Пояснительная записка
Данная программа предусматривает расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирования устойчивого интереса к технике. Учтены знания и умения начальных классов, которые они получают на уроках математики, трудового обучения, рисования, природоведения и на которые надо опираться в процессе занятий начально-техническим моделированием.
Программа является типовой, носит вариативный характер . По каждой теме входящей в программу, даются необходимые теоретические сведения и перечень практических работ. Значительное место отведено графической подготовке младших школьников, т.к. в техническом кружке важно сформировать навыки в графическом изображении при изготовлении изделий. Уделено внимание тому, чтобы младшие школьники правильно употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую документацию.
Цель данной программы – развитие технических интересов и склонностей детей. Для осуществления этой цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
Расширение политехнического кругозора детей.
Развитие конструкторских способностей.
Формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами.
Воспитательные:
Воспитание культуры труда.
Трудолюбие.
Чувство настойчивости и терпеливости в работе.
Нравственно-эстетические качества личности.
Развивающие:
Развивать профессиональное и эстетическое просвещение обучающихся.
Ответственность.
Активность.
Аккуратность.
Самостоятельность.
Уверенность в своих силах.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся 1-4 классов. Они составлены по принципу постепенного нарастания степени сложности материала.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Проводится 2 раза в неделю по 2 академических часа (всего по 144 часа в год).
Количество обучающихся в группе: 1-ый год обучения 12-15 человек, 2-ой год обучения 8-10 человек.
Состав объединения может быть одновозрастным или смешанным, т.е. в одном объединении могут заниматься дети с 1 по 4 класс.
Работа с обучающимися может быть как фронтальная, так и индивидуальная.
Первый год обучения
Т е м а | Количество часов |
всего | теория | практика |
1. Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. Понятие о материалах и инструментах. | 12 | 2 | 10 |
3. Первоначальные графические знания и умения. | 12 | 2 | 10 |
4. Первоначальные конструкторско-технологические понятия. | 14 | 2 | 12 |
5. Конструирование из плоских деталей. | 20 | 2 | 18 |
6. Конструирование из объемных деталей. | 26 | 2 | 24 |
7. Техническое моделирование из наборов готовых деталей. | 16 | 2 | 14 |
8. Изготовление простейших электрифицированных игрушек. Игры и соревнования. | 28 | 2 | 26 |
9. Экскурсии. | 12 | 12 | - |
10. Заключительное занятие. | 2 | 2 | - |
И т о г о: | 144 | 29 | 115 |
Вводное занятие.
Значение техники в жизни людей. Достижения советской науки и техники. Порядок и план работы объединения. Оформление выставки.
Практическая работа. Изготовление (из бумаги и картона) поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся.
2. Понятие о материалах и инструментах.
Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании. Инструменты и приспособления, применяемые в объединении (ножницы, нож, молоток, плоскогубцы, шило, кисти для красок, клея и др.), правила пользования ими. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы сборки самоделок.
Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги силуэтов машин, построек. Изготовление обложек, закладок для книг, игрушек. Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями.
3. Первоначальные графические знания и умения.
Расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейки, угольники, циркуле, карандаше. Их назначение и правило пользования. Знакомство с линиями чертежа. Расширение понятий об осевой симметрии, симметрических фигурах и деталях плоской формы. Графическое изображение простейших схем.
Практическая работа. Изготовление бумажных моделей с применением в работе линии чертежа. Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением и уменьшением размеров чертежей этих изделий с помощью клеток разной площади. Графическое изображение электрических схем.
4. Первоначальные конструкторско-технологические понятия.
Первоначальные понятия о разметке. Способы разметки деталей на различных материалах. Способы изготовления выкроек и разверток, объектов простой формы. Понятие о шаблонах, трафаретах. Способы и приемы работы с ними. Способы перевода чертежей и выкроек на кальку, бумагу, картон, фанеру и другой материал. Способы увеличения или уменьшения выкроек и чертежей при помощи клеток разной площади.
Конструирование из плоских деталей.
Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольнике, круге и т.д.
Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.
Понятие о зависимости формы (внешних контуров) машины от ее назначения. Рациональность форм в живой природе.
Практическая работа. Изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги или картона. Создание образцов силуэтов технических объектов из элементов «Геометрического конструктора» (корабль, грузовой автомобиль, самолет, подъемный кран, светофор, весы и др).
Изготовление (по образцу, рисунку, чертежу) контурных моделей со щелевидными соединениями в «замок».
Конструирование из объемных деталей.
Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Создание технических объектов. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.
Практическая работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами.
Изготовление из плотной бумаги или тонкого картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток. Создание макетов машин из геометрических фигур и тел.
Техническое моделирование из наборов готовых деталей.
Понятие о машинах, механизмах и их сборочных единицах. Основные элементы механизмов, их взаимодействие. Первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях. Работа с наборами «Школьник-конструктор», «Конструктор-механик».
Названия и назначение входящих в конструкторы деталей. Способы и приемы соединения деталей. Сборка макетов и моделей по образцу, рисунку, словесному описанию и собственному замыслу.
Работа с наборами готовых пластмассовых деталей. Сборка моделей самолетов, автомобилей и других машин Способы склеивания деталей.
Практическая работа. Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств из готовых наборов деталей: а) по образцам, б) по рисункам, в) по собственному замыслу. Приемы сборки и склеивания моделей из пластмассовых и деревянных деталей, из печатных бумажных выкроек. Изготовление самоходных электрифицированных моделей из наборов готовых деталей.
Изготовление простейших электрифицированных игрушек. Игры и соревнования.
Элементарные понятия об электрическом токе и простейшей электрической цепи. Знакомство с источниками тока. (гальванический элемент, батарейка), проводниками, выключателями, переключателями и потребителями электрической энергии (лампочки, электромоторчики, звонки и др). Условные обозначения элементов электрической цепи. Способы и приемы составления простейшей электрической цепи. Беседы о безопасной работе.
Практическая работа. Графическое изображение электрической цепи с одним потребителем. Сборка простой электрической цепи с одним потребителем. Сборка простой электрической цепи (батарейка, провод, выключатель, лампочка или звонок). Изготовление простейших технических моделей с электроосвещением.
Экскурсии.
Заключительное занятие.
Подведение итогов работы за год. Подготовка самоделок к отчетной выставке технического творчества младших школьников. Перспективы работы объединения в следующем году.
Второй год обучения.
Т е м а | Количество часов |
всего | Теория | практика |
1. Вводное занятие. Инструменты и материалы. | 4 | 2 | 2 |
2. Графическая подготовка в начальном техническом моделировании. | 12 | 2 | 10 |
3. Простейшие модели транспортной техники. | 12 | 2 | 10 |
4. Действующие модели различных машин. | 14 | 2 | 12 |
5. Двигатели на моделях. | 12 | 2 | 10 |
6. Электричество на моделях. | 10 | 2 | 8 |
7. Автоматика на моделях.. | 12 | 2 | 10 |
8. Изготовление простейших электрифицированных устройств и механизмов. | 20 | 2 | 18 |
9. Элементарные основы радиоэлектроники. | 22 | 2 | 20 |
10. Элементы технической эстетики. | 12 | 2 | 10 |
11. Экскурсии. | 12 | 12 | - |
12. Заключительное занятие. | 2 | 2 | - |
И т о г о: | 144 | 34 | 110 |
Вводное занятие. Инструменты и материалы.
Элементарное понятие о сущности научно-технической революции, замене ручного труда машинным. Создание новых материалов и новых способов их обработки. Современные автоматические, электронные машины.
Вводный инструктаж по правилам безопасности работы. Ознакомление с планом работы объединения.
Графическая подготовка в начальном техническом моделировании.
Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различие этих графических изображений.
Совершенствование знаний о масштабе, нанесении размеров и применение этих знаний в начальном техническом моделировании.
Правила и порядок чтения изображений объемных деталей (наглядного изображения, чертежа развертки и т.д.).
Совершенствование умений в чтении и составлении простейших электрических схем
Практическая работа. Чтение и составление эскизов плоских деталей и изделий простой формы. Увеличение и уменьшение чертежа детали с помощью масштаба. Использование сборочного чертежа при изготовлении моделей.
Чтение и составление простейших электрических схем при изготовлении электрифицированных моделей.
Простейшие модели транспортной техники.
Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Понятие о моделях транспортной техники и их разновидностях. Летающие и плавающие модели.
Детали контурной модели: силуэт, рама, корпус, двигатель, движители, руль. Способы изготовления силуэтных и полуобъемных моделей. Выбор материалов и способы их обработки.
Резиновые двигатели моделей, их устройство и действие. Увеличение продолжительности их действия, мощности.
Практическая работа. Изготовление моделей, ходовые испытания, игры-соревнования. Изготовление силуэтных автомобилей с резиновыми двигателями: грузовых, легковых и специальных автомобилей; простейших объемных моделей автомобилей.
Летающие модели: игрушки – стрела, голубь, «муха». Бумажные модели парашютов, планеров, самолетов, плоские воздушные змеи.
Действующие модели различных машин.
Понятия о машинах-двигателях и машинах-орудиях и их назначении. Машины-двигатели, использующие энергию воды, ветра, топлива, солнца. Понятие о машинах-орудиях. Основные механизмы машины. Их назначение и взаимодействие.
Понятие о деталях машин и способах их соединения. Способы изготовления дополнительных деталей для изготовления моделей из конструктора.
Понятие о моделях технических сооружений. Способы их сборки из готовых и самодельных деталей.
Практическая работа. Изготовление моделей машин и технических устройств по рисункам, чертежам и описаниям с применением деталей конструкторов, полуфабрикатов и самодельных деталей.
Макет «Правила дорожного движения»: перекресток со светофором, несколько различных транспортных машин.
Детали на моделях.
Классификация двигателей. Краткая история развития двигателей. Механические двигатели. Электрические микродвигатели постоянного тока и источники их питания. Понятие о микродвигателе внутреннего сгорания. Правила установки двигателей на моделях.
Практическая работа. Ознакомление с действием резиномоторов. Установка резиномотора на модели. Включение микроэлектродвигателя в электрическую цепь. Установка микродвигателя на модели. Испытание моделей.
Электричество на моделях.
Правила составления электрической цепи. Понятие о проводниках и изоляторах. Выключатели, переключатели, их назначение. Применение лампочек для карманного фонаря на моделях автомобилей. Способы изготовления простейших патронов для лампочек и выключателей. Установка на моделях микроэлектродвигателей.
Понятие о вибрации. Игрушки-попрыгушки. Понятие об электромагните. Способ изготовления простейшего электромагнита.
Практическая работа. Монтаж электропроводки. Изготовление игрушек-виброходов. Изготовление игрушек с использованием магнита и электромагнита.
Автоматика на моделях.
Общее понятие об автоматике, ее значение и применение в быту. Понятие об основных элементах автоматических устройств. Понятие об автоматах и дистанционном управлении машинами и моделями.
Простейшие самодельные устройства автоматического и дистанционного управления моделями. Беседы о безопасной работе.
Практическая работа. Установка на модели автомобилей автоматического выключателя или переключателя направления вращения электродвигателя.
Изготовление устройства для дистанционного управления моделями грузового автомобиля.
Изготовление простейших электрифицированных устройств и механизмов.
Изготовление простейших действующих электрофицированных моделей машин и технических устройств с применением деталей конструкторов, а также из наборов полуфабрикатов и самодельных деталей. Упрощенные модели машин и механизмов. Упрощенные модели машин-орудий
Практическая работа. Изготовление действующих электрофицированных устройств, механизмов, игрушек с приводом и дистанционным управлением из наборов готовых деталей электроконструкторов «Юный электрик» «Электромеханический конструктор».
Элементарные основы радиоэлектроники.
Беседы по истории развития электроники и робототехники. Знакомство с радиодеталями из набора «Радиокубики», их назначение и свойства. Организация занимательных опытов с радиокубиками.
Практическая работа. Сборка простейших электрических цепей из радиокубиков. Сборка схем с резисторами, лампочками, конденсаторами и диодами. Сборка электронных схем с транзисторами. Изучение свойст транзистора. Сборка зарядно-разрядных цепей из радиокубиков. Определение свойств и особенностей модульного кубика.
Элементы технической эстетики.
Элементарное понятие о технической эстетике. Ознакомление с некоторыми элементами художественного конструирования и художественного оформления поделок. Наблюдение и анализ формы, пропорции, цвета с выявлением закономерностей и средств достижения художественной выразительности. Закономерность формы. Пропорциональность частей изделия. Первоначальные понятия о ритме, гармоничности, цветовых сочетаниях. Оформление изделия в зависимости от его назначения, формы и материала.
Практическая работа. Конструирование и оформление моделей с учетом элементарных закономерностей технической эстетики.
Экскурсии.
Заключительное занятие.
Подведение итогов работы за год. Подготовка самоделок к отчетной выставке и показательным запускам. Рекомендации по работе во время летних каникул. Перспективы работы в будущем году.
Л и т е р а т у р а :
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить.– М.: Просвещение, 1984.
Гусакова А.М. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских.– М.: Просвещение, 1983. – Вып.5.
Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе.–М.:Просвещение, 1982.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.–М.:Просвещение, 1981.
Кузнецов В.П., Рожнев А.Я. Методика трудового обучения. –.:Просвещение, 1981.
Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. –М.: Просвещение, 1983.
Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителей нач.классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985.
Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению.– М.: Просвещение, 1983.–Б-ка учителя нач. школы.
Цейтлин Н.Е., Рожнев А.Я. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1980.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1983.