СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по физике 7 класса  составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных  образовательных стандартов основного общего образования по физике (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089) с учетом  авторской программы Е.М Гутник, А.В.Перышкин

Просмотр содержимого документа
«Программа по физике 7 класс»













Рабочая программа

по учебному предмету «Физика» 7 класс

на 2015-2016 учебный год

Составитель: Соснина Е.В.































Пояснительная записка


Рабочая программа по физике 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования по физике (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089) с учетом авторской программы Е.М Гутник, А.В.Перышкин.


Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания проводится при изучении всех разделов курса физики. Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. Согласно базисному учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).



Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

        • Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

  • Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • Воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу человеческой культуры;

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.


Задачи курса:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


Учебно-методический комплект:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ авторы программы Е.М.Гутник, А.В Перышкин.- М.: Дрофа, 2001.

  2. А.В. Перышкин. Физика-7кл. 2003. М. Дрофа.

  3. В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-9кл. 2005. М.Просвещение.

  4. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс: Дидактические материалы. 2005. М. Дрофа

  5. А.В.Перышкин. Сборник задач. 2007. М. Экзамен.


Тематический план


Тема

Количество

часов

Количество

лабораторных

работ

Количество

контрольных

работ

1

Физика и физические методы изучения природы

4

1

-

2

Тепловые явления

5

1

-

3

Механические явления

57

8

4

4

Повторение

2


1


Всего

68

10

5







Содержание тем учебного курса


Физика и физические методы изучения природы (4час)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности измерений1. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

Демонстрации: Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы:

№1 Определение цены деления шкалы измерительного прибора.


Тепловые явления (5 час)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Наблюдение и описание диффузии. Объяснение этого явления на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества.

Демонстрации: Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторные работы:

№2 Измерение размеров малых тел.


Механические явления (57 час)

Взаимодействие тел (21 час)

Механическое движение. Относительность движения. Путь. Скорость. Инерция. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Вес тела.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел.

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном движении, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра.

Демонстрации: Равномерное прямолинейное движение. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины Сила трения.

Лабораторные работы:

№3 Измерение массы тела на рычажных весах.

№4 Измерение объема тела.

№5 Определение плотности твердого тела.

№6 Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (23час)

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Наблюдение и описание передачи давления жидкостями и газами, плавания тел, объяснение этих явлений на основе законов Паскаля и Архимеда.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: барометра.

Измерение физических величин: давления.

Демонстрации: Гидравлический пресс. Закон Архимеда. Измерение архимедовой силы. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля.

Лабораторные работы:

№7 Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

№8 Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа, мощность, энергия (13час)

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Измерение физических величин: работы, мощности.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: условий равновесия рычага.

Практическое применение физических знаний для использования простых механизмов в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: простых механизмов.

Лабораторные работы:

№9 Выяснение условия равновесия рычага.

№10 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.



Повторение (2часа)

Строение вещества (атом, молекула, взаимодействие молекул). Давление (атмосферное, гидростатическое). Сила (тяжести, упругости, трения). Простые механизмы в технике, быту и природе.

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

Знать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины

  • Выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов.



Список дополнительной литературы:

  1. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон)

  2. Тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова)

  3. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 7-8 классах средней школы: Пособие для учащихся.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики-7»

  5. «Физика, 7-11 класс ООО Физикон»

  6. Библиотека наглядных пособий 1С: Образование «Физика, 7-11 класс»

  7. Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия 10-11 классы» ООО Физикон

Цифровые Образовательные Ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru - единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

  2. http://www.fizika.ru - электронные учебники по физике.

  3. http://fizika-class.narod.ru - видеоопыты на уроках.

График контрольных работ



п/п

Дата проведения

Тема контрольной работы

1

09.11.2015

Масса тела. Плотность вещества.

2

21.12.2015

Механические явления

3

28.03.2016

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

4

19.05.2016

Работа. Мощность. Энергия.

5

23.05.2016

Итоговая контрольная работа.



График прохождения практической части (лабораторных работ)

п/п

Дата проведения

Название лабораторной работы

1

10.09.2015

Определение цены деления измерительного прибора

2

21.09.2015

Измерение размеров малых тел


3

15.10.2015

Измерение массы на рычажных весах


4

19.10.2015

Измерение объема.


5

05.11.2015

Определение плотности твердого тела


6

30.11.2015

Градуирование пружины и измерение сил динамометром


7

27.02.2016

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело


8

03.03.2016

Выяснение условий плавания тела


9

18.04.2016

Выяснение условий равновесия рычага


10

28.04.2016

Определение КПД наклонной плоскости




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Урока

Дата



Тема урока/

Вид контроля

Стандарт



Кодификатор

ОГЭ

Основные понятия



Домашнее задание


план

коррекция



Физика и физические методы изучения природы (4час)



1

03.09


Физика – наука о природе.

Физические явления.


Знать: правила техники безопасности в кабинете,

Термины – физическое тело, вещество, материя, физическое явление.

Уметь: приводить примеры физических явлений, веществ и физических тел, определять вид физических явлений.



Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физика.

Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей. Что изучает физика.

Физические термины. Физические явления. Физические приборы. Наблюдения, опыты, измерения.

§1-3


2

07.09


Физические величины. Измерение физических величин. /

Фронтальный опрос

Знать: понятие - физическая величина.

Уметь: определять цену деления физического прибора, показание и абсолютную погрешность прибора, записывать показание прибора с учетом погрешности.



Физическая величина. Разница между физическим явлением и физической величиной.

Цена деления прибора. Погрешность измерения. Измерение физических величин.

§4,5




3

10.09


Лабораторная работа №1: «Определение цены деления измерительного прибора».

Знать: алгоритм расчёта цены деления прибора.

Уметь: пользоваться физическим прибором – мензуркой и определять объем жидкости



Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Знакомство с оформлением лабораторных работ.


Оформить отчет по работе


4

14.09


Физика и техника./

Тест по теме «Физика и физические понятия»

Знать: роль науки в освоении техники

Уметь: приводить примеры, доказывающие значение физики для техники.


Роль физики в формировании научной картины мира.

§6



Тепловые явления (5 час)


5

17.09


Строение вещества. Молекулы. Тепловое движение атомов и молекул./

Фронтальный опрос

Знать: понятие - вещество, атом, молекула,

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

2.1

Понятия - вещество, молекула, атом.

Важность знания строения вещества, опытные доказательства молекулярного строения вещества.

§7,8.


6

21.09


Лабораторная работа №2: «Измерение размеров малых тел».

Знать: способ определения размеров малых тел.

Уметь: определять размеры малых тел способом рядов


Измерение размеров малых тел способом рядов. Выражение результатов в системе СИ.

Оформить отчет по работе


7

24.09


Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах./

Фронтальный опрос

Знать: понятие - диффузия.

Уметь: объяснять механизм диффузии, физические явления на основе знаний о диффузии.

2.2

Явление диффузии. Значение диффузии в природе и технике, быту; связь температуры и скорости протекания диффузии

§9


8

28.09


Движение молекул. Взаимодействие частиц вещества./

Фронтальный опрос

Знать: факт - притяжение и отталкивание молекул

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о взаимодействии молекул.

2.2

Тепловое движение. Силы притяжения и отталкивания между молекулами.

§10


9

01.10


Агрегатные состояния вещества. /

Тест по теме «Строение вещества

Знать: различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о различии в строении газов, жидкостей и твердых тел.

2.1

Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Различие свойств веществ различных агрегатных состояний.

§11-12.


Механические явления (57 час)


Взаимодействие тел (21 час)


10

05.10


Механическое движение. /

Фронтальный опрос


Знать: понятие - путь, траектория, механическое движение, равномерное движение, неравномерное движение.

Уметь: приводить примеры механического равномерного, неравномерного движения, переводить единицы пути и времени в СИ.

1.1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Система отсчета.

§13-14



11

08.10


Скорость./

Тест по теме «Равномерное движение»


Знать: понятие - скорость, формулы скорости и средней скорости.

Уметь: решать задачи на расчет пути, времени, скорости движения, строить графики скорости и движения

1.3

Движение тел с разной скоростью. Векторная величина, скалярная величина, Средняя скорость. Физический смысл скорости. Единицы измерения. Формула скорости. Расчет пути и времени движения .

§15


12

12.10


Инерция. /

Фронтальный опрос

Знать: понятие инерция

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний об инерции

1.10

Взаимодействие тел. Явление инерции.

§17,18


13

15.10


Масса тела.

Лабораторная работа №3: «Измерение массы тела на рычажных весах».

Знать: понятие - инертность, масса.

Уметь: измерять массу тела с помощью рычажных весов.

1.8

Масса тела. Единицы массы тела в системе СИ. Измерение массы тел на рычажных весах.

§19,20.

Оформить отчет по работе.


14

19.10


Лабораторная работа №4: «Измерение объёма твёрдого тела».

Знать: Перевод единицы объема в СИ.

Уметь: определять объемы тел правильной и неправильной формы


Определение объема твердого тела с помощью мензурки.


Оформить отчет по работе.


15

22.10


Плотность вещества. /

Фронтальный опрос

Знать: понятие - плотность,

единицы плотности, формулу плотности.

Уметь: определять плотность вещества, зная объем и массу.

1.8

Плотность вещества. Физический смысл плотности. Единицы измерения плотности в системе СИ. Формула плотности. Прибор для измерения плотности.

§21,22.



16

02.11


Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества»./

Тест по теме «Масса и плотность»

Знать: формулу плотности.

Уметь: решать задачи на расчет плотности тел.


Задачи на расчет массы и объёма тела по его плотности.

§22


17

05.11


Лабораторная работа №5: «Измерение плотности твёрдого тела».

Знать: формулу плотности.

Уметь: определять плотность тела правильной и неправильной формы


Определение плотности тела помощью физических приборов – мензурки и рычажных весов.

Оформить отчет по работе.


18

09.11


Контрольная работа №1 по теме «Масса тела, плотность вещества.»

Знать: понятия – инерция, плотность, масса, формулу плотности.

Уметь: применять полученные знания при решении задач.


Взаимодействие тел.

§23


19

12.11


Сила. Сложение сил./

Кроссворд



Знать: понятие - сила, деформация.

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о силе

1.9

Сила. Единицы силы Причина изменения скорости . Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

§23,29.


20

16.11


Явление тяготения. Сила тяжести. /

Фронтальный опрос

Знать: понятие - сила тяжести, всемирное тяготение.

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о всемирном тяготении, о силе тяжести

1.15

Явление тяготения. Сила тяжести. Направление силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела.

§24,27.


21

19.11


Сила упругости. /

Фронтальный опрос



Знать: понятие - вес тела, сила упругости. Закон Гука.

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о силе упругости

1.14

Сила упругости. Закон Гука. Направление силы упругости. Решение задач на применение закона Гука.

§25.


22

23.11


Динамометр. Измерение сил динамометром/

Тест по теме «Сила»

Знать: устройство, назначение, виды динамометров.

Уметь: измерять силу динамометром.


Физический прибор – динамометр. Измерение силы динамометром. Погрешность измерений.

§28


23

26.11


Вес тела./

Карточки

Знать: понятие – вес тела.

Уметь: определять вес тела


Вес тела. Различие между весом тела и силой тяжести.

§26.


24

30.11


Лабораторная работа №6: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»..

Знать: алгоритм расчёта цены деления прибора, погрешность измерений.

Уметь: градуировать шкалу измерительного прибора, измерять силу с помощью динамометра.


Измерение силы динамометром.

§28 Оформить отчет по работе.


25

03.12


Сила трения. /

Фронтальный опрос

Знать: понятие - сила трения.

Уметь: приводить примеры проявления силы трения,

объяснять физические явления на основе знаний о силе трения.

1.13

Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Виды сил трения, причины возникновения силы трения, Способы уменьшения и увеличения трения, соотношение между видами силы трения.

§30-31.


26

07.12


Трение в природе и технике/

Фронтальный опрос

Знать: пользу и вред трения.

Уметь: измерять силу трения.


Трение в природе и технике Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

§32


27

10.12


Решение задач на сложение сил./

Карточки

Знать: правило сложения сил

Уметь: определять равнодействующую силу.


Составлять схемы векторов сил, действующих на тело и находить равнодействующую силу. Изображать силы на чертеже в выбранном масштабе

§29


28

14.12


Решение задач по теме «Механические явления».

Знать: формулы массы, объема, плотности тела, веса тела, силы тяжести, силы упругости.

Уметь: решать качественные и расчетные задачи.


Рассчитывать массу, объем, плотность тел, вес, силу тяжести, упругости .

Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения, об инерции.



29

16.12


Обобщающий урок по теме «Механические явления»./

Тест «Повторение тем: взаимодействие тел, масса и плотность, сила»

Знать: формулы массы, объема, плотности тела, веса тела, силы тяжести, силы упругости.

Уметь: применять знания и умения при решении задач.


Решение задач по теме «Механические явления».


Повторить по плану в тетради


30

21.12


Контрольная работа №2 по теме «Механические явления»

Знать: формулы массы, объема, плотности тела, веса тела, силы тяжести, силы упругости.

Уметь: применять полученные знания при решении задач.



Составить кроссворд.




Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 час)


31

24.12


Давление. /

Фронтальный опрос

Знать: понятие - давление, единицы измерения давления, формулу давления.

Уметь: вычислять давление по формуле.

1.22

Давление. Единицы измерения давления.

Формула давления.

Физический смысл 1 Па. Способы увеличения и уменьшения давления.

§33 .


32

28.12


Решение задач на вычисления давления твердых тел. /

Самостоятельная работа

Знать: формулу давления.

Уметь: вычислять давление, если известны сила и площадь опоры.


Решение задач на вычисления давления, силы давления и площади поверхности.

§34



33

11.01


Давление газа./

Фронтальный опрос

Знать: чем создается давление газа.

Уметь: описывать и объяснять давление, создаваемое жидкостями и газами.

1.22

Давление. По­вторение понятий «плотность». В каком состоянии (холодном или горячем) создается большее давление.

§35



34

14.01


Закон Паскаля/

Фронтальный опрос

Знать: за­кон Паскаля.

Уметь: объяснять передачу давления в жидкостях и газах

1.23

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Явления, объясняемые существованием давления в жидкостях и газах.

§ 36


35

18.01


Сообщающиеся сосу­ды./

Тест по теме «Давление»

Знать: почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне.

Уметь: приводить примеры применения сообщающихся сосудов.


Сообщающиеся со­суды.

Свойство поверхности сообщающихся сосудов, их применение. Устройство шлюзов и водомерного стекла.

§39


36

21.01


Давление в жидкости и газе. Расчёт давле­ния жидкости на дно и стенки сосуда.


Знать: закон Паскаля.

Уметь: рассчитывать давление не дно и стенки сосуда.


Закон Паскаля . Формула давления жидкости на дно и стенки сосуда.

§37-38


37

25.01


Решение качественных и экспериментальных задач./

Карточки

Знать: закон Паскаля

Уметь: решать задачи с применением закона Паскаля, знанием свойств сообщающихся сосудов.


Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.

Выполнить зада­ние 9(3)


38

28.01


Самостоятельная работа по теме «Давление твёрдых тел. Давление в жидкости и газе»

Знать: формулы давления твердого тела, жидкости.

Уметь: рассчитывать давление твердых тел, давление жидкостей.


Физические явления на основе знаний о давлении тел.

Единицы давления, силы, площади.

§41


39

01.02


Атмо­сферное давление. /

Фронтальный опрос

Знать: чем создается атмосферное давление.

Уметь: описывать и объяснять явление атмосферного давления.

1.22

Вес воздуха. Атмо­сферное давление. Причина появления атмосферного давления. Опыт Торричелли. Атмосферное давление на различных высотах.

§40,42


40

04.02


Барометр-анероид./

Фронтальный опрос

Знать: устройство и принцип действия прибора.

Уметь: измерять атмосферное давление.


Соотношение между единицами измерения давления - мм рт. ст. и Па. Измерение атмосфер­ного давления. Устройство и принцип действия барометра-анероида.

§43


41

08.02


Методы измерения давления. Манометры./

Тест по теме «Измерение давления»

Знать: устройство и принцип действия манометров.

Уметь: определять давление выше и ниже атмосферного.


Устройство, назначение и принцип действия манометров. Нормальное атмосферное давление

§44-45


42

11.02


Решение задач по теме «Атмосферное давление, барометры, манометры» /

Карточки

Знать: нормальное давление, как оно зависит от высоты.

Уметь: применять знания на практике.


Качественные и расчетные задачи по теме «Атмосферное давление, барометры, манометры»

§46

43

15.02


Гидравлические машины./

Фронтальный опрос

Знать: что такое гидравлические машины и где они применяются.

Уметь: определять выигрыш в силе (гидравлический пресс).


Гидравлические машины и где они применяются. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

§ 46-47

44

18.02


Действие жидкости и газа на погруженное в них тело./

Фронтальный опрос



Знать: понятие - выталкивающая сила.

Уметь: приводить примеры из жизни, указывающие на существование выталкивающей

силы.


Выталкивающая сила.

Направление выталкивающей силы. Формула выталкивающей силы.

§48,


45

25.02


Закон Архимеда./

Фронтальный опрос



Знать: закон Архимеда.

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о выталкивающей силе.

1.24

Закон Архимеда. Решать задачи на расчет архимедовой силы.

§49

46

27.02


Лабораторная работа №7: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Знать: направление выталкивающей силы.

Уметь: вычислять архимедову силу экспериментально.


Архимедова сила. Погрешность измерений, цена деления прибора.

Оформить отчет по работе.

47

29.02


Условия плавания тел. /

Фронтальный опрос

Знать: условия плавания тел

Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о плавании тел


Плавание тел. Принципы плавания судов. Условия плавания тел.

§50, 51

48

03.03


Лабораторная работа №8: «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Знать: формулы веса тела, архимедовой силы.

Уметь: измерять массу тел,

вычислять вес тела, архимедову силу.


Экспериментальное определение условий плавания тел.

Оформить отчет по работе.

49

05.03


Решение задач по теме «Архимедова сила. Условия плавания тел»./

Тест «Сила Архимеда»


Знать: закон Архимеда,

условие плавания тел

Уметь: применять знания при решении задач.


Решение задач на расчет архимедовой силы, условия плавания тел.

§49


50

10.03


Воздухоплавание. /

Фронтальный опрос


Знать: понятие - архимедова сила, сила тяжести.

Уметь: объяснять причину возникновения подъемной силы воздушного шара.



Принципы воздухоплавания и плавания судов. Подъемная сила воздушного шара.

§52

51

14.03


Решение задач по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»./

Фронтальный опрос


Знать: формулы давления, закон Архимеда.

Уметь: решать расчетные и качественные задачи.


Рассчитывать давление тел, архимедову силу.


52

17.03


Повторение по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»./

Фронтальный опрос


Знать: формулу давления твердого тела, гидростатического давления, как определить давление газов.

Уметь: решать расчетные и качественные задачи на вычисление


Давление, твёрдых тел, жидкостей и газов.

53

28.03


Контрольная работа №3 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

Знать: формулу давления твердого тела, гидростатического давления, как определить давление газов.

Уметь: применять полученные знания при решении задач.


Давление, твёрдых тел, жидкостей и газов.


Работа и мощность. Энергия (13 часов).


54

31.03


Механическая работа. /

Фронтальный опрос


Знать: понятие - механическая работа, формула работы.

Уметь: определять условие совершения работы, рассчитывать работу сил для простейших случаев.



1.18

Механическая работа, положительная работа, отрицательная работа. Единицы измерения работы.

Условие совершения работы. Работа силы, действующей по направлению движения тела.

§53

55

04.04


Мощность. /

Фронтальный опрос


Знать: понятие - мощность, формулы мощности, единицы мощности

Уметь: рассчитывать мощность для простейших случаев.

1.18

Мощность. Смысл величины –мощность. Единицы мощности. Формулы мощности.

§54

56

07.04


Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»./

Карточки

Знать: формулы работы и мощности.

Уметь: вычислять работу и мощность для простейших случаев.


Решение качественных и расчетных задач.

§53-54

57

11.04


Простые механизмы. /

Фронтальный опрос


Знать: простые механизмы, рычаг,

Уметь: объяснять - где и для чего применяются простые механизмы.


1.21

Виды простых механизмов и их применение. Рычаг. Применение.

§55

58

14.04


Условия равновесия тел./

Фронтальный опрос


Знать: понятие - плечо силы, момент силы, условие равновесия рычага.

Уметь: записывать правило моментов.

1.21

Виды равновесия. Момент силы. Равновесие тела с закреплённой осью вращения

§56


59

18.04


Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

Знать: правило моментов.

Уметь: экспериментально определять условие равновесия рычага.


Условие равновесия рычага. Плечо силы. Момент силы.

Оформить отчет по работе

60

21.04


Применение закона равновесия рычага к блоку./

Фронтальный опрос


Знать: подвижные и неподвижные блоки.

Уметь: определять выигрыш в силе.

1.21

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики».

§59-60

61

25.04


Коэффициент полезного действия./

Тест «Механическая работа и мощность»

Знать: КПД, полезная работа, полная работа, формула КПД

Уметь: вычислять кпд простых механизмов.


Коэффициент полезного действия (КПД). Физический смысл КПД . Формула КПД.


§61.

62

28.04


Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

Знать: формулу кпд.

Уметь: экспериментально определять КПД наклонной плоскости.

1.19

КПД, полезная работа, полная работа. Формула КПД.


Оформить отчет по работе

63

05.04


Энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия./

Фронтальный опрос


Знать: понятия - энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия,

формулы кинетической и потенциальной энергии.

Уметь: определять вид энергии, которой обладает тело.

1.19

Энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия. Формулы кинетической и потенциальной энергии.

Расчет кинетической и потенциальной энергии. Связь работы и изменения энергии.

§62-63

64

12.05


Закон сохранения полной механической энергии./ Фронтальный опрос


Знать: закон сохранения энергии.

Уметь: приводить примеры превращения энергии в природе.


Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

§64

65

16.05


Повторение по теме «Работа и мощность. Энергия»./

Тест «Механическая работа, равновесие рычага, блоки»

Знать: знать формулы работы, мощности, энергии.

Уметь: вычислять работу, мощность и механическую энергию тела.



§53-63

66

19.05


Контрольная работа №4

«Работа и мощность. Энергия».

Знать: формулы работы, мощности, кинетической и потенциальной энергии, кпд.

Уметь: применять полученные знания при решении задач.



Составить кроссворд

Повторение (2 часа)

67

23.05


Повторение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел».


Знать: молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов, взаимодействие частиц вещества, смысл величин –скорость, масса, плотность, сила.

Уметь: применять полученные знания при решении задач, приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях.

1.2

1.3

1.8

1.9

2.1

2.2

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Механические явления. Инерция. Масса тела. Плотность тела. Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения. Сложение сил.


Решить мини-тест.

68

23.05


Итоговая контрольная работа.

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов



Строение вещества. Механические явления. Давление твердых тел, жидкостей и газов.



7