СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекции агрессивного поведения младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция агрессивоного поведения вгоспитанников от 7 до 10 лет

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекции агрессивного поведения младших школьников»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»

678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,

ул. Ленина , 34 «а», тел. факс 8 (41145) 52-5-16,

тел. 52- 5- 32 sh5len@rambler.ru




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №5 п.Ленинский

_____________ Гришкевич Е.А.

от «______» __________ 2017 г.










Программа

по коррекции агрессивного поведения

младших школьников






Составитель: Попова Светлана Анатольевна,

педагог-психолог

Возраст: от 7 до 10 лет
























п. Ленинский

2017 г.


Пояснительная записка

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, стоящих перед школой. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.
Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные.
Таким образом, чрезмерное, неуправляемоепроявление агрессивности, выходящей за разумные пределы очень опасно, особенно в стенах школы.

Путь развития агрессивных наклонностей и агрессивного поведениядостаточно хорошо изучен — от мелких незаметных пакостей к большим и жестоким действиям. Неотреагированный маленький проступок упрощает попытку совершения крупных нарушений. Агрессивность, развивающаяся вначале как легкие словесные обиды, перерастает в дальнейшем в тяжелые физические оскорбления.

Общим фактором значительного роста агрессивного поведения в современном мире является повышение напряженности, ухудшение отношений между людьми. Другие относятся к нам так же, как мы относимся к ним. Враждебность всегда порождает враждебность, нежелание сотрудничать одной стороны всегда отталкивает другую. Если одна сторона считает другую агрессивной, обиженной и мстительной, то другая сторона начинает вести себя именно так в порядке самообороны, что и создает порочный круг. Нельзя отвечать злом на зло, иначе не будет конца. Кто-то должен проявить мудрость и благоразумие и ответить на зло добром. Тогда открывается путь к примирению.

Но агрессивность в мире нарастает как снежный ком. Удивительно, что люди, видя и понимая, что из порочного круга нет другого выхода, кроме примирения, ничего не делают, чтобы изменить страшную зависимость. В результате зло накапливается, усиливается, уничтожает людей. Дети втягиваются в этот страшный круговорот с пеленок, перенимают манеру агрессивного поведения еще до того, как учатся соображать. Ежедневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, окружающей действительности, средствах массовой информации. Стоит ли удивляться, что наши дети агрессивны: они ведь только воспроизводят то, что видят вокруг себя.

Каковы же причины агрессивного поведения:

  1. Нарушения эмоционально-волевой сферы:

– неумение ребенка управлять своим поведением;

– недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.

  1. Неблагополучная семейная обстановка:

– отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

– нет единства требований к ребенку;

– ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

– физические (особенно жестокие) наказания;

– асоциальное поведение родителей;

– плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

  1. Трудности обучения.

Таким образом, необходимо констатировать, что проявления агрессивного поведения детей нарастают, сами агрессивные действия становятся все более жестокими. В обществе продолжается пропаганда насильственных способов решения проблем. К сожалению, дети не знают других способов разрешения конфликтов, кроме использования силы. В этих условиях в школе необходимо усиливать работу по коррекции агрессивного поведения детей.

Актуальность данной темы и увеличение числа обращений по поводу проявлений агрессивного поведения среди учеников школы, вызвали необходимость разработки программы по коррекции агрессивного поведения детей.

Работа по коррекции агрессивного поведения должна носить системный, комплексный характер, предусматривать проработку каждой характерологической особенности данного ребенка.
По Т.П. Смирновой существует 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу:
1.Снижение уровня личностной тревожности.
2.Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
3.Развитие позитивной самооценки.
4.Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
5.Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
6.Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
Следуя направлениям, целью работы будет являться снятие у детей деструктивных элементов в поведении и формировании конструктивных,приемлемых способов разрешения проблемных ситуаций.

Задачи коррекционной работы с агрессивными детьми:
1.Развитие умения понимать состояние другого человека;
2.развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме
3.Обучать способам снижения напряжения;
4.Развивать навыки общения;
5.Формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.

Для достижения положительных результатов в работе необходим комплексный подход, предполагающий участие разных сторон: психолога, родителей, педагога и др.специалистов (невропатолог, психиатр).

Направления и формы работы включают: проведение диагностики, беседу, сказкотерапию, упражнения, использование приемов релаксации.

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.

Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая

Структура каждого занятия включает в себя 3 основных блока:

  • Беседа

  • Проведение игр, упражнений

  • Использование приемов снятия напряжения.













Тематическое планирование

Содержание

Сроки проведения

I

Диагностический блок


1

Определение уровня агрессивности


2

Я и другие


3

Я поступаю так


II

Коррекционный блок


4

Один случай


5

Как реагировать по другому?


6

Учимся выражать эмоции


7

Приемы снятия напряжения


8

Арт-терапия


9

Почитаем сказки


10

Остров забияк


11

Петушки-драчуны


12

Итоговое занятие. Создание открытки




































Приложение № 1

I. Диагностический блок

1.Определение уровня агрессивного поведения

Беседа.

Тест: «Одно предложение».

Форма, метод: Сочинение на заданную тему.

Цель: Выяснить, как оценивает себя ребенок, какие свои качества он считает самыми важными и хочет о них сказать всем.

Оборудование: Листочки бумаги, ручки всем детям.

Реализация: Попросите детей дописать предложение «Я ...». Пусть напишут, что захотят. Обычно, пишут то, что является главной частью их «Я—концепции», например: «Я учусь на "хорошо" и "отлично"», «Я люблю животных», «Я помогаю своей маме».

Вариации: Можно усложнить задание и попросить детей назвать одно или несколько своих главных качеств, например: «Я высокий и сильный». Не нужно подсказывать, следите, чтобы дети не списывали друг у друга. В последнем случае это задание окажется бесполезным.

Обработка результатов: Ответы изучите, сделайте выводы. Наиболее интересные и неизвестные вам сведения внесите в личные карточки учеников. Сравните с материалами, которые уже имеются в вашем распоряжении. Если вы ведете статистический анализ, то добавьте соответствующие баллы в графы учеников. Выводы: Устанавливаются дети, требующие повышенного внимания и коррекции поведения.

Диагностические методики

Название: Узнай себя.

Форма, метод: Тест.

Цель: Составить представление об агрессивных наклонностях учеников.

Оборудование: Планшетик для тестов с новым заданием.

Реализация: Детям предлагается тест и определяется время на его заполнение (не более 2 мин.). Затем планшетики с ответами собираются и обрабатываются.

Тест:

Говорят, что ты:

1. Нарушаешь школьные правила.

2. Любишь смеяться над другими.

5. Ругаешься плохими словами.

6. Не имеешь друзей.

7. Можешь сломать дерево.

8. Обзываешь детей.

9. Бьешь свою кошку, собаку.

10. Говоришь одно, а делаешь другое.

Вариации: В зависимости от возраста и уровня развития детей можно «разбавить» тест ничего не значащими вопросами, чтобы скрыть его направленность. Объем теста возрастет.

Обработка результатов: 8—10 ответов «да» — у ребенка могут быть агрессивные наклонности. 6—8 положительных ответов — агрессивные наклонности проявляются умеренно, А—6 — слабо.

Выводы: Не надейтесь, что ответы будут откровенными. Нельзя из этого теста делать существенные выводы. Его результаты лишь дополнят имеющиеся у вас сведения и несколько прояснят ваши представления о ребенке.

Приемы релаксации.

2.Я и другие.

Форма, метод: Коррекционная игра.

Цель: Выяснить, как ребенок оценивает себя в сравнении с другими детьми. Важно, чтобы он задумался над тем, что другие с ним поступают точно так же, как и он с ними. Результаты этого теста станут поводом для этической беседы на эту же тему.

Оборудование: Листы бумаги, ручки всем детям.

Реализация: На доске учитель показывает образец заполнения листочка с ответами. Страница делится пополам вертикальной линией. В левой колонке пишем «Я», а в правой — «Другие» Детей просят написать одно под другим все свои качества, а также качества, которые они наблюдают у одноклассников. Например:

Я                                   Другие

Честный                    Не помогают мне

Добрый                     Жадные

Смелый

Не злой

Помогаю другим

Вариации: Можно задавать готовые качества. Важно, чтобы дети их понимали и умели достаточно четко определять. В 3—4 классах тест может предлагаться под названиями: «Как ко мне относятся другие?», «Почему ко мне относятся хорошо (плохо)?», «Что мне необходимо сделать, чтобы другие относились ко мне хорошо?».


Обработка результатов: Важны не количественные данные — кто больше качеств выделит у себя и у других, а представление об общем климате взаимоотношений в классе. Сопоставление «Я — другие» всегда высвечивает много скрытой и неожиданной информации.

Выводы: В конце серии целенаправленных дел дети должны отчетливо понять, что свое поведение каждый человек обязан корректировать по отношению к другим людям. «Как ты, так и к тебе» — главный результат кор.кции поведения.

Релаксация.

3. Я поступаю так.

Форма, метод: Тест-игра.

Цепь: Накопить информацию для проведения коррекционных упражнений и бесед.

Оборудование: Распечатки теста.

Реализация: Детям раздаются листочки с утверждениями, из которых они должны выбрать те, с которыми согласны.

Я поступаю так


Когда меня обижают, я даю сдачи.


Когда меня обижают, я молча ухожу


Когда меня обзывают, я обзываюсь тоже.


Я никогда не обзываю других.


Когда другие дети плюются, и я плююсь.


Когда другие дети плюются, я никогда не плююсь.


Когда другие дети говорят нехорошие слова, и я говорю тоже


Когда другие дети говорят нехорошие слова, я никогда их не повторяю


Когда дети обижают животных, я тоже так делаю.


Когда дети обижают животных, я так не делаю

Вариации: Можно дополнять сколько угодно конкретными, важными для понимания ситуации и воспитания утверждениями.

Обработка результатов: Проверка искренности детей. Если учитель видит, что ребенок обманывает и приписывает себе несуществующие качества, следует поставить его в такие условия, где бы он обмануть не смог.

Релаксация.









































Приложение № 2

II Коррекционный блок

«Один случай».

Во время беседы учитель предлагает детям вспомнить случаи, когда они были оскорблены, напуганы, унижены. Выяснит, что тогда случилось, почему это произошло, и подумает вместе с детьми, что нужно было сделать, чтобы избежать подобных происшествий. Он выделит и разовьет мысль о том, что понять переживания и поступки других людей нам мешает гордыня, душевная черствость, безразличие, желание отомстить, причиненная боль, чувство гнева, оскорбления, желание всегда и во всем быть правым, ревность, зависть. Всегда нужно стремиться понять, почему так поступает другой человек, и лишь потом начинать действовать.

Как реагировать по другому?

Разыгрывание ситуаций:

—сошлись два сердитых мальчика, один не хочет уступать другому (аналог сказки «Два козлика»);

—плохое настроение у девочки, ее оскорбил мальчик — дергал за косички, развязал бант. Как поступить девочке?

—дети положили кнопку на стул учительнице. Она больно укололась и обиделась. Что делать учителю, как посоветуют дети?

—один мальчик нечаянно толкнул другого, тот упал, больно ударился и бросился с кулаками на обидчика. Но тот же неумышленно толкнул; как быть?

—старший обижает младшего, тот плачет. Что посоветуют дети?

Упражнения. В коррекции агрессивного поведения они могут приобретать различные формы — действий по образцу, выполнения правил, изобразительной и физической деятельности. Трудные упражнения вначале должны быть посильными.

Успокаивающими упражнениями для агрессивного состояния считаются физические, а также упражнения для дыхания. Известно, что глубокие вдохи и выдохи — это эффективное средство регулирования состояний гнева, печали, страха.

Приведем примерные упражнения.

Хождение по канату. Две команды по очереди ходят по канату (или узкой доске), проложенному по полу. Пока члены одной команды по очереди переходят класс, дети из другой команды всячески им мешают: кричат, машут руками и т. д. Руками соперника касаться запрещено. Касание пола — потерянное очко. Нужно держать равновесие, оставаться спокойным, дойти до финиша. Побеждает та команда, которая проявила больше выдержки, где дети меньше реагировали на провокационные выходки соперника.

Игра эта очень полезная. Сочетается с беседой, другими играми, упражнениями. Можно ее проводить тогда, когда заниматься физкультурой на улице мешает погода.

На уроках физкультуры для снятия накопившегося напряжения полезно проводить перетягивание каната, бег с препятствиями, эстафеты и другие подвижные игры. Здесь ученики могут дать выход своим чувствам, и это надолго удерживает их от вспышек агрессивных побуждений. Играть нужно чаще, больше и на каждом занятии. На уроках физкультуры дайте детям возможность поваляться на ковре, попрыгать, побить боксерскую грушу. Не менее полезны игры с мячом, бадминтон, хоккей.


Коррекционные методики

Название: Кто симпатичней?

Форма, метод: Игра.

Цепь: Формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что драки, насилие, другие формы агрессивного поведения наименее привлекательные. Люди, совершающие агрессивные действия, со стороны выглядят смешными.

Оборудование: Фотографии различных эмоциональных состояний людей: гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрессивного поведения.

Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фотографии) агрессивных состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям предлагается определить, какие состояния людей им больше всего нравятся и почему. Подчеркнуть — так непривлекательно выглядит злой человек со стороны. Хотите быть похожими?

Вариации: В зависимости от класса, уровня подготовленности детей, наличия подгрупп интенсивной коррекции, уже выполненной работы задания упрощаются или усложняются. Обработка результатов: Накапливаются данные об изменении состояний и эффективности коррекционной работы.

Другие способы выражения негативных эмоций

необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;

—не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;

—подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения;

—каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;

—вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;

—проводить закаливание организма, умываться холодной водой;

—тренировать волю (учитель поможет подобрать комплекс упражнений).

Приемы снятия напряжения

Упражнения

«Напряжение с последующим расслаблением»

Лягте на спину на пол или на кровать. Сгибая руки в локтях, сожмите кулаки. На выдохе приподнимите вверх ноги и верхнюю часть туловища с прижатыми к бокам локтями. Максимально напрягите все мышцы и удерживайте позу так долго, как это возможно. Затем резко сбросьте напряжение и, глубоко вдыхая, позвольте своему телу расслабленно упасть на кровать. Очень медленно выдохните, полностью сосредотачиваясь на процессе дыхания, на ощущениях, возникающих от контакта вашего тела с поверхностью, на которой вы лежите, а также на приятном ощущении расслабления, возникающем в ваших мышцах. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, следя затем, чтобы выдох был значительно более медленным и продолжительным, чем вдох, но делайте это без напряжения.Если полного расслабления достичь не удалось, повторите упражнение несколько раз, до получения результата.

«Незаметное дыхание»

Лягте на спину и расслабьтесь. При выполнении «незаметного дыхания» дыхание должно быть легким, ненапряженным и непрерывным «...спокойным и тонким, как будто его нет, но оно есть. Нужно быть радостным, тогда дыхание станет тише и тоньше, а настроение — ровным, спокойным».Для правильного выполнения «незаметного дыхания» необходимо максимальное расслабление тела.Осуществляющийся через нос медленный вдох плавно и незаметно переходит в столь же медленный, равный вдоху по продолжительности выдох. Выдох незаметно переходит во вдох и т.д.При вдохе брюшная стенка выдвигается вперед, при выдохе втягивается внутрь.(подышите так 1-3 мин.)

«Успокаивающее дыхание»

Исходное положение – сидя, лежа. Медленно выполните глубокий вдох через нос, на пике вдоха – задержите дыхание, затем сделать медленный выдох через нос. Затем снова вдох, задержка дыхания, выдох – длиннее на 1 –2 секунды. Во время выполнения упражнения с каждым разом увеличивается фаза выдоха. Затрата большого количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект. Представляйте себе, что с каждым выдохом вы избавляетесь от стрессового напряжения.

«Упражнение на расслабление и напряжение мышц тела»

Примите удобную позу (лежа,сидя), расслабьте все мышцы тела, а затем напрягите мышцы ,сожмите кулаки. Повторите несколько раз (5-7 раз).

Арт-терапия

Беседа.

Рисунок «Моя агрессивность»

Сказкотерапия

Работа со сказками, роликами. Обыгрывание по ролям.

Остров забияк.

Форма, метод: Игра.

Цель: Профилактика агрессивного поведения.

Оборудование: Специальное оборудование не требуется.

Реализация: Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они все уже передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с разбитыми носами. Пусть дети изобразят все это: не скупитесь на черную, синюю и красную краску. Никто ни с кем не разговаривает, не мирится, ничем не делится. «Хорошо вам?» — спрашивает фея. «Нет, худо нам, плохо», — отвечают дети. «А почему вам плохо?» — продолжает фея... и т. д. Допишите сценарий сами, опираясь на уровень и возможности ваших учеников.

Вариации: Можно разыграть сценку, выставив в качестве главных отрицательных героев всем известных хулиганов.

Обработка результатов: По поведению детей определяется, кто и как воспринимает агрессивное поведение.

Петушки-драчуны.

Форма, метод: Игра, профилактическая беседа.

Цепь: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Не требуется. Участие принимают дети, которым хочется потолкаться. Остальные — зрители.

Реализация: Поссорились два петушка. Изображающие их дети с заложенными за спину руками становятся на одну ногу друг против друга и подпрыгивая стараются ударить соперника движением плеч вперед. Игра должна проходить так, чтобы дети, окружившие «петушков», смеялись. Пусть попробуют все, кто захочет. -

После игры учительница проводит этическую беседу:

1. Как со стороны выглядела драка петушков?

2. За что поссорились петушки?

3.  Можно ли было избежать ссоры и драки?

4  Хорошо ли тому, кого бьют?

5. Что чувствует более сильный?

6  Как помириться петушкам?

7. Какой вред приносит драка?

Вариации: Для учеников 3-4-х классов игра и беседа дополняются новыми подробностями. Например, в беседе можно затронуть вопросы:

Должны ли в драке быть правила?

Возможна ли драка без правил?

Не лучше ли драться без рук?

Можно ли бить лежачего? и т. п.

Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Формируется представление об отношении детей к разрешению конфликтов.

Итоговое занятие.

Игра: Поссорились и помирились.

Форма, метод: Игра, после игры этическая беседа.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Не требуется. Играют все желающие. В пары желательно поставить тех детей, которые сейчас в ссоре друг с другом.

Реализация: Действие первое. Двое детей изображают поссорившихся друзей. Они стоят спинами друг к другу и притопывают ногами, руки на поясе, сложенные на груди или за спиной. Звучит угрюмая музыка.

Действие второе. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. Потом обнимаются и уходят.

План этической беседы:

1. Что лучше — ссориться или дружить?

2. Пользу или вред приносят ссоры?

3.  Как помириться, если вы уже поссорились?

4.   Как долго можно быть в ссоре с другом?

5.  Нужно ли прощать обиды?

6.  Как простить обидчика, чтобы с ним не ссориться? и т. д.

Вариации: В зависимости от конкретных возможностей и потребностей.

Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного воспитания.

Игра «Скульптор».

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Пластилин.

Реализация: Пусть дети попробуют вылепить из пластилина агрессивно настроенного человека. Выражение глаз, лица, поза должны соответствовать замыслу. Устраивается конкурс на лучшее изображение «самого злого».

Вариации: Дети определяют отрицательный персонаж, например «злой волк». Одного ученика выводят в центр класса и все подсказывают ему, как должен выглядеть злой волк. Ребенок застывает в этой позе, все его лепят. Можно не объявлять, дети сами должны отгадать, на кого похож созданный ими персонаж. Игра завершается выставкой.

Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Решается вопрос о содержании дальнейших коррекционных действий.

Коррекционные методики

Тест-игра «Мой характер».

Форма, метод:

Цель: Накопить информацию для проведения коррекционных упражнений и бесед.

Оборудование: Листы бумаги, ручки всем детям.

Реализация: Учитель предлагает детям записать понятные им черты своего характера. Потом листочек делится на две колонки и вместе с учителем дети расписывают черты своего характера на положительные и отрицательные. Параллельно учитель ведет запись на доске. Дети должны определить особенно плохие и хорошие качества.

Мой характер

Хорошие качества Плохие качества

Не обижаю слабых.        Не довожу дело до конца.

Помогаю маме по дому.  Не могу вовремя лечь спать.

Учусь на «4» и «5».   Без разрешения смотрю телевизор.

Вариации: Можно дополнять сколько угодно конкретными, важными для воспитания утверждениями. Зависит от возраста детей, их способности вычленять черты характера и поведения.   .

Обработка результатов: Проверка искренности детей. Если учитель видит, что ребенок обманывает и приписывает себе несуществующие качества, следует поставить его в такие условия, где бы он обмануть не смог, не посмел.

Создание открытки

Форма, метод: Упражнение.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Бланки почтовых открыток.

Реализация: Учитель предлагает детям написать открытку хулигану, жестокому, бессердечному человеку, школьному забияке. Пусть он получит столько открыток, сколько детей осуждают его поведение.

После выполнения задания учитель проводит с детьми этическую беседу, где обсуждаются вопросы: почему люди осуждают плохие поступки? как избежать конфликтов, как их предотвратить? как вести себя в сложных ситуациях? какие способы выхода из конфликта дети знают? и т. п.

Вариации: В зависимости от уровня развития детей и конкретных условий.

Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного воспитания.









Приложение № 3


Игры для агрессивных детей

 

Воробьиные драки (снятие физической агрессии).

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Минута шалости (психологическая разгрузка).

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии).

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Каратист (снятие физической агрессии).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Боксер (снятие физической агрессии).

Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

Клоуны ругаются (снятие вербальной агрессии).

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.

«Жужа, жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки.топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

Маленькое привидение (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).

Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры привидения превращаются в детей.

«Брыкание».

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Кукла «Бобо».

Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» – и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни. Важно! Не используйте для этих целей готовую игрушку, изображающую зверюшку, малыша – «Бобо» д.б. немного обезличена.

Драка.

«Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»

«Уходи, злость, уходи!».

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты.

 

Важно! Все игры должны заканчиваться позитивно, нужно помочь ребенку (или группе детей) успокоиться. Особенно внимательно стоит отнестись к гиперактивным детям – им тяжело «переключаться» с одной эмоции


А.Раскина «Как папу девочки обижали»

Предложите детям разделиться на тройки. Один ребенок выступает в роли дразнящего, другой — в роли того, кого обижают. Третий — наблюдатель. Он поочередно то обращается к чувствам обиженного, то пытается встать на место того, кто обзывает, понять, зачем он это делает. Если вдруг ситуация из игровой переходит в по-настоящему обидную, если дети выходят из роли и начинают ссориться, наблюдатель говорит: «Стоп!» Обсуждение прекращается. Каждый ребенок в тройке должен побывать во всех ролях. Ведущий строго следит за временем, отводя на каждую роль не более 3 минут.

Предложите каждому ребенку изобразить мимикой, жестом, движением и/или звуком самое сильное чувство, которое возникло у него во время работы в тройках. Остальные дети повторяют это движение.

Запишите на листе ватмана предложенные ребятами варианты поведения в ситуации, когда кого-то дразнят.

Прочитайте рассказ А. Раскина «Как папу девочки обижали» до конца.


«Одинокая звезда»

Знаете ли вы историю, в которой кто-то был одиноким? Чувствовали ли вы себя когда-нибудь одинокими? Чего вам больше всего хотелось, когда вам было одиноко? Я хочу вам рассказать историю про маленькую одинокую звезду...

В давние-предавние времена небо по ночам было совсем темным. На нем совершенно не было звезд, кроме одной крошечной звездочки. Она жила высоко в небе и, когда оглядывалась вокруг, то замечала, что она совершенно одна. И от этого ей становилось грустно. Ей очень хотелось видеть на небе другие звезды, чтобы ловить их лучи и дарить им собственный свет. Однажды отправилась звездочка на землю к одному старому мудрому человеку, жившему на высокой горе. И когда она его нашла, то спросила: "Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Мне не с кем поговорить, некому подарить свой свет. Иногда я даже плачу — настолько мне одиноко". Старый человек знал, каково это — чувствовать себя одиноким. Он знал, что тогда пропадает желание играть, еда становится не вкусной и не поются веселые песни... Ему понравилась маленькая звездочка. А так как он был очень-очень мудрым, он пообещал, что поможет ей. Сначала старик пошел в свою хижину и взял блестящий черный волшебный мешок. Он открыл его, запустил туда руку и достал множество сверкающих звезд. Один взмах руки — и по всему ночному небу засияли тысячи ярких звезд. "Смотри-ка, — сказал старик, — Это ли не прекрасно? Теперь на небе много звезд, это твои братья и сестры. Ты можешь с ними беседовать, ты можешь дарить им свой собственный свет и ловить лучи от них. Но поскольку ты так долго была одинока, я хочу сделать для тебя еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась здесь, на земле. Я создам на чем-то необыкновенном твое изображение". Он щелкнул пальцами, и изображение маленькой звездочки раз и навсегда запечатлелось на земле. И здесь заканчивается эта история.

Кто догадался, как мудрый старик сохранил изображение звездочки? (Достаньте одно яблоко и положите его на виду.) Да, в каждом яблоке есть место для счастливой крошечной звездочки. Давайте внимательно посмотрим, действительно ли есть маленькая звезда в этом яблоке.

Разрежьте яблоко горизонтально так, чтобы получились две равные половины. Разъедините эти половинки и покажите детям звездочку, в виде которой располагаются яблочные зернышки. Если у Вас больше яблок, разрежьте их и дайте каждому ребенку по половине яблока.

Теперь я хотела бы, чтобы десять человек подошли сюда и образовали звездочку. Встаньте в круг, один ребенок позади другого. Сделайте круг таким тесным, чтобы посередине, вытянув руки, вы могли коснуться друг друга. Там, в середине, наша звезда очень теплая. Там ее сила, которая необходима, чтобы посылать свет как можно дальше, к другим звездам, нам на Землю. Теперь вытяните другую руку назад и представьте себе, что из ваших рук льется свет звезды, чтобы обрадовать другие звезды и детей на Земле. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло звезды, а рукой, которая вытянута в другую сторону, теплый свет, источаемый вашей звездой. А теперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небу—передвигайтесь по комнате очень маленькими шажками.



«Кукольный театр»

Разойдитесь по двое. Решите, кто из вас будет Куклой, а кто Кукольником. Кукла должна сидеть совершенно расслабленно, свесив голову вниз, как тряпичная. Кукольник придаст потом этой подвижной марионетке какое-то положение: ее рукам, ногам, лицу, рту, пальцам и т.д. Кукольник должен следить за тем, чтобы те позы, которые он придает Кукле, не были для нее утомительны.

Я сейчас позову всех Кукольников и потихоньку им скажу, какие чувства должны будут изображать их Куклы. Затем Кукольники начнут так сажать, ставить или класть своих Кукол, чтобы они всем телом выразили задуманное чувство. Куклы выполняют все это и застывают в том положении, которое им придают. Когда Кукольник закончит, он говорит своей Кукле: "Я готов. Можешь ли ты сказать, какое чувство я из тебя «сделал»?"

Позовите теперь всех Кукольников и сообщите им, что должны показывать их Куклы. Например, Кукла радуется, так как она первый раз плывет без надувного матраца.

По окончании дети меняются ролями, и новые Кукольники должны будут показать Куклой злость, как будто младший брат пролил краски на их любимую книжку. Пусть дети чередуются друг с другом. Пройдитесь вокруг и напомните им, что выражение лица тоже необходимо продумывать.

Когда дети ухватят идею игры, то сам Кукольник сможет решать, какое чувство его Кукла будет выражать. В конце Вы можете провести небольшую театральную сценку:

"Мы играем сейчас все в кукольную лавку. Один ребенок — Кукольник — приходит в магазин, включает свет и поднимает всех Кукол. Он заводит механизм на спине каждой Куклы, и они начинают двигаться.

Когда завод заканчивается, Куклы останавливаются или падают на пол".

Эта сцена будет более впечатляющая, если Вы подберете к ней соответствующую музыку.


«Щепки на реке»

Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе — Вода одной реки. По реке сейчас "поплывут" Щепки. Один ребенок отправится сейчас в путь по реке как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, Щепка "поплывет" не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, то она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая Щепка. Она встает напротив первой, и тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. И так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки. Все ли понятно?


«Испуганный ежик»

Кто из вас видел настоящего ежика? Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся лисица или собака? Пожалуйста, разойдитесь по двое. Один из вас будет сейчас Ежиком, который сильно испугался собаки. Другой будет успокаивать Ежика. Кто из вас хотел бы быть Ежиком?

Ежик, ляг на пол и свернись калачиком — так делает настоящий еж, когда пугается. Представь себе, что ты еще очень маленький ежик, у тебя совсем мало опыта, а тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать — тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защитить свой носик и живот...

К счастью, тебе на помощь пришел ребенок, который отозвал собаку. Но ты еще не знаешь, кто такие дети, и не знаешь, что они могут быть очень милыми. Ты недоверчив, потому что не знаешь, что тебе ожидать от этого ребенка. Тот, кто играет роль Ребенка, пусть подсядет к Ежику на пол... Сначала ты можешь тихонечко поговорить с Ежиком. Его ушкам будет приятно после громкого лая собаки услышать тихий нежный голос. Скажи ему, что окажись ты на его месте ты тоже испугался бы. Скажи ему, что он может тебе доверять. Потом ты можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, Ежик тебя не уколет. Попытайся и руками показать Ежику, что ты к нему очень хорошо относишься. Если ты будешь терпелив, то, может быть, ты увидишь, как он очень медленно разворачивается. Поговори с ним еще — и обнаружишь, что он расслабился и раскрылся. Я хотела бы, чтобы Ежик действительно почувствовал, можно ли доверять партнеру. Если ты чувствуешь, что ребенок очень осторожен с тобой и дружелюбен, то ты можешь потихоньку раскрываться. (30 секунд. Дайте всем Ежикам раскрыться). Теперь поменяйтесь местами, пусть ваш партнер будет испуганным Ежиком.

Повторите основные правила игры. Когда все Ежики раскроются, партнеры должны поговорить друг с другом.

Поговорите о том, что вы чувствовали. Были ли все дети достаточно осторожны? Как Ежик понял, что может доверять Ребенку? (1 минута).


«Слепой танец»

Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом по классу под легкую музыку. (1-2 минуты.) Теперь поменяйтесь ролями. Помогите другому ребенку завязать повязку.

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно на пол и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, в течение 1-2 минут. Потом дети меняются ролями


«Хрустящий Барабек»

Ведущий рассказывает подросткам о том, что очень многие продукты при употреблении «звучат». Хрустящий звук сухарей для многих является раздражающим. Мы, используя сухари, попробуем создать ритм.

Группа делится на пары. Каждая пара принимает решение, какой ритм она с помощью хрустящего звука съедаемых сухарей будет задавать, затем по команде ведущего начинается ритмичный хруст – поедание сухариков (1–2 минуты) вся группа.

Групповой ритм. Группа принимает решение, какой ритм будет задаваться, и по команде ведущего начинает хрустеть. Ритм может задавать ведущий. Можно экспериментировать с силой звука: по сигналу хрустеть очень громко или чуть слышно.

С помощью сухарей эффективно устраивать диалоги в парах, например: «Поговорите друг с другом на языке хруста сухариков, покричите друг на друга, пошепчите, договоритесь о чем-то, признайтесь в любви» и др.


«Апельсиновый Джо»

Ведущий рассказывает детям историю о том, как портной спасся от великана, обхитрив его. Портной предложил великану выжать сок из камня. Великан не смог этого сделать, превратив своей необузданной силой камень в песок. Портной же незаметно вытащил из сумы кусок мягкого сыра и на глазах великана выжал аккуратненько из него сок.

Ребятам предлагается поиграть со своей силой. По команде ведущего необходимо будет выдавливать сок из своего апельсина в емкость. Но команды будут не простые. Сила имеет числовое значение: четыре — очень сильно, три — сильно, два — средне сильно, один — легкое давление, ноль — отсутствие силы. Если ведущий говорит: «три», то надо выдавливать сок сильно, если «один» — слегка, а если «ноль» — не давить вообще.

Каждый ребенок получает емкость для сока, апельсин (часть плода срезана, чтобы сок мог свободно вытекать), бумажное полотенце. По команде ведущего вся группа начинает давить сок. Для начала необходимо сохранить числовую последовательность, а затем давать инструкции вперемежку, пока сок из апельсина не будет выдавлен.

Проба сока. Подросткам предлагается выпить сок своей силы, ощутив ее на вкус.










Список используемой литературы:


  1. Детская и подростковая агрессия http://www.yapsiholog.ru/detskaya_agressiya/

  2. Сакович Н.А. Игры в тигры. Сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – СПб: Речь, 2007г

  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. В 4-х томах. – М: «Генезис», 1999г

  4. Абрахам Маслоу. По направлению к психологии бытия. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.

  5. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - Спб.: Питер, 1999

  6. Берковиц, Л. Агрессия. Причины последствия и контроль./ Л. Берковиц. - Спб.,1999

  7. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. / К. Бютнер. - М., 1991










































Приложение № 4


маски


рассказ А.Раскина «Как папу девочки обижали»

Часть 1

Когда папа был маленьким и начал учиться в школе, часто можно было видеть такую картину. Кончилась перемена. Прозвенел звонок. Опустели все коридоры. Все школьники сидят на своих местах. И только один маленький папа стоит у дверей класса и горько плачет. Он плачет, а все в классе хохочут. И когда учительница идет в класс и видит эту картину, она сразу все понимает.
— Ну что, мальчик, — говорит она с улыбкой, — опять тебя девочки обижают? И маленький папа, горько плача, кивает головой.
Почему же девочки обижали маленького папу? И как они это делали? А очень просто. Когда все прибегали с перемены, девочки занимали парту маленького папы. Три, а то и четыре девочки сидели за этой партой и громко смеялись, глядя на маленького папу. А он был очень тихим и стеснительным мальчиком. У него до школы была только одна знакомая девочка Маша. И он вообще старался держаться подальше от девочек. А девочки это заметили. И стали его дразнить. Вот как все это получилось.
Когда вы просто сидите рядом с одной девочкой, это еще можно стерпеть. Но когда четыре девчонки сидят на вашем месте и помирают со смеху, глядя на вас, это совсем другое дело. А когда вместе с ними хохочет весь класс, то это уже невозможно выдержать. И маленький папа убегал из класса и горько плакал за дверью. А классу, конечно, было очень смешно смотреть на все это. Другие мальчишки говорили маленькому папе: «Что ты на них смотришь? Гони их со своей парты. Толкни вот эту! Да так, чтоб помнила».
И они толкали ту девочку, которая смеялась громче других и чаще всех дразнила маленького папу. Это была очень бойкая и очень симпатичная девочка. Кажется, ее звали Тамара. Или Галя. Одним словом, или Вера, или Люся. Но скорее всего, Валя. И она, наверно, очень хорошо понимала, что нравится маленькому папе больше всех девочек в классе. Девочки всегда это понимают. Может быть, поэтому она и смеялась так громко. Она смеялась, а маленький папа плакал.

Часть 2

Наконец все это надоело учительнице. И однажды, войдя в класс вместе с рыдающим маленьким папой, она сказала так:
— В классе шестнадцать девочек и восемнадцать мальчиков. Шестнадцать девочек дразнят одного и того же мальчика. Спрашивается: почему они не дразнят остальных семнадцать? Кто может решить эту задачу?
Весь класс засмеялся. Тогда учительница повторила:
— Почему дразнят только одного мальчика? Я спрашиваю совершенно серьезно. И прошу мне ответить.
Тогда все замолчали. И только девочки тихонько хихикали. Один мальчик поднял руку и сказал:
— Потому что он плачет.
— Совершенно верно! — сказала учительница под общий смех. — Ведь мы давно договорились, что лучше смеяться, чем плакать. Ты понимаешь это? — спросила она маленького папу.
И он, плача, сказал:
— Понимаю.
— Смотри же, не забывай, — сказала учительница, — а то девочки будут обижать тебя всю жизнь.
Маленькому папе совсем этого не хотелось. И в следующий раз, когда девочки сели за его парту и стали смеяться, он уже не плакал. Он просто пошел и сел на место той девочки, которая ему нравилась. И тогда все стали смеяться над ней. Она, конечно, не заплакала, но перестала смеяться. С тех пор девочки перестали обижать маленького папу. Они даже подружились с ним. И всю жизнь его обижали только мальчики. Но ведь мальчики всех обижают. На то они и мальчики.