Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»
Прионежского района Республики Карелия
Рассмотрена Утверждена
на методическом совете школы приказом по школе
(протокол № ___ от ______________) № ______ от ________________
Принята
педагогическим советом школы
(протокол № ___ от _____________)
Рабочая программа
по учебному предмету «Химия»
основного общего образования
сроком реализации 2 года
Составитель
Шамшина Ольга Викторовна,
учитель химии и биологии
1 квалификационной
категории
2014 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» предназначена для средней общеобразовательной школы и на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы по химии О.С.Габриелян.
Программе соответствует УМК О.С. Габриелян.
В учебном плане школы ООП ООО на изучение предмета «Химия» выделено 140 учебных часов год, из них70 часов в 8 классе (2 часа в неделю), 70 часов в 9 классе (2 часа в неделю).
Изучение химии направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
- приобретение химических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Для реализации данной программы используются современные образовательные технологий, позволяющие реализовать принципы компетентностного подхода и обеспечить освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В основе планирования уроков лежит проблемный метод, принципы развивающего обучения, использование компьютерных технологий. Контроль за уровнем подготовки учащихся предусматривает устный опрос, проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых работ, в том числе с компьютерной поддержкой, и контрольных работ.
Все практические работы являются оценочными, каждый обучающийся получает отметку в журнал. Практические работы в 9 классе сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но так же и средством контроля за качеством их сформированности. Лабораторные опыты продолжительностью 10-30 минут носят обучающий характер, оцениваются выборочно и способствуют формированию практических умений.
Для обучающихся с особыми образовательными потребностями (неуспевающие, часто болеющими и т.д.), данная программа предусматривает такие формы работы, как:
- индивидуальная работа (по рабочим тетрадям, карточкам и т.д.)
- дифференцированные самостоятельные и проверочные работы,
- дифференцированные тесты, в том числе с компьютерной поддержкой,
- теоретические зачеты,
- использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий, составленных учителем-предметником.
Основной формой работы с одаренными детьми является систематическая подготовка их к участию во всероссийской олимпиаде школьников путем решения олимпиадных задач по химии, а также подготовка и защита индивидуальных проектов в рамках предметных недель, нестандартные формы проведения уроков, требующие дополнительной подготовки обучающихся.
2. Содержание программы
8 класс (70 ч)
Введение (5 ч)
Предмет химии. Основные понятия и теории химии. Превращения веществ. Физические и химические явления. Краткие сведения по истории развития химии. Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки. Система химических элементов Д.И.Менделеева. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элементов в веществах.
Практическая работа
Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Наблюдение за горящей свечой.
Тема 1. Атомы химических элементов (8 ч)
Строение атома. Состав атомных ядер. Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы. Состояние электронов в атоме. Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система в свете теории строения атома. Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома. Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицатльность. Полярные и неполярные связи. Металлическая связь.
Демонстрации Модели атомов химических элементов. Периодическая система Д.И. Менделеева.
Тема 2. Простые вещества (7 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе. Простые вещества металлы и неметаллы. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность.
Расчеты с использованием понятия «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Демонстрации Образцы белого и красного фосфора
Тема 3. Соединения химических элементов (15 ч)
Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения. Оксиды. Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ. Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрации Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Разделение смеси.
Лабораторные опыты 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смеси с помощью делительной воронки.
Практические работы
Анализ почвы и воды.
Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, – физические явления.
Явления, связанные с изменением состава вещества, – химические явления. Сущность химических реакций и условия их протекания. Закон сохранения массы вещества. Химическое уравнение. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакции. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Вода и ее свойства. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества , массы и объема продукта реакции по количеству, массе и объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Демонстрации Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия.
Лабораторные опыты 1. Окисление меди в пламени спиртовки. 2. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 3. Помутнение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 4. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практическая работа
Признаки химических реакций.
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (21 ч)
Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов. Ионные уравнения реакций. Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Составление окислительно-восстановительных уравнений реакции методом электронного баланса. Свойства классов веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете ОВР.
Демонстрации Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Взаимодействие цинка и серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
Лабораторные опыты 1. Реакции, характерные для кислот (соляной и серной). 2. Реакции, характерные для растворов щелочей. (натрия и калия). 3. Получение и свойства нерастворимого основания. 4. Реакции, характерные для растворов солей. 5. Реакции, характерные для оксидов.
Практические работы
Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Свойства кислот оснований, оксидов и солей.
Решение экспериментальных задач.
Тема 7. Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (3 ч)
Итоговая контрольная работа. Портретная галерея великих химиков.
9 класс (70 ч)
Введение. Общая характеристика химических элементов (3 ч)
Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Тема 1. Металлы (18 ч)
Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а так же в свете их положения в электрохимическом ряду напряжения металлов. Металлы в природе. Общие способы получения металлов. Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов.
Общая характеристика щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве.
Щелочноземнльные металлы – простые вещества. Строение атома Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксиды и гидроксиды, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов.
Лабораторные опыты 1. Получение и взаимодействие гидроксида цинка с раствором кислот и щелочей. 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.4. Качественная реакция на Fe 2+ и Fe 3+ .
Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (4 ч)
1. Определение выхода продукта реакции.
2. Практическое осуществление химических превращений.
3. Решение экспериментальных задач.
4. Качественные реакции на ионы металлов.
Тема 3. Неметаллы (21 ч)
Общая характеристика элементов-неметаллов. Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение. Водород. Водородные и кислородные соединения неметаллов. Галогены. Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе.
Сера. Строение атома, аллотропия и свойства серы. Сероводород. Сульфиды. Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота Круговорот серы в природе.
Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота. Азот – простое вещество. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота. Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе.
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе. Фосфорные удобрения.
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли.
Кремний и его свойства. Соединения кремния. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода и кремния. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты 1.Качественная реакция на сульфат-, хлорид-, карбонат-ионы. 2. Распознавание солей аммония. 3. Получение углекислого газа и его распознавание.
Тема 4. Практикум № 2. Свойства неметаллов и их соединений (4 ч)
1. Изучение свойств соляной кислоты.
2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
3. Получение аммиака и изучение его свойств.
4. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 5. Основы органической химии (13 ч)
Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова. Изомерия. Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов. Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов. Спирты. Карбоновые кислоты. Жиры. Углеводы. Аминокислоты и белки.
Лабораторные опыты 1. Изготовление молекул углеводородов. 2. Окисление спирта в альдегид. 3. Изучение свойств карбоновых кислот. 4. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 5. Взаимодействие крахмала с иодом.
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (5 ч)
Физический смысл порядкового номера, номера периода и группы в периодической системе Д.И. Менделеева. Значение периодического закона. Типы химических связей. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам. Простые и сложные вещества.
Резервные часы (2 ч)
3. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен знать / понимать:
-химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и
уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные
атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
-называть: химические элементы, соединения изученных классов;
-объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
-характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
-определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному
классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
-составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения
атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы
кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
-вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
4. Критерии оценивания по химии
Отметка ученических действий
Оценка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "1":
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Критерии оценивания тестовых заданий с помощью коэффициента усвоения (К)
К= А: Р А- число правильных ответов в тесте
Р- общее число ответов
Коэффициент К | Оценка |
0,9-1 | «5» |
0,8-0,89 | «4» |
0,7-0,79 | «3» |
Меньше 0,7 | «2» |
5. Перечень учебно-методического обеспечения программы
УМК
1. Габриелян О.С.Химия .8 класс: учеб. для общеобразов. учреждений /О.С. Габриелян.-15-е изд., стериотип. – М.: Дрофа,2009. – 270 с.: ил
2. Габриелян О.С.Химия .9 класс: учеб. для общеобразов. учреждений /О.С. Габриелян.-11-е изд., испр. – М.: Дрофа,2006. – 267 с.: ил
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Настольная книга учителя.8 класс: методическое пособие/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2008.- 360 с.
4. Габриелян О.С.Химия. Настольная книга учителя. 9 класс: методическое пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2007.-350 с.
5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляну «Химия. 8 класс»./О.С. Габриелян, П.Н. Березин, А.А. Ушакова и др. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2007-157 с.
6. Габриелян,О.С. Химия 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс/О.С. Габриедлян,П.Н. Березкин, А.А. Ушаков и др. -5-е изд. перераб.-М.: Дрофа, 2007.-158 с.
дидактический материал
1. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Химия: 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Д.Ю. Добротин, А.А. Каверина. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 62 с. – (Федеральный институт педагогических измерении)
2. Радецкий А.М.Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя./А.М. Радецкий, В.П. Горшкова. – 5-е изд. – М : Просвящение,2002.-78 с.
рабочие тетради
1. Химия. 8 класс.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс»/О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 13-е изд., стериотип . – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.: ил.
2. Химия. 9 класс.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс»/О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 13-е изд., стериотип . – М.: Дрофа, 2011. – 185 с.: ил.
https://sites.google.com/site/himulacom/gotovimsa-k-olimpiade-po-himii -готовимся к олимпиаде по химии
6. Материально-техническое обеспечение программы
Специализированный учебный кабинет химии (лаборантская, вытяжной шкаф).
Стенды
Периодическая система Д.И. Менделеева
Портреты ученых-химиков
Натуральные объекты
Коллекции минералов и горных пород
Металлов и сплавов
Минеральных удобрений
Пластмасс, каучуков, волокон
Химические реактивы и материалы
Часто используемые:
1) простые вещества: медь, натрий, кальций, магний, железо, цинк;
2) оксиды: меди(||), кальция, железа(|||), магния;
3) кислоты: серная, соляная, азотная;
4) основания и гидроксиды: натрия, кальция, 25%-ный водный раствор аммиака;
5) соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;
6) органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы
1) приборы для работы с газами
2) аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами
3) измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов
4) стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов
Модели
наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул
кристаллические решетки солей
Учебные пособия на печатной основе
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Таблица растворимости кислот, оснований солей
Электрохимический ряд напряжений металлов
Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач
Дидактические материалы
разработанные учителем инструкции, карточки с заданиями, таблицы.
7. Использованная литература и ресурсы Интрнет
1.Программно-методические материалы. Химия: средняя школа. 8-11 класс./Сост. С.В. Суматохин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.
2.Рабочие программы по химии. 8-11 классы (по программам О.С. Габриеляна; И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской/ авт.- сост. В.Е. Морозов. – М.: Глобус, 2007 – 181 с.
http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».
http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.
http //www.fsu. mto. ru - Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.
http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».
http //chemicsoft. chat. ru . - Программное обеспечение по химии.