«Рекомендована к использованию» «Утверждаю»
Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 35 Директор ГБОУ СОШ № 35.
Протокол № ….. от «…...» …………… 2015 ………… / Кусок О.А.
Приказ № ….. от «…...» ……… 2015
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
с углублённым изучением английского языка
Василеостровского района Санкт – Петербурга
Образовательная программа
отделения дополнительного образования детей
( физкультурно – спортивное направление)
«Баскетбол»
Учителя: Минтий Любовь Александровны
Возраст учащихся: 15-16 лет
Срок реализации программы: 136 часов в год
4 часа в неделю
Санкт – Петербург
2015 год
1. Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей «Баскетбол» составлена на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных секций школы по подготовке учащихся к соревнованиям, а также стремлению учащихся к овладению спортивной игрой и физическому совершенствованию через здоровый образ жизни.
Направленность: физкультурно-спортивная.
Актуальность: потребностям современных детей и их родителей - это решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время и эффективное решение актуальных проблем для укрепления здоровья и повышения работоспособности организма в соответствии социальному заказу общества.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре баскетбол. Технические приёмы, тактические действия и собственно, игра баскетбол, таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развитие физических способностей школьников. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитании чувства коллективизма Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности. Программа курса баскетбол для детей 13-16 лет составлена на основе пособия Е.Р. Яхонтова «Юный баскетболист», Москва, «Физкультура и спорт», 2001 г.
Педагогическая целесообразность: совершенствовать умения и навыки спортивной игры, для привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Целью программы «Баскетбол» является укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся; содействие правильному физическому развитию; повышение уровня общей физической подготовленности через обучение основам техники и тактики игры в баскетбол.
Задачи программы:
Обучающие: обучение и совершенствование технических и тактических действиям спортивной игры.
Развивающие: развитие специальных, физических и волевых качеств, укрепление здоровья и повышение работоспособности организма.
Воспитательные: воспитание силы воли, мужества, стойкости, а также чувства патриотизма, товарищества, дружбы и гордости за высокие достижения российских спортсменов.
Условия реализации образовательной программы
Программа «Баскетбол» рассчитана на детей 15-16 лет. Второй год обучения направлен на углубленную тренировку юных спортсменов, прошедших этап начальной спортивной специализации (1 год обучения).
Углубленная тренировка включает в себя специальную подготовку: технико – тактическую, физическую, интегральную в том числе игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям (разыгрывающий, центровой, нападающий).
Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и в не ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Состояние здоровья: отсутствие медицинских противопоказаний.
Срок реализации: 1 год (второй год обучения).
Часы обучения: 136 часов в год - 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы организации деятельности детей: теоретические и практические групповые, индивидуальные.
Методы обучения:
словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении (объяснение, рассказ, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д);
наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов и эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный;
главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений и разучивание упражнений осуществляется двумя способами: в целом и по частям;
игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
2. Тематическое планирование учебно-тренировочных занятий по баскетболу
группы второго года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре и спорте. | 6 | 6 | |
1.1 | Краткий обзор развития баскетбола в гимназии. | 2 | 2 | |
1.2 | Контроль физических нагрузок. Самоконтроль в процессе занятий спортом. | 1 | 1 | |
1.3 | Соблюдение техники безопасности на занятиях. Оказание первой помощи при несчастных случаях. | 1 | 1 | |
1.4 | Общая характеристика спортивной тренировки. Средства спортивной тренировки. | 1 | 1 | |
1.5 | Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Психологическая подготовка в процессе тренировки. Физическая подготовка юного спортсмена. | 1 | 1 | |
2. | Общая физическая подготовка | 26 | | 26 |
2.1 | Бег 500, 1000, 1500 метров. | 8 | | 8 |
2.2 | Броски набивного мяча сидя, стоя. | 8 | | 8 |
2.3 | Прыжки на тумбу и соскоки с неё. | 10 | | 10 |
3. | Основы техники игры в баскетбол | 56 | 6 | 50 |
3.1 | Ведение мяча, остановки, развороты. | 12 | | 12 |
3.2 | Передача мяча на месте и в движении. | 12 | 2 | 10 |
3.3 | Броски в кольцо с места, в движении, после остановки. | 18 | | 16 |
3.4 | Ловля мяча, переводы, финты. | 14 | 12 | 12 |
4. | Тактика игры в баскетбол | 20 | 4 | 16 |
4.1 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | 8 | 2 | 6 |
4.2 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | 8 | 2 | 6 |
4.3 | Тактические действия в игре с «сильным» саперником. | 4 | | 4 |
5. | Специальная физическая подготовка | 12 | | 12 |
5.1 | Упражнения для развития прыжковой выносливости. | 6 | | 6 |
5.2 | Упражнения для развития скоростных качеств. | 6 | | 6 |
6. | Правила игры и судейства | 4 | 4 | |
6.1 | Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания. | 4 | 4 | |
7. | Контрольные игры и соревнования | 14 | 2 | 12 |
7.1 | Товарищеские игры. | 6 | | 6 |
7.2 | Участие в соревнованиях. | 6 | | 6 |
7.3 | Разбор проведённых игр. | 2 | 2 | |
| Всего | 136 | 22 | 114 |
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Упражнения для развития различных групп мышц:
Упражнения для мышц рук и верхнего плечевого пояса;
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа и в упорах;
Подтягивание в висах на высокой и низкой перекладинах;
Упражнения с набивными мячами, гимнастическими палками и т.д.
Прыжки:
на месте;
в длину;
вверх;
в глубину.
Бег:
Гладкий бег на различных отрезках;
Бег с ускорениями;
Бег со сменой направления
Ускорения из различных исходных положений;
бег с преодолением препятствий.
Метание:
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Упражнения на развитие быстроты.
Рывки с места на короткие отрезки по зрительным сигналам из различных исходных положений.
Стартовые рывки с мячом в соревновании с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом. Бег с остановками с изменением направления. Челночный бег спиной, вперед, правым и левым боком.
Упражнения на развитие специальной выносливости.
Беговые, прыжковые, скоростно-силовые, специальные циклический упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности. Игровые упражнения 2 х 2, 3 х 3.
Упражнения на развитие специфической координации.
Ловля и передача мяча во время ходьбы, бега, прыжков, поворотов, преодоления препятствий.
Ловля мячей, летящих из различных направлений и с различной скоростью.
Соединение бросков из комбинированными упражнениями.
Эстафеты.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
- техника передвижения в защитной стойке:
передвижения в защитной стойке приставными шагами боком, вперед и назад;
передвижения в защитной стойке по заданию; передвижения с повторением действий партнера («зеркальное» выполнение);
выполнение передвижений с применением комбинаций из изученных передвижений;
выполнение других защитных действий до и после перемещения в защитной стойке;
- техника остановки в два шага:
изучение техники остановки без мяча: во время ходьбы, во время бега в медленном, затем в среднем и быстром темпе (по прямой и с изменением направления);
внезапная остановка по сигналу;
остановка после ловли мяча;
остановка после ведения мяча.
- техника поворотов:
выполнение поворотов, стоя на месте без мяча;
то же, но с мячом;
выполнение поворотов с мячом, стоя рядом с пассивным защитником;
то же, но против активно действующего защитника;
выполнение поворотов после ловли, ведения мяча и остановок изученным способом.
- техника передач мяча:
передача и ловля мяча, стоя на месте;
то же, но с переносом веса тела на впереди стоящую ногу в момент передачи;
передача в сторону на месте, с шагом вперед и в сторону выполненной передачи;
передача мяча со сменой мест с последующим движением игрока в различные направления;
передача мяча стоящим на месте игроком партнеру, двигающемуся навстречу по прямой и под углом; между игроками двигающимся навстречу друг другу; параллельно;
передача мяча в движении без сопротивления, затем с пассивным и активным противодействием.
-подготовительные упражнения для совершенствования передачи мяча:
ловля и передача мяча одной рукой (другая за спиной) из-за головы, от плеча, снизу; выполнять у стены или с партнером; из стойки ноги на ширине плеч спиной к стене (партнеру) послать мяч назад двумя руками ударом о пол между ног; выполнять у стены или с партнером. удерживая мяч двумя руками за спиной, наклоном вперед и движением рук назад послать мяч в стену или партнеру;
- передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах:
характерные ошибки при ловле:
игроки останавливаются;
подпрыгивают, стараясь уменьшить удар мяча о руки;
бегут с мячом лишний шаг;
не двигаются навстречу мячу, а стараются отойти в сторону от него.
характерные ошибки при ловле:
игроки передают мяч не на грудь, а слишком высоко или низко;
передают мяч близкому игроку слишком сильно.
- бросок мяча после ведения:
базовым элементом на начальном этапе обучения является приведение мяча к плечу после ведения и ловли;
двухшаговый ритм разучивается в подготовительной части: прыжки на правую ногу удлиненным шагом, выпрыгивая вверх поочередно на правой и левой ноге, сочетание двух шагов.
- бросок мяча в движении после ловли:
базовым элементом является: согласование двухшагового ритма и приведение мяча в исходное положения для броска;
если мяч ловить в движении на вытянутые руки, то время приведения мяча и двух шагов будет равным, а руки не будут выполнять размахиваний.
- характерные ошибки при броске в прыжке одной рукой с места:
во время броска в прыжке плечи подняты, движения резкие; мышцы, не участвующие в выполнении броска, напряжены, вследствие чего бросок не достигает цели;
в и.п. локоть руки, выполняющий бросок, отведен в сторону, в результате чего бросок не достигает цели – мяч летит в сторону от кольца.
- вырывание и выбивание мяча:
базовым элементом является активный поворот туловища для вырывание и короткий удар ребром ладони по мячу сверху вниз или снизу вверх для выбивания мяча;
для разучивания создаются упрощенные условия: нападающий, владеющий мячом, дает возможность защитникам опробовать изучаемые действия и добиться успеха.
- после изучения ведения мяча по прямой и с изменением направления и скорости нужно приступить к ведению мяча с меняющейся высотой
отскока – оно применяется при прохождении вступающего в борьбу за мяч противника:
ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Наведение – прием, при котором нападающий может использовать любого из своих партнеров, находящихся в данный момент в статическом положении, как заслон на пути опекающего защитника. Пробегая на большой скорости вплотную мимо партнера, нападающий вынуждает опекуна натолкнуться на этого партнера, либо защитника. Наведение может осуществляться игроками с мячом и без мяча.
Варианты наведения:
а) показано наведение, когда нападающий проходит мимо партнера с ведением мяча;
б) нападающий без мяча выходит между партнером и опекающим его защитником.
Использование финтов при наведении:
а) для трехочкового броска – игрок 4, выполняя наведение на своего центрового 5, вынуждает защитника выйти в область штрафного броска. Тогда игрок 4 быстро отходит на 2-3 шага назад, получает мяч и атакует из-за «трехочковой линии»;
б) для атаки из-под щита – игрок 6, передав мяч крайнему нападающему 7, собирается осуществить наведение вдоль боковой линии. Когда же опекающий защитник 6 собирается ему активно противодействовать и тоже отступает к боковой линии, игрок 6 резко изменяет направление движения, выбегает к щиту и получает мяч для атаки корзины.
Во всех вариантах наведения главное – быстрый пробег вплотную к партнеру, на которого наводят соперника
3. Планируемые результаты от реализации программы
знать правила спортивной игры баскетбол;
знать основные технические и тактические приемы и действия в игре;
уметь правильно применять основные технико-тактические приемы и действия;
знать и уметь выполнять индивидуальные и командные действия в нападении и защите (передвигаться в защитной стойке; выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге, ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления, выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках, владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении);
уметь выполнять упражнения, для повышения уровня общей физической подготовленности;
уметь выполнять приемы самоконтроля и закаливания организма;
знать достижения выдающихся спортсменов и историю развития баскетбола в России и за рубежом;
участвовать в школьных, районных, городских соревнованиях, турнирах по баскетболу.
4.Формы контроля уровня достижений учащихся
КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Учебные нормативы | Мальчики | Девочки |
Ведение мяча без зрительного контроля | По технике выполнения |
Передача мяча в движении в тройках – «восьмерка» с броском в кольцо (5 попыток) | 2 | | 2-4 | 2-4 |
Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток) | 2-4 | 2-4 |
Быстрое нападении; перехват мяча; борьба за отскок | По технике выполнения |
Участие в соревнованиях | + | + |
Заполнение технического протокола на игру | + | + |
КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Контрольные упражнения | Пол | Показатели |
14-15 лет | 16-17 лет |
Высокий | Выше среднего | Средний | Высокий | Выше среднего | Средний |
Бег 20 м (с) | М | 3,5 | 3,6-3,8 | 3,9-4,1 | 3,3 | 3,4-3,7 | 3,8-4,1 |
Д | 3,7 | 3,8-4,1 | 4,2-4,4 | 3,5 | 3,6-4,0 | 4,1-4,3 |
Челночный бег 10х10 м (с) | М | 10,5 | 11,0 | 11,5 | 26.0 | 27.5 | 28.2 |
Д | 11,0 | 11,5 | 12,0 | 31.0 | 31.7 | 38.2 |
Прыжок вверх с места (см) | М | 46 и выше | 41-45 | 36-41 | 51 и выше | 45-50 | 41-45 |
Д | 44 и выше | 37-43 | 31-36 | 48 и выше | 42-47 | 37-42 |
Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество раз) | | 22 | 23 |
5 штрафных бросков (попаданий) | | 2 | 3 |
10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий) | | 7 | 8 |
Инструкторская и судейская практика
Второй год обучения:
1.Составление комплексов упражнений по специальной физической подготовке. Обучение техническим приемам и тактическим действиям.
2. Судейство на учебных играх. Выполнение обязанностей первого, второго судей и ведение технического отчета.
5.Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
1. Белорусова В. В. Воспитание в спорте. М: ФиС,1974
2. Буйлин Ю. Ф., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в школе. М: Просвешение,1976
3. Вуден Д. Р. Современный баскетбол. М: ФиС,1987
4. Гомельский А. Я. Тактика баскетбола. М: ФиС,1967
5. Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. М: ФиС,1976
6. Грасис А. Специальные упражнения баскетболиста. М: ФиС,1967
7. Кузнецов В. С., Колодницкий Т. А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М: Владос, 2002
8. Коузи П., Поуэр Ф. Баскетбол, концепции и анализ (перевод с англ.) М: ФиС,1975
9. Кудряшов В., Мирошникова Р. Технические приемы в баскетболе. Минск: «Беларусь»,1967
10. Лях В. И. Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88 №12
11. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. М: ФиС,2000
12. Преображенский И. Н., Хазарянц А. А. Баскетбол в школе. М: Просвещение, 69
13. Программа для детско- юношеских спортивных школ и детско- юношеских школ олимпийского резерва. М: Просвещение, 2004
14. Урок физической культуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 1. М: Советский спорт, 2002
15. Уикс Г. Стратегия баскетбола. М: ФиС,1968
16. Яхонтов Е. Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов. М: ФиС,1975
17. Яхонтов Е. Р. , Генкин З. А. Баскетбол. М: ФиС,1978
18. Яхонтов Е. Р. , Кит Л. С. Индивидуальные упражнения баскетболиста. М: ФиС,1981
19. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско - юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт,2004.
20. 20. Былеева Л. В. Подвижные игры: учеб. пособие для ин-тов физич. культуры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. — М., 1
6. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Помещение спортзала;
Баскетбольные мячи – 20 шт;
Баскетбольный щит – 4 шт;
Набивные мячи – 10 шт;
9