МОУ «Темповская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________ /Огурцова И.Г../ ФИО Протокол №___________от «____»_____________2016 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Темповская СОШ» ________ /Корнеева Н.Н./ ФИО «____»______________2016 г. | «Утверждено» Директор МОУ «Темповская СОШ» _________ /Стрельцова Т. И./ ФИО Приказ №___________от «____»______________2016 г. |
Ртищевского района Саратовской области»
Рабочая программа
учебного предмета «Обществознание»
педагога Бурмистовой Светланы Анатольевны
в 8 классе
на 2016-2017 учебный год
II уровень образования
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____от
«___»______ 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию адресована учащимся МОУ «Темповская СОШ Ртищевского района Саратовской области». Курс рекомендован учащимся 8 класса. Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Рабочая программа составлена к учебнику
Введение в обществознание: учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2009
Учебный предмет обществознание входит в образовательную область «Обществознание»
Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Для изучения обществознания применяются следующие формы и методы учебной деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, групповая формы. Объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский методы.
Учебно-методический комплект (учебники, тетради, методические пособия)
Введение в обществознание: 8 класс. Л.Н. Боголюбов. - М. Просвещение, 2015
Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание»: 8 класс.- М.Просвещение 2009
Л.Н. Боголюбов. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8 класс.- М. Просвещение
Л.Н. Боголюбов. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8 класс.- М. Просвещение
Программа общеобразовательных учреждений 6-11 классы. М. Просвещение 2009
СД. Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум.
Презентации: «Что такое человек», «Человек и природа», « Связь поколений», « Политика и политическая жизнь»
Целями изучения предмета «Обществознание» являются:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (13-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Планируемые результаты освоения программы
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Личность и общество (8)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 3. Социальная сфера (5)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (12)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тематическое планирование учебного предмета обществознание.
Количество часов:
Всего-34 часа, в неделю-1 часа, плановых контрольных - 1 час
№ | Наименование разделов (Блоков, модулей, тем) | Количество часов, отводимых на их изучение | В том числе контрольных уроков |
| Введение | 1 | |
1 | «Личность и общество» | 8 | |
2 | «Сфера духовной жизни» | 8 | |
3 | «Социальная сфера» | 5 | |
4 | «Экономика» | 12 | 1 |
| Всего: | 34 | 1 |
Количество часов:
всего- 34 часа, в неделю-1 час, плановых контрольных - 1 час.
№ урока | Наименование разделов и тем урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения факт |
1 | Введение ( 1 ч.) | 1 | | |
| ГЛАВА 1 «ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО» | 8 | | |
2 | Что делает человека человеком | 1 | | |
3 | Что человеку нужно | 1 | | |
4 | Ваши способности в вашей власти | 1 | | |
5 | Человек и человечность | 1 | | |
6 | Человек и культура | 1 | | |
7 | Человек познаёт мир | 1 | | |
8 | Вечные вопросы | 1 | | |
9 | Итоговое повторение главы «ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК» | 1 | | |
| ГЛАВА 2 «СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ» | 8 | | |
10 | Сфера духовной жизни | 1 | | |
11 | Мораль | 1 | | |
12 | Долг и совесть | 1 | | |
13 | Моральный выбор- это ответственность | 1 | | |
14 | Образование | 1 | | |
15 | Наука в современном обществе | 1 | | |
16 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | | |
17 | Практикум к главе «Сфера духовной жизни» | 1 | | |
| ГЛАВА 3 «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА» | 5 | | |
18 | Социальная структура общества | 1 | | |
19 | Социальные статусы и роли | 1 | | |
20 | Нации и межнациональные отношения | 1 | | |
21 | Отклоняющееся поведение | 1 | | |
22 | Практикум к главе «Социальная сфера» | 1 | | |
| ГЛАВА 4 «Экономика» | 12 | | |
23 | Экономика и её роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. | 1 | | |
24 | Собственность | 1 | | |
25 | Рыночная экономика | 1 | | |
26 | Производство- основа экономики | 1 | | |
27 | Предпринимательская деятельность | 1 | | |
28 | Роль государства в экономике | 1 | | |
29 | Распределение доходов. Потребление. | 1 | | |
30 | Инфляция и семейная экономика | 1 | | |
31 | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | | |
32 | Человек и выбор жизненного пути. | 1 | | |
33 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | | |
34 | Итоговая контрольная работа (тестирование) за курс обществознание 8 класса | 1 | | |
Лист корректировки рабочей программы.
13