МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7г.ДОНЕЦКА
__________________________________________________________________
| «Согласовано» Зам. директора по УР ФРОЛОВА Н.И.. ____________ « » сентября 201 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ№7г.ДОНЕЦКА ПИЛИПЧУК Н.Н. _______ Приказ №__ от «__»_____ 201 г. |
Рабочая учебная программа
по дисциплине «музыка и пение»
для 5 класса
специального (коррекционного) образования VIII вида
(надомное обучение)
(Автор: И.В. Евтушенко)
учитель ДЖИОЕВА Е.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, развивает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творчески качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки.
Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьников, адаптации его в обществе. Этому в процессе обучения музыке и пению будет способствовать соблюдение следующих принципов:
художественность и культуросообразность содержания
коррекционная направленность обучения
оптимистическая перспектива образования
индивидуализация и дифференциация процесса обучения
комплексное обучение на основе передовых психолого-медикопедагогических технологий
Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиорская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы:
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит основной минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
Оценка по предмету «Музыка и пение» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой или услышанной музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
СОДЕРЖАНИЕ (17 ч; 0,5 ч в неделю)
Пение
Исполнение песенного материала в диапазоне си – ре2. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука. Совершенствование навыка чёткого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
Слушание музыки
Особенности национального фольклора. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.
Музыкальная грамота
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, звукоряд, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4 , ¾, 4/4.
Учебно-тематический план (17 ч)
№ | Тема | Кол.часов |
-
| Пение | 11 |
-
| Слушание музыки | 4 |
-
| Музыкальная грамота | 2 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
наизусть 8-10 песен
примерное содержание прослушанных музыкальных произведений
размеры музыкальных произведений (2/4, ¾, 4/4)
музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие)
значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка)
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно начинать пение после вступления
осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всём диапазоне
контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих
применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки)
использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного произведения
адекватно оценивать собственное исполнение и пение окружающих
Список литературы
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
Календарно-тематическое поурочное планирование по музыке и пению в 5 классе – 17 ч
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Музыка | Слова | Дата |
| Музыкальная грамота. Народные музыкальные инструменты и их звучание. Значение музыки в жизни людей | 1 | | |
| Пение. Учиться надо весело | 1 | С. Соснин | М. Синявский | |
| Слушание «Песенка для тебя» (из телефильма «Про Красную шапочку») | 1 | А. Рыбников | Ю. Михайлов | |
| Музыкальная грамота. Размеры музыкальных произведений (2/4, ¾, 4/4). Музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие) | 1 | | |
| Пение. Песенка Деда Мороза (из мультфильма «Дед Мороз и лето») | 1 | Е. Крылатов | Ю. Энтин | |
| Слушание «К Элизе» | 1 | Л. Бетховен | | |
| Пение. Прекрасное далёко (из телефильма «Гостья из будущего») | 1 | Е. Крылатов | Ю. Энтин | |
| Пение. Пойду ль я, выйду ль я | 1 | Русская народная песня | |
| Пение. Наша ёлка | 1 | А. Островский | З. Петрова | |
| Слушание «Дорога добра» (из мультфильма «Приключения Маленького Мука») | 1 | М. Минков | Ю. Энтин | |
| Пение. Из чего же | 1 | Ю. Чичков | Я. Халецкий | |
| Пение. Катюша | 1 | М. Блантер | М. Исаковский | |
| Пение. Облака | 1 | В. Шаинский | С. Козлов | |
| Слушание «Утро» | 1 | Э. Григ | | |
| Пение. Бу-ра-ти-но (из телефильма «Приключения Буратино») | 1 | А. Рыбников | Ю. Энтин | |
| Пение. Калинка | 1 | Русская народная песня | |
| Пение. Дважды два четыре | 1 | В. Шаинский | М. Пляцковский | |