СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по окружающему миру (Плешаков А.А.) во 2 классе включает в КТП перечень экскурсий, проверочных и практических работ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – Москва. : Просвещение, 2011. – 400 с. (Стандарты второго поколения). –ISBN 978-5-09-025230-0;
- авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2011 – 528 с.; ISBN 978-5-09-020184-1;
- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год;
- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год.
Программа составлена в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели) согласно обязательной части учебного плана.
Программа ориентирована на учебники: Окружающий мир.2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1; 2 / А.А. Плешаков.-2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.– 95 с.: ил. – (Школа России). –ISBN 978-5-09-024666-8 (общ)
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, природе и культуре, истории нашей страны и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по «Окружающему миру» составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Окружающий мир» во 2 классе изучается в объеме 68 часов
(2 часа в неделю; 34 учебных недели).
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём, освоение основ экологической грамотности, формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных чрезвычайных и опасных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия: Зимние изменения в природе.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Летние изменения в природе
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Результаты освоения курса 2 года обучения
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Мониторинг качества образования
№ п/п | Объекты мониторинга | Критерии | Методы оценки | Форма | Сроки |
1 | Личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация) | Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).
| Мониторинговое исследование Наблюдение и анализ Самооценка собственной деятельности обучающегося | Методика «Беседа о школе» ( модификация Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера. Д.Б.Эльконина) Задания на оценку усвоения норм взаимопомощи Анкета « Оцени поступок» | Сентябрь
Конец четверти. |
2 | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные) результаты обучения | Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Сравнение с данными независимой диагностики. | Промежуточный и итоговый контроль Самооценка своих достижений | Входная диагностическая работа Проекты: «Родное село», «Красная книга», «Профессии», «Родословная» «Города России», «Страны мира». Итоговая комплексная работа | Начало года В течение года Конец года |
3 | Предметные результаты обучения | Уровень владения системой научных знаний и системой формируемых действий с учебным материалом по разделам: «Где мы живём?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Путешест-вия». Состояние обученности по предмету: доля неуспевающих, доля - на «4» и «5», Сравнение со среднеобластным показателем | Входной Текущий, промежуточный и итоговый контроль |
Тематические проверочные работы (тестовые задания) и тесты самоконтроля в конце изучения разделов | Сентябрь В течение года
|
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоятельные работы | |||
экскурсии | практические работы | проекты |
| ||||
1 | Где мы живем? | 4 |
| 0 | 1 | 1 | |
2 | Природа | 20 | 1 | 6 | 1 | 3 | |
3 | Жизнь города и села | 10 | 1 |
| 1 | 2 | |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
| 1 |
| 2 | |
5 | Общение | 7 |
| 1 | 1 | 1 | |
6 | Путешествия | 18 | 4 | 2 | 1 | 3 | |
| Итого | 68 | 6 | 10 | 5 | 12 |
Перечень обязательных практических и контрольных работ, экскурсий во 2 классе
Экскурсии:
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Весенние изменения в природе.
Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Летние явления в природе
Практические работы:
Измерение термометром температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами. Свойства гранита.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Группы дикорастущих и культурных растений.
Правила ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы.
Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
Проверочные работы – 6 ( по каждому разделу )
Календарно-тематическое планирование | ||||||||||||||||||||
№ п\п
| Тема урока
| Тип урока
| Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Дата | |||||||||||||||
1 |
2 |
3 | Содержание урока (Ученик должен знать) 4 | Личностные УУД 5 | Познавательные УУД
6 | Коммуникативные УУД 7 | Регулятивные УУД 8 | Пл ан | Фа кт | |||||||||||
1. Раздел программы: «Где мы живём?» (4ч) |
| |||||||||||||||||||
1. | Родная страна. Входная диагностическая работа.
| Комбинированный
| Наша Родина-Россия. Природа, города, народы России. Символика России. Знать: -название нашей страны и её столицы; -народы России; -крупные города; -флаг и герб, узнавать среди других; -разнообразие природы | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу. | Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Рассказывать о нашей стране, называть народы России, объяснять символику России. | Использовать речь для регуляции своего действия Формулировать собственное мнение, позицию. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно. |
|
| |||||||||||
2. | Город и село. «Родное село Филиппово» | Комбинированный
| Характерные особенности городских и сельских поселений. Основные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Знать: -название нашего города, села, историю его происхождения; -флаг и герб, узнавать среди других; -основные достопримечательности | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познав. интерес к новому учебному материалу. | Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Рассказывать о нашем городе, объяснять символику нашего города. | Использовать речь для регуляции своего действия Формулировать собственное мнение, позицию. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно. |
|
| |||||||||||
3. | Природа и рукотвор ный мир | Урок изучения нового материала | Предтавление о том, что такое природа и рукотворный мир. Знать: -различия между объектами природы и предметами рукотворного мира | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. | Умение аргументировать свое предложение
| Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. |
|
| |||||||||||
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Где мы живём» | Урок контроля
| Знать: -название нашей страны и её столицы; -народы России; -крупные города; -флаг и герб, узнавать среди других; -разнообразие природы - название нашего города, историю его происхождения; -историю города -флаг и герб, узнавать среди других; -основные достопримечательности | Способность к самооценке на основе критериев успешности. Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на понимания предложений и оценок учителей. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.
| Формулировать собственное мнение и позицию, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Учитывать установленные правила планирования и контроле способа решения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
|
| |||||||||||
2. Раздел «Природа» (20 ч) |
| |||||||||||||||||||
5. | Неживая и живая природа | Урок- исследование
| Природа живая и неживая. Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знать: -признаки живых организмов; -чем живые организмы отличаются от искусственных предметов.
| Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |
|
| |||||||||||
6 | Явления природы Практическая работа №1 «Измерение термометром температуры воздуха, воды, тела человека». | Урок изучени нового материала
| Знакомство с явлениями живой и неживой природы. Знать: - суть явлений природы; -взаимосвязь между явлениями природы; Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на обмен информацией. | Устанавливать связь и различия между явлениями природы. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
7 | Что такое погода.
| Комбинированный
| Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Анализировать примеры использования человеком погоды Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Приводить примеры зависимости удовлетворения потребности людей от природы. Использовать речь для регуляции своего действия. | Моделировать ситуации по сохранению природы и её защиту. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
8 | В гости к осени. Экскурсия «Осенние изменения в природе» | Урок-экскурсия
| Времена года . Осень. Признаки осени. Знать: - признаки, явления, помогающие раскрывать понятие «осень» (листопад, перелёты птиц, смена времени суток). - как сохранить здоровье осенью. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.
| Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Работа в группах и самостоятельно с источником информации | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
9 | Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.
| Открытие новых знаний
| Времена года . Осень. Признаки осени. Знать: - признаки, явления, помогающие раскрывать понятие «осень» (листопад, перелёты птиц, смена времени суток). - как сохранить здоровье осенью. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.
| Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
10 | Звёздное небо. | Урок-исследование. | Знать: -понятия «звёзды» и «планеты», «небесные тела»; -Земля вращается вокруг Солнца и своей оси;
| Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
11 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2 «Горные породы и минералы. Гранит и его состав» | Урок- практикум
| Природа вокруг нас. Что можно увидеть в недрах Земли? Разнообразие горных пород и минералов Знать: -названия камней; -чем они отличаются друг от друга; -происхождение и свойства полезных икопаемых; -значение горных пород и минералов, происхождение известняка; -свойства гранита и кремня | Развитие готовности к сотрудничествуФормирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать познават.интерес к новому учебн материалу | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Приводить примеры зависимости удовлетворения потребности людей от природы. Использовать речь для регуляции своего действия. | Моделировать ситуации по сохранению природы и её защиту. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
12 | Про воздух. | Комбинированный
| Показать значение воздуха для живой природы. Знать: -о значении воздуха для живой пироды; -о составе воздуха; -об охране чистого воздуха | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
| Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
13 | …И про воду. Практическая работа №3 «Свойства воды» | Комбинированный
| Неживая природа. Показать значение воды для живой природы. Знать: -о значении воды для живой пироды; - причины загрязнения воды; -об охране чистой воды
| Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
| Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов. | Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
|
| |||||||||||
14 | Какие бывают растения? Практическая работа №4 «Распознавание деревьев, кустарников и трав. ». | Урок-практикум
| Живая природа. Многообразие растений. Что общего у разных растений? Знать: -названия одинаковых частей у разных растений; -отличие и сходство растений по соцветиям; -отличие и сходство растений по плодам | Формирование установки на обмен информацией Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществ. признаков. Называть (по иллюстрациям) одинаковые части у разных растений, отличать растения по соцветиям, плодам | Использовать речь для регуляции своего действия. .Задавать вопросы.
| Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
15 | Какие бывают животные? | Контрольно-обобщающий урок
| Живая природа. Многообразие животных. Знать: -основные признаки животных -строение тела; -названия групп животных; -среды обитания животных | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Различать животных Называть их части тела, среды обитания животных Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
16 | Невидимые нити в природе, между природой и человеком. | Комбинированный
| Представление об экологических связях между живой и неживой природой Знать: - об экологических связях между живой и неживой природой ; -роль человека в этих связях; -о необходимости сохранения этих связей
| Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия – синтеза ( составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. . | Планирование и контроль в формесличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
|
| |||||||||||
17 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №4«Группы дикорастущих и культурных растений». | Урок-практикум
| Дать понятия «Дикорастущие и культурные растения» Знать: - основные группы культурных и диких растений. - названия культурных и диких растений (5-10). -значение данных растений для человека | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные - дикорастущие растения. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. | Формировать уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учётом позиции всех участников. | Планирование и контроль в формесличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
|
| |||||||||||
18 | Дикие и домашние животные | Комбинированный
| - об особенностях разведения и содержания домашних животных - особенности поведения домашних и диких животных; - об ответственности человека перед животными. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. | Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
19 | Комнатные растения. Практическая работа №5 «Правила ухода за комнатными растениями» | Урок-практикум
| Комнатные растения, их разнообразие. Знать: -названия некоторых комнатных растений; - условия жизни растений; -родину некоторых растений; -правила ухода за растениями -значение ком. растений для человека | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познават интерес к новому материалу. | Характеризовать условия необходимые для жизни растений. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
20 | Животные живого уголка. | Урок-практикум
| Знакомство с обитателями живого уголка, об особенностях их разведения и содержания. Знать: - особенности содержания животных; - об ответственности человека перед животными. -о значении животных для человека | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познават интерес к новому учебн.материалу | Характеризовать условия необходимые для жизни растений. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
21 | Про кошек и собак. | Урок-практикум
| Уход человека за домашними животными-кошками и собаками Их многообразие и полезные свойства. Знать: - некоторые породы и группы собак и кошек; - приёмы ухода за животными. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.
| Характеризовать особенности домашних животных (кошек и собак) Строитьрассуждение, включающее установление причинноследственных связей. | . Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
|
| |||||||||||
22 | Красная книга России. Красная книга Кировской области. | Урок-проект
| Правила поведения в природе. Что такое Красная книга? Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в красную книгу России. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. Знать: - правила поведения на природе; - о бережном отношении человека к природе; -исчезающие виды животных и растений | Оценивать конкретные примеры поведения в. природе. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Приходить к общему решению в совместной деятельности. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
23 | Будь природе другом | Комбинированный
| Природа вокруг нас. Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру. Знать: - правила поведения на природе; - о бережном отношении человека к природе; - правила охраны своего здоровья. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
| Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | Контрольно-обобщающий урок
| Учимся оценивать свои достижения Знать: -названия небесных тел; -разнообразие горных пород и минералов; -разнообразие растений; -разнообразие животных; -правила поведения в природе | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Адекватно оценивать свои знания и умения. | Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск и выделение нужной информации.
| Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.
| Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
Жизнь города и села (10 ч) |
| |||||||||||||||||||
25 | Что такое экономика | Открытие новых знаний
| Природа вокруг нас. Отрасли народного хозяйства. Растениеводство и животноводство. Промышленное предприятия. Знать: - о некоторых отраслях народного хозяйства (промышленное производство, сфера обслуживания, сельское хозяйство, растениеводство, животноводство) | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Устанавливать аналогии. Проводить сравнение, классификации по заданным критериям. Готовить рассказы о занятиях людей в родном городе и селе на основе бесед с местными жителями, со старшими родственниками. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Умение слушать и вступать в диалог.
| В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
26 | Из чего что сделано | Комбинированный
| Знакомство с природными материалами Знать: -как добывают сырьё -некоторые производственные процессы -классифицировать предметы по характеру материала | Способность к самооценке на основе критериев успешности. Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на понимания предложений и оценок учителей. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать Осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире, использовать знаково-символические средства. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Формулировать собственное мнение и позицию, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Умение корректировать,т.е. вносить изменения в способдействия, в случае расхождения с правилом, эталоном. Учитывать установленные правила решения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
|
| |||||||||||
27 | Как построить дом | Комбинированный
| .Знакомство с технологией строительства городского и сельского дома Знать - технологию строительства городского и сельского дома -виды строительной техники и материалов:
| Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.
| Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Работа в группах и самостоятельно с источником информации об окружающем мире. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
28 | Какой бывает транспорт | Комбинированный
| Обобщение знаний о видах транспорта. Знать: -историю развития транспорта -классификацию транспортных средств | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование установки на здоровый образ жизни.
| Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных Объяснять назначение транспорта. Анализировать правила поведения в транспорте | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудниче- стве с учителем ставит новые учебные задачи. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
29 | Культура и образование | Урок-игра
| Дать представление о культурных и образовательных учреждениях. Знать: - культурные и образовательные учреждения -о необходимости посещения данных учреждений | Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить речевое высказывание в устной форме. Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия – синтеза. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интереса. Задавать вопросы. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
30 | Все профессии важны. «Профессиинашего села» | Урок-проект
| Что нас окружает. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населённого пункта. Знать: - о профессиях людей: -о труде, как основной потребности человека; - кто и как выращивает хлеб; - о важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
| Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Готовить рассказы о: профессиях членов семьи, занятии людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Устанавливать аналогии. Проводить сравнение, классификации по заданным критериям. | Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
31 | В гости к зиме. Экскурсия «Зимние изменения в природе» | Урок-экскурсия
| Времена года. Зима. Экскурсия Знать: - особенности зимней природы; - как определить присутствие животных и птиц; - что происходит со снегом и льдом с изменением температуры воздуха. - как сохранить здоровье зимой. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
| Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года». | Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.
| Планировать свои действия. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
|
| |||||||||||
32 | В гости к зиме. | Комбинированный
| Времена года. Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Знать: - погодные явления, происходящие в природе зимой. - свойства снега, льда.
| Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.
| Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Работа в группах и самостоятельно с источником информации об окружающ. мире. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
33 | Проверим себя по разделу «Жизнь города и села» | Контрольно-обобщающий урок
| Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. Знать пройденный материал по разделу | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.
| Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделан ошибок. |
|
| |||||||||||
34 | Презентация «Родное село Филиппово» «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | Урок-презентация
| Представлять результаты проектной деятельности Знать материал представляемого проекта | Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Строить речевое высказывание в устной форме. Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия – синтеза. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интереса. Задавать вопросы. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
«Здоровье и безопасность» (9ч) |
| |||||||||||||||||||
35
| Строение тела человека | Урок -исследова ние | Знакомство с внешним и внутренним строением тела человека. Первоначальное представление о работе внутренних органов. Знать: - строение тела человека - название внутренних органов - как работают внутренние органы - знать правила безопасного и здорового образа жизни |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
36 | Если хочешь быть здоров. | Урок –игра
| . Дать представление о здоровье. Выделение признаков здорового состояния человека. Знать: - как вести здоровый образ жизни - признаки здорового состояния человека - правила сохранения здоровья - режим дня и правила личной гигиены | Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия – синтеза ( составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение Адекватно оценивать своих одноклассников. | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
|
| |||||||||||
37 | Берегись автомобиля!
| Урок-практикум
| Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Знать: - правила безопасного поведения на улицах и дорогах - правила перехода улицы - дорожные знаки и сигналы светофора | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Запомнить дни недели. Различать времена года по признакам.Характеризовать времена года. Строить логическое рассуждение,включающее установление причинно -следственных связей. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
38 | Школа пешеходов. Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улицы».
| Урок-практикум
| Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке | Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Строить речевое высказывание в устной форме. Называть холодные и жаркие районы Земли, её полюса. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию. | Формировать способности адекватно воспринимать оценку учителя. |
|
| |||||||||||
39 | Домашние опасности | Комбинированный
| Знакомство с опасностями, которые могут подстерегать дома. Изучение правил безопасного поведения. Знать: - правила безопасного поведения в быту - об опасности бытовых предметов - правила оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Строить речевое высказывание в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
| Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Умение слушать и вступать в диалог.
| Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
|
| |||||||||||
40 | Пожар! | Комбинированный
| Знакомство с причинами возникновения пожара. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Знать: - правила предупреждения пожара - как вызывать пожарных по телефону - правила оказания первой медицинской помощи . | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Различать динозавров по источнику питания и по среде обитания.
| Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
41 | На воде и в лесу | Комбинированный
| Закрепление знаний об опасностях в лесу и на водоеме. Знать: - правила поведения во время купания - пути избежания опасности на воде и в лесу - о съедобных и несъедобных грибах и ягодах - правила оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях | Способность к самооценке на основе критериев успешности. Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на понимания предложений и оценок учителей. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать
| Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
42 | Опасные незнакомцы | Комбинированный
| Знакомство с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомымит людьми. Знать: - как действовать при встрече с незнакомцем - пути избежания встречи с подозрительными незнакомыми людьми | Способность к самооценке на основе критериев успешности. Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на понимания предложений и оценок учителей. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать
| Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | Контрольно-обобщающий урок
| Проверить знания и умения учащихся. Формирование умения адекватно оценивать своих достижения.
Знать: -изученный материал; - критерии оценки своих достижений. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Адекватно оценивать свои знания и умения. | Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск и выделение нужной информации.
| Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.
| Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
Общение (7ч) |
| |||||||||||||||||||
44 | Наша дружная семья. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. | Комбинированный
| Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Знать: - чем ученик может помочь своей семье; - качества семьи. - обязанности ребёнка в семье. | Формирование этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. | Работа в группах/ парах по распределению домашних обязанностей. Составление рассказа о помощи ребёнка в семье. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
45 | Родословная семьи» | Урок-проект
| Подготовка учащихся к выполнению проекта. Знать: - родословную своей семьи - как составлять родословное дерево семьи - где и как собирать информацию
| Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Готовить рассказы о родословной своей семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками. Устанавливать аналогии. Проводить сравнение, классификации по заданным критериям. | Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
46 | В школе | Комбинированный
| Обсуждение событий, происходящих в жизни школы, класса. Знать: - о роли школы в своей жизни - правила поведения в школе - о необходимости соблюдения правил поведения - правила культурного общения | Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез Знаково –символическое моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно. |
|
| |||||||||||
47 | Правила вежливости. Практическая работа №8 «Отработка основных правил этикета».
| Комбинированный
| Изучение правил вежливости в обращении со сверстниками и взрослыми. Знать: -основные формы приветствия, просьбы и т.д. -правила разговора по телефону -правила поведения в транспорте | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Выбирать оптимальные формы поведения | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез Знаково –символическое моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно. |
|
| |||||||||||
48 | Ты и твои друзья | Комбинированный
| Друзья, взаимоотношения между ними. Ценность дружбы, согласия, взаимопомощи. Знать: - понятия «друг», «дружба», - правила обмена мыслями, знаниями. чувствами, воздействие друг на друга. | Формирование этических чувств – стыда, вины, совести -регуляторов морального поведения. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Строить речевое высказывание в устной форме. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах |
|
| |||||||||||
49 | Мы - зрители и пассажиры. | Контрольно-обобщающий урок
| Повторение правил поведения в общественных местах. Знать: - правила поведения в театре и кинотеатре - правила поведения в общественном транспорте и т.д. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Адекватно оценивать свои знания и умения. | Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск и выделение нужной информации.
| Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.
| Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | Контрольно-обобщающий урок
| Проверить знания и умения учащихся. Формировать умения адекватно оценивать свои достижения. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Адекватно оценивать свои знания и умения. | Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск и выделение нужной информации.
| Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.
| Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
Путешествия (18ч) |
| |||||||||||||||||||
51 | Посмотри вокруг | Урок введения в новую тему
| Природа вокруг нас. Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру. Знать: - правила поведения на природе; - о бережном отношении человека к природе; - правила охраны своего здоровья. | Оценивать конкретные примеры поведения в. природе. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Проанализировать правила охраны своего здоровья. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
52 | Ориентирование на местности. Практическая работа №9 «Определение сторон горизонта по компасу» | Урок-практикум | Знакомство с ориентированием на местности помощью компаса и местных признаков. Знать: - устройство и назначение компаса - как ориентироваться с помощью данного прибора - как определять стороны горизонта по местным признакам | Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Работать с иллюстратив-ным материалом. Извлекать необходимую информацию из учебника. Обсуждать полученные сведения. Строить рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей. | Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию. | Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию. |
|
| |||||||||||
53 | Формы земной поверхности Экскурсия «Формы земной поверхности родного края».
| Комбинированный
| Знакомство с формами земной поверхности (равнинами, горами, холмами и оврагами). Знать: - различные формы земной поверхности - как различать эти формы земной поверхности | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.
| Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Работа в группах и самостоятельно с источником информации об окружающем мире. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
54 | Водные богатства Части реки. Экскурсия «Водоёмы родного края. | Комбинированный
| Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства Кировской области. Красота моря. Знать: - различные виды водоемов - как разливать части реки - как анализировать схему реки | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование установки на здоровый образ жизни. | Строить речевое высказывание в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. .
| Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Умение слушать и вступать в диалог.
| Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
|
| |||||||||||
55 | В гости к весне. Экскурсия «Весенние явления в природе» | Урок-экскурсия
| Весна. Погода весной. Экскурсия. Знать: -признаки весны; -объекты наблюдения и их изменение весной; -как сохранить здоровье весной. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
| Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года». | Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
| Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
| |||||||||||
56 | В гости к весне. | Комбинированный
| Весна. Весенние месяцы. Признаки весны. Знать; - название весенних месяцев и их различия; -различать изменения природы, происходящие весной; - весенние приметы. -признаки весны , высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилёт птиц, весенние растения). | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.
| Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
57 | Россия на карте. Практическая работа №10 «Основные приемы чтения карты».
| Комбинированный
| Знакомство с понятием «географическая карта». Формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты. Знать: -понятие «карта» - приемы чтения карты - расположение на карте РФ - условные знаки | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование установки на здоровый образ жизни.
| Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных Объяснять назначение поездов, их устройство, виды. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
|
| |||||||||||
58 | Города России. | Урок-практикум | Подготовка к выполнению проекта. Знать: - новую информацию о городах России - как и где собирать информацию о городах - как работать в группе - достопримечательнос ти городов России | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Готовить рассказы о городах России на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, чтения литературы. Устанавливать аналогии. Проводить сравнение, классификации по заданным критериям. | Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу. Всотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
59 | Путешествие по Москве. Основные достопримечательности столицы | Урок-путешес твие
| Знакомство с достопримечательностями Москвы. Знать: - как пользоваться планом города - основные достопримечательности Москвы - как находить Москву на карте России | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и в группе. |
|
| |||||||||||
60 | Московский Кремль. Основные достопримечательности Кремля и Красной площади. | Урок-путешес твие
| Знакомство с достопримечательностями Московского Кремля. Знать: - сведения из истории о Московском Кремле - архитектурные памятники Кремля - о значении Кремля для жителей России - как и где находить нужные сведения о Кремле | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и в группе. |
|
| |||||||||||
61 | Город на Неве | Урок-путешествие
| Знакомство с Санкт-Петербургом. Знать: - план и герб города - историю его основания - памятники старины - как и где находить информацию об этом городе - как найти Санкт-Петербург на карте России | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и товарищами |
|
| |||||||||||
62 | Путешествие по планете. Физическая карта мира. | Комбинированный/
| Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия . Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.Знать: -условные обозначения физической карты, части света, материки и океаны. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и товарищами в группе. |
|
| |||||||||||
63 | Путешествие по материкам | Комбинированный
| Находить и определять географические объекты на физической карте и глобусе с помощью условных знаков. Знать: -части света, материки и океаны и показывать их на карте; | Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Строить речевое высказывание в устной форме. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |
|
| |||||||||||
64 | Страны мира. Политическая карта мира. | Урок-проект
| Подготовка к проекту. Знакомство с понятиями «физическая» и «политическая» карта мира. Знать: - основные страны мира - различные виды карт, как их можно различить - как и где можно получить нужную информацию | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новомуучебному материалу. | Готовить рассказы о странах мира на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, материалов энциклопедий и сети Интернета. Устанавливать аналогии. | Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничествеВ сотрудничес тве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
65 | Впереди лето. Экскурсия «Летние явления в природе» | Урок-экскурсия
| Времена года. Лето. Летние месяцы. Признаки лета. Знать: - отличительные признаки - названия летних месяцев и их отличит. признаки; какие изменения происходят в природе в летнее время года;- охрана животных и растений; - охрана здоровья человека в летнее время. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.
| Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
| |||||||||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешест вия»
| Контрольно-обобщающий урок
| Проверить знания и умения учащихся. Выполнять тестовые задания. Формировать умение адекватно оценивать свои достижения | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Адекватно оценивать свои знания и умения. | Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск и выделение нужной информации.
| Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.
| Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
67 | Презентация «Города России», «Страны мира» | Урок-презента
| Представление результатов проектной деятельности. Знать: - материал представляемого проекта
| Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить речевое высказывание в устной форме. Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия – синтеза. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интереса. Задавать вопросы. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
| |||||||||||
68 | Итоговая диагностическая работа | Контрольно-обобщающий урок
| Проверить знания и умения учащихся. | Научиться адекватно оценивать свои достижения | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов комплексной работы) | Слушать учителя; согласовывать свои действия в соответствии с учебной задачей. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|
|
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально – техническое обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Учебники 1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. 2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочие тетради 1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. 2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012.
Тесты 1. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Методические пособия Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2 класс.
| В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение. В учебниках (1 – 4 классы) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 1 – 4 классов включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования. Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 1 – 4 классов. В учебниках 1 – 4 классов в методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения». Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. Специально для занятий в семье предназначены вкладыши в рабочих тетрадях 1 и 2 классов – «Мой научный дневник». В нём содержатся задания, которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года. Тетради тестовых заданий содержат тесты по всем темам курса. В конце каждой тетради имеются ответы на все тесты.
В книгах представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Применительно к каждому уроку раскрыты его задачи и планируемые достижения учащихся, приведён перечень необходимого оборудования, подробно освещены особенности содержания, методы и приёмы работы |
Печатные пособия | |
Плешаков А. А. Таблицы по окружающему миру. 2 класс.
| Комплект учебных таблиц включает 16 таблиц большого формата, разработанных на основе курса А. А. Плешакова. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс. | Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедийными объектами. |
Технические средства обучения | |
Магнитная доска. Интерактивная доска. Персональный компьютер. |
|
Экранно-звуковые пособия | |
Видеофильмы по природоведению, истории, обществознанию. | Фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц др. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Термометры для измерения температуры воздуха, воды, тела человека. Лупа. Компас. Лабораторное оборудование: для измерения веса (весы), проведения наблюдения за погодой (компас) и т. п. | |
Натуральные объекты | |
Коллекция полезных ископаемых. Коллекция плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений Живые объекты (комнатные растения) | С учётом местных особенностей и условий школы |
Игры и игрушки | |
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | |
Оборудование класса | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |