СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии для СПО (техникум) - технический профиль

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и примерной программы учебной дисциплины биология для профессий среднего профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Константинов В.М., 2008).

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии для СПО (техникум) - технический профиль»

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных

технологий и сферы обслуживания»



УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УПР

____________ Ю.В. Сметанникова

«_____» __________ 2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

БИОЛОГИЯ



Уровень образования: среднее общее образование

Срок обучения:



Специальности:

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий











Новокузнецк

2015

Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и примерной программы учебной дисциплины биология для профессий среднего профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Константинов В.М., 2008).

Программу разработала преподаватель биологии Аюпова Елена Анатольевна.

Подпись_________________ Дата «____»__________20__г.



Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии преподавателей естественно-математических дисциплин

"____" ____20___ г., протокол № ____.

Председатель ЦМК ____________Е.В. Репникова



Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 20__ / 20___ учебный год.

протокол № __ заседания ЦМК от "____"____________20___ г.

В программу внесены дополнения и изменения (см. приложение __).

Председатель ЦМК __________________



Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 20__ / 20___ учебный год.

протокол № __ заседания ЦМК от "____"____________20___ г.

В программу внесены дополнения и изменения (см. приложение __).

Председатель ЦМК __________________



Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 20__ / 20___ учебный год.

протокол № __ заседания ЦМК от "____"____________20___ г.

В программу внесены дополнения и изменения (см. приложение __).

Председатель ЦМК __________________


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 20__ / 20___ учебный год.

протокол № __ заседания ЦМК от "____"____________20___ г.

В программу внесены дополнения и изменения (см. приложение __).

Председатель ЦМК __________________







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………….……………………………4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (БИОЛОГИЯ)…………………...8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (БИОЛОГИЯ)..…………………………..…11

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…..18

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ЗАЧЕТА…………………………………………...……….21

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………..…….23


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебной дисциплины биология для образовательного учреждения среднего профессионального образования обеспечивает необходимый базовый уровень среднего (полного) общего образования по биологии при подготовке квалифицированных специалистов по специальностям технического профиля.

Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы учебной дисциплины биология для профессий среднего профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Константинов В.М., 2008).

Биология как учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

Рабочая программа предназначена для обучения биологии на базе основного общего образования.

Цели обучения:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В соответствии с рабочим учебным планом биология изучается на первом курсе. Общий объем обязательной аудиторной учебной нагрузки составляет 78 часов.

Системообразующие ведущие идеи – разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах – позволяют обеспечить целостность содержания учебной дисциплины.

Содержание дисциплины включает 8 разделов. В программе выделены следующие разделы: «Введение», «Учение о клетке», «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы генетики и селекции», «Эволюционное учение», «История развития жизни на Земле», «Основы экологии», «Бионика». В каждом из разделов выделены темы, подлежащие освоению.

Наряду с федеральным базисным компонентом в содержание отдельных тем программы включены региональный и профессиональный компоненты.

При изложении учебного материала различных тем приведен перечень подлежащих изучению учебных элементов. После наименования учебного элемента в скобках римской цифрой указан уровень необходимого освоения данного элемента.

При распределении учебного времени между разделами и темами учитывались сложность содержания и объем представленной в них информации.

Изучение биологии основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении биологических дисциплин в основной общей школе, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии.

Структура программы линейная, предполагающая последовательное изучение тем по принципу «от общего к частному (конкретному)».

При изучении материала преимущественно используются словесные методы обучения, которые включают рассказ, беседу, микролекции в сочетании с демонстрацией и наблюдением. Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов.

Для реализации программы применяются графические наглядные пособия (плакаты, таблицы).

Программой предусмотрены следующие виды контроля:

текущий контроль в форме устных и письменных опросов;

промежуточный контроль в форме письменных опросов по разделам программы;

итоговый контроль в форме зачета.

Итоговая отметка по окончании изучения дисциплины выставляется на основании оценки за зачет с учетом оценок текущего и промежуточных контролей.

В результате изучения биологии с основами экологии на базовом уровне обучающиеся должны ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

  • основные положения биологических теорий: клеточной, эволюционной теории Ч. Дарвина, учения В. И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя;

  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере и экосистемах;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

  • взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

УМЕТЬ:

  • объяснять единство живой и неживой природы; родство живых организмов; влияние различных экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и среды; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; значение биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира;

  • решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и цепи питания;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания; антропогенные изменения в экосистемах, в том числе Кемеровской области;

  • сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы, в том числе Кемеровской области); процессы искусственного и естественного отбора, полового и бесполого размножения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить необходимую биологическую информацию в различных источниках и критически ее оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Тематический план

учебной дисциплины биология


Специальности:

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;

21.02.05 Земельно-имущественные отношения;

11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение

11.02.12 Почтовая связь

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений


Шифр раздела, темы

Наименование разделов и тем


Количество часов

максимальной учебной нагрузки

самостоятельной работы

обязательной аудиторной нагрузки

всего

в том числе

лаб.-практ. работ

контрольных работ

Раздел 1

Введение.

3

1

2

0

0

1.1

Задачи общей биологии. Связь с другими биологическими науками.

1,5

0,5

1



1.2

Критерии живых систем. Уровни организации живой материи.

Методы познания живой природы.

1,5

0,5

1



Раздел 2

Учение о клетке.

18

6

12

1

1

2.1

Клетка – элементарная живая система.

3

1

2

1


2.2

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки.

1,5

0,5

1



2.3

Органические вещества клетки. Белки.

1


1



2.4

Углеводы. Липиды.

1,5

0,5

1



2.5

Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК.

1


1



2.6

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.

1,5

0,5

1



2.7

Органоиды клетки.

4

3

1



2.8

Вирусы. Особенности биологии вирусов Вирусные заболевания (СПИД и др.).

1


1



2.9

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1


1



2.10

Жизненный цикл клетки. Деление клеток.

1,5

0,5

1



2.11

Тест по разделу 2 «Учение о клетке»

1


1


1

Раздел 3

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

13,5

4,5

9

2

0

3.1

Организм – единое целое.

4

3

1



3.2

Бесполое размножение.

1


1



3.3

Половое размножение.

1


1



3.4

Мейоз. Образование половых клеток.

1,5

0,5

1



3.5

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма.

1


1



3.6

Сходство зародышей. Биогенетический закон.

4

1

3

2


3.7

Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье человека.

1


1



Раздел 4

Основы генетики и селекции

22,5

7,5

15

3

0

4.1

Генетика как наука.

4

3

1



4.2

Основные понятия генетики.

1,5

0,5

1



4.3

Законы Менделя.

1


1



4.4

Моногибридное скрещивание.

1


1



4.5

Дигибридное скрещивание.

2

1

1



4.6

Хромосомная теория наследственности.

1


1



4.7

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1,5

0,5

1



4.8

Практическая работа. Решение генетических задач.

3

1

2

2


4.9

Значение генетики для селекции и медицины.

1


1



4.10

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1


1



4.11

Наследственная и модификационная изменчивость.

3

1

2

1


4.12

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнологии.

1,5

0,5

1



4.13

Центры происхождения культурных растений.

1


1



Раздел 5

Эволюционное учение.

25,5

8,5

17

3

1

5.1

История развития эволюционных идей.

4

3

1



5.2

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1


1



5.3

Эволюционное учение Ч. Дарвина.

1,5

0,5

1



5.4

Движущие силы эволюции.

1


1



5.5

Результаты эволюции. Современные представления об эволюции.

1


1



5.6

Концепция вида, его критерии.

4

1

3

2


5.7

Популяция.

1


1



5.8

Микроэволюция.

1


1



5.9

Макроэволюция.

1,5

0,5

1



5.10

Доказательства эволюции.

3

1

2

1


5.11

Причины вымирания видов. Проблемы сохранения флоры и фауны.

3

2

1



5.12

Основные направления эволюционного прогресса.

1


1



5.13

Биологический прогресс и регресс.

1,5

0,5

1



5.14

Тест по разделу 5 «Эволюционное учение»

1


1


1

Раздел 6

История развития жизни на Земле.

10,5

3,5

7

0

1

6.1

Гипотезы происхождения жизни.

4

3

1



6.2

Краткая история развития органического мира.

1


1



6.3

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1


1



6.4

Современные гипотезы о происхождении человека.

1


1



6.5

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

1


1



6.6

Эволюция человека. Человеческие расы.

1,5

0,5

1



6.7

Зачет по разделу 6.

1


1


1

Раздел 7

Основы экологии.

19,5

6,5

13

3

0

7.1

Предмет экология. Задачи экологии.

4

3

1



7.2

Экологические факторы. Экологические системы.

3

1

2

1


7.3

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

2

1

1



7.5

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.

1


1



7.6

Искусственные сообщества.

1


1



7.7

Биосфера.

1


1



7.8

Учение В.И. Вернадского. Ноосфера.

2

1

1



7.9

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

1


1



7.10

Изменения в биосфере.

1


1



7.11

Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

1,5

0,5

1



7.12

Практическая работа. Решение экологических задач.

2


2

2


Раздел 8

Бионика.

4,5

1,5

3

0

1

8.1

Бионика как наука. Задачи бионики.

1,5

0,5

1



8.2

Примеры использования в деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

2

1

1



8.3

Зачет.

1


1


1

Итого за курс

117

39

78

12

4













СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ


Раздел 1. Введение

Объект изучения биологии – живая природа (I). Признаки живых организмов (II). Многообразие живых организмов (I). Уровневая организация живой природы и эволюция (I). Методы познания живой природы (I). Общие закономерности биологии (I). Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса (I). Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации (I). Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей (I).

Демонстрации

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.

Самостоятельная работа

Работа с конспектами.

Привести примеры проявления свойств живых систем на разных уровнях их организации.



Раздел 2. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов (II). Краткая история изучения клетки (I).

Химическая организация клетки (II). Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов (II). Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке (II).

Строение и функции клетки (II). Прокариотические и эукариотические клетки (II). Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение (II). Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) (I). Цитоплазма и клеточная мембрана (II). Органоиды клетки (II).

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Обмен веществ и энергии – свойства живых организмов. (II).

Строение и функции хромосом (II). ДНК – носитель наследственной информации (II). Репликация ДНК (II). Ген (II). Генетический код (II). Биосинтез белка (I).

Жизненный цикл клетки (II). Митоз (II).

Демонстрации

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток

растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Практическая работа

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Самостоятельная работа

Работа с конспектами.

Изображение животной клетки и обозначение ее органоидов.

Написание рефератов по темам (по выбору):

-Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

-Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

-Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.

-Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

-Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

-Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

-Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

-Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.

-Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

-Вирусы. Особенности биологии вирусов. Вирусные заболевания, их профилактика.



Раздел 3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Организм – единое целое (II). Многообразие организмов (I). Размножение – важнейшее свойство живых организмов (II). Половое и бесполое размножение (II). Мейоз (II). Образование половых клеток и оплодотворение (II). Деление клетки- основа роста, размножения и развития организмов (II).

Индивидуальное развитие организма (II). Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных (II). Эмбриональный этап онтогенеза (II). Основные стадии эмбрионального развития (II). Постэмбриональное развитие (II).

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства (II). Причины нарушений в развитии организмов (II). Индивидуальное развитие человека (II). Репродуктивное здоровье (I). Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека (I).


Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Практическая работа

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

Самостоятельная работа

Составление опорного плана – конспекта по теме «Мейоз. Образование половых клеток».

Оформление отчета о практической работе.

Написание рефератов по темам (по выбору):

-Биологическое значение митоза и мейоза.

-Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

-Половое размножение и его биологическое значение.

-Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

-Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

-Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

-Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

-Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

-Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.



Раздел 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов (II). Г.Мендель – основоположник генетики (I). Генетическая терминология и символика. Современные представления о гене и геноме (II).

Законы генетики, установленные Г. Менделем (II). Моногибридное и дигибридное скрещивание (II). Хромосомная теория наследственности (II). Генетика пола (II). Сцепленное с полом наследование (II). Значение генетики для селекции и медицины (II). Наследственные болезни человека, их причины и профилактика (I).

Закономерности изменчивости (II). Наследственная или генотипическая изменчивость (II). Модификационная изменчивость (II). Генетика – теоретическая основа селекции (II). Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции (II). Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений (II). Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор (II). Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов (I).

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития (I). Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии (I). Клонирование животных (проблемы клонирования человека) (I).

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Практические работы

Решение генетических задач.

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Самостоятельная работа

Работа с конспектами.

Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Решение генетических задач.

Оформление отчета о практической работе.

Написание рефератов по темам (по выбору):

-Закономерности фенотипической и генетической изменчивости.

-Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

-Драматические страницы в истории развития генетики.

-Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

-Этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии

(клонирование, искусственное оплодотворение и т.п.).

-Центры многообразия и происхождения культурных растений.

-Центры многообразия и происхождения домашних животных.

-Значение изучения предковых форм для современной селекции.

-История происхождения отдельных сортов культурных растений.



Раздел 5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

История развития эволюционных идей (II). Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии (II). Эволюционное учение Ч. Дарвина (II). Естественный отбор (II). Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира (II). Концепция вида, его критерии (II). Популяция – структурная единица вида и эволюции (II). Движущие силы эволюции (II). Синтетическая теория эволюции (I). Микроэволюция (II). Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен) (II). Макроэволюция (II). Доказательства эволюции (II). Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития (I). Причины вымирания видов (II). Основные направления эволюционного прогресса (II). Биологический прогресс и биологический регресс (II).

Демонстрации

Движущие силы эволюции. Критерии вида. Видообразование. Видовое многообразие. Структура популяции. Направления макроэволюции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.

Практические работы

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Приспособление организмов к разным средам обитания.

Самостоятельная работа

Работа с конспектами.

Оформление отчета о практических работах.

Творческое задание по всему разделу.

Написание рефератов по темам (по выбору):

-История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

-«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

-Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

-Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

-Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

-Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

-Причины вымирания видов. Проблемы сохранения флоры и фауны.

-Биологический прогресс и регресс.


Раздел 6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Гипотезы происхождения жизни (II). Краткая история развития органического мира (II). Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции (II). Современные гипотезы о происхождении человека (II). Доказательства родства человека с млекопитающими животными (II). Эволюция человека (II). Единство происхождения человеческих рас (II).

Демонстрации

Краткая история развития органического мира. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Рудименты и атавизмы. Человеческие расы.

Самостоятельная работа

Работа с конспектами.

Написание рефератов по темам (по выбору):

-Различные гипотезы происхождения жизни.

-Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

-Ранние этапы развития жизни на Земле.

-Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

-Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

-Современные представления о происхождении птиц и зверей.

-Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

-Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

-Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.


Раздел 7. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой (II). Экологические факторы, их значение в жизни организмов (II). Экологические системы. Причины устойчивости и смены экосистем. (II). Видовая и пространственная структура экосистем (II). Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах (II). Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм (II). Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы (II).

Биосфера – глобальная экосистема (II). Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере (II). Роль живых организмов в биосфере (II). Биомасса (II). Изменения в биосфере (II). Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде Правила поведения в природной среде (II). Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду (II).

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Практические работы

Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем.

Решение экологических задач.

Самостоятельная работа

Работа с конспектами.

Изображение пищевых цепей и сетей в биоценозе.

Оформление отчета о практической работе «Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем».

Составление конспекта по теме «Учение В.И. Вернадского. Ноосфера».

Написание рефератов по темам (по выбору):

-Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

-Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

-Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

-Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

-Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

-Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

-Сукцессии и их формы.

-Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

-Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.

-Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

-Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

-Устойчивое развитие природы и общества.


Раздел 8. БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами (II). Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных (I).

Демонстрации

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

Самостоятельная работа

Работа с конспектами.

Привести примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.










































СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология [Текст]: учеб. для образоват. Учреждений нач. и сред. проф. образования/Константинов В.М..- 6-е изд., стереотип.- М.:Академия, 2013.- 319 с.: ил.



Дополнительная литература
  1. Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е. И. Тупикин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – 384 с.: ил.

  2. Биологический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с.: ил.

  3. Большая школьная энциклопедия [Текст]. 6 – 11 кл. Т. 2. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 717 с.: ил.

  4. Голицын, А. Н. Основы промышленной экологии [Текст]: учеб. для нач. проф. образования / А. Н. Голицын. – М.: ИРПО; Академия, 2002. – 240 с.: ил.

  5. Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 624 с.: ил.

  6. Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005. – 352 с.: ил.

  7. Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005. – 283 с.: ил.

  8. Мамонтов, С. Г. Общая биология [Текст]: учеб. пособие для сред. учеб. заведений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров. – М.: Высшая школа, 1986. – 320 с. ил.

  9. Природа и экологические проблемы Кузбасса [Текст]: учеб. пособие. – Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1993. – 208 с.: ил.

  10. Справочник школьника [Текст]: 5 – 11кл. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001. – 704 с.: ил.

  11. Энциклопедия для детей [Текст]. Т. 2 (Биология) / сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1995. – 624 с.: ил.






































Вопросы ДЛЯ итогового зачета



1. Задачи общей биологии

2. Свойства живого

3. Уровни организации живой материи

4. Химическая организация клетки

5. Неорганические вещества клетки, их функции

6. Основные группы органических веществ клетки, их функции

7. Нуклеиновые кислоты, их строение и функции

8.Типы клеток

9. Органоиды клетки

10. Особенности биологии вирусов

11. Метаболизм

12. Гормоны и ферменты

13. Деление клеток

14. Бесполое размножение

15. Половое размножение

16. Образование половых клеток

17. Оплодотворение

18. Онтогенез

19. Биогенетический закон

20. Основные понятия генетики



21. Генетика пола

22. Наследственность

23. Изменчивость

24. Селекция

25. Эволюция

26. Эволюционное учение Ч. Дарвина

27. Движущие силы эволюции

28. Вид. Популяция

29. Микроэволюция

30. Макроэволюция

31. Биологический прогресс и регресс

32. Гипотезы происхождения жизни

33. Эволюция человека. Человеческие расы

34. Задачи экологии

35. Экологические факторы

36. Экологические системы

37. Пищевые связи

38. Круговорот веществ в природе

39. Биосфера

40. Учение В.И. Вернадского. Ноосфера

41. Биомасса

42. Бионика

24