СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по "Общей биоэкологии"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

         Программа учебной дисциплины БД.08 Экология  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования для специальностей: 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

Разработчик: Павлова Карина Юрьевна, преподаватель биологии     КГБ ПОУ «НГГПК»

Просмотр содержимого документа
«Программа по "Общей биоэкологии"»

5


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАХОДКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»














ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЯ»




















Находка, 2017

Программа учебной дисциплины БД.08 Экология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования для специальностей: 19.02.10 Технология продукции общественного питания.


Организация-разработчик: «Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж»


Разработчик: Павлова Карина Юрьевна, преподаватель биологии КГБ ПОУ «НГГПК»


Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательной подготовки


Протокол № ____ от «_____»_______________ 2017 г.


Председатель /О.М. Никитина /

Утверждена

зам. директора по УПР / Т.М. Войстрик/


СОДЕРЖАНИЕ


стр.


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

11


12



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЯ

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности БД. 08 экология для специальностей: 19.02.10 Технология продукции общественного питания.



  1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина экология принадлежит к общеобразовательному циклу учебного плана в структуре ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

  1. Цель и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины, обучающийся должен: уметь:

– использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

- соблюдать правила поведения в природе.

знать:

– экологические термины;

- основные экологические проблемы;

- принципы охраны природы;

- законы, связанные с охраной природы;

- правовые вопросы экологической безопасности;

- экологические принципы рационального природопользования.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, из них 26 часов теоретических занятий и 10 часов практических занятий; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.





СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные занятия

0

практические занятия

10

контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

- работа с учебником, конспектом

- написание эссе

- подготовка доклада

- подготовка реферата

- составление «Синквейна»

- заполнение таблиц

- составление схем

-подготовка к зачету


8

1

1

2

1

2

1

2

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся;

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общая экология (13)


Тема 1.1.


Общее представление о науке экология. История экологии.

Содержание учебного материала

История экологии. Предмет экологии. Цели, задачи, методы экологии. Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.



2



1

Самостоятельная работа: Написание эссе «Необходимость экологического образования».

1

2

Тема 1.2.


Среда как экологическое

понятие.

Типы взаимодействия организмов. Экологические факторы. Определение среды обитания; четыре основные среды жизни и пути приспособления организмов к условиям среды; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды; законы действия факторов; положения эволюционной теории Ч. Дарвина, объясняющей пути приспособления организмов к условиям окружающей среды.




1



2

Практические работы: 1

Изучение морфологического критерия вида

2


Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

1

2

Тема 1.3.


Основные среды

жизни.


Практическая работа №2

"Изучение приспособленности организмов к условиям обитания"




2




2


Самостоятельная работа студента: Заполнить таблицу: «основные среды жизни»

1

2


Тема 1.4.

Популяция и динамика

популяций.


Структура популяции и их экологические характеристики. Экологическое определение популяций. Колебания численности популяций и динамика популяций различных климатических зон. Понятие экологической ниши.



2



2

Самостоятельная работа студента.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.


1


2


РАЗДЕЛ 2. Экология экосистем (5)


Тема 2.1.

Концепция экосистемы.


Основная характеристика концепции экосистем.


2


2

Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

1

2

Контроль знаний по

Разделам "Общая экология" и

"Экология экосистем".


Тестовый контроль.




2



2

РАЗДЕЛ 3. Биосферная экология (12)

Тема 3.1.


Учение В.И. Вернадского о Биосфере и ноосфере

Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере. Общие сведения о биосфере, глобальные проблемы биосферы, угроза ‘парникового эффекта”, разрушение озонового слоя, аэрация суши, истощение природных ресурсов.


2



1

Практические работы 3,4.

Составление пищывых цепочек

Решение задач на продуктивность экосисстем.

4


Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка доклада «Глобальные проблемы биосферы»


2



2

Тема 3.2.

Атмосфера, гидросфера, литосфера

Свойства, границы, состав и значение атмосферы гидросферы и литосферы.

Основные биосферные круговороты веществ и влияние на них хозяйственной деятельности человека


2



2

Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, заполнение таблиц: «Биосферные круговороты веществ».

2

2

РАЗДЕЛ 4. Экологический кризис и пути его решения (24)


Тема 4.1.

Современный экологический

Кризис и пути его решения.


Классификация экологических кризисов. Антропогенная экология. Пути устранения экологических кризисов. Глобальные проблемы. Основные экологические проблемы городов и сельской местности. Природные ресурсы, классификация, проблемы использования. Альтернативная энергетика современного мира.

6

1

Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Написание рефератов по выбранным темам.

3

2

Тема 4.2.

Концепция устойчивого развития


Возникновение концепции устойчивого развития. Основные положения концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие. Индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.



2





2

Самостоятельная работа: составить «Синквейн»

1

3

Тема 4.3.

Охрана окружающей

среды.


Охрана животного и растительного мира. Красная книга. Использование ресурсов Мирового океана. Охрана и рациональное использование лесов и воды. Особо охраняемые территории. Сведения о представителях животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу.


2



2

Практическая работа №5

Дальневосточный леопард – вымирающий вид.

2

3

Самостоятельная работа: Работа с учебником и лекционным материалом.


2



2

Тема 5.4.


Правовые и социальные аспекты экологии.


Экологическое право. Государственный контроль за состоянием

окружающей среды. Экологический мониторинг. История российского

природоохранного законодательства. Основные направления

современной государственной экологической политики, обеспечение

экологических законов, международное экологическое сотрудничество.


2




2


Самостоятельная работа: Подготовка к зачету.


2



2

Итоговый контроль


Конференция


2



3

Всего:


54



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины проходит в кабинете «Экология».

Оборудование учебного кабинета: – посадочные места по количеству обучающихся; – рабочее место преподавателя; – комплект учебно-наглядных пособий. Технические средства обучения: – персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; – экран; – мультимедиа-проектор.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

  1. Сухачев, А.А. Экологические основы природопользования. Учебник для СПО - М. : Кнорус, 2015.

  2. Тягунов, В.Г. Экология. Учебник - М. : Кнорус, 2015.

  3. Козачек, А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс, 2011.

Дополнительная литература:

1. Гальперин, М. В. Экологические основы природопользования: учебник. - М.: Ид Форум: Инфра-м, 2012.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

- состояние окружающей среды на современном этапе развития человеческого общества;

- важнейшие экологические понятия;

- глобальные проблемы экологии;

- правовые вопросы экологической безопасности;

- федеральный закон об охране окружающей среды;

- нормативные акты по рациональному природопользованию;


- Наблюдение и экспертная оценка

эффективности и правильности

самоанализа принимаемых решений на занятиях.

- Защита докладов рефератов.

- Тестирование.

- Проверка письменных работ.

- Наблюдение и оценка участия в семинарских занятиях.

- Оценка конспектов.

- Решение задач, оценка устных ответов.

- Проверка выполнения домашних заданий, тестирование;











Итоговый контроль:

Дифференцированный зачет.

- ориентироваться в современных проблемах экологии;

- распознавать природные ресурсы;

- осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, ресурсов Интернета);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством,

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;





5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются:

- РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений и навыков по образцу:


Лекция-объяснение, решение типовых задач, контрольная работа,

конспектирование, семинар;

(формы проведения занятий и организации самостоятельной работы)


Использование репродуктивных технологий обеспечивает усвоение обучающимися содержания обучения на репродуктивном уровне; систематизацию знаний полученных в процессе аудиторной и самостоятельной работы; ориентирование студента в потоке информации; развитие, закрепление и применение основных умений и навыков согласно инструкции в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях.

- АКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, предполагающие организацию обучения как продуктивной творческой деятельности в режиме активного взаимодействия студентов с преподавателем:

Конференция, подготовка доклада, подготовка и защита реферата;

(наименование используемых активных технологий)


- ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, предполагающие организацию обучения как продуктивной творческой деятельности в режиме взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем:


«Дерево решений», использование учебных презентаций, мозговой штурм

блиц-игры;

(наименование используемых интерактивных технологий)


Количество часов занятий, проводимых в активной и интерактивной форме по дисциплине, согласно учебному плану 11 часов.


Тема

Виды учебной работы

Используемые активные и интерактивные формы проведения занятий и организации самостоятельной работы

Количество

часов

Тема 1.3.

Основные среды

жизни.

Теоретическое занятие

блиц-игры

1

Самостоятельная работа



Тема 3.1.

Учение В.И. Вернадского о Биосфере и ноосфере

Теоретические занятия

мозговой штурм


1

Самостоятельная работа

Подготовка доклада


1


Тема 4.1.

Современный экологический

Кризис и пути его решения "

Теоретические занятия

Дерево решений

1

Самостоятельная работа

Подготовка и защита реферата

2

Тема 4.3.

Охрана окружающей

среды.

Теоретические занятия

использование учебных презентаций

2

Самостоятельная работа

блиц-игры

1

Тема 5.4.

Правовые и социальные аспекты экологии

Теоретические занятия

конференция

2

Самостоятельная работа



Итого:

11


Использование активных и интерактивных образовательных технологий способствует активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала студентов, повышению интереса и мотивации обучающихся, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение и ввести экстренную коррекцию знаний.

Данные технологии обеспечивают формирование общих компетенций через осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности, формируют познавательную потребность и необходимость дальнейшего самообразования.