ПРОГРАММА ПО АВИАМОДЕЛИРОВАНИЮ. Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов он в 72 раза слабее птицы. Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а силу своего разума. Н. Е. Жуковский
- Пояснительная записка
Авиамодельный спорт – не только средство интересно проводить свободное время. Его по праву считают ступенью в большую авиацию. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, кружковцы познают самые современные, передовые технические решения. Занимаясь в кружке, ребята знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов, таким образом, приобретают полезные навыки и знания.
Сейчас много говорится о реформе образования, но в основном о школе, и очень мало о дополнительном образовании в области научно-технического творчества. Пришло новое поколение молодежи, которое не умеет работать. Именно поэтому в нашем Центре внешкольной работы на протяжении многих лет работают технические кружки, в том числе авиамодельный кружок.
Программа по авиамоделированию разработана в 2015 году, проходит корректировку в течение учебного года и является результатом практической деятельности педагога. Программа ориентирована на обучение учащихся 4 – 10 классов. Она направлена на формирование устойчивого интереса к технике, самореализацию, использования технической литературы, расширения знаний и умений. Проводится работа по вовлечению детей из семей группы риска, детей состоящих на внутришкольном учете. Занятия планируются по принципу « от простого к сложному».
Кружок хоть и в незначительной мере, но позволяет воспитать технически грамотное поколение XXI века. Хотелось бы, чтобы, научившись строить модели и управлять ими, обучающихся не остановились на этом, а продолжали бы серьезно заниматься вопросами, связанными с авиацией.
В течение учебного года периодически проводится диагностика знаний полученных в авиамодельном кружке (смотрите приложение).
Кружок первого года обучения комплектуется из учащихся 4-5 классов, количество детей в группе 12-15 человек, занятия проводятся два раза в неделю по два часа. В кружке первого года на занятиях рекомендуется использовать групповую форму, при которой все кружковцы выполняют модели по одному чертежу с минимальным отклонением. Каждая модель требует подробных объяснений последовательности изготовления деталей и их сборки. Модели должны быть привлекательными и посильными в постройке. Занятия проводятся в оборудованной мастерской соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет располагает наглядными пособиями, ТСО и др. Педагог сначала сам строит и испытывает прототип в полете. Без этого он не узнает, что может вызвать у ребенка затруднения в работе над моделью, какие инструменты, шаблоны и приспособления необходимо приготовить. Теоретические сведения лучше сообщать учащимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности при применении наглядных пособий. В течение учебного года каждым из кружковцев изготавливаются простейшие модели из бумаги и картона: «Утка», «Летающее крыло», контурные летающие модели «С-37», «МиГ-29», метательные планера «Пионер-юниор». Кружковцы занимаются постройкой плоского, ромбического – коробчатого и необычного воздушного змея с которыми они принимают участие в областных соревнованиях по воздушным змеям. При изготовлении схематической модели планера и планера А-3 «Дрозд» учитывается выбор модели по желанию ребенка. Модели планеров необходимы для самостоятельной регулировки и тренировочных запусков с леера и участия в соревнованиях по авиамодельному спорту.
Обучающиеся первого года обучения приобретают навыки владения инструментами, использования материала, элементарного чтения чертежа. Участвуя в соревнованиях вместе со старшими кружковцами, приобретают наглядные практические навыки, получают возможность адаптации среди сверстников других команд. Учатся общению, пониманию друг друга, способности сопереживать товарищам. Старшие товарищи выступают в роли кружковцев- инструкторов. Благоприятная атмосфера в кружке, доверительный тон педагога способствуют расширению творческого потенциала каждого обучающегося. Таким образом, участие в данных мероприятиях ребят первого года обучения, является хорошим стимулом к продолжению занятий авиамоделированием.
Кружок второго года обучения комплектуется из учащихся 5-7 классов, прошедших начальное обучение. Дальнейшая работа в кружке расширяет круг знаний школьников по авиационной и модельной технике. В группе 10-12 человек, занятия проходят два раза в неделю по три часа. В начале учебного года кружковцы работают над моделью одного вида, затем во второй половине учебного года каждый над своей моделью, выбранной из следующих классов.
Свободно летающие модели.
Кордовые модели.
Тренировочная модель;
Модель «полукопия».
Руководитель предлагает ребятам простые конструкции, которые отвечают техническим требованиям к моделям каждого класса. Кружковцы второго года обучения принимают участие в соревнованиях. При этом они учатся выявлять недостатки в построенных моделях, ошибки в действиях моделистов. Изучают правила проведения соревнований с моделями своего класса. Пробное участие в судейских стартах, способствует созданию объективного мнения о работе судейства, воспитанию ответственности, расширению кругозора, учит выдержке.
Кружок третьего года обучения комплектуется из учащихся 7-9 классов прошедших первые два года обучения. В группе 8-10 человек, занятия проходят два раза в неделею по три часа. Занятия в кружке знакомят обучающихся с авиационными специальностями, помогают в выборе профессии, подготавливают к дальнейшей самостоятельной работе. Кружковцы приступают к изготовлению более сложных моделей, обладающих улучшенными летными качествами. Наиболее опытные авиамоделисты изготавливают модели чемпионатных классов. Активная работа в авиамодельном кружке дает базу, которая приводит обучающегося к овладению той или иной технической специальностью. «Юные техники» становятся инженерами, конструкторами, летчиками и космонавтами. Занятия расширяют и закрепляют знания по авиационной и авиамодельной технике, способствуют углублению в области базовых знаний, и изучении основ аэродинамики. Обучающиеся производят самостоятельные расчеты конструкций моделей.
Свободно летающие модели.
Кордовые модели.
Кружковцы третьего года обучения принимают участие в областных соревнованиях по авиамодельному спорту. Готовятся к сдаче норм на спортивные разряды и категории судей по авиамодельному спорту. Устойчивый интерес к занятиям, позволяет добиться высоких спортивных результатов.
Данная программа по авиамоделированию ставит цели:
Развитие творческих способностей ребенка
Развитие интереса к науке и технике
Воспитание гражданственности и патриотизма
Предпрофессиональная подготовка
Для реализации намеченных целей ставятся задачи:
Изучить основы самолетостроения.
Изучить основы полета моделей.
Воспитать трудолюбие, силу воли и внимание.
Принять участие в областных соревнованиях.
Выполнить разрядные нормативы по авиамодельному спорту.
Сдать нормы на категории судей по авиамодельному спорту.
Важными условиями получения знаний в авиамодельном кружке по данной программе являются:
Четкая цель каждого занятия
Правильный подбор учебного материала с учетом содержания, темы и поставленных задач
Сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
Обучение осуществляется через такие традиционные формы, как кружковые занятия (индивидуальные и групповые), коллективная заготовка рабочего материала, тренировочные запуски летательных моделей, походы в лес, участие в выставках и соревнованиях, показательные выступления на районном Дне Детства, параде Победы, Дне Карьеры, на слете активистов, в профильных лагерях, в лагере «Ивушка» для девиантных детей. Применение различных форм работы с учащимися, как на кружке, так и вне кружка (встречи с бывшими выпускниками, родителями, походы, тематические встречи, интеллектуальные ринги, беседы) духовно обогащают детей, учат жить в согласии с собой и окружающими. Кружковцы имеют традиции проводить «День именинника» совместно с родителями.
II 1. Учебно – тематический план 1-го года обучения
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теоретические (час) | Практические (час) |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Начальное сведение о воздухе | 2 | 1 | 1 |
3. | Простейшие летающие модели | 12 | 2 | 10 |
4. | Воздушные змеи | 24 | 6 | 18 |
5. | Схематическая модель планера | 38 | 6 | 32 |
6. | Модель планера А-3 «Дрозд» | 46 | 6 | 40 |
7. | Регулирование. Запуски моделей | 18 | 4 | 14 |
8. | Заключительное занятие | 2 | 2 | - |
| Итого | 144 | 29 | 115 |
II – 2. Содержание первого года обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с каждым кружковцем, его интересами и увлечениями. История создания авиации, ее значение в жизни человека. Инструменты и приспособления, применяемые на кружке, их назначение. Демонстрация ранее построенных моделей. Правила работы кружка. Инструктаж по технике безопасности (охране труда).
2. Начальное сведение о воздухе.
Воздушные течения и их причины. Направление ветра, его скорость, исследование свойств воздуха. Краткий исторический очерк А. Ф. Можайского и К.Э. Циолковского. Зависимость сопротивления воздуха от формы тела.
Практическая работа. Изготовление простейшего прибора по измерению скорости ветра.
3. Простейшие летающие модели
Что такое самолет и его основные части. Подъемная сила и лобовое сопротивление крыла модели (самолета). Силы, действующие на модель в полете. Центр тяжести и поперечный угол V. Три принципа создания подъемной силы (аэростатической, аэродинамической и реактивной).
Практическая работа. Изготовление бумажных летающих моделей «Утка», «Тандем», «Дельта», «Дископлан», «Летающие крыло». Изготовление контурной летающей модели С-37, МиГ – 29 и бумажного ракетоплана. Метательные планера «Юниор», «Пионер». Проведение соревнований с построенными моделями.
Постройка простейшей модели вертолета «Муха».Постройка соосного вертолета. Проведение соревнований с построенными моделями.
4. Воздушные змеи.
Воздушный змей – самый древний летательный аппарат. Использование воздушных змеев в военном деле и как первого летательного аппарата. Почему и как летает воздушный змей, силы, действующие на него в полете. Определение силы ветра по школе Бофорта. Требование к конструкции воздушных змеев. Запуск и техника (безопасности при запуске змеев).
Практическая работа. Постройка плоского «русского змея», коробчатого - ромбического змея и необычного воздушного змея. Обтяжка моделей змеев лавсановой пленкой, тонкой синтетической тканью и полиэтиленовой пленкой. Крепление уздечек и леера к модели воздушного змея.
5. Схематическая модель планера.
Краткий исторический очерк о создании О. Лилиемталем планера и его полеты. Полеты первых русских планеристов К.К. Арцеулова, П.Н. Нестеров, Г.С. Тереверко. Рекордные полеты русских планеров. Использование планеров в годы Великой Отечественной войны. Развитие дельтапланеризма. Способы запуска планеров с помощью амортизатора, лебедки и самолета.
Практическая работа. Постройка схематической модели планера, подбор материала и технология изготовления отдельных деталей. Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. Изготовление деталей планера: грузика, рейки фюзеляжа, стабилизатора, киля, передних и задних кромок крыла. Изготовление нервюр и законцовок крыла, сборка крыла. Изготовление пилона крыла. Сборка стабилизатора и киля. Обтяжка поверхностей: крыла, стабилизатора и киля. Установка съемных деталей на места и определение центра тяжести. Регулировка и запуск модели, устранение замеченных недостатков.
6. Модели планера А-3 «Дрозд».
Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парение планера в восходящих потоках воздуха. Влияние геометрических форм модели на качество полета.
Практическая работа. Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. Изготовление шаблонов нервюр носовой части.
Изготовление частей и деталей модели планера: носовой части фюзеляжа, рейки фюзеляжа, стабилизатора, киля. Изготовление передней, задней кромки, лонжеронов, нервюр. Сборка крыла и стабилизатора на стапиле. Обтяжка поверхностей крыла, стабилизатора, киля. Сборка модели и определение центра тяжести модели.
7. Регулировка и запуск модели.
Правила безопасности полетов. Техника запуска моделей. Запуски моделей с целью выработки определенных устойчивых навыков по запуску моделей.
Практическая работа. Тренировочные запуски, устранение замеченных недостатков. Подготовка моделей к соревнованиям, выставкам. Определение результатов, разбор полетов.
8. Заключительное занятие.
Подведение итогов работа кружка за учебный год. Перспективы работы в новом учебном году. Беседа «Чему мы научились на занятиях в кружке». Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Разбор и оценка полетов.
Учащиеся, закончившие первый год обучения, должны знать:
Охрану труда при работе с инструментами.
Название, назначение и устройство основных частей самолета и планера
Теорию полета планеров.
Основные правила регулировки простейших моделей планеров.
Вычерчивание рабочих чертежей.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться инструментами, приспособлениями и материалами.
Выполнять рабочие чертежи.
Изготавливать модели планеров, уметь их регулировать.
Находить центр тяжести.
Определять силу и направление ветра (ориентировочно) по местным признакам: дыму, деревьям, состояние водной поверхности.
Конечным результатом кружка первого года обучения является: умение пользоваться технической литературой. Знание видов, классов и конструкций авиамоделей. Приобретение навыков запуска воздушных змеев и моделей планеров. Участие в соревнованиях.
III 1. Учебно – тематический план 2 - го года обучения
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теоретические (час) | Практические (час) |
1. | Вводное занятие | 3 | 2 | 1 |
2. | Аэродинамика и летающие модели | 3 | 3 | - |
3. | Основы авиационной метеорологии | 3 | 3 | - |
4. | Индивидуальная (коллективная) работа с моделями | 148 | 20 | 128 |
5. | Модельные двигатели | 16 | 8 | 8 |
6. | Участие в соревнованиях, выставках | 40 | 10 | 30 |
7. | Заключительное занятие | 3 | 3 | - |
| Итого | 216 | 49 | 167 |
III – 2 Содержание второго года обучения
1. Вводное занятие.
Сообщение об итогах работы в предыдущем учебном году, о спортивных достижениях кружковцев. Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. Цели, задачи и содержание работы в учебном году. Технические требования к летающим моделям. Распорядок работы кружка. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы в мастерской.
2. Аэродинамические качества модели.
Понятие о сопротивлении воздуха. Число Рейнольдса. Подъемная сила. Поляра крыла. Профили крыла. Лобовое сопротивление. Виды полета.
3. Основы авиационной метеорологии.
Воздушная оболочка Земли. Слои воздушной атмосферы. Возникновение воздушных течений. Служба погоды. Восходящие потоки воздуха. Ветер. Определение силы ветра по шкале Бофорта.
4. Индивидуальная (коллективная) работа с моделями.
Схематическая модель самолета (коллективная работа), планер А-1, резиномоторная В-1, таймерная С-1, модель полукопия изготавливаются индивидуально. Краткий исторический очерк. Первые попытки создания самолета: братьев Райт, А. Ф. Можайского. Рекордные полеты экипажей В. П. Чкалова, М. М. Громова. Развитие военной и гражданской авиации. Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм моделей на качество полета. Профили для моделей. Ознакомление с чертежами, опубликованными в книгах и журналах. Технические требования к свободнолетающим, кордовым моделям. Силы, действующие на модель в полете. Автоматы, ограничивающие продолжительность полета. Шаблоны, стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Приемы изготовления фюзеляжей (резиномоторных, таймерных и кордовых моделей). Подбор винтомоторной группы резиномоторной (таймерной) модели. Конструкции бобышек. Механизмы перебалансировки. Приемы управления полетом кордовой модели самолета. Авиамодельные двигатели. Топливные системы моделей. Способы обтяжки и отделки моделей. Техника безопасности запуска свободнолетающих и кордовых моделей.
Практическая работа. Выполнение рабочих чертежей. Подготовка материала. Изготовление шаблонов. Приемы изготовления фюзеляжей (свободнолетающей, резиномоторной, таймерной, кордовой) модели. Изготовление кромок, лонжеронов, нервюр, ребер жесткости, пилона (крыла, стабилизатора, киля). Изготовление воздушного винта, бобышки. Сборка, установка деталей и узлов. Обтяжка несущих поверхностей. Отделка и нахождение центра тяжести модели. Изготовление резиномоторных двигателей. Регулировочные запуски двигателей. Пробные запуски, устранение замеченных недостатков. Обучение запуска и управления полетом моделей. Тренировочные запуски моделей.
5. Двигатели летающих моделей.
Понятие о типах двигателей, используемых в авиамоделизме и авиации. Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель, свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатация и хранение резиновых двигателей. Устройство микролитражных двухтактных двигателей, внутреннего сгорания. Принцип работы двигателей. Охлаждение, смазка, система питания топливом. Конструкция топливных бачков. Топливные смеси. Порядок их составления и хранения. Техника безопасности.
Практическая работа. Освоение навыков запуска и регулирование модельных двигателей КМД – 2,5, МК – 17, ЦСТКМ. Изготовление резиномоторных двигателей.
Составление топливных смесей.
6. Участие в соревнованиях, выставках, конкурсах.
Тренировочные запуски моделей. Правила безопасности полетов. Подготовка моделей к авиамодельным соревнованиям. Разбор полетов. Подготовка моделей к выставке. Показательные полеты. Улучшение эстетического вида. Подготовка моделей к выставке.
7. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы кружка за год. Анализ результатов учебного года. Перспективы работы в новом учебном году. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.
Учащиеся, закончившие второй год обучения должны знать:
классификацию авиационных моделей
аэродинамику модели
особенности регулировки и управления моделью самолета
работу резиномоторного и внутреннего сгорания двигателей
виды топлива (дизельное, калильное)
Учащиеся должны уметь:
работать с электрооборудованием
выполнять рабочие чертежи моделей
изготовить модели самолетов
заводить двигатель модели
запускать модель самолета
Конечным результатом кружка второго года обучения является: умение рассчитывать основные параметры летающих моделей. Изучение основных сведений о технологии обработки металлов. Изучение устройства и принципа работы авиамодельных двигателей. Правильно эксплуатировать и определять неисправности. Участие в соревнованиях всех уровней, выполнение спортивных разрядов, достижение высоких результатов.
IV 1. Учебно – тематический план 3 - го года обучения
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теоретические (час) | Практические (час) |
1. | Вводное занятие | 3 | 3 | - |
2. | Работа над моделями по индивидуальному графику | 177 | 22 | 155 |
3. | Подготовка к соревнованиям, выставкам, конкурсам | 33 | 3 | 30 |
4. | Заключительное занятие | 3 | 3 | - |
| Итого | 216 | 31 | 185 |
IV – 2. Содержание третьего года обучения
1. Вводное занятие.
Задачи кружка на учебный год. Совершенствование конструкций моделей. Экономическая выгода от экспериментов на моделях. Обсуждение плана работы кружка. Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту. Условия присвоения спортивных разрядов.
2. Работа над моделями по индивидуальному графику.
Аэродинамика летающих моделей. Конструкции и технологии изготовления авиационных моделей. Рекомендации по выбору параметров. Технические требования к моделям (свободнолетающим, кордовым). Учебно – исследовательская работа. Рецепты и методика по составлению топливных смесей. Новинки авиамодельной техники. Шаблоны стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Обшивка и отделка моделей. Классификация модельных двигателей. Изготовление резиномоторных двигателей. Классификация и устройство двигателей внутреннего сгорания. Стартовое оборудование.
Практическая работа. Выполнение рабочих чертежей. Подготовка материала. Изготовление шаблонов, стапелей, изготовление фюзеляжа модели, кромок, лонжеронов, нервюр (крыла, стабилизатора). Изготовление пилона, киля, рулей. Изготовление топливного бака, шасси. Изготовление воздушного винта и бобышки. Установка автомата, ограничивающего полет. Нахождение центра тяжести, изготовление резиномоторов.
Обтяжка и отделка моделей. Установка турболизаторов. Запуск и регулировка микролитражных двигателей. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. Тренировочные запуски моделей.
3. Подготовка к соревнованиям, выставкам, конкурсам.
Оформление технической документации для участия в соревнованиях. Распорядок дня во время соревнований. Проверка стартового оборудования. Подготовка запасных моделей. Правила безопасности.
Практическая работа. Подготовка документации необходимой для участия в соревнованиях. Запуски моделей. Изготовление стартового чемодана. Устранение замеченных недостатков, улучшение эстетического вида. Подготовка моделей к выставкам, конкурсам. Участие в областных авиамодельных соревнованиях.
4. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы за учебный год. Организация выставки моделей кружковцев. Вручение спортивных квалификационных книжек. Разбор полетов.
Учащиеся, закончившие третий год обучения должны знать:
аэродинамику модели своего класса
теорию расчета и выбора профилей крыла своего класса модели
особенности авиамодельных двигателей (калильных, компрессионных, резиномоторных)
методику регулировки модели
правила соревнований и технические требования к моделям своего класса
Учащиеся должны уметь:
рассчитать геометрические параметры самолета своего класса
подобрать винтомоторную группу в соответствии с классом модели
запускать и рассчитывать профили крыльев
регулировать модель
работать со стартовым оборудованием
уметь экспериментировать
правильно и наиболее рационально использовать современные материалы
составлять топливные смеси
Конечным результатом третьего и последующих лет обучения является: Экспериментально – исследовательская работа. Самостоятельная работа по конструированию. Творческое решение поставленной задачи, четкая формулировка своих мыслей, выполнение технических требований к изготовленным моделям, выполнение спортивных разрядов, достижение максимально высоких результатов. Участие в соревнования различных уровней.
ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ АВИАМОДЕЛЬНОГО КРУЖКА.
№ п/п | Наименование | Кол-во, шт. |
1 | Плоскогубцы | 3 |
2 | Круглогубцы | 3 |
3 | Бокорезы | 2 |
4 | Кусачки | 2 |
5 | Отвертки | 6 |
6 | Ручные ножницы по металлу | 2 |
7 | Ножницы | 7 |
8 | Молотки слесарные | 4 |
9 | Ножовки по металлу | 2 |
10 | Ножовка по дереву | 2 |
11 | Напильники разных сечений | 20 |
12 | Рашпили двух типов | 4 |
13 | Шило | 5 |
14 | Стамески | 8 |
15 | Стальная щетка | 1 |
16 | Сверла диаметром (мм) 0,5-10,0 | 40 |
17 | Метчики и плашки | 2 комплекта |
18 | Шлифовальная шкурка | 6 кв.м |
19 | Кернер | 2 |
20 | Линейки металлические 300, 500, 1000 (мм) | 7 |
21 | Разметочный циркуль | 2 |
22 | Штангенциркули | 2 |
23 | Угольники | 3 |
24 | Лобзики | 5 |
25 | Рубанки | 5 |
26 | Электрическая дрель | 1 |
27 | Деревообрабатывающий станок | 1 |
28 | Сверлильный станок | 1 |
29 | Фрезерный станок | 1 |
30 | Заточной станок | 1 |
31 | Токарный станок (по дереву, металлу) | 2 |
32 | Набор резцов | 2 |
33 | Пульверизатор | 1 |
34 | Электропаяльники | 3 |
35 | Чертежный инструмент | 1 комплект |
36 | Микрокалькулятор | 1 |
37 | Микрометр | 1 |
38 | Весы с разновесом | 1 комплект |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.Павлов А.П. Твоя первая модель. – ДОСААФ, 1979 г.
2.Ермаков А.М. Простейшие модели. – М.: Просвещение, 1989 г.
3.Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982 г.
4. Рожков В.С. Строим летающие модели. – М.: Патриот, 1990 г.
5.Ермаков А.Е. Авиамодельный спорт. – ДОСААФ, 1969 г.
6. Бабаев Н.А. Авиационный моделизм. – Профиздат, 1956 г.
7.Жидков С. Секреты высоких скоростей кордовых моделей самолетов. – ДОСААФ, 1972 г.
8. Зуев В.П. Модельные двигатели. – М.: Просвещение, 1973 г.
9.Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель. – ДОСААФ, 1973 г.
10.Сироткин Ю. В воздухе пилотажные модели. – ДОСААФ, 1972 г.
11. Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному авиамоделисту. – М.: Просвещение, 1979г.
12. Авилов М. Лети, модель. – ДОСААФ, 1970 г.
13.Шахат А.М. Резиномоторная модель. – ДОСААФ, 1977 г.
14. Рожков В.С. Авиамодельный кружок. – М.: Просвещение, 1978, 1986 г.
15.Гаевский О.К. Авиамоделирование. – Патриот, 1990 г.
16. Горский В.А. Техническое творчество и военно-патриотическое воспитание школьников. ДОСААФ, 1983 г.
17.Мигур П.Х., Рихвк Э.В. Обработка металла в школьных мастерских. – М.: Просвещение, 1991 г.
18.Орлов Е.Н., Серебряков В.И. Станочные работы. – М.: Россельхозиздат, 1974 г.
19.Дубровский В.А. Пособие слесаря – ремонтника. – М.: Колос, 1973 г.
Рекомендуемая литература для детей и родителей:
1. Периодические издания:
ж . «Моделист- конструктор»;
ж . «Мир техники»;
ж . «Спорт и хобби»;
2. Зубков Б.В., Чумаков С.В. Энциклопедический словарь юного техника .- М.: «Педагогика», 1987г.
3. Рыжов К.В. Сто великих изобретений – М.: «Вече», 2002 г.
4. Мусский С.А. Сто великих чудес техники. – М.: «Вече», 2002 г.
5. Зигуненко С.Н. Авиация и воздухоплавание. «Я познаю мир».- М.: «Олимп», 1999г.
6. Маколи Д. От плуга до лазера- (компакт- диск), русская версия 1998 г.
7. Яковлев А. Записки конструктора .- М.: «Политиздат», 1979 г.
8. Робкин И. Г. Время, люди, самолеты. – М.: «Московский рабочий», 1985 г.
9. Гай Д.И. Небесное притяжение. – М.: «Московский рабочий», 1984 г.
10. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. – М.Н.: «Нар. асвета» , 1972 г.
11. Олехник С.И. Старинные занимательные задачи.- М.: «Дрофа», 2002 г.
Рук. Францов Д. Н
Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в «Авиамодельном» кружке за 2004 учебный год
1-го года обучения
№ | Критерии диагностики обучающихся | Начало учебного года (%) |
1 | Техника безопасности работы в мастерской | 30 |
2 | Виды летательных аппаратов, их назначение | 22 |
3 | Простейшие летательные модели | 27 |
4 | Технический кругозор | 12 |
5 | Навыки пользования измерительными инструментами | 39 |
6 | Навыки работы с чертежами | 15 |
7 | Владение слесарным инструментом | 25 |
Диагностировано 14 учащихся
Общий уровень ЗУН равен 24%-ниже среднего уровня.
2-го года обучения
№ | Критерии диагностики обучающихся | Начало учебного года (%) |
1 | Техника безопасности при работе в мастерской | 58 |
2 | Классификация авиационных моделей | 52 |
3 | Метеорология авиамоделиста | 39 |
4 | Пользование электрооборудованием | 45 |
5 | Работа авиамодельных двигателей | 48 |
6 | Топливные смеси | 63 |
7 | Запуск двигателей внутреннего сгорания | 65 |
Диагностировано 10 учащихся.
Общий уровень ЗУН равен 53%-выше среднего уровня.
Вопросы к диагностике, обучающихся в «авиамодельном»
кружке 1-го года обучения.
Назовите главные части модели планера и самолета?
Чем отличается рабочий чертеж от других чертежей?
Что вы знаете о понятии аэродинамика?
Чем отличаются модели самолета от планера?
Какие основные правила регулировки вы знаете?
Что вы знаете об изобретателях самолетов?
Для чего самолету требуется источник тяги?
Какое различие между ветром и восходящими или нисходящими потоками воздуха?
Какие конструкции фюзеляжа, крыла и хвостового оперения вы знаете? Перечислите.
Перечислите основные технические требования к моделям.
Укажите правильные приемы строгания толстых и тонких реек.
Какие слесарные инструменты вы знаете? Перечислите.
Вопросы к диагностике, обучающихся в «авиамодельном»
кружке 2-го года обучения.
Какие аэродинамические силы действуют на модель?
Что представляют собой шаблоны и как изготавливаются шаблоны нервюр?
Что вы знаете о механизме принудительной посадки модели планера.
Какое место склона является наилучшим при запуске модели планера с рук?
Воздух и его движения у земли.
Назовите основные части поршневого двигателя.
Что такое, электрическая свеча и каково ее назначение.
Рецепты и методика составления топливных смесей.
Как производится запуск двигателя?
Способы изготовления резиномоторов.
Как образуется тяга у воздушного винта.
Для чего вытягивается резиномотор, перед его заводкой?
Как образуется подъемная сила у крыла?
Как правильно гнуть бамбук?
Покажите на чертеже органы управления самолетом.