5
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАХОДКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЯ»
Находка, 2017
Программа учебной дисциплины БД.08 Экология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования для специальностей: 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Организация-разработчик: «Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж»
Разработчик: Павлова Карина Юрьевна, преподаватель биологии КГБ ПОУ «НГГПК»
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательной подготовки
Протокол № ____ от «_____»_______________ 2017 г.
Председатель /О.М. Никитина /
Утверждена
зам. директора по УПР / Т.М. Войстрик/
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | 11 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности БД. 08 экология для специальностей: 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина экология принадлежит к общеобразовательному циклу учебного плана в структуре ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Цель и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины, обучающийся должен: уметь:
– использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
- соблюдать правила поведения в природе.
знать:
– экологические термины;
- основные экологические проблемы;
- принципы охраны природы;
- законы, связанные с охраной природы;
- правовые вопросы экологической безопасности;
- экологические принципы рационального природопользования.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, из них 26 часов теоретических занятий и 10 часов практических занятий; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: - работа с учебником, конспектом - написание эссе - подготовка доклада - подготовка реферата - составление «Синквейна» - заполнение таблиц - составление схем -подготовка к зачету | 8 1 1 2 1 2 1 2 |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся; | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общая экология (13) | |
Тема 1.1. Общее представление о науке экология. История экологии. | Содержание учебного материала |
История экологии. Предмет экологии. Цели, задачи, методы экологии. Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Написание эссе «Необходимость экологического образования». | 1 | 2 |
Тема 1.2. Среда как экологическое понятие. | Типы взаимодействия организмов. Экологические факторы. Определение среды обитания; четыре основные среды жизни и пути приспособления организмов к условиям среды; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды; законы действия факторов; положения эволюционной теории Ч. Дарвина, объясняющей пути приспособления организмов к условиям окружающей среды. | 1 | 2 |
Практические работы: 1 Изучение морфологического критерия вида | 2 | |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | 2 |
Тема 1.3. Основные среды жизни. | Практическая работа №2 "Изучение приспособленности организмов к условиям обитания" | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа студента: Заполнить таблицу: «основные среды жизни» | 1 | 2 |
Тема 1.4. Популяция и динамика популяций. | Структура популяции и их экологические характеристики. Экологическое определение популяций. Колебания численности популяций и динамика популяций различных климатических зон. Понятие экологической ниши. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | 2 |
РАЗДЕЛ 2. Экология экосистем (5) |
Тема 2.1. Концепция экосистемы. | |
Основная характеристика концепции экосистем. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | 2 |
Контроль знаний по Разделам "Общая экология" и "Экология экосистем". | Тестовый контроль. | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ 3. Биосферная экология (12) |
Тема 3.1. Учение В.И. Вернадского о Биосфере и ноосфере | Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере. Общие сведения о биосфере, глобальные проблемы биосферы, угроза ‘парникового эффекта”, разрушение озонового слоя, аэрация суши, истощение природных ресурсов. | 2 | 1 |
Практические работы 3,4. Составление пищывых цепочек Решение задач на продуктивность экосисстем. | 4 | |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка доклада «Глобальные проблемы биосферы» | 2 | 2 |
Тема 3.2. Атмосфера, гидросфера, литосфера | Свойства, границы, состав и значение атмосферы гидросферы и литосферы. Основные биосферные круговороты веществ и влияние на них хозяйственной деятельности человека | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, заполнение таблиц: «Биосферные круговороты веществ». | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ 4. Экологический кризис и пути его решения (24) |
Тема 4.1. Современный экологический Кризис и пути его решения. | Классификация экологических кризисов. Антропогенная экология. Пути устранения экологических кризисов. Глобальные проблемы. Основные экологические проблемы городов и сельской местности. Природные ресурсы, классификация, проблемы использования. Альтернативная энергетика современного мира. | 6 | 1 |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Написание рефератов по выбранным темам. | 3 | 2 |
Тема 4.2. Концепция устойчивого развития | Возникновение концепции устойчивого развития. Основные положения концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие. Индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: составить «Синквейн» | 1 | 3 |
Тема 4.3. Охрана окружающей среды. | Охрана животного и растительного мира. Красная книга. Использование ресурсов Мирового океана. Охрана и рациональное использование лесов и воды. Особо охраняемые территории. Сведения о представителях животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу. | 2 | 2 |
Практическая работа №5 Дальневосточный леопард – вымирающий вид. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: Работа с учебником и лекционным материалом. | 2 | 2 |
Тема 5.4. Правовые и социальные аспекты экологии. | Экологическое право. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг. История российского природоохранного законодательства. Основные направления современной государственной экологической политики, обеспечение экологических законов, международное экологическое сотрудничество. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка к зачету. | 2 | 2 |
Итоговый контроль | Конференция | 2 | 3 |
Всего: | 54 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины проходит в кабинете «Экология».
Оборудование учебного кабинета: – посадочные места по количеству обучающихся; – рабочее место преподавателя; – комплект учебно-наглядных пособий. Технические средства обучения: – персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; – экран; – мультимедиа-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Основная литература:
Сухачев, А.А. Экологические основы природопользования. Учебник для СПО - М. : Кнорус, 2015.
Тягунов, В.Г. Экология. Учебник - М. : Кнорус, 2015.
Козачек, А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс, 2011.
Дополнительная литература:
1. Гальперин, М. В. Экологические основы природопользования: учебник. - М.: Ид Форум: Инфра-м, 2012.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- состояние окружающей среды на современном этапе развития человеческого общества; - важнейшие экологические понятия; - глобальные проблемы экологии; - правовые вопросы экологической безопасности; - федеральный закон об охране окружающей среды; - нормативные акты по рациональному природопользованию; | - Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на занятиях. - Защита докладов рефератов. - Тестирование. - Проверка письменных работ. - Наблюдение и оценка участия в семинарских занятиях. - Оценка конспектов. - Решение задач, оценка устных ответов. - Проверка выполнения домашних заданий, тестирование; Итоговый контроль: Дифференцированный зачет. |
- ориентироваться в современных проблемах экологии; - распознавать природные ресурсы; - осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, ресурсов Интернета); - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологически грамотного поведения в окружающей среде; |
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются:
- РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений и навыков по образцу:
Лекция-объяснение, решение типовых задач, контрольная работа,
конспектирование, семинар;
(формы проведения занятий и организации самостоятельной работы)
Использование репродуктивных технологий обеспечивает усвоение обучающимися содержания обучения на репродуктивном уровне; систематизацию знаний полученных в процессе аудиторной и самостоятельной работы; ориентирование студента в потоке информации; развитие, закрепление и применение основных умений и навыков согласно инструкции в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях.
- АКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, предполагающие организацию обучения как продуктивной творческой деятельности в режиме активного взаимодействия студентов с преподавателем:
Конференция, подготовка доклада, подготовка и защита реферата;
(наименование используемых активных технологий)
- ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, предполагающие организацию обучения как продуктивной творческой деятельности в режиме взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем:
«Дерево решений», использование учебных презентаций, мозговой штурм
блиц-игры;
(наименование используемых интерактивных технологий)
Количество часов занятий, проводимых в активной и интерактивной форме по дисциплине, согласно учебному плану 11 часов.
Тема | Виды учебной работы | Используемые активные и интерактивные формы проведения занятий и организации самостоятельной работы | Количество часов |
Тема 1.3. Основные среды жизни. | Теоретическое занятие | блиц-игры | 1 |
Самостоятельная работа | | |
Тема 3.1. Учение В.И. Вернадского о Биосфере и ноосфере | Теоретические занятия | мозговой штурм | 1 |
Самостоятельная работа | Подготовка доклада | 1 |
Тема 4.1. Современный экологический Кризис и пути его решения " | Теоретические занятия | Дерево решений | 1 |
Самостоятельная работа | Подготовка и защита реферата | 2 |
Тема 4.3. Охрана окружающей среды. | Теоретические занятия | использование учебных презентаций | 2 |
Самостоятельная работа | блиц-игры | 1 |
Тема 5.4. Правовые и социальные аспекты экологии | Теоретические занятия | конференция | 2 |
Самостоятельная работа | | |
Итого: | 11 |
Использование активных и интерактивных образовательных технологий способствует активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала студентов, повышению интереса и мотивации обучающихся, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение и ввести экстренную коррекцию знаний.
Данные технологии обеспечивают формирование общих компетенций через осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности, формируют познавательную потребность и необходимость дальнейшего самообразования.