СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ОРКСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ОРКСЭ 4 класс. Общая характеристика учебного предмета.

Просмотр содержимого документа
«Программа ОРКСЭ 4 класс»

МБОУ СОШ №3 имени Героя России Сергея Ромашина города Южно -Сахалинска






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

4 классы

2016-2017 учебный год

составлена на основе

 Федерального государственного образовательного стандарта

и основной образовательной программы начального общего образования,

в соответствии с авторской программой М. Т. Студеникина,

«Основы светской этики», Москва, ООО «Русское слово», 2013 год.





Программу составила:

учитель начальных классов

Куприянова Татьяна Георгиевна









Пояснительная записка:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у

школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях,

составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.



В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ. На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

Цели и задачи обучения в начальной школе:

Цель учебного курса ОРКиСЭ:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному

поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.



Задачи учебного курса ОРКиСЭ

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,

  2. иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  3. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и

  4. ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  5. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,

  6. полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них

  7. ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное

  8. восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных

  9. предметов на ступени основной школы;

  10. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и

  11. многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя

  12. общественного мира и согласия.

Место комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в программе обучения и учебном плане

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом,

ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.

Ключевые идеи программы:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;

  2. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

  3. Духовные традиции многонационального народа России.

  4. Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;

  5. Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;

  6. Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;

  7. Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;

  8. Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;

  9. Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.)

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности.

Изучение в средней школе основ мировых религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер современной школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;

  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.






Результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • Формирование семейных ценностей;

  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • Понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • Формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в российской культуре;

  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

  • Осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  • Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

    • М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2013


Для учителя:

  • Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.

  • Учебные видеоматериалы к урокам.

  • Ресурсы школьной библиотеки.

Для родителей:

Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.











СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Всего: 34 часа

Тема

Кол-во часов

Предпола-гаемая дата

Фактическая дата

Содержание

Дидактические единицы стандарта

I четверть

Введение в предмет

1



Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.


Этика и ее значение в жизни человека. Культура и мораль. Этикет.

Тема 1 Россия – Родина моя

  1. Родина. Россия на карте




  1. Россия – много-национальное государство

2














Понятие Родина. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, при рода, наследие.


Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. Патриотизм.

Россия – наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Этикет.





Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Этикет.

Тема 2 Этика и этикет

  1. Этика



  1. Этикет

2










Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории.


Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения человека, их характеристика.



Этика и ее значение в жизни человека.


Этикет. Нормы морали.

Тема 3 Вежливость

  1. Вежливость, уважение.







  1. Недостатки и слабости людей.

2




















Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице.


Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.


Нормы морали. Этикет.

Тема 4 Добро и зло

  1. Добро


2






Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слова. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневное проявление доброты.











Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

II четверть

Добро и зло (продолжение)

  1. Зло










Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слова. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневное проявление доброты.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

Тема 5 Дружба и порядочность

  1. Дружба








  1. Порядочность

2




















Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстность, справедливость.

Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.



Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали.




Методика создания морального кодекса в школе. Этикет.

Тема 6 Честность и искренность

  1. Честность








  1. Искренность


2






















Понятия честность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.) Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности.


Понятия искренность. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдение законов.


Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Нравственные традиции предпринимательства. Методы нравственного самосоверщенствования. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет.


Тема 7 Гордость и гордыня

  1. Гордость





  1. Гордыня

2














Понятие гордость. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.


Понятие гордыня. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги.


Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.


Тема 8 Обычаи и обряды русского народа

  1. Обычаи русского народа


2





Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью.


Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

III четверть

Обычаи и обряды русского народа (продолжение)

  1. Обряды русского народа











Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.



Тема 9 Терпение и труд

  1. Терпение





  1. Труд

2














Значение слова терпение. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение.


Что такое труд. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.


Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет.

Тема 10 Семья

  1. Семья.





  1. Фамилия.


2














Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на руси. Имя и фамилия.


Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.


Высшие нравственные ценности. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет.

Тема 11 Семейные традиции

  1. Традиции.



  1. Разнообразие традиций.

2









Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.

Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.


Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.

Тема 12 Сердце матери

  1. Роль матери в семье.





  1. Мать – творец человека.

2
















Роль матери в семье. День матери в России. Традиции празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – неразделимые понятия.



Мать – творец человека. Подарить радость маме. ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.


Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы. Нормы морали. Этикет.

Тема 13 Правила твоей жизни

  1. Дисциплина учащихся в школе.






2
















Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика.


Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет.

IV четверть

Правила твоей жизни

(продолжение)

  1. Культура общения сверстников.







Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.


Тема 14 Праздники народов России

  1. Праздники.






  1. Мусульманские праздники.

2



















Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, рождество, Крещение.


Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан-байрам, Буддийские праздники.


Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.

Тема 15 Защитники Отечества

  1. День защитника Отечества.









  1. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ.

2























23 февраля – день защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до XXв.: Невская битва, сражение на Чудском озере, куликовская битва, борьба с поляками в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова,Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.


Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.


Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Этикет.



Итоговое повторение

  1. Этика и ее значение в жизни человека.


  1. Государство и мораль гражданина.



  1. Любовь и уважение к Отечеству.

3




















Основные знания и умения по этике и этикету.


Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству.

































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Библия. Иллюстрированные фрагменты священного писания – М.: EWO-S&D RENAISSANCE, 1994.

  2. К.А. Зурабов, В.В. Сухачевский. Мифы предания. Античный и библейский мир. Популярный энциклопедический словарь - М.: ТЕРРА, 1993.

  3. Найл Филипп. Мифилогическая энциклопедия – М.: РОСМЭН, 2006.

  4. Боги и герои Древнего Рима – М.: «Стрекоза», 2008.

  5. Борзова Л.П. История России в картинках, рассказах, путешествиях – М.: РОСМЭН, 2006.

  6. Библейская энциклопедия - М.: ТЕРРА, 1991.

  7. Серия «Великие художники» в 30 томах – М.: «Директ Медиа», 2009.

  8. Серия «Музеи мира» в 30 томах – М.:ЗАО «Ария АиФ», 2009.

  9. Энциклопедия для детей. Религии мира – М.: «АВАНТА+», 2007.

  10. Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации – М.: «АВАНТА+», 2007.

  11. В.Н.Александров. История русского искусства – Минск: «ХАРВЕСТ», 2007.

  12. Школьная энциклопедия. История России – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.

Универсальная школьная энциклопедия в 3-х томах – М.: «АВАНТА+», 2004.















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Всего: 34 часа

Тема

Кол-во часов

По плану

По факту

Содержание

Дидактические единицы стандарта

I четверть

Россия – Родина моя


1 час













Понятие Родина. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, при рода, наследие.


Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. Патриотизм.

Россия – наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Этикет.





Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Этикет.



Наши предки – Древние славяне

1 час












Этика и этикет. Манеры

1 час




Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории.


Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения человека, их характеристика.


Этика и ее значение в жизни человека.


Этикет. Нормы морали.

Тема 3 Вежливость

  1. Вежливость, уважение.







  1. Недостатки и слабости людей.

2




















Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице.


Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.


Нормы морали. Этикет.

Тема 4 Добро и зло

  1. Добро


2






Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слова. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневное проявление доброты.











Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

II четверть

Добро и зло (продолжение)

  1. Зло










Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слова. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневное проявление доброты.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

Тема 5 Дружба и порядочность

  1. Дружба








  1. Порядочность

2




















Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстность, справедливость.

Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.



Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали.




Методика создания морального кодекса в школе. Этикет.

Тема 6 Честность и искренность

  1. Честность








  1. Искренность


2






















Понятия честность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.) Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности.


Понятия искренность. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдение законов.


Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Нравственные традиции предпринимательства. Методы нравственного самосоверщенствования. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет.


Тема 7 Гордость и гордыня

  1. Гордость





  1. Гордыня

2














Понятие гордость. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.


Понятие гордыня. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги.


Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.


Тема 8 Обычаи и обряды русского народа

  1. Обычаи русского народа


2





Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью.


Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

III четверть

Обычаи и обряды русского народа (продолжение)

  1. Обряды русского народа











Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.



Тема 9 Терпение и труд

  1. Терпение





  1. Труд

2














Значение слова терпение. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение.


Что такое труд. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.


Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет.

Тема 10 Семья

  1. Семья.





  1. Фамилия.


2














Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на руси. Имя и фамилия.


Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.


Высшие нравственные ценности. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет.

Тема 11 Семейные традиции

  1. Традиции.



  1. Разнообразие традиций.

2









Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.

Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.


Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.

Тема 12 Сердце матери

  1. Роль матери в семье.





  1. Мать – творец человека.

2
















Роль матери в семье. День матери в России. Традиции празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – неразделимые понятия.



Мать – творец человека. Подарить радость маме. ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.


Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы. Нормы морали. Этикет.

Тема 13 Правила твоей жизни

  1. Дисциплина учащихся в школе.






2
















Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика.


Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет.

IV четверть

Правила твоей жизни

(продолжение)

  1. Культура общения сверстников.







Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.


Тема 14 Праздники народов России

  1. Праздники.






  1. Мусульманские праздники.

2



















Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, рождество, Крещение.


Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан-байрам, Буддийские праздники.


Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.

Тема 15 Защитники Отечества

  1. День защитника Отечества.









  1. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ.

2























23 февраля – день защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до XXв.: Невская битва, сражение на Чудском озере, куликовская битва, борьба с поляками в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова,Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.


Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.


Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Этикет.



Итоговое повторение

  1. Этика и ее значение в жизни человека.


  1. Государство и мораль гражданина.



  1. Любовь и уважение к Отечеству.

3




















Основные знания и умения по этике и этикету.


Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству.