Управление образования администрации муниципального района «Прилузский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черёмуховская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендована Утверждаю
методическим советом приказом № __ от __.__.20__г.
Протокол № _ от __.__.20__ по МБОУ «СОШ» с.Черёмуховка
Директор __________________
Рабочая учебная программа
по изобразительному искусству
5-7 классы
2 ступень образования
основное общее образование
срок реализации – 3 года
Программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений».
Изобразительное искусство, 5-9 классы,
под руководством Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2013г.
Составитель: учитель ИЗО - Косолапова В.А.
с. Черёмуховка 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом 2004 г., федеральным государственным образовательным стандартом; рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство 5-9 класс/ Сост. Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2013; обязательного минимума содержания общего образования по изобразительному искусству; этнокультурным компонентом. Этнокультурный компонент включён как часть урока. Отличительных особенностей по сравнению с программой нет. Срок реализации 3 года.
Главная задача ИЗО – пробуждение фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ярких красок, карандашей, самой хорошей бумаги. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности. Именно на решение этой основной задачи и направлена рабочая программа. Важно, чтобы знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерялась индивидуальность ребёнка, для этого нагрузка и задания для детей подбираются с учётом способностей личностных пристрастий и возможностей учащихся.
Цели ИЗО:
Воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах.
Воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры.
Обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению – тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т.д.)
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме с натуры, по памяти и представлению, объёмно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью общества, где на общем основании каждый вид имеет особенное и неповторимое значение.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Что, в свою очередь, является основанием деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы. Но средняя школа – это основной самостоятельный (базовый) этап художественного образования учащихся.
В отличие от начальной школы, где изучалось всё многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углублённого изучения каждой группы видов искусства.
Пятый класс (или первый год средней школы) посвящён группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Конкретное решение программы этого года требует акцентировки местных художественных традиций и промыслов.
Шестой и седьмой классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамоты художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка.
Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества. Так, например:
Урок-сообщение новых знаний. (Кроме лекций используются элементы выступлений учащихся на заданную тему. На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся подбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.
Комбинированные уроки:
А) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями.
Б) сообщение новых знаний + практикум: импровизация.
3. Обобщающие уроки:
А) уроки-викторины.
Б) урок-игра.
В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач урока; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.
Оптимальное изучение программы предполагает 35 учебных часов в год, 1 (один) учебный час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 3 года. В течение учебного года возможна перестановка некоторых тем уроков в связи с участием в конкурсах рисунков, тема которых совпадает с темой уроков. В программе приведены примерные нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся. В процессе изучения ИЗО используются наглядные пособия: рисунки учащихся прошлых лет, таблицы, плакаты, предметы быта, репродукции, а также компьютер - презентации, видеофильмы. В конце программы приведён список используемой литературы для учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5 КЛАСС
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
Семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
Несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
Различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
Передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда,детали интерьера определённой эпохи);
Владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
Владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.)
6 КЛАСС
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
О месте и значении изобразительных искусств в культуре, жизни общества и жизни человека;
О существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
О взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
Основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны:
Уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
Иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
Иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
Иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
7 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться красками(гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведения искусства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (35 часов)
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).
Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Древние корни народного искусства (9 часов)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве (9 часов)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время (8 часов)
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире (9 часов)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.
6 класс
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (35 часов)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зрительный образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные виды восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж (9 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (35 часов) Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль в истории искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни ХХ в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
Изображение фигуры человека и образ человека (7 часов)
Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорция и строение фигуры человека.
Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (11 часов)
Изображение обыденной жизни людей в истории искусства.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.
Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метаморфического строя.
Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (10 часов)
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.
Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.
Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.
Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ (7 часов)
Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.
Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Разделы | Общее кол-во часов | В том числе практические, контрольные работы |
5 КЛАСС «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Древние корни народного искусства» «Связь времён в народном искусстве» «Декор- человек, общество, время» «Декоративное искусство в современном мире». 6 КЛАСС «Изобразительное искусство в жизни человека» «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» «Мир наших вещей. Натюрморт.» «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» «Человек и пространство в изобразительном искусстве». 7 КЛАСС « Изобразительное искусство в жизни человека» 1. «Изображение фигуры человека и образ человека». 2. «Поэзия повседневности». 3. «Великие темы жизни». 4. «Реальность жизни и художественный образ». | 35 9 9 8 9 35 8 8 10 9 35 7 11 10 7 | 35 9 9 8 9 35 8 8 10 9 35 7 11 10 7 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
| № раздела № урока | Тема раздела. Тема урока. | Кол-во часов | ЭКК | Практ. работа |
I четверть – 9 часов. | I. | Древние корни народного искусства. | 9 | 3 | 9 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Виды ИЗО. Древние образы в народном искусстве. Орнамент северных народов (народ Коми). Орнамент как основа декоративного украшения. Национальные особенности орнамента. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Интерьер Коми избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка. Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки. Полотенце. Народный праздничный костюм. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Масленица. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
II четверть– 9 часов. | II. | Связь времён в народном искусстве | 9 | 2 | 9 |
1-2. 3-4. 5. 6. 7-8. 9. | Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Мезенская роспись. Связь времён в народном искусстве. Проверочная работа. | 2 2 1 1 2 1 | 2 | 2 2 1 1 2 1 |
III четверть – 8 часов | III. | Декор – человек, общество, время. | 8 | 1 | 8 |
1. 2. 3. 4. 5-6. 7. 8. | Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Русский костюм и современная мода. Дизайн и его значение в жизни современного общества. Одежда говорит о человеке. Вкус и мода. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Герб семьи. Символы и эмблемы в современном обществе. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Различение произведений народного искусства от профессионального декоративно-прикладного. | 1 1 1 1 2 1 1 | 1 | 1 1 1 1 2 1 1 |
IV четверть – 9 часов. | IV. | Декоративное искусство в современном мире. | 9 | | 9 |
1. 2. 3-4. 5.-8 9. | Современное выставочное искусство. Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Ты сам - мастер ДПИ (тряпичная кукла). Изготовление изделий в стиле художественных промыслов. Ты сам - мастер ДПИ (ваза). Ты сам - мастер ДПИ (витраж). Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (обобщение и систематизация знаний – проверочная раб.) | 1 1 2 4 1 | | 1 1 2 4 1 |
6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека»
| № раздела № урока | ТЕМА РАЗДЕЛА ТЕМА УРОКА | Кол- во часов | ЭКК | Практ. работа |
I четверть–8 часов. | I. | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. | 8 | 1 | 8 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Изобразительное искусство в семье пространственных искусств. Летние впечатления. Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой. Цвет в произведениях живописи. Осенний букет с разным настроением. Рисунок – основа изобразительного творчества. Овладение навыками графического изображения карандашами разной твёрдости. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Основы языка изображения. Графика. Рисунок по фону. Рисунок на тему «Необитаемый остров». Объёмные изображения в скульптуре. Беседа о скульпторах Коми. Повторение пройденного в I четверти. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
II четверть – 8 часов. | II. | Мир наших вещей. Натюрморт. | 8 | 1 | 8 |
1. 2. 3. 4. 5. 6-7. 8. | Художественное познание: реальность и фантазия. Работа акварельными красками на тему «Этот фантастический мир». Восприятие мелодии. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Зарисовки геометрических тел на плоскости. Освещение. Свет и тень. Изображение геометрических тел с боковым освещением. Изображение предметного мира – натюрморт. Декоративный натюрморт «Предметы быта Коми народа». Художники Республики Коми. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Новогодняя открытка. Выразительные возможности натюрморта. (Провер.раб.) | 1 1 1 1 1 2 1 | 1 | 1 1 1 1 1 2 1 |
III четверть – 10 часов. | III. | Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. | 10 | 2 | 10 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9-10. | Образ человека – главная тема искусства. Портрет героев Коми сказок. Конструкция головы человека и её пропорции. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Силуэт. Аппликация. Портрет военного. Сатирические образы человека. Дружеский шарж. Изображение головы человека в пространстве. Автопортрет. Портрет в живописи. Живописцы Коми. Портрет пожилого человека. Роль цвета в изображении. Сказочный герой. Добро и зло. Коллаж на тему «Любимый школьный предмет». | 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 2 |
IV четверть – 9 часов. | IV. | Человек и пространство в изобразительном искусстве. | 9 | 2 | 9 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Жанры в ИЗО. Бытовой жанр. Анималистический жанр. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Изображение аллеи. Городской пейзаж. Улица города нашей республики. На выбор. Пейзаж – большой мир. Рисунок на тему «Вот моя деревня». Исторический жанр. Батальный жанр. Рисунок ко Дню победы. Рисунок по замыслу. Подведение итогов. Повторение пройденного в 5-6 классах. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
7 класс «Изобразительное искусство и художественный труд»
| № раздела № урока | ТЕМА РАЗДЕЛА ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | ЭКК | Практич. работа |
I четверть- 7 часов | I | «Изображение фигуры человека и образ человека» | 7 | | 7 |
1. 2. 3. 4. 5-6. 7. | Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств. Зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур. Пропорции и строение фигуры человека. Зарисовки схемы фигуры человека. Пропорции и строение фигуры человека. Зарисовки схемы движения человека. Наброски фигуры человека. Лепка фигуры человека. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Выполнение набросков, эскизов с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. | 1 1 1 1 2 1 | | 1 1 1 1 2 1 |
II четверть- 11 часов | II | «Поэзия повседневности» | 11 | 4 | 11 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10-11. | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Изображение труда и повседневных занятий разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Беседа. Сюжет и содержание в картине. Сюжет из своей жизни «Вечер в моей семье». Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Композиция «Жизнь моей семьи». «Жизнь людей на моей улице». Жизнь в моём городе в прошлых веках. Создание композиции на темы жизни людей своего села в прошлом. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Коллаж. Творчество А.Г. Венецианова и П.А. Федотова. (Беседа). Творчество художников- передвижников. (Беседа). Крупнейшие художественные музеи страны | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 |
III 1. 2-3. 4. 5-6. 7-8. 9. 10. | «Великие темы жизни» Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Беседа. Живопись монументальная и станковая. Фреска. Мозаика. Аппликация. Тематическая картина в русском искусстве XIX века Беседа о великих русских и Коми живописцах XIXв. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Создание проекта памятника историческому герою или событию Республики Коми. Место и роль картины в искусстве ХХ века Дискуссия. | 10 1 2 1 2 2 1 1 | 2 1 1 | 10 1 2 1 2 2 1 1 |
IV четверть- 7 часов | IV | «Реальность жизни и художественный образ» | 7 | 4 | 7 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Художественно-творческие проекты. «Жизнь в моём селе столетие назад». «Иллюстрации к любимому Коми литературному произведению». Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Иллюстрации к произведениям Коми писателей. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Рисунок с аппликацией. Зрительские умения и их значение для современного человека. Понятие «художественный образ». История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Национальная галерея г.Сыктывкар. | 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля включает:
учительский контроль
самоконтроль
взаимоконтроль учащихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Критерии оценивания детских работ по изобразительному искусству следующие:
5 - "отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, или практическую направленность для современного общества.
4 - "хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, или практическое значение выполненной работы.
3 - "удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы нечетко, недостаточно раскрыто ее теоретическое и, или практическое значение.
2 - "неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Формы контроля уровня обученности:
Список используемой литературы
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Горяева Н.А. изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под ред. Б.М.Неменского. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.- 3-е изд. – М.Просвещение, 2010.
Неменский Б.М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. М.Просвещение,2003.
Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель,2002.
Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. –М.:АСТ- ЛТД, 1998.