СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе авторской программы С.А.Зинина. Программа содержит в себе пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирования. Программа расcчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год)

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе 11 класс»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 11 класса по учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина, В.А.Чалмаева (2011г) в соответствии с Примерной программой общего образования по литературе, обеспечивающей требования минимума содержания БУП -2004 Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе ( базовый уровень 2004)

Изучение литературы в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 11 класса, курса на историко-литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями русской классики, которое дает представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Обогащению знаний способствует возможность активного использования русской профессиональной литературной критики.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. В данной рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

На уроках литературы ученики должны решать следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития обучающихся.

Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования. 23 часа использованы следующим образом: 14 часов на уроки развития речи (9 сочинений), 3 часа на проведении контрольных работ в формате ЕГЭ, 6 часов – на уроки внеклассного чтения.

Для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской федерации отводит 105 часов (3 часа в неделю)

Коллектив 10 –го класса состоит из 5-ти обучающихся. Из них трое обучающихся имеют оценку «4», двое – «3». Как показало анкетирование в начале учебного года, проводимое с целью выявить, какие художественные произведения были прочитаны за лето, обучающиеся не в полном объёме прочитали рекомендованную литературу, что затрудняет изучение предмета, достижения обучающимися требований в соответствии с Государственным образовательным стандартом.


Используемый учебно-методический комплект:

  • Примерная программа по литературе 2004 года.

  • Программа по литературе для 10-11 классов/ авт.-сост. В.И.Чалмаев, Г.С.Меркин, С.А Зинин.// Литература. Программа. 5-11 классы.- М.: ООО « ТИД «Русское слово – РС», 2011»

  • Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В.,Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе I-II половины XIX века – М., « ВАКО», 2006 г.

  • В.И. Сахаров. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./В.И.Сахаров, С.А.Зинин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

  • Литература XIX века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./авт.-сост. С.А.Зинин, В.И.Сахаров. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.



Список литературы

  • Примерная программа по литературе 2004 года.

  • Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В.,Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе I-II половины XIX века – М., « ВАКО», 2003 г.

  • С.А.Зинин. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература XIX века»(10 класс); В.И.Чалмаев, С.А.Зинин «Литература XX века»(11 класс) При изучении предмета на базовом и профильном уровне/ С.А. Зинин. – М.: ООО» ТИД «Русское слово - РС», 2007.

  • В.И. Сахаров. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./В.И.Сахаров, С.А.Зинин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

  • Литература XIX века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./авт.-сост. С.А.Зинин, В.И.Сахаров. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

  • Г.С.Меркин. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г.С.Меркин,Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С. Рябикова.- М.: ООО « ТИД «Русское слово - РС», 2008.









Учебно-тематический план

11класс


Наименования разделов

Кол. часов

Развитие речи, сочинения

Проверочные работы

Литература XX века


Введение. Русская литература XX века в контексте мировой культуры

1




Литература первой половины XX века

73



1

Обзор русской литературы первой половины XX века

1



2

И. А. Бунин.

4


3

М Горький.

5


4

А.И.Куприн

2

1c


5

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века. Б.Шоу «Пигмалеон»

2



6

Серебряный век как своеобразный русский ренессанс.

1



7

Символизм. Истоки русского символизма (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, А.Белый)

4



8

А.А.Блок

7


9

Акмеизм

1



10.

Футуризм

1



11

И Северянин

1



12

В.В.Хлебников

1



13

Крестьянская поэзия

1

1


14

Н.С.Гумилёв

1



15

А.А.Ахматова

5

1


16

М.И.Цветаева

3



17

В.В.Маяковский

5



18

С.А.Есенин

5

1c


19

О.Э.Мандельштам

3



20

М.А.Шолохов

6


21

М.А.Булгаков

6


22

Б.Л.Пастернак

4



23

А.П.Платонов

2




Литература второй половины XX века

19



1

Обзор русской литературы второй половины XX века

2



2

Э.Хемингуэй

2



3

А.Т.Твардовский

2



4

Н.М.Рубцов

1



5

В.Г.Распутин

1



6

В.Т.Шаламов

2



7

А.И.Солженицын

2



8

В.М.Шукшин

1



9

В.В.Быков

1



10

Р. Гамзатов

1



11

И.А.Бродский

1



12

Б.Ш.Окуджава

1



13

А.В.Вампилов

1

1


14

Обзор литературы последнего десятилетия

1




ИТОГО

93

7с+3





Календарное тематическое планирование по литературе 11 класс

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Элементы дополнительного содержания

Дата

Общеучебные

Специальные

I

Введение.

1






1

Русская литература XX в.в контексте мировой культуры. Историко – культурная ситуация

1

Основные темы и проблемы русской литературы XX века . Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных »проблем бытия

Уметь составлять план, тезисы,конспект

Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

Связь русской классики с литературой предшествующего периода. Идейные течения, политические партии и общественное движение России на рубеже веков



Литература первой половины XX века

2

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-XX в

1

Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в., их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Развитие реалистической литературы

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы

Историческая справка о событиях в России в начале XX века, о внутриполитической обстановке, научных открытиях в области естествознания


3

Жизнь и творчество И.А.Бунина. Развитие традиций русской классической литературы в рассказе «Антоновские яблоки».

1

Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе.

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

«Сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. Импрессионизм.


4

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»

1

Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина

Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста

Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



5

Психологизм бунинской прозы. Рассказы Бунина о любви. « Темные аллеи». «Чистый понедельник», «Солнечный удар»

1

«Вечные » темы (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом)

Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы



6

В/ч Повесть «Деревня»

1

Своеобразие художественной манеры Бунина

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи



7

Поэтический мир Бунина: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды», «Последний шмель», «Крещенская ночь». Традиции XIXвека в лирике Бунина.

1

Пейзажная лирика. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Уметь сравнивать, сопоставлять классифицировать

Уметь соотносить художественную литературу с общественно жизнью и культурой

Теоретико-литературные понятия. Нормы литературного произношения


8

Р/Р Сочинение по творчеству Бунина

1


Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров

План. Эпиграф. Правила цитирования. Текст как продукт речевой деятельности


9

А.И.Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет».

1

Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Роль эпиграфа.

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи

Уметь выявлять авторскую позицию

Тема любви в искусстве


10

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»

1

Своеобразие сюжета повести. Символический смысл художественной детали, поэтическое изображение природы

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь выявлять авторскую позицию



11

Р/Р Сочинение. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет», в повести «Олеся» по выбору учащихся

1


Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров



12

В/Ч Короленко. «Река играет». Защита человеческого достоинства в произведении или «Смех сквозь слёзы» в рассказах и очерках А.Т.Аверченко

1


Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы



13

М.Горький. Жизнь и творчество (обзор). Романтизм ранних рассказов.

1

Проблема героя в прозе писателя.

Уметь раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Понятие «романтизм»


14

Тема поиска смысла жизни. Проблема гордости и свободы

1

Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь выявлять авторскую позицию

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли


15

Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне».

1

Система образов. Судьбы ночлежников.

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи

«Сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.


16

Проблема духовной разобщённости людей

1

Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию

Философский вопрос: что лучше – истина или сострадание


17

Проблема счастья в пьесе

1

Смысл названия пьесы

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



18

Новаторство Горького-драматурга

1

Особая роль авторских ремарок, притч, литературных цитат. Афористичность языка

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению





19

Р/Р Сочинение по творчеству Горького

1


Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

Уметь писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров

План. Эпиграф. Правила цитирования. Текст как продукт речевой деятельности


20

Готовимся к ЕГЭ. Тесты по литературе I половины XX

1


Уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению




Поэзия конца XIX- начала XX в.(обзор)


21

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».

1

Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию

Культура начала XX века. Модернизм в живописи, культуре


22

История русского символизма. «Старшие символисты» и «младосимволисты»

1

Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистовСвязь с романтизмом. Понимание символа символистами.

Уметь сравнивать,сопоставлять, классифицировать

Уметь соотносить произведение с литературным направлением

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект,аннотация


23

Брюсов В.Я. Основные темы и мотивы в поэзии «Юному поэту», «Из окна вагона», «Родина», «Посвящение».

1

Своеобразие темы поэта

Уметь составлять план, тезис, конспект

Уметь выявлять авторскую позицию

Жанры лирики. Темы. Языковые средства. План анализа стихотворения


24

Бальмонт К.Д. Поэзия как волшебство в творчестве Бальмонта. «Фантазия», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть»

1

Основные темы и мотивы. Стремление к утончённым способам выражения чувства и мыслей

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли


25

А. Белый. Тема родины, боль и тревога за судьбы России «Раздумье », «Русь», «Родине».

1

Интуитивное постижение действительности

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выявлять авторскую позицию

«Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе


26

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Романтический мир раннего Блока.

1

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы

Уметь составлять план, тезис, конспект

Уметь сопоставлять литературные произведения

Символизм в поэзии Блока


27

Образ Прекрасной Дамы. Стих-я «Незнакомка», «Вхожу я в темные храмы», «В ресторане»

1

Соотношение идеала и действительности

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выразительно читать изученные произведения(или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

Образ незнакомки в живописи


28

Тема города в творчестве Блока. «Ночь, улица,аптека…»

1

Образы «страшного мира»

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь выразительно читать изученные произведения(или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения



29

Тема Родины в творчестве Блока. Основной пафос патриотических стихотворений. «Россия»

1

Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом». Лирический герой

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь соотносить произведение с литературным направлением

Тема Родины в русской классической литературе


30

Поэма «Двенадцать». История создания. Авторский опыт осмысления событий революции

1

Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции.

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь выразительно читать изученные произведения(или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

Главные и второстепенные герои


31

Образ Христа и многозначность финала поэмы

1

Авторская позиция и способы её выражения в поэме

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



32

Р/Р Сочинение по творчеству Блока

1

Темы: 1. «Лики «страшного мира» в поэзии Блока.

2. «Образ Незнакомки и его развитие в творчестве Блока»

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование


33

Акмеизм. Н. Гумилев. Мир образов. «Сонет», «Волшебная скрипка»

1

Утверждение акмеистами красоты земной жизни. Создание зримых образов конкретного мира

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь соотносить произведение с литературным направлением

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект,аннотация


34

Футуризм. В.В.Хлебников как поэт-философ «Заклятье смехом», «Мне видны…»

1

Поэтические эксперименты. Слово в художественном мире поэзии

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь соотносить произведение с литературным направлением



35

«Эгофутуризм» И.Северянина. Оригинальность словотворчества. «Янтарная элегия», «Эпилог», «Двусмысленная слава».

1

Фантазия автора как сущность поэтического творчества

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь соотносить произведение с литературным направлением

Серебряный век. Поэзия


36

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XX века в творчестве Н.А.Клюева, С. Клычкова, П.Орешина.(обзор)

1

Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема Родины, неприятие городской цивилизации. Религиозные мотивы

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли


37

Р/Р Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала XX вв

1

Темы сочинений:

  1. «Особенности лирики поэтов конца XIX – начала XX вв»

  2. «Тема Родины в творчестве поэтов конца XIX – начала XX вв» »

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование


38

Н.С.Гумилёв. Жизнь и творчество (обзор) Героизация действительности, романтическая традиция в поэзии Гумилёва

1

Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фонтастическое и прозаическое в поэзии Гумилёва.

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию

«Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе


39

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Глубина человеческих переживаний в лирике Ахматовой. «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить»

1

Глубокий психологизм ахматовской лирики. Разговорность интонации и музыкальность стиха

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой

«Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе


40

Тема любви и искусства. «Песня последней встречи»

1

Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии А.Ахматовой

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Тема любви в искусстве. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли


41

Патриотизм и гражданственность поэзии А.Ахматовой. «Мне голос был…», «Родная земля»

1

Общность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Фольклорные и литературные образы и мотивы

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выявлять авторскую позицию

Тема Родины и гражданина в литературе. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли


42

Поэма «Реквием». Тема народного страдания и скорби.

1

История создания. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Эпоха тоталитарного государства


43

Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема»

1

Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога

Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Историческая основа произведения. Лирический герой. Поэма, жанр. Выразительность речи


44

С.Есенин как национальный поэт. Традиции А.С. Пушкина и А.В.Кольцова в есенинской лирике

1

Есенин и имажинизм. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой



45

Тема Родины в поэзии Есенина «Гой ты ,Русь моя родная!...» «Русь советская», «Не бродить…»


1

Россия, Русь как главная тема всего творчества Есенина

Уметь составлять план, тезисы, конспект

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию

Тема Родины в русской классической литературе


46

Светлое и трагическое в поэзии Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Мы теперь уходим понемногу» др.

1

Светлый образ матери. «Письмо матери». Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина


Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь выразительно читать изученные произведения (фрагменты)соблюдая нормы литературного произношения

Песни на стихи Есенина


47

Отражение в лирике особой связи природы и человека. «Спит ковыль. Равнина дорогая»

1

Цветопись. Сквозные образы лирики Есенина. Идея «узловой связи» природы и человека

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь выявлять авторскую позициию

Художники А.Саврасов, М.Нестеров


48

«Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и родины.

1

Нравственно-философская проблематика

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь выявлять авторскую позицию



49

(Р) Сочинение по творчеству Блока, Есенина

1

Темы сочинений: Песенная основа лирики Есенина

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы.



50

(Р) Сочинение по творчеству Блока, Есенина

1

Темы сочинений: Песенная основа лирики Есенина

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы.



51

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство. «Послушайте»

1

Влияние эстетики футуризма на творчество поэта

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой



52

Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира.

1

Дух бунтарства в ранней лирике. «Нате» Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, тропы)

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь выразительно читать изученные произведения (фрагменты)соблюдая нормы литературного произношения

Россия начала XX века. Иллюстрации к «Окнам РОСТА»


53

Сатирические образы в творчестве Маяковского. «Облако в штанах»

1

Сатирическая обработка реального жизненного факта. Роль гиперболы

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь определять род и жанр произведения

«Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе. Сатира


54

Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. «Разговор с фининспектором о поэзии»

1

Самооценка творческого пути поэта, утверждение органической связи его поэзии с эпохой революционных потрясений

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь определять род и жанр произведения

Авангардизм. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной скрытой информации


55

Особенности любовной лирики. «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка»

1

Своеобразие любовной лирики поэта. Тема страдания человека

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь выявлять авторскую позицию

«Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе. Тема любви в искусстве


56

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество(обзор). Основные темы творчества. «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня…»

1

Трагедийная тональность поэзии. Тема творчества, миссии поэта

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выявлять авторскую позицию



57

Конфликт быта и бытия, времени и вечности. «Тоска по Родине», «Идёшь на меня похожий, «Куст»»


1

Тема Родины. Поэзия как напряжённый монолог-исповедь.

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой

Историческая эпоха


58

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. « Стихи А.Блоку»(«Имя твоё - птица в руке»)

1

Своебразие поэтического стиля

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



59

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор).Историзм поэтического мышления. «Я вернулся домой в город, знакомый до слёз», «Невыразимая печаль»

1

Культурологические истоки творчества поэта.

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой

Основные виды информационной переработки текста.


60

Представление о поэте как хранителе культуры. «Notre Dam», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»


1

Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь выявлять авторскую позицию

Тема поэта в искусстве


61

Исторические, мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. «Tristia»

1

Описательно-живописная манера и философичность поэзии . О.Э. Мандельштама

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой

Художественная литература и общественная жизнь


62

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Донские рассказы Шолохова

1






63

«Тихий Дон».(обзорное изучение) История создания.. Система образов в романе

1

Быт и нравы донского казачества. История семьи Мелеховых. Традиции.

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной скрытой информации


64

Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.

1

Глубина постижения исторических процессов в романе

Уметь использовать различные виды чтения

Уметь выявлять авторскую позицию

Казачество История России


65

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни

1

Тема разрушения семейного и крестьянского укладов

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь выразительно читать изученные произведения (фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

«Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса


66

Женские образы в романе

1

Утверждение высоких человеческих ценностей .

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Художественное своеобразие романа, Язык прозы Шолохова


67

(Р) Сочинение по роману «Тихий Дон»

1

Темы сочинений: «Историческая правда и авторский вымысел в романе»;

«Григорий Мелехов как представитель «донского племени» в романе»;

«Аксинья и Наталья: две судьбы и два женских типа в романе»

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

План. Композиция сочинения. Эпиграф. Цитирование


68

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество История создания и публикация романа «Мастер и Маргарита»

1

Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Развитие традиций русской классической литературы в романе.


Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой

«Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе. Тема любви в искусстве


69

Эпическая широта и сатирическое начало в романе

1

Сочетание реальности и фантастики

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельность

Уметь выявлять авторскую позицию

Фантастика. Художественные приёмы


70

Библейские мотивы и образы в романе.

1

Человеческое и божественное в образе Иешуа.

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



71

Проблема нравственного выбора в романе.

1

Фигура Понтия Пилата и тема совести

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



72

Изображение любви как высшей духовной ценности в романе .

1

Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой

Тема любви в искусстве


73

(Р) Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

1






74

Б.Пастернак. Жизнь и творчество(обзор). Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, судьба художника и его роковая обречённость на страдания). «Февраль. Достать чернил и плакать», «Определение поэзии»

1

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь выявлять авторскую позицию



75

Философская глубина лирики. Тема человека и природы. «Зимняя ночь», «Снег идёт»

1

Сложность настроения лирического героя

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию



76

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение . История создания и публикация романа

1

Образ главного героя - Юрия Живаго.

Уметь использовать различные виды чтения

Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений

«Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе.


77

Цикл стихотворений героя и его связь с общей проблематикой романа.

1

Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию

«Сквозные» темы и ключевые проблемы в литературе


78

А.П.Платонов. Жизнь и творчество. «Котлован». Характерные черты времени в повести. Традиции М.Е. Салтыкова-Щедрина в прозе А.П.Платонова

1

Высокий пафос и острая сатира в «Котловане. Утопические идеи «общей жизни» Как основа сюжета произведения»

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию

Жанр. Утопия. Антиутопия.



Литература после 1917г. по 1941г.







79

Жизнь и творчество А.А.Фадеева. Тема гражданской войны в литературе.

1

Тема Родины и революции .

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой



80

А.А.Фадеев «Разгром». Нравственные проблемы в романе

1

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



81

В/ч В.Набоков «Приглашение на казнь». Абсурдность мира в романе

1

Утверждение ценности человеческой единицы

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию

Жанр. Утопия. Антиутопия.


82

Творчество А.Н.Толстого. Панорама русской жизни в романе «Петр I»

1

Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию

«Петровская» тема в произведениях М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, А.К.Толстого.



Литература II половины XX века.







83

Обзор литературы II половины XX в.

1

Духовная атмосфера и её отражение в литературе и искусстве

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.



84

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество (обзор) Исповедальный характер лирики Твардовского

1

Служение народу как ведущий мотив творчества поэта

Уметь искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого ; выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь соотносить произведение с литературным направлением, с общественной жизнью и культурой



85

Поэма «За далью даль» (обзор)

1

Тема памяти в лирике Твардовского

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельность

Уметь выявлять авторскую позицию




Проза II половины XX в. Литература «оттепели».







86

В.Т.Шаламов. Жизнь и тв-во (обзор). «Последний замер», « Шоковая терапия»

1

Жизненная достоверность и глубина проблем, поднимаемых писателем. Новаторство Шаламова-прозаика

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



87

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести

1

Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи

Уметь составлять план, тезис, конспект

Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений



88

Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты) Отражение в романе трагического опыта русской истории

1

Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



89

Деревенская проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем

1

Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов .

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению



90

Ф.Абрамов «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы

1

Развитие традиционных тем в русской литературе (гражданского служения, единства человека и природы)

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь выявлять авторскую позицию



91

В.П.Астафьев. «Последний поклон» Мотивы трагического бессилия.

1

Нравственно-философская проблематика произведения

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



92

В.М.Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах «Верую», «Алеша Бесконвойный»

1

Особенности повествовательной манеры Шукшина

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.



93

В.В.Быков. Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения

1

Авторская позиция и способы её выражения в произведении. Мастерство психологического анализа

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности

Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения



94

В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Тема памяти и преемственности поколений

1

Проблематика повести и её связь с традицией классической русской прозы

Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению




Поэзия II половины XX века.

12






95

Н.М.Рубцов. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта.

1

Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова

Уметь осознанно бегло читать, проводить иформационно-смысловой анализ текста

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, и авторскую позицию



96

Р.Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве поэта. «Журавли» и др.

1

Проникновенное звучание темы Родины в лирике Гамзатова

Уметь использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысли

Уметь выразительно читать изученные произведения(или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения



97

И.Бродский. «Воротишься на родины. Ну что ж…», « Сонет».Тема одиночества человека.

1

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь выявлять авторскую позицию



98

Б.Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов

1

Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Б. Окуджавы

Уметь выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь выявлять авторскую позицию



99

Драматургия II половины XX века А.В.Вампилов. Нравственная острота проблематики пьес. «Утиная охота».

1

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие композиции

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы,

Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения




Зарубежная литература







100

Д.Лондон. «Любовь к жизни» Жажда жизни в произведении

1






101

Б.Шоу «Пигмалион» Своеобразие конфликта. Чеховские традиции в тв-ве Шоу

1






102

Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество (обзор). Проблематика повести «Старик и море»

1

Образ рыбака Сантьяго. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

Уметь анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения