Пояснительная записка.
Рабочая программа по адыгейской литературе предназначена для обучения учащихся 8 класса общеобразовательных школ.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МОИН РФ от 17.12.2010 года № 1897.
Программы по адыгейской литературе к учебно-методическому комплексу: учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова. – Майкоп, 2011.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе.
в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 уч. Год от 19.12.2012 пр. №1067.
Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7».
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7».
Программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю. Программой предусмотрено 11 уроков развития речи, 1 тестовая работа
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся предусматривает ознакомление с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цели изучения русской литературы в 8 классе
Приобщение учащимся к искусству слова, богатству адыгейской литературы.
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи организации учебной деятельности:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Должны знать и понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей, этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;
основные теоретико – литературные понятия.
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию
выразтельно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Содержание курса литературы ( 8 класс)
Устное народное творчество (3 часа)
Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Понятие жанра.
Нартский эпос.
Адыгейская литература(65 часов)
Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа.
Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России.
Особенности языка художественной литературы.
А.Д. Хатков. Стихотворения «Старость», « Живи, человек» Творческий путь Т.М.Керашева. Повесть «Абрек».
Быт и нравы народа.
Психологизм произведения.
Образ Зары - готовность к самопожертвованию.
Творческий путь И.С.Цея. Повесть «Одинокий»
М.С.Паранук. Стихотворение «Дерево Тлимафа».
Автор и герой. Благородство как нравственная категория.
М.С.Паранук. Басня «Начальник Лев и хитрая Лиса».
Жанра басни.
А.К.Евтых. Рассказ «Священная река».
Историческая основа и сюжет. Образ главного героя.
Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.
Д.Г. Костанов. Рассказ «Буран»
Знать содержание произведения. Позицию автора и героя.
Образ героя в фольклоре и литературе.
Творческий путь С.Ф.Яхутля. Стихотворение «Белая».
Искусство изображения картин природы в различных жанрах.
С.Ф.Яхутль. Стихотворение « Город мой».
А. М.Гадагатль. Баллада «Подвиг».
Литературная баллада как лироэпический жанр. И.Ш.Машбаш. Стихотворение «Суровая память».
Основные этапы творчества писателя, тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш.Машбаша.
Х.А. Ашинов. Рассказ «Деревья на ветру». Основные этапы творчества писателя. Сюжет и герои рассказа. Обычаи и традиции народа в воспитании человека.
Г. К.Схаплок. Драм «Даут». Основные этапы творчества писателя.
Великая Отечественная война в драме «Даут». Специфика драматических произведений.
Знать специфику драматических произведений.
Драма как род литературы, ее особенности. Творческий путь С.И.Панеша. Основные этапы творчества писателя. Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваѐковы». Герои и события сказочной повести.
Н. Ю. Куек. Рассказ «Мать абадзехов». Основные этапы творчества писателя. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей.
Ю. Г. Чуяко . Отрывок из повести «Чужая боль». Основные этапы творчества писателя.
Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Из них |
р/р | тесты |
Устное народное творчество | 3 | 1 | | |
Адыгейская литература | 67 | 10 | 1 |
ИТОГО | 70 | 11 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата фактически | Тема урока | Домашнее задание |
1. | | | Жанровое разнообразие фольклорных произведений. | Вспомнить произведения нартского эпоса, подготовить пересказ |
2. | | | Нартский эпос. | Стр. 93-95 |
3. | | | Р.р. Творческая мастерская. Сочиняем современные сказки. | |
4. | | | Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. | Сообщения |
5. | | | Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. | Индивидуальные сообщения |
6. | | | Особенности языка художественной литературы. | Анализ отрывка |
7. | | | А.Д. Хатков. Своеобразие стихотворения «Старость». | Вопросы и задания стр. 99 |
8. | | | А.Д. Хатков. Особенности стихотворения «Живи, человек». | Вопросы и задания стр.102 |
9. | | | Р.р. Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни. | Написать сравнительную характеристику |
10. | | | Творческий путь Т.М.Керашева. | Индивидуальные сообщения |
11. | | | Т.М.Керашев. Жизнь и творчество. | Стр.102-111 |
12. | | | Т.М.Керашев. Абрек – главный герой повести. | Стр. 111-126 |
13. | | | Т.М.Керашев. «Абрек». Герои повести. | Художественный пересказ отрывков |
14. | | | Быт и нравы народа. | Найти в произведении отрывки, описывающий быт и нравы |
15. | | | Психологизм произведения. | Анализ отрывка |
16. | | | Образ Зары - готовность к самопожертвованию. | Характеристика Зары |
17. | | | Р.р. Творческое задание. Составление плана для подготовки устного сообщения. | Сообщение по плану |
18. | | | Творческий путь И.С.Цея. | Индивидуальные сообщения |
19. | | | И.С.Цей. Повесть «Одинокий». Сюжетные линии повести. | Стр. 127-140 |
20. | | | Образ Хаджи-Султана в повести. | Вопросы и задания стр.141 |
21 | | | Автор и герой. Благородство как нравственная категория. | |
22. | | | М.С.Паранук. Тема памяти в стихотворении «Дерево Тлимафа». | Вопросы и задания стр.142 |
23. | | | М.С.Паранук. Порицание человеческих порокоы в басне «Начальник Лев и хитрая Лиса». | Сообщения о жизни и творчестве М. С. Паранука |
24. | | | Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами. | Вопросы и задания стр.145 |
25. | | | Р.р. Творческая мастерская. Инсценирование басни. | Индивидуальные сообщения |
26. | | | А.К.Евтых. Жизнь и творчество. Рассказ «Священная река». | Стр. 145-148 |
27. | | | Историческая основа и сюжет. | Вопросы и задания стр.148 |
28. | | | Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского. | Сопоставительная характеристика |
29. | | | Творческий практикум. Исследовательский литературоведческий поиск. | Индивидуальные сообщения |
30. | | | Д.Г. Костанов. Жизнь и творчество. Рассказ «Буран». | Стр. 149-160 |
31. | | | Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев. | Вопросы и задания стр.160 |
32. | | | Творческий практикум. Образ героя в фольклоре и литературе. | Групповые сообщения |
33. | | | Творческий путь С.Ф.Яхутля. | Сообщения о жизни и творчестве С. Ф. Яхутля |
34. | | | С.Ф.Яхутль. Тема родной природы в стихотворении «Белая». | Вопросы и задания стр.162 |
35. | | | Искусство изображения картин природы в различных жанрах. | Стих наизусть |
36. | | | С.Ф.Яхутль. Тема любви к родине в стихотворении «Город мой». | Выразительное чтение |
37. | | | Р.р Сочинение-миниатюра о своем селе. | Индивидуальные сообщения |
38. | | | А. М.Гадагатль. подвиг Чуца Абубачира в балладе «Подвиг». | Стр. 162-168 |
39. | | | Литературная баллада как лироэпический жанр. | Вопросы и задания стр.168 |
40. | | | И.Ш.Машбаш. Жизнь и творчество | Вопросы и задания стр.169 |
41. | | | Тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш.Машбаша. | Подготовить выразительное чтение стихов о ВОВ И. Ш. Машбаша |
42 | | | Х.А. Ашинов. Жизнь и творчество. | Стр. 170-174 |
43 | | | Главные и второстепенные герои в рассказе «Деревья на ветру». | |
44 | | | Сюжет и герои рассказа. | Характеристика одного из героев. |
45 | | | Обычаи и традиции народа в воспитании человека. | Сообщения об обычаях в воспитании. |
46 | | | Г. К.Схаплок. Жизнь и творчество | Индивидуальные сообщения |
47 | | | Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут». | Стр. 175-179 |
48 | | | Р.р. Сравнение произведений о ВОВ адыгских и русских авторов | Подготовить пересказ произведений о ВОВ адыгейских и русских авторов |
49 | | | Специфика драматических произведений. | Вспомнить драматические произведения, изученный ранее. |
50 | | | Драма как род литературы, ее особенности. | Выучить стих о ВОВ адыгейского писателя |
51 | | | Обобщающий урок. Стихотворения о ВОВ. | Подготовить пересказ произведения о ВОВ |
52 | | | Обобщающий урок. Рассказы о ВОВ | Индивидуальные сообщения |
53 | | | Круглый стол по прочитанным произведениям. | Индивидуальные сообщения |
54 | | | Творческий путь С.И.Панеша. | Стр. 178-179 |
55 | | | С.И.Панеш. Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваековы». | Стр. 179-182 |
56 | | | Герои и события сказочной повести. | Художественный пересказ |
57 | | | Н. Ю. Куек. Рассказ «Мать абадзехов». | Стр. 183-186 |
58 | | | Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. | Вопросы и задания стр.186 |
59-60 | | | Р.р. Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении». | Стр. 187 |
61 | | | Ю. Г. Чуяко. Жизнь и творчество. | Стр. 187-195 |
62 | | | Художественные особенности повести «Чужая боль». | |
63 | | | Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. | Сообщения об обычаях народа |
64 | | | Осуждение народом поведения Шэуая. | Вопросы и задания стр.195 |
65 | | | Р.р. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. | |
66 | | | Поэты Адыгеи. Повторение. | Индивидуальные сообщения |
67 | | | Писатели Адыгеи. Повторение. | Индивидуальные сообщения |
68 | | | Читательская конференция «Миф. Фольклор. Литература». | Подготовиться к тесту |
69 | | | Контрольное тестирование. | Групповые сообщения |
70 | | | Систематизация и повторение. | |
Учебно-методический комплекс по адыгейской литературе
для учителя:
История адыгейской литературы в3-х томах, г. Майкоп, «Меототы», 1999г.
Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.
Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.
Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». - М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.
для учащихся:
Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература 7-9. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 7-9 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2011.
Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.