Мы не исключаем из игры никого и это здорово!
9. Мы называем друг друга по имени.
10. Мы уважаем друг друга!
Д О Г О В О Р
В связи с тем, что-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(описание ситуации и роли агрессора)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(фамилия и имя агрессора)
в период от-----------------------------до-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
для исправления ситуации сделает следующее:
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------- исправлено, если ситуация разрешена положительно
------------------------
дата
----------------------- ------------------------
подпись ученика подпись доверенного
учителя
подпись родителей---------------------
Обращение за помощью
Ученик......класса:-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------(фамилия и имя пострадавшего).
Стал жертвой агрессивного поведения ученика (-ов):
Указать фамилии, имена агрессоров, класс:
Фамилия и имя | Класс | Классный руководитель |
1.Инициатор агрессивных действий: | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
6. | | |
Место:-------------------------------------------------------------------------------------
Дата:------------------------------время:-------------------------------------------------
Описание ситуации: __________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
К кому обратились за помощью:---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Какие меры приняты:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дата обращения:-------------------------------------------------------------------------
КТО ТАКОЙ АГРЕССОР?
КАКИМ ТЫ ЕГО СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ? НАЗОВИ ЕГО (ЕЕ) ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ:
КАК И ПОЧЕМУ СТАНОВЯТСЯ АГРЕССОРАМИ?
КАК ПОМОЧЬ АГРЕССОРУ ИСПРАВИТЬСЯ?
НЕ ПОЗВОЛЯЙ СЕБЯ ОБИЖАТЬ!
1. Не бойся агрессора, держись уверенно.
2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо.
3. Не груби и не дерись в ответ.
4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения:
обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам!
ЧТО МОЖНО ПОСОВЕТОВАТЬ ЖЕРТВЕ?
КАК МОЖНО ПОМОЧЬ ЖЕРТВЕ?
КТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ?
К КОМУ МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?
К кому \ В каком случае? | | | | | | | | |
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
| | | | | | | | |
+++ лучше всего; ++ можно обратиться; + в крайнем случае; - не обращусь | | | | | | | | |
КАК УЛУЧШИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ?
В нашем классе можно: | В нашем классе запрещено: |
| |
ЧЕМ ОПАСНА АГРЕССИЯ?
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
А МОЖЕТ, ЭТО ИГРА, ШУТКА?
КАК ОТЛИЧИТЬ ИГРУ ОТ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ?
ШУТКА, ИГРА | АГРЕССИЯ |
Никому не обидно, весело ВСЕМ в игре принимают участие все, все участники соблюдают правила игры и права других | |
Примеры из школьной жизни
Пример первый.
В одной школе мальчишки из шестого класса обзывают и бьют одноклассника, который не умеет и не любит драться. Его фамилия им кажется смешной - они коверкают ее, придумывая обидные прозвища. Мальчишкам нравится чувствовать себя “сильными”.
Они думают, что драки и насмешки - это просто игра; жестокими и агрессивными они себя не считают.
Пример второй.
Ученицы пятого класса не общаются с одной из девочек их класса. Им не нравится, что она носит немодную одежду; ее прическа кажется им смешной. Иногда они обзывают ее. Но обычно просто не замечают, а если и обращаются к ней, то только по фамилии. Когда, набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединиться к разговору или игре; одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и сплетничают.
Пример третий
В одной школе двое старшеклассников стали запугивать малышей из начальной школы и отбирать у них деньги. Ученики 3 класса платили эту “дань” ежедневно. Хулиганы угрозами заставляли малышей молчать. Многие ученики этой школы были свидетелями того, как старшие обижают младших, но никто из них не обратился за помощью к родителям или учителям из страха. Некоторым было даже интересно наблюдать за действиями старшеклассников.
Пример четвертый.
Когда Зина пришла в новую школу, Вика - классная заводила и командирша - решила сразу показать ей, “кто здесь хозяин”. Она подговорила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают просто за то, что она новенькая; но все же они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Вика и против них может подговорить ребят...
Пример пятый
Классный руководитель пятого класса одной из школ маленького городка в Ленинградской области обратилась в ППМС-центр за советом. Дело в том, что ученики ее класса не умеют общаться. Они постоянно обзывают друг друга, дерутся. Новичкам достается особо: их не принимают в игры, не разговаривают с ними на переменах. Одной ученице этого класса просто так, “шутя”, однажды разорвали учебник, который очень трудно достать - его нет в продаже. Некоторые родители уже подумывают о том, чтобы перевести своих детей в другой класс или даже в другую школу.
Что же делать?
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Агрессивное поведение - взаимодействие, при котором одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому человеку (жертве)
Формы агрессивного поведения:
Прямая форма - открытое наступление на жертву: | Косвенная агрессия: |
вербальная(словесная) - когда насмешничают, иронизируют, обзывают, умышленно раздражают, сердят чем-либо, ругаются матом и др. физическая агрессия - когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т. д материальная агрессия - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество ... | частичное игнорирование - непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т. д.); полное игнорирование - бойкот ; и т. д. |
Предлагаем Вам обсудить с ребенком данную проблему.
----------------------------------------------------------------------
АНКЕТА для родителей
Уважаемые родители! Просим высказать ваше мнение по проблеме агрессивного поведения.:
1. Существует ли проблема детской агрессии в классе, где учится ваш ребенок?
- да, - нет.
2. Оцените значимость решения данной проблемы:
крайне важна важна не важна совсем не важна.
3. С какими видами агрессии чаще всего сталкивается ваш ребенок?
словесная физическая материальная непрямая.
4. В каком возрасте, на ваш взгляд, чаще всего проявляется детская агрессия?
7-9 лет 10-12 лет 13-15 лет
5. Сообщает ли ребенок об агрессии, направленной на него?
всегда иногда никогда
6. Кому сообщает?
вам кл. руководителю др. учителям одноклассникам кому-либо еще
7. В каком возрасте сообщают чаще?
7-9 лет 10-12 лет 13-15 лет
8. Как вы считаете, станут ли одноклассники защищать жертву?
да нет в зависимости от обстоятельств затрудняюсь ответить
9. Кто чаще готов защищать жертву?
одноклассники друзья родители кл. руководитель др. учителя кто-либо еще
10. Часто ли жертва провоцирует агрессию?
всегда иногда часто никогда
11. Каковы, по вашему мнению, причины проявления детской агрессии?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12. Что для решения этой проблемы могут сделать
родители --------------------------------------------------------------------------
педагоги----------------------------------------------------------------------------
Спасибо!
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Агрессивное поведение - взаимодействие, при котором одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому человеку (жертве)
Формы агрессивного поведения детей:
Прямая форма - открытое наступление на жертву: | Косвенная агрессия: |
вербальная(словесная) - когда насмешничают, иронизируют, сплетничают, обзывают, умышленно раздражают, сердят чем-либо, ругаются матом и др. физическая агрессия - когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д материальная агрессия - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество ... | частичное игнорирование - непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т. д.); полное игнорирование - бойкот ; и т. д. |
-----------------------------------------------------------------------------------------------
А Н К Е Т А ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Просим высказать Ваше мнение по проблеме агрессивного поведения.
1. Существует ли проблема детской агрессии в нашей школе?
- да, - нет.
2. Оцените значимость данной проблемы:
крайне важна важна не важна совсем не важна.
3. С какими формами агрессии вы чаще всего сталкиваетесь?
словесная физическая материальная непрямая.
4. В каком возрасте, на ваш взгляд, чаще всего проявляется детская агрессия?
7-9 лет 10-12 лет 13-15 лет
5. Где проявляется?
на уроке на перемене в столовой в гардеробе около школы на спортплощадке
6. Сообщают ли учащиеся об агрессии, направленной на них?
всегда иногда никогда
7. Кому сообщают?
кл. руководителю учителям-предметникам одноклассникам родителям кому-либо еще
8. В каком возрасте сообщают чаще?
7-9 лет 10-12 лет 13-15 лет
9. Как вы считаете, станут ли одноклассники защищать жертву?
да нет в зависимости от обстоятельств затрудняюсь ответить
9. Кто чаще готов защищать жертву?
одноклассники друзья родители кл. руководитель др. учителя кто-либо еще
10. Часто ли жертва провоцирует агрессию?
всегда иногда часто никогда
11. Каковы, по вашему мнению, причины проявления детской агрессии?------------------------------------------------------------------------------------
12. Что для решения этой проблемы могут сделать
родители:--------------------------------------------------------------------------
педагоги:---------------------------------------------------------------------------
Спасибо!