Муниципальное образование Гулькевичский район г. Гулькевичи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28 августа 2015 года протокол № 1
Председатель__________ О.А Андреева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень образования начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов 135 часов
Учитель Атанова Наталья Владимировна
Программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру, htthp//fgosreestr.ru/node12068, протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов разработана на основе:
требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с изменениями от 26.11.2010 № 1241
Программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру, htthp//fgosreestr.ru/node12068, протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15к
на основе примерной программы по окружающему миру
Цель курса окружающего мира в начальной школе
осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Роль курса заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Общая характеристика учебного предмета
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами НОО второго поколения и представлены тремя содержательными блоками:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.
В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов согласно учебному плану данного учебного заведения. 1класс – 33 часа, 2-4 – 34 часа
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам |
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
1. | Человек и природа | | 78 | 20 | 25 | 16 | 17 |
2. | Человек и общество | | 45 | 8 | 5 | 17 | 15 |
3 | Правила безопасной жизни | | 12 | 5 5 | 4 | 1 | 2 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
1-й класс
Личностными результатами
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
2-й класс
Личностными результатами
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
3 – 4-й класс
Личностными результатами
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа)
Человек и природа (20 ч)
Живая неживая природа ( 6ч)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа).
Признаки объектов живой природы и предметов,
Основные признаки живой природы
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды
Растения, грибы, животные ( 6ч)
Растения — часть живой природы.
Способы распространения растений. Лекарственные растения..
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. разнообразие животных.
Насекомые, рыбы, птицы, звери.
Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (8 ч)
Осень. Признаки осени.
Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.
Зима. Зимние месяцы Признаки. Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом.
Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года.
Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяцы Признаки весны
Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной
Лето. Летние месяцы. Признаки лета. Летний отдых.
Человек и общество (8ч)
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог».
Красная книга России.
Труд людей в осенний период года.
Наша родина — Россия.
Москва — столица России.
Знакомство с государственной символикой России.
Правила безопасного поведения (5 ч)
Домашний адрес. Дорога от дома к школе.
Правила безопасного поведения во время зимних игр
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов.
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомыми (пчелы, осы).
2 класс (34 ч)
Человек и природа (25 ч)
Земля и солнце (10 ч)
Определение времени дня и года по Солнцу и Луне и Полярной звезде.
Форма Земли. Линия горизонта.
Глобус – модель Земли.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды
Солнце и Луна
Земное притяжение. Невесомость.
Смена дня и ночи.
Смена времён года.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости
Атмосфера. Погода и климат
Глобус и карта (4 ч)
План и карта – изображение Земли на плоскости.
Глобус и карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусе
Материк и океаны.
Формы земной поверхности (4 ч)
Реки и озера.
Равнины и горы.
Моря и острова
Формы земной поверхности
Земля – наш общий дом (7 ч)
Пищевые связи. Экосистема
Природные зоны
Природные зоны холодного пояса. Животный и растительный мир тундры
Умеренный пояс. Леса. Животный и растительный мир леса
Засушливые зоны жаркого пояса. Тропического леса. Животный и растительный мир.
Горы. Горные растения и животные.
Природные катастрофы в горах.
Человек и общество (5ч)
Части света (5 ч)
Страны и города Европы.
Страны и города Азия.
Путешествие в дальние страны: Африка, Америка, Австралия
Россия. Природные богатства ,
Архитектурные памятники нашей страны.
Правила безопасного поведения (4 ч)
Режим дня школьника.
Причины простудных заболеваний. советы старших.
Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице
3 класс (34 ч)
Человек и природа (16 ч)
Вещество и энергия (2 ч)
Тела естественные и искусственные.
Энергия – источник движения . Превращение энергии.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (3 ч)
Воздушная, водная и каменная оболочки Земли
Участники круговорота веществ.
Роль Солнца как источника энергии.
Экологическая система (6 ч)
Экосистема – единство живой и неживой природы,
Экосистема озера. Экосистема болота.
Экосистема луга. Экосистема леса.
Поле – искусственная экологическая система.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема.
Обитатели озера, луга, леса
Живые участники круговорота веществ (5 ч)
Растения и их роль на Земле.
Животные и их роль на Земле.
Грибы – разрушители древесины. Грибница.
Бактерии – универсальные разрушители веществ.
Использование людьми круговорота для своих нужд.
Человек и общество (17 ч).
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (2 ч)
Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо.
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (2 ч)
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (3 ч)
Время создания Московского государства Куликовская битва
Великий государь Иван III. Города Московского государства.
Смутное время – угроза распада Московского государства..
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (4 ч)
Преобразование России Петром Великим – первым российским императором.
Образ Екатерины II.
Отечественная война 1812 года Бородинская битва
Правление Александра II – время перемен в Российской империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (2ч)
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Революция 1917
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом.
Современная Россия ( 4 часа)
Преобразование СССР в СНГ.
Конституция – основной закон государства. Государственная власть в России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. .
Правила безопасного поведения (1 ч).
1 Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
4-й класс ( 34 часа)
Человек и природа (17 ч)
Человек и его строение (8 ч)
Устройство человека. Кожа. Строение кожи.
Органы пищеварения. Органы выделения и их роль
Органы дыхания
Круги кровообращения.
Кровь и её транспортная функция внутри организма.
Мозг – орган управления. Органы чувств.
Размножение – свойство живых организмов.
Микробы – возбудители болезней. Физкультура – необходимый элемент культуры
Происхождение человека (2 ч)
Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества.
Рукотворная природа (7 ч)
Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека.
Изобретение рычага
Вода, её свойства
Воздух, его состав и свойства
Горные породы и минералы
Металлы, их свойства
Звук, его свойства .
Нарушение круговорота веществ в биосфере
Человек и общество (15 ч)
Человек и его внутренний мир (4 ч)
Человек – дитя природы и общества.
Основные качества личности.
Эмоции. Выражение эмоций.
Отношения с другими и к другим
Человек и общество (2 ч)
Общество как взаимосвязь людей.
Права человека в обществе.
Картина всемирной истории человечества (4 ч)
Первобытный мир
Древний мир
Средние века .
Новое время
Человек и многоликое человечество (2 ч)
Народы, их основные различия
Религии мира
Человек и единое человечество (3 ч)
Образ «мирового хозяйства»,
Задачи ООН.
Общечеловеческие культурные достижения и ценности.
Правила безопасного поведения ( 2 ч.)
Правила безопасного поведения в быту
Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Практические работы и экскурсии
| Человек и природа | Человек и общество | Правила безопасного поведения |
1 класс | Экскурсия по теме: «Сезонные изменения осенью» Экскурсия по теме: «Сезонные изменения зимой» Экскурсия по теме: «Сезонные изменения весной» | Экскурсия по теме: «Школа» | Практическая работа по теме: «Первая помощь при укусе насекомыми (пчелы, осы)» |
2 класс | Практическая работа по теме: «Глобус – модель Земли» Практическая работа по теме: «План и карта» Практическая работа по теме: «Условные обозначения» | Экскурсия по теме: «Формы земной поверхности» Экскурсия по теме: «Архитектура нашего города» | Экскурсия по теме: «Правила безопасного поведения на улице» |
3 класс | Экскурсия по теме: «Растения и их роль на Земле» Практическая работа по теме: «Экосистема» | Экскурсия по теме: «Достояние российской культуры» Практическая работа по теме: «Родословное древо» | Экскурсия по теме: «Знаки дорожного движения» |
4 класс | Практическая работа по теме: « Вода, её свойства» Практическая работа по теме: « Воздух, его состав и свойства» | | |
Направления проектной деятельности
| Человек и природа | Человек и общество | Правила безопасного поведения |
1 класс | «Мир вокруг нас», ориентированное на знакомство с законами окружающей нас природы за рамками школьной программ | «Моя родина - Россия», которое предполагает знакомство учащихся с культурой и обычаями России | Социальный проект“, ориентированное на разработку общественно значимых, социально направленных проектов, нацеленных на приобретение учащимися опыта адаптации к жизни в современных условиях; |
2 класс | «Мир вокруг нас», ориентированное на знакомство с законами окружающей нас природы за рамками школьной программ | «Страноведение», которое предполагает знакомство учащихся с культурой и обычаями разных народов. | Социальный проект“, ориентированное на разработку общественно значимых, социально направленных проектов, нацеленных на приобретение учащимися опыта адаптации к жизни в современных условиях; |
3 класс | «Наука и жизнь», предполагающее знакомство учащихся с современными научными достижениями в различных областях и их использованием в повседневной жизни; | «Культура и искусство», ориентированное на этическое и эстетическое развитие учащихся. | Социальный проект“, ориентированное на разработку общественно значимых, социально направленных проектов, нацеленных на приобретение учащимися опыта адаптации к жизни в современных условиях; |
4 класс | «Наука и жизнь», предполагающее знакомство учащихся с современными научными достижениями в различных областях и их использованием в повседневной жизни; | «История личности, семьи, рода, организации и учреждения, дома и малой Родины «, предполагающее историко-краеведческие исследования; | Социальный проект“, ориентированное на разработку общественно значимых, социально направленных проектов, нацеленных на приобретение учащимися опыта адаптации к жизни в современных условиях; |
Тематическое планирование |
1 класс |
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Человек и природа | Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, Основные признаки живой природы Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды Растения — часть живой природы. Способы распространения растений. Лекарственные растения.. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Животные как часть живой природы. разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные. Осень. Признаки осени. Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы Признаки. Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры. Весна. Весенние месяцы Признаки весны Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной Лето. Летние месяцы. Признаки лета. Летний отдых. | 20 | Составлять устный рассказ; — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); — оценивать результаты собственного труда и труда товарища Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; — узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; — сравнивать и группировать по различным признакам; — описывать внешний вид; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
Человек и общество | Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником. Школьник и его жизнь в школе. Первое знакомство с терминами «экология», «эколог». «Красная книга России». Труд людей в осенний период года. Наша родина — Россия. Москва — столица России. Знакомство с государственной символикой России. | 8 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать средства связи и средства массовой информации; — рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) ; — объяснять назначение телевизора, газет и журналов; — работать в паре — обсуждать назначение Интернета; — рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. — составлять рассказы |
Правила безопасного поведения | Домашний адрес. Дорога от дома к школе. Правила безопасного поведения во время зимних игр Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Правила поведения при сборе лекарственных трав. Первая помощь при укусе насекомыми (пчелы, осы). | 5 5 | |
2 класс |
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Человек и природа | Земля и солнце (10 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне и Полярной звезде. Форма Земли. Линия горизонта. Глобус – модель Земли. Вселенная или космос. Планеты и звёзды Солнце и Луна Земное притяжение. Невесомость. Смена дня и ночи. Смена времён года. Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости Атмосфера. Погода и климат Глобус и карта (4 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Глобус и карта полушарий. Условные обозначения к карте и глобусу. Материк и океаны. Формы земной поверхности (4 ч) Реки и озера. Равнины и горы. Моря и острова Формы земной поверхности» Земля – наш общий дом (7 ч) Пищевые связи. Экосистема Природные зоны Природные зоны холодного пояса. Животный и растительный мир тундры Умеренный пояс. Леса. Животный и растительный мир леса Засушливые зоны жаркого пояса. Тропического леса. Животный и растительный мир. Горы. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах. | 25 | |
Человек и общество | Части света (5 ч) Страны и города Европы. Страны и города Азия. Путешествие в дальние страны: Африка, Америка, Австралия Россия. Природные богатства , Архитектурные памятники нашей страны. | 5 | |
Правила безопасного поведения | Режим дня школьника. Причины простудных заболеваний. советы старших. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения на улице | 4 | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
3 класс |
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Человек и природа | Вещество и энергия (2 ч) Тела естественные и искусственные. Энергия – источник движения . Превращение энергии. Оболочка планеты, охваченная жизнью (3 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли Участники круговорота веществ. Роль Солнца как источника энергии. Экологическая система (6 ч) Экосистема – единство живой и неживой природы, Экосистема озера. Экосистема болота. Экосистема луга. Экосистема леса. Поле – искусственная экологическая система. Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса». Живые участники круговорота веществ (5 ч) Растения и их роль на Земле. Животные и их роль на Земле. Грибы – разрушители древесины. Грибница. Бактерии – универсальные разрушители веществ. -
Использование людьми круговорота для своих нужд. | 16 | Характеризовать место обитания живых организмов Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого Характеризовать условия, необходимые для жизни растений Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) ( Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) |
Человек и общество | Твои родные и твоя Родина в потоке времени (2 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Времена Древней Руси. IX – XIII века (2 ч) Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Времена Московского государства. XIV – XVII века (3 ч) Время создания Московского государства Куликовская битва Великий государь Иван III. Города Московского государства. Смутное время – угроза распада Московского государства.. Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (4 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Образ Екатерины II. Отечественная война 1812 года Бородинская битва Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (2ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Революция 1917 Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Современная Россия ( 4 часа) Преобразование СССР в СНГ. Конституция – основной закон государства.Государственная власть в России. Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. ). | 17 | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий. Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда . Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам . Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах, традициях и порядках родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками. Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппоненто). Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) |
Правила безопасного поведения | 1 Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги. | 1 | |
4 класс |
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Человек и природа | Человек и его строение (8 ч) Устройство человека. Кожа. Строение кожи. Органы пищеварения. Органы выделения и их роль Органы дыхания Круги кровообращения. Кровь и её транспортная функция внутри организма. Мозг – орган управления. Органы чувств. Размножение – свойство живых организмов. Микробы – возбудители болезней. Физкультура – необходимый элемент культуры Происхождение человека (2 ч) Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Рукотворная природа (7 ч) Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Изобретение рычага Вода, её свойства Воздух, его состав и свойства Горные породы и минералы Металлы, их свойства Звук, его свойства . Нарушение круговорота веществ в биосфере | 17 | Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях ,составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено Измерять температуру тела, вес и рост человека Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений | |
Человек и общество | Человек и его внутренний мир (4 ч) Человек – дитя природы и общества. Основные качества личности. Эмоции. Выражение эмоций. Отношения с другими и к другим Человек и общество (2 ч) Общество как взаимосвязь людей. Права человека в обществе. Картина всемирной истории человечества (4 ч) Первобытный мир Древний мир Средние века . Новое время Человек и многоликое человечество (2 ч) Народы, их основные различия Религии мира Человек и единое человечество (3 ч) Образ «мирового хозяйства», Задачи ООН. Общечеловеческие культурные достижения и ценности. | 15 | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества. Принять посильное участие в их охране. Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени ; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда . Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам | |
Правила безопасного поведения | . Правила безопасного поведения в быту Основные правила поведения с водой, электричеством, газом. | 2 | Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. | |
Описание материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество |
Печатные пособия |
1. | «Окружающий мир», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, Москва: ООО «Баласс», 2011. | 60 |
2. | «Окружающий мир», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, Москва: ООО «Баласс», 2012 | 60 |
3. | «Окружающий мир», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, Москва: ООО «Баласс», 2013. | 60 |
4. | «Окружающий мир», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, Москва: ООО «Баласс», 2014 | 60 |
2. Печатные пособия |
1. | Форма. | 2 |
2. | Цвета. | 2 |
3. | Контрасты. | 2 |
4. | Дорожные знаки. | 2 |
5. | Время. | 2 |
6. | Пирамида здоровья. | 2 |
7. | Числа. | 2 |
8. | Алфавит. | 2 |
9. | Комнатные растения. | 2 |
10. | Садовые растения. | 2 |
11. | Части растений. | 2 |
12. | Земля. Луна. | 2 |
13. | Насекомые. | 2 |
14. | Птицы. | 2 |
15. | Рыбы. | 2 |
16. | Звери. | 2 |
17. | Зимующие птицы. | 2 |
18. | Перелётные птицы. | 2 |
19. | Дикие звери. | 2 |
20. | Домашние животные. | 2 |
21. | Динозавры. | 2 |
22. | Наша страна. | 2 |
23. | Тела. Вещества. Частицы. | 2 |
24. | Круговорот воды в природе. | 2 |
25. | Связи в живой природе. | 2 |
26. | Цепи питания. | 2 |
27. | Черви. Моллюски. Иглокожие. Ракообразные. | 2 |
28. | Паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся. | 2 |
29. | Размножение и развитие животных. | 2 |
30. | Водоросли, мхи, папоротники. | 2 |
31. | Грибы. | 2 |
32. | Распространение семян. | 2 |
33. | Развитие растения из семян. | 2 |
34. | Животноводство. | 2 |
35. | Растениеводство. | 2 |
36. | Скелет. Мышцы. | 2 |
37. | Деньги. | 2 |
38. | Зона арктических пустынь. | 2 |
39. | Тундра. | 2 |
40. | Тайга. | 2 |
41. | Смешанные и широколиственные леса. | 2 |
42. | Зона пустынь. | 2 |
43. | Пустыня. | 2 |
44. | У Чёрного моря. | 2 |
45. | Природное сообщество – луг. | 2 |
46. | Природное сообщество – река. | 2 |
47. | Природное сообщество – болото. | 2 |
48. | Кого можно встретить в саду. | 2 |
49. | Поверхность нашего края. | 2 |
50. | Солнечная система. Планеты. | 2 |
51. | Созвездия. | 2 |
52. | Неживая и живая природа. Зима. | 2 |
53. | Неживая и живая природа. Весна. | 2 |
54. | Неживая и живая природа. Лето. | 2 |
55. | Неживая и живая природа. Осень. | 2 |
56. | Явления природы в живой и неживой природе. | 2 |
57. | Деревья. Кустарники. Травы. | 2 |
58. | Ядовитые растения. | 2 |
59. | Красная книга. Растения. | 2 |
60. | Красная книга. Животные. | 2 |
61. | Ориентирование. Стороны горизонта. | 2 |
62. | Воздушный и водный транспорт. | 2 |
63. | Наземный и подземный транспорт. | 2 |
64. | Строение тела человека. | 2 |
65. | Путешествие в космос. | 2 |
66. | Живая и неживая природа. | 2 |
67. | Виды термометров. | 2 |
68. | Изменение температуры воздуха. | 2 |
69. | Части растений. | 2 |
70. | Плоды и семена. | 2 |
71. | Травянистые растения. Цветение растений. | 2 |
72. | Ярусы леса. | 2 |
73. | Хвойные и лиственные растения. | 2 |
74. | Грибы. | 2 |
75. | Дикие и домашние животные. | 2 |
76. | Питание диких и домашних животных. | 2 |
77. | Насекомые. | 2 |
78. | Перелетные и зимующие птицы. | 2 |
79. | Фенологический календарь. | 2 |
3. Технические средства обучения. |
1. | Классная доска | 5 |
2. | Персональный компьютер. | 5 |
3. | Мультимедийный проектор. | 5 |
4. | Принтер. | 4 |
5. | Экспозиционный экран. | 5 |
6. | Интерактивная доска. | 1 |
4. Учебно – практическое оборудование |
| Глобус Земли. | 5 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
• различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• проводить опыты с водой, снегом и льдом;
• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
• различать овощи и фрукты;
• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
• сравнивать реку и море;
• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
• находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных холодных и жарких районов;
• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
• соотносить времена года и месяцы;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• объяснять причины возникновения дождя и ветра;
• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
• раздельно собирать мусор в быту;
• соблюдать правила поведения в природе;
• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
• подбирать одежду для разных случаев;
• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
• правильно переходить улицу;
• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
• различать виды транспорта;
• соблюдать правила безопасности в транспорте.