Пояснительная записка
За основу Рабочей программы принята Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Изд. 5-е. –М.: «Русское слово», 2009.
Курс литературы по программе С. А.Зинина, В. А. Чалмаева построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писателей и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям общеобразовательного содержательного минимума по предмету.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;
• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.
Обогащать духовно-нравственный опыт и расширять эстетический кругозор учащихся при изучении русской литературы;
Формировать умение соотносить нравственные идеалы произведений русской литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
Совершенствовать речевую деятельность учащихся, развивать умение и навыки, обеспечивающие владение литературным языком, постижение многообразия изобразительно-выразительных средств художественной литературы.
Нормативно-правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа
1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Государственный образовательный стандарт, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03. 2004 г. № 1089;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.11.2011 г. №2643 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях". Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г. Регистрационный № 40154.
5. Федеральный базисный учебный план;
6. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015г. №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год».
Место и роль литературы в овладении обучающимися общеучебными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями, предусмотренными требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге; стремлением каждого ученика должно стать глубокое проникновение в тайну произведения, в его смысл, художественную идею. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Исходя из этого, программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные темы и проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, тема любви, патриотизма и др.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Планируется строить уроки так, чтобы весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) способствовал выработке у учащихся интереса к литературе как предмету. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении.
Содержание учебного курса
10 класс
Н.М.Карамзин 1час. Карамзин – историк, Карамзин реформатор.
Формы контроля: индивидуальные задания, фронтальный опрос, беседа
Г. Р. Державин 1 час «Бог». «Ключ». «Снегирь». «Соловей». Широта тематики и яркость мировосприятия в лирике Державина. Быстрота отклика на события окружающей жизни. Классицизм и реализм в их взаимодействии. Философская лирика и утверждение роли поэта («Памятник»).
В. А. Жуковский (2часа) «Певец во стане русских воинов». «Море». «Эолова арфа». «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Личность поэта. Тема войны 1812 года. Идеал и действительность в сознании писателя-романтика. Грусть неосуществимости человеческих желаний.
А. С. Пушкин (5 часов) «К Чаадаеву». «Деревня». «Вольность». «Погасло дневное светило…». «Пророк». «Я вас любил…». «Арион». «На холмах Грузии…». «Анчар». «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». «Поэту». «Безумных лет угасшее веселье…». «Осень». «Птицы-пустынники и жены непорочны…». «Евгений Онегин». «Борис Годунов». «Маленькие трагедии»(«Моцарт и Сальери»).Личность поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Лирика. Основные мотивы лирики Пушкина. Творчество, философская лирика, тема поэта и поэзии. Вольнолюбивые стихи, лирика дружбы и любовная лирика. Совершенство пушкинского стиха. Активное слияние личной и гражданской тем. Одухотворенность лирики любви. Вера в торжество светлых начал жизни и философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта.
Трагедия «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Язык и особенности стиха трагедии.
«Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры, взгляды и поступки героев. Позиция автора.
Теория. Народность литературы.
М.Ю. Лермонтов (4 часа). Жизнь и творчество поэта. Романтизм в творчестве Лермонтова. Основные мотивы лирики. Лермонтов и Байрон. «Нищий». «Когда волнуется желтеющая нива». «И скучно и грустно…». «Дума». «Поэт». «Молитва». «Как часто, пёстрою толпою окружён…». «Родина». «Выхожу один я на дорогу…». «Пророк». «Демон».
Н.В. Гоголь (3 часа). Очерк жизни и творчества писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород». «Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель». История создания. Идейный замысел и композиция поэмы. Сюжет и лирические отступления. Обобщающее значение образов произведений. Приёмы сатирической обрисовки. Портрет, интерьер. Пейзаж. Диалог. Пафос лирических отступлений. «Живая Русь» в творчестве. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла.
А.Н. Островский (8 часов). Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Неравный и острый конфликт героини с «тёмным царством». Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Обличение самодурства и невежества.
Катерина и её трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции.
Пьесы драматурга на русской сцене. Судьба его пьес в кино и на телевидении.
Критика: Н.А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве», А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского», «Письма к Тургеневу».
Теория. Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении.
А.В. Кольцов ( 1 час) Краткая биография поэта. Анализ лирики.
И. А. Гончаров (5 часов)
Краткая биография писателя. Общая характеристика трёх романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Женские образы в романе. «Обломовщина».
Теория. Нарицательные образы.
И. С. Тургенев. (7 часов). Очерк жизни и творчества. «Записки охотника». «Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. Оппоненты героя, их нравственная и социальная позиция. Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора.
Н.Г.Чернышевский Личность писателя и история создания романа «Что делать?»
Новые люди в романе. Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».
.
Н. А. Некрасов (6 часов)
Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Полемика вокруг поэзии Некрасова. «Я не люблю иронии твоей…». «Поэт и гражданин». «Рыцарь на час». Стихотворения из цикла «О погоде». «Умру я скоро. Жалкое наследство…». «Элегия». «Пророк». «Зине».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика в поэме. Идейная позиция автора.
Ф.И. Тютчев (4 часа)
Поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Любовь как «поединок роковой». «Silentium!». «Не то, что мните вы, природа…». «Еще земли печален вид…». «Эти бедные селенья…». «Как хорошо ты, о море ночное…». «Нам не дано предугадать…». «К.Б.». «Чему бы жизнь нас не учила…».
А.А. Фет. (5 часов)
«Поэтам». «Еще весны душистой нега…». «Еще майская ночь…». «Сияла ночь. Луной был полон сад…». «Шепот, робкое дыханье…». «Заря прощается с землею…». «Облаком волнистым…». «На железной дороге». «Это утро, радость эта…».
Коста Хетагуров. 1час Жизнь и творчество писателя. Основные темы произведений.
Н.С. Лесков (3 часа)
Жизнь и творчество. Лесков как мастер описания русского быта. «Очарованный странник». Национальный характер в его изображении. Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Иван Флягин – один из героев, правдоискателей. Былинные мотивы в повести. Манера сказа. Близость к народной речи. Роль Лескова в развитии русской литературы.
М.Е. Салтыков-Щедрин (5 часов)
Жизнь и творчество. «История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Безграничное терпение и бесправие народа. Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Приём гротеска в сатирическом произведении. Литературная полемика вокруг его творчества.
Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).
А.К.Толстой
А.К.Толстой. Интимная лирика А.К. Толстого. («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.).
А.К. Толстой. Мир природы в лирике поэта.
Л. Н. Толстой (14 часов)
Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение). «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. Художественные особенности романа-эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Различие путей нравственных поисков героев романа – Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Исторические личности на страницах романа. Взгляд Л.Толстого на роль личности в истории. Катины войны в романе. Осуждение войны. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Лев Толстой – классик и самобытный философ.
Теория. Роман-эпопея. История на страницах художественного произведения. Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя.
Ф.М.Достоевский (7 часов)
Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его призведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений. «Преступление и наказание». «Идиот». Общая характеристика. «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.
Теория. Полифонизм романов Достоевского.
А.П. Чехов (7 часов)
Общая характеристика жизни и творчества. Рассказы, своеобразие их тематики и стиля. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь» и «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». «Вишнёвый сад». «Мелочи жизни» в изображении писателя. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, острое внимание к миру всего живого. Своеобразие чеховского психологизма. Способы создания комического эффекта. Новаторство в изображении мира природы и его связи с духовным миром человека. Чехов-драматург. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие. Подтекст и его роль. Ремарки.
«Вишнёвый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Символический смысл названия. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления – основа конфликта пьесы. Внесценические персонажи. Образ сада. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.
19 век – век русской классики. Судьба русской литературы 19 века и её роль в мировой культуре.
Зарубежная литература (4 часа)
Литературные процессы, происходящие в западноевропейской литературе на рубеже XIX – XX веков.
В Гюго. Жизнь и творчество. Нравственные проблемы романа «Отверженные».
Романы Э.Т. Гофмана.
Формирование реализма в зарубежной литературе.
Творчество Ч. Диккенса. Стендаль. Общая характеристика творчества писателя.
О. де Бальзак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Человеческая комедия». Краткий обзор цикла. Бальзак – писатель-реалист. «Гобсек». Концепция человека в европейской литературе 19 века. Изображение в повести губительной силы и власти денег.
Поэзия. Творчество А. Рембо. Пафос разрыва со всем устоявшимся, закоснелым.
Творчество Ф.Г. Лорка. Своеобразие поэзии Лорки.
Литература народов России. Общая характеристика творчества.
Стихи Г. Тукая. Литературная деятельность К. Иванова.
Теория. Судьбы реализма в литературах мира.
Содержание учебного курса
11 класс
Литература начала 20 века (2 часа)
Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков.
Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX − ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».
Проза начала 20 века (16 часов)
И. А. Бунин (6 часов)
Жизненный и творческий путь И.А.Бунина (обзор).
Стихотворения: «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья…»), «Одиночество», «Песня», «Последний шмель». Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).
Повесть «Деревня».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в прозе Бунина “Антоновские яблоки, «Деревня”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
М. Горький (5 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказов.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
А. И. Куприн (3 часа)
Жизнь и творчество. Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). (обзор).
Рассказ «Гранатовый браслет», повесть «Олеся».
Своеобразие сюжета рассказа. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в произведении. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в рассказе, смысл финала. Красота «природного» человека в повести «Олеся».
В.Г.Короленко (1 час)
Своеобразие творческого метода В.Г.Короленко. Рассказ «Река играет».
Л.Н.Андреев (1 час)
Своеобразие творческого метода Л. Андреева (Обзор).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать основные факты жизненного и творческого пути писателя; содержание изученных литературных произведений, основные теоретико-литературные понятия;
«Серебряный век» русской поэзии (23 часа).
«Серебряный век» русской поэзии (1 час)
И. Ф. Анненский, Д.Мережковский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич Обзор.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
В. Я. Брюсов (1 час)
В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «К медному всаднику», «К портрету М.Ю.Лермонтова», «Кинжал», «О фетовской душе знакомый стих…», «Родной язык в моей стране», «Сын земли», «Юношам»,
«Моё упорство», «О себе самом», «Пока есть небо», «Нам проба». В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.
К. Д. Бальмонт (1 час)
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени»,
«Лунный луг», «Фантазия» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
И.Ф. Анненский (1 час)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Старая шарманка», «Среди миров», «Смычок и струны» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
О.Э.Мандельштам(1час)
Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез.
А. А. Блок (4 часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Романтический образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии
Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно- символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм (1 час)
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет», («Как конквистадор в панцире железном…»). «Жираф», «Волшебная скрипка», «В библиотеке», «Капитаны», «Андрей Рублёв», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Рабочий» .
Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилёва. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
А. А. Ахматова (4 часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Перед весной бывают дни такие», «Заплаканная осень как вдова», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Не с теми я, кто бросил землю», «Приморский сонет»,
«Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля». Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…»,
«Бывает так: какая-то истома…», «Муза»..
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Возникновение футуризма. Русский футуризм (1 час)
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский (4 часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Дешёвая распродажа», «Флейта позвоночник», «Владимир Маяковский»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся».
Стихотворения: «Нате!», «Вам!», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике.
Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
Новокрестьянские поэты. (1 час)
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н. А. Клюева, С. Клычкова, П.Орешина, С. А. Есенина.
Жизнь и творчество (обзор).
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин (4 часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «О красном вечере задумалась дорога», «Запели тёсаные дроги»,«Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Пушкину»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Русь Советская».
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики, философичность как основные черты есенинской поэтики.
Литература 20-х годов (3 часа)
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Общая характеристика развития страны в годы после Октябрьской революции. Три потока развития литературы (советская литература, возвращённая литература, литература русского зарубежья).
Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья»).
Возникновение «гнёзд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры».
Тема революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А.Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» В.Иванова, «Разгром» А. Фадеева. Тема гражданской войны в романе А.Фадеева «Разгром».(1 час) Нравственные проблемы в романе.
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов (21 час)
Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве.
М. А. Булгаков (5 часов)
Жизнь и творчество. Раннее творчество М.А.Булгакова.
Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.Н.Толстой (1 час). Обзор.
Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого. Роман А.Н.Толстого «Пётр 1». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа. (обзор)(1 час)
Е.И.Замятин (2 часа)
Развитие жанра антиутопии в творчестве Е.И.Замятина. Судьба личности в тоталитарном государстве.
А. П. Платонов (3 часа)
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы». Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов (6 часов)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон».
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
М. И. Цветаева (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «На радость», «Стать тем, что никому не мило», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Стихи к сыну», «Родина», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), « «Тоска по родине! Давно…».
Стихотворения: «Москве», «Родина».
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, её поэтического темперамента. Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог- исповедь. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Русская литература в изгнании. Центры зарубежной русской литературы (обзор). (1 час)
Литература периода Великой Отечественной войны (4часа)
Литература периода Великой Отечественной войны. Война и духовная жизнь общества. Лирика военных лет (1 час). (Н.Тихонов, А.Сурков, К. Симонов, О. Берггольц). Человек на войне и правда о ней.(1 час) Проза и публицистика военных лет. Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Некрасова, К.Воробьёва, В.Богомолова.
В. В. Быков. (1 час)
Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
Литературный процесс 50-80-х годов (25 часов)
Литература 50-60-х годов. Обзор. (1 час) Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (1 час) «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Окуджава, Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский).
А. И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Роман "Архипелаг Гулаг" (фрагменты). (абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 31.08.2009 № 320)
«Городская» проза и «деревенская» проза (1 час). Нравственная проблематика и художественные особенности произведений. В.Дудинцев «Не хлебом единым».
Драматургия (1 час).
Нравственная острота проблематики пьес. Пьесы А.Володина, А.Арбузова, В.Розова (обзор)
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).
Нравственно-философская проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Литература русского зарубежья. (1 час) «Вторая волна» русской эмиграции: И.Бродский, А.Солженицын.
И. А. Бродский
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…»,
«Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
«Третья» волна эмиграции: Г. Владимов, С.Довлатов, А. Гладилин.
Авторская песня (1 час). Творчество А.Галича, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, В.Высоцкого.
Б. Ш. Окуджава
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
А. Т. Твардовский (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», К обидам горьким собственной персоны» Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...»,
«О сущем».
Поэмы: «По праву памяти», «За далью даль».
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение на-
роду как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике
Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Б. Л. Пастернак (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Про эти стихи», «Любить иных – тяжёлый крест», «Никого не будет в доме», «Сосны», «Иней»,«На ранних поездах», «Снег идет», «Июль» «Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. И. Солженицын (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Характер повествования. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Роман "Архипелаг Гулаг" (фрагменты) (абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 31.08.2009 № 320)
Рассказ «Матрёнин двор». Тема народного праведничества. Черты «нутряной» России в облике Матрёны. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
В.П.Астафьев (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Экологическая тема в творчестве В.П.Астафьева. Взаимоотношения человека и природы в творчестве В.Астафьева «Царь-рыба».
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества «Печальный детектив».
В. Г. Распутин (5 часов)
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Повесть «Последний срок».
Тема гражданской ответственности в повести «Живи и помни». Тревога за судьбу родины.
Литература на современном этапе (5 часов)
Обзор литературы последнего десятилетия. (1 час)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Литература на современном этапе. Тенденции современной литературы. Понятие о постмодернизме.
Т. Толстая (1 час)
Проза Т.Толстой. Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы «Свидание с птицей», «Факир», «Йорик».
Краткий обзор творчества В.Пелевина. Фантомность реальности в повести В.Пелевина (1 час) «Омон Ра».
С.Довлатов (1 час) «Новый автобиографизм». Цикл «Демарш энтузиастов». Рассказ «Когда-то мы жили в горах».
Новейшая русская поэзия
И. А. Бродский (1 час)
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…»,
«Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
Зарубежная литература (4 часа)
Б.Шоу «Пигмалион»
Романы Э.М. Ремарка и Э.Хемингуэя.
Поэзия Т.Элиота, Д.Байрона
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
- соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;
- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;
- создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс. - М.: «Вако», 2002.
Уроки мысли и чувства. Пособие для учителей литературы общеобразовательных учреждений. Ч. 1-4 /Сост. В.В. Васильев. - Воронеж: ВОИПКРО, 1990-1998.
Открытые уроки по литературе. 9-11 классы /Авторы-составители Л.И. Косивцова, Л.А. Тропкина. - Волгоград: Учитель, 2002.
Преподавание литературы в 11 классе. Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях./ Под редакцией Г.А, Обернихиной. - М.: АРКТИ. 2000.
Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. - Спб.: Паритет, 2004.
По страницам литературных произведений. Викторины. 5-11 классы /Автор-составитель Л.А. Курганова. -Волгоград:Учитель, 2007.