Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программа формирования универсальных двигательных действий, примерной программы спортивно-оздоровительного воспитания младших школьников, авторской программы «Подвижные игры», автор Воронина Г.А. Имеет спортивно — оздоровительную направленность.
Актуальность программы.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
«Подвижные игры» - внеурочная деятельность для обучающихся начальной школы, дополняющая уроки физической культуры. Использование данного курса способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
Общая характеристика программы.
Программа направлена на повышение двигательных умений и навыков на начальном этапе физического развития младшего школьника, разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и рассчитана на 1 год.
Программа адаптирована для детей младшего школьного возраста и соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
Формы организации внеурочной деятельности:
- Форма организации работы по программе коллективная, групповая и индивидуальная.
Принципы программы:
включение обучающихся в активную деятельность;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Место программы в учебном плане.
Программа разработана для обучающихся 2-го класса, реализуется во внеурочное время. Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятия:– 40 минут, 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.
Планируемые результаты усвоения программы.
Личностные результаты:
-снижение заболеваемости;
-формировать физические качества;
-воспитывать культуру общения;
- воспитывать любовь и уважение к окружающим;
- сблизить и сплотить детский коллектив;
- развивать самооценку у младших школьников.
Метапредметные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Предметные результаты:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности;
применять жизненно важные двигательные умения и навыки различными способами, в различных условиях.
Предполагаемый результат деятельности:
Повышение уровня физической подготовленности младших школьников.
Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
Снижение последствий умственной нагрузки.
Способствовать развитию коллективизма в детском коллективе.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Примечания |
1 | Бессюжетные игры | 16 | |
2 | Игры-забавы | 16 | |
3 | Народные игры | 16 | |
4 | Любимые игры детей | 18 | |
Содержание программы.
№ п/п | Название раздела. Тема раздела. | Всего часов |
1 | Бессюжетные игры | 16 |
| Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Использование простых движений: бега, ловля. | |
2 | 2. Игры-забавы | 16 |
| Учащимся даются понятия: игры-забавы, аттракционы, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами) | |
3 | 3. Народные игры | 16 |
| Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности. | |
4 | 4. Любимые игры детей | 22 |
| Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. этом испытать радость. | |
Требования к обучающимся.
Обучающиеся должны знать:
правила игр;
о способах и особенностях движений и передвижений;
о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем.
Занимающиеся должны уметь:
выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;
общаться и взаимодействовать со сверстниками;
проявлять положительные качества личности;
проявлять дисциплинированность и сдержанность.
Календарно — тематическое планирование.
№ занятия | Название раздела Тема раздела | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
План | Факт |
1-2 | «Вороны и Воробьи» | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | | |
3-4 | «Ловишки - перебежки» | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | | |
5-6 | «Паровозик» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | | |
7-8 | «Белые медведи» | Активно включаться в общение. | | |
9-10 | «На одной ноге» | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | | |
11-12 | «Петушиный бой» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | | |
13-14 | «Веселый бег» | Активно включаться в общение. | | |
15-16 | «Попади в след» | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | | |
17-18 | «Охота на тигра» | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | | |
19-20-21 | «Донеси рыбку» | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | | |
22-23-24 | «Черепаха -путешественница» | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | | |
25-26 | «Собери орехи» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | | |
27-28 | «Повяжу я шелковый платочек» | Активно включаться в общение. | | |
29-30 | «Дриблинг» | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | | |
31-32 | Повторение игр | Организовывать и проводить со сверстниками игры. | | |
33-34 | Р.Н.И «Краски» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | | |
35-36 | Р.Н.И «Стадо» | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | | |
37-38 | Тадж. нар. Игра «Горный козел» | Активно включаться в общение. | | |
39-40 | Укр. нар. Игра «Хлебец» | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | | |
41-42 | Чеченская народн. игра«Игра в башню» | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре др.народа. | | |
43-44 | Дагест. народн. Игра «Достань шапку» | Активно включаться в общение. | | |
45-46 | Бурятская народн. Игра «Волк и ягнята» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | | |
47-48 | Повторение игр | Формировать чувство гордости за свою Родину, формирование ценности многонационального российского общения | | |
49-50 | «Увернись от мяча» | Активно включаться в общение. | | |
51-52 | «Сильный бросок» | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | | |
53-54 | «Космонавты» | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | | |
55-56 | «Второй лишний» | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | | |
57-59 | «Два мороза» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | | |
60-62 | «Большой мяч» | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | | |
63-65 | «Шлепанки» | Активно включаться в общение. | | |
66-68 | «Прятки» | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | | |
69-70 | Повторение | Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длина, масса тела). Развитие основных качеств. | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Учебник по физической культуре 1-4 класс | |
Учебно методические пособия и рекомендации | |
Образовательная программа | |
Музыкальный центр | |
Аудиозаписи | |
Перекладина гимнастическая (пристеночная) | |
Стенка гимнастическая | |
Скамейка гимнастическая (жесткая) | |
Комплект навесного оборудования (перкладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) | |
Мячи (набивной 1 кг., мяч малый резиновый, мячи баскетбольные, мячи волейбольные, футбольные | |
Скакалка детская | |
Мат гимнастический | |
Кегли | |
Обруч пластиковый детский | |
Планка для прыжков в высоту | |
Стойки для прыжков высоту | |
Флажки стартовые, разметочные | |
Рулетка измерительная | |
Набор инструментов для подготовки прыжковой ямы | |
Лыжи детские с креплениями и палками | |
Сетка волейбольная | |
Стол для игры в настольный теннис | |
Сетка и ракетки для игры в настольный теннис | |
Футбол | |
Литература.
Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2008 г.
Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение»,2005 г.
Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение»,2008 г.
Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 г.