СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии 6 класс для общеоборазовательных классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа по географии 6 класс,для общеобразователных классов

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 6 класс для общеоборазовательных классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по географии

6а класс


Начальный курс географии – первый среди систематических курсов этой дисциплины.

Цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний ( в форме представлений ), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.

Данная программа соответствует новому образовательному стандарту (2004г).

За основу рабочей программы по географии, за начальный курс географии взята программа для образовательных учреждений под редакцией И.В.Душиной. 6-9 кл. Москва, Дрофа, 2009г.

Программа составлена на основе Федерального компонента базисного учебного плана (1час в неделю ) и в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения (1 час в неделю ). В программе содержится перечень основных разделов, тем уроков и указаны практические и контрольные работы.

Для проверки усвоения знаний и умений применяются различные формы контроля:

  • Текущий контроль, (проверочные, практические работы) – проверка обязательных результатов обучения.

  • Тестовый контроль (тесты) – оперативный контроль знаний и умений.

  • Тематический контроль (контрольные работы, зачеты) – проверка качества базовых знаний учащихся по данной теме и умения решать задачи повышенного уровня.

  • Итоговый контроль (контрольные работы) – проверка знаний учащихся, сформированных за четверть, полугодие, год.

Учебно-методический комплект включает:

1.Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии 6 класс. Учебник. Издательство «Дрофа»

2.Г.Н.Элькин. Физическая география 6 класс. Методическое пособие. Издательство «Паритет», С-Пт.

3.Н.А.Никитина. Поурочные разработки. Издевательство «Вако», Москва.

4.А.В.Шатных. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии.6 класс».Издательство «Дрофа».

5.Е.В.Датская и др. Контрольные и проверочные работы по географии. к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии.6 класс».Издательство «Экзамен».





Требования к уровню подготовки учащихся

  • освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.


1. Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, гео­графической карты, виды масштабов картографи­ческих изображений;

  • форму и размеры Земли (длина окружности);

  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

  • основные части земной коры, гидросферы, ат­мосферы;

  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

  • части Мирового океана;

  • среднюю соленость вод океана;

  • воды суши подземные и поверхностные;

  • речную систему, речной бассейн;

  • компоненты ПТК;

  • правила поведения в природе;

  • причины изменения температуры воздуха в те­чение суток, года;

  • главную причину образования ветра;

  • главную причину образования облаков, осадков;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические координаты своей местности.


2. Приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной ко­ре, гидросфере, атмосфере;

  • связей между элементами погоды;

  • изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

  • воздействия организмов на компоненты нежи­вой природы;

  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

  • меры по охране природы в своей местности;

  • горных пород и минералов, их использования человеком;

  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

  • взаимосвязей: река — рельеф;

  • искусственных водоемов;

  • из истории географических исследований и от­крытий.


3. Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

  • стороны горизонта (ориентироваться) на мест­ности, стороны света по плану местности и геогра­фическим картам;

  • абсолютные и относительные высоты;

  • объекты на плане и карте, расстояния, обозна­чать их на чертеже, контурной карте;

  • по карте географическое положение объектов;

  • по образцам: осадочные и магматические гор­ные породы;

  • фенологические сроки начала времен года.


4. Описывать:

— географические объекты и явления на местнос­ти (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение че­ловеком; давать оценку экологического состояния.


5. Объяснять:

— особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местнос­ти).




Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.



Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.


Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.


Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.


Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.


Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.




Оценка умений работать с картой и другими источниками

географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.



Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!



Учебно-тематический план

по курсу

«Физическая география. Начальный курс»

(34 часа)

6а класс


НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

КОЛ-ВО час

ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕЛИ РАЗДЕЛА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


1

1.Введение. Что изучает география

1

Знакомство с географией как наукой. Рассказать о требованиях учителя, вызвать интерес к предмету. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве, методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

география

Беседа


2

Тема:. План местности.

Что такое план местности

1

Показать виды изображений местности, познакомить с новыми понятиями и определениями. . Глобус, географическая карта, план местности, основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения и градусная сеть).

План местности, топографический план

Объяснение нового материала с элементами беседы

3

Масштаб плана

1


Численный, именованный, линейный

Опрос, таблица

4

Изображение неровностей земной поверхности

1


Абсолютная и относительная высота, горизонтали, бергштрихи

Тест

5

Съемка местности

1


Глазомерная, полярная съемка

Работа с учебником

П/р «Составление планов местности»

6

Тема. Географическая карта

Глобус-модель Земли. Форма и размеры Земли

1

Показать неизбежность искажений на карте, формировать умение пользоваться легендой карты, познакомить с видами карт.

глобус

Объяснение нового материала

7

Градусная сетка

1


Меридиан, параллель

Опрос

8

Географическая широта

Географическая долгота.


1


Географическая широта

Географическая долгота, географические координаты

Урок-практикум

П/р «Определение географических координат .

9

Изображение высот и глубин на физических картах

1


Шкала глубин и высот

Контурная карта

10

.

Тема.1 Земная кора

Строение Земли


1

Познакомить с основными оболочками Земли. Расширить и углубить знания о строении Земли, дать представление о методах исследования земной коры. Состав, строение и развитие литосферы.

Горные породы, изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения 1от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.


Объяснение нового материала с элементами беседы

11

Породы, слагающие земную кору.

П/р «Определение свойств горных пород»

1


Мрамор, гранит, известняк, песчаник

Практ. работа

12

Вулканы, горячие источники, гейзеры

1


Внутренние силы Земли

Сообщения

13

Рельеф земной поверхности. Горы суши

1


Плоскогорья, горы, нагорья, останцы

Беседа, работа по карте


14

Рельеф дна океана

1


Шельф, материковый склон, ложе океана

Контурная карта

15

Тема. Гидросфера

. Что такое гидросфера

1

Расширить и углубить знания о гидросфере, развивать умение анализировать, мыслить логически, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Земли. . Состав, строение и развитие гидросферы. Роль воды в природе и жизни людей, её круговорот. Мировой океан, его взаимодействие с атмосферой и сушей. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество.

Внутренние и окраинные моря

Изучение нового материала

16

Свойства вод Мирового океана

1


Промилле

Конспект

17

Воды суши. Подземные воды

1


Водопроницаемый, водоупорный, водоносный горизонты

Новая тема, записи в тетради

18

Реки. Озера. Ледники

1

Многолетняя мерзлота

Старицы, карст, сточные озера Снеговая линия, покровные и горные ледники. айсберги

Контурная карта

19

Тема. Атмосфера

Атмосфера и ее строение

1

Сформировать представление о строении и углубить знания о значении атмосферы на Земле, ее изучении и охране. Развивать умение работать с учебником.

Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера

Работа с учебником


20

Атмосферное давление. Ветер

1

Состав, строение и развитие атмосферы. Циркуляция. Изменение температуры воздуха и давления с высотой. Изучение элементов погоды.

Единица измерения атмосферного давления,нормальное АД, роза ветров

Изучение нового материала

21

Температура воздуха

1


Амплитуда температуры

Записи в тетради

22

Водяной пар и облака

Атмосферные осадки


1


Кучевые, слоистые, перистые

Диаграмма

Работа в тетради

Устный опрос

23

Погода.и климат

1


Синоптическая карта

Воздушные массы

Урок-практикум

Опрос

24

П/р «Построение графиков температуры, осадков и розы ветров»

1


Графики. Роза ветров

Практ.работа

25

Распределение солнечного света и тепла на Земле

Причины, от которых зависит климат нашей местности

1


Тропики, полярные круги, экватор

Климатообразующие факторы (КФ)

Объяснение нового материала

26

Тема. Разнообразие и распространение организмов на Земле

Разнообразие растений и животных

1

Формировать знания об организмах , их разнообразии и взаимосвязях в природе Взаимосвязи биосферы с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком животного и растительного мира Земли. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов..

Биосфера. Широтная зональность и высотная поясность. Природные и природно-хозяйственные комплексы.

Природные зоны.

П/р «Изображение животного и растительного мира на карте»

27

Воздействие организмов на земные оболочки

1


Планктон, нектон, бентос, ноосфера

Опрос

28

Почвы, растительный и животный мир нашей местности

1


Почва

Доклады, рефераты

29

30

Тема. Природные комплексы

Взаимосвязи компонентов в природном комплексе

Воздействие человека на природный комплекс

1

Учить находить взаимосвязи в природных комплексах.

Природный комплекс, географическая оболочка

Устный опрос

Таблица

31

Географическая оболочка


1



устный опрос

32

Тема. Общая численность населения Земли

Расовый состав.

Народы

Численность населения России

1

Сформировать представление о расах, показать влияние условий окружающей среды на человечество.

Расы, европеоиды, негроиды, монголоиды

Семья народов(языковая семья), нация

Численный состав страны

Работа с учебником

Конспект

33

Тема. Человек и природа

Населенные пункты

1

Дать первоначальные сведения о политической карте мира. Познакомить с типами населенных пунктов.

Город, сельское поселение, типы населенных пунктов

Опрос по карточкам

34

Государства на карте мира

Итоговое тестирование по курсу «Физическая география»

1


Государство, страна

П/р «Работа по к/к на нахождение государств мира»турная карта

Годовой тест









Контроль знаний, умений и навыков




Устный опрос, работа с учебником, работа в группах и в парах, индивидуальные задания по карточкам, самостоятельные, проверочные и контрольные работы, блиц-опросы, тесты, географические диктанты, задания по контурной карте. Устный пересказ текста, составление плана параграфа, пользоваться простыми измерительными приборами.

География. Начальный курс. 6 класс: учебн. Для общеобразовательных учреждений Т.П.Герасимова.- М.: Дрофа, 2013.

Н.Н. Петрова тесты по географии 6-10 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2011.

Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии 7кл. –М.: Просвещение,2005.

Пятунин В.Г., Симагин Ю.А. Тестовые задания по географии: 6-10кл.-М. Просвещение, 2010

Основные требования к знаниям и умениям


Учащиеся должны знать:

  • стороны горизонта;

  • элементы градусной сетки;

  • объекты на местности, пользуясь условными знаками;

  • разные виды масштабов плана и карты;

  • горизонтали;

  • протяженность 1 градуса дуги в км;

  • тепловые пояса Земли, формы рельефа;

  • причины землетрясений;

  • части реки, части рельефа дна Мирового океана;

  • виды облаков;

  • численность населения Земли, основные расы,

  • сферы Земли, их значение для жизни человека.

Учащиеся должны уметь определять:

  • географические координаты;

  • виды горных пород;

  • количество осадков, температуру, влажность воздуха, давление, силу ветра, степень облачности;

  • пользоваться измерительными приборами;

  • различия гор и равнин по высоте;

  • показывать на карте природные зоны Земли;

  • местоположение географических объектов.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Герасимова Т.П. География. 6кл.

  2. Справочник школьника. География.-М., 1999

  3. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии.-М.: Просвещение, 1983.

  4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: книга для учащихся. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  5. География в таблицах. 6-8кл.: справочное пособие (авт.- сост. В.В.Климанов, О.А.Климанова). М.: Дрофа, 2000.

  6. Программно-методические материалы. География 6-10кл.(сост. В.И.Сиротин). М.: Дрофа, 2012.

  7. Пятунин В.Г., Симагин Ю.А. Тестовые задания по геграфии: 6-10кл.-М. Просвещение, 1999.

  8. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия для учащихся.- М.: Новая школа, 1996.

  9. Петрова Н.Н. тесты по географии 6-10кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2001.

10. География материков и океанов. 7кл. Атлас.-М.: Дрофа, 2013.

11. Контурные карты. География материков и океанов.7кл.М.: Дрофа 2013.

12. Душина В.И. Школьный практикум. География материков и

океанов.7кл.-М.: Дрофа, 2010.

  1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом-
    Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.

  2. Крылова О.В. Уроки географии.7кл. –М.: Просвещение, 1990.

Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии 7 кл.-М: Просвещение 2005.

Измерительные материалы


Контрольная работа по теме: «Географическая карта» 6 класс


1. Назовите самый северный и самый южный материки на Земле.

2. Подпишите основные стороны горизонта.

3. Для чего нужна градусная сетка?

4. Где проходят границы северного и южного, западного и восточного полушарий?

5. Назовите самую длинную параллель. Какова ее длина в градусах и километрах.

6. Определить координаты следующих географических объектов:

город Красноярск; гора Эльбрус; мыс Дежнева.

7. Определить координаты точки, расположенной на Северном полюсе.

8. Определите и назовите какие географические объекты находятся в точках, имеющих следующие географические координаты:

80 с.ш. и 20 в.д.

40 ю.ш и 178 в.д.

28 ю.ш. и 110 з.д.

18 с.ш. и 22 з.д.

35 ю.ш. и 20 в.д.


Решение задач по теме «Масштаб»


I вариант

II вариант

  1. Переведите численный масштаб – в именованный

а) 1 : 4 000

б) 1 : 50 000

в) 1 : 900 000

а ) 1 : 700

б) 1 : 10 000 000

в) 1 : 300 000

  1. Переведите именованный масштаб – в численный

а) в 1 см 50 м

б) в 1 см 7 км

в) в 1 см 600 м

а) в 1 см 30 км

б) в 1 см 400 км

в) в 1 см 800 м

  1. Изобразите линейным масштабом масштаб

в 1 см 30 км

в 1 см 500м

  1. Изобразите линейным масштабом расстояние в 300 м

в 1 см 100 м

в 1 см 30 м

  1. Начертите отрезок длиной 50 м в масштабе

1 : 1 000

1 : 500

  1. Карта какого масштаба карта крупнее и во сколько раз

а) 1 : 500 000 или б) 1 : 10 000 000

в) 1 : 3 000 000 или г) в 1 см 5 км

а) в 1 см 100 км или б) 1 : 500 000

в) в 1 см 50 м или г) 1 : 20 000

  1. Мальчик начертил план местности, где расстояние от дома до школы равнялось 5 см. Каков масштаб плана, если на местности это расстояние равно

500 м

1 000 м

  1. Распределите карты по мере уменьшения охвата изображаемой территории

а) М – 1 : 1 000 000

б) М – 1 : 10 000

а) М – 1 : 250 000

б) М – 1 : 100 000

  1. По плану местности в учебнике определите расстояние

от озера Синего до загона

от деревянного моста до колодца с ветряным двигателем

Ответы по теме «Масштаб»


I вариант

II вариант

  1. Переведите численный масштаб – в именованный

а) 1 : 4 000 в 1 см 40 м

б) 1 : 50 000 в 1 см 500 м

в) 1 : 900 000 в 1 см 9 км

а ) 1 : 700 в 1 см 7 м

б) 1 : 10 000 000 в 1 см 100 км

в) 1 : 300 000 в 1 см 3 км

  1. Переведите именованный масштаб – в численный

а) в 1 см 50 м 1 : 5 000

б) в 1 см 7 км 1 : 700 000

в) в 1 см 600 м 1 : 60 000

а) в 1 см 30 км 1 : 3 000 000

б) в 1 см 400 км 1 : 40 000 000

в) в 1 см 800 м 1 : 80 000

  1. Изобразите линейным масштабом масштаб

в 1 см 30 км

в 1 см 500м

  1. Изобразите линейным масштабом расстояние в 300 м

в 1 см 100 м

в 1 см 30 м

  1. Начертите отрезок длиной 50 м в масштабе

1 : 1 000

1 : 500

  1. Карта какого масштаба карта крупнее и во сколько раз

а) 1 : 500 000 или б) 1 : 10 000 000 (20 раз)

в) 1 : 3 000 000 или г) в 1 см 5 км (6 раз)

а) в 1 см 100 км или б) 1 : 500 000 (20 раз)

в) в 1 см 50 м или г) 1 : 20 000 (4 раза)

  1. Мальчик начертил план местности, где расстояние от дома до школы равнялось 5 см. Каков масштаб плана, если на местности это расстояние равно

500 м (в 1 см 100 м)

1 000 м (в 1 см 200 м)

  1. Распределите карты по мере уменьшения охвата изображаемой территории

а) М – 1 : 1 000 000 1

б) М – 1 : 10 000 2

а) М – 1 : 250 000 1

б) М – 1 : 100 000 2

  1. По плану местности в учебнике определите расстояние

от озера Синего до загона 6,3см * 100м = 630м

от деревянного моста до колодца с ветряным двигателем 4,8см * 100м = 480м





















Контрольная работа по теме: «ЗЕМНАЯ КОРА»

Тест

1.На рисунке буквой Б обозначено:

А.ядро Б.мантия В.земная кора

2.К обломочным горным породам относятся:

А.гравий Б.гравий и песок В.гравий песок и известняк

3.Если магма достигла поверхности земной коры и застыла, то образуется:

А.базальт Б.гранит

4.Земной коре свойственны движения:

А.вертикальные Б.горизонтальные

5.К потухшим вулканам относятся:

А. Казбек и Кракатау Б.Кракатау и Эльбрус В.Эльбрус и Казбек

6.К районам распространения гейзеров относятся:

А.Мадагаскар Б.Исландия В.Гренландия


7.На рисунке изображены горы:

А. глыбовые Б.складчатые В.вулканические


8.Мрамор и гипс относятся к горным породам:

А. осадочным Б. метаморфическим В. магматическим

9.Какая горная порода лишняя:

А.известняк Б.песок В.гранит Г.глина

10.Дополните предложения:

Кордильеры расположены на материке………..

Преобладающие высоты………..метров

Высшая точка – гора……………..

Она имеет высоту………метров

Ее географические координаты………..


Контрольная работа по теме: «Гидросфера» 6 кл.

1.Что называется гидросферой? Каков ее состав?

2. Привести примеры морей. (всего 10).

3. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова средняя соленость?

4. Решите кроссворд:

1.Крупная река на северо-востоке Евразии.

2. Главный приток реки Оби.

3. Река, впадающая в Аральское море.

4. Главный приток Енисея.

1






2







3









4








По первым буквам отгаданных слов получается название животного.


5. Какое значение имеют реки в хозяйственной деятельности человека?








Контрольная работа по географии для 6 класса

Тема: Атмосфера

1 Вариант

Теоретические задания.

  1. Выберите правильное сочетание. В атмосфере выделяют следующие слои, начиная от земной поверхности:

а) тропосфера, мезосфера, стратосфера, термосфера;

б) мезосфера, стратосфера, тропосфера, термосфера;

в) тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера;

г) термосфера, мезосфера, стратосфера, тропосфера.

  1. Озоновый экран расположен в...

а) тропосфере б) стратосфере в) мезосфере г) термосфере

  1. Какой прибор используется для определения влажности воздуха?

а) термометр б) барометр в) осадкомер г) гигрометр

4. Дайте определение понятиям.

а) погода б) абсолютная влажность

  1. Напишите главную причину изменения атмосферного давления.

  2. Для Приволжской возвышенности нормальное атмосферное давление не 760 мм рт. ст., а 730 - 740 мм рт. ст. Объясните почему?

  3. От чего зависит количество водяного пара в воздухе?

  4. Перечислите основные типы облаков.

  5. Объясните, чем полярные круги отличаются от других параллелей?

  6. Перечислите климатообразующие факторы.


Практические задания.


  1. Определите, чему равна высота горы Ямантау на Урале, если атмосферное давление на ее вершине составляет 604 мм рт. ст.

  2. Начертите график суточного хода температуры по следующим данным:


Часы

0

3

6

9

12

15

18

21

24

Температура, 0С

-1

-4

-6

-2

0

+3

0

-2

-3

Определите: а) среднесуточную температуру

б) суточную амплитуду

3. Относительная влажность воздуха (f) равна 85 %, максимальное влагосодержание при данной температуре (Ew) 20 г. Определите абсолютную влажность воздуха (a).

4. Атмосферное давление в Москве 750 мм рт. ст., а в Смоленске 739 мм рт. ст. Определите, откуда и куда будет дуть ветер?

5. По диаграмме осадков определите:

а) самый влажный месяц

б) самый сухой сезон




Контрольная работа по географии для 6 класса

Тема: Атмосфера

2 Вариант

Теоретические задания.


  1. До высоты 85-95 км от земной поверхности простирается слой атмосферы с температурой у верхней границы –900С, это…

а) мезосфера б) тропосфера в) стратосфера г) термосфера

  1. Температура воздуха в тропосфере при подъеме вверх убывает – это связано с тем, что…

а) тропосфера нагревается от прямых солнечных лучей

б) тропосфера нагревается от рассеянных солнечных лучей

в) тропосфера нагревается от земной поверхности

г) тропосфера нагревается от стратосферы

  1. Какой прибор используется для определения атмосферного давления?

а) термометр б) гигрометр в) барометр г) осадкомер

  1. Дайте определение понятиям.

а) климат б) относительная влажность

  1. Напишите главную причину образования ветра.

  2. Для Приволжской возвышенности нормальное атмосферное давление не 760 мм рт. ст., а 730 - 740 мм рт. ст. Объясните почему?

  3. Какова главная причина образования облаков?

  4. Перечислите группы осадков по характеру выпадения.

  5. Объясните, чем тропики отличаются от других параллелей?

  6. Перечислите пояса освещенности Земли, назовите их границы.


Практические задания.


  1. Альпинисты поднялись на высочайшую вершину Кавказа гору Эльбрус, высота которой 5642 м. Какое атмосферное давление они там будут ощущать?

  2. Начертите график годового хода температуры по следующим данным:


Месяц

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

Средняя температура, 0С

-10

-8

-5

+3

+11

+14

+18

+16

+10

+5

-5

-9

Определите: а) среднегодовую температуру

б) годовую амплитуду

3. Абсолютная влажность воздуха (a) 15 г, максимальное влагосодержание при данной температуре (Ew) 20 г. Определите относительную влажность воздуха (f).

4. Атмосферное давление в Нижнем Новгороде 745 мм рт. ст., а в Казани 756 мм рт. ст. Определите откуда и куда будет дуть ветер?

5. По диаграмме осадков определите:

а) самый сухой месяц

б) самый влажный сезон

ИТОГОВЫЙ 1.

Температура горных пород с глубиной:

Увеличивается

Уменьшается

Не меняется

Зависит от времени года


2.

Круговорот веществ на Земле характерен для:

Гидросферы

Гидросферы и литосферы

Всех геосфер

Восточного полушария


3.

Восточного полушария

Добычи торфа

Хранения пресной воды

Разведения рыб

Орошения земель


4.

Цунами – это:

Волны, вызванные морскими приливами

Волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях

Ветер в крымских степях

Причудливые формы рельефа


5.

Приливы вызываются силами притяжения:

Земли

Луны

Солнца

Марса


6.

Горы и равнины бывают:

только на суше

на суше и на дне океана

на суше и на шельфе

в океане


7.

К бассейну какого океана относится Средиземное море?

Индийского

Тихого

Атлантического

Северного Ледовитого


8.

День сменяет ночь, потому что Земля:

Вращается вокруг Солнца

Вращается вокруг своей оси с запада на восток

Имеет шарообразную форму

Правильного ответа нет


9.

Сколько существует полюсов, через которые условно проходит земная ось?

2

6

4

8


10.

Отчего на Земле бывают лето и зима?

Земля вращается вокруг своей оси

Земля вращается вокруг Солнца

Зимой Солнце греет слабо

Летом Солнце не заходит за горизонт