СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по аналитической химии для студентов колледжа

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Химия» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 22 июня 2010 г. N 675, (далее ФГОС), по профессии (профессиям) среднего профессионального образования (далее СПО) 260807 «Технология продукции общественного питания»

Просмотр содержимого документа
«Программа по аналитической химии для студентов колледжа»

Бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Радужнинский профессиональный колледж»



Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор

БУ «Радужнинский БУ« Радужнинский

профессиональный колледж» профессиональный колледж»

Протокол № ____________ М.Н.Волков

« » 2012 г « » 2012 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ЕН.03 «ХИМИЯ»



















г. Радужный

2012г

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Химия» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 22 июня 2010 г. N 675, (далее ФГОС), по профессии (профессиям) среднего профессионального образования (далее СПО) 260807 «Технология продукции общественного питания»





Организация-разработчик: БУ «Радужнинский профессиональный колледж»





Разработчики: Антонова Е.Ю., преподаватель





Рекомендована Методическим советом Радужнинского профессионального колледжа


Заключение Экспертной комиссии № ____________ от «____»__________ 20___ г.







СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12




















1. Паспорт  рабочей  программы учебной дисциплины « ХИМИЯ» 2 курс

1.1. Область применения  программы 

 Рабочая   программа  учебной дисциплины является частью  примерной  основной профессиональной образовательной  программы  в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям)  СПО  / профессии (профессиям) НПО

260807 Технология продукции общественного питания

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессиям: 16675 Повар, 12901 Кондитер, 11176 Бармен.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной  программы : дисциплина входит в математический и естественнонаучный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

1. применять основные законы  химии  для решения задач в области профессиональной деятельности;

2. использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса;

3. описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов;

4. проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;

5. использовать лабораторную посуду и оборудование;

6. выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру;

7. проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;

8. выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений;

9.соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории;

знать:

1. основные понятия и законы  химии ;

2. теоретические основы органической, физической, коллоидной  химии ;

3. понятие химической кинетики и катализа;

4. классификацию химических реакций и закономерности их протекания;

5. обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;

6. окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;

7. гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;

8. тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;

9. характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции;

10. свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений;

11. дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов;

12. роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах;

основы  аналитической   химии ;

13. основные методы классического количественного и физико-химического анализа;

14. назначение и правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры;

15. методы и технику выполнения химических анализов;

16. приемы безопасной работы в химической лаборатории


С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и приобретения соответствующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

5.2.2. Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции.

ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

5.2.3. Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции.

ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

5.2.4. Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.

ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.

5.2.5. Организация процесса приготовления и приготовление сложных холодных и горячих десертов.

ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 130 час, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 44 час

- практических занятий и лабораторных 30 часов


Содержание рабочей программы может изменяться, дополняться и редактироваться в соответствии с требованиями работодателей.


1.5 Обоснованы особенности структурирования содержания

При освоении профессий и специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО химия изучается как базовый учебный предмет. Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Отбор содержания производится на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную адаптацию

Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:

- материальное единство веществ природы и их генетическая связь;

- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

- познаваемость мира и закономерностей химических процессов;

- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;

- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции;

- законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;

- наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.


При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

2. СТРУКТУРА И    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

130

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:


Лабораторно - практические занятия

30

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

44


2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины « ХИМИЯ »


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

раздел №1

Основные химические понятия

10


Тема 1 Основные законы химии

Молярный объём газов. Закон Авогадро. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава вещества. Закон Гей - Люссака

4

2

Тема 2 Классификация реакций в органической и неорганической химии

Реакции разложения, соединения, замещения, обмена. Реакции отщепления, присоединения, Радикалы. Нуклеофилы и электрофилы.

4

2

Лабораторно – практические занятия № 1-2

Решение задач

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

История открытия законов химии (реферат)

2

1

раздел №2

Растворы. Способы выражения концентрации растворов.

10


Тема 2.1 Механизм образования растворов и их классификация

Насыщенные, ненасыщенные растворы. Кристаллизация, Растворимость Гомогенные системы. Гетерогенные системы. Кривая растворимости. Тепловые явления при растворении.

2

2

Тема 2.2 Способы выражения состава раствора

Способы выражения состава раствора. Массовая, объемная, молярная доли. Эквивалент, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента, титр, титр раствора по определяемому веществу. Электролитическая диссоциация.

2

2

Тема 2.3 Вода как растворитель. Численное выражение состава раствора рН. Диссоциация воды

Диссоциация. Гидратированные ионы. Ион гидроксония. Диполи. Ионное произведение воды. Водородный показатель.

2

2

Тема 2.4 Гидролиз органических и неорганических веществ. Смещения равновесия гидролиза

Сильные и слабые электролиты. Кислая, нейтральная, щелочная среды. Индикаторы. Гидролиз по катиону, аниону.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение расчетных задач по теме: «Произведение растворимости». Условия выпадения осадков.

4

2

Раздел 3

Элементы химической термодинамики

14


Тема 3.1 Основные понятия термодинамики

Закрытые и открытые термодинамические системы. Нулевое начало термодинамики. Первое начало термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Энтропия.

2

2

Тема 3.2 Закон действующих масс. Химическое равновесие. Гомогенное равновесие

Закон действующих масс. Химическое равновесие. Константа равновесия. Гомогенные равновесия. Автопротолиз. Константа автопротолиза, ее смысл. Водородный и гидроксильный показатели.

2

2

Тема 3.3 Гетерогенные равновесия

Гетерогенные равновесия в системе «раствор-осадок». Произведение растворимости. Вычисление растворимости по величине произведения растворимости и наоборот. Влияние одноименного иона на растворимость малорастворимого электролита. Вычисление растворимости малорастворимого электролита в присутствии одноименного иона. Влияние различных факторов на растворимость: концентрации ионов водорода, окислительно-восстановительных реакций, реакций комплексообразования, растворителя, температуры. Дробное осаждение.

4

2

Тема 3.4 Понятие о самопроизвольных процессах. Энтропия.

Закон Гесса. Вычисление тепловых эффектов по энтальпиям образования веществ и по теплоте сгорания веществ.

2

2

Тема 3.5 Первый и второй закон термодинамики. Энергия Гиббса.

Сущность законов. Круговые термодинамические процессы или циклы. Термический коэффициент полезного действия. Изменение энтропии в обратимых и необратимых реакциях.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Особенности термодинамики биохимических процессов (самостоятельное изучение темы)

4

2

Раздел 4

Основы аналитической химии. Качественный анализ

8


Тема 4.1 Аналитические операции и реакции

Химические методы качественного анализа. Аналитические реакции, требования, предъявляемые к ним: чувствительность, селективность. Аналитические реактивы, их классификация по степени чистоты: чистый, чистый для анализа, химически чистый, особо чистый. Методы качественного анализа.

2

2

Тема 4.2 Качественный анализ катионов

Аналитическая классификация катионов. Кислотно-основная схема проведения анализа смеси катионов. Реакции и ход анализа катионов I аналитической группы. Реакции и ход анализа катионов II аналитической группы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Разработать методику определения бария в хлориде бария.

2

2

Тема 4.3 Качественный анализ анионов

Аналитическая классификация анионов, общая характеристика. Качественные реакции на анионы.

2


Лабораторно – практические занятия № 3 -4

Аналитические реакции: хлорид -, бромид -, иодид -, карбонат -, сульфат -, нитрат - ионов.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: Основные аналитические группы

2

2

Раздел 5

Оценка достоверности аналитических данных

2


Тема 5.1 Методы оценки достоверности аналитических данных

Абсолютные и относительные недостоверности. Случайные погрешности. Доверительный интервал. Стандартное отклонение среднего результата. Коэффициент Стьюдента.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение Применение методов математической обработки результатов анализа с целью установки точности и достоверности используемого метода.

4

2

Раздел 6

Количественный анализ

16


Тема 6.1 Гравиметрический анализ

Сущность гравиметрического анализа. Типы весовых определений. Теория осаждения. Расчеты в гравиметрическом анализе. Ошибки при оценке результатов определений (абсолютная, относительная).

2

2

Лабораторно – практические занятия № 5 - 6

Ознакомление с устройством аналитических весов и правилами работы на них.

2

1

Лабораторно – практические занятия № 7 - 8

Операции гравиметрического анализа (взятие навески, ее растворение, промывание, высушивание, прокаливание).

2

1

Тема 6.2 Титриметрический анализ

Общие понятия и положения титриметрии. Реакции, используемые в титриметрии, требования к ним. Классификация методов анализа. Способы приготовления рабочих растворов. Способы титрования (прямое, обратное, титрование заместителя).


2

2

Тема 6.3 Кислотно-основное титрование протометометрия)

Диссоциация воды, водородный и гидроксильный показатели. Буферные растворы. Значения pH растворов сильных кислот и оснований, слабых кислот и оснований. Общая характеристика метода кислотно-основного титрования. Кислотно-основные индикаторы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Начертить кривые титрования.

2

2

Тема 6.4 Методы окисления – восстановления

Понятие об окислительно-восстановительных потенциалах. Эквивалент окислителей и восстановителей. Классификация методов оксидиметрии.

2

2

Лабораторно – практические занятия № 9 - 10

Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.


2

2

Тема 6.5 Метод комплексообразования

Понятие о комплексонах, виды индикаторов, значение метода в технохимическом контроле. Индикаторы. Механизм действия индикаторов. Задачи, решаемые трилонометрическим методом анализа.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Решение расчетных задач

4

2

Раздел 7

Физико – химические методы анализа

2


Тема 7.1 Основные группы физико-химических методов анализа

Физико-химические методы анализа, их сущность (чувствительность, избирательность, точность определения, экспрессивность). Классификация физико-химических методов анализа, фотометрия, рефрактометрия, хроматография.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений по темам фотометрия, рефрактометрия, хроматография.


2

2

раздел № 8

Химия. Питание. Здоровье.

22


Тема 8.1 Органические и неорганические вещества в производстве пищевых продуктов

Химический состав пищевых продуктов, белки, жиры, углеводы, минеральные соли, как составляющие продуктов питания, определение кислотности пищевых продуктов, жирности молока методом экстрагирования, молочного сахара (лактозы), глюкозы и фруктозы в карамели, сахарозы в карамели, молочного белка – казеина в молоке. Открытие белка в мясе, открытие белка в муке, изменения, происходящие с белками при кулинарной обработке.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся


Пищевые органические кислоты (изуч.нового материала)

2

2

Лабораторно – практические занятия № 11-12

Определение кислотности пищевых продуктов

2

1

Самостоятельная работа обучающихся


Жиры как продукты питания (презентация)

2

2

Лабораторно – практические занятия № 13 - 14

Определение жирности молока методом экстрагирования

2

1

Самостоятельная работа обучающихся


Углеводы как пищевые продукты

2

2

Лабораторно – практические занятия № 15 - 16

Определение молочного сахара (лактозы)

2

1

Лабораторно – практические занятия № 17 - 18

Определение глюкозы и фруктозы в карамели

2

1

Лабораторно – практические занятия № 19 - 20

Определение сахарозы в карамели

2

1

Самостоятельная работа обучающихся


Белки пищевых продуктов (реферат)

2

2

Лабораторно – практические занятия № 21 - 22

Открытие белка в мясе

2

1

Лабораторно – практические занятия № 23 - 24


Определение молочного белка – казеина в молоке

2

1

Лабораторно – практические занятия № 25 - 26

Открытие белка в муке

2

1

Лабораторно – практические занятия № 27 - 28

Изменения, происходящие с белками при кулинарной обработке

2

1

Самостоятельная работа обучающихся


Витамины, их значение для организма человека (реферат, презентация)

2

2

Лабораторно – практические занятия № 29 - 30

Обнаружение витамина С в сухофруктах и вымороженных ягодах.

2

1

раздел № 9

Пищевые добавки

2


Тема 9.1 Пищевая аллергия. Химия пищеварения

Классификация пищевых добавок, аллергия и аллергены, химия пищеварения

2

2

Самостоятельная работа обучающихся


Консерванты Е200-299 (реферат)

Антиоксиданты Е 300-399 (реферат)

Стабилизаторы Е 400-499, эмульгаторы (реферат, конспект)


2



2



2












2



2



2

3. условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

« Химия »

Оборудование учебного кабинета:

Мебель и стационарное оборудование: демонстрационный стол, доска аудиторная, доска интерактивная, книжный шкаф, шкаф для химических универсальная, реактивов стол, шкаф для для химической посуды, сейф, шкаф вытяжной, мойка, весы, стол для приборов, стол преподавательский, стол лабораторный, стол для лаборанта, стол для компьютера, стул для лаборанта, стул для преподавателя, табуретка лаборанта, тумба с ящиками и дверцей, шкаф - стеллаж, компьютер с принтером, кодоскоп, экран.

Лабораторное оборудование: аппараты и приборы: баня водяная,

весы аналитические, дистиллятор, техно-химические весы, холодильник бытовой, шкаф сушильный, огнетушитель, контейнер для речного песка, канистра для дистиллированной воды, штативы металлические, оснащенные наборами лапок и колец, сушилка для стеклянной посуды.

Лабораторные принадлежности и лабораторная посуда: аптечка для оказания первой медицинской помощи при ожогах, порезах, бумага индикаторная универсальная (100 полосок), бумага фильтровальная, вата гигроскопическая, ведро полиэтиленовое с крышкой, держатели для пробирок, ерш посудный, ерш пробирочный, карандаш из воска по стеклу, набор хозяйственных инструментов, палочки стеклянные, пинцет, пробки

резиновые (разного диаметра), резиновые перчатки, сетка асбестовая металлическая, спиртовая горелка, таз полиэтиленовый, трубки стеклянные (d=4мм), фарфоровые треугольники, штативы для пробирок на 10 гнезд, шпатели металлические, ложки пластмассовые для сыпучих продуктов, микрошпатель, пробирки лабораторные (10мл), стаканы химические с носиком (50 мл), стаканы химические с носиком (100 мл), стаканы

химические со шкалой (400 мл), колбы конические Эрленмейера (250 мл), воронка стеклянная коническая (d=75), бюкс, стаканчики для взвешивания, склянки для реактивов (500 мл), эксикатор, склянки для реактивов (250 мл), склянки с тубусом (2000 мл), колбы плоскодонные (250 мл), колбы плоскодонные (500 мл), колбы плоскодонные со шлифом (250 мл), колбы плоскодонные со шлифом (500 мл), стекла часовые, кристаллизатор, трубки хлоркальциевые (длиной 125 мм), предметные стекла, фарфоровая чаша, ступка фарфоровая с пестиком (86 мм).

Электронные учебники:

  1.  Химия  для гуманитариев Элективный курс. Издательство Учитель

  2. Органическая  химия  10-11 класс

  3. Неорганическая  химия  10-11 класс

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Интернет-ресурсы:

http://window.edu.ru/window

http://www.edu.km.ru/

Основные источники:

1.Аналитическая  химия  Ю.М. Глубоков и др.. под ред. А.А. Ищенко.-М: Академия, 20102.Ерохин С.М Сборник задач и упражнений

2. Габриелян О.С.  Химия  для преподавателей Москва Академия 2009г.

Дополнительные источники:

1. Белик В.В. Физическая и коллоидная химия.-М.: Академия,2010

2. Габриелян О.С. Химия: Учебник для студ. сред.проф.учеб. заведений/

М:Изд.центр Академия,2009.-336.с.



3 .3. Учебно-методический комплекс:

1. ФГОС

2. КТП

Тесты, карточки – задания, разноуровневые контрольные работы, тесты по закреплению и проверке знаний по всем темам.

При освоении программы учебной дисциплины используются элементы объяснительно – иллюстративной, личностно - ориентированной технологии обучения, ИКТ, проектная технология .

Предлагаемые педагогические технологии позволяют сформировать ключевые образовательные компетенции (ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования)

При освоении программы учебной дисциплины используются словесные, наглядные и практические методы обучения

Предлагаемые методы обучения являются ведущими для заявленной педагогической технологии и обеспечивают формирование заявленных компетенций

Указанный перечень учебно-методического комплекса соответствует заявленным технологиям

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

основные понятия и законы химии;

самостоятельная работа

теоретические основы органической, физической, коллоидной химии;

понятие химической кинетики и катализа;



контрольная работа

классификацию химических реакций и закономерности их протекания;

обратимые и необратимые

домашняя работа

химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;




компьютерное тестирование

окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;

домашняя работа

гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;



домашняя работа

тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;

самостоятельная работа

характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции;



домашняя работа

свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений;

самостоятельная работа

дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов;



самостоятельная работа

роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах;



домашняя работа

основы  аналитической   химии ;

домашняя работа

основные методы классического количественного и физико-химического анализа;



самостоятельная работа

назначение и правила использования

лабораторного оборудования и аппаратуры;



практическая работа

методы и технику выполнения

химических анализов;

практическая работа

приемы безопасной работы в химической лаборатории



практическая работа

уметь:

применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;




контрольная работа

использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса;



самостоятельная работа

описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов;

домашняя работа

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;

домашняя работа

использовать лабораторную посуду и оборудование;

практическая работа

выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру;

практическая работа

проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;



практическая работа

выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений;

практическая работа

соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории;




практическая работа

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК1


  • демонстрация интереса к будущей профессии

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа


Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.ОК2


  • оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач;


практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа



Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


- самоанализ и коррекция результатов собственной работы


- практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

контрольная работа,


Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  • эффективный поиск необходимой информации;

-использование различных источников, включая электронные.

-

- практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа


Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности


  • демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

контрольная работа,

практические занятия,

внеаудиторная самостоятельная работа,

выполнение творческих индивидуальных заданий

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы

- практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа


Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.



  • эффективная организация рабочего места;

  • соблюдение санитарных требований и норм;


-- практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа


Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • Собственное восполнение пробелов в знаниях профессионального характера

- написание реферата на предложенную тему

- создание брошюр для рекламы собственной деятельности

-создание презентаций на предложенные темы


Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- сменять технологию работы в зависимости от решения задач профессиональной направленности

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- решать задачи прикладного характера

Беседа; практическая работа

Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

-решать задачи практического содержания; выполнять необходимые расчеты

Практическая работа

Организовывать подготовку рыбы и приготовление

-решать задачи практического содержания; выполнять необходимые расчеты

Практическая работа

Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции

-решать прикладные задачи

Практическая работа

Организовывать и проводить

приготовление канапэ, легких и сложных холодных закусок.

-решать прикладные задачи

Практическая работа

Организовывать и прводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса с\х (дом.) птицы

-решать прикладные задачи

Тестирование

Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов

-решать прикладные задачи; выполнять необходимые расчеты

Тестирование

Организовывать и поводить приготовление сложных супов.

-решать прикладные задачи; выполнять необходимые расчеты

Практическая работа

Организовывать и проводить приготовление ложных горячих блюд.

-решать прикладные задачи; выполнять необходимые расчеты

Практическая работа

Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей,грибов и сыра.

-решать прикладные задачи; выполнять необходимые расчеты

Практическая работа

Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы,мяса. И с\х (дом) птицы.

-решать задачи практического содержания; выполнять необходимые расчеты

Практическая работа

Организовывать и проводить приготовление сдобных х\б изделий и праздничного хлеба.

-решать задачи практического содержания; выполнять необходимые расчеты

Практическая работа

Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

-решать прикладные задачи

Практическая работа

Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, и использовать их в оформлении.

-решать прикладные задачи

Практическая работа

Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

-решать прикладные задачи

Тестирование

Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

-решать прикладные задачи; выполнять необходимые расчеты

Тестирование


Для текущего контроля по программе создан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольной работы, в основе которой лежит традиционная технология оценки используется пятибалльная шкала.

Оценка результатов освоения программы осуществляется в форме экзамена и происходит с использованием традиционной пятибалльной технологии оценки.

отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недоче­тов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.


Разработчики:

БУ «Радужнинский

профессиональный колледж» преподаватель Московкина Е.Ю.



Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)





























таблица для проверки соответствия результатов обучения содержанию обучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) в разделе 2.2. программы УД

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

знания

умения

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Основные химические понятия


















Молярный объём газов. Закон Авогадро. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава вещества. Закон Гей - Люссака

+

+

+

+

+

+

+


+

+

+

+

+

+

+

+

+

Реакции разложения, соединения, замещения, обмена. Реакции отщепления, присоединения, Радикалы. Нуклеофилы и электрофилы.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Лабораторные работы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Практические занятия решение задач

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Контрольные работы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Самостоятельная работа обучающихся

История открытия законов химии (реферат)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Элементы химической термодинамики

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+








+

+

+










Закрытые и открытые термодинамические системы. Нулевое начало термодинамики. Первое начало термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Энтропия.

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+








+

+

+










Закон Гесса. Вычисление тепловых эффектов по энтальпиям образования веществ и по теплоте сгорания веществ.

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+








+

+

+










Сущность законов. Круговые термодинамические процессы или циклы. Термический коэффициент полезного действия. Изменение энтропии в обратимых и необратимых реакциях.

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+


Лабораторные работы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Практические занятия Закон Гесса. Следствия из закона Гесса. Термохимические уравнения.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Контрольные работы химический диктант

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Самостоятельная работа обучающихся

Особенности термодинамики биохимических процессов. (самост. изучение темы)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Растворы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Насыщенный, ненасыщенный. Кристаллизация, Растворимость Гомогенные системы. Гетерогенные системы.. Молярность. Кривая растворимости. Тепловые явления при растворении.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Диссоциация. Гидратированные ионы. Ион гидроксония. Диполи. Ионное произведение воды. Водородный показатель.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Сильные и слабые электролиты. Кислая, нейтральная , щелочная среды. Индикаторы. Гидролиз по катиону, аниону.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Лабораторные работы






+

+

+








+


Практические занятия Определение содержания воды и сухих веществ в молоке

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Контрольные работы компьютерное тестирование

+

+

+

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+


Способы выражения количественного состава растворов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Контрольные работы компьютерное тестирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Самостоятельная работа обучающихся

1. Теория электролитической диссоциации

2. Равновесие в растворах слабых электролитов. Влияние общего иона и противоиона на равновесие

3.Особенности растворов сильных электролитов. Ионная сила растворов.

4. Протолитическая теория кислот и оснований

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Окислительно – восстановительные реакции

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Лабораторные работы






+

+

+










Практические занятия


















Контрольные работы


















Самостоятельная работа обучающихся

  1. Основные понятия и факторы, влияющие на протекание окислительно – восстановительных реакций.

  2. Методы уравнивания окислительно – восстановительных реакций

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Химия. Питание. Здоровье.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Лабораторные работы






+

+

+










Самостоятельная работа обучающихся

Пищевые органические кислоты (изуч.нового материала)

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Практические занятия Определение кислотности пищевых продуктов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Самостоятельная работа обучающихся

Жиры как продукты питания (презетация)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Практические занятия Определение жирности молока методом экстрагирования

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Самостоятельная работа обучающихся

Углеводы как пищевые продукты

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Практические занятия

  1. Определение молочного сахара (лактозы)

  2. Определение глюкозы и фруктозы в карамели

  3. Определение сахарозы в карамели

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Самостоятельная работа обучающихся

Белки пищевых продуктов (реферат)

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Практические занятия

1.Открытие белка в мясе

2. Получение молочного белка – казеина в молоке.

3. Открытие белка в муке

4. Изменение, происходящие с белками при кулинарной обработке. (таблица)

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Самостоятельная работа обучающихся

Витамины, их значение для организма человека (реферат, презентация)

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Практические занятия

Обнаружение витамина С в сухофруктах и вымороженных ягодах.

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Контрольные работы компьютерное тестирование

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Пищевые добавки

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Самостоятельная работа обучающихся

  1. Пищевые красители Е 100-Е 199. Консерванты Е200-299 (реферат)

  2. Антиоксиданты Е 300-399 (реферат)

  3. Стабилизаторы Е 400-499, эмульгаторы. (реферат, конспект)

  4. Состав пищи (подготовка к семинару)

  5. Ожирение вредит здоровью (презентация)

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+













таблица для проверки соответствия результатов обучения содержанию обучения (продолжение)

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) в разделе 2.2. программы УД

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

знания

умения

9

10

11

12

13

14

15

16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Основные химические понятия


















Молярный объём газов. Закон Авогадро. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава вещества. Закон Гей - Люссака

+

+

+

+

+

+

+


+

+

+

+

+

+

+

+

+

Реакции разложения, соединения, замещения, обмена. Реакции отщепления, присоединения, Радикалы. Нуклеофилы и электрофилы.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Лабораторные работы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Практические занятия решение задач

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Контрольные работы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Самостоятельная работа обучающихся

История открытия законов химии (реферат)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Элементы химической термодинамики

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+








+

+

+










Закрытые и открытые термодинамические системы. Нулевое начало термодинамики. Первое начало термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Энтропия.

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+








+

+

+










Закон Гесса. Вычисление тепловых эффектов по энтальпиям образования веществ и по теплоте сгорания веществ.

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+








+

+

+










Сущность законов. Круговые термодинамические процессы или циклы. Термический коэффициент полезного действия. Изменение энтропии в обратимых и необратимых реакциях.

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+


Лабораторные работы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Практические занятия Закон Гесса. Следствия из закона Гесса. Термохимические уравнения.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Контрольные работы химический диктант

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Самостоятельная работа обучающихся

Особенности термодинамики биохимических процессов. (самост. изучение темы)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Растворы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Насыщенный, ненасыщенный. Кристаллизация, Растворимость Гомогенные системы. Гетерогенные системы.. Молярность. Кривая растворимости. Тепловые явления при растворении.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Диссоциация. Гидратированные ионы. Ион гидроксония. Диполи. Ионное произведение воды. Водородный показатель.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Сильные и слабые электролиты. Кислая, нейтральная , щелочная среды. Индикаторы. Гидролиз по катиону, аниону.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Лабораторные работы






+

+

+








+


Практические занятия Определение содержания воды и сухих веществ в молоке

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Контрольные работы компьютерное тестирование

+

+

+

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+


Способы выражения количественного состава растворов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Контрольные работы компьютерное тестирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Самостоятельная работа обучающихся

1. Теория электролитической диссоциации

2. Равновесие в растворах слабых электролитов. Влияние общего иона и противоиона на равновесие

3.Особенности растворов сильных электролитов. Ионная сила растворов.

4. Протолитическая теория кислот и оснований

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Окислительно – восстановительные реакции

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Лабораторные работы






+

+

+










Практические занятия


















Контрольные работы


















Самостоятельная работа обучающихся

  1. Основные понятия и факторы, влияющие на протекание окислительно – восстановительных реакций.

  2. Методы уравнивания окислительно – восстановительных реакций

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Химия. Питание. Здоровье.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Лабораторные работы






+

+

+










Самостоятельная работа обучающихся

Пищевые органические кислоты (изуч.нового материала)

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Практические занятия Определение кислотности пищевых продуктов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Самостоятельная работа обучающихся

Жиры как продукты питания (презетация)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Практические занятия Определение жирности молока методом экстрагирования

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Самостоятельная работа обучающихся

Углеводы как пищевые продукты

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Практические занятия

  1. Определение молочного сахара (лактозы)

  2. Определение глюкозы и фруктозы в карамели

  3. Определение сахарозы в карамели

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Самостоятельная работа обучающихся

Белки пищевых продуктов (реферат)

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Практические занятия

1.Открытие белка в мясе

2. Получение молочного белка – казеина в молоке.

3. Открытие белка в муке

4. Изменение, происходящие с белками при кулинарной обработке. (таблица)

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Самостоятельная работа обучающихся

Витамины, их значение для организма человека (реферат, презентация)

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Практические занятия

Обнаружение витамина С в сухофруктах и вымороженных ягодах.

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Контрольные работы компьютерное тестирование

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Пищевые добавки

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+



Самостоятельная работа обучающихся

  1. Пищевые красители Е 100-Е 199. Консерванты Е200-299 (реферат)

  2. Антиоксиданты Е 300-399 (реферат)

  3. Стабилизаторы Е 400-499, эмульгаторы. (реферат, конспект)

  4. Состав пищи (подготовка к семинару)

  5. Ожирение вредит здоровью (презентация)

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+












2