Муниципальное образовательное учреждение
Назаровская средняя общеобразовательная школа
муниципального образования – Чучковский муниципальный район
Рязанской области
Программа по формированию семейных ценностей
«Семья – это семь Я»
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название программы | «Семья – это семь Я» |
Автор программы | Прошкина А.Ф., заместитель директора по ВР МОУ Назаровская СОШ |
Цель программы | Формирование семейных ценностей у школьников |
Адресат программы | Учащиеся МОУ Назаровская СОШ |
Краткое содержание программы | Программа работает по трем направлениям: Работа с учащимися школы. Работа с педколлективом. Работа с родителями. |
Количество участников | 63 ученика |
Срок реализации программы | 3 года |
Тип учреждения | Муниципальное образовательное учреждение Назаровская средняя общеобразовательная школа |
Финансовое обеспечение программы | Программа обеспечивается в соответствии с нормативно-правовой базой |
Пояснительная записка
Понятие нравственного воспитания очень содержательно. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.
Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
Объяснительная записка
Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родителями, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Нормативно-правовая база работы по данному направлению определена государственными, региональными, муниципальными документами, а также школьными локальными актами.
В школе реализуется программа «Семья это семь Я», основная цель которой – организовать сотрудничество педагогов, учащихся и родителей для успешности воспитания подрастающего поколения. Выбрана модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни. Родительский всеобуч планируется классными руководителями исходя из запросов родителей, уровня их образования, конкретной ситуации в классе. Формы проведения его разнообразны: лекция, деловая игра, круглый стол, практикум, обмен мнением, дискуссия. Педагоги стали всё чаще использовать и новые формы проведения всеобуча, такие как тренинг, организационно-деятельностная игра.
Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве. Под этим понимается целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе.
Подготовка учащихся к семейной жизни осуществляется через систему классных часов, совместных мероприятий. Задачи, которые решаются на данных занятиях, разнообразны. Это и развитие культуры межличностного и межполового общения; и расширение представлений о социально-значимых и нравственных ценностях семьи, и подготовка старшеклассников к ролевым и функциональным обязанностям в семье.
В школе сложилась система работы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Она осуществляется по следующим направлениям:
Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.
Это решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для его форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом, реализуется основная идея курса – формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.
На уроках обществознания, ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, инфляция и семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках технологии учатся ведению домашнего хозяйства.
Работа с кадрами традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. На заседаниях педсоветов рассматривались следующие вопросы: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; на теоретических семинарах – «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; на МО классных руководителей – «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания».
В работе классных руководителей выделяются три основных направления:
просвещение родителей;
управление;
совместные мероприятия.
Просветительская деятельность классных руководителей осуществляется через организацию психолого-педагогического всеобуча, опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск буклетов, памяток.
Управленческая деятельность заключается в содействии работе родительского комитета класса, решении организационных вопросов на собраниях, в совместном планировании воспитательной работы в классе и школе.
Классные руководители организуют и совместную с родителями внеурочную деятельность.
Разнообразна и внеклассная работа. В школе проводятся совместные мероприятия: досуговые, спортивные, учебные, трудовые.
Эффективным в формировании у школьников семейных духовно-нравственных ценностей является применение традиционных и инновационных форм: коллективных, групповых и индивидуальных. Педагоги в своей работе с родителями используют индивидуальную беседу, задушевный разговор, педагогическое консультирование, индивидуальные поручения, совместный поиск решения проблемы, переписку, вынесение благодарности родителям и детям.
Традиционными для школы являются спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Вместе – лучше», совместные походы по родному краю, экскурсии, праздничные программы ко Дню защитника Отечества и международному женскому дню, дни открытых дверей, дни именинников, праздники «Мы школьниками стали» и выпускной бал, совместные классные часы.
Инновационной, но уже апробированной является проектная технология, представляющая собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии взрослого и ребенка; способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
С участием родителей были реализованы проекты: «Живи, родник» по благоустройству и оборудованию родников; «Это нужно живым» по уборке могилы погибшему воину – афганцу Иванову В.; «Не смейте забывать учителей» и др.
Заинтересованность родителей в совместной деятельности показал и школьный конкурс «Моя семья».
В организации работы школы по семейному воспитанию достигли определенных результатов. По итогам анкетирования учащихся 7-9 классов ценность «семья» у 72% учащихся и 86% родителей стоит на первом месте.
Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является базовой основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), интеграции в современное инновационное общество, что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.
Перечень мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей
Название мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
Тематические классные часы: «Россия – родина моя» «Символы России» «Я люблю свою страну!» | сентябрь | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Акция милосердия «Давайте делать добрые дела» (к международному Дню пожилых людей) 1-10 классы |
Экскурсии в природу |
Акция «Школа второй дом» |
Конкурс рисунков |
Тематические классные часы: «Кто я? Какие мы?» «А нужны ли правила?» «Мой дом – моя крепость» «Мы и общество» «Мешок хороших качеств» «Что такое дружба» Мои увлечения» «Моя ответственность» | октябрь | заместитель директора по ВР , классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители |
Праздник посвящения в ученики |
Праздник посвящения в пешеходы |
Конкурс рисунков, беседы «Моя малая Родина» 5-8 классы |
Экскурсии в природу 1-10 классы | октябрь |
Праздник осени 1-10 классы |
Экологический марафон |
Акция «Спорт вместо наркотиков» | по отдельному плану |
День учителя | | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Праздник Осени |
Мини – футбол (школьные соревнования) | октябрь | Заместитель директора по ВР, учитель физической культуры |
Весёлые старты (школьные) |
Классные часы, посвящённые Всемирному Дню толерантности | 16 ноября | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Конкурс рисунков, творческих работ, сочинений 1-8 класс «Милой маме посвящается…» | ноябрь |
Тематические классные часы: «У кого какие качества» «Настоящий друг, – какой он» «Моя роль в семье» «Сила моего слова» |
Месячник окружающего мира |
Конкурс рисунков, сочинений ко Дню Матери и организация выставки | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Концерт ко Дню матери |
Творческий конкурс «Созвездие талантов» |
Личное первенство школы по шахматам | Заместитель директора по ВР |
Проведение бесед с обучающимися «Права ребёнка в законодательных актах» | Ноябрь | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Тематические классные часы: «О человеческом счастье» «Государство. Я – часть своей страны» «О честности» «О хитрости и неблагодарности» «Скромность украшает человека» | декабрь |
Фестиваль «Наш дом – Россия» |
«Новый год» 1 – 11 классы | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Первенство школы по баскетболу | Заместитель директора по ВР, учитель физической культуры |
Школьные соревнования «Весёлые старты» |
«Школа безопасности» |
«Папа, мама, я – спортивная семья» |
Весёлые старты» 1-4 классы |
Соревнования по лыжным гонкам |
«Весёлые старты» 5 классы |
«Рождественские колядки» |
Тематические классные часы: «Я и мои родители» «Мой город Рязань» «Моя родословная» | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Тематические классные часы: Культура взаимоотношений между девочками и мальчиками» «Что такое конфликт» «Я могу, я умею!» «На чём основано взаимопонимание» | февраль | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Единый классный час, посвящённый герою афганской войны В. Иванову |
Презентация воинской профессии «Для мужчины дело чести защищать своё Отечество», «Мой брат – солдат» |
Личное первенство по шахматам |
Личное первенство по лыжным гонкам |
Спортивные состязания «Сильный, ловкий, смелый» |
Тематические классные часы: «Что такое хорошо и что такое плохо» «Дети под защитой государства» «Человек среди людей. Формы приветствия и прощания» «Учимся разрешать конфликты» «Я терпим к другому» «Злобность и жестокость» | март | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Конкурс рисунков «Здравствуй, солнце» |
Месячник «Весна и птицы» |
Неделя спорта | Заместитель директора по ВР, учитель физической культуры |
Конкурс стихотворений «Лучше Родины нашей нет на свете, друзья» | заместитель директора по ВР, классные руководители |
«Масленица» |
Поздравление с 8 марта 1 – 10 классы |
Классный час «12 апреля – день Космонавтики 5- 10 классы | апрель | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Тематические классные часы: «Как вести себя за столом» «Как вести себя в гостях» « Как вести себя в транспорте и на улице» «Как вести себя в театре, кино» |
«День Земли» |
Торжественные мероприятия, посвящённые 9 мая (по плану) | май | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Тематические классные часы: «Дружим с добрыми словами» «Общее и особенное для мальчиков и девочек» «Секретные советы девочкам и мальчикам» «Что такое любовь и счастье?» |
Конкурсы рисунков «Война глазами детей» | заместитель директора по ВР, классные руководители |
Торжественная линейка «Последнего звонка» 9 класс |
Праздник «До свидания, четвёртый класс!» |
Первенство школы по лёгкой атлетике | Заместитель директора по ВР, учитель физической культуры |
Родительские собрания: «Семья – это семь Я» «Права и обязанности семьи» «Бесконтрольное свободное время – основная причина совершения правонарушений и преступлений» «Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке» | Администрация школы, классные руководители |