Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 509
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ № 509 Протокол от ______________ № ______ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ № 509 от ______________ № ______ ___________________М.Г. Зверева |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Обучение плаванию»
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель: педагог дополнительного образования
Фигон Яана Юрьевна
Санкт-Петербург
2016-2017год
Пояснительная записка:
Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста «Обучение плаванию», является программой физкультурно-оздоровительной направленности.
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощным фактором, повышающим адаптационные возможности организма, расширяющие функциональные резервы. Достижение должного уровня физической активности детей 6-7 лет средствами плавания будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Актуальность данной программы заключается в привлечении занимающихся к регулярным занятиям в бассейне, в помощи преодоления страха нахождения в воде, подготовки занимающихся к обучению плаванию основными спортивными стилями в большом бассейне.
Практика физического воспитания в России свидетельствует о том, что большое количество детей различного возраста не умеют плавать. В настоящее время как в теории, так и в практике преобладают концепции первоначального обучения в условиях мелкого (неглубокого) закрытого плавательного бассейна. Данная программа разработана для занятий детей, на будущий год поступающих в первый класс и детей, которые пошли в первый класс в этом году, Она должна способствовать повышению уровня физической подготовки учащихся в начальной школы, адаптации к школьным нагрузкам и образованию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится комфортно себя чувствовать в воде, тем выше будут его результаты в будущем. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое, психологическое и социальное развитие ребёнка. Важно обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных возможностях бассейна. Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность, прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей. Регулярные занятия плаванием совершенствуют механизм терморегуляции, повышают иммунологическое свойства, улучшают адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Во время занятий плаванием детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Умение плавать часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребёнка.
Педагогическая целесообразность данной программы заключает в себе использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально. Развивать личностные качества, способствовать формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, друг к другу, развивать познавательную сферу, и способствовать повышению двигательной активности детей. А так же сформировать знания и умения выполнять простые плавательные упражнения в воде. Обучить основам спортивных техник плавания. А так же расширить имеющиеся у учащихся двигательные навыки.
Программа модифицированная, составленная на основе:
- Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006 г. - Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
И создана на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05. 03. 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов «Школа России» (научный руководитель А. А. Плешаков), М.: Просвещение, 2009 г.
Новизна программы заключается в том, что в ней прослеживается комплексный подход, при котором ребенок начинает комфортно чувствовать себя в воде, осознает и регулирует свои действия, готовится к переходу в спортивный бассейн. А также создаются условия оздоровления всех систем его организма.
Цель и задачи программы
Цель программы – обучить занимающихся основам техник спортивного плавания.
В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка.
Образовательные задачи:
- Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде;
- Расширить способности координации движений, объединять их с дыханием;
- Обучить детей основам техники плавания кролем на спине и кролем на груди.
Оздоровительные задачи:
- Способствовать укреплению костно-мышечного и связочного аппарата;
- Содействовать увеличению ЖЕЛ;
- Способствовать нормализации обмена веществ.
Воспитательные задачи:
- Содействовать формированию мотивации к занятиям плаванием;
- Формировать морально-волевые качества;
- Формировать умение рационально распределять время.
3. Отличительные особенности программы:
Программой предусматривается практический курс занятий, для развития специальных физических качеств необходимых для реализации цели программы. Основная форма организации занятий плаванием является тренировка. Тренировка проводятся, с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач занятия, уровня физической подготовки занимающихся.
В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи, а также
формировать устойчивый интерес, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни.
Процесс обучения плаванию условно делится на три этапа:
Ознакомление со свойствами воды.
Формирование предварительного представления о техники плавания, разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом
Совершенствование техники плавания
Программа реализуется за 30 учебных часов, с периодичностью 1 тренировка в неделю.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Программа рассчитана на детей 6-7 лет, а это самый благоприятный период для начала занятий плаванием. Дети уже в состоянии понимать, что хочет от них преподаватель, способны внимательно слушать до 30 минут и правильно выполнять указания. Без этого невозможно добиться результата. В плавании есть такое понятие как "чувство воды" - оно обеспечивается барорецепторами кожи и проприорецепторами мышц и в возрасте 6-7 лет ребенок уже может адекватно реагировать на сигналы, посылаемые этими рецепторами в ЦНС. До этого возраста ребенок чувствует давление воды на тело, ее движение и сопротивление, но не может сопоставить эти ощущения с тем что надо делать для улучшения своей плавучести.
Набор детей свободный. Режим занятий 1 занятие в неделю, 30 занятий в год.
К концу обучения дети должны:
Знать:
- Свойства водной среды;
- Правила поведения в душевых, в раздевалках и на воде;
- Основы техники плавания кролем на спине и на груди.
Уметь:
- Входить в воду;
- Сочетать дыхание и упражнение;
- Скользить на груди, на спине;
- Выполнять упражнения в воде (поплавок, звездочка, медуза, торпеда и др.);
- Плавать с подвижной опорой на груди, на спине;
- Плавать произвольным способом;
- Плавать кролем на спине.
Способы проверки результатов:
- Наблюдения;
- Контрольные упражнения.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы будет открытое занятие.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Основной ожидаемый результат - улучшение физических показателей.
В ходе обучения оценивается динамика развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме того, контроль позволяет оценивать эффективность организации всего учебно-тренировочного процесса и своевременно вносить необходимые коррективы. Диагностика проводится в форме контрольных упражнений, бесед.
К концу обучения обучающиеся должны:
знать и иметь представления:
физические свойства воды (плотность, упругость, температура);
меры безопасности на воде, в раздевалках, душевых (охрана труда);
технику работы ног и рук при способах плавания кролем на груди и кролем на спине;
должны уметь:
контролировать в процессе занятий свое телоположение, осанку;
соблюдать правила безопасности и принципы оздоровительной тренировки;
использовать современный спортивный инвентарь и оборудование;
осуществлять наблюдение за своим развитием и индивидуальной физической подготовленностью;
Способы определения результативности
Способы проверки достижения результатов осуществляется с помощью
следующих методов контроля: тестов, определяющих уровень развития и динамику двигательных качеств в течении определенного времени, методов наблюдения за деятельностью, методов устного опроса для определения уровня теоретических знаний, методов контрольных испытаний по овладению занимающимися двигательными навыками (техникой движений).
Формы подведения итогов освоения программы проводятся в виде открытого урока
Учебно-тематический план:
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Теоретические занятия | 1 | 1 | - |
| Вводное занятие. Правила поведения в бассейне. | 1 | 1 | - |
2 | Практические занятия | 28 | - | 28 |
| Упражнения на освоение с водой, скольжение, дыхание. Специальные упражнения на изучение техники плавания. Игры в воде. | 28 | 28 | - |
3 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Итого: | 30 | 29 | 1 |
Содержание программы:
1.Теоретические знания
Теория: Инструктаж учащихся по ТБ, правила поведение в бассейне, в раздевалках, душевых, оказание мед помощи и т.д. Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях плаванием. Последовательность действий при спасении тонущих, первая доврачебная помощь при травмах и несчастных случаях.
2. Практические занятия
Практика: Курс обучения разбит на два этапа, основной задачей каждого из которых является:
В программу по плаванию входят следующие типы:
Вхождение в воду: по трапу бассейна лицом к ступеням и соскоком вниз ногами с бортика бассейна.
Передвижение по дну бассейна: ходьба, бег, прыжки вверх и вперёд с гребковыми движениями рук.
Упражнения на всплывание и лежание на груди: “Поплавок”, “Звезда”, “Медуза”, “Стрела”.
Кроль на груди: движения ногами, руками, согласование движений руками и дыхания, скольжения на груди с последующим подключением ног, рук и дыхания; повороты.
Кроль на спине: скольжение руки вдоль туловища, с подключением работы ногами и гребка одной рукой; с гребком, выполняемым одновременно правой и левой рукой; с попеременным выполнением гребка правой и левой рукой; согласование движений рук, ног и дыхания.
Прыжки в воду: в длину, в глубину, обыкновенные с бортика; сильный толчок руками; правильный сгиб ног в коленных суставах при входе в воду; малое разведение ног при входе в воду; неглубокий вход в воду.
Урок состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
3. Итоговое занятие
Практика: Открытое занятие.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Тема или раздел программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Теоретические занятия | Групповое занятия. Беседа, рассказ | спортивный зал; | Устный опрос, педагогический контроль |
2 | Практические занятия | Групповое, индивидуальные Спортивные игры, эстафеты, физические тренировочные упражнения, показ педагогом приемов | Малая чаша плавательного бассейна, мячи, доски для плавания, мелкие тонущие игрушки, обручи, секундомер, свисток. | Подвижные игры, нормативы, тестирование двигательной активности, техника движений. |
4. | Итоговое занятие | Открытое занятие. | Малая чаша плавательного бассейна | Тестирование. |
Список используемой литературы
1. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
2. Викулов А.Д. Плавание. – М.: Владос-пресс, 2003.
3. Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт. 1983.
4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд-во ВЛАДО-ПРЕСС, 2003.
5. Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: Игровой метод обучения. – М.: Олимпия Пресс; Донецк: Пространство, 2006.
6. Кофмана. Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры - М. 2000.6. Плавание. Методические рекомендации (учебная программа) для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. А.В. Козлова. – М., 1993.
7. Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений. – Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов.
8. Листов.О.П. Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. 2001.
9. Лях В.И.: Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 5-7 классы. - М.: Просвещение, 2012
10. Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт. 1983.
11. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд-во ВЛАДО-ПРЕСС, 2003.
12. Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: Игровой метод обучения. – М.: Олимпия Пресс; Донецк: Пространство, 2006.7. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / А.А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов. – М.: Советский спорт, 2008.
13. Плавание. Методические рекомендации (учебная программа) для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. А.В. Козлова. – М., 1993.
14. http://www.edu.ru/
15. http://nsportal.ru/
16. http://1сентября.рф