Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Программа объединения по интересам «Голубая планета» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности младших школьников. Содержание программы так же предполагает развитие установки на этическое поведение в природе и её личностное осознание.
Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля и предполагает базовый уровень обучения.
Принципы:
- от простого к сложному;
- от работы с педагогом к самостоятельным действиям;
-комплексного подхода к обучению.
Цель программы: развивать и углублять знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
Задачи 1-го года обучения:
а) формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
б) формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
в) формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;
г) развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
д) воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Задачи 2-го года обучения:
а) развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем;
б) укрепление интереса к познанию окружающего мира;
в) развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения;
г) расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
д) последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы;
е) воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
ж) формирование культуры здорового образа жизни.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. На освоение программы отводится 144 часа для первого и второго года обучения. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. Возраст детей: 7 – 9 лет. Наполняемость группы: 12 человек.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами учреждения дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений (Гл. №1,5,6,7, Приложение №3).
Ресурсное обеспечение
Для проведения занятий необходимо:
кабинет;
столы;
дидактический материал (наглядные пособия, схемы, таблицы);
методический материал;
ножницы, карандаши (фломастеры), клей, белая и цветная бумага, пластилин и т. п.
Учебно-тематический план 1-го года
№ п/п | Тема занятия | Практика | Теория | Всего часов |
| Вводное занятие | - | 1 | 1 |
I | Я – школьник | 2 | 8 | 10 |
1 | Права и обязанности школьника | - | 1 | 1 |
2 | Режим дня школьника | 1 | 1 | 2 |
3 | Правила в моей жизни | - | 2 | 2 |
4. | Правила поведения в общественных местах | - | 1 | 1 |
5. | Как выбрать место для игр и прогулок | - | 1 | 1 |
6. | Правила пожарной безопасности | - | 1 | 1 |
7. | Я и моя семья | 1 | 1 | 2 |
II | Что такое природа? | 6 | 6 | 12 |
1 | Времена года | 4 | 4 | 8 |
2 | Календарь природы | 1 | 1 | 2 |
3 | Предсказывание погоды по народным приметам | - | 1 | 1 |
III | Какая бывает природа | 1 | 4 | 5 |
1 | Живая и неживая природа | - | 2 | 2 |
2 | Значение Солнца для Земли | - | 1 | 1 |
3 | Вода, ее признаки и свойства | 1 | 1 | 2 |
IV | Как влияет человек на природу? | 3 | 4 | 7 |
1 | Охрана природных богатств. Красная книга | - | 1 | 1 |
2 | Правила поведения в природе | 1 | 1 | 2 |
3 | Редкие растения Республики Беларусь | 1 | 1 | 2 |
4 | Редкие животные Республики Беларусь | 1 | 1 | 3 |
V | Многообразие растительного мира | 13 | 19 | 32 |
1. | Разнообразие растений на Земле | 1 | 1 | 2 |
2. | Растительный мир Беларуси | 1 | 1 | 2 |
3. | Растения сада | 1 | 1 | 2 |
4. | Растения огорода | 1 | 1 | 2 |
5. | Растения водоема | 1 | 1 | 2 |
6. | Растения леса. Деревья | 1 | 1 | 2 |
7. | Растения леса. Травы | 1 | 1 | 2 |
8. | Лесные ягоды | 1 | 1 | 2 |
9. | Растения луга | 1 | 1 | 2 |
10. | Растения поля | 1 | 1 | 2 |
11. | Комнатные растения | 1 | 2 | 3 |
12. | Лекарственные растения | 1 | 2 | 3 |
13. | Ядовитые растения | 1 | 2 | 3 |
14. | Красная книга Республики Беларусь | 1 | 1 | 2 |
15. | Обобщающее занятие | 1 | - | 1 |
VI | Царство грибов | 1 | 2 | 3 |
1. | Съедобные грибы | - | 1 | 1 |
2. | Несъедобные грибы | - | 1 | 1 |
3. | Правила сборов грибов | 1 | - | 1 |
VII | Многообразие животного мира | 10 | 10 | 20 |
1. | Разнообразие животных на Земле | 1 | 1 | 2 |
2. | Фауна Республики Беларусь | 1 | 1 | 2 |
3. | Животные леса | 1 | 1 | 2 |
4. | Животные луга | 1 | 1 | 2 |
5. | Животные водоёмов | 1 | 1 | 2 |
6. | Обитатели аквариумов | 1 | 1 | 2 |
7. | Домашние животные | 1 | 1 | 2 |
8. | Обитатели уголков живой природы | 1 | 1 | 2 |
9. | Забота зверей о своих детенышах | - | 2 | 2 |
10. | Обобщающее занятие | 1 | - | 1 |
11. | Экскурсия в природу ”Весенние явления в природе“. | 1 | - | 1 |
VIII | Птицы | 2 | 3 | 5 |
1 | Домашние птицы | - | 1 | 1 |
2 | Уход за домашними птицами | 1 | 1 | 2 |
3 | Дикие птицы и их разнообразие | 1 | 1 | 2 |
IX | Реки и озера Республики Беларусь | 4 | 4 | 8 |
1 | Реки Республики Беларусь | 1 | 1 | 2 |
2 | Озера Республики Беларусь | 1 | 1 | 2 |
3 | Подводные обитатели | 1 | 1 | 2 |
4 | Птицы водоемов | 1 | 1 | 2 |
X | Карты и планы | 2 | 3 | 5 |
1 | Что такое карта? Вид карты | 1 | 1 | 2 |
2 | План местности | 1 | 1 | 2 |
3 | Глобус | - | 1 | 1 |
XI | Загадочный мир веществ | 2 | 2 | 4 |
1 | Полезные ископаемые | - | 1 | 1 |
2 | Свойства полезных ископаемых | 1 | 1 | 2 |
3. | Почва, ее значение. | 1 | - | 1 |
XII | Природа и здоровье человека | 21 | 11 | 32 |
1 | Понятие здоровья человека. | 1 | 1 | 2 |
2 | Природные источники здоровья человека | 1 | 1 | 2 |
3 | Лес как источник здоровья человека | 1 | 1 | 2 |
4 | Значение минералов в жизни человека | 2 | 1 | 3 |
5 | Солнце как валеологический фактор | 1 | 1 | 2 |
6 | Воздух как валеологический фактор | 1 | 1 | 2 |
7 | Вода как валеологический фактор | 1 | 1 | 2 |
8 | Питание и здоровье человека. Основы здорового питания | 3 | 1 | 4 |
9 | Восприятие окружающего мира органами чувств человека | 5 | 1 | 6 |
10 | Природа в живописи, поэзии и музыке | 1 | 1 | 2 |
11 | Природа и творчество | 4 | 1 | 5 |
| Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Всего | 69 | 75 | 144 |
Вводное занятие
Теория. Задачи и план работы объединения по интересам на год. Правила поведения во время занятий. Материалы и оборудование, необходимые для занятий. Правила безопасности труда.
I. Я – школьник
1. Права и обязанности школьника.
Теория. Знакомство с правами и обязанностями школьника.
2. Режим дня школьника.
Теория. Значение режима дня в жизни школьника.
Практика. Составление режима дня школьника.
3. Правила в моей жизни.
Теория. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми.
4. Правила поведения в общественных местах
Теория. Правила поведения на улице, в транспорте, библиотеке и других общественных местах.
5. Как выбрать место для игр и прогулок
Теория. Безопасные места для игр и отдыха.
6. Правила пожарной безопасности
Теория. Причины возникновения пожара. Правила пожарной безопасности в доме, в квартире, при пользовании бытовых приборов.
6. Я и моя семья.
Теория. Представление о семье. Отношения членов семьи друг к другу.
Практика. Сюжетно-ролевая игра «День рождения моей мамы»
II. Что такое природа?
1. Времена года.
Теория. Знакомство с месяцами пор года. Сезонные изменения в природе.
Практика. Изображение времен года в рисунках.
2. Календарь природы.
Теория. Знакомство с календарем природы.
Практика. Составление календаря наблюдений за природой.
3. Предсказывание погоды по народным приметам.
Теория. Изучение народных примет о погоде.
III. Какая бывает природа
1. Живая и неживая природа.
Теория. Объекты живой и неживой природы. Отличительные признаки живой и неживой природы.
2. Значение Солнца для Земли.
Теория. Солнце – ближайшая к нам звезда. Зависимость жизни на Земле от Солнца.
3. Вода, ее признаки и свойства.
Теория. Агрегатные состояния воды. Без воды погибнет вся жизнь.
Практика. Исследование элементарных свойств воды (жидкая, текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха, растворитель)
IV. Как влияет человек на природу?
1. Охрана природных богатств. Красная книга.
Теория. Знакомство с Красной книгой Беларуси.
2. Правила поведения в природе.
Теория. Влияние человека на окружающую среду.
Практика. Составление правил поведения в природе.
3. Редкие растения Республики Беларусь.
Теория. Изучение редких растений Беларуси.
Практика. Подбор материала о редких растениях. Оформление альбома.
4. Редкие животные Республики Беларусь.
Теория. Изучение редких животных Беларуси. Викторина «Знатоки природы».
Практика. Составление справочника о редких животных.
V. Многообразие растительного мира
1. Разнообразие растений на Земле.
Теория. Общие сведения о растительном мире. Разнообразие растений на Земле.
Практика. Познавательная игра ”Счастливый случай“. Игры: ”Деревья, травы и кусты“, ”Природа в моей жизни“.
2. Растительный мир Беларуси.
Теория. Многообразие растительного мира Беларуси. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие деревья, кустарники и травы.
Практика. Викторина, задания и загадки ”Мир растений Беларуси“.
Игра: ”Чив,чив, воробей“.
3. Растения сада.
Теория. Плодово – ягодные растения сада, их многообразие и значение для человека. Биологические особенности плодово-ягодных растений. Агротехника выращивания плодово-ягодных растений.
Практика. Игра-путешествие ”Фруктово-ягодный микс“.
Игры: ”Узнай по вкусу или запаху“, ”Cадоводческий центр“.
4. Растения огорода.
Теория. Разнообразие овощных культур, их значение для человека. Агротехника выращивания овощных культур, особенности их размножения. Редкие и малораспространенные овощные культуры.
Практика. Лабораторная работа ”Определение крахмала в клубнях картофеля“. Игра ”Семена“. Инсценировка ”Разговор овощных культур на огороде“.
5. Растения водоёмов.
Теория. Прибрежные и водные растения. Биологические особенности растений водоемов.
Практика. Экологическая прогулка к водоему. Игры: ”Поле чудес“, ”Загадки о растениях“.
6. Растения леса. Деревья.
Теория. Многообразие растительности леса. Жизненные формы: деревья, кустарники, кустарнички и полукустарнички.
Практика. Игры: ”С какой ветки детки“, ”Чудесный мешочек“, ”Знакомство с деревом“. Упражнение ”Человечек из коры“.
7. Растения леса. Травы.
Теория. Многообразие травянистых растений леса. Целебные свойства лесных трав. Способы использования, заготовки и хранение трав.
Практика. Игра ”Что изменилось“.
8. Лесные ягоды.
Теория. Разнообразие ягодных растений леса. Целебные свойства лесных ягодных растений. Способы использования, заготовки и переработки ягод.
Практика. Составление таблицы «Съедобные и ядовитые ягоды»
9. Растения луга.
Теория. Разнообразие луговых трав, их биологические особенности. Суходольные, пойменные, низинные луга.
Практика. Игра - путешествие: ”По лугу с лупой“. Игра ”Собери букет“.
Растения поля.
Теория. Основные группы сельскохозяйственных полевых культур. Биологические особенности сельскохозяйственных полевых культур, их значение для человека. Севооборот полевых культур.
Практика. Игры: ”Что изменилось“, ”Собери букет“.
Комнатные растения.
Теория Эколого-биологические особенности комнатных растений. Группы комнатных растений. Размножение и уход за комнатными растениями.
Практика. Игры: ”Мир комнатных растений“, ”Цветочный магазин“, ”Я знаю“.
Тренинг ”Сад запахов“.
Лекарственные растения.
Теория. Группы лекарственных растений. Знакомство с лекарственными свойствами комнатных, овощных, цветочно-декоративных, лесных растений. Фитотерапия в жизни человека. Легенды и предания о лекарственных растениях.
Практика. Правила приготовления целебных отваров, настоев и фито-чаев. Игра ”Аптекарский огород“. Тренинг ”Сад запахов“.
Ядовитые растения.
Теория. Основные отличительные признаки ядовитых растений.
Практика. Составления правил поведения при встрече с ядовитыми растениями. Игра «Загадаю - отгадай», «Выбери нужное»
Красная книга Республики Беларусь.
Теория. Редкие и исчезающие растения Беларуси. Охраняемые растения Беларуси, их распространение.
Практика. Ролевая игра ”По страницам Красной книги. Растения“.
15. Обобщающее занятие.
Игра ”Растительный мир Беларуси“.
VI. Царство грибов
1. Съедобные грибы.
Теория. Время роста грибов, места поиска. Правила сбора грибов.
2. Несъедобные грибы.
Теория. Опасность сбора несъедобных грибов. Признаки отравления.
3. Правила сбора грибов
Практика. Составление плана сбора грибов.
VII. Многообразие животного мир
1. Разнообразие животных на Земле.
Теория. Разнообразие животных на Земле, основные признаки животных. Основные группы животных. Приспособления животных к сезонным изменениям в природе.
Практика. Игры: ”Подбери клюв“, ”Мир кролика и мир муравья“, ”Внуки Карла Линнея“, ”Что я за зверь“, ”Меня зовут…“, ”Лягушка“, ”Узнай по голосу“, ”Ласточки и мошки“, ”Доскажи словечко“, ”Паутина питания“, ”Кто здесь живёт“, ”Невероятные превращения“, ”Слово рассыпалось“.
Акция ”Поможем птицам зимой“. Изготовление кормушек, подкормка птиц.
2. Фауна Республики Беларусь.
Теория. Разнообразие фауны Беларуси. Кормовые ресурсы, приспособляемость животных к различным средам обитания. Использование животного мира человеком. Причины и последствия антропогенного воздействия на фауну.
Практика. Интерактивная игра ”Что у нас общего?“.
Игра-путешествие ”Живая природа“.
Игра-турнир ”Своя игра“.
3. Животные леса.
Практика. Особенности леса как среды обитания животных. Разнообразие животных леса, их значение.
Теория. Игра-путешествие ”Животные леса“.
4. Животные луга.
Теория. Особенности луга как среды обитания животных. Разнообразие животных луга, их значение.
Практика. Дидактическая игра ”Зоологическое лото“.
5. Животные водоёмов.
Теория. Особенности водоёма как среды обитания. Обитатели водоемов.
Практика. Игра-беседа ”Жизнь в водоёме“.
6. Обитатели аквариумов.
Теория. Аквариум как искусственно созданная среда обитания. Видовое разнообразие обитателей аквариумов. Особенности ухода и содержания наиболее распространённых обитателей аквариума.
Практика. Деловая игра ”Будущий аквариумист“.
7. Домашние животные.
Теория. Животные домашние и сельскохозяйственные. Их значение для человека. Дикие предки домашних животных. История одомашнивания.
Практика. Игра-викторина ”Заешь ли ты домашних животных?“.
Викторина ”Загадки о животных“.
Игра ”Дикие и домашние животные“.
8. Обитатели уголков живой природы.
Теория. Видовое разнообразие животных уголка живой природы. Особенности ухода и содержания наиболее распространённых обитателей уголка живой природы. Экскурсия в уголок живой природы.
Практика. Игры: ”Найди своего детеныша“, ”Ноев ковчег“, ”Кто я?“, ”Зоологический балет“, ”Контакты с животными“, ”Ежик“, ”«Сова и ловцы“, ”Змейка“, ”Как сороконожка ходит“, ”Летит“, ”Королевский пингвин“, ”Найди пару“, ”Журавли, журавли“, ”Птица без гнезда“, ”Стая“, ”Такие разные животные“, ”Лесничий“, ”Повтори-ка“.
9. Забота детей о своих детенышах.
Практика. Моделирование пищевых связей с участием зверей. Дидактические игры «Визитка», «Кто? Какой? Что делает?», «Выбери нужное», «Добавь словечко».
10. Обобщающее занятие по теме
Практика. Обобщающая игра ”Животный мир Беларуси“.
11. Экскурсия в природу ”Весенние явления в природе“.
Фенологические наблюдения в природе в весенний период. Восприятие
окружающего мира с помощью различных органов чувств.
VIII. Птицы
1. Домашние птицы.
Теория. Польза домашних птиц.
2. Уход за домашними птицами.
Теория. Как ухаживать за домашними птицами.
Практика. Выполнение рисунков, составление рассказов о птицах.
3. Дикие птицы и их разнообразие.
Теория. Значение птиц в природе. Помощь птицам зимой.
Практика. Изготовление макетов кормушек для птиц.
IX. Реки и озера Республики Беларусь
1. Реки Республики Беларусь.
Теория. Крупнейшие реки Беларуси.
Практика. Схематическое изображение реки (исток, русло, устье, притоки).
2. Озера Республики Беларусь.
Теория. Значение водоемов в жизни человека. Самые большие озера РБ, разнообразие их подводного мира.
Практика. Экскурсия к озеру.
3. Подводные обитатели.
Теория. Разновидности подводных обитателей рек и озер.
Практика. Аппликация «Подводный мир».
4. Птицы водоемов.
Теория. Разнообразие птиц водоемов.
Практика. Фотоэтюд «Лебедь на нашем озере».
X. Карты и планы
1. Что такое карта? Вид карты.
Теория. Появление карт в жизни людей. Виды и содержание современных карт. Ориентирование на местности.
Практика. Работа с картой.
2. План местности.
Теория. Масштаб. Условные знаки плана местности. Применение плана местности в жизни.
Практика. Составление плана школьного участка. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
3. Глобус.
Теория. Глобус – модель Земли. Формирование понятий «модель», «глобус». Масштаб. Географические объекты и линии, которые дают более точное представление о Земле. Введение понятий «экватор», «параллели», «меридианы», «океан», «материк». Части света. О чем может рассказать глобус?
XI. Загадочный мир веществ
1. Полезные ископаемые.
Теория. Полезные ископаемые в природе и их роль в нашей жизни.
2. Свойства полезных ископаемых.
Теория. Добыча и использование полезных ископаемых.
Практика. Составление таблицы «Свойства полезных ископаемых»
3. Почва, ее значение.
Практика. Состав почвы.
XII Природа и здоровье человека
1. Понятие здоровья человека.
Теория. Значение здорового образа в жизни человека. Физическое и психическое здоровье. Определение здоровья, понятия ”здоровый образ жизни“ и ”вредные привычки“.
Практика. Упражнения, игры, тесты, инсценировки: ”Здравствуйте!“, ”Здоровый образ жизни“, ”Что такое здоровье?“, ”Десять заповедей“, ”Для чего мне нужно здоровье?“, ”Рекомендую!“, ”Комплименты.
2. Природные источники здоровья человека.
Теория. Валеологический потенциал природы: растения, животные, климат.
Практика. Упражнения и игры: ”Угадай и убегай“, ”От чего зависит здоровье“, ”Путь к здоровью“, ”Пожелание“.
Конкурс подвижных игр.
3. Лес как источник здоровья человека.
Теория. Лес – ”лёгкие“ Земли и колыбель рек. Значение отдельных частей растительного сообщества леса. Эстетическое значение леса.
Практика. Игры: ”Стань деревом“, ”Зеленые разведчики“, ”Лесная прогулка“.
4. Значение минералов в жизни человека.
Теория. Минералы, их многообразие. Минералолечение. Грязелечение. Лечение глиной. Лечение металлами. Легенды и предания о минералах и металлах. Значение поваренной соли для человека.
Практика. Ролевая игра ”Мы соседи по планете“.
Игра ”Жизнь камней“.
5. Солнце как валеологический фактор.
Теория. Солнце как источник жизни на Земле. Значение и польза солнечного света для состояния здоровья человека. Правила загара. Польза и вред загара. Профилактика и оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе и ожогах.
Практика. Игра-путешествие ”Вслед за солнышком“.
Физкультминутка ”Солнышко“.
6. Воздух как валеологический фактор.
Теория. Воздух как компонент природы.. Чистый воздух – залог здоровья человека. Факторы, влияющие на чистоту воздуха. Охрана чистоты воздуха – охрана здоровья. Лишайники как природные индикаторы чистоты воздуха.
Практика: ”Определение чистоты воздуха по лишайникам“, ”Определение степени запыленности воздуха в кабинете и в различных местах прилегающей к учреждению образования территории“.
7. Вода как валеологический фактор.
Теория. Вода как компонент природы. Вода и здоровье. Закаливающий эффект воды. Правила закаливания. Экономия воды в быту.
Практика. Роль человека в превращении чистой воды в отходы.
8. Питание и здоровье. Основы здорового питания.
Теория. Необходимость ответственного отношения к питанию. Связь между питанием и здоровьем. Значение продуктов питания для здоровья человека. Азбука питания. Витамины. Правила гигиены и этикета за столом.
Практика. Упражнения и игры: ”Цепочка здоровья“, ”Угадай напиток“, ”Найди пару“, ”Исключи лишнее“, ”Магазин“, ”Яблоко“, ”Угадай и убегай“, ”Рассыпанные пословицы“, ”Узнай растение по портрету“.
9. Восприятие окружающего мира органами чувств человека.
Теория. Значение органов чувств, функционирование. Гигиена органов чувств, их защита, тренировка.
Упражнения и игры: ”Мешочек запахов“, ”Тайна вкуса“, ”Видеть руками“, ”Найди пару“, ”Пчелиная королева“, ”Живая картина“, ”Фотограф“, ”Исключи глаза и нос“.
Практическая работа ”Определение освещенности помещении“, упражнения для тренировки зрения.
10. Природа в живописи, поэзии и музыке.
Теория. Эстетическая ценность природы. Музыка как средство духовного развития человека. Природа в стихах, прозе, живописи, художественных фотографиях.
Практика. Упражнения по тренировке воображения: ”Музыкальные картинки“, ”Сказка из десяти слов“.
Прослушивание музыки с последующим художественным отображением в рассказах и рисунках на тему музыкального произведения.
Чтение стихов о природе.
Демонстрация фотографий, слайдов, репродукций с пейзажами, обсуждение.
11. Природа и творчество.
Теория. Природные материалы как средство развития творческих способностей личности. Соломка - вид народного ремесла. Флористика и бумагопластика - современные направления декоративно-прикладного искусства. Изготовление работ из природного материала.
Практика. Конкурс - выставка работ из природного материала.
Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов работы за год.
Учебно-тематический план 2-го года
№ п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Всего часов |
| Вводное занятие | 1 | - | 1 |
1. | Права и обязанности участника объединения | 1 | 1 | 2 |
2. | Голубая планета Земля | 5 | - | 5 |
3. | Вода и жизнь. Свойства воды | 1 | 1 | 2 |
4. | Вода – ценный дар природы. | 1 | - | 1 |
5. | Вода и здоровье человека | 1 | 1 | 2 |
6. | Жизнь в лесу | 8 | 4 | 12 |
7. | Многообразие животных и растений | 7 | 2 | 9 |
8. | Место человека в природе | 5 | 1 | 6 |
9. | Планете имя-океан | 10 | 2 | 12 |
10. | Человек изменяет Землю | 4 | 7 | 11 |
11. | Проблемы экологии | 4 | 3 | 7 |
12. | Основные экологические термины и понятия | 3 | 2 | 5 |
13. | Состояние экологии в Беларуси | 1 | 3 | 4 |
14. | Проблемы природопользования в Беларуси. Природные ресурсы как источники энергии | 3 | 2 | 5 |
15. | Человеческий организм | 16 | 5 | 21 |
16. | Понятие о культуре здорового образа жизни | 4 | - | 4 |
17. | Красивые зубки | 4 | 1 | 5 |
18. | Правильное питание | 5 | 2 | 7 |
19. | Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья. | 6 | 3 | 9 |
20. | Гигиена моего дома | 8 | 4 | 12 |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
| Всего | 99 | 45 | 144 |
Содержание
Вводное занятие
Теория. Задачи и план работы объединения по интересам на год. Правила поведения во время занятий. Материалы и оборудование, необходимые для занятий. Правила безопасности труда.
1. Права и обязанности участника объединения
Теория. Разработка устава и законов детского объединения.
Практика. Тренинги: «Экологическая этика», «Учимся формулировать законы».
2. Голубая планета Земля
Теория. Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.
3. Вода и жизнь. Свойства воды
Теория. Роль воды в жизни человека.
Практика. Работа по исследованию элементарных свойств воды (жидкая, текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха, растворитель)
4. Вода – ценный дар природы.
Теория. Источники загрязнения воды и меры по ее охране. Значение воды для растений, животных, человека.
5. Вода и здоровье человека.
Теория. Эвристическая беседа «Любую ли воду можно пить». Практика. Составление коллективного рисунка «Полезные напитки».
6. Жизнь в лесу
Теория. Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.
Практика. Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.
7. Многообразие животных и растений
Теория. Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники Беларуси. Лесная аптека. Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями.
Практика. Уход за растениями в уголке природы. Пересадка комнатных растений в уголке природы.
8. Место человека в природе
Теория. Природа- колыбель человечества. Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом. Будущее человека, может ли человек выжить без природы. Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы. Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество.
Практика. Составление биологической цепочки.
9. Планете имя – океан
Теория. Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды? Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы.
Практика. Просмотр видеофильмов: «Живые обитатели морских глубин», «Акулы».
10. Человек изменяет Землю
Теория. Масштабы влияния человека на земную кору. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле.
Практика. Подготовка сценки о вреде сжигания мусора в осенне - весенний период.
11. Проблемы экологии
Теория. Проблема заболоченности территории. Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их постоянного обитания. Проблема загрязнения Мирового океана, водоёмов, суши и уменьшение пресной воды. Проблема уменьшения запасов невозобновляемых сырьевых и энергетических ресурсов. Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции.
Практика. Уборка мусора со стихийных свалок.
12. Основные экологические термины и понятия
Теория. Термин «экология», предложенный зоологом Э. Геккелем. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений. Знакомство с литературой экологического направления.
Практика. Составление и оформление словаря юного эколога.
13. Состояние экологии в Беларуси
Теория. Состояние экологии в Беларуси в отличие от капиталистических стран. Природоохранная деятельность.
Практика. Подготовка и выступление ребят с докладами о проблемах экологии в Беларуси.
Проблемы природопользования в Беларуси. Природные ресурсы как источники энергии.
Теория. Понятие ”природные ресурсы“. Природные ресурсы как источники энергии. Экологическая классификация природных ресурсов. Проблемы природопользования в Беларуси.
Практика. Игра ”Экологический серпантин“.
Практическая работа: ”Черное и белое“.
Человеческий организм
Теория. Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (никотин, алкоголь).
Практика. Оказание помощи пострадавшему (измерение температуры тела, перебинтовывание кистей и пальцев рук, головы, полоскание горла минеральной водой, искусственное дыхание).
Понятие о культуре здорового образа жизни.
Теория. Здоровье. Показатели здоровья. Факторы здоровья человека. Составляющие здорового образа жизни. Факторы риска заболеваний. Культура здорового образа жизни. Здоровый образ жизни. Формирование здорового образа жизни.
17. Красивые зубки.
Теория. Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили. Строение зубов. Как уберечь зубы. Здоровые зубы - здоровый организм. Профилактика заболеваний десен.
Практика. Как правильно чистить зубы.
18. . Правильное питание.
Теория. Пища и ее значение для организма. Удивительное превращение пирожка. Самые полезные продукты.. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. Профилактика заболеваний пищеварительных органов.
Практика. Составление меню «Правильное питание». Практикум «Приготовим салат вместе»
Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
Теория. Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.
Практика. Конкурс сочинений, конкурс подвижных игр
Гигиена моего дома.
Теория. Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход.. Практика. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? Моделирование и демонстрация одежды.
Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов работы за год.
Ожидаемый результат 1-го года обучения
По окончанию первого года обучения учащиеся должны:
знать:
- наиболее типичных представителей животного мира Беларуси;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- о роли Солнца как источнике жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять экологически сообразные правила поведения в природе;
- применять теоретические знания по общению с живыми организмами в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
- применять знания ЗОЖ;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
Ожидаемый результат 2-го года обучения
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
знать:
- основные экологические термины и понятия;
- основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
- способы решения экологических проблем;
уметь:
- манипулировать основными экологическими терминами и понятиями;
- выступать с сообщением или докладом перед аудиторией;
- оценивать и прогнозировать состояние и охрану природного окружения;
- применять на практике полученные знания и умения;
- осуществлять уход за комнатными растениями;
- самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
- самостоятельно ухаживать за домашними животными;
- убеждать и отстаивать свою точку зрения;
- самостоятельно работать с детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой;
- определиться в выборе дальнейшего курса обучения.
Формы и методы реализации программы
Основными формами работы с детьми являются: учебное занятие, экспедиция, моделирование, опыт, эксперимент, практическая работа, конкурсная программа.
Методика выполнения программы включает в себя такие методы обучения, как: методы слова, методы наглядности, методы упражнения, метод проектно-исследовательской деятельности, метод практической деятельности.
Результатом творческой работы объединения по интересам «Голубая планета» становятся доклады, организация и проведение конкурсов, природоохранная деятельность.
Методами контроля являются: беседа, наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, выполнение заданий по пройденному материалу.
Литература
1. Банько Л.А., Каминская О.В. программа объединения по интересам экологических знаний «Экология и жизнь».
2. Зеленые страницы: Кн. для учащихся нач.кл./ А. А. Плешаков. -8-е изд.- М. : Просвещение, 2006. – 223 с.
3.Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995.
4.Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.-256 с.-(мастерская учителя).
5. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. -96 с.
6.Увлекательная внеклассная работа в начальных классах /Н, Ф, Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314, [ 1 ] c/ - (с нашим классным – жизнь прекрасна!).
7.Учебное пособие. Экология: учебное пособие/ А.В. Тотай [и др.]; под общ.ред. А. В. Тотая. - М.: Издательство Юрайт, 2011.
Экология. Одум Ю. М.: Мир, 1986. Т.1,2.
8.Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
9.Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология.; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 1999 .