Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
Программа рассмотрена и рекомендована к работе педагогическим советом центра Протокол № от 10.01.2018 г. | | УТВЕРЖДАЮ: Директор центра ____________ О.В. Сизова |
Программа по повышению родительской компетентности
«Искусство быть родителем»
на 2018 – 2021 г.
Составители:
Жукова Е.Н., социальный педагог,
Бычаева Е.В., социальный педагог,
Лошманова А.П., педагог-психолог,
Кочеткова У.А., педагог-психолог
Рассказово, 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетами Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Также учитывая основные положения Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта образования (СФГОС) для детей с ОВЗ, есть необходимость принятия комплексных мер по повышению родительской компетентности в рамках образовательной организации: участии родителей (законных представителей) обучающихся в развитии социальной среды внутри образовательной организации, а также поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность.
Организованная работа всего педагогического коллектива ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции "Гармония" по повышению родительской компетентности позволит родителям создать благоприятный психологический климат в семье, выстроить доверительные детско-родительские отношения, снизить риск семейного неблагополучия, а значит обеспечивать право на развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Основываясь на опыте работы центра, учитывая социально - политическую и культурную ситуацию в стране, особенности контингента обучающихся и их семей, были сформулированы следующие цели, задачи и направления программы по повышению родительской компетентности.
Цель - Создание благоприятной среды для повышения родительской компетентности и гармонизации детско-родительских отношений в условиях образовательной организации.
Задачи:
обеспечить доступность для семей и родителей помощь специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детей, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений;
формировать у родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей, пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п.;
продолжать профилактическую работу по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся;
способствовать социализации ребенка, его самоопределению в сфере профессиональной деятельности;
предоставить бесплатные консультации и занятия с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, в том числе получения бесплатной консультативной помощи педагога - психолога, учителя -логопеда, дефектолога и других специалистов ОО, а также привлечения соответствующих организаций и волонтерских движений;
вовлекать мужчин в семейные дела и воспитание детей в целях формирования ответственного отцовства, повышения социальной роли отца;
Мотивировать родителей на сотрудничество с ОО;
Подготовка методических материалов для просвещения педагогов и родителей.
В соответствии с основными положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ОВЗ программа обеспечивает повышение уровня компетентности родителей нормально развивающихся детей, так с особыми потребностями, заданными спецификой нарушения психического развития.
Центр является местом активной жизнедеятельности детей на протяжении 9-12 лет. Самые важные этапы развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на всю дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим этапом детства получением образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние много факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно и не все родители могут помочь и поддержать своего ребенка, в силу незнания возрастных особенностей, непонимания потребностей ребенка, родительской некомпетентности.
В связи с этим реализация мероприятий программы должна быть ориентирована на:
выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
на помощь в разрешении конфликтных ситуаций в семье;
профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
повышение уровня правовой культуры в области прав и законных интересов детей, семейного права;
повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность;
формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
пропаганду семейных традиций и ценностей семьи;
ответственность родителя за воспитание, развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья;
обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к социальным услугам для всех семей.
Принципы программы:
• доступности, обеспечивающий адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями;
• последовательности, обеспечивающих постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития ребенка и организации его воспитания в семье;
• интегративности, предусматривающий возможность использования программного материала в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
• диалогичности, ориентирующий на установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями.
Направления деятельности:
1. Повышение родительской компетентности в комплексном сопровождении ребенка | 1.1. Педагогическое (по вопросам: воспитания, адаптации ребенка к образовательному процессу) 1.2. Психолого – педагогическое (по вопросам: детско-родительских отношений, детско-педагогических отношений, взаимно – детских отношений, состояния тревожности ребенка, девиантного поведения, иных проявлений психолого-педагогических нарушений) 1.3. Логопедическое (по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи) 1.4. Медицинское (по вопросам отклонения физического здоровья ребенка); 1.5. Социально – педагогическое, правовое (по вопросам: защиты прав и законных интересов ребенка, детско - родительских отношений, родительских споров по вопросам воспитания и образования ребенка, по предупреждению безнадзорности и правонарушений, иных вопросов). |
2. Повышение педагогической компетентности родителей в индивидуальной профилактике с детьми | 2.1. Комплексная безопасность - формирование здорового образа жизни; - профилактика детского травматизма в быту; - профилактика гибели и дорожно-транспортного травматизма; - обеспечение пожарной безопасности; - противодействие терроризму и экстремизму. |
2.2. Предупреждение безнадзорности и правонарушений обучающихся - проведение индивидуальных бесед с родителями (законными представителями) по формированию законопослушного поведения воспитанников; - разъяснение норм законодательства по ответственности родителей (законных представителей) по ненадлежащему исполнению родительских обязанностей по воспитанию, образованию, содержанию ребенка; - деятельность Совета профилактики центра «Гармония» - взаимодействие с субъектами системы профилактики (КДН и ЗП, ПДН) |
| 2.3. Профилактика социального сиротства (защита прав и законных интересов обучающихся) - проведение коррекционно – профилактических мер, направленных на реабилитацию семьи; - консультация для родителей (законных представителей) по нормам Российского законодательства; - обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей; - работа родительского клуба «За руку с семьей» |
2.4. Социализация ребенка, его самоопределение в сфере профессиональной деятельности - формирование навыков самоопределения с учетом возрастных особенностей; - диагностика профессиональных планов обучающихся; - консультирование по выбору профессии; - групповые занятия с обучающимися 9-12-х классов по профессиональному самоопределению с участием родителей (законных представителей); - взаимодействие с социальными партнерами. |
3. Методическая работа специалистов | - Составление годового плана мероприятий, направленных на реализацию программы. - Совершенствование и разработка технологий работы с родителями (законными представителями) по их просвещению. - Разработка технологического инструментария для документирования программы. - Психолого – педагогическое просвещение педагогов: - Социально – педагогическое просвещение по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка: - Правовое просвещение и профилактика семейного неблагополучия: - Подготовка методических и технологических материалов. - Информационное обеспечение программы |
Этапы реализации программы «Искусство быть родителем»
I Подготовительный этап (январь 2018г. - июнь 2018 г.)
- планирование реализации основных направлений программы;
- создание условий реализации программы;
II. Основной этап (сентябрь 2018г. – декабрь 2021г.)
- начало реализации программы.
- поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами;
- промежуточный мониторинг результатов;
- корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.
III. Аналитический этап (январь 2021г. – май 2021г.)
- завершение реализации программы;
- мониторинг результатов;
- анализ результатов и обобщение опыта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
родители получают помощь специалистов по решению возникающих проблем семейной жизни и детско-родительских отношений по мере необходимости;
родители понимают свою ответственность за свои поступки, за семью и воспитание детей;
родители ведут здоровый образ жизни и сами способствуют формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п. у своих детей;
снижение уровня обучающихся и семей, стоящих на всех видах учета;
родители способствуют личностному развитию своих детей: формированию ценностных идеалов, повышению самооценки и самостоятельности, умению достигать своих целей, способствовать социализации ребенка, его самоопределению в сфере профессиональной деятельности;
родители могут самостоятельно обратиться за помощью к конкретному специалисту;
расширение уровня знаний отцов о потребностях детей, развитие навыков коммуникации с ребенком, безконфликтного взаимодействия;
повышение у родителей желания к сотрудничеству, поддержка их интереса к жизни ребенка в ОО;
ПРИМЕРНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Интерактивное тестирование http://ya-roditel.ru/parents/tests/
Выявление потребностей и запросов
Анкета «Какой я родитель»,
Метод экспресс-диагностикисемейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЕДОР)
Опросник родительской любви и симпатии (Р.В. Овчарова)
Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова
Опросник «Какой Вы родитель»?
УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
Управление и контроль над реализацией программы осуществляет администрация центра. Координатором программы являются: классные руководители, учителя-предметники, воспитатели, учитель – логопед, дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Направления деятельности | Формы просвещения |
Повышение родительской компетентности в комплексном сопровождении ребенка |
1.1. | Педагогическое | - консультации - беседы - диагностика - родительские собрания - памятки, буклеты |
1.2. | Психолого – педагогическое | - консультации - беседы - диагностика - родительские собрания - памятки, буклеты |
1.3. | Логопедическое | - консультации - беседы - памятки, буклеты |
1.4. | Медицинское | - консультации - беседы - памятки, буклеты |
1.5. | Социально – педагогическое, правовое | - консультации -беседы -памятки, буклеты |
2. Повышение педагогической компетентности родителей в индивидуальной профилактике с детьми |
2.1. | Комплексная безопасность формирование здорового образа жизни; профилактика детского травматизма в быту; профилактика гибели и дорожно-транспортного травматизма; обеспечение пожарной безопасности; противодействие терроризму и экстремизму. | -классные родительские собрания - общешкольные родительские собрания - тематические буклеты |
2.2. | Предупреждение безнадзорности и правонарушений обучающихся | - консультации, беседы - круглые столы и т.д. - выступления на родительских собраниях, - индивидуальные консультации с субъектами системы профилактики - заседание Совета профилактики с участием родителей |
2.3. | Профилактика социального сиротства | - консультации, беседы - мероприятия родительского клуба «За руку с семьей» - обеспечение адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей |
2.4 | Социализация ребенка, его самоопределение в сфере профессиональной деятельности | - консультации, беседы - диагностика - групповые занятия с обучающимися по профессиональному самоопределению с участием родителей - взаимодействие с социальными партнерами |
3. Методическая работа специалистов |
3.1. | - Составление годового плана мероприятий, направленных на реализацию программы. - Совершенствование и разработка технологий работы с родителями (законными представителями) по их просвещению. - Информационное обеспечение программы | - консультирование - методическое сопровождение - подготовка методических и технологических материалов - заседание родительского комитета - заседание ШМО - заседания педагогического совета |
План проведения мероприятий в рамках программы по повышению родительской компетентности
№ п/п | Проводимые мероприятия | Ответственный | Сроки исполнения |
Повышение родительской компетентности в комплексном сопровождении ребенка |
1. | Общешкольные родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д. | Администрация центра | В соответствии с планом центра |
2. | Классные родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д. | Классный руководитель | В соответствии с планами работы классных руководителей, воспитателей |
3. | Консультирование специалистов центра: педагога-психолога, социального педагога, педагога – логопеда, дефектолога, медицинской сестры | Зам директора по ВР | В течение года |
4 | Общешкольные лектории для родителей с привлечением специалистов КДН и ЗП, ПДН. | Зам директора по ВР | В соответствии с планом совместных мероприятий с ОУУП и ПДН МОМВД «Рассказовский» |
5 | Проведение диагностики для выявления потребностей и запросов родителей | Педагог-психолог | В течение года |
6 | Распространение буклетов, брошюр, памяток | Зам директора по ВР | В течение года |
Повышение педагогической компетентности родителей в индивидуальной профилактике с детьми |
1. | Общешкольные родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д. | Администрация Центра | В соответствии с планом центра |
2. | Классные родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д. | Классные руководители | В соответствии с планами работы классных руководителей, воспитателей |
3. | Общешкольные лектории для родителей с привлечением специалистов КДН и ЗП, ПДН. | Зам директора по ВР | В соответствии с планом совместных мероприятий с ОУУП и ПДН МОМВД «Рассказовский» |
4. | Заседания Совета профилактики с привлечение родителей | Председатель совета профилактики | В течение года |
5. | Проведение месячников, тематических акций, дней профилактики с обучающимися и родителями по профилактике травматизма на дорогах, о вреде алкоголя, табакокурения, наркотических средств, ПАВ, профилактика экстремизма, ПДД и т.д. | Службы и ведомства системы профилактики: КДН и ЗП, ПДН, ГИБДД | В течение года |
6. | Всеобучи для родителей | Зам директора по ВР | В течение года |
7. | Заседания родительского клуба «За руку с семьей»: - «Готовность к школе» - «Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми» - «Как мы воспитываем своих детей» - «Семья – убежище души» | Социальный педагог, педагог- психолог | В соответствии с планом родительского клуба |
8. | Распространение буклетов, брошюр, памяток по профилактике безнадзорности и правонарушений, по профилактике социального сиротства, по формированию здорового образа жизни | Зам директора по ВР Центр по профилактике социального сиротства | В течение года |
9. | Обновление информационного уголка для родителей | Социальный педагог | В течение года |
10. | Вовлечение родителей деятельность ОО, организация совместной деятельности: - спортивные праздники «Мама, папа, я-спортивная семья», «Веселые старты» - недели здоровья - творческие мастерские - праздники: «Осень», «День матери», «Новогодняя сказка» и т.д. | Зам директора по ВР | В течение года |
11. | Индивидуальное консультирование по вопросам: - о комплексном сопровождении семей, воспитывающих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей воспитанию, образованию, содержанию детей - по проблемам насилия, жестокого обращения в семьях; - по проблемам возрастной психологии; по проблемам в эмоциональной сфере детей после диагностики. | Социальный педагог, педагог – психолог, руководитель, воспитатель | В течение года |
12. | Обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей | Центр по профилактике социального сиротства | По мере необходимости |
13. | Информационно-просветительская работа с населением по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми | Центр по профилактике социального сиротства | В течение года |
14. | Ящик доверия «Родительская почта» | Зам директора по ВР | В течение года |
Методическая работа специалистов |
1. | Повышение квалификации специалистов: посещение областных конференций, семинаров | Администрация центра | В течение года |
2. | Разработка методических рекомендаций по проведению классных родительских собраний, лекториев, всеобучей | Заместитель директора по ВР, руководитель МО | В течение года |
3. | Тематические методические объединения, педагогические советы | Заместитель директора по ВР, зам директора по УР, руководитель МО | По планам работы |
4. | Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам повышения психолого –педагогической компетентности родителей в области воспитания, внедрению новых форм работы с родителями | Заместитель директора по ВР, зам директора по УР | В течение года |
Примерная тематика общешкольных родительских собраний:
«Повышение психолого –педагогической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми как залог качества воспитательного процесса в центре»;
«Психолого – педагогическое самообразование родителей как важный фактор повышения их педагогической компетенции»;
«Повышение компетентности родителей в воспитании культуры здорового образа жизни и профилактики заболеваний»;
«Родителям о воспитании детей»;
«Родительская любовь и ее роль в воспитании детей»;
«Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания»
«Семейный фактор социальной дезадаптации несовершеннолетних»
«Приобщение детей к национальной культуре»
«Как воспитать успешного человека»
«Жизненные ценности современного школьника»
Примерная тематика общешкольных педагогических лекториев, практикумов, конференций, круглых столов, всеобучей, диспутов и т.д.:
«Школьные трудности или как помочь своему ребенку»
«Профилактика вредных привычек у подростков»
«Формирования здорового образа жизни»
«Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации»
«Агрессия её причины и последствия»
«Психология общения»
«Поощрение и наказание детей в семье»
«Возрастные особенности подросткового периода»
«Отец в воспитании»
«Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка»
«Рекомендации родителям по профилактике стресса и переутомления детей»
«Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье»
«Опасности бесконтрольного времяпрепровождения»
Общешкольные лектории для родителей с привлечением специалистов КДН и ЗП, ПДН:
«Профилактика административных правонарушений и ответственность за совершение преступлений»,
«Ответственность родителей за обеспечение прав детей»,
«Предупреждение правонарушений детьми»,
«Закон и ответственность»
Примерная тематика классных родительских собраний, лекториев, практикумов, круглых столов, диспут и т.д.:
«Эффективное общение родителей с детьми».
« Как помочь школьнику учиться»
«Мы такие разные»
«Развиваемся вместе»
«Минутка радости, удовольствия и пользы»
«Играем от души, играем вместе»
«Как научиться слушать и слышать ребенка»
«Чтобы учение было в радость»
«Стрессы в вашей жизни и в жизни ваших детей. Как сними бороться»
«Подростковый возраст. Как понять подростка»
«Наши привычки – привычки наших детей»
«Посеять в детских душах доброту»
«Права и обязанности»
«Неэффективные родительские реакции»
«Бить иль не бить?»
«Личная безопасность и ваш ребенок»
«Улица тоже учит»
«Играем от души, играем вместе»
Примерная тематика психолого – педагогического консультирования, бесед:
о родительских спорах в воспитании ребенка;
о конфликтных отношениях в группе обучающихся;
о дезадаптации ребенка к образовательному процессу;
о нормах поведения ребенка в период образовательного процесса;
об ответственности родителя (законного представителя) за нарушение закона об образовании;
о коррекции поведения обучающегося;
по вопросам межличностных отношений, обучения, ситуаций в семье;
о нарушении прав и законных интересов обучающегося;
по проблемам взаимоотношения детей и взрослых;
по вопросам воспитания и развития ребенка в семье;
любовь и взаимопонимание в семье;
как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка;
о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка;
трудности адаптации ребенка
что делать, если ребенок не любит читать?
«Как научить ребёнка дружить»
«Дети нуждаются в защите взрослых»