Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 11 класса по учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина, В.А.Чалмаева (2011г) в соответствии с Примерной программой общего образования по литературе, обеспечивающей требования минимума содержания БУП -2004 Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе ( базовый уровень 2004)
Изучение литературы в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Содержание курса 11 класса, курса на историко-литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями русской классики, которое дает представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Обогащению знаний способствует возможность активного использования русской профессиональной литературной критики.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. В данной рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития обучающихся.
Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования. 23 часа использованы следующим образом: 14 часов на уроки развития речи (9 сочинений), 3 часа на проведении контрольных работ в формате ЕГЭ, 6 часов – на уроки внеклассного чтения.
Для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской федерации отводит 105 часов (3 часа в неделю)
Коллектив 10 –го класса состоит из 5-ти обучающихся. Из них трое обучающихся имеют оценку «4», двое – «3». Как показало анкетирование в начале учебного года, проводимое с целью выявить, какие художественные произведения были прочитаны за лето, обучающиеся не в полном объёме прочитали рекомендованную литературу, что затрудняет изучение предмета, достижения обучающимися требований в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Элементы дополнительного содержания | Дата |
Общеучебные | Специальные |
I | Введение. | 1 | | | | | |
1 | Русская литература XX в.в контексте мировой культуры. Историко – культурная ситуация | 1 | Основные темы и проблемы русской литературы XX века . Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных »проблем бытия | Уметь составлять план, тезисы,конспект | Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | Связь русской классики с литературой предшествующего периода. Идейные течения, политические партии и общественное движение России на рубеже веков | |
| Литература первой половины XX века |
2 | Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-XX в | 1 | Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в., их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Развитие реалистической литературы | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы | Историческая справка о событиях в России в начале XX века, о внутриполитической обстановке, научных открытиях в области естествознания | |
3 | Жизнь и творчество И.А.Бунина. Развитие традиций русской классической литературы в рассказе «Антоновские яблоки». | 1 | Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе. | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | «Сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. Импрессионизм. | |
4 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско» | 1 | Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина | Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста | Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
5 | Психологизм бунинской прозы. Рассказы Бунина о любви. « Темные аллеи». «Чистый понедельник», «Солнечный удар» | 1 | «Вечные » темы (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом) | Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | | |
6 | В/ч Повесть «Деревня» | 1 | Своеобразие художественной манеры Бунина | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи | | |
7 | Поэтический мир Бунина: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды», «Последний шмель», «Крещенская ночь». Традиции XIXвека в лирике Бунина. | 1 | Пейзажная лирика. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. | Уметь сравнивать, сопоставлять классифицировать | Уметь соотносить художественную литературу с общественно жизнью и культурой | Теоретико-литературные понятия. Нормы литературного произношения | |
8 | Р/Р Сочинение по творчеству Бунина | 1 | | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров | План. Эпиграф. Правила цитирования. Текст как продукт речевой деятельности | |
9 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». | 1 | Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Роль эпиграфа. | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи | Уметь выявлять авторскую позицию | Тема любви в искусстве | |
10 | Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» | 1 | Своеобразие сюжета повести. Символический смысл художественной детали, поэтическое изображение природы | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь выявлять авторскую позицию | | |
11 | Р/Р Сочинение. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет», в повести «Олеся» по выбору учащихся | 1 | | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров | | |
12 | В/Ч Короленко. «Река играет». Защита человеческого достоинства в произведении или «Смех сквозь слёзы» в рассказах и очерках А.Т.Аверченко | 1 | | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | | |
13 | М.Горький. Жизнь и творчество (обзор). Романтизм ранних рассказов. | 1 | Проблема героя в прозе писателя. | Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Понятие «романтизм» | |
14 | Тема поиска смысла жизни. Проблема гордости и свободы | 1 | Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь выявлять авторскую позицию | Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли | |
15 | Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне». | 1 | Система образов. Судьбы ночлежников. | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи | «Сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. | |
16 | Проблема духовной разобщённости людей | 1 | Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию | Философский вопрос: что лучше – истина или сострадание | |
17 | Проблема счастья в пьесе | 1 | Смысл названия пьесы | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
18 | Новаторство Горького-драматурга | 1 | Особая роль авторских ремарок, притч, литературных цитат. Афористичность языка | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению |
| |
19 | Р/Р Сочинение по творчеству Горького | 1 | | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | Уметь писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров | План. Эпиграф. Правила цитирования. Текст как продукт речевой деятельности | |
20 | Готовимся к ЕГЭ. Тесты по литературе I половины XX | 1 | | Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
| Поэзия конца XIX- начала XX в.(обзор) |
21 | Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». | 1 | Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию | Культура начала XX века. Модернизм в живописи, культуре | |
22 | История русского символизма. «Старшие символисты» и «младосимволисты» | 1 | Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистовСвязь с романтизмом. Понимание символа символистами. | Уметь сравнивать,сопоставлять, классифицировать | Уметь соотносить произведение с литературным направлением | Основные виды информационной переработки текста: план, конспект,аннотация | |
23 | Брюсов В.Я. Основные темы и мотивы в поэзии «Юному поэту», «Из окна вагона», «Родина», «Посвящение». | 1 | Своеобразие темы поэта | Уметь составлять план, тезис, конспект | Уметь выявлять авторскую позицию | Жанры лирики. Темы. Языковые средства. План анализа стихотворения | |
24 | Бальмонт К.Д. Поэзия как волшебство в творчестве Бальмонта. «Фантазия», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть» | 1 | Основные темы и мотивы. Стремление к утончённым способам выражения чувства и мыслей | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли | |
25 | А. Белый. Тема родины, боль и тревога за судьбы России «Раздумье », «Русь», «Родине». | 1 | Интуитивное постижение действительности | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выявлять авторскую позицию | «Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе | |
26 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Романтический мир раннего Блока. | 1 | Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы | Уметь составлять план, тезис, конспект | Уметь сопоставлять литературные произведения | Символизм в поэзии Блока | |
27 | Образ Прекрасной Дамы. Стих-я «Незнакомка», «Вхожу я в темные храмы», «В ресторане» | 1 | Соотношение идеала и действительности | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выразительно читать изученные произведения(или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | Образ незнакомки в живописи | |
28 | Тема города в творчестве Блока. «Ночь, улица,аптека…» | 1 | Образы «страшного мира» | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь выразительно читать изученные произведения(или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | | |
29 | Тема Родины в творчестве Блока. Основной пафос патриотических стихотворений. «Россия» | 1 | Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом». Лирический герой | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь соотносить произведение с литературным направлением | Тема Родины в русской классической литературе | |
30 | Поэма «Двенадцать». История создания. Авторский опыт осмысления событий революции | 1 | Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь выразительно читать изученные произведения(или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | Главные и второстепенные герои | |
31 | Образ Христа и многозначность финала поэмы | 1 | Авторская позиция и способы её выражения в поэме | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
32 | Р/Р Сочинение по творчеству Блока | 1 | Темы: 1. «Лики «страшного мира» в поэзии Блока. 2. «Образ Незнакомки и его развитие в творчестве Блока» | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование | |
33 | Акмеизм. Н. Гумилев. Мир образов. «Сонет», «Волшебная скрипка» | 1 | Утверждение акмеистами красоты земной жизни. Создание зримых образов конкретного мира | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь соотносить произведение с литературным направлением | Основные виды информационной переработки текста: план, конспект,аннотация | |
34 | Футуризм. В.В.Хлебников как поэт-философ «Заклятье смехом», «Мне видны…» | 1 | Поэтические эксперименты. Слово в художественном мире поэзии | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь соотносить произведение с литературным направлением | | |
35 | «Эгофутуризм» И.Северянина. Оригинальность словотворчества. «Янтарная элегия», «Эпилог», «Двусмысленная слава». | 1 | Фантазия автора как сущность поэтического творчества | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь соотносить произведение с литературным направлением | Серебряный век. Поэзия | |
36 | Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XX века в творчестве Н.А.Клюева, С. Клычкова, П.Орешина.(обзор) | 1 | Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема Родины, неприятие городской цивилизации. Религиозные мотивы | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию | Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли | |
37 | Р/Р Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала XX вв | 1 | Темы сочинений: «Особенности лирики поэтов конца XIX – начала XX вв» «Тема Родины в творчестве поэтов конца XIX – начала XX вв» » | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование | |
38 | Н.С.Гумилёв. Жизнь и творчество (обзор) Героизация действительности, романтическая традиция в поэзии Гумилёва | 1 | Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фонтастическое и прозаическое в поэзии Гумилёва. | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию | «Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе | |
39 | А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Глубина человеческих переживаний в лирике Ахматовой. «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить» | 1 | Глубокий психологизм ахматовской лирики. Разговорность интонации и музыкальность стиха | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой | «Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе | |
40 | Тема любви и искусства. «Песня последней встречи» | 1 | Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии А.Ахматовой | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Тема любви в искусстве. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли | |
41 | Патриотизм и гражданственность поэзии А.Ахматовой. «Мне голос был…», «Родная земля» | 1 | Общность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Фольклорные и литературные образы и мотивы | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выявлять авторскую позицию | Тема Родины и гражданина в литературе. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли | |
42 | Поэма «Реквием». Тема народного страдания и скорби. | 1 | История создания. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Эпоха тоталитарного государства | |
43 | Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема» | 1 | Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога | Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Историческая основа произведения. Лирический герой. Поэма, жанр. Выразительность речи | |
44 | С.Есенин как национальный поэт. Традиции А.С. Пушкина и А.В.Кольцова в есенинской лирике | 1 | Есенин и имажинизм. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой | | |
45 | Тема Родины в поэзии Есенина «Гой ты ,Русь моя родная!...» «Русь советская», «Не бродить…» | 1 | Россия, Русь как главная тема всего творчества Есенина | Уметь составлять план, тезисы, конспект | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию | Тема Родины в русской классической литературе | |
46 | Светлое и трагическое в поэзии Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Мы теперь уходим понемногу» др. | 1 | Светлый образ матери. «Письмо матери». Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь выразительно читать изученные произведения (фрагменты)соблюдая нормы литературного произношения | Песни на стихи Есенина | |
47 | Отражение в лирике особой связи природы и человека. «Спит ковыль. Равнина дорогая» | 1 | Цветопись. Сквозные образы лирики Есенина. Идея «узловой связи» природы и человека | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь выявлять авторскую позициию | Художники А.Саврасов, М.Нестеров | |
48 | «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и родины. | 1 | Нравственно-философская проблематика | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь выявлять авторскую позицию | | |
49 | (Р) Сочинение по творчеству Блока, Есенина | 1 | Темы сочинений: Песенная основа лирики Есенина | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы. | | |
50 | (Р) Сочинение по творчеству Блока, Есенина | 1 | Темы сочинений: Песенная основа лирики Есенина | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы. | | |
51 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство. «Послушайте» | 1 | Влияние эстетики футуризма на творчество поэта | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой | | |
52 | Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. | 1 | Дух бунтарства в ранней лирике. «Нате» Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, тропы) | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь выразительно читать изученные произведения (фрагменты)соблюдая нормы литературного произношения | Россия начала XX века. Иллюстрации к «Окнам РОСТА» | |
53 | Сатирические образы в творчестве Маяковского. «Облако в штанах» | 1 | Сатирическая обработка реального жизненного факта. Роль гиперболы | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь определять род и жанр произведения | «Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе. Сатира | |
54 | Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. «Разговор с фининспектором о поэзии» | 1 | Самооценка творческого пути поэта, утверждение органической связи его поэзии с эпохой революционных потрясений | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь определять род и жанр произведения | Авангардизм. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной скрытой информации | |
55 | Особенности любовной лирики. «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка» | 1 | Своеобразие любовной лирики поэта. Тема страдания человека | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь выявлять авторскую позицию | «Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе. Тема любви в искусстве | |
56 | М.И.Цветаева. Жизнь и творчество(обзор). Основные темы творчества. «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня…» | 1 | Трагедийная тональность поэзии. Тема творчества, миссии поэта | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выявлять авторскую позицию | | |
57 | Конфликт быта и бытия, времени и вечности. «Тоска по Родине», «Идёшь на меня похожий, «Куст»» | 1 | Тема Родины. Поэзия как напряжённый монолог-исповедь. | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой | Историческая эпоха | |
58 | Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. « Стихи А.Блоку»(«Имя твоё - птица в руке») | 1 | Своебразие поэтического стиля | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
59 | О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор).Историзм поэтического мышления. «Я вернулся домой в город, знакомый до слёз», «Невыразимая печаль» | 1 | Культурологические истоки творчества поэта. | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой | Основные виды информационной переработки текста. | |
60 | Представление о поэте как хранителе культуры. «Notre Dam», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» | 1 | Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь выявлять авторскую позицию | Тема поэта в искусстве | |
61 | Исторические, мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. «Tristia» | 1 | Описательно-живописная манера и философичность поэзии . О.Э. Мандельштама | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой | Художественная литература и общественная жизнь | |
62 | М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Донские рассказы Шолохова | 1 | | | | | |
63 | «Тихий Дон».(обзорное изучение) История создания.. Система образов в романе | 1 | Быт и нравы донского казачества. История семьи Мелеховых. Традиции. | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой | Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной скрытой информации | |
64 | Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. | 1 | Глубина постижения исторических процессов в романе | Уметь использовать различные виды чтения | Уметь выявлять авторскую позицию | Казачество История России | |
65 | Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни | 1 | Тема разрушения семейного и крестьянского укладов | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь выразительно читать изученные произведения (фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса | |
66 | Женские образы в романе | 1 | Утверждение высоких человеческих ценностей . | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | Художественное своеобразие романа, Язык прозы Шолохова | |
67 | (Р) Сочинение по роману «Тихий Дон» | 1 | Темы сочинений: «Историческая правда и авторский вымысел в романе»; «Григорий Мелехов как представитель «донского племени» в романе»; «Аксинья и Наталья: две судьбы и два женских типа в романе» | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы | План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование | |
68 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество История создания и публикация романа «Мастер и Маргарита» | 1 | Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Развитие традиций русской классической литературы в романе. | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой | «Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе. Тема любви в искусстве | |
69 | Эпическая широта и сатирическое начало в романе | 1 | Сочетание реальности и фантастики | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельность | Уметь выявлять авторскую позицию | Фантастика. Художественные приёмы | |
70 | Библейские мотивы и образы в романе. | 1 | Человеческое и божественное в образе Иешуа. | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
71 | Проблема нравственного выбора в романе. | 1 | Фигура Понтия Пилата и тема совести | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
72 | Изображение любви как высшей духовной ценности в романе . | 1 | Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой | Тема любви в искусстве | |
73 | (Р) Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» | 1 | | | | | |
74 | Б.Пастернак. Жизнь и творчество(обзор). Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, судьба художника и его роковая обречённость на страдания). «Февраль. Достать чернил и плакать», «Определение поэзии» | 1 | Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь выявлять авторскую позицию | | |
75 | Философская глубина лирики. Тема человека и природы. «Зимняя ночь», «Снег идёт» | 1 | Сложность настроения лирического героя | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию | | |
76 | Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение . История создания и публикация романа | 1 | Образ главного героя - Юрия Живаго. | Уметь использовать различные виды чтения | Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | «Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе. | |
77 | Цикл стихотворений героя и его связь с общей проблематикой романа. | 1 | Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию | «Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе | |
78 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. «Котлован». Характерные черты времени в повести. Традиции М.Е. Салтыкова-Щедрина в прозе А.П.Платонова | 1 | Высокий пафос и острая сатира в «Котловане. Утопические идеи «общей жизни» Как основа сюжета произведения» | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию | Жанр. Утопия. Антиутопия. | |
| Литература после 1917г. по 1941г. | | | | | | |
79 | Жизнь и творчество А.А.Фадеева. Тема гражданской войны в литературе. | 1 | Тема Родины и революции . | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой | | |
80 | А.А.Фадеев «Разгром». Нравственные проблемы в романе | 1 | Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
81 | В/ч В.Набоков «Приглашение на казнь». Абсурдность мира в романе | 1 | Утверждение ценности человеческой единицы | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию | Жанр. Утопия. Антиутопия. | |
82 | Творчество А.Н.Толстого. Панорама русской жизни в романе «Петр I» | 1 | Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию | «Петровская» тема в произведениях М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, А.К.Толстого. | |
| Литература II половины XX века. | | | | | | |
83 | Обзор литературы II половины XX в. | 1 | Духовная атмосфера и её отражение в литературе и искусстве | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. | | |
84 | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество (обзор) Исповедальный характер лирики Твардовского | 1 | Служение народу как ведущий мотив творчества поэта | Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой | | |
85 | Поэма «За далью даль» (обзор) | 1 | Тема памяти в лирике Твардовского | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельность | Уметь выявлять авторскую позицию | | |
| Проза II половины XX в. Литература «оттепели». | | | | | | |
86 | В.Т.Шаламов. Жизнь и тв-во (обзор). «Последний замер», « Шоковая терапия» | 1 | Жизненная достоверность и глубина проблем, поднимаемых писателем. Новаторство Шаламова-прозаика | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
87 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести | 1 | Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи | Уметь составлять план, тезис, конспект | Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений | | |
88 | Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты) Отражение в романе трагического опыта русской истории | 1 | Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
89 | Деревенская проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем | 1 | Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов . | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
90 | Ф.Абрамов «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы | 1 | Развитие традиционных тем в русской литературе (гражданского служения, единства человека и природы) | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь выявлять авторскую позицию | | |
91 | В.П.Астафьев. «Последний поклон» Мотивы трагического бессилия. | 1 | Нравственно-философская проблематика произведения | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
92 | В.М.Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах «Верую», «Алеша Бесконвойный» | 1 | Особенности повествовательной манеры Шукшина | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. | | |
93 | В.В.Быков. Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения | 1 | Авторская позиция и способы её выражения в произведении. Мастерство психологического анализа | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности | Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
94 | В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Тема памяти и преемственности поколений | 1 | Проблематика повести и её связь с традицией классической русской прозы | Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать | Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению | | |
| Поэзия II половины XX века. | 12 | | | | | |
95 | Н.М.Рубцов. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. | 1 | Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова | Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста | Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию | | |
96 | Р.Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве поэта. «Журавли» и др. | 1 | Проникновенное звучание темы Родины в лирике Гамзатова | Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли | Уметь выразительно читать изученные произведения(или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | | |
97 | И.Бродский. «Воротишься на родины. Ну что ж…», « Сонет».Тема одиночества человека. | 1 | Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь выявлять авторскую позицию | | |
98 | Б.Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов | 1 | Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Б. Окуджавы | Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь выявлять авторскую позицию | | |
99 | Драматургия II половины XX века А.В.Вампилов. Нравственная острота проблематики пьес. «Утиная охота». | 1 | Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие композиции | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, | Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |
| Зарубежная литература | | | | | | |
100 | Д.Лондон. «Любовь к жизни» Жажда жизни в произведении | 1 | | | | | |
101 | Б.Шоу «Пигмалион» Своеобразие конфликта. Чеховские традиции в тв-ве Шоу | 1 | | | | | |
102 | Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество (обзор). Проблематика повести «Старик и море» | 1 | Образ рыбака Сантьяго. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде | Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | | |