СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по повышению родительской компетентности «Искусство быть родителем»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Приоритетами Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.

Просмотр содержимого документа
«Программа по повышению родительской компетентности «Искусство быть родителем»»

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»



Программа рассмотрена и рекомендована к работе педагогическим советом центра Протокол № от 10.01.2018 г.



УТВЕРЖДАЮ:

Директор центра ____________ О.В. Сизова






Программа по повышению родительской компетентности

«Искусство быть родителем»





на 2018 – 2021 г.







Составители:

Жукова Е.Н., социальный педагог,

Бычаева Е.В., социальный педагог,

Лошманова А.П., педагог-психолог,

Кочеткова У.А., педагог-психолог








Рассказово, 2018 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Приоритетами Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.

Также учитывая основные положения Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта образования (СФГОС) для детей с ОВЗ, есть необходимость принятия комплексных мер по повышению родительской компетентности в рамках образовательной организации: участии родителей (законных представителей) обучающихся в развитии социальной среды внутри образовательной организации, а также поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность.

Организованная работа всего педагогического коллектива ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции "Гармония" по повышению родительской компетентности позволит родителям создать благоприятный психологический климат в семье, выстроить доверительные детско-родительские отношения, снизить риск семейного неблагополучия, а значит обеспечивать право на развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Основываясь на опыте работы центра, учитывая социально - политическую и культурную ситуацию в стране, особенности контингента обучающихся и их семей, были сформулированы следующие цели, задачи и направления программы по повышению родительской компетентности.

Цель - Создание благоприятной среды для повышения родительской компетентности и гармонизации детско-родительских отношений в условиях образовательной организации.

Задачи:

  1. обеспечить доступность для семей и родителей помощь специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детей, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений;

  2. формировать у родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей, пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п.;

  3. продолжать профилактическую работу по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся;

  4. способствовать социализации ребенка, его самоопределению в сфере профессиональной деятельности;

  5. предоставить бесплатные консультации и занятия с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, в том числе получения бесплатной консультативной помощи педагога - психолога, учителя -логопеда, дефектолога и других специалистов ОО, а также привлечения соответствующих организаций и волонтерских движений;

  6. вовлекать мужчин в семейные дела и воспитание детей в целях формирования ответственного отцовства, повышения социальной роли отца;

  7. Мотивировать родителей на сотрудничество с ОО;

  8. Подготовка методических материалов для просвещения педагогов и родителей.

В соответствии с основными положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ОВЗ программа обеспечивает повышение уровня компетентности родителей нормально развивающихся детей, так с особыми потребностями, заданными спецификой нарушения психического развития.

Центр является местом активной жизнедеятельности детей на протяжении 9-12 лет. Самые важные этапы развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на всю дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим этапом детства получением образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние много факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно и не все родители могут помочь и поддержать своего ребенка, в силу незнания возрастных особенностей, непонимания потребностей ребенка, родительской некомпетентности.

В связи с этим реализация мероприятий программы должна быть ориентирована на:

  • выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

  • на помощь в разрешении конфликтных ситуаций в семье;

  • профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;

  • повышение уровня правовой культуры в области прав и законных интересов детей, семейного права;

  • повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность;

  • формирование ответственной и позитивной родительской позиции;

  • пропаганду семейных традиций и ценностей семьи;

  • ответственность родителя за воспитание, развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья;

  • обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к социальным услугам для всех семей.


Принципы программы:

• доступности, обеспечивающий адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями;

• последовательности, обеспечивающих постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития ребенка и организации его воспитания в семье;

• интегративности, предусматривающий возможность использования программного материала в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);

• диалогичности, ориентирующий на установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями.


Направления деятельности:

1. Повышение родительской компетентности в комплексном сопровождении ребенка

1.1. Педагогическое (по вопросам: воспитания, адаптации ребенка к образовательному процессу)

1.2. Психолого – педагогическое (по вопросам: детско-родительских отношений,

детско-педагогических отношений, взаимно – детских отношений, состояния

тревожности ребенка, девиантного поведения, иных проявлений психолого-педагогических нарушений)

1.3. Логопедическое (по применению специальных методов и приёмов оказания

помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи)

1.4. Медицинское (по вопросам отклонения физического здоровья ребенка);

1.5. Социально – педагогическое, правовое (по вопросам: защиты прав и законных интересов ребенка, детско - родительских отношений, родительских споров по вопросам воспитания и образования ребенка, по предупреждению безнадзорности и правонарушений, иных вопросов).

2. Повышение педагогической компетентности родителей в индивидуальной профилактике с детьми

2.1. Комплексная безопасность

- формирование здорового образа жизни;

- профилактика детского травматизма в быту;

- профилактика гибели и дорожно-транспортного травматизма;

- обеспечение пожарной безопасности;

- противодействие терроризму и экстремизму.

2.2. Предупреждение безнадзорности и правонарушений обучающихся

- проведение индивидуальных бесед с родителями (законными представителями) по формированию законопослушного поведения воспитанников;

- разъяснение норм законодательства по ответственности родителей (законных представителей) по ненадлежащему исполнению родительских обязанностей по воспитанию, образованию, содержанию ребенка;

- деятельность Совета профилактики центра «Гармония»

- взаимодействие с субъектами системы профилактики (КДН и ЗП, ПДН)


2.3. Профилактика социального сиротства (защита прав и законных интересов обучающихся)

- проведение коррекционно – профилактических мер, направленных на реабилитацию семьи;

- консультация для родителей (законных представителей) по нормам Российского законодательства;

- обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей;

- работа родительского клуба «За руку с семьей»

2.4. Социализация ребенка, его самоопределение в сфере профессиональной деятельности

- формирование навыков самоопределения с учетом возрастных особенностей;

- диагностика профессиональных планов обучающихся;

- консультирование по выбору профессии;

- групповые занятия с обучающимися 9-12-х классов по профессиональному

самоопределению с участием родителей (законных представителей);

- взаимодействие с социальными партнерами.

3. Методическая работа специалистов

- Составление годового плана мероприятий, направленных на реализацию программы.

- Совершенствование и разработка технологий работы с родителями (законными представителями) по их просвещению.

- Разработка технологического инструментария для документирования программы.

- Психолого – педагогическое просвещение педагогов:

  • консультирование

  • методическое сопровождение

- Социально – педагогическое просвещение по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка:

  • консультирование;

  • методическое сопровождение

- Правовое просвещение и профилактика семейного неблагополучия:

  • консультирование;

  • обучение применению нормативных и локальных документов;

  • методическое сопровождение.

- Подготовка методических и технологических материалов.

- Информационное обеспечение программы



Этапы реализации программы «Искусство быть родителем»

I Подготовительный этап (январь 2018г. - июнь 2018 г.)

- планирование реализации основных направлений программы;

- создание условий реализации программы;

II. Основной этап (сентябрь 2018г. – декабрь 2021г.)

- начало реализации программы.

- поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами;

- промежуточный мониторинг результатов;

- корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.

III. Аналитический этап (январь 2021г. – май 2021г.)

- завершение реализации программы;

- мониторинг результатов;

- анализ результатов и обобщение опыта.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. родители получают помощь специалистов по решению возникающих проблем семейной жизни и детско-родительских отношений по мере необходимости;

  2. родители понимают свою ответственность за свои поступки, за семью и воспитание детей;

  3. родители ведут здоровый образ жизни и сами способствуют формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п. у своих детей;

  4. снижение уровня обучающихся и семей, стоящих на всех видах учета;

  5. родители способствуют личностному развитию своих детей: формированию ценностных идеалов, повышению самооценки и самостоятельности, умению достигать своих целей, способствовать социализации ребенка, его самоопределению в сфере профессиональной деятельности;

  6. родители могут самостоятельно обратиться за помощью к конкретному специалисту;

  7. расширение уровня знаний отцов о потребностях детей, развитие навыков коммуникации с ребенком, безконфликтного взаимодействия;

  8. повышение у родителей желания к сотрудничеству, поддержка их интереса к жизни ребенка в ОО;


ПРИМЕРНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

  1. Интерактивное тестирование http://ya-roditel.ru/parents/tests/

Выявление потребностей и запросов

  1. Анкета «Какой я родитель»,



  1. Метод экспресс-диагностикисемейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЕДОР)



  1. Опросник родительской любви и симпатии (Р.В. Овчарова)



  1. Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова



  1. Опросник «Какой Вы родитель»?



УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет администрация центра. Координатором программы являются: классные руководители, учителя-предметники, воспитатели, учитель – логопед, дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


п/п


Направления деятельности



Формы просвещения

  1. Повышение родительской компетентности в комплексном сопровождении ребенка

1.1.

Педагогическое

- консультации

- беседы

- диагностика

- родительские собрания

- памятки, буклеты

1.2.

Психолого – педагогическое

- консультации

- беседы

- диагностика

- родительские собрания

- памятки, буклеты

1.3.

Логопедическое

- консультации

- беседы

- памятки, буклеты

1.4.

Медицинское

- консультации

- беседы

- памятки, буклеты

1.5.

Социально – педагогическое, правовое

- консультации

-беседы

-памятки, буклеты

2. Повышение педагогической компетентности родителей в индивидуальной профилактике с детьми

2.1.

Комплексная безопасность

  • формирование здорового образа жизни;

  • профилактика детского травматизма в быту;

  • профилактика гибели и дорожно-транспортного травматизма;

  • обеспечение пожарной безопасности;

  • противодействие терроризму и экстремизму.

-классные родительские собрания

- общешкольные родительские собрания

- тематические буклеты

2.2.

Предупреждение безнадзорности и правонарушений обучающихся

- консультации, беседы

- круглые столы и т.д.

- выступления на родительских собраниях,

- индивидуальные консультации с субъектами системы профилактики

- заседание Совета профилактики с участием родителей

2.3.

Профилактика социального сиротства

- консультации, беседы

- мероприятия родительского клуба «За руку с семьей»

- обеспечение адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей

2.4

Социализация ребенка, его самоопределение в сфере профессиональной деятельности

- консультации, беседы

- диагностика

- групповые занятия с обучающимися по профессиональному

самоопределению с участием родителей

- взаимодействие с социальными партнерами

3. Методическая работа специалистов

3.1.

- Составление годового плана мероприятий, направленных на реализацию программы.

- Совершенствование и разработка технологий работы с родителями (законными представителями) по их просвещению.

- Информационное обеспечение программы

- консультирование

- методическое сопровождение

- подготовка методических и технологических материалов

- заседание родительского комитета

- заседание ШМО

- заседания педагогического совета



План проведения мероприятий в рамках программы по повышению родительской компетентности



п/п


Проводимые мероприятия


Ответственный

Сроки исполнения


Повышение родительской компетентности в комплексном сопровождении ребенка

1.

Общешкольные родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д.

Администрация центра

В соответствии с планом центра

2.

Классные родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д.

Классный руководитель

В соответствии с планами работы классных руководителей, воспитателей

3.

Консультирование специалистов центра: педагога-психолога, социального педагога, педагога – логопеда, дефектолога, медицинской сестры

Зам директора по ВР

В течение года

4

Общешкольные лектории для родителей с привлечением специалистов КДН и ЗП, ПДН.

Зам директора по ВР

В соответствии с планом совместных мероприятий с ОУУП и ПДН МОМВД «Рассказовский»

5

Проведение диагностики для выявления потребностей и запросов родителей

Педагог-психолог

В течение года

6

Распространение буклетов, брошюр, памяток

Зам директора по ВР


В течение года

Повышение педагогической компетентности родителей в индивидуальной профилактике с детьми

1.

Общешкольные родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д.

Администрация Центра

В соответствии с планом центра

2.

Классные родительские собрания, лектории, круглые столы, практикумы и т.д.

Классные руководители

В соответствии с планами работы классных руководителей, воспитателей

3.

Общешкольные лектории для родителей с привлечением специалистов КДН и ЗП, ПДН.


Зам директора по ВР

В соответствии с планом совместных мероприятий с ОУУП и ПДН МОМВД «Рассказовский»

4.

Заседания Совета профилактики с привлечение родителей

Председатель совета профилактики

В течение года

5.

Проведение месячников, тематических акций, дней профилактики с обучающимися и родителями по профилактике травматизма на дорогах, о вреде алкоголя, табакокурения, наркотических средств, ПАВ, профилактика экстремизма, ПДД и т.д.

Службы и ведомства системы профилактики: КДН и ЗП, ПДН, ГИБДД

В течение года

6.

Всеобучи для родителей


Зам директора по ВР

В течение года

7.

Заседания родительского клуба «За руку с семьей»:

- «Готовность к школе»

- «Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми»

- «Как мы воспитываем своих детей»

- «Семья – убежище души»

Социальный педагог, педагог- психолог

В соответствии с планом родительского клуба

8.

Распространение буклетов, брошюр, памяток по профилактике безнадзорности и правонарушений, по профилактике социального сиротства, по формированию здорового образа жизни

Зам директора по ВР

Центр по профилактике социального сиротства

В течение года

9.

Обновление информационного уголка для родителей

Социальный педагог

В течение года

10.

Вовлечение родителей деятельность ОО, организация совместной деятельности:

- спортивные праздники «Мама, папа, я-спортивная семья», «Веселые старты»

- недели здоровья

- творческие мастерские

- праздники: «Осень», «День матери», «Новогодняя сказка» и т.д.

Зам директора по ВР

В течение года

11.

Индивидуальное консультирование по вопросам:

- о комплексном сопровождении семей, воспитывающих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей воспитанию, образованию, содержанию детей

- по проблемам насилия, жестокого обращения в семьях; - по проблемам возрастной психологии;

по проблемам в эмоциональной сфере детей после диагностики.

Социальный педагог, педагог – психолог, руководитель, воспитатель

В течение года

12.

Обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей

Центр по профилактике социального сиротства

По мере необходимости

13.

Информационно-просветительская работа с населением по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми

Центр по профилактике социального сиротства

В течение года

14.

Ящик доверия «Родительская почта»

Зам директора по ВР

В течение года

Методическая работа специалистов

1.

Повышение квалификации специалистов: посещение областных конференций, семинаров

Администрация центра

В течение года

2.

Разработка методических рекомендаций по проведению классных родительских собраний, лекториев, всеобучей

Заместитель директора по ВР,

руководитель МО

В течение года

3.

Тематические методические объединения, педагогические советы

Заместитель директора по ВР, зам директора по УР,

руководитель МО

По планам работы

4.

Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам повышения психолого –педагогической компетентности родителей в области воспитания, внедрению новых форм работы с родителями

Заместитель директора по ВР, зам директора по УР

В течение года



Примерная тематика общешкольных родительских собраний:

  1. «Повышение психолого –педагогической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми как залог качества воспитательного процесса в центре»;

  2. «Психолого – педагогическое самообразование родителей как важный фактор повышения их педагогической компетенции»;

  3. «Повышение компетентности родителей в воспитании культуры здорового образа жизни и профилактики заболеваний»;

  4. «Родителям о воспитании детей»;

  5. «Родительская любовь и ее роль в воспитании детей»;

  6. «Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания»

  7. «Семейный фактор социальной дезадаптации несовершеннолетних»

  8. «Приобщение детей к национальной культуре»

  9. «Как воспитать успешного человека»

  10. «Жизненные ценности современного школьника»



Примерная тематика общешкольных педагогических лекториев, практикумов, конференций, круглых столов, всеобучей, диспутов и т.д.:

  1. «Школьные трудности или как помочь своему ребенку»

  2. «Профилактика вредных привычек у подростков»

  3. «Формирования здорового образа жизни»

  4. «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации»

  5. «Агрессия её причины и последствия»

  6. «Психология общения»

  7. «Поощрение и наказание детей в семье»

  8. «Возрастные особенности подросткового периода»

  9. «Отец в воспитании»

  10. «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка»

  11. «Рекомендации родителям по профилактике стресса и переутомления детей»

  12. «Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье»

  13. «Опасности бесконтрольного времяпрепровождения»



Общешкольные лектории для родителей с привлечением специалистов КДН и ЗП, ПДН:

  1. «Профилактика административных правонарушений и ответственность за совершение преступлений»,

  2. «Ответственность родителей за обеспечение прав детей»,

  3. «Предупреждение правонарушений детьми»,

  4. «Закон и ответственность»

Примерная тематика классных родительских собраний, лекториев, практикумов, круглых столов, диспут и т.д.:


  1. «Эффективное общение родителей с детьми».

  2. « Как помочь школьнику учиться»

  3. «Мы такие разные»

  4. «Развиваемся вместе»

  5. «Минутка радости, удовольствия и пользы»

  6. «Играем от души, играем вместе»

  7. «Как научиться слушать и слышать ребенка»

  8. «Чтобы учение было в радость»

  9. «Стрессы в вашей жизни и в жизни ваших детей. Как сними бороться»

  10. «Подростковый возраст. Как понять подростка»

  11. «Наши привычки – привычки наших детей»

  12. «Посеять в детских душах доброту»

  13. «Права и обязанности»

  14. «Неэффективные родительские реакции»

  15. «Бить иль не бить?»

  16. «Личная безопасность и ваш ребенок»

  17. «Улица тоже учит»

  18. «Играем от души, играем вместе»


Примерная тематика психолого – педагогического консультирования, бесед:

  1. о родительских спорах в воспитании ребенка;

  2. о конфликтных отношениях в группе обучающихся;

  3. о дезадаптации ребенка к образовательному процессу;

  4. о нормах поведения ребенка в период образовательного процесса;

  5. об ответственности родителя (законного представителя) за нарушение закона об образовании;

  6. о коррекции поведения обучающегося;

  7. по вопросам межличностных отношений, обучения, ситуаций в семье;

  8. о нарушении прав и законных интересов обучающегося;

  9. по проблемам взаимоотношения детей и взрослых;

  10. по вопросам воспитания и развития ребенка в семье;

  11. любовь и взаимопонимание в семье;

  12. как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка;

  13. о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка;

  14. трудности адаптации ребенка

  15. что делать, если ребенок не любит читать?

  16. «Как научить ребёнка дружить»

  17. «Дети нуждаются в защите взрослых»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!