СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по астрономии к учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. Изд. «Дрофа.Вентана Граф». 2017г.

Просмотр содержимого документа
«Программа по астрономии»

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________________________


«_____» _________________ 2017 г.

Рассмотрено на заседании

МО учителей

______________________

______________________


№ протокола________

« ____»_____________2017г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор СОШ



«____»________________2017г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет астрономия

Учебный год 2017-2018

Класс 11-А

Количество часов в год 34

Количество часов в неделю 1



Учитель :



II.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  • Закона об образовании РФ,

  • Федерального государственного образовательного стандарта,

  • Годового учебного плана ГБОУ СОШ № на 2017-18 уч.год ,

  • Приказа от 7 июня 2017 г. N 506 о внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного ) общего образования,утвержденный приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004 № 1089

  • примерной программы среднего образования по астрономии с учетом авторской программы по астрономии 11 класса Страут Е. К.
  • Положения о рабочей программе

УМК.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно -методического комплекса:

Учебник:– «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. Изд. «Дрофа.Вентана Граф». 2017г.

Место предмета в учебном плане:

Авторская рабочая программа Е. К. Страута по астрономии в 11 классе расчитана на35 часов , согласно учебному плану ГБОУ СОШ № на изучение астрономии в 11 классе запланировано 34 часов (1час в неделю)

Данная рабочая программа составлена из расчета 1час астрономии в неделю, 34 часа в год.


Данная программа может быть использована для организации обучения на дому детей, нуждающихся в длятельном лечении или детей-инвалидов по образовательным программам основного общего образования









III. Планируемые результаты

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать :

• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; • смысл физического закона Хаббла;

• основные этапы освоения космического пространства;

• гипотезы происхождения Солнечной системы; • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


IV.Содержание учебного астрономия в 11 классе

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характерис тики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эф- фект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и неста цио нарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эво люция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Примерный перечень наблюдений :

Наблюдения невооруженным глазом 1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп 1. Рельеф Луны. 2. Фазы Венеры. 3. Марс. 4. Юпитер и его спутники. 5. Сатурн, его кольца и спутники. 6. Солнечные пятна (на экране). 7. Двойные звезды. 8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). 9. Большая туманность Ориона. 10. Туманность Андромеды.


V.Тематическое планирование предмета астрономии в 11 классе


Тема

Кол.часов

Формы контроля

1

Предмет астрономии

2


2

Основы практической астрономии

5


3

Строение Солнечной системы

2


4

Законы движения небесных тел

5

1 контрольная работа

5

Природа тел Солнечной системы

8


6

Солнце и звезды

6



Наша Галактика — Млечный Путь

2

1 контрольная работа


Строение и эволюция Вселенной

2



Жизнь и разум во Вселенной

2

1 контрольная работа


Всего

34

3 контрольных работы

















Календарно-тематическое планирование по астрономии (11 класс)


Тема

Кол-во

часов

Дата

Примеч.

план

факт


Предмет астрономии(2 ч.)

1

Что изучает астрономия.

1

05.09.17



2

Наблюдения – основа астрономии

1

12.09.17



Основы практической астрономии(5 ч)

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

1

19.09.17



4

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

26.09.17



5

Годичное движение Солнца. Эклиптика

1

03.10.17



6

Движение и фазы Луны.

1

10.10.17



7

Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

1

17.10.17



Строение Солнечной системы(2ч).

8

Развитие представлений о строении мира

1

24.10.17



9

Конфигурации планет.

1

07.11.17



Законы движения небесных тел( 5ч.)

10

Синодический период

1

17. 11.17



11

Законы движения планет Солнечной системы

1

21.11.17



12

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

28.11.17



13

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

05.12.17



14

Контрольная работа №1

1

12.12.17



Природа тел Солнечной системы( 8ч)

15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

19.12.17



16

Земля и Луна - двойная планета

1

26.12.17



17

Две группы планет

1




18

Природа планет земной группы

1




19

Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?»

1




20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

1




21

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

1




22

Метеоры, болиды, метеориты

1




Солнце и звезды(6 ч.)

23

Солнце, состав и внутреннее строение

1




24

Солнечная активность и ее влияние на Землю

1




25

Физическая природа звезд

1




26

Переменные и нестационарные звезды.

1




27

Эволюция звезд

1




28

Контрольная работа №2

1




Наша Галака.(2 ч) Строение и эволюция Вселенной(2 ч)

29

Наша Галактика

1




30

Другие звездные системы — галактики

1




31

Космология начала ХХ в.

1




32

Основы современной космологии

1




Жизнь и разум во Вселенной(2ч)

33

Контрольная работа №3

1




34

Обнаружение планет возле других звёзд

1