Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Зам директора по УР Директор
начальных классов МБОУ «СОШ №7» МБОУ «СОШ № 7»
______________ ________________ _______________
Г.А. Закирова Л. Н. Моисеева Н. П. Кустова
Протокол №__ от «__» ______20____ г «__» ________20____г Приказ № ___ от
«__» __________20____г
Программа
по дополнительным платным образовательным услугам
«Для тех, кто любит математику»
Составитель:
Парфильева Светлана Александровна
учитель начальных классов
г. Бугуруслан
2016 г.
Программа курса «Для тех, кто любит математику» разработана на основе программы развивающего обучения, с учетом требований ФГОС, с опорой на УМК «Перспективная начальная школа»
Содержание обучения математики в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в начальной школе.
Однако, практика показывает, что более углубленному изучению математики способствуют дополнительные занятия по предмету. Данный курс в полной мере ориентирован на подготовку к работе в условиях многообразия подходов к построению начального курса математики. Время, отведённое на дополнительное изучение математики, существенно влияет на развитие мышления ребёнка, прежде всего мышления логического, т.к. существует тесная связь между математикой и такими формами логического мышления как понятия, суждения, умозаключения.
Занятия курса «Для тех, кто любит математику» способствуют созданию атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся. В основе занятий предлагаются обучающимся математические упражнения познавательной направленности. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Важным аспектом обучения математике является устные и письменные вычисления, решение задач, геометрический материал и т.д. Для эффективной работы с данным материалом необходимо, чтобы каждое упражнение давало пищу для интенсивной умственной деятельности учащихся, а ученик приступал к его решению, рассчитывая на успех.
Достичь этого в начальном курсе математики можно путём включения заданий, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач, упражнений занимательного характера, работа с тренажёрами. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задания с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При выполнении такой работы применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
Цель: создать условия для повышения уровня понимания и практической подготовки в вопросе математической компетентности.
Задачи курса: формировать у учащихся интерес к работе над математическими упражнениями; развивать мыслительные навыки; формировать у детей самостоятельность в действиях, умение находить выход из сложных ситуаций; способствовать развитию критичности, познавательных интересов, творческих способностей, умение работать в группах.
В процессе выполнения каждого задания на занятии происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Данный курс рассчитан на 28 часов (1 час в неделю).
Сроки реализации программы:
2015 – 2016 уч. год 2 класс
2016 – 2017 уч. год 3 класс
2017 – 2018 уч. год 4 класс
Контроль предусматривается проводить в виде тестов, проведения олимпиад, викторин и т.д.
Условия реализации программы
Программа реализуется в условиях традиционной кабинетно-урочной системы при наличии следующего оборудования: видеоматериалы, таблица, тесты, иллюстрации, рабочая тетрадь, карточки, карточки с индивидуальными заданиями.
Основные пути реализации программы:
- расширение математического кругозора;
- развитие познавательных интересов детей;
- дифференцированный подход к обучению учащихся
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
3) увеличение объема материала;
4) наращивание темпа выполнения заданий;
5) смена разных видов деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Результативность программы
В результате изучения курса «Для тех, кто любит математику» учащиеся:
Используемая литература
Головач М.В., Бондаренко Ю.К. Математика, 1-4 классы. Упражнения для устного счёта. В: «Учитель», 2008
Дьячкова Г.Т. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. В: «Учитель», 2007
Зайцев В.В. Математика для 1-4 классов. Дополнительные занятия с детьми. В: «Учитель», 2007
Зак А. Интеллектика. Книга для учителя. М: «Интеллектика – Центр», 2002
Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. М: ВАКО, 2006
Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М: АРКТИ, 2004
Лавлинскова Е.Ю. Методика формирования навыка устного счёта. В: Панорама, 2006
Лавриненко Г.А. Задания развивающего характера по математике. С: Лицей, 2001
Попова Г.П. и др. Занимательная математика. В: «Учитель», 2007
Стожарова М.Ю. Математика – учимся играя. Р. - на – Д: Феникс, 2008
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | дата | УУД |
1 | Занимательная математика. Вводное занятие | | - развитие учебно-познавательного интереса, готовность преодолевать затруднения -проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ) - вступать в сотрудничество с учителем и детьми, осуществлять совместную деятельность |
2 | Нумерация чисел в пределах 100 | | -уметь вести счет в прямом и в обратном порядке, название и запись чисел первых двух десятков -положительное отношение к учению - допускать возможность различных точек зрения |
3 | Математический тренажер по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | | – знать таблицу сложения однозначных чисел; - развитие творческих способностей - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
4 | Решение нестандартных задач | | - использовать знаково-символические средства для решения задач -подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков. - развитие учебно-познавательного интереса -стараться строить свои диалогические и монологические высказывания |
5 | Задачи с геометрическим содержанием | | - принимать и сохранять учебную задачу - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков - использовать речь для регуляции своего действия |
6-7 | Задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц, в несколько раз | | - научатся контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; - использовать знаково-символические средства для решения задач - овладеют общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений - задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
8 | Арифметические забавы (ребусы, головоломки, задачи - шутки) | | - принимать и сохранять учебную задачу - использовать речь для регуляции своего действия - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
9 | Математические игры | | - взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов |
10 | Нумерация чисел в пределах 100000 Многозначные числа | | - уметь читать и записывать все однозначные, двузначные и трехзначные числа - использовать речь для регуляции своего действия -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
11 | Сложение многозначных чисел | | - принимать и сохранять учебную задачу - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения - задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
12 | В царстве смекалки | | -строить логическую цепь рассуждений -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов |
12 | Блиц – турнир по решению задач | | -уметь решать простые арифметические задачи - использовать знаково-символические средства для решения задач - владеть рядом общих приемов решения задач -ориентироваться на разнообразие способов решения задач. -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров |
14 | Забавная геометрия | | - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям - использовать речь для регуляции своего действия -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве -строить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи |
15 | Задания на раскрашивание | | - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения - владеть рядом общих приемов решения задач -контролировать действия партнёра |
16 | Задачи со сказочным сюжетом | | - арифметическая сюжетная задача как особый вид математического задания; - ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей - использовать речь для регуляции своего действия - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров |
17 | Решение практических задач | | - распознавать и формулировать составные задачи; – разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения) -участвовать в диалоге, в общей беседе - произвольно и осознанно владеть рядом общих приёмов решения задач |
18 | Задачи на поиск закономерностей | | - задавать вопросы - строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций |
19 | Игры с таблицей умножения | | - использовать речь для регуляции своего действия -контролировать действия партнёра - осознанно строить сообщения в устной и письменной форме -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
20 | «Задачник» Г. Остера | | - принимать и сохранять учебную задачу -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций - задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
21-22 | Арифметические действия над многозначными числами | | Выполнять действия по заданному алгоритму, – выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трех разрядов на уровне навыка - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров |
23 | Олимпиадные задания | | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи - использовать речь для регуляции своего действия -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций |
24- 25 | Геометрические задачи | | - использовать знаково-символические средства для решения задач - строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров |
26 | Математический КВН | | - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов |
27 | Математическая викторина | | - взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. - ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей |
28 | Игра – путешествие «В стране математики» | | - использовать речь для регуляции своего действия - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Приложение 1
Задания для олимпиады по математике
Три человека ждали поезд 3 часа. Сколько времени ждал каждый ?
У Кати вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения Кати ?
Миша и Коля живут в разных деревнях, но около одной и той же реки. Миша пошёл к Коле и ему пришлось 2 раза переходить реку в разных местах. Н а одном или на разных берегах живут мальчики ?
Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семён Петрович. Какое отчество у Васиной мамы?
Весы находятся в равновесии. На одной чашке весов 2 морковки и 1 яблоко, а на другой – 1 морковка и 2 яблока. Что легче: морковка или яблоко?
Как называют многоугольник с наименьшим числом сторон ?
Найди и подчеркни неверное равенство.
Если А + В = С, значит: В + С = А С – В = А
В + А = С С – А = В
Используя цифры 0, 5, 2, 8, запиши самое большое и самое маленькое из возможных двузначных чисел (цифры не должны повторяться )
Вырази число 28 пятью двойками, соединив их знаками действий .
У Веры 9 карандашей, а у Тани на 4 меньше. Сколько карандашей Вера должна дать Тане, чтобы у обеих девочек карандашей стало поровну?
Бабушке и внучке вместе 82 года. Внучке 12 лет. На сколько лет бабушка старше внучки?
Замени (зачеркни и исправь) одно из чисел так, чтобы квадрат стал ''волшебным''.
42 | 15 | 30 |
17 | 32 | 41 |
28 | 43 | 16 |
Приложение 2
Внеклассное мероприятие "Математический КВН"
В КВНе принимают участие 3 команды по 5-6 человек, двое ведущих
Ведущий:
Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчишек, и девчонок отправиться, в веселую страну. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.
Не в театральном представлении,
А среди наших школьных стен
Мы увидим сейчас веселый
Математический КВН.
Уже готово все к сраженью
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья
Я вам представлю грозный суд
(представление жюри)
Болельщиков предупреждаем,
Что встреча будет горяча
И поэтому мы вам желаем
Болеть без вызова врача.
I конкурс. Приветствие
(каждая команда говорит свое приветствие, оценивается по пятибалльной шкале)
1 команда-«ЛОМ»- Любим очень математику
2 команда-«Угол» Умей грести очки лопатой
3 команда-«Пупс» - Пусть ум победит силу
Ведущий:
Второй конкурс начинаем
Победителей узнаем
Здесь задачки и загадки
За разгадку – вам награда.
II конкурс. Разминка
(ведущие по очереди задают вопросы командам)
1 команда: 1) Сколько концов у двух палок?
2) У какой фигуры нет начала, ни конца?
3) На столе лежала яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит
на столе?
4) Отгадайте-ка, ребятки:
Что за цифра акробатка,
Если на голову встанет,
Ровно на 3 меньше станет?(9)
5) Диме 5 лет, а Кате – 9 лет. Кто младше?
2 команда: 1) Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок
осталось?
2) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
3) На подоконнике лежали 3 зеленых помидора. Через день они
покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?
4)Знак вычитания (минус)
5) Черненькая, хвостатенькая
Не лает, не кусает
А из класса в класс
Не пускает (двойка)
3 команда: 1) У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади.
Сколько лап у собаки?
2) Сколько горошин может войти в один стакан?
3) Я так мила, я так кругла
Я состою из двух кружков
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружков. (8)
4) Коля прибежал из школы домой первым, а Оля – второй. Кто бегает
быстрее?
5)Знак сложения?
III конкурс. Внимательная команда
На доске вывешиваются различные геометрические фигуры разного цвета. 30 секунд команда смотрит на них и запоминает. Затем все отворачиваются, убирает одна фигур. Команда должна назвать фигуру, которая, по ее мнению, пропала. Затем повторяется со 2, 3 командой.
Ведущий:
Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным.
IV конкурс. Конкурс капитанов
Отгадать слова записанные ребусами (4 балла за отгадку ребуса).
3 Б У Н А КО100ЧКА СВИ100К
Ведущий:
Пусть всякий знает
Кто же лучше вычисляет!
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!
V конкурс. Математическая эстафета
Выносится дерево, на дереве висят груши, яблоки и т.д. на них написаны примеры, каждому по примеру. Ребята выходят по очереди срывают фрукт, пишут на доске (чтобы все видели) решение, какая команда быстрее.
12+17= 13-3= 14+5= 19-12= 15+22= 16+31= 17-11= 18+41= 19-14=
20+21== 23+24= 49-35= 28-16= 66-52= 78-53= 95-43= 73+24= 89-56=
Ведущий:
Вы, ребята, все устали,
Много думали, считали,
Отдохнуть уже пора
И 6 тур – игра.
VI конкурс.
Каждой команде нужно нарисовать человека из цифр. Используя несколько цифр от 0 до 9. За каждую использованную цифру 1 балл. Рисунки передаются жюри, жюри считает
Пока команды рисуют проводиться конкурс с болельщиками.
Ведущий:
1.Загадки: 1. Вид ее – как запятая
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев
А ее лентяи – нет. (2)
2. Не похож он на пятак,
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак,
С дыркой, да не бублик. (0)
3. У кого одна нога,
Да и та без башмака? (7)
2.Назовите сказки или песни, в которых есть цифры.
VII конкурс.
Всем членам команды на грудь вешают таблички с номерами от 1 до 5. в 5-6 шагах перед каждой командой ставят 2 стула. Ведущий громко объявляет какое-либо действие, играющие должны быстро подсчитать результат, и те из них, у кого таблички с цифрами бегут и садятся на приготовленные стулья так, чтобы зрители могли подсчитать сумму.
Команда, быстрее выполнившая задание, получает одно очко. Примеров может быть несколько, чтобы каждый участвовал в игре, хотя бы по одному разу.
23+12 = 32+11= 95-64= 35-12= 67-36= 59-27= 31+14= 43+2= 12+10=
Подведение итога
Приложение 3
Подборка занимательных заданий и вопросов к проведению викторины
1. Загадки
• Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен - поднимают, (якорь)
• Одежду всем дала, а сама всегда гола. (иголка)
• Не море, не земля - корабли не плавают и ходить нельзя, (болото)
• Над землёй трава, под землёй алая голова, (свёкла)
• Растёт зелёный кустик. Дотронешься - укусит, (крапива)
• Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке, (гвоздь)
• В доме комната гуляет, никого не удивляет, (лифт)
• Тебе дано, а пользуются люди. (имя)
• Накормишь - живёт, напоишь - умрёт, (огонь)
2. Логические и математические задачи
• Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всего? (трое)
•Как разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы каждая получила по яблоку и при этом одно из яблок осталось в корзинке? (отдать одной девочке яблоко вместе с корзинкой)
• Во многих сказках герой отправляется за "тридевять земель". Это сколько? (27 - в России когда-то считали по девяткам, т.е. три раза по девять)
• Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей)
• Трое школьников отправились в сад за яблоками. По дороге встретили двоих. Сколько ребят пришло в сад? Объясните, (трое, т.к. двое других шли из сада им навстречу)
• Горели три лампочки, одну из них погасили. Сколько осталось? (три)
•Летело три страуса, одного охотник убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
3. Шарады
Необходимо заранее написать на доске или демонстрационном стенде.
• Первое - нота, второе - тоже, А в целом на горох похоже, (фа-соль)
• Дремлют два предлога около порога, Потому и тишь, что не пискнет мышь. (к-от)
• Когда мы знаем человека, Ему слог первый говорим. Второй - в прудах лягушки скажут летом, А целое в деревне мы едим. (ты-ква)
• Роли я играл на сцене, Выступал я на арене, Буквы, видно, подшутили -И в посуду превратили, И теперь на кухне ловко Натираю я морковку. (Актер-терка)
• Я по России протекаю, Я всем известная река, Но лишь прибавишь букву с краю, Своё значенье я меняю И птицей становлюсь тогда. (Волга - иволга)
• Предлог с игрой соедините, И чудо вдруг произойдёт:
Цветок Египта знаменитый Пред вами сразу зацветёт, (лотос)
4. Загадки-шутки
• Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)
• Что вниз вершиной растёт? (сосулька)
• Каким гребешком нельзя причесаться? (петушиным)
• На каких полях трава не растёт? (на полях шляпы)
• Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
• Каких камней нет в море? (сухих)
• Что находится между рекой и берегом? (и)
• Какой месяц короче всех? (май - всего три буквы)
5. Обо всём на свете
• Назовите все цвета радуги, (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
• Прибор для определения сторон горизонта, (компас)
• К какому веку относится 2000 год? (XX)
• Какие растения названы именами людей? (Маргаритка, вероника, анютины глазки, иван-да-марья, иван-чай, роза, лилия и т.д.)
• Какой цветок называют водяной красавицей? (белую кувшинку)
• В каком месяце встречали Новый год в Древней Руси? (в начале марта, а по приказу Петра I стали встречать 1 января)
• Это африканское растение в народе называют столетник, т.к. раньше считалось,
что цветёт оно раз в сто лет (на самом деле чаще). А как ещё его называют? (алоэ) . Что такое террариум? (помещение для земноводных и пресмыкающихся)
• Как называется тропическое дерево, из плодов которого получают шоколад и какао? (шоколадное дерево)
• Что будет изображено на картине, если это пейзаж:? (природа)
• Кто основал Санкт-Петербург? (Пётр Первый)
• Какие овощи и почему называют растительным мясом? (бобовые: фасоль, горох, бобы, т.к. они богаты белком)
• Сосну и ель называют вечнозелёными деревьями, но неужели они никогда не сбрасывают хвою? (хвоя у этих деревьев опадает постепенно и незаметно для человека: у сосен хвоя меняется раз в 2-3 года, у ели - раз в 6-10 лет)
• Какая зима лучше для хлебного поля: снежная или бесснежная? (Снежная. Снег укрывает землю, как одеяло. Под ним тепло. И влаги весной от снега будет много, что тоже очень важно)
• Аквариум, акваланг, акварель. Что общего во всех этих словах? (Корень аква, что значит вода. Все слова имеют связь с водой)
• А вы знаете, что кинология никакого отношения к кино не имеет? А что же она изучает? (это наука о поведении собак)
• Зачем кошки всё время "умываются"? (Они слизывают с себя свой запах. Кошки -хищники. А для охоты очень важно остаться незамеченным)
• В Древней Руси вместо денег использовали серебряные бруски - гривны. Если вещь стоила меньше гривны, то от бруска отрубали половину. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (рубль)
6. Пословицы. Поговорки. Народные приметы
• Продолжите народную примету:
• Если нож (ложка, вилка) упадёт на пол, ... (то это гость спешит)
• Соль просыпалась - ... (будет ссора)
• Дым столбом - ... (к морозу)
• Много снега - много ... (хлеба)
- Закончите пословицу:
- Что с воза упало, то ... (пропало)
- Век живи, ... (век учись)
- Один в поле ... (не воин)
- Не зная броду, ... (не лезь в воду)
- Дело мастера ... (боится)
- Когда я ем, ... (я глух и нем)
- Утро вечера ... (мудренее)
- Чем дальше в лес, ... (тем больше дров)
- Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. (Семь раз примерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Семеро по лавкам. За семь вёрст киселя хлебать. Седьмая вода на киселе. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ум хорошо, а два лучше.)
Учебно - тематический план
Занятие 1
Тема: Вводный урок. Занимательный час.
Цель: Выявить базовый уровень знаний учащихся
Занятие 2
Тема: Мудрёные задачи и вопросы в сказках, рассказах и стихах.
Цель: Учить детей рассуждать, развивать математическое мышление.
Содержание: 1. Занимательные задачи (фронтальный опрос)
2. Задачи - шутки
3. Загадки
4. Мудрёные задачи и вопросы в сказках, рассказах и стихах.
Занятие 3
Тема: Нумерация чисел в пределах 20
Цель: Совершенствовать знания о нумерации чисел в пределах 20, умение записывать, называть и располагать их в натуральном ряду.
Содержание: 1. Игры с числами, состав числа
2. Установление закономерности
3. Арифметический диктант
4. Интересные факты
Занятия 4-5
Тема: Математический тренажёр по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»
Цель: Совершенствовать вычислительные навыки
Содержание: 1. Числовые ребусы
2. Тренажёры
3. Игра «Разменяй»
Занятие 6
Тема: Решение нестандартных задач на взвешивание предметов
Цель: Разобрать с учащимися систему задач на взвешивание
Содержание: 1. Сравнивание объектов по массе
2. Решение задач
Занятие 7
Тема: Задачи с геометрическим содержанием (классификация и построение треугольников)
Цель: Совершенствовать умение классифицировать треугольники, строить различные их виды
Содержание: 1. Игра «Найди лишнюю фигуру»
2. Построение треугольников
3. Игра «Конструктор».
Занятия 8-9
Тема: Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Цель: Совершенствовать умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Содержание: 1. Математические загадки
2. Решение задач по теме
3. Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».
Занятие 10
Тема: Арифметические забавы (головоломки, ребусы, задачи-шутки)
Цель: Формировать логическое мышление и вычислительные навыки, практическое знакомство с применением законов и правил логики, логических приёмов.
Содержание: 1. Игры на установление закономерностей
2. Занимательные вопросы
3. Логические игры, задачи, упражнения
4. Задачи – шутки, загадки
Занятия 11-12
Тема: Нумерация чисел в пределах 100
Цель: Совершенствовать знания о нумерации чисел в пределах 100, умение записывать, называть и располагать их в натуральном ряду.
Содержание: 1. Тренажёр «Считаем устно»
2. Игра «Поспевай-не зевай»
3. Задания, связанные с нумерацией чисел в пределах 100
4. Ребусы
Занятие 13
Тема: Сложение двузначных чисел – круглых десятков
Цель: Совершенствовать умения складывать двузначные числа – круглые десятки
Содержание: 1. Выполнение заданий, связанных с составом чисел
2. Игра «Кто больше составит примеры»
3. Игра «Найди и исправь ошибку»
4. Тест
Занятие 14
Тема: В царстве смекалки
Цель: Практическое знакомство с применением законов и правил логики, логических приёмов.
Содержание: 1. Игры на установление закономерностей
2. Занимательные вопросы
3. Логические игры, задачи, упражнения
4. «Проверим смекалку» (викторина)
Занятие 15
Тема: Блиц - турнир по решению задач
Цель: Отрабатывать умение решать задачи изученных видов
Содержание: 1 Игра «Поставь пропущенный знак «»
2. Решение задач
3. Магический квадрат
Занятие 16
Тема: Забавная геометрия (игры со спичками, Танграм)
Цель: Создать условия для развития геометрического кругозора, воображения учащихся
Содержание: 1 Оригами.
2. Игры со спичками
3. Танграм
Занятие 17-18
Тема: Арифметические действия над числами в пределах 100
Цель: Совершенствовать умение пользоваться алгоритмом сложения и вычитания чисел в пределах 100
Содержание: 1. Нахождение закономерности
2. Задания по теме урока
3. Порядок действий в выражениях без скобок
4. «Слепой» рисунок
Занятие 19
Тема: Математический КВН
Цель: Развивать интерес к предмету, творческие способности
Занятие 20
Тема: Задачи на планирование действий
Цель: Познакомить и научить решать задачи на планирование действий
Содержание: 1. Игра «Поспевай- не зевай»
2. Решение задач по теме урок
Занятия 21-22
Тема: Задачи геометрического содержания (единицы длины)
Цель: Закреплять знания детей об изученных единицах измерения длины, отрабатывать умение преобразовывать величины, строить отрезки заданной длины
Содержание: 1. Преобразование величин
2. Измерение длины отрезка, ломаной
3. Построение отрезка, ломаной указанной длины
4. Задачи на смекалку
Занятие 23
Тема: Задачи по принципу Дирихле
Цель: Познакомить и научить решать задачи по принципу Дирихле, развивающие логическое мышление, нестандартность рассуждений
Содержание: 1. Логические задачи
2. Задачи по принципу Дирихле
3. «Не отрывая карандаш…»
Занятие 24
Тема: «Волшебные» квадраты
Цель: Формировать логическое мышление и совершенствовать вычислительные навыки
Содержание: 1. Арифметический диктант
2. «Волшебные» квадраты
3. Математические кроссворды
Занятия 25-26
Тема: Задачи по теме «Периметр»
Цель: Тренировать практические навыки в нахождении периметра
Содержание: 1. Преобразование единиц длины
2. Измерение длины отрезка
3. Нахождение периметра
Занятие 27
Тема: Задачи на поиск закономерности
Цель: Формировать логическое мышление и совершенствовать вычислительные навыки
Содержание: 1. Комбинаторные задачи
2. Задачи на нахождение закономерности
3. Математический тренажёр
Занятия 28-29
Тема: Игры с таблицей умножения
Цель: Совершенствовать знания табличного умножения и деления
Содержание: 1. Игры по теме урока
2. Тренажёр «Таблица умножения и деления»
Занятия 30-31
Тема: Порядок выполнения арифметических действий
Цель: Совершенствовать умения выполнять действия в определённом порядке, вычислительные навыки
Содержание: 1. Игра «Молчанка»
2. Работа по теме урока
3. Задачи-шутки
4. Тест
Занятие 32
Тема: Викторина
Цель: Создать условия для развития кругозора, воображения учащихся, прививать математическую культуру
Содержание: Задания викторины
Занятие 33
Тема: Олимпиадные задания
Цель: Выявить способности учащихся, определить их творческие возможности, поддерживать математический интерес
Содержание: Олимпиадные задания
Занятие 34
Тема: Праздник – игра «Путешествие к Робинзону Крузо»
Цель: закрепление знаний, умений и навыков по таблице умножения и деления; развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, внимание, память, речь; привитие интереса к предмету;
Содержание: Праздник –игра
Приложение 4
Праздник – игра
«Путешествие к Робинзону Крузо»
Цель занятия:
развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, внимание, память, речь;
привитие интереса к предмету;
Оборудование: У учителя: карта путешествия, рисунки попугая, обезьян, слона, дикарей, корабля. У учащихся: на партах листы с заданиями.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- 1. Приветствие участников праздника – игры.
2. Вступительное слово учителя:
Учитель. Сегодня у нас урок-путешествие по математике. Куда мы поплывем, вы узнаете, когда попадете на корабль, а для этого вы должны купить билет.
(Учитель задает каждому ученику пример из таблицы умножения и деления. Дети отвечают и занимают места за партой).
Итак, все на корабле, располагайтесь поудобней, сегодня мы отправляемся в гости к Робинзону Крузо на необитаемый остров. Знакомо ли вам это имя? Этот человек попал на необитаемый остров и пробыл там 28 лет 2 месяца и 19 дней. Нас ждет интересное и опасное путешествие, оно по силам смелым, сообразительным и находчивым. Вы готовы к путешествию? Итак, мы в пути.
II. Ход игры:
1. Начало игры.
(Учитель показывает картинку с изображением попугая и читает соответствующий отрывок из книги Д. Дефо).
(Каждый ученик получает карточку с примерами).
III. Выполнение заданий.
1. Реши примеры на умножение и деление:
2*2 54:9 6*7 48:6 4*3 | 81:9 4*5 63:7 7*5 25:5 | 3*8 27:3 3*9 32:4 6*7 | 10:2 9*2 16:4 8*8 9:3 |
- Смотрите, как рад попугай! Он летит предупредить Робинзона, а мы плывем дальше. Перед нами остров обезьян.
(Учитель показывает картинку с изображением обезьяны).
- Хозяйка острова предлагает вам два задания:
2. Найди периметр прямоугольника:
«Начерти прямоугольник со сторонами 3см и 5 см. Найди его периметр».
- Постарайтесь побыстрее выполнить эти задания, иначе нас может застигнуть шторм.
- Молодцы! Шторм нам не страшен! Продолжаем наше путешествие. Впереди нас ждет остров слонов.
(Учитель показывает картинку с изображением слоненка).
- Маленький слоненок узнал от попугая, что мы плывем, и ждет нас. Он никак не может справиться с задачами, поможем ему!
3. Реши задачи:
1) Цена одной тетради 4 руб. Сколько стоят 5 таких тетрадей?
2) 12л молока разлили в 3 литровые банки поровну. Сколько банок потребуется?
- Смотрите, какой довольный слоненок. Он пожелал нам счастливого пути! Но что это? Наш корабль захватили дикари.
(Учитель показывает картинку с изображением дикарей и читает соответствующий отрывок из книги Д. Дефо).
- Пока вы не решите примеры, дикари не уйдут с корабля.
4. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли дети погулять.
Очутились на лугу.
Я вперед быстрей бегу!
Лютики, ромашки, розовые кашки
Собирал второй наш класс
Вот какой букет у нас!
5. Вычисли значения выражений:
30:6+8*4 90:10+6*5
(Ученики выполняют соответствующие вычисления).
- Молодцы! Мы спасены! Но что это? На палубе вода, один из дикарей пробил корабль. Ищите пробоину. Для этого выполните следующее задание:
6. Сравни выражения:
2*2*2…2*4
5*5…5+5+5+5+5
27:3…27:9
IV. Итог занятия.
1. Подведение итогов.
- Пробоина забита! Мы на острове, и нас встречает Робинзон Крузо. Он хочет оценить вашу работу.
(Ученики считают значения выражений, записанных на шариках, и переворачивают их).
9*3 18:6 27:9 3*5 81:9 4*3 54:6
2. Награждение учащихся.
М О Л О Д Ц Ы!
- Робинзон благодарит вас и награждает подарками. Если вы хотите больше узнать о Робинзоне Крузо, читайте книгу Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».
Приложение 5
Математический КВН
Цель: в интересной для детей форме обобщить и повторить математические знания и умения детей; развивать логику, память, внимание.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
- Ребята, многие из вас знают такую игру как КВН. Это такая игра, в которой командам даются для выполнения разные интересные задания. Их надо успеть выполнить за определённое время. Оценивать правильность ответов будет специальное жюри в лице наших гостей. Каждое задание оценивается по 5-ти бальной системе. Итак, кто знает какой обычно первый конкурс?
- Правильно, это конкурс называется «Приветствие».
2. Основная часть.
- Мы с вами разделимся на 5 команд по 5 человек, за 1 минуту каждая команда придумает себе название и выберет капитана. Время пошло.
Через 1 минуту команды по очереди дружно говорят своё название и представляют капитанов.
Конкурс « Разминка».
- Давайте с вами немного разомнёмся и начнём наши состязания с отгадывания ребусов. Капитаны выходят для получения заданий.
1. По 2 л
2. Р 1 а
3. 100 г
4. С 3 ж
5.100 л б
Для выполнения задания даётся 30 секунд.
Конкурс «Кроссворд».
- Прежде чем нам с вами приступить к практике, нужно повторить теорию. Повторим мы её в интересной форме, разгадаем кроссворд.

Знак действия вычитания.
Сумма длин всех сторон.
Каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых.
Компонент действия вычитания.
100 сантиметров – это 1 ……
Фигура, у которой все стороны равны.
Кроссворды сдаём жюри на проверку, а сами идём дальше.
Конкурс « Графический диктант».
- Сейчас мы с вами будем писать графический диктант, если вы напишите правильно, то у вас должно получиться интересное животное. Будьте внимательны! От заданной точки на ваших листиках начинаем рисовать линии: 5 клеток вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 4 вправо , 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 2 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вверх.
- Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год!
Голубая, серая для лета.
Для зимы- другого цвета. (Заяц).
- Заяц – это какое животное?
- А какое есть домашнее животное, похожее на зайца?
- Чем они отличаются, а чем похожи?
Этот конкурс оцениваем так: сколько детей в команде правильно написали диктант, столько баллов получает команда.
Жюри подводит предварительные итоги.
Физ.минутка.
Проводится в форме эстафеты с решением примеров.
На доку вывешивается 5 листов с примерами на каждого участника команды, дети выстраиваются перед своим листом колонной, по сигналу первый участник подбегает, решает пример, передаёт мел второму и т.д.
Когда все решат, проверяется правильность, выставляются баллы.
86+13 32+14 94-32 63+12 35+5
20-7 15-6 23+7 56-4 98-3
70+4 5+30 17-8 51+30 40+7
86-6 43-40 37-30 80+7 56-50
60+34 88-7 46+20 70-6 74-34
Конкурс «Фотограф».
На доске висит таблица.
- Я буду считать до 7, вы её запомните, затем я убираю таблицу, а вы восстановите её в своих листах. Через 30 секунд отдаём листы на проверку жюри.
Конкурс «Логические задачи».
Каждой команде даётся по одной логической задаче, которую они решают в течение 1 минуты. Затем проверка.
В одной вазе 10 яблок, а в другой вазе 6 яблок. Сколько яблок надо переложить из одной вазы в другую, чтобы яблок получилось поровну?
На двух тарелках поровну конфет. С одной тарелки переложили на другую 2 конфеты. На сколько конфет стало больше на второй тарелке?
У Пети было 7 рублей, а у Миши 5 рублей. Петя купил карандаш. Сколько стоит карандаш, если у мальчиков денег оказалось поровну?
У Кости и Серёжи поровну марок. Сколько марок Костя отдал Серёже, если у него стало на 6 марок меньше, чем у Сергея?
У Люси 3 конфеты, у Вали столько же. Люся отдала Вале 1 конфету. На сколько конфет стало больше у Вали?
Конкурс «Лишнее число».
Каждой команде даётся ряд чисел, в котором одно число лишнее, через 30 секунд они должны сказать какое число лишнее и почему.
5,10,11,15,20.
40,30,19,20,70.
12,16,34,13,18.
23,43,58,73,93.
2,6,10,17, 20.
Конкурс «Геометрическое задание».
- Посчитайте и запишите, сколько на 1 рисунке изображено треугольников, а на 2 рисунке четырёхугольников, запишите на листочке, и через 1 минуту мы проверим.

- Пока жюри подсчитывает предварительные результаты, мы с вами проведём последний конкурс
Конкурс капитанов.
Каждому капитану даётся задача, кто быстрее её решит и правильно, тот и побеждает.
Новогодняя задача. Ёлку украсили синими, красными и жёлтыми шарами. Синих шариков было 8, красных 5.Сколько жёлтых шариков на ёлке, если красных и жёлтых вместе на 1 больше, чем синих?
3 Заключительная часть.
Жюри подводит окончательные итоги. Награждаются победители, вручаются грамоты и небольшие сувениры.
- Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали мне, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!
Приложение 6
Тест
Вариант 1
1. Верно +. Неверно-.
А. Если 36 разделить на 4, то получится 9.
Б. Если 5 увеличить в 7 раз, то получится 40.
В. Частное чисел 54 и 6 равно 9.
Г. Если 32 уменьшить на 4, то получится 8.
Д. Произведение чисел 7 и 8 равно 48.
2. Вставь вместо точек нужное число.
А. Если число ... увеличить в 5 раз, то получится 30.
Б. Число 42 больше, чем 7, в ... раз.
В. Частное чисел 48 и 6 равно ... .
Г. Число 54 больше, чем 6 на .... .
Д. Произведение чисел 4 и .... равно 36.
3. Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами.
48:6 9*0 42:7 3*10
6:1 5*6 16:2 0*8
4. Запиши вместо точек нужное число, чтобы неравенство стало верно
20 : ... 48: ...
7 * ... 8 * ... 6 * ...
5. В данных выражениях расставь порядок действий и реши.
27:3*5 8:4*6
48-24:3 60-(40+14):9
40:(14-9) 4*9-(8+56:8)
Вариант 2.
1. Верно +. Неверно-.
А. Если 5 умножить на 9, то получится 40.
Б. Если 12 уменьшить в 4 раза, то получится 3.
В. Частное чисел 63 и 7 равно 8.
Г. Если 8 увеличить на 7, то получится 56.
Д. Произведение чисел 6 и7 равно 42.
2. Вставь вместо точек нужное число.
А. Если число ... уменьшить в 4 раза, то получится 8.
Б. Число 8 меньше, чем 24, в ... раз.
В. Частное чисел 81 и 9 равно ... .
Г. Число 45 больше, чем 9, на ...
Д. Произведение чисел ... и 8 равно 64.
3. Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами
54:6 21:3 10*4 5*0
1*7 0:8 45:5 8*5
4. Запиши вместо точек нужное число, чтобы неравенство стало верно.
24: ... 28: ... 54: ...
6* ... 8* ... 8* ...
5. В данных выражениях расставь порядок действий и реши.
36:4*3 9:3*7
50-24:6 54+(11-4)*3
54:(17-8) 81:9+(23-6*3)