№ | Дата | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | домашнее задание | изучаемые произведения |
1-2 | 1н. | Литература как искусство словесного образа 1.ТЛ Литература как искусство словесного образа. 2. ТЛ Литература и фольклор. | Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе. | | |
| | Раздел 1. Русский фольклор | | | |
3-4 | | 1. Малые жанры фольклора 1.3.Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. 1.4 Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. | Различать пословицы и поговорки. | | |
5 | | 1.5.Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. | Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях. | | |
6 | | 2.Сказки (волшебная, бытовая, о животных) 2.6. Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). | Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. | | |
7 | | 2.7.Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. ТЛ Художественный образ. Персонаж. | Выявлять характерные для народных сказок и былин художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы). Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку. | | |
8 | | 8. Р.р. Сочинение собственной сказки. | | | |
| | Раздел 4. Русская литература XIX в. (первая половина) | | | |
9-10 | | И. А. Крылов (6 ч) 4.9.Жанр басни, история его развития. 10. ТЛ Лиро-эпические жанры (басня). | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. | | Басни «Слон и Моська», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Щука и Рак» |
11 | | 4.11.Образы животных в басне. | Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. | | |
12 | | 4.12.Выражение народной мудрости в баснях Крылова. | Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. | | |
13 | | 4.13.Поучительный характер басен. | Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Крылова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя | | |
14 | | 4.14. Инсценирование басни по выбору | | |
15 | | А.С.Пушкин (9 ч) 4.15. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. ТЛ Лирические жанры. | | Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину», «Зимнее утро», «Зимний вечер» |
16 | | 4.16.Мотивы дружбы, прочного союза друзей. | | |
17 | | 4.17.Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. | | |
18 | | 4.18.Вдохновение как особое состояние поэта. | | |
19-20 | | 4.19Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений. 4.20. ТЛ Изобразительно-выразительные средства. Системы стихосложения. Рифма. Строфа. | | |
21 | | 4.21. Выразительное чтение стихотворения по выбору. | | |
22 | | 4.22. Чтение наизусть стихотворения по выбору | | |
23 | | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 4.23.Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина. | | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
24 | | М.Ю. Лермонтов (7 ч) 4.24. Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. | | Стихотворения «Парус», «Листок», «Из Гёте», « Три пальмы». |
25 | | 4.25. Чувство трагического одиночества. | | |
26 | | 4.26. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова. | | |
27 | | 4.27. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. | | |
28 | | 4.28 «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. | | Стихотворение «Бородино» |
29 | | 4.29. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | | |
30 | | 4.30. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. | | |
31-32 | | Н.В.Гоголь (5 ч) 4.31. Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. 4.32. ТЛ Эпические жанры. Сюжет и композиция. | | Повесть «Ночь перед рождеством» |
33 | | 4.33.Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. ТЛ Конфликт. | | |
34 | | 4.34.Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. ТЛ Художественный вымысел | | |
35 | | 4.35.Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма. | | |
| | Раздел 5. Русская литература XIX в. (вторая половина) | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты выразительно произведений русской литературы второй половины XIX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в. Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. | | |
36 | | Ф.И.Тютчев (3 ч) 5.36.Параллелизм в описании жизни природы и человека. | | Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…» |
37 | | 5.37. Природные образы и средства их создания. ТЛ Пейзаж. | | |
38 | | 5.38. Анализ лирического произведения | | |
39 | | А.А.Фет (2 ч) 5.39. Параллелизм в описании жизни природы и человека. | | Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них – у дуба, у березы…» |
40 | | 5.40.. Природные образы и средства их создания. | | |
41 | | И.С. Тургенев (8ч) 5.41. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России | Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | | Повесть «Муму» |
42 | | 5.42.Образ Герасима. | | |
43 | | 5.43.Особенности повествования, авторская позиция. | | |
44 | | 5.44.Символическое значение образа главного героя. | | |
45 | | 5.45.Образ Муму. | | |
46 | | 5.46.Смысл финала повести. | | |
47 | | 5.47. Изучение и анализ произведения «Бежин луг» | | «Бежин луг» |
48 | | 5.48. Сочинение «Характеристика одного из героев произведений И.С.Тургенева» | | | |
49-50 | | Н. А. Некрасов (2ч). 5.49. Изображение жизни простого народа. 5.50. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. | | | Стихотворение «Крестьянские дети» |
| | Раздел 6. Русская литература ХХ века (первая половина) | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А. И. Куприна, В. В. Маяковского | | |
51 | | А.И.Куприн (3 ч) 6.51.Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. | | Рассказ «Чудесный доктор» |
52 | | 6.52. Смысл названия. Тема служения людям и добру. | | |
53 | | 6.53.Образ доктора в русской литературе. | | |
54 | | В.В. Маяковский (3 ч) 6.54. Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского | | Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». |
55 | | 6.55.Гуманистический пафос стихотворения | | |
56 | | 6.56.Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. | | |
| | Раздел 7. Русская литература ХХ века (вторая половина) | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы второй половины XX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XX в. Характеризовать героя русской литературы второй половины XX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | | |
57 | | Поэзия 2-ой половины ХХ века Н.М. Рубцов (2 ч) 7.57. Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. | | Стихотворения: "Звезда полей", «В горнице» |
58 | | 7.58.Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие. | | |
59 | | Проза о детях В.П. Астафьев (5 ч) 7.59.Изображение становления характера главного героя. | | Рассказ «Васюткино озеро». |
60 | | 7.60.Самообладание маленького охотника. | | |
61 | | 7.61.Мальчик в борьбе за спасение. | | |
62 | | 7.62.Картины родной природы. | | |
63 | | 7.63. Сжатый пересказ «Васюткино озеро» | | | |
| | Раздел 8. Литература народов России. (3 ч) | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений литературы народов России. Характеризовать героя литературы народов России. Выявлять характерные для произведений литературы народов России темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений литературы народов России с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | | |
64 | | Габдулла Тукай (1 ч) 8.64.Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. | | Стихотворение «Родная деревня» |
65 | | Расул Гамзатов (2 ч) 8.65.Тема любви к родному краю. | | Стихотворение «Мой Дагестан» |
66 | | 8.66.Национальный колорит стихотворения. | | |
| | Раздел 9. Зарубежная литература. (7 ч) | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы. Читать выразительно наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы. Характеризовать героя зарубежной литературы. Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведении зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии. Сопоставлять оригинальные тексты произведении зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык | | |
67-68 | | Зарубежная сказочная и фантастическая проза 9.67-68. Л.Кэррол. Особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения. | | «Алиса в стране чудес» |
69-70 | | 9.69-70. Д.Родари. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. | | «Сказки по телефону» |
71 | | 9.71 Сочинение собственной сказки. | | |
72-73 | | 9.72-73. Д.Р.Р.Толкиен. Особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения. | | «Хоббит, или Туда и Обратно» |
| | Раздел 10. Обзор | | |
74 | | Литературная сказка (4 ч) А.Погорельский 10.74.Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). | | Сказка «Черная курица, или Подземные жители» |
75 | | 10.75.Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи волшебные предметы в литературной сказке. | | |
76 | | 10.76. Г.Х,Андерсен Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. | | «Стойкий оловянный солдатик» |
77 | | 10.77. Сочинение «Любимый герой литературной сказки» | | |
| | Тема детства в русской и зарубежной литературе (7 ч) | | |
78-79 | | Зарубежная проза о детях и подростках М. Твен (5 ч) 10.78-79. Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. | | Повесть "Приключения Тома Сойера" |
80-81 | | 10.80-81.Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. | | |
82 | | 10.82. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. | | |
83-84 | | 10.83-84. А.Линдгрен. Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. | | «Приключения Кале Блюмквиста» |
85-86 | | Русские и зарубежные писатели о животных (8 ч) Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы Дж.Лондон. Повесть «Белый Клык». Э.Сетон-Томпсон. Рассказ «Королевская аналостанка». 10.85-86. Образы животных в произведениях художественной литературы. | | «Белый Клык» «Королевская аналостанка». |
87-88 | | 10.87-88. Нравственные проблемы в произведениях о животных. | | |
89-90 | | 10.89-90. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов. | | | |
91-92 | | Тема природы в русской поэзии (6 ч) А.К.Толстой. Стихотворение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». А.А.Фет. Стихотворение «Чудная картина…». И.А.Бунин. Стихотворение «Листопад» (фрагмент «Лес, точно терем расписной…»). Н.А.Заболоцкий. Стихотворение «Гроза идет» 10.91-92. Картины родной природы в изображении русских поэтов. | | | «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» «Чудная картина…». «Листопад» «Гроза идет» |
93-94 | | 10.93-94. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. | | | |
95 | | 10.95 Изобразительно-выразительные средства в лирическом произведении. | | | |
96 | | 10.96. Выразительное чтение (или наизусть) лирического произведения. | | | |
97 | | Тема родины в русской поэзии (2 ч) И.С.Никитин. Стихотворение «Русь». А.К.Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край…» 10.97. Образ родины в русской поэзии. | | | Стихотворение «Русь». Стихотворение «Край ты мой, родимый край…» |
98 | | 10.98 Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображение родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей. | | | |
99 | | Военная тема в русской литературе А.Т.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста» 10.99. Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвященных военной теме. | | | Стихотворение «Рассказ танкиста» |
100 | | 10.100. Образы русских солдат. | | | |
| | Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов | | | |
101 | | 101. Ю. Кузнецова «Где папа?». Сюжет и композиция произведения. | | | «Где папа?» |
102 | | 102. Е.Мурашова «Гвардия тревоги». Тематика и проблематика произведения. | | | «Гвардия тревоги». |
103 | | 103. Промежуточная аттестационная работа. | | | |
| | Современная зарубежная проза | | | |
104-105 | | 104-105. М.Парр «Вафельное сердце». Характеристика главного героя. Особенности композиции произведения. | | | «Вафельное сердце». |
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________