СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа педагога дополнительного образования Архиповой О.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предусматривает расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирования устойчивого интереса к технике. Учтены знания и умения начальных классов, которые они получают на уроках математики, трудового обучения, рисования, природоведения и на которые надо опираться в процессе занятий начально-техническим моделированием.

          Программа является типовой, носит вариативный характер  . По каждой теме входящей в программу, даются необходимые теоретические сведения и перечень практических работ. Значительное место отведено графической подготовке младших школьников, т.к.  в техническом кружке важно сформировать навыки в графическом изображении при изготовлении изделий. Уделено внимание тому, чтобы младшие школьники правильно употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую документацию.

          Цель данной программы  – развитие  технических интересов и склонностей детей. Для осуществления этой цели решаются следующие задачи:

Просмотр содержимого документа
«Программа педагога дополнительного образования Архиповой О.В.»

Пояснительная записка


Данная программа предусматривает расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирования устойчивого интереса к технике. Учтены знания и умения начальных классов, которые они получают на уроках математики, трудового обучения, рисования, природоведения и на которые надо опираться в процессе занятий начально-техническим моделированием.

Программа является типовой, носит вариативный характер . По каждой теме входящей в программу, даются необходимые теоретические сведения и перечень практических работ. Значительное место отведено графической подготовке младших школьников, т.к. в техническом кружке важно сформировать навыки в графическом изображении при изготовлении изделий. Уделено внимание тому, чтобы младшие школьники правильно употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую документацию.

Цель данной программы – развитие технических интересов и склонностей детей. Для осуществления этой цели решаются следующие задачи:


Образовательные:


  1. Расширение политехнического кругозора детей.

  2. Развитие конструкторских способностей.

  3. Формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами.


Воспитательные:


  1. Воспитание культуры труда.

  2. Трудолюбие.

  3. Чувство настойчивости и терпеливости в работе.

  4. Нравственно-эстетические качества личности.


Развивающие:


  1. Развивать профессиональное и эстетическое просвещение обучающихся.

  2. Ответственность.

  3. Активность.

  4. Аккуратность.

  5. Самостоятельность.

  6. Уверенность в своих силах.


Программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся 1-4 классов. Они составлены по принципу постепенного нарастания степени сложности материала.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Проводится 2 раза в неделю по 2 академических часа (всего по 144 часа в год).

Количество обучающихся в группе: 1-ый год обучения 12-15 человек, 2-ой год обучения 8-10 человек.

Состав объединения может быть одновозрастным или смешанным, т.е. в одном объединении могут заниматься дети с 1 по 4 класс.

Работа с обучающимися может быть как фронтальная, так и индивидуальная.



































Первый год обучения





Т е м а
Количество часов

всего

теория

практика

1. Вводное занятие.

2

1

1

2. Понятие о материалах и инструментах.

12

2

10

3. Первоначальные графические знания и умения.

12

2

10

4. Первоначальные конструкторско-технологические понятия.

14

2

12

5. Конструирование из плоских деталей.

20

2

18

6. Конструирование из объемных деталей.

26

2

24

7. Техническое моделирование из наборов готовых деталей.

16

2

14

8. Изготовление простейших электрифицированных игрушек. Игры и соревнования.

28

2

26


9. Экскурсии.

12

12

-


10. Заключительное занятие.

2

2

-

И т о г о:

144

29

115

















    1. Вводное занятие.


Значение техники в жизни людей. Достижения советской науки и техники. Порядок и план работы объединения. Оформление выставки.


Практическая работа. Изготовление (из бумаги и картона) поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся.



2. Понятие о материалах и инструментах.



Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании. Инструменты и приспособления, применяемые в объединении (ножницы, нож, молоток, плоскогубцы, шило, кисти для красок, клея и др.), правила пользования ими. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы сборки самоделок.


Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги силуэтов машин, построек. Изготовление обложек, закладок для книг, игрушек. Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями.



3. Первоначальные графические знания и умения.


Расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейки, угольники, циркуле, карандаше. Их назначение и правило пользования. Знакомство с линиями чертежа. Расширение понятий об осевой симметрии, симметрических фигурах и деталях плоской формы. Графическое изображение простейших схем.

Практическая работа. Изготовление бумажных моделей с применением в работе линии чертежа. Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением и уменьшением размеров чертежей этих изделий с помощью клеток разной площади. Графическое изображение электрических схем.



4. Первоначальные конструкторско-технологические понятия.



Первоначальные понятия о разметке. Способы разметки деталей на различных материалах. Способы изготовления выкроек и разверток, объектов простой формы. Понятие о шаблонах, трафаретах. Способы и приемы работы с ними. Способы перевода чертежей и выкроек на кальку, бумагу, картон, фанеру и другой материал. Способы увеличения или уменьшения выкроек и чертежей при помощи клеток разной площади.


  1. Конструирование из плоских деталей.


Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольнике, круге и т.д.

Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.

Понятие о зависимости формы (внешних контуров) машины от ее назначения. Рациональность форм в живой природе.

Практическая работа. Изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги или картона. Создание образцов силуэтов технических объектов из элементов «Геометрического конструктора» (корабль, грузовой автомобиль, самолет, подъемный кран, светофор, весы и др).

Изготовление (по образцу, рисунку, чертежу) контурных моделей со щелевидными соединениями в «замок».



  1. Конструирование из объемных деталей.



Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Создание технических объектов. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.

Практическая работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами.

Изготовление из плотной бумаги или тонкого картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток. Создание макетов машин из геометрических фигур и тел.


  1. Техническое моделирование из наборов готовых деталей.



Понятие о машинах, механизмах и их сборочных единицах. Основные элементы механизмов, их взаимодействие. Первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях. Работа с наборами «Школьник-конструктор», «Конструктор-механик».

Названия и назначение входящих в конструкторы деталей. Способы и приемы соединения деталей. Сборка макетов и моделей по образцу, рисунку, словесному описанию и собственному замыслу.

Работа с наборами готовых пластмассовых деталей. Сборка моделей самолетов, автомобилей и других машин Способы склеивания деталей.

Практическая работа. Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств из готовых наборов деталей: а) по образцам, б) по рисункам, в) по собственному замыслу. Приемы сборки и склеивания моделей из пластмассовых и деревянных деталей, из печатных бумажных выкроек. Изготовление самоходных электрифицированных моделей из наборов готовых деталей.


  1. Изготовление простейших электрифицированных игрушек. Игры и соревнования.


Элементарные понятия об электрическом токе и простейшей электрической цепи. Знакомство с источниками тока. (гальванический элемент, батарейка), проводниками, выключателями, переключателями и потребителями электрической энергии (лампочки, электромоторчики, звонки и др). Условные обозначения элементов электрической цепи. Способы и приемы составления простейшей электрической цепи. Беседы о безопасной работе.

Практическая работа. Графическое изображение электрической цепи с одним потребителем. Сборка простой электрической цепи с одним потребителем. Сборка простой электрической цепи (батарейка, провод, выключатель, лампочка или звонок). Изготовление простейших технических моделей с электроосвещением.



  1. Экскурсии.




  1. Заключительное занятие.


Подведение итогов работы за год. Подготовка самоделок к отчетной выставке технического творчества младших школьников. Перспективы работы объединения в следующем году.











Второй год обучения.





Т е м а
Количество часов

всего

Теория

практика

1. Вводное занятие. Инструменты и материалы.

4

2

2

2. Графическая подготовка в начальном техническом моделировании.

12

2

10

3. Простейшие модели транспортной техники.

12

2

10

4. Действующие модели различных машин.

14

2

12

5. Двигатели на моделях.


12

2

10

6. Электричество на моделях.


10

2

8

7. Автоматика на моделях..


12

2

10

8. Изготовление простейших электрифицированных устройств и механизмов.

20

2

18

9. Элементарные основы радиоэлектроники.

22

2

20

10. Элементы технической эстетики.


12

2

10

11. Экскурсии.


12

12

-

12. Заключительное занятие.


2

2

-

И т о г о:

144

34

110












  1. Вводное занятие. Инструменты и материалы.



Элементарное понятие о сущности научно-технической революции, замене ручного труда машинным. Создание новых материалов и новых способов их обработки. Современные автоматические, электронные машины.

Вводный инструктаж по правилам безопасности работы. Ознакомление с планом работы объединения.



  1. Графическая подготовка в начальном техническом моделировании.



Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различие этих графических изображений.

Совершенствование знаний о масштабе, нанесении размеров и применение этих знаний в начальном техническом моделировании.

Правила и порядок чтения изображений объемных деталей (наглядного изображения, чертежа развертки и т.д.).

Совершенствование умений в чтении и составлении простейших электрических схем

Практическая работа. Чтение и составление эскизов плоских деталей и изделий простой формы. Увеличение и уменьшение чертежа детали с помощью масштаба. Использование сборочного чертежа при изготовлении моделей.

Чтение и составление простейших электрических схем при изготовлении электрифицированных моделей.



  1. Простейшие модели транспортной техники.


Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Понятие о моделях транспортной техники и их разновидностях. Летающие и плавающие модели.

Детали контурной модели: силуэт, рама, корпус, двигатель, движители, руль. Способы изготовления силуэтных и полуобъемных моделей. Выбор материалов и способы их обработки.

Резиновые двигатели моделей, их устройство и действие. Увеличение продолжительности их действия, мощности.

Практическая работа. Изготовление моделей, ходовые испытания, игры-соревнования. Изготовление силуэтных автомобилей с резиновыми двигателями: грузовых, легковых и специальных автомобилей; простейших объемных моделей автомобилей.

Летающие модели: игрушки – стрела, голубь, «муха». Бумажные модели парашютов, планеров, самолетов, плоские воздушные змеи.



  1. Действующие модели различных машин.



Понятия о машинах-двигателях и машинах-орудиях и их назначении. Машины-двигатели, использующие энергию воды, ветра, топлива, солнца. Понятие о машинах-орудиях. Основные механизмы машины. Их назначение и взаимодействие.

Понятие о деталях машин и способах их соединения. Способы изготовления дополнительных деталей для изготовления моделей из конструктора.

Понятие о моделях технических сооружений. Способы их сборки из готовых и самодельных деталей.

Практическая работа. Изготовление моделей машин и технических устройств по рисункам, чертежам и описаниям с применением деталей конструкторов, полуфабрикатов и самодельных деталей.

Макет «Правила дорожного движения»: перекресток со светофором, несколько различных транспортных машин.



  1. Детали на моделях.



Классификация двигателей. Краткая история развития двигателей. Механические двигатели. Электрические микродвигатели постоянного тока и источники их питания. Понятие о микродвигателе внутреннего сгорания. Правила установки двигателей на моделях.

Практическая работа. Ознакомление с действием резиномоторов. Установка резиномотора на модели. Включение микроэлектродвигателя в электрическую цепь. Установка микродвигателя на модели. Испытание моделей.


  1. Электричество на моделях.



Правила составления электрической цепи. Понятие о проводниках и изоляторах. Выключатели, переключатели, их назначение. Применение лампочек для карманного фонаря на моделях автомобилей. Способы изготовления простейших патронов для лампочек и выключателей. Установка на моделях микроэлектродвигателей.

Понятие о вибрации. Игрушки-попрыгушки. Понятие об электромагните. Способ изготовления простейшего электромагнита.

Практическая работа. Монтаж электропроводки. Изготовление игрушек-виброходов. Изготовление игрушек с использованием магнита и электромагнита.




  1. Автоматика на моделях.


Общее понятие об автоматике, ее значение и применение в быту. Понятие об основных элементах автоматических устройств. Понятие об автоматах и дистанционном управлении машинами и моделями.

Простейшие самодельные устройства автоматического и дистанционного управления моделями. Беседы о безопасной работе.

Практическая работа. Установка на модели автомобилей автоматического выключателя или переключателя направления вращения электродвигателя.

Изготовление устройства для дистанционного управления моделями грузового автомобиля.


  1. Изготовление простейших электрифицированных устройств и механизмов.


Изготовление простейших действующих электрофицированных моделей машин и технических устройств с применением деталей конструкторов, а также из наборов полуфабрикатов и самодельных деталей. Упрощенные модели машин и механизмов. Упрощенные модели машин-орудий

Практическая работа. Изготовление действующих электрофицированных устройств, механизмов, игрушек с приводом и дистанционным управлением из наборов готовых деталей электроконструкторов «Юный электрик» «Электромеханический конструктор».



  1. Элементарные основы радиоэлектроники.


Беседы по истории развития электроники и робототехники. Знакомство с радиодеталями из набора «Радиокубики», их назначение и свойства. Организация занимательных опытов с радиокубиками.

Практическая работа. Сборка простейших электрических цепей из радиокубиков. Сборка схем с резисторами, лампочками, конденсаторами и диодами. Сборка электронных схем с транзисторами. Изучение свойст транзистора. Сборка зарядно-разрядных цепей из радиокубиков. Определение свойств и особенностей модульного кубика.



  1. Элементы технической эстетики.


Элементарное понятие о технической эстетике. Ознакомление с некоторыми элементами художественного конструирования и художественного оформления поделок. Наблюдение и анализ формы, пропорции, цвета с выявлением закономерностей и средств достижения художественной выразительности. Закономерность формы. Пропорциональность частей изделия. Первоначальные понятия о ритме, гармоничности, цветовых сочетаниях. Оформление изделия в зависимости от его назначения, формы и материала.

Практическая работа. Конструирование и оформление моделей с учетом элементарных закономерностей технической эстетики.



  1. Экскурсии.



  1. Заключительное занятие.


Подведение итогов работы за год. Подготовка самоделок к отчетной выставке и показательным запускам. Рекомендации по работе во время летних каникул. Перспективы работы в будущем году.

































Л и т е р а т у р а :



  1. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить.– М.: Просвещение, 1984.

  2. Гусакова А.М. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских.– М.: Просвещение, 1983. – Вып.5.

  3. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе.–М.:Просвещение, 1982.

  4. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.–М.:Просвещение, 1981.

  5. Кузнецов В.П., Рожнев А.Я. Методика трудового обучения. –.:Просвещение, 1981.

  6. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. –М.: Просвещение, 1983.

  7. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителей нач.классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985.

  8. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению.– М.: Просвещение, 1983.–Б-ка учителя нач. школы.

  9. Цейтлин Н.Е., Рожнев А.Я. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1980.

  10. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1983.