МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
учебная программа
для 1-4 классов уровня начального образования
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Изобразительное искусство: Учебная программа для 1-4 классов уровня начального образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 17 с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2013.
Приложение 10
Министерство образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года №115.
Типовая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1-4 классов уровня начального образования
1. Пояснительная записка
Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления духовной деятельности личности.
3. Цели обучения:
1) воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народа Казахстана и других стран;
2) развитие воображения, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
3) воспитание интереса и любви к народному творчеству;
4) развитие наблюдательности и зрительной памяти.
4. Задачи обучения:
1) развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
2) знакомство с основами изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции;
3) знакомство с теплыми и холодными цветами и умение их различать;
4) знакомство с видами (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, дизайн, архитектура) и жанрами (пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический и т.д.) изобразительного искусства;
5) овладение художественными навыками (работа с различными материалами и освоение различной изобразительной техники);
6) развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
7) развитие чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
8) улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера учеников.
5. Учебный материал представлен 4 блоками:
1) виды художественной деятельности;
2) основы художественной грамоты;
3) познание окружающего мира;
4) содержание художественно-творческой деятельности.
6. Специфика деления на блоки:
первый блок раскрывает содержание учебного материала;
второй блок даёт инструментарий для его практической реализации;
третий блок намечает духовно-нравственную, эмоционально-ценностную направленность тематики заданий;
четвертый блок содержит виды и условия деятельности.
7. Блоки раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную и в разной мере присутствуют почти на каждом уроке, в комплексе блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
8. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с дисциплинами:
1) «Грамота», «Русский язык»: формирование выразительной, правильной, логически грамотной речи при анализе произведений искусства, развитие творческого воображения и фантазии при наблюдении объектов изображения;
2) «Литературное чтение»: обогащение словарного запаса на материале рисунков, развитие умений сравнивания и сопоставления прочитанного и увиденного, развитие умений описывать возможные иллюстрации к прочитанному тексту, изображение в материале прочитанного текста;
3) «Музыка»: использование музыкальных произведений при работе над рисованием;
4) «Познание мира», «Самопознание»: использование природы, окружающего мира в качестве объектов для рисования; использование жизненного опыта, материала экскурсий в процессе рисования по памяти, воображению;
5) «Математика»: использование пространственных понятий (выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева и др.), длины и ширины, геометрических форм в рисунке, обогащение речи математическими терминами;
6) «Трудовое обучение»: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, использование поделок художественного труда для рисования и лепки;
7) «Физическая культура»: проведение разминок, подвижных игр.
9. Общий объем учебной нагрузки в соответствии с типовым учебным планом составляет 135 часов.
2. Базовое содержание учебного предмета
10. Блок 1. «Виды художественной деятельности»:
1) восприятие произведений искусства;
2) особенности художественного творчества: художник и зритель;
3) образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное;
4) отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;
5) представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов Казахстана), выдающиеся представители изобразительного искусства народов Казахстана (по выбору), восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и мирового искусства;
6) представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;
7) рисунок, материалы и техника для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки и т.д.;
8) приемы работы с различными графическими материалами, роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная;
9) красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка;
10) изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты;
11) живопись, живописные материалы, красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи;
12) цвет – основа языка живописи, выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами, образы природы и человека в живописи;
13) скульптура, материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа, элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание и конструирование формы), объём – основа языка скульптуры, основные темы скульптуры, красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры;
14) художественное конструирование, дизайн и архитектура, разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.), элементарные приёмы работы различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, вытягивание и конструирование формы; бумага и картон – сминание, сгибание, вырезание), представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека;
15) декоративно-прикладное искусство, истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека, понятие о характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма), обычаи, традиции и обряды;
16) представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках;
17) сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве, разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве, ознакомление с произведениями народного и декоративно - прикладного искусства Казахстана.
11. Блок 2. «Основы художественной грамоты»:
1) композиция, элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве;
2) понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции;
3) понятие: линия горизонта, ближе – дальше, больше – меньше, загораживания;
4) роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д;
5) композиционный центр, главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия;
6) цвет, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, смешение цветов, роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа, эмоциональные возможности цвета, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;
7) многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;
8) передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного;
9) форма, разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве, сходство и контраст форм, простые геометрические формы, природные формы, влияние формы предмета на представление о его характере, силуэт;
10) объём, объём в пространстве и объём на плоскости, способы передачи объёма, выразительность объёмных композиций;
11) ритм, виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);
12) ритм линий, пятен, цвета;
13) роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке, передача движения в композиции с помощью ритма элементов, особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
12. Блок 3. «Познание окружающего мира»:
1) земля – наш общий дом, наблюдение природы и природных явлений;
2) разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;
3) жанр пейзажа, использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы, постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.;
4) восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, произведения А. Кастеева, А. Г. Галимбаевой, К.Т. Тельжанова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, К. Моне, В. Ван Гога и др.);
5) знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония и др.);
6) роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира, образ человека в искусстве разных народов, образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
7) мой родной Казахстан, роль природных условий в характеристике традиционной культуры народа Казахстана, пейзажи родной природы, единство декоративного строя в украшении юрты, предметов быта, орудий труда, костюма;
8) связь изобразительного искусства с танцами, сказками;
9) образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве;
10) образ человека, образ человека в разных культурах мира, образ современника, жанр портрета, темы любви, дружбы, семьи в искусстве;
11) эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.;
12) образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;
13) искусство дарит людям красоту, искусство вокруг нас, использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;
14) представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций разных народов;
15) жанр натюрморта;
16) художественное конструирование и оформление помещений, посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
13. Блок 4. «Содержание художественно-творческой деятельности»:
1) участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности;
2) освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
3) изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животное, растения);
4) овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой;
5) создание моделей предметов бытового окружения человека, овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики;
6) выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
7) выполнение творческих работ с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;
8) использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;
9) участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3. Базовое содержание учебного предмета для 1-класса
14. На изучение курса в 1 классе выделено 33 часа (1 час в неделю).
15. Восприятие произведений искусства (2 часа):
1) понятие изобразительного искусства, роль искусства в жизни человека, понимание и осмысление процесса восприятия произведений изобразительного искусства, представление о выдающихся художниках Казахстана, знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.
16. Живопись (8 часов):
1) понятие о живописи и цветовой гамме, изучение основных характеристик цвета: основные, дополнительные, составные;
2) теплые и холодные цвета, цветовой колорит, теория цвета, линия горизонта, одноцветная акварель (гризайль);
3) рисование на темы «Дары осени», «Зимние забавы», «В зоопарке», «Астана- город будущего»;
4) живописные материалы: акварель и гуашь, палитра, работа с кистью.
5) элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве, изображение композиции на разные темы (натюрморт, пейзаж и т. д.);
6) знакомство с произведениями казахстанских художников-живописцев довоенных лет.
17. Графика (6 часов):
1) понятие о графике, материалы художника-графика, материалы и техника рисунка: карандаш, ручка, фломастер, пастель, мелки и т.д.;
2) многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер, способы работы карандашом, линия горизонта;
3) изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты;
4) рисование на темы «Дождливый день», «Снеговик», «Натюрморт», «Пейзаж»;
5) знакомство с произведениями художников-графиков В. Антощенко-Оленева, Е. Сидоркина, С. Романова, М. Кисамединова и других.
18. Скульптура (4 часа):
1) понятие о скульптуре, материалы художника-скульптора;
2) художественные материалы: пластилин, глина;
3) отличие скульптуры от других видов изобразительного искусства, понятие «объемные формы»;
4) виды скульптуры, инструменты и материалы лепки, правила и способы работы с различным материалом (пластилин, глина), знакомство с рельефом и круглой скульптурой (мелкой пластикой), лепка геометрических форм;
5) знакомство с произведениями художников-скульпторов Н. Журавлёва, Е. Мергенова, Х. Наурызбаева, М. Айнекова, Т. Досмагамбетова и др.
19. Художественное конструирование, дизайн и архитектура (8 часов):
1) умение различать и характеризовать художественное конструирование, виды дизайна и архитектуры;
2) применение линии, ритма, силуэта, цвета, формы, композиции как средств художественной выразительности в проектировании объекта художественного конструирования, дизайна и архитектуры;
3) элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (набор объема, конструирование формы; бумага и картон-сгибание, вырезание, сминание).
20. Декоративно-прикладное искусство (5 часов):
1) история развития народного и декоративно-прикладного искусства;
2) разнообразие форм, материалов, техники исполнения, цветового своеобразия;
3) национальные особенности народного прикладного искусства, законы построения декоративной композиции, формально-цветовые композиции по орнаментальным мотивам, простейшее декорирование, аппликация, знакомство с образцами декоративно-прикладного искусства, декоративная композиция;
4) мотивы природы и предметного мира;
5) композиционный центр, колорит, декоративный пейзаж, сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве;
6) ознакомление с произведениями народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Казахстана и разных стран.
4. Базовое содержание учебного предмета для 2-класса
21. На изучение курса во 2 классе выделено 34 часа (1 час в неделю).
22. Восприятие произведений искусства (2 часа):
1) представление о рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании, дизайне и архитектуре;
2) роль искусства в жизни человека, понимание и осмысление процесса восприятия произведений изобразительного искусства, представление о выдающихся художниках Казахстана и мира, виды и жанры изобразительного искусства, историко-культурное наследие Казахстана.
23. Живопись (8 часов):
1) художественные материалы живописи (акварель, гуашь, акрил), основные и дополнительные цвета, самостоятельное смешивание красок разного цвета;
2) красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи;
3) роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи, элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве;
4) понятия горизонтали, вертикали и диагонали в построении композиции;
5) пропорции и перспектива;
6) понятия линии горизонта, ближе – дальше, больше – меньше, загораживания;
7) роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д.;
8) композиционный центр (зрительный центр композиции), главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия;
9) рисование на темы «Осенние мотивы», «Снежинки», «Мой лучший друг», «Астана- сердце Евразии»;
10) живописные материалы: акварель и гуашь, палитра;
11) изображение композиции на разные темы (натюрморт, пейзаж, портрет и т.д.);
12) знакомство с произведениями казахстанских художников-живописцев послевоенных лет.
24. Графика (6 часов):
1) материалы и техника рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки и т.д.;
2) приемы работы с различными графическими материалами, роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная;
3) линия, штрих, пятно и художественный образ;
4) передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного;
5) линия горизонта, движение, композиционный центр, линейный рисунок, разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве, сходство и контраст форм, простые геометрические формы, природные формы, трансформация форм, влияние формы предмета на представление о его характере, силуэт;
6) изображение птиц, животных в движении: общие и характерные черты;
7) рисование на темы «Пусть всегда будет солнце», «Зимнее утро», «Цветы весны», «Сказочная страна»;
8) знакомство с произведениями художников-графиков В. Антощенко-Оленева, Е. Сидоркина, С. Романова, М. Кисамединова и других.
25. Скульптура (6 часов):
1) знакомство с рельефом и круглой скульптурой (мелкой пластикой), пластилин;
2) рельеф, плинт, жанр натюрморта, выполнение рельефной композиции «Натюрморт из двух предметов»;
3) круглая скульптура (мелкая пластика), лепка животных, глина;
4) техника исполнения пустотелой мелкой пластики – наложение жгутиков или глиняных пластинок, стилизация, гармония формы;
5) знакомство с произведениями художников-скульпторов Казахстана и других народов.
26. Художественное конструирование, дизайн и архитектура (6 часов):
1) знакомство с искусством художественного конструирования, дизайна и архитектуры;
2) язык вещей давно ушедших поколений и современных мастеров, материалы для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.);
3) применение искусства бумажной пластики, оригами;
4) конструирование форм, глубинных пространств, казахской юрты и архитектурных элементов.
27. Декоративно-прикладное искусство (6 часов):
1) особенности орнаментов народа Казахстана, орнамент как неизменный участник повседневной жизни человека, выразительные средства орнаментальной композиции (ритм, симметрия, фактура);
2) виды орнаментов, казахский орнамент в круге, знакомство с особенностями традиций и костюмами казахов и других народов, композиционный центр, закон цельности;
3) составление композиций, раскрывающих доброжелательные, дружеские взаимоотношения между людьми (тема «Дружба народов», «В гостях у художника-модельера» и т.д.);
4) декоративный пейзаж (тема «Степь», выполнение иллюстраций к казахским сказкам и т.д.), центр композиции, цветовая гармония, особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве, основы представлений о казахской национальной художественной культуре и ее связях с культурой других народов, задания поискового и творческого характера;
5) ознакомление с произведениями народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Казахстана и разных стран.
5. Базовое содержание учебного предмета для 3-класса
28. На изучение курса в 3 классе выделено 34 часа (1 час в неделю).
29. Восприятие произведений искусства (2 часа):
1) краткий анализ произведений изобразительного искусства, оценочные суждения;
2) целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание учащихся, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, развитие творческого воображения;
3) описание состояний природы, растений, животных, предметов, внешности, обсуждение произведений искусства;
4) развитие эмоционального уровня при выполнении упражнений по графике, живописи, композиции и декорированию;
5) развитие зрительной памяти и наблюдательности, умение объяснять свои замыслы;
6) памятники истории, археологии, монументального искусства и архитектуры.
30. Живопись (8 часов):
1) цветовой круг, контраст (противоположные цвета), колорит, роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа, эмоциональные возможности цвета;
2) передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;
3) цвет – основа языка живописи, светлые и тёмные оттенки цветов, цвет и тень, блик, рефлекс;
4) образы природы и человека в живописи, пастозная живопись, композиционный центр, движение;
5) рисование на темы «Дастархан», «Белые берёзы», «Танцовщица», «Красивые места Казахстана»;
6) живописные материалы: акварель и гуашь, палитра;
7) изображение композиции на разные темы (натюрморт, пейзаж, портрет и т. д.);
8) знакомство с произведениями казахстанских художников-живописцев 50 –70-х годов 20 века.
31. Графика (6 часов):
1) материалы и техника рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки и т.д.;
2) линия, штрих, пятно и художественный образ;
3) разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве, сходство и контраст форм, природные формы, трансформация форм, влияние формы предмета на представление о его характере;
4) приемы работы с различными графическими материалами;
5) роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная;
6) красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка;
7) изображение птиц, животных: общие и характерные черты;
8) роль ритма в эмоциональном звучании композиции в рисунке, миниатюра, тематическая графика;
9) рисование на темы «Праздник весны», «Художник и цирк», «На морском берегу», «Любимая сказка»;
10) знакомство с произведениями художников-графиков В. Антощенко-Оленева, Е. Сидоркина, С. Романова, М. Кисамединова и др.
32. Скульптура (6 часов):
1) виды скульптуры, геометрические тела, простейшее изображение фигуры человека, пластилин, рельеф, плинт;
2) изображение национальной символики;
3) круглая скульптура (мелкая пластика), лепка двухфигурной композиции «Человек и животное», глина, плакетка, эскиз композиции, рельеф, выполнение рельефной композиции на тему «Чудеса подводного мира»;
3) знакомство с произведениями художников-скульпторов Н. Журавлёва, Е. Мергенова, Х. Наурызбаева, М. Айнекова, Т. Досмагамбетова и др.
33. Художественное конструирование, дизайн и архитектура (6 часов):
1) восприятие памятников архитектуры Казахстана;
2) утилитарная направленность объектов дизайна, художественного конструирования и архитектуры: «удобство», «польза» (способность создать психологический комфорт, повлиять на настроение человека).
34. Декоративно-прикладное искусство (6 часов):
1) казахское народное декоративное искусство, виды казахских национальных узоров;
2) декоративный костюм, детали костюма;
3) мотивы родной природы в орнаментах (геометрическом, растительном, зооморфном), трансформация формы, элементы и мотивы орнамента, стилизация, композиция орнамента, орнамент на прямоугольной форме, орнамент на круге (диске), выполнение эскиза казахского орнамента на прямоугольной форме;
4) декоративный натюрморт, компоновка, величина, место расположения, цвет, композиционный центр в натюрморте, колорит;
5) декоративный пейзаж, трансформация природных форм в декоративные, наблюдения и фантазии, ритм, гармония формы и цвета, аппликация, коллаж, преобразование формы, мотив, композиционный центр;
6) составление композиций на сказочные, волшебные сюжеты;
7) ознакомление с произведениями народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Казахстана и разных стран.
6. Базовое содержание учебного предмета для 4-класса
35. На изучение курса в 4 классе выделено 34 часа (1 час в неделю).
36. Восприятие произведений искусства (2 часа):
1) интегрированное обучение искусству в школе;
2) формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) умение выразить себя, свой внутренний мир посредством изобразительного искусства;
4) культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения.
37. Живопись (10 часов):
1) цвет – основа языка живописи;
2) красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи;
3) выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа, образы природы и человека в живописи, композиционный центр (зрительный центр композиции);
4) эмоциональные возможности цвета, смешение цветов, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;
5) пастозная живопись, композиционный центр, движение;
6) рисование на темы «Поезд дружбы», «Прогулка», «Мой двор», «Наурыз», «Астана - город мира и счастья»;
7) живописные материалы: акварель и гуашь, палитра;
8) изображение композиции на разные темы (натюрморт, пейзаж, портрет и т. д.);
9) знакомство с произведениями казахстанских художников-живописцев 70–80-х годов 20 века.
38. Графика (6 часов):
1) приемы работы с различными графическими материалами;
2) роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная;
3) красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка;
4) изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты;
5) материалы и техника рисунка: карандаш, ручка, фломастер, пастель, мелки и т.д.;
6) тематическая графика, рисование на темы: «Мое лето», «И снова осень к нам пришла», «Буря на море», «Любимая сказка»;
7) знакомство с произведениями художников-графиков В. Антощенко-Оленева, Е. Сидоркина, С. Романова, М. Кисамединова и др.
39. Скульптура (6 часов):
1) объём – основа языка скульптуры, основные темы скульптуры, круглая скульптура (мелкая пластика), пластика, цельность композиции, типизация;
2) лепка двух, трёхфигурной композиции по мотивам народных сказок;
3) элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание и конструирование формы);
4) знакомство с произведениями художников-скульпторов Н. Журавлёва, Е. Мергенова, Х. Наурызбаева, М. Айнекова, Т. Досмагамбетова и др.
40. Художественное конструирование, дизайн и архитектура (6 часов):
1) раскрывать своеобразие художественного конструирования через систему упражнений и заданий в основе которой – эксперимент с формой и материалами, знакомство с элементами цветоведения и композиции;
2) моделирование изделий предметной среды на основе единства функции и формы, общих закономерностей формообразования.
41. Декоративно-прикладное искусство (4 часа):
1) традиционное народное прикладное искусство Казахстана (тускииз, капчагайская керамика и другие современные промыслы), России и промыслы других республик;
2) умельцы народных промыслов Казахстана;
3) мебель, музыкальные инструменты, одежда, обувь и другие необходимые в быту предметы;
4) развитие ремесел и возрождение народных художественных искусств Казахстана;
5) икебана, коллаж;
6) основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве, человек и природа, единство и общие черты возникновения символов воды, огня, земли, воздуха в искусстве народов мира;
7) выполнение творческой орнаментальной композиции с использованием символов, взаимосвязь в композиции рисунка и содержания текста;
8) ознакомление с произведениями народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Казахстана и разных стран.
7. Требования к уровню подготовки учащихся
42. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.
43. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.
44. Учащиеся 1 класса должны знать:
1) виды и жанры изобразительного искусства;
2) названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
3) виды художественных материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей), их свойства и названия;
4) приемы работы сгибанием, вырезанием и сминанием;
5) способы соединения с помощью клея;
6) виды простейшего декорирования: раскрашивание, аппликацию;
7) особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф;
8) известных художников Казахстана и мира.
45. Учащиеся 1 класса должны уметь:
1) применять первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
2) выполнять горизонтальные, вертикальные, наклонные, дугообразные, волнистые линии;
3) использовать выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
4) применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
5) выполнять декоративные композиции с применением мотивов природы и сказочных образов;
6) применять элементарные практические умения и навыки в рисунке, живописи, скульптуре и художественном конструировании.
46. Учащиеся 2 класса должны знать:
1) названия красок натурального и искусственного происхождения, основные и дополнительные цвета, способ получения составных цветов из главных;
2) о выдающихся художниках Казахстана и мира;
3) средства художественной выразительности в проектировании объекта конструирования, дизайна и архитектуры;
4) виды художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
5) некоторые особенности казахской национальной художественной культуры (традиционная архитектура, одежда, декоративные искусства, праздники и т.д.).
47. Учащиеся 2 класса должны уметь:
1) выражать эмоциональное состояние, личное отношение к творческой художественной деятельности;
2) активно использовать художественные термины и понятия;
3) смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;
4) применять навыки самостоятельной творческой деятельности;
5) применять первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости.
48. Учащиеся 3 класса должны знать:
1) основные виды и жанры изобразительного искусства;
2) имена выдающихся представителей казахстанского искусства 50-70-х годов 20 века;
3) названия памятников монументального искусства и архитектуры, памятников истории;
4) различия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна и знать о роли этих видов искусства в жизни человека и общества.
49. Учащиеся 3 класса должны уметь:
1) применять художественные материалы (гуашь, акварель, мелки, карандаши, пластилин, бумагу для конструирования) в творческой деятельности;
2) использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень);
3) различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
4) рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусств, архитектуры, дизайна и определять их принадлежность к этим видам художественного творчества;
5) узнавать отдельные произведения выдающихся художников Казахстана;
6) применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
7) применять начальные представления о пропорциях предметов, об элементарных законах перспективы, конструкции предметов и строении человека.
50. Учащиеся 4 класса должны знать:
1) основные виды и жанры изобразительного искусства;
2) государственную символику, известные художественно-исторические памятники истории и культуры родного края;
3) выдающихся представителей казахстанского и зарубежного искусства и их основные произведения, великие памятники архитектуры Казахстана;
4) основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
5) виды живописи: станковая, монументальная, декоративная, миниатюра;
6) виды скульптуры: рельеф, бюст, статуя, памятник;
7) виды архитектурных сооружений: древняя архитектура, современная архитектура, жилые здания, мавзолей, мечеть, башня;
8) виды художественных ремёсел: ювелирное искусство, роспись по дереву, керамика, ковроткачество;
9) названия художественных музеев страны и мира.
51. Учащиеся 4 класса должны уметь:
1) различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
2) применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
3) определять тему, основную мысль произведения;
4) различать жанры художественных произведений;
5) составлять эскиз на заданную или свободную тему, следить за логической последовательностью изображения;
6) определять композиционный центр, сюжет художественных произведений;
7) объяснять мотивы поступков героев художественных произведений, выражать личное отношение к действиям персонажей произведений, проецировать их действия и поступки на реальные жизненные ситуации;
8) объяснять технические приёмы выполнения произведений;
9) переосмысливать известные сюжеты художественных произведений в рисунках и композициях;
10) выполнять поделки в современной технике: бумажная пластика, икебана, коллаж, граттаж, мотив в стиле дизайн;
11) узнавать отдельные произведения выдающихся казахстанских художников;
12) приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;
13) оценивать произведения искусства, выражать собственное мнение при посещении выставки, музея и т.п.
52. Личностные результаты, учащиеся должны проявлять:
1) чувство гордости за культуру и искусство Казахстана, своего города;
2) социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур;
3) уважительное отношение к истории, искусству и культуре других народов;
4) сформированность эстетических потребности, ценности и чувств;
5) этические чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость.
53. Системно-деятельностные результаты, учащиеся должны применять:
1) наиболее эффективные способы решения учебных и художественно-творческих задач;
2) полученные знания при выполнении творческой работы и других видов практической деятельности;
3) умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты с учетом разных позиций и интересов;
4) современные информационно-коммуникационные технологии.
18