Пояснительная записка-
Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана в соответствии с
1.положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2.на основе Примерной программы по биологии и авторской программы И.Н.Пономаревой.
.
Основные цели и задачи :
• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
• овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
• овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
• воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
• овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.:
- Авторская программа: И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова Биология 5-9 классы: программа. -М.: Вентана-Граф, 2012г
- Учебник: И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты :
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Регулятивные УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения.
Личностные УУД:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках
Содержание учебного предмета:
Тема 1. Биология — наука о живом мире (10 ч) Наука о живой природе. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Наука о живой природе — биология.
Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Органы организма, их функции.
Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа №1. «Изучение устройства увеличительных приборов».
Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани.
Ткани животных и растений. Их функции.
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Химический состав клетки. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам.
Обобщение и систематизация знаний по теме 1.
Тема 2. Многообразие живых организмов (10ч) Царства живой природы. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных.
Бактерии: строение и жизнедеятельность. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение и процессы жизнедеятельности бактерии. Значение бактерий в природе и для человека.
Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных.
Растения. Отличительное свойство растений. Значение фотосинтеза. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».
Животные. Особенности животных. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». Грибы. Общая характеристика грибов. Строение тела гриба. Питание грибов. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза). Многообразие и значение грибов. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком. Лишайники. Общая характеристика лишайников:многообразие, значение, местообитание. Лишайники — показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по теме 2.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов —обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Природные сообщества. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках. Многообразие живого мира нашей планеты. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Обобщение и систематизация знаний по теме 3.
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч.) Как появился человек на Земле. Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу.
Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Мероприятия по охране природы. Важность охраны живого мира планеты.
Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. Сохраним богатство живого мира.
Обобщение и систематизация знаний по теме 4.
Итоговый контроль.
Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Тематическое планирование-Биология -5 класс. .
Содержание разделов примерной программы | Класс |
Биология - наука о живом мире(10 ч.).. . | 5 |
Многообразие живых организмов(10 ч.). | 5 |
Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.). | |
5 |
Человек на планете Земля (6 ч.). | 5 |
Итого-34 ч. | 5 |
Календарно- тематическое планирование-
Биология 5 классы-ФГОС.
№ Уро-ков | 5-а,б | | 5-в | | Наименование раздела, тема уроков | Примечания |
По плану | Факт. | По плану | Факт | |
1 | 7.09 | | 9.09 | | Наука о живой природе. | |
2 | 14.09 | | 16.09 | | Свойства живого | |
3 | 21.09 | | 23.09 | | Методы изучения природы. | |
4 | 28.09 | | 30.09 | | Экскурсия «Наблюдение за живыми организмами в природе» | |
5 | 5.10 | | 7.10 | | Увеличитель-ные приборы. Лаб. работа №1 «Изучение строения увеличитель-ных приборов» | |
6 | 19.10 | | 21.10 | | Строение клетки. Ткани. | |
7 | 26.10 | | 28.10 | | Л.работа №2 «Знакомство с клетками растений» | |
8 | 2.11 | | 11.11 | | Химический состав клетки. | |
9 | 9.11 | | 18.11 | | Процессы жизнедеятельности клетки. | |
10 | 16.11 | | 2.12 | | Подведем итоги. Трим.К.Р.№1"Биология-наука о живом мире". | |
11 | 30.11 | | 9.12 | | Царства живой природы. | |
12 | 7.12 | | 16.12 | | Бактерии: строение и жизнедеятель-ность | |
13 | 14.12 | | 23.12 | | Значение бактерий в природе и для человека. | |
14 | 21.12 | | 30.12 | | Растения. Л.Р №3 «Знакомство с внешним строением растения» | |
15 | 28.12 | | 13.01 | | Многообразие и значение растений | |
16 | 11.01 | | 20.01 | | Животные. Л.Р №4 «Наблюдение за передвижением животных» | |
17 | 18.01 | | 27.01 | | Многообразие и роль животных | |
18 | 25.01 | | 3.02 | | Грибы. | |
19 | 1.01 | | 10.02 | | Многообразие и значение грибов | |
20 | 8.02 | | 17.02 | | Лишайники. | |
21 | 15.02 | | 3.03 | | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | |
22 | 1.03 | | 10.03 | | Подведем итоги.-.КР №2 "Многообразие природы". | |
23 | 15.03 | | 17.03 | | Среды жизни планеты Земля. | |
24 | 22.03 | | 24.03 | | Экологические факторы среды. | |
25 | 29.03 | | 31.03 | | Приспособления организмов к жизни в природе | |
26 | 12.04 | | 14.04 | | Природные сообщества. | |
27 | 19.04 | | 21.04 | | Природные зоны России. | |
28 | 26.04 | | 28.04 | | Жизнь организмов на разных материках. | |
29 | 3.05 | | 5.05 | | Жизнь организмов в морях и океанах. | |
30 | 10.05 | | 12.05 | | Подведем итоги. -тест "Природные сообщества". | |
31 | 17.05 | | | | Как появился человек на Земле. | |
32 | 24.05 | | 19.05 | | Как человек изменял природу. | |
33 | 24.05 | | 19.05 | | Сохраним живую природу. Трим.К.Р.- №3 "Жизнь организмов на планете Земля". | |
34 | 31.о5 | | 26.05 | | Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов» | |