СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по химии 10 класс 1 час в неделю

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по химии 10 класс 1 час в неделю (базовый уровень) по учебнику Габриэляна О.С.

Просмотр содержимого документа
«Программа по химии 10 класс 1 час в неделю»







Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ликино-Дулевский лицей»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области





Утверждено

приказом МАОУ «Ликино-Дулевский лицей»

от «_____» _______________ 2016г. № _____





Рабочая программа по химии

(базовый уровень)

10 А, Б класс





Составитель: Овчинникова Жанна Евгеньевна,
учитель химии и биологии первой категории





2016 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом примерной программы среднего общего образования с учетом и авторской программы О.С.Габриеляна (Химия. Рабочие программы УМК О.С. Габриеляна «Дрофа») на основе основной общеобразовательной программы среднего (полного) образования.

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  1. Сформировать знание основных понятий и законов химии

  2. Воспитывать общечеловеческую культуру

  3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике


Планируемые результаты изучения

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, валентность, степень окисления, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, строение и химические свойства изученных органических соединений;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;





проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • ­оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • ­безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Соблюдать правила:

  • ТБ в кабинете при обращении с реактивами и посудой;

  • личного поведения;

  • оказания первой помощи.


Учебный процесс при изучении курса химии в 10 классе строится с учетом следующих методов обучения

:-информационный;

-исследовательский (организация исследовательского лабораторного практикума, самостоятельных работ и т.д.);

-проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

-использование ИКТ;

-алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента, алгоритмы описания химического объекта, алгоритм рассказа о строении и свойствах химического элемента и т.д.);

-методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

Организационные формы обучения химии, используемые на уроках:

-лекция,

-практическая работа,

-самостоятельная работа,



















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение (1 час)

Методы научного познания. Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Предмет органической химии. Сравнение ор­ганических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображением химической лаборатории, проведения химического эксперимента.


Тема 1. Теория строения органических соединений (3 часа)

Теория строения органических соединений. Предмет органической химии. Место и значените органической химии в системе естественных наук.Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. По­нятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений


Тема 2. Углеводороды и их природные источники (8 часов)

Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алка-нов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и по­лимеризация в каучуки. Резина. Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Демонстрации Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность. Получение и свойства ацетилена. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.








Лабораторные опыты.

1. Определение элементарного состава органических соединений.

2. Изготовление молекул органических соединений.

3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

4.Получение и свойства ацетилена.

5.Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»


Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (10часов)

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаим­ное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствую­щий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств. Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза « полисахарид.

Демонстрации Окисление этанола в альдегид. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала».Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П).Коллекция эфирных масел.

Лабораторные опыты.

6.Свойства этилового спирта.

7.Свойства глицерина.

8.Свойства формальдегида.

9.Свойства уксусной кислоты.

10.Свойства жиров.








11.Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

12.Свойства глюкозы.

13.Свойства крахмала.


Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (6часов)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаим­ное влияние атомов в молекуле анилина: ослаб­ление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со ще­лочами, кислотами и друг с другом (реакция по­ликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с бромной водой. Реакция анилина с соляной кислотой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков.. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Превращения: этанол → этилен → этиленгликоль → этиленгликолят меди (П); этанол → этаналь → этановая кислота

Лабораторные опыты.

14.Свойства белков

Практическая работа № 1

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»


Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 часа)


Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гумо­ральных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как предста­вители гормонов.

Лекарства. Лекарственная химия. Аспирин. Антибио­тики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации

Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса, картофеля.

Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.












Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (2 часа)

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Лабораторные опыты

15.Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон






ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ

Ученик научится (на базовом уровне)

  1. Давать определение изученным понятиям

  2. Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты

  3. Описывать и различать изученные классы органических веществ

  4. Классифицировать изученные объекты и явления

  5. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты , химические реакции, протекающие в природе и быту

  6. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных

  7. Структурировать изученный материал

  8. Интерпретировать химическую информацию, полученную из других источник

  9. Моделировать строение простейших молекул органических и неорганических веществ, кристаллов

  10. Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и промышленной деятельности человека, связанной с переработкой веществ

  11. Проводить химический эксперимент

  12. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНТРОВАНИЕ



№ уроков

Название разделов и тем.

Плановые

сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения


Введение (1час).




1

Методы научного познания.

Предмет органической химии.




Тема№1.Теория строение органических соединений (2часа).



2

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.



3

Теория строения органических соединений

А.М. Бутлерова.




Тема№2. Углеводороды и природные источники (8часов).


4

Природный газ как источник углеводородов.



5

Предельные углеводороды. Алканы.



6

Этиленовые углеводороды или алкены.



7

Диеновые углеводороды. Каучуки.



8

Ацетиленовые углеводороды или алкины.



9

Ароматические углеводороды или арены.



10

Нефть и способы её переработки.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды».



11

Контрольная работа №1«Углеводороды».




Тема№3 Кислородосодержащие органические соединения (10часов).


12

Спирты.



13

Каменный уголь.



14

Фенол.



15

Альдегиды.



16

Карбоновые кислоты.



17

Сложные эфиры и жиры.



18

Углеводы.



19

Углеводы.



20

Решение задач и упражнений.



21

Обобщение и систематизация знаний о кислородосодержащих органических соединениях.





Тема№4 Азотосодержащие органические соединения (6часов).


22

Амины. Анилин.



23

Аминокислоты.



24

Белки. Понятие о нуклеиновых кислотах.



25

Генетическая связь между классами органических соединений.



26

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений».



27

Контрольная работа №2

«Кислород-и азотосодержащие органические соединения».





Тема№5 Биологически активные органические соединения (4часа).


28

Пластмассы и волокна.



29

Ферменты.



30

Витамины.



31

Гормоны. Лекарства.




Тема №6 Искусственные и синтетические полимеры (3часа).



32

Искусственные полимеры.



33

Синтетические полимеры.



34

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон».



35

Резерв.



Перечень учебно-методического

и материаль­но-технического обеспечения

Учебно-методическое обеспечение 1.Химия. 10 класс. Учебник. Базовый уровень (автор О. С. Габриелян).

2.Методическое пособие. 10 класс. Базовый уровень (авторы О. С. Габриелян, А. В.

Яшукова).

3.Книга для учителя. 10 класс. Базовый уровень (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков).

4.Рабочая тетрадь. 10 класс. Базовый уровень (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова). 5.Контрольные и проверочные работы. 10 класс. Базовый уровень (авторы О. С. Габриелян, П. Н. Березкин и др.).

6.Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова).

Материально-техническое оснащение

1.Печатные пособия

1.1. Серия таблиц по органической химии.

1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (10кл)

1.3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

2. Учебно-лабораторное оборудование

2.1. Набор для моделирования строения органических веществ

2.2. Коллекции: «Волокна», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучук»,

«Нефть и важнейшие продукты ее переработки», «Пластмассы».

3. Учебно-практическоеоборудование

3.1Набор No 19 ОС «Углеводороды».

3.2. Набор No 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества».

3.3. Набор No 21 ОС «Кислоты органические».

3.4. Набор No 22 ОС «Углеводы. Амины».

3.5. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента.

4. Информационно-коммуникативные средства

4.1. Мультимедийные программы к теме: «Биологически активные вещества».

4.2. Компьютер и мультимедийный проектор.