СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработанная мною программа составлена с учетом профессиональной направлености по профессии "Автомеханик". Включает в себя:
1. Пояснительную записку
2. Тематический план
3. Содержание учебной дисциплины "Физика"
Думаю, что преподавателям, работающим в системе НПО/СПО данная работа пригодится.
Департамент образования и науки Приморского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Приморский многопрофильный колледж»
СОГЛАСОВАНО на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла Протокол № ________ от «____»__________20____г. Председатель комиссии ____________ Шумейко Г. И. | | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по подготовке квалифицированных рабочих _________О. А.Казакевич «_____»___________________2014 г. |
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.08 ФИЗИКА
Профессия: 23. 01. 03 «Автомеханик» 2 года 5 месяцев
Преподаватель:
Сергиенко Н. В.
2014
Пояснительная записка
1. Назначение рабочей программы
Примерная программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
2. Цели программы
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3. Отличие от примерной программы с учетом специфики осваиваемой профессии/специальности
Физика является дисциплиной, закладывающей базу для последующего изучения специальных предметов. Физика - общая наука о природе, дающая диалектно- материалистическое понимание окружающего мира. Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной физики, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Основанием интеграции выступает область профессиональной деятельности, объект профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, а также общие и профессиональные компетенции выпускника.
Область профессиональной деятельности выпускников: техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом; заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
Объектом профессиональной деятельности является автотранспортные средства; технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств; оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы; техническая и отчетная документация.
Виды профессиональной деятельности:
техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
- транспортировка грузов и перевозка пассажиров;
- заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профилированное изучение предметов обеспечивает своевременную проработку необходимого материала для усвоения ОПОП посредством:
выявления профессионально-значимого для конкретной профессии материала;
определения требуемой глубины его проработки;
нахождения наиболее целесообразного места и времени на его изучение;
увеличения объёма времени на изучение учебного материала, имеющего важное значение для профессионального становления учащегося, введения дополнительных тем или отдельных учебных элементов;
выполнения специальных заданий, лабораторных и практических работ, позволяющих создавать реальную производственную деятельность в учебных условиях и формировать общетрудовые и профессиональные знания и умения;
решения задач с производственным содержанием;
выполнения комплексных межпредметных заданий с производственным содержанием, синтезирующих знания, умения из разных предметов;
формирования профессионально значимых качеств личности в процессе преподавания профильных предметов.
В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессии «Автомеханик», профильной составляющей являются разделы «Механика», «Молекулярная физика» и «Электродинамика», так как данная профессия, относится к техническому профилю и связана с электротехникой и электроникой, с кинематикой и динамикой движения, с законами термодинамики и со свойствами газов жидкостей и твердых тел.
4. Характер самостоятельной работы обучающихся, формы (виды) текущего и итогового контроля учебных достижений обучающихся.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает написание рефератов, конспектирование материала с систематизированием и анализом, выполнение практических заданий и работу над проектами.
Формы текущего контроля:
лабораторные работы;
практические задания;
контрольные работы.
Формой промежуточной аттестации после четырех семестров изучения является экзамен.
Профилированная программа разработана на основе федерального государственного стандарта среднего полного общего образования, примерной программы учебной дисциплины «Физика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, согласно «Рекомендациям по реализации среднего полного общего образования в ОУ НПО».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету «Физика»
№ п/п раздела | Содержание обучения | Кол-во часов | Из них ЛПЗ |
| I курс I семестр |
|
|
| Введение | 2 |
|
| Вводный контроль | 1 |
|
I | Раздел I. Механика | 59 |
|
1.1 | Тема 1.1. Кинематика | 16 |
|
| Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» | 1 |
|
1.2. | Тема 1.2. Динамика | 18 |
|
| Лабораторная работа №1 «Исследование движения тела под действием постоянной силы» |
| 2 |
| Контрольная работа №2 по теме «Динамика» | 1 |
|
1.3. | Тема 1.3. Законы сохранения в механике. | 12 |
|
| Лабораторная работа №2 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости» |
| 2 |
| Лабораторная работа №3 «Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения» |
| 2 |
| Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике » | 1 |
|
1.4. | Тема 1.4. Колебательные и волновые механические процессы. | 9 |
|
| Лабораторная работа №4 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)» |
| 2 |
| Контрольная работа №4 по теме «Колебательные и волновые механические процессы» | 1 |
|
II. | Раздел II. Молекулярная физика. Термодинамика | 6 |
|
1 2.1. | Тема 2.1. Основы МКТ. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Изопроцессы. | 6 |
|
| Итого за I семестр: | 68 | 8 |
| II полугодие |
|
|
II. | Раздел II. Молекулярная физика. Термодинамика | 38 |
|
2.1. | Тема 2.1. Основы МКТ. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Изопроцессы. | 10 |
|
| Контрольная работа №5 по теме «Основы МКТ» | 1 |
|
2.2. | Тема 2.2. Основные понятия термодинамики. | 15 |
|
| Контрольная работа №6 по теме «Основы термодинамики» | 1 |
|
2.3. | Тема 2.3. Свойства газов, жидкостей и твердых тел | 10 |
|
| Лабораторная работа №5 «Измерение влажности воздуха» |
| 1 |
| Лабораторная работа №6 «Измерение поверхностного натяжения жидкости» |
| 1 |
| Лабораторная работа №7 «Наблюдение роста кристаллов из раствора» |
| 1 |
| Контрольная работа №7 по теме «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» | 1 |
|
III. | Раздел III. Электродинамика | 38 |
|
3.1. | Тема 3.1. Электрическое поле. | 15 |
|
| Контрольная работа №8 по теме «Электрическое поле» | 1 |
|
3.2. | Тема 3.2. Законы постоянного тока. | 21 |
|
| Лабораторная работа №8 «Изучение закона Ома для участка цепи» |
| 2 |
| Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» |
| 2 |
| Контрольная работа №9 по теме «Законы постоянного тока» | 1 |
|
| Итого за II полугодие: | 76 | 7 |
| Всего за I курс: | 144 | 15 |
| II курс |
|
|
| III семестр |
|
|
III. | Раздел III. Электродинамика | 68 |
|
3.3. | Тема 3.3. Электрический ток в различных средах. | 13 |
|
| Контрольная работа №10 по теме «Электрический ток в различных средах» | 1 |
|
3.4. | Тема 3.4. Магнитное поле. | 14 |
|
| Контрольная работа №11по теме «Магнитное поле» | 1 |
|
3.5. | Тема 3.5. Электромагнитная индукция | 10 |
|
| Лабораторная работа №10 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
| 1 |
| Лабораторная работа №11 «Измерение индуктивности катушки» |
| 2 |
| Контрольная работа №12 по теме «Электромагнитная индукция» | 1 |
|
3.6. | Тема 3.6. Электромагнитные колебания | 12 |
|
| Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока» |
| 2 |
| Контрольная работа №13 по теме «Электромагнитные колебания» | 1 |
|
3.7. | Тема 3.7. Электромагнитные волны. | 15 |
|
| Итого за III семестр: | 68 | 5 |
| IV семестр |
|
|
III. | Раздел III. Электродинамика | 21 |
|
3.7. | Тема 3.7. Электромагнитные волны. | 20 |
|
| Лабораторная работа №13 «Изучение интерференции и дифракции» |
| 1 |
| Контрольная работа №14 по теме «Электромагнитные волны» | 1 |
|
IV. | Квантовая физика | 24 |
|
4.1. | Тема 4.1. Световые кванты. | 11 |
|
| Контрольная работа №15 по теме «Световые кванты» | 1 |
|
4.2. | Тема 4.2. Атом и атомное ядро. | 11 |
|
| Контрольная работа №16 по теме «Атом и атомное ядро» | 1 |
|
V. | Эволюция Вселенной | 8 |
|
| Итоговая контрольная работа | 1 |
|
VI. | Физический практикум | 12 | 12 |
| Итого за IV семестр: | 66 | 14 |
| Всего за II курс: | 134 | 19 |
| Итого за курс обучения: | 278 | 34 |
Содержание учебной дисциплины физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Введение | Физика, как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Статистика эффективности, безопасности, экологичности дорожного движения в России. | 3 |
| ||||
| Роль эксперимента и теории в процессе познания. Моделирование физических явлений и процессов в профессиональной деятельности. |
|
| ||||
| Вводный контроль |
|
| ||||
1.Механика |
| 59 |
| ||||
Тема 1.1 Кинематика
| 1.1.1 | Относительность механического движения. Системы отсчета. | 10 | 2 | |||
1.1.2 | Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Скорость движения и дистанции. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Обгон и встречный разъезд. | 2 3 | |||||
1.1.3 | Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Изменение скорости на поворотах. Движение накатом. Равномерность разгона. Допустимые ускорения и тормозной путь автомобиля. | 2 3 | |||||
1.1.4 | Криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Режим работы механизмов от равномерного движения (взаимодействия шкива деталей и ведомого шкива). | 2
3 | |||||
1.1.5 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту | 2 3 | |||||
1.1.6 | Вращательное движение и его характеристики. Кинематика движения колесной пары | 2 3 | |||||
Практические занятия:
| 6
|
| |||||
Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» | 1 | 2 | |||||
Тема 1.2. Динамика
| 1.2.1 | Взаимодействие тел. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Учет силы трения покоя, качения, скольжения в эксплуатации автомобиля. Выбор шин с учетом погодных условий | 6 | 2 2 3 3 | |||
1.2.2 | Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Динамика движения локомотива. Динамика движения поезда на поворотах. | 2 2 3 3 | |||||
1.2.3 | Закон всемирного тяготения. Невесомость. Цикличность работы механизмов. Классификация машин по грузоподъемности. Расположение центра тяжести автомобиля, в зависимости от расположения груза. Учет силы трения покоя, качения, скольжения в эксплуатации автомобиля. Амортизаторы. Рама автомобиля.Общее устройство тормозной системы. Дисковые тормоза Торможение юзом. Эксплуатация автомобиля по асфальтобетонным покрытиям. | 2 3 3 3 | |||||
Практические занятия:
| 10 |
| |||||
Лабораторные работы:
| 2 |
| |||||
Контрольная работа №2 по теме «Динамика» | 1 | 2 | |||||
Тема 1.3 Законы сохранения в механике.
| 1.3.1 | Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Система холостого хода. Движение автомобиля в гору и под гору. Выбор передачи. Меры безопасности при движении автомобиля при спуске. Буксировка механических транспортных средств | 3 | 2 3 | |||
1.3.2 | Энергия. Закон сохранения механической энергии. | 2 | |||||
1.3.3 | Работа и мощность. Работа и мощность автомобиля. | 2 3 | |||||
Практические занятия:
| 5 |
| |||||
Лабораторные работы:
| 4 |
| |||||
Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике» | 1 | 2 | |||||
Тема 1.4 Колебательные и волновые механические движения
| 1.4.1 | Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебательные системы Колебания приборных ремней в цепной передачи. Внутренние колебания при работе механизмов. Применение рессоры для уменьшения ускорения колебаний. Контактно — вибрационный релейный регулятор. | 5 | 2 2 2 2 3 | |||
1.4.2 | Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. Звуковые сигналы и их восприятие. Маскировка звуковых сигналов, шумов. Характерные звуки для определения качества обработки поверхностей механизмов. Применение ультразвука при проверке качества коленчатых валов. | 2 2 2 2 3 | |||||
Практические занятия:
| 3 |
| |||||
Лабораторные работы:
| 1 |
| |||||
Контрольная работа №4 по теме «Колебательные и волновые механические движения» | 1 | 2 | |||||
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
|
|
| ||||
2.Молекулярная физика | 44 |
| |||||
Тема 2.1 Основы МКТ. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Изопроцессы. | 2.1.1 | История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. | 6 | 2 | |||
2.1.2 | Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Характеристики гидравлических, пневматических, рычажных тормозных систем. Насосы высокого давления. Масляный насос. Манометры различных типов. | 2
3 | |||||
2.1.3 | Макро – и микропараметры. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Радиатор. Диффузия для повышения срока службы автомобиля. Пневматические инструменты (отвертки, дрели, рыле, отбойные молотки, насос). Пневматический усилитель привода выключения сцепления, усилитель рулевого управления. Система пневматического торможения. Перевозка газообразных веществ. | 2
3
3 | |||||
Практические занятия:
| 9
|
| |||||
Контрольная работа №5 по теме «Основы МКТ» | 1 | 2 | |||||
Тема 2.2 Основы термодинамики
| 2.2.1 | Внутренняя энергия и работа газа | 7 | 2 | |||
2.2.2 | Первый закон термодинамики. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам. | 2 | |||||
2.2.3 | Необратимость тепловых процессов и второй закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. Холодильные установки в рефрижераторных вагонах. КПД локомотивов. | 2 3 | |||||
Практические занятия:
| 8
|
| |||||
Контрольная работа №6 по теме «Основы термодинамики» | 1 | 2 | |||||
Тема 2.3 Свойства газов, жидкостей и твердых тел
| 2.3.1 | Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Капиллярная дефектоскопия. Роль капиллярных явлений в жизни автомобиля | 6 | 2 3 | |||
2.3.2 | Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. Структура металлов и сплавов. Общие свойства о моторных маслах. Процесс пайки, флотации, капиллярность. Применение смазочных жидкостей. | 2 | |||||
Практические занятия:
| 2
|
| |||||
Лабораторные работы:
| 3 |
| |||||
Контрольная работа №7 по теме «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» | 1 | 2 | |||||
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
|
|
| ||||
3.Электродинамика | 136 |
| |||||
Тема 3.1 Электрическое поле.
| 3.1.1 | Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Возникновение электрического поля в системе зажигания. Роль электризации и меры предосторожности. | 8 | 2
3 | |||
3.1.2 | Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Использование проводников и диэлектриков. Проводники и диэлектрики в автомобилях. Электростатическая защита. | 2
3 | |||||
3.1.3 | Электрическая емкость. Конденсатор. Конденсатор в системе зажигания, конденсатор на корпусе распределителя. | 2 3 | |||||
Практические занятия:
| 7
|
| |||||
Контрольная работа №8 по теме «Электрическое поле» | 1 | 2 | |||||
Тема 3.2 Законы постоянного тока
| 3.2.1 | Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Сопротивление контактного провода. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Параллельное включение потребителей тока в системе электрического питания автомобиля. Регуляторы напряжения. Ограничители тока. Реле защиты. Реверсивные светофоры. | 8 | 2
3 | |||
3.2.2 | Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока. Системы электрообогрева. Стартер, генератор, работа аккумулятора (заряд и разряд). | 2 3 | |||||
3.2.3 | ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. | 2 | |||||
Практические занятия:
| 9
|
| |||||
Лабораторные работы
| 4 |
| |||||
Контрольная работа №9 по теме «Законы постоянного тока» | 1 | 2 | |||||
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах
| 3.3.1 | Электрический ток в металлах. | 11 | 2 | |||
3.3.2 | Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Контактно- транзисторная система зажигания. | 2 | |||||
3.3.3 | Электрический ток в вакууме. Электронно – лучевая трубка. |
| |||||
3.3.4 | Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы Фарадея. Применение электролиза Электролитические аккумуляторы, гарантийные сроки их службы. Свечи зажигания. Меры предосторожности при работе с щелочными аккумуляторами. Виды растворов для удаления накипи из системы охлаждения. Кислотные и щелочные аккумуляторы. | 2 3 | |||||
3.3.5 | Электрический ток в газах. Плазма. Способы восстановления деталей (сварка, наплавка, металлизация. Электролитическое наращивание). | 2 3 | |||||
Практические занятия:
| 2 |
| |||||
Контрольная работа №10 по теме «Электрический ток в различных средах» | 1 | 2 | |||||
Тема 3.4 Магнитное поле
| 3.4.1 | Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. | 10 | 2 | |||
3.4.2 | Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы Магнитные пускатели. Принцип работы стартера, сверхмагнита. Техника на магнитных подушках. | 2
3 | |||||
3.4.3 | Сила Лоренца. | 2 | |||||
3.4.4 | Магнитные свойства вещества. Электромагнитное реле и его работа в системе автоблокировки. Магнитная дефектоскопия. | 2 3 | |||||
Практические занятия:
| 4 |
| |||||
Контрольная работа №11 по теме «Магнитное поле» | 1 | 2 | |||||
Тема 3.5 Электромагнитная индукция
| 3.5.1 | Магнитный поток. | 4 | 2 | |||
3.5.2 | Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Получение токов высокого и низкого напряжения с помощью магнето трактора, в катушке системы зажигания, в генераторе автомобиля. | 2
3 | |||||
3.5.3 | Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность | 2 | |||||
Практические занятия:
| 4
|
| |||||
Лабораторные работы:
| 3 |
| |||||
Контрольная работа №12 по теме «Электромагнитная индукция» | 1 | 2 | |||||
Тема 3.6 Электромагнитные колебания
| 3.6.1 | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Частота переменного тока. Индуктивность катушки в системе зажигания. Генератор переменного тока, система генератора в автомобиле. Возникновение радиопомех в системе зажигания. Радар. | 9 | 2
3 | |||
3.6.2 | Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. | 2 | |||||
3.6.3 | Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Электродвигатели переменного тока. Генераторы переменного тока | 2 3 | |||||
3.5.4 | Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Сварочные трансформаторы, генераторы, выпрямители. Однопостовые и многопостовые преобразователи. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. Проблема передачи электроэнергии. | 2
3 | |||||
Практические занятия:
| 2 |
| |||||
Лабораторные работы:
| 2 |
| |||||
Контрольная работа №13 по теме «Электромагнитные колебания» | 1 | 2 | |||||
Тема 3.7 Электромагнитные волны
| 3.7.1 | Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. | 35 | 2 | |||
3.7.2 | Принципы радиосвязи и телевидения. Радиосвязь в автомобилях Радиопомехи от контактной сети. | 2 3 | |||||
3.7.3 | Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Приборы освещения — фары, подфарники. Светофоры. Правила пользования внешними световыми приборами. Ослепление. Цвета в дорожной разметке. Световые сигналы.. | 2
3 | |||||
3.7.4 | Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. Принцип работы прожектора. Выпуклые, вогнутые, плоские зеркала | 2 3 | |||||
3.7.5 | Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Поляризация света. Применение поляризаторов.. Лазерный интерферометр в туннелях. | 2
3 | |||||
3.7.6 | Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Люминесцентная дефектоскопия. | 2 3 | |||||
3.7.7 | Спектры и спектральный анализ. Спектр, светящейся спирали фар электрической лампочки. Применение спектрального анализа в контроле качества обработки поверхностей. |
| 2 3 | ||||
Практические занятия:
| 5 |
| |||||
Лабораторные работы:
| 1 |
| |||||
Контрольная работа №14 по теме «Электромагнитные волны» | 2 | 2 | |||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Конспекты (заполнение таблицы, систематизация материала):
Презентации:
|
|
| |||||
4.Строение атома и квантовая физика | 24 |
| |||||
Тема 4.1 Световые кванты
| 4.1.1 | Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Фотореле. Система сигнализации. | 7 | 2
3 | |||
4.1.2 | Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта Принцип работы фотореле и сигнализации | 2 3 | |||||
Практические занятия:
| 4 |
| |||||
Контрольная работа №15 по теме «Световые кванты» | 1 | 2 | |||||
Тема 4.2 Атом и атомное ядро
| 4.2.1 | Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. Применение лазерной сварки. Лазер для контроля геометрии изготовления деталей. | 7 | 2
3 | |||
4.2.2 | Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Определение износа автомобильных покрышек радиоактивным фосфором Радиоактивное излучение, отложение в цилиндре ДВС, качество фильтров ДВС. Примеси радиоактивных изотопов (светящиеся циферблаты, шкалы). Радиационные методы контроля. | 2
3 | |||||
Практические занятия:
| 4 |
| |||||
Контрольная работа №16 по теме «Атом и атомное ядро» | 1 | 2 | |||||
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Конспекты (заполнение таблицы, систематизация материала):
Презентации: «Биологическое действие радиоактивных излучений» |
|
| ||||
5.Эволюция Вселенной | 8 |
| |||||
| 5.1.1 | Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система. | 4 | 2 | |||
Практические занятия:
| 3 |
| |||||
Итоговая контрольная работа | 1 | 2 | |||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| 3 | 2 | |||||
Физический практикум |
| ||||||
1 | Изучение последовательного соединения проводников. | 12 | 2 | ||||
2 | Изучение параллельного соединения проводников. | 2 | |||||
3 | Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 2 | |||||
4 | Изучение явления ЭМИ. | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
| Введение Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. Статистика эффективности, безопасности, экологичности дорожного движения в России. Факторы, влияющие на безопасность на дорогах. |
2
3 | |||
1 | МЕХАНИКА |
| |||
1
| Кинематика Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Теория Движение по улицам больших городов. Движение по автомагистрали. Скорость движения и дистанции. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Обгон и встречный разъезд. Изменение скорости на поворотах. Движение накатом. Равномерность разгона. Практическое использование:
Расчет тормозного пути автомобиля. |
2
3 | |||
2
| Динамика Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Цикличность работы механизмов. Режим работы механизмов от равномерного движения (взаимодействия шкива деталей и ведомого шкива). Теория Классификация машин по грузоподъемности. Расположение центра тяжести автомобиля, в зависимости от расположения груза. Учет силы трения покоя, качения, скольжения в эксплуатации автомобиля. Амортизаторы. Рама автомобиля. Общее устройство тормозной системы. Дисковые тормоза Торможение юзом. Сопротивление материалов. Эксплуатация автомобиля по Практическое использование:
Выбор шин с учетом погодных условий |
2
3
| |||
3.
| Законы сохранения в механике Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
|
2
3 | |||
4.
| Колебательные и волновые механические процессы. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. Теория: Колебания приборных ремней в цепной передачи. Внутренние колебания при работе механизмов. Применение рессоры для уменьшения ускорения колебаний. Контактно — вибрационный релейный регулятор. Характерные звуки для определения качества обработки поверхностей механизмов. Звуковые сигналы и их восприятие. Маскировка звуковых сигналов, шумов. Применение ультразвука при проверке качества коленчатых валов Практическое использование: Работа со стетоскопом - прослушивание работы механизмов. |
2
3 | |||
5 | Прикладные задачи механики (расчет производительности печатной техники) |
| |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Формулы:
Законы:
Практическое применение:
|
| ||||
Демонстрации
| Лабораторные работы
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
11 | МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА |
| |||
1 | Основы молекулярно - кинетической теории. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Изопроцессы. Характеристики гидравлических, пневматических, рычажных тормозных систем. Насосы высокого давления. Масляный насос. Манометры различных типов. Радиатор. Диффузия для повышения срока службы автомобиля. Пневматические инструменты (отвертки, дрели, рыле, отбоиные молотки, насос). Пневматический усилитель привода выключения сцепления, усилитель рулевого управления. Структура металлов и сплавов. Общие свойства о моторных маслах Практическое использование:
|
2
3 | |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Законы и формулы:
Практика:
| Решать задачи на:
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
2 | Основные понятия и законы термодинамики Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов и второй закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. Классификация тепловых двигателей. Принцип действия теплового двигателя. Назначение и устройство систем охлаждения. Практическое использование:
|
2
3 | |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Законы и формулы:
Практическое применения:
|
Решать задачи на:
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
3. | Свойства газов, жидкостей, твердых тел и их взаимные превращения Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Изменения агрегатных состояний вещества.
Устройство топливного насоса, форсунки, фильтров очистки воздуха и топлива |
2
3
| |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Законы и формулы:
Практическое применение:
| Определять:
| ||||
Демонстрации
| Лабораторные работы
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
111 | ЭЛЕКТРОДИНАМИКА |
| |||
1. | Электрическое поле Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Возникновение электрического поля в системе зажигания. Конденсатор в системе зажигания, конденсатор на корпусе распределителя. Роль электризации и меры предосторожности. Использование проводников и диэлектриков. Практическое использование:
Сборка системы конденсаторов в системе зажигания. |
2
3 | |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Законы и формулы:
Практика:
|
Решать задачи на:
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
2. | Законы постоянного тока. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока. Теория: Стартер, генератор, работа аккумулятора (заряд и разряд). параллельное включение потребителей тока в системе электрического питания автомобиля. Регуляторы напряжения. Ограничители тока. Реле защиты. Реверсивные светофоры. Практическое использование:
Решение комплексных задач на расчет электродвижущей силы и внутреннего сопротивления в системе зажигания. |
2
3 | |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Законы:
Практическое применение:
| Измерять:
Решать задачи на:
Пользоваться:
Собирать:
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
3 | Электрический ток в различных средах Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Ток в вакууме. Электронно – лучевая трубка. Электропроводность электролитов. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Понятие о плазме. Теория: Способы восстановления деталей (сварка, наплавка, металлизация. Электролитическое наращивание). Электролитические аккумуляторы, гарантийные сроки их службы. Свечи зажигания. Контактно- транзисторная система зажигания. Меры предосторожности при работе с щелочными аккумуляторами. Виды растворов для удаления накипи из системы охлаждения. Практическое использование:
Расчет зависимости сопротивления металлов и полупроводников от температуры. |
2
3 | |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Практическое применение:
| Решать задачи на:
Снимать и строить:
лампы, сопротивления. Пользоваться:
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
4 | Магнитное поле. Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества. Теория: Магнитные пускатели. Принцип работы стартера, сверхмагнита. Практическое использование: Техника обслуживания КИП-электроизмерительные приборы. |
2
3 | |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Формулы и правила:
Правило буравчика Практика:
| Решать задачи на:
Определять направление:
Пользоваться:
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
5 | Явление электромагнитной индукции. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Получение токов высокого и низкого напряжения с помощью магнето трактора, в катушке системы зажигания, в генераторе автомобиля. В следствии меняющегося по значению тока, идущего по первичной обмотке, в ней возникает ЭДС самоиндукции в момент размыкания контактов прерывателя. Это приводит к образованию искры в контактах. Для уменьшения искрения в контактах параллельно им включают конденсатор, который заряжается током самоиндукции при размыкании контактов. |
2
3 | |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Законы и формулы:
Практическое применение:
| Решать задачи на:
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
6. | Электромагнитные колебания Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Теория: Индуктивность катушки в системе зажигания. Генератор переменного тока, система генератора в автомобиле. Сварочные трансформаторы, генера-торы, выпрямители. Однопостовые и многопостовые преобразователи. Возникновение радиопомех в системе зажигания. Радар. Практическое использование: Работа электромагнитных указателей уровня топлива. |
2
3 | |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Законы:
Практическое применение:
|
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
7. | Электромагнитные волны Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. Теория: Приборы освещения — фары, подфарники. Светофоры. Правила пользования внешними световыми приборами. Ослепление. Цвета в дорожной разметке. Световые сигналы. Выпуклые, вогнутые, плоские зеркала. Интерферометры. Практическое использование:
|
2
3 | |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Законы:
Практическое применение:
|
| ||||
Демонстрации
| Лабораторные работы
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
V1 | КВАНТОВАЯ ФИЗИКА |
| |||
1. | Световые кванты Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Тема: Фотореле. Система сигнализации. Практическое использование: Принцип работы фотореле и сигнализации |
2
3 | |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Законы и формулы:
Практическое применение:
| Решать задачи на :
| ||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
2 | Атом и атомное ядро. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Теория: Определение износа автомобильных покрышек радиоактивным фосфором Радиоактивное излучение, отложение в цилиндре ДВС, качество фильтров ДВС. Спектр, светящейся спирали фар, Применение лазерной сварки. Лазер для контроля геометрии изготовления деталей Практическое использование: Определение дефекта в деталях и механизмах (дефектоскопия) |
2
3 | |||
Должен знать | Должен уметь | ||||
Понятия:
Законы и формулы:
Практика:
|
| ||||
Демонстрации
| |||||
№ | Тема. Учебные элементы | Уровень усвоения | |||
VII | ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ |
| |||
1 | Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система.
|
2
| |||
Демонстрации
|
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Допустимое ускорение на автомагистралях, в автомобилях;
Способы применения капиллярной, магнитной, ультразвуковой дефектоскопии,
О роли тепловых, магнитных, капиллярных явлений на транспорте,
О применении физических приборов в различных системах на транспорте.
О перспективах применения физических законов и явления на транспорте.
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач*;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Практическое применение:
Проверка натяжения пружины рычажка прерывателя — распределителя (с помощью динамометра).
Расчет сил вызывающих движение ТС (тяговая, тормозная, поперечная, уравнивающая).
Расчет эффективной мощности коленчатого вала двигателя. Сравнение мощностей двигателей и совершаемых ими работы за одно и тоже время.
Комплексный расчет зависимости мощности двигателя от скорости движения и силы тяги ТС
Устройство топливного насоса, форсунки, фильтров очистки воздуха и топлива
Расчет КПД тепловых машин.
Расчет теплового баланса двигателя.
Расчет коэффициента теплового расширения.
Сборка системы конденсаторов в системе зажигания.
Работа аккумуляторной батареи, генератора, выпрямительного регулятора.
Прогнозирование неисправностей источников питания.
Расчет зависимости сопротивления металлов и полупроводников от температуры
Работа со стетоскопом - прослушивание работы механизмов.
Работа электромагнитных указателей уровня топлива.
Расчет скорости движения локомотива с учетом допустимого ускорения
Примечание: курсивом выделен материал профессиональной направленности
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Способ оценки: традиционный
Результаты обучения (освоенные компетенции, умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | Тип и вид контроля | № контрольной точки | Инструментарий контроля |
Раздел Механика Тема «Основы кинематики» |
|
|
|
|
|
Умения: приводить примеры практического использования законов равномерного, равноускоренного движения и движения по окружности; определять характер движения по графику | Интерпретация формул для расчета характеристик движения для различных видов движения; приведение примеров практического применения | Практическое занятие | Текущий педагогический | 1;6 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы |
| Сопоставление уравнений и графиков для различных видов движения; точное нахождение величин по графику | Практическая работа | Текущий педагогический | 1;6 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы |
Знания смысл понятий: механическое движение, путь, траектория, перемещение; смысл физических величин: скорость, ускорение | Формулировка определения понятий; название обозначений и единиц измерения | Контрольная работа | Текущий педагогический | 1;6 | Задания для выполнения контрольной работы, |
| Формулировка определения величин, обозначений, единиц измерения, формул для расчета | Практическая работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 1,6 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы |
Тема 1.2 Основы динамики |
|
|
|
|
|
Умения: делать выводы на основе экспериментальных данных; применять полученные знания для решения физических задач на законы Ньютона; приводить примеры практического использования и наблюдения законов Ньютона, закона всемирного тяготения | Точность Соответствие требованиям Самостоятельность | Лабораторная работа | Текущий педагогический | 3 | Инструкция по выполнению лабораторной работы |
| Формулировка законов Ньютона, формул для расчета силы тяжести, трения, упругости; решение уравнений динамики | Практическая работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 2,6 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы |
| Приведение примеров практического применения законов. | Практическая работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 2,6 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы |
Знания: смысл физических величин: масса, сила; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, | Формулировка определения величин, знание обозначений и единиц измерения | Практическая работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 2,6 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы |
| Формулировка законов, понимание, применение | Практическая работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 2,6 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы |
Тема 1.3 Законы сохранения в механике |
|
|
|
|
|
Умения: приводить примеры практического использования физических знаний: законов сохранения импульса и энергии; измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, импульс тела; решать простейшие задачи на определение импульса, работы, мощности, энергии | Формулировка законов, понимание, применение | Лабораторная работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 3,4,6 | Задания для выполнения контрольной работы, Инструкция для выполнения лабораторной работы |
| название обозначений, единиц измерения, формул; применение для решения задач | Лабораторная работа | Текущий педагогический | 3,4 | Инструкция для выполнения лабораторной работы |
| название обозначений, единиц измерения, формул; применение формул для расчета | Лабораторная работа Контрольная работа Практическая работа | Текущий педагогический | 3,4,6 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы Инструкция для выполнения лабораторной работы |
Знания: смысл физических законов сохранения энергии, импульса; смысл физических величин: импульс, работа, механическая энергия практическое применение: реактивное движение, устройство ракеты | Формулировка законов, понимание, применение | Контрольная работа | Текущий педагогический | 6 | Задания для выполнения контрольной работы |
| название обозначений, единиц измерения, формул; применение для расчета | Лабораторная работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 6, 3, 4 | Задания для выполнения контрольной работы, инструкция для выполнения лабораторной работы |
| Формулировка определений явления, понимание, применение | Контрольная работа | Текущий педагогический | 6 | Задания для выполнения контрольной работы |
Умения: делать выводы на основе экспериментальных данных; | Точность Соответствие требованиям Самостоятельность | Лабораторная работа | Текущий педагогический | 3,4 | Инструкция для выполнения лабораторной работы |
Тема 1.4 Механические колебания и волны |
|
|
|
|
|
Умения: описывать и объяснять превращение энергии при механических колебаниях; измерять и вычислять период колебаний маятника | Формулировка законов, понимание, применение | Контрольная работа | Текущий педагогический | 6 | Задания для выполнения контрольной работы |
| название обозначений, единиц измерения, формул; применение для расчета | Лабораторная работа | Текущий педагогический | 5 | Инструкция для выполнения лабораторной работы |
Знания: смысл физических величин: амплитуда, период, частота, длина волны; | название обозначений, единиц измерения, формул; применение для расчета | Лабораторная работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 5,6 | Задания для выполнения контрольной работы, инструкция для выполнения лабораторной работы |
практическое применение: использование звуковых волн в технике | Знание свойств звука; знание практического применения | Контрольная работа | Текущий педагогический | 6 | Задания для выполнения контрольной работы |
Раздел 2 Молекулярная физика Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории |
|
|
|
|
|
Умения: приводить примеры, подтверждающие основные положения МКТ | Формулировка основных положений МКТ; знание явлений: диффузия, броуновское движение | Контрольная работа | Текущий педагогический | 11 | Задания для выполнения контрольной работы |
Определять характер изопроцесса по графику | Формулировка определений, законов, формул, графики изопроцессов в различных системах координат, интерпретация графика | Практическая работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 7, 11 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы |
Решать задачи на основные уравнения МКТ | название уравнений, применение для решения задач | Практическая работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 7,11 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы |
Знания: смысл физических величин: абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества | название обозначений, единиц измерения, формул; применение для расчета | Практическая работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 7,11 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы |
Тема 2.2 Агрегатные состояния вещества |
|
|
|
|
|
Умения: описывать и объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел | Формулировка основных положений МКТ; объяснение агрегатных свойств вещества на их основе | Лабораторная работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 8,9,10,11 | Задания для выполнения контрольной работы, инструкция для выполнения лабораторной работы |
Делать выводы на основе экспериментальных данных | Точность Соответствие требованиям Самостоятельность | Лабораторная работа | Текущий педагогический | 8,9,10 | Инструкция для выполнения лабораторной работы |
Измерять относительную влажность воздуха, поверхностное натяжение жидкости с учетом их погрешностей | название методов измерения; выполнение в соответствии требованиям; самостоятельность | Лабораторная работа | Текущий педагогический | 8,9 | Инструкция для выполнения лабораторной работы |
Тема 2.3 Основы термодинамики |
|
|
|
|
|
Умения: приводить примеры практического использования законов термодинамики в энергетике | Прведение примеров практического применения законов термодинамики. | Контрольная работа | Текущий педагогический | 11 | Задания для выполнения контрольной работы |
Применять знания для решения задач на первый закон термодинамики | Формулировка первого закона термодинамики; применение для решения задач | Контрольная работа | Текущий педагогический | 11 | Задания для выполнения контрольной работы |
Использовать знания и умения для оценки влияния на организм человека загрязнения окружающей среды и защиты окружающей среды | Демонстрация знаний о загрязнениях окружающей среды | Контрольная работа | Текущий педагогический | 11 | Задания для выполнения контрольной работы |
Знания: смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты | название обозначений, единиц измерения, формул; применение для расчета | Контрольная работа | Текущий педагогический | 11 | Задания для выполнения контрольной работы |
Смысл законов термодинамики | Формулировка первого закона термодинамики; второго закона термодинамики, применение законов термодинамики | Контрольная работа | Текущий педагогический | 11 | Задания для выполнения контрольной работы |
Раздел 3 Электродинамика Тема 3.1 Электростатика |
|
|
|
|
|
Знания: смысл понятия электромагнитное поле, и величины элементарный электрический заряд | Точное определение понятия и величины; Знание обозначений, единиц измерения, формул; применение для расчета | Контрольная работа | Текущий педагогический | 12 | Задания для выполнения контрольной работы |
Смысл закона Кулона и закона сохранения электрического заряда | Точная формулировка закона; математическая запись закона; применение закона при решении физических задач | Контрольная работа | Текущий педагогический | 12 | Задания для выполнения контрольной работы |
Тема 3.2 Законы постоянного тока |
|
|
|
|
|
Умения: приводить примеры практического использования постоянного тока | Формулировка свойств электрического тока; аргументированность примеров | Контрольная работа | Текущий педагогический | 15 | Задания для выполнения контрольной работы |
Измерять напряжение, силу тока, сопротивление, мощность и работу тока, ЭДС | Формулировка методов измерения; выполнение в соответствии требованиям; самостоятельность | Лабораторная работа | Текущий педагогический | 13,14 | Инструкция для выполнения лабораторной работы |
Делать выводы на основе экспериментальных данных | Точность Соответствие требованиям Самостоятельность | Лабораторная работа | Текущий педагогический | 13,14 | Инструкция для выполнения лабораторной работы |
Применять знания для решения расчетных задач | Точная формулировка законов; математическая запись законов; применение законов при решении задач | Контрольная работа Лабораторная работа | Текущий педагогический | 13.14,15 | Задания для выполнения контрольной работы, инструкция для выполнения лабораторной работы |
Тема 3.3 Магнитное поле. Электромагнитная индукция. |
|
|
|
|
|
Умения: объяснять явление электромагнитной индукции | Точное определение явления; правила Ленца | Контрольная работа | Текущий педагогический | 17 | Задания для выполнения контрольной работы |
Решать задачи на закон Ампера, и закон электромагнитной индукции | Точная формулировка законов; математическая запись законов; применение законов при решении задач | Практическая работа Контрольная работа | Текущий педагогический | 16,17 | Задания для выполнения контрольной работы, Задания для выполнения практической работы |
Знания: смысл закона электромагнитной индукции | Точная формулировка закона; математическая запись закона | Контрольная работа | Текущий педагогический | 17 | Задания для выполнения контрольной работы |
Тема 3.4 Электромагнитные колебания |
|
|
|
|
|
Умения:определять характер колебаний по графику | Формулировка определений, законов, формул, графиков изопроцессов | Контрольная работа | Текущий педагогический | 20 | Задания для выполнения контрольной работы |
Измерять частоту переменного тока, напряжение, силу тока | название методов измерения; выполнение в соответствии требованиям; самостоятельность | Лабораторная работа | Текущий педагогический | 18,19 | Инструкция для выполнения лабораторной работы |
Использовать знания и умения для обеспечения безопасности в процессе использования бытовых электроприборов | Соблюдение правил техники безопасности при выполнении лабораторных работ; знание правил безопасности при использовании бытовых электроприборов | Контрольная работа Лабораторная работа | Текущий педагогический | 18,19,20 | Задания для выполнения контрольной работы, инструкция для выполнения лабораторной работы |
Тема 3.5 Электромагнитные волны |
|
|
|
|
|
Умения: описывать и объяснять распространение электромагнитных волн, волновые свойства света | Точное определение ЭМ волн; знание волновых свойств света; объяснение волновых свойств света на примерах; решение задач на расчет длины волны | Контрольная работа Лабораторная работа | Текущий педагогический | 21,22 | Задания для выполнения контрольной работы, инструкция для выполнения лабораторной работы |
Приводить примеры практического использования различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций | Перечисление различных видов ЭМ излучений; свойств различных ЭМ излучений; примеров использования различных ЭМ излучений | Контрольная работа | Текущий педагогический | 22 | Задания для выполнения контрольной работы |
Измерять длину световой волны с помощью дифракционной решетки | название методов измерения; выполнение в соответствии требованиям; самостоятельность | Лабораторная работа | Текущий педагогический | 21 | Инструкция для выполнения лабораторной работы |
Знания: смысл понятия электромагнитная волна | Формулировка определение понятия; знание характеристик ЭМ волны | Контрольная работа | Текущий педагогический | 22 | Задания для выполнения контрольной работы |
Раздел 4 Квантовая физика и строение атома Тема 4.1 Квантовая физика |
|
|
|
|
|
Умения: объяснять явление фотоэффекта | Формулировка определение явления; описание опытов, подтверждающих явление и законы фотоэффекта | Контрольная работа | Текущий педагогический | 23 | Задания для выполнения контрольной работы |
Знание: смысл понятий фотон, атом | Формулировка определение понятия; | Контрольная работа | Текущий педагогический | 23 | Задания для выполнения контрольной работы |
Смысл законов фотоэффекта | Точная формулировка законов; описание опытов Столетова; знание уравнения Эйнштейна для фотоэффекта | Контрольная работа | Текущий педагогический | 23 | Задания для выполнения контрольной работы |
Тема 4.2 Строение атома и атомного ядра |
|
|
|
|
|
Умение: объяснять излучение и поглощение света атомом | Точная формулировка постулатов Бора, различных видов спектра | Контрольная работа | Текущий педагогический | 24 | Задания для выполнения контрольной работы |
Приводить примеры практического использования квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров | Формулировка определение цепной ядерной реакции; условия существования реакции; точное определение основных элементов ядерного реактора; область применения | Контрольная работа | Текущий педагогический | 24 | Задания для выполнения контрольной работы |
Решать задачи на расчет энергии связи атомных ядер и энергетического выхода ядерных реакций | Точная формулировка законов; математическая запись законов; применение законов при решении задач | Контрольная работа | Текущий педагогический | 24 | Задания для выполнения контрольной работы |
Знание: смысл понятий атом, атомное ядро, ионизирующие излучения | Формулировка определение понятий; знание свойств понятий | Контрольная работа | Текущий педагогический | 24 | Задания для выполнения контрольной работы |
Раздел 5 Тема 5.1 Эволюция Вселенной |
|
|
|
|
|
Знания: смысл понятий планета, звезда, галактика, Вселенная | Формулировка определение понятий; знание свойств понятий | Контрольная работа | Текущий педагогический | 25 | Задания для выполнения контрольной работы |
Умения:воспринимать и оценивать информацию в Интернете | Соответствие материала заданной теме; логичность изложения ; самостоятельность | Контрольная работа | Текущий педагогический | 25 | Задания для выполнения контрольной работы |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач (программа 2008 г.) 2011 ОИЦ «Академия»
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач (программа 2008 г.) 2011 ОИЦ «Академия»
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации. (программа 2008 г.) 2010 г. ОИЦ "Академия"
Дмитриева В.Ф.,Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы (программа 2008 г.) 2011 ОИЦ "Академия"
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей. Сборник задач (программа 2008 г.) 2011 ОИЦ «Академия»
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей. Решения задач (программа 2008 г.) 2011 ОИЦ «Академия»
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей. Решения задач (программа 2008 г.) 2011 ОИЦ «Академия»
ФирсовА.В (Под ред. Трофимовой Т.И.) Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей. (программа 2008 г.) 2011 ОИЦ «Академия»
Дидактические и методические разработки преподавателя:
Пособие для студентов «Сборник задач для самостоятельного решения»
Пособие для студентов «Физические опыты и приборы»
Пособие для студентов «Применение физических законов и явлений в технике»
Пособие для студентов «Применение физических законов и явлений на железнодорожном транспорте»
Пособие для студентов «Лабораторные работы»
Пособие для студентов «Виртуальные лабораторные работы»
Пособие для студентов «Сборник задач по физике с производственным содержанием»
Internet – ресурсы: сайт «Кабинет физики»(www.lankash.ucoz.ru)
*