СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ОДОД "Баскетбол"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа дополнительного образования детей «Баскетбол» составлена на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных секций школы по подготовке учащихся к соревнованиям, а также стремлению учащихся к овладению спортивной игрой и физическому совершенствованию через здоровый образ жизни.

Направленность: физкультурно-спортивная.

Актуальность: потребностям современных детей и их родителей - это решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время и эффективное решение актуальных проблем для укрепления здоровья и повышения работоспособности организма в соответствии социальному заказу общества.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре баскетбол. Технические приёмы, тактические действия и собственно, игра баскетбол, таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развитие физических способностей школьников. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитании чувства коллективизма Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности. Программа курса баскетбол для детей 13-16 лет составлена на основе пособия Е.Р. Яхонтова «Юный баскетболист», Москва, «Физкультура и спорт», 2001 г.

Просмотр содержимого документа
«Программа ОДОД "Баскетбол"»

«Рекомендована к использованию» «Утверждаю»

Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 35 Директор ГБОУ СОШ № 35.

Протокол № ….. от «…...» …………… 2015 ………… / Кусок О.А.

Приказ № ….. от «…...» ……… 2015




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 35

с углублённым изучением английского языка

Василеостровского района Санкт – Петербурга






Образовательная программа

отделения дополнительного образования детей

( физкультурно – спортивное направление)

«Баскетбол»




Учителя: Минтий Любовь Александровны


Возраст учащихся: 15-16 лет

Срок реализации программы: 136 часов в год

4 часа в неделю

















Санкт – Петербург

2015 год




1. Пояснительная записка


Образовательная программа дополнительного образования детей «Баскетбол» составлена на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных секций школы по подготовке учащихся к соревнованиям, а также стремлению учащихся к овладению спортивной игрой и физическому совершенствованию через здоровый образ жизни.

Направленность: физкультурно-спортивная.

Актуальность: потребностям современных детей и их родителей - это решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время и эффективное решение актуальных проблем для укрепления здоровья и повышения работоспособности организма в соответствии социальному заказу общества.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре баскетбол. Технические приёмы, тактические действия и собственно, игра баскетбол, таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развитие физических способностей школьников. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитании чувства коллективизма Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности. Программа курса баскетбол для детей 13-16 лет составлена на основе пособия Е.Р. Яхонтова «Юный баскетболист», Москва, «Физкультура и спорт», 2001 г.

Педагогическая целесообразность: совершенствовать умения и навыки спортивной игры, для привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Целью программы «Баскетбол» является укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся; содействие правильному физическому развитию; повышение уровня общей физической подготовленности через обучение основам техники и тактики игры в баскетбол.

Задачи программы:

Обучающие: обучение и совершенствование технических и тактических действиям спортивной игры.

Развивающие: развитие специальных, физических и волевых качеств, укрепление здоровья и повышение работоспособности организма.

Воспитательные: воспитание силы воли, мужества, стойкости, а также чувства патриотизма, товарищества, дружбы и гордости за высокие достижения российских спортсменов.


    1. Условия реализации образовательной программы


Программа «Баскетбол» рассчитана на детей 15-16 лет. Второй год обучения направлен на углубленную тренировку юных спортсменов, прошедших этап начальной спортивной специализации (1 год обучения).

Углубленная тренировка включает в себя специальную подготовку: технико – тактическую, физическую, интегральную в том числе игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям (разыгрывающий, центровой, нападающий).

Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и в не ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Состояние здоровья: отсутствие медицинских противопоказаний.

Срок реализации: 1 год (второй год обучения).

Часы обучения: 136 часов в год - 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы организации деятельности детей: теоретические и практические групповые, индивидуальные.

Методы обучения:

      • словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении (объяснение, рассказ, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д);

      • наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов и эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;

      • практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный;

  • главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений и разучивание упражнений осуществляется двумя способами: в целом и по частям;

  • игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.


2. Тематическое планирование учебно-тренировочных занятий по баскетболу

группы второго года обучения


Наименование разделов и тем

Общее

количество

часов


Теория

Практика

1.

Основы знаний о физической культуре и спорте.

6

6


1.1

Краткий обзор развития баскетбола в гимназии.

2

2


1.2

Контроль физических нагрузок. Самоконтроль в процессе занятий спортом.

1

1


1.3

Соблюдение техники безопасности на занятиях. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

1

1


1.4

Общая характеристика спортивной тренировки. Средства спортивной тренировки.

1

1


1.5

Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена.

Психологическая подготовка в процессе тренировки. Физическая подготовка юного спортсмена.

1

1


2.

Общая физическая подготовка

26


26

2.1

Бег 500, 1000, 1500 метров.

8


8

2.2

Броски набивного мяча сидя, стоя.

8


8

2.3

Прыжки на тумбу и соскоки с неё.

10


10

3.

Основы техники игры в баскетбол

56

6

50

3.1

Ведение мяча, остановки, развороты.

12


12

3.2

Передача мяча на месте и в движении.

12

2

10

3.3

Броски в кольцо с места, в движении, после остановки.

18


16

3.4

Ловля мяча, переводы, финты.

14

12

12

4.

Тактика игры в баскетбол

20

4

16

4.1

Умение удержать саперника и открыться для своего игрока.

8

2

6

4.2

Тактические действия при игре в защите и нападении.

8

2

6

4.3

Тактические действия в игре с «сильным» саперником.

4


4

5.

Специальная физическая подготовка

12


12

5.1

Упражнения для развития прыжковой выносливости.

6


6

5.2

Упражнения для развития скоростных качеств.

6


6

6.

Правила игры и судейства

4

4


6.1

Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания.

4

4


7.

Контрольные игры и соревнования

14

2

12

7.1

Товарищеские игры.

6


6

7.2

Участие в соревнованиях.

6


6

7.3

Разбор проведённых игр.

2

2



Всего

136

22

114


ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Упражнения для развития различных групп мышц:

  • Упражнения для мышц рук и верхнего плечевого пояса;

  • Сгибание и разгибание рук в упоре лежа и в упорах;

  • Подтягивание в висах на высокой и низкой перекладинах;

  • Упражнения с набивными мячами, гимнастическими палками и т.д.

Прыжки:

  • на месте;

  • в длину;

  • вверх;

  • в глубину.

Бег:

  • Гладкий бег на различных отрезках;

  • Бег с ускорениями;

  • Бег со сменой направления

  • Ускорения из различных исходных положений;

  • бег с преодолением препятствий.

Метание:

  • метание мяча на дальность;

  • метание мяча в цель;

  • метание в прыжке;

  • метание выпрыгивая.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА


Упражнения на развитие быстроты.

Рывки с места на короткие отрезки по зрительным сигналам из различных исходных положений.

Стартовые рывки с мячом в соревновании с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом. Бег с остановками с изменением направления. Челночный бег спиной, вперед, правым и левым боком.

Упражнения на развитие специальной выносливости.

Беговые, прыжковые, скоростно-силовые, специальные циклический упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности. Игровые упражнения 2 х 2, 3 х 3.

Упражнения на развитие специфической координации.

Ловля и передача мяча во время ходьбы, бега, прыжков, поворотов, преодоления препятствий.

Ловля мячей, летящих из различных направлений и с различной скоростью.

Соединение бросков из комбинированными упражнениями.

Эстафеты.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ


- техника передвижения в защитной стойке:

  • передвижения в защитной стойке приставными шагами боком, вперед и назад;

  • передвижения в защитной стойке по заданию; передвижения с повторением действий партнера («зеркальное» выполнение);

  • выполнение передвижений с применением комбинаций из изученных передвижений;

  • выполнение других защитных действий до и после перемещения в защитной стойке;

- техника остановки в два шага:

  • изучение техники остановки без мяча: во время ходьбы, во время бега в медленном, затем в среднем и быстром темпе (по прямой и с изменением направления);

  • внезапная остановка по сигналу;

  • остановка после ловли мяча;

  • остановка после ведения мяча.

- техника поворотов:

  • выполнение поворотов, стоя на месте без мяча;

  • то же, но с мячом;

  • выполнение поворотов с мячом, стоя рядом с пассивным защитником;

  • то же, но против активно действующего защитника;

  • выполнение поворотов после ловли, ведения мяча и остановок изученным способом.

- техника передач мяча:

  • передача и ловля мяча, стоя на месте;

  • то же, но с переносом веса тела на впереди стоящую ногу в момент передачи;

  • передача в сторону на месте, с шагом вперед и в сторону выполненной передачи;

  • передача мяча со сменой мест с последующим движением игрока в различные направления;

  • передача мяча стоящим на месте игроком партнеру, двигающемуся навстречу по прямой и под углом; между игроками двигающимся навстречу друг другу; параллельно;

  • передача мяча в движении без сопротивления, затем с пассивным и активным противодействием.

-подготовительные упражнения для совершенствования передачи мяча:

ловля и передача мяча одной рукой (другая за спиной) из-за головы, от плеча, снизу; выполнять у стены или с партнером; из стойки ноги на ширине плеч спиной к стене (партнеру) послать мяч назад двумя руками ударом о пол между ног; выполнять у стены или с партнером. удерживая мяч двумя руками за спиной, наклоном вперед и движением рук назад послать мяч в стену или партнеру;

- передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах:

характерные ошибки при ловле:

    • игроки останавливаются;

    • подпрыгивают, стараясь уменьшить удар мяча о руки;

    • бегут с мячом лишний шаг;

    • не двигаются навстречу мячу, а стараются отойти в сторону от него.

характерные ошибки при ловле:

    • игроки передают мяч не на грудь, а слишком высоко или низко;

    • передают мяч близкому игроку слишком сильно.

- бросок мяча после ведения:

    • базовым элементом на начальном этапе обучения является приведение мяча к плечу после ведения и ловли;

    • двухшаговый ритм разучивается в подготовительной части: прыжки на правую ногу удлиненным шагом, выпрыгивая вверх поочередно на правой и левой ноге, сочетание двух шагов.

- бросок мяча в движении после ловли:

    • базовым элементом является: согласование двухшагового ритма и приведение мяча в исходное положения для броска;

    • если мяч ловить в движении на вытянутые руки, то время приведения мяча и двух шагов будет равным, а руки не будут выполнять размахиваний.

- характерные ошибки при броске в прыжке одной рукой с места:

    • во время броска в прыжке плечи подняты, движения резкие; мышцы, не участвующие в выполнении броска, напряжены, вследствие чего бросок не достигает цели;

    • в и.п. локоть руки, выполняющий бросок, отведен в сторону, в результате чего бросок не достигает цели – мяч летит в сторону от кольца.

- вырывание и выбивание мяча:

базовым элементом является активный поворот туловища для вырывание и короткий удар ребром ладони по мячу сверху вниз или снизу вверх для выбивания мяча;

для разучивания создаются упрощенные условия: нападающий, владеющий мячом, дает возможность защитникам опробовать изучаемые действия и добиться успеха.

- после изучения ведения мяча по прямой и с изменением направления и скорости нужно приступить к ведению мяча с меняющейся высотой

отскока – оно применяется при прохождении вступающего в борьбу за мяч противника:

ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ


Наведение – прием, при котором нападающий может использовать любого из своих партнеров, находящихся в данный момент в статическом положении, как заслон на пути опекающего защитника. Пробегая на большой скорости вплотную мимо партнера, нападающий вынуждает опекуна натолкнуться на этого партнера, либо защитника. Наведение может осуществляться игроками с мячом и без мяча.

Варианты наведения:

а) показано наведение, когда нападающий проходит мимо партнера с ведением мяча;

б) нападающий без мяча выходит между партнером и опекающим его защитником.

Использование финтов при наведении:

а) для трехочкового броска – игрок 4, выполняя наведение на своего центрового 5, вынуждает защитника выйти в область штрафного броска. Тогда игрок 4 быстро отходит на 2-3 шага назад, получает мяч и атакует из-за «трехочковой линии»;

б) для атаки из-под щита – игрок 6, передав мяч крайнему нападающему 7, собирается осуществить наведение вдоль боковой линии. Когда же опекающий защитник 6 собирается ему активно противодействовать и тоже отступает к боковой линии, игрок 6 резко изменяет направление движения, выбегает к щиту и получает мяч для атаки корзины.

Во всех вариантах наведения главное – быстрый пробег вплотную к партнеру, на которого наводят соперника


3. Планируемые результаты от реализации программы


  • знать правила спортивной игры баскетбол;

  • знать основные технические и тактические приемы и действия в игре;

  • уметь правильно применять основные технико-тактические приемы и действия;

  • знать и уметь выполнять индивидуальные и командные действия в нападении и защите (передвигаться в защитной стойке; выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге, ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления, выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках, владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении);

  • уметь выполнять упражнения, для повышения уровня общей физической подготовленности;

  • уметь выполнять приемы самоконтроля и закаливания организма;

  • знать достижения выдающихся спортсменов и историю развития баскетбола в России и за рубежом;

  • участвовать в школьных, районных, городских соревнованиях, турнирах по баскетболу.


4.Формы контроля уровня достижений учащихся

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

ТЕХНИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ


Учебные нормативы

Мальчики

Девочки

Ведение мяча без зрительного контроля

По технике выполнения

Передача мяча в движении в тройках – «восьмерка» с броском в кольцо (5 попыток)

2


2-4

2-4

Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток)

2-4

2-4

Быстрое нападении; перехват мяча; борьба за отскок

По технике выполнения

Участие в соревнованиях

+

+

Заполнение технического протокола на игру

+

+

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ


Контрольные

упражнения

Пол

Показатели

14-15 лет

16-17 лет

Высокий

Выше среднего

Средний

Высокий

Выше среднего

Средний

Бег 20 м (с)

М

3,5

3,6-3,8

3,9-4,1

3,3

3,4-3,7

3,8-4,1

Д

3,7

3,8-4,1

4,2-4,4

3,5

3,6-4,0

4,1-4,3

Челночный бег 10х10 м (с)

М

10,5

11,0

11,5

26.0

27.5

28.2

Д

11,0

11,5

12,0

31.0

31.7

38.2

Прыжок вверх с места (см)

М

46 и выше

41-45

36-41

51 и выше

45-50

41-45

Д

44 и выше

37-43

31-36

48 и выше

42-47

37-42

Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество раз)




22



23

5 штрафных бросков (попаданий)


2

3

10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий)


7

8


Инструкторская и судейская практика

Второй год обучения:

1.Составление комплексов упражнений по специальной физической подготовке. Обучение техническим приемам и тактическим действиям.

2. Судейство на учебных играх. Выполнение обязанностей первого, второго судей и ведение технического отчета.


5.Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса


1. Белорусова В. В. Воспитание в спорте. М: ФиС,1974

2. Буйлин Ю. Ф., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в школе. М: Просвешение,1976

3. Вуден Д. Р. Современный баскетбол. М: ФиС,1987

4. Гомельский А. Я. Тактика баскетбола. М: ФиС,1967

5. Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. М: ФиС,1976

6. Грасис А. Специальные упражнения баскетболиста. М: ФиС,1967

7. Кузнецов В. С., Колодницкий Т. А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М: Владос, 2002

8. Коузи П., Поуэр Ф. Баскетбол, концепции и анализ (перевод с англ.) М: ФиС,1975

9. Кудряшов В., Мирошникова Р. Технические приемы в баскетболе. Минск: «Беларусь»,1967

10. Лях В. И. Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88 №12

11. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. М: ФиС,2000

12. Преображенский И. Н., Хазарянц А. А. Баскетбол в школе. М: Просвещение, 69

13. Программа для детско- юношеских спортивных школ и детско- юношеских школ олимпийского резерва. М: Просвещение, 2004

14. Урок физической культуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 1. М: Советский спорт, 2002

15. Уикс Г. Стратегия баскетбола. М: ФиС,1968

16. Яхонтов Е. Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов. М: ФиС,1975

17. Яхонтов Е. Р. , Генкин З. А. Баскетбол. М: ФиС,1978

18. Яхонтов Е. Р. , Кит Л. С. Индивидуальные упражнения баскетболиста. М: ФиС,1981

19. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско - юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт,2004.

20. 20. Былеева Л. В. Подвижные игры: учеб. пособие для ин-тов физич. культуры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. — М., 1

6. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Помещение спортзала;

  2. Баскетбольные мячи – 20 шт;

  3. Баскетбольный щит – 4 шт;

  4. Набивные мячи – 10 шт;


9