СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________________________
«_____» _________________ 2017 г.
Рассмотрено на заседании
МО учителей
______________________
______________________
№ протокола________
« ____»_____________2017г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор СОШ
«____»________________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет астрономия
Учебный год 2017-2018
Класс 11-А
Количество часов в год 34
Количество часов в неделю 1
Учитель :
II.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:
Закона об образовании РФ,
Федерального государственного образовательного стандарта,
Годового учебного плана ГБОУ СОШ № на 2017-18 уч.год ,
Приказа от 7 июня 2017 г. N 506 о внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного ) общего образования,утвержденный приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004 № 1089
- примерной программы среднего образования по астрономии с учетом авторской программы по астрономии 11 класса Страут Е. К.
- Положения о рабочей программе
УМК.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно -методического комплекса:
Учебник:– «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. Изд. «Дрофа.Вентана Граф». 2017г.
Место предмета в учебном плане:
Авторская рабочая программа Е. К. Страута по астрономии в 11 классе расчитана на35 часов , согласно учебному плану ГБОУ СОШ № на изучение астрономии в 11 классе запланировано 34 часов (1час в неделю)
Данная рабочая программа составлена из расчета 1час астрономии в неделю, 34 часа в год.
Данная программа может быть использована для организации обучения на дому детей, нуждающихся в длятельном лечении или детей-инвалидов по образовательным программам основного общего образования
III. Планируемые результаты
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать :
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; • смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы; • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
IV.Содержание учебного астрономия в 11 классе
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характерис тики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эф- фект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и неста цио нарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эво люция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений :
Наблюдения невооруженным глазом 1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп 1. Рельеф Луны. 2. Фазы Венеры. 3. Марс. 4. Юпитер и его спутники. 5. Сатурн, его кольца и спутники. 6. Солнечные пятна (на экране). 7. Двойные звезды. 8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). 9. Большая туманность Ориона. 10. Туманность Андромеды.
V.Тематическое планирование предмета астрономии в 11 классе
№ | Тема | Кол.часов | Формы контроля |
1 | Предмет астрономии | 2 | |
2 | Основы практической астрономии | 5 | |
3 | Строение Солнечной системы | 2 | |
4 | Законы движения небесных тел | 5 | 1 контрольная работа |
5 | Природа тел Солнечной системы | 8 | |
6 | Солнце и звезды | 6 | |
| Наша Галактика — Млечный Путь | 2 | 1 контрольная работа |
| Строение и эволюция Вселенной | 2 | |
| Жизнь и разум во Вселенной | 2 | 1 контрольная работа |
| Всего | 34 | 3 контрольных работы |
Календарно-тематическое планирование по астрономии (11 класс)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеч. |
план | факт | |
Предмет астрономии(2 ч.) |
1 | Что изучает астрономия. | 1 | 05.09.17 | | |
2 | Наблюдения – основа астрономии | 1 | 12.09.17 | | |
Основы практической астрономии(5 ч) |
3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 1 | 19.09.17 | | |
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | 1 | 26.09.17 | | |
5 | Годичное движение Солнца. Эклиптика | 1 | 03.10.17 | | |
6 | Движение и фазы Луны. | 1 | 10.10.17 | | |
7 | Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | 1 | 17.10.17 | | |
Строение Солнечной системы(2ч). |
8 | Развитие представлений о строении мира | 1 | 24.10.17 | | |
9 | Конфигурации планет. | 1 | 07.11.17 | | |
Законы движения небесных тел( 5ч.) |
10 | Синодический период | 1 | 17. 11.17 | | |
11 | Законы движения планет Солнечной системы | 1 | 21.11.17 | | |
12 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | 1 | 28.11.17 | | |
13 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. | 1 | 05.12.17 | | |
14 | Контрольная работа №1 | 1 | 12.12.17 | | |
Природа тел Солнечной системы( 8ч) |
15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 1 | 19.12.17 | | |
16 | Земля и Луна - двойная планета | 1 | 26.12.17 | | |
17 | Две группы планет | 1 | | | |
18 | Природа планет земной группы | 1 | | | |
19 | Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» | 1 | | | |
20 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | 1 | | | |
21 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). | 1 | | | |
22 | Метеоры, болиды, метеориты | 1 | | | |
Солнце и звезды(6 ч.) |
23 | Солнце, состав и внутреннее строение | 1 | | | |
24 | Солнечная активность и ее влияние на Землю | 1 | | | |
25 | Физическая природа звезд | 1 | | | |
26 | Переменные и нестационарные звезды. | 1 | | | |
27 | Эволюция звезд | 1 | | | |
28 | Контрольная работа №2 | 1 | | | |
Наша Галака.(2 ч) Строение и эволюция Вселенной(2 ч) |
29 | Наша Галактика | 1 | | | |
30 | Другие звездные системы — галактики | 1 | | | |
31 | Космология начала ХХ в. | 1 | | | |
32 | Основы современной космологии | 1 | | | |
Жизнь и разум во Вселенной(2ч) |
33 | Контрольная работа №3 | 1 | | | |
34 | Обнаружение планет возле других звёзд | 1 | | | |