Березовское муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 присмотра и оздоровления»
623700, Свердловская область, г. Березовский, п. БЗСК, д.53а;тел/факс: 8 (34369) 6-03-15;
эл. почта: [email protected]; сайт: http://бмк-доу3.учисьучись.рф
Программа по пожарной безопасности
БМКДОУ «Детский сад №3»
Составитель: Стрельникова Е.Ю.
воспитатель 1 категории
Березовский 2017
Актуальность
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования, вопросов обеспечения безопасных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины несчастных случаев с детьми и взрослыми, особенно касающиеся пожарной безопасности. Ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому вопрос обеспечения охраны жизни и здоровья всех участников образовательного процесса является главным для любого дошкольного учреждения.
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса необходимо не только создание условий, но повышение компетентности сотрудников БМКДОУ «Детский сад №3», родителей и воспитанников в вопросах пожарной безопасности. Поэтому можно считать, что противопожарная безопасность — одна из самых актуальных задач. Она обусловлена:
1. Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих практических умений поведения при пожаре;
2. Отсутствием образовательных программ обучения детей по пожарной безопасности;
3. Отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;
4. Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту; избегания пожароопасных ситуаций;
5. Недостаточной компетентностью родителей в вопросе пожарной безопасности.
6. Недостаточное внимание пожарной безопасности в ходе воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого с детьми дошкольного возраста.
7. Отсутствие четкого распределения программного содержания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Поэтому на сегодняшний день возникла необходимость формирования у всех участников воспитательно-образовательного процесса осознанного отношения к противопожарной безопасности.
Дошкольный период является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Цель: Выстроить систему работы по профилактике пожарной безопасности со всеми участниками образовательных отношений.
Задачи:
Разработать программу по пожарной безопасности.
Содействовать формированию у детей сознательного и ответственного отношения к пожарной безопасности;
Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
Содействовать формированию умения применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
Решение работы по формированию пожарной безопасности со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим, опираясь на принципы.
Принципы:
1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.
2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.
3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, и при конкретизации целей и задач.
4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.
Данная программа рассчитана на один год 2017-2018.
В ней представлено содержание работы со всеми участниками образовательного процесса.
План информационного обеспечения групп по обучению пожарной безопасности БМКДОУ «Детский сад № 3»
на 2017-2018 учебный год.
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Создание уголка по пожарной безопасности | В течение года | Стрельникова Е.Ю. воспитатели |
2 | Подбор наглядных пособий (картинки, плакаты, литература, развивающие игры) | В течение года | Стрельникова Е.Ю. воспитатели |
3 | Приобретение литературы | В течение года | Стрельникова Е.Ю. воспитатели |
4 | Оформление стенда по пожарной безопасности: «Чтобы не было беды» | Сентябрь Май | Стрельникова Е.Ю. воспитатели |
Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе.
Анализ произошедших пожаров в стране показал, что 50% происходит по причине незнания и несоблюдения правил пожарной безопасности. Поэтому важным является формирование знаний и практических умений в вопросе пожарной безопасности у воспитанников, их родителей и педагогов БМКДОУ №3.
Вся образовательная работа строится по трем направлениям:
Работа с детьми
Работа с педагогами
Работа с родителями
Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется:
В непосредственно образовательной деятельности воспитателя и ребенка;
В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
Самостоятельной деятельности детей.
В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности.
В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее:
В детском саду происходит не только знакомство с пожаром и его причинами, но и формирование у детей правильного поведения во время пожара осуществляется воспитание у дошкольников не только навыков безопасного поведения в быту, но и овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях;
Формирование знаний по пожарной безопасности проводятся не только по плану, но и при наличии любой возможности (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;
Используют все доступные формы работы с детьми: рассказы, беседы, игры, мультимедийные презентации, видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др. не отдавая предпочтения какой-либо одной;
В группе должен быть создан Уголок пожарной безопасности, состоящий из макетов с игрушечным транспортом, атрибутами, настольно - печатными играми, значками, эмблемами;
Должен быть создан информационный стенд для родителей «Осторожно, пожар!».
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности.
Возрастной период |
Ранний возраст (1,5-3г.) | Младший дошкольный возраст (3-4г.) | Средний дошкольный возраст (4-5л.) | Старший дошкольный возраст (5-6л.) | Старший дошкольный возраст (6-7л.) |
Сентябрь - «Пожар в доме» |
Программное содержание |
Познакомить детей с тем, что такое пожар. Вести в словарь новые слова. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни. | Содействовать формированию представления о пожаре, причинах его возникновения. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни. | Содействовать формированию представления о пожаре, причинах его возникновения. Учить правильно действовать во время пожара. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни. | Систематизировать знания детей о пожаре и его причинах. Развивать умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения. | Закрепить с детьми виды пожаров, их причинах. Учить устанавливать зависимость между поведением человека и последствиями. Закрепить умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения. |
Виды деятельности |
Беседа: «Пожар в доме»; Дидактическая игра: «Причины пожаров»; Чтение художественной литературы; Отгадывание загадок; Разбор проблемных ситуаций; Продуктивная деятельность-рисование: «Внимание-пожар»; Просмотр Электронных презентаций по пожарной безопасности: «Пожар в транспорте», «Пожар в лесу», «Пожар в доме». |
Октябрь - «Спички детям – не игрушка» |
Познакомить с тем, что такое спички, дрова, как происходи огонь. Воспитывать интерес к окружающему. | Сформировать представления, что такое спички, их назначение. Развивать знания о роли огня в жизни людей. Воспитывать чувство собственной безопасности. | Познакомить с особенностями применения огня людьми. Сформировать представления о правилах безопасного обращения с огнем. | Формировать у детей представление о том, что спички – это не игрушка. Учить правильно себя вести во время чрезвычайной ситуации. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь. | Закрепить правила обращения с огнем. Систематизировать знания о чрезвычайных ситуациях, возникающих в результате небрежных действий человека с огнем. Воспитывать умение правильно действовать при возникновении пожара. |
Виды деятельности |
Беседа: «Спички детям – не игрушка»; Дидактическая игра: «Шалости спички»; Чтение художественной литературы; Отгадывание загадок; Разбор проблемных ситуаций; Продуктивная деятельность-аппликация: «Огонь-враг»; Просмотр м/ф «Кошкин дом». |
Ноябрь - «Осторожно – электроприборы» |
Познакомить детей с электроприборами (утюгом, чайником). Сформировать представления о их назначении. Воспитывать правильное обращение с электроприборами | Познакомить детей с электроприборами (плитой, телевизором, микроволновой печью). Сформировать представления о их назначении и правилах пользования данными электроприборами. Воспитывать правильное обращение с электроприборами. | Сформировать представления детей о роли электроприборов в жизни человека. Познакомить с положительными отрицательными сторонами пользования электроприборов Воспитывать умение соблюдать правила безопасного обращения с ними. | Систематизировать представления об электроприборах и их функциях. Обобщить знания о правилах обращения с электроприборами. Воспитывать осознанное отношение к таким предметам. | Закрепить знания детей об основных функциях, назначении и особенностях работы электроприборов. Развивать умения правильно пользоваться ими. Воспитывать интерес к окружающим предметам. |
Виды деятельности |
Беседа: «Осторожно – электроприборы»; Дидактическая игра: «Узнай и назови»; Чтение художественной литературы; Отгадывание загадок; Разбор проблемных ситуаций; Продуктивные виды деятельности: рисование «Наши помощники» Просмотр видеороликов «Азбука безопасности» |
Декабрь - «Огонь-друг или враг?» |
Познакомить детей с тем, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Воспитывать интерес к окружающему. | Познакомить детей с тем, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Сформировать представления о поведении, которое обусловливает возникновение пожара. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь. | Развивать знания детей о том, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Развивать представления о поведении, которое обусловливает возникновение пожара. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь. | Систематизировать представления о функциях огня («огонь – друг; огонь – враг»). Формировать правила соблюдения пожарной безопасности в быту. Познакомить с легковоспламеняющимися предметами. Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара. | Закрепить знания о правилах соблюдения пожарной безопасности в быту. Систематизировать представления о легковоспламеняющихся предметах. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара. |
Виды деятельности |
Беседа: «Огонь-друг или враг?»; Дидактическая игра: «Составь рассказ по картинке»; Чтение художественной литературы; Отгадывание загадок; Разбор проблемных ситуаций; Продуктивная деятельность-рисование: «Огонь-друг»; Просмотр электронных презентаций по пожарной безопасности: «Что мы знаем о пожаре?», «Опасные ситуации». |
Январь - «Детские шалости с огнем» |
Познакомить детей с тем, что действия дети могут привести к пожару. Показать, что нельзя так поступать. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь. | Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Показать последствия таких ситуаций, учить делать элементарный анализ, выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. | Продолжать знакомить детей с причинами возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Учить анализировать ситуации, делать выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. | Систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Развивать умение анализировать ситуации, делать выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. | Закрепить знания детей о том, как детские шалости могут навредить здоровью. Систематизировать правила поведения в быту. Воспитывать правильное поведение. |
Виды деятельности |
Беседа: «Детские шалости с огнем»; Дидактическая игра; Чтение художественной литературы; Отгадывание загадок; Разбор проблемных ситуаций; Продуктивная деятельность – рисование «Осторожно – беда!»; Викторина по пожарной безопасности. |
Февраль - «Кухня-не место для игр» |
Содействовать формированию представления о том, что на кухне нельзя трогать электроприборы, самостоятельно производить действия (наливать чай, включать плиту, чайник). | Познакомить детей с правилами поведения на кухне. Развивать знания об электроприборах, бытовой технике, ее ролью в жизни людей. Сформировать представление о правилах использования бытовой техники и электроприборов. | Развивать знания детей о правилах поведения на кухне. Закрепить знания об электроприборах, бытовой технике, ее роли в жизни людей. Закрепить представление о правилах использования бытовой техники и электроприборов. | Обобщить знания детей о соблюдении правил поведения на кухне. Систематизировать знания о ситуациях, которые могут произойти на кухне. Формировать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности. | Закрепить знания детей о соблюдении правил поведения на кухне. Закрепить знания о ситуациях, которые могут произойти на кухне. Развивать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности. |
Виды деятельности |
Беседа: «Кухня-не место для игр»; Дидактическая игра: «Детские шалости»; Чтение художественной литературы; Отгадывание загадок; Разбор проблемных ситуаций; Продуктивная деятельность – конструирование: «Мой дом-моя крепость». |
Март - «Пожар в лесу» |
Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Расширить словарь детей. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности. | Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Учить устанавливать связь между поведением человека и последствиями в лесу. Познакомить с правилами поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природным объектам. | Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Развивать умение соблюдать правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе. | Расширить представления детей о причинах возникновения пожаров в лесу. Углубить знания о правилах поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе. | Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в лесу. Учить анализировать поведение человека в лесу, определять последствия его влияния на природу. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Виды деятельности |
Беседа: «Пожар в лесу»; Дидактическая игра; Чтение художественной литературы; Отгадывание загадок; Разбор проблемных ситуаций; Продуктивная деятельность – рисование: «Пожар в лесу»; Просмотр видеороликов «Уроки тётушки совы» |
Апрель - «Службы спасения» |
Познакомить детей с пожарной службой. Расширить словарь детей. Воспитывать интерес к окружающему. | Познакомить детей со службами спасения. Сформировать представления о их роли в жизни людей. Воспитывать умение ориентироваться в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней. | Развивать знания у детей о службах спасения. Познакомить с их номерами. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней. | Расширить знания у детей о службах спасения. Продолжать знакомить с их номерами. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней. | Закрепить знания у детей о службах спасения. Закрепить их номер. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней. |
Виды деятельности |
Беседа: «Службы спасения»; Дидактическая игра; Чтение художественной литературы; Отгадывание загадок; Разбор проблемных ситуаций; Продуктивная деятельность – аппликация: ««Службы спасения» - наши друзья»; Просмотр электронных презентаций: «Огонь-друг и враг человека», «Отважная профессия-пожарный»; Выставка детских рисунков: «Не играйте с огнем!»; Просмотр Электронных презентаций: «Опасные вещества». |
Май - «Мониторинг» |
Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг |
Учебная эвакуация |
Формы работы с детьми.
Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения в быту будет эффективнее, если будут использоваться формы работы
- НОД;
-Развлечение;
-Беседа;
-Спектакль для детей;
-Выставка рисунков;
-Викторина по ПБ;
-Продуктивные виды деятельности: аппликация, лепка, рисование;
-Чтение художественной литературы по данной тематике;
-Целевые прогулки к зданию;
-Просмотр электронных презентаций по ПБ;
-Просмотр мультфильмов по ПБ;
-Дидактическая игра;
-Отгадывание загадок;
-Разбор проблемных ситуаций;
-Опытническая деятельность;
-Отгадывание загадок;
-Разбор проблемных ситуаций;
- Оформление альбомов с рассказами о ПБ.
План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива БМКДОУ «Детский сад №3» на 2017 -2018 учебный год.
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Час пожарной безопасности Электронная презентация пожарной безопасности: «Откуда ждать беду» | Сентябрь | Стрельникова Е.Ю. |
2 | Рекомендации: «Правила поведения во время пожара» | Ноябрь | Стрельникова Е.Ю. |
3 | Оформление информационного стенда: «Профилактика пожаров» | Декабрь | Стрельникова Е.Ю. |
4 | Консультация: «Пожарная безопасность» | Февраль | Стрельникова Е.Ю. |
5 | Педагогический час: «Использование Икт в работе с детьми по формированию знаний о пожарной безопасности». | Март | Стрельникова Е.Ю. |
6 | Презентация педагогической копилки по пожарной безопасности | В течение года | Стрельникова Е.Ю. |
7 | Анкетирование: «Пожарная безопасность» | Май, Апрель | Стрельникова Е.Ю. |
8 | Представление работы по Программе за год. | Май | Стрельникова Е.Ю. |
План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей БМКДОУ «Детский сад №3»
на 2017 -2018 учебный год.
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Оформление наглядной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности: «Школа пожарных наук», «Причины пожаров» (выпуск стенгазет) | Сентябрь, Январь, Апрель | Стрельникова Е.Ю. воспитатели |
2 | Консультации: «Экстренные службы». Электронная презентация: «Осторожно - огонь!». | Ноябрь, Январь, март, май | Стрельникова Е.Ю. воспитатели |
3 | Деловая игра: «Правила пожарные, знать всем положено!». | Март | Стрельникова Е.Ю. воспитатели |
4 | Участие в совместных мероприятиях по правилам пожарной безопасности. | В течение года | Стрельникова Е.Ю. воспитатели |
Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей групп
БМКДОУ «Детский сад №3»
Основными методами диагностики сформированной компетентности дошкольников в вопросе пожарной безопасности в детском саду является: беседа, дидактические игры, рассматривания картинок, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности и другие.
Результаты оцениваются в трех бальной системе.
3 балла ставится, если ребенок понимает содержание вопроса или картинки, дает полный содержательный ответ, ссылается на ранее полученные им знания, рассуждает, приводя убедительные аргументы, устанавливает связи и зависимости, приводит пример их личного опыта. Знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, дает адекватную оценку конкретной ситуации.
2 балла ставится, если ребенок понимает поставленный вопрос, содержание картинки, но частично дает на него ответ, затрудняется обосновать свой выбор, допускает ошибки в изложении своих мыслей. Понимает сущность ситуации, но не знает либо дает ошибочный ответ, касающийся правил поведения в конкретной ситуации.
1 балл ставится, если ребенок понимает вопрос, но затрудняется на него ответить либо дает неверный ответ, ошибается в своих высказываниях, не понимает сущность ситуации и не может назвать, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации. Ребенок не понимает поставленный вопрос, не понимает содержание картинки, предложенной ситуации.
Результаты исследования представляются в виде трехуровневой шкалы:
Низкий уровень - когда ребенок не справился с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя.
Средний уровень - справляется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень - ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.
Мониторинг достижения планируемых навыков пожарной безопасности у детей группы
ФИО ребёнка | Разделы |
| «Пожар в доме» | Спички детям-не игрушки | Осторожно -электроприборы» | «Огонь-друг или враг?» | «Детские шалости с огнем» | «Пожар в лесу» | «Службы спасения» | «Кухня-не место для игр» | Итог |
| | | | | | | | | |
Итог: | | | | | | | | | |
Показатели эффективности программы
Основными показателями можно считать:
Сформированные у детей знания и умения, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
Сформированная компетентность педагогов в вопросе пожарной безопасности.
Сформированная компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
Созданная материально-техническая база группы.
Заключение
На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно-образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности.
Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения. Преемственность между детским садом и семьей способствует более продуктивному решению этих задач.